Деятельность как способ человеческого Бытия Действие, поведение, деятельность | На протяжении всей своей жизни человек постоянно совершает те или иные действия, вступая в контакты с миром и другими людьми. Иначе и быть не может - ведь он существует в природе и в обществе, зависит от них и так или иначе реагирует на те условия, в которые ставит его реальное бытие. Иными словами, в действиях человек проявляет себя, свою индивидуальность и активность, воплощает свое бытие, и можно сказать, что для него действовать - значит, быть. Однако человеческие действия далеко не равноценны по своей ориентации и роли. Во-первых, они могут быть направлены на то, чтобы в той или иной мере приспособиться к существующим условиям бытия, к тем требованиям, которые предъявляет к каждой личности ее «жизненный мир» - как природный, так и социальный. Такого рода совокупные действия человека принято называть поведением - с его помощью человек старается изменить не мир, в котором он живет, а самого себя, что- бы быть как можно больше адекватным этому миру, лучше соответствовать ему. Так, наше поведение в обществе всегда предполагает определенное приспособление к требованиям, предъявляемым нам в семье и в школе, правилам поведения в общественных местах, нормам общения с друзьями и т. д. Вместе с тем для большинства людей характерны активные действия, направленные на то, чтобы в определенной степени преобразовать нынешние условия нашего бытия, сделать их более достойными нас, облегчающими жизнь человека (и всего человечества!). Именно такого рода систему человеческих действий и называют обычно деятельностью. С ее помощью человек переделывает мир, создает огромное множество таких вещей и процессов, которые не могут возникнуть естественным путем (здания, машины, компьютеры, произведения искусства и т. д.). Для деятельности характерно наличие ряда признаков, существенно отличающих её от обычного поведения: у последнего они или отсутствуют совсем или же присутствуют в зачаточном и неявном виде. Чаще всего признаками деятельности считаются: • определенная цель, обычно четко осознанная и хорошо продуманная (поведение же часто бывает стихийным, бесцельным и даже бессмысленным); • программа, в которой предусматриваются конкретные способы активных действий, их последовательность, возможные результаты и т. д., т. е. своеобразная логика деятельности (наличие подобных программ в поведении - достаточно редкий случай); • свобода, означающая возможность выбора человеком предметов для преобразования целей, способов деятельности, ожидаемых результатов и т. д. Разумеется, свобода деятельности всегда относительна, ибо она «скована» определенными рамками - объективными законами, реальными возможностями и т. п. (конечно, элементы свободы присутствуют и в поведении; более того, зачастую она понимается человеком анархистски -веду себя так, как хочу, что рано или поздно входит в противоречие с реальными жизненными обстоятельствами); • творчество, стремление человека создать в результате деятельности нечто принципиально новое, отсутствующее до сих пор в реальности. Справедливости ради следует отметить, что далеко не всякая деятельность обладает творческим характером - скажем, деятельность по производству серийных предметов потребления (ее можно назвать репродуктивной, т. е. воспроизводящей то, что уже есть в наличии. Но и она со временем обогащается творческими моментами, ведущими к совершенствованию продукции). В поведении же, которое опирается обычно на традиционные образцы и нормы, творчество, пожалуй, весьма уникальное явление. Таким образом, деятельность человека всегда представляет собой некую продуманную технологию преобразования реальности, подчиняющуюся определенным правилам и нормам и служащую поставленным целям. Такая технология есть важнейший компонент культуры общества, активный фактор, порождающий новый мир человеческого бытия. В любой деятельности можно выявить некую общую структуру, включающую, как правило, две основные составляющие - субъективную и объективную. К субъективной относят все то, что в первую очередь связано с «человеческим фактором» деятельности - самого человека, его активные действия, поставленные им цели и задачи, разработанную программу действий и т. д. Объективная составляющая включает в себя, главным образом, материальные компоненты деятельности - исходные предметы и материалы, законы их бытия, способы и средства их преобразования, результаты (основной и побочные) и др. Очевидно, что хотя субъективная сторона деятельности является ведущей в преобразовании мира, активным и творческим началом этого процесса, объективные параметры выступают весьма важным условием деятельности - они могут как способствовать ее успеху, так и сдерживать ее (достаточно вспомнить, например, о том, как недостаточное финансирование существенно замедляет, - а иногда даже блокирует - деятельность коллективов ученых и инженеров по созданию новых лекарственных препаратов). К философской характеристике деятельности следует отнести представление о видах деятельности. Понятие «вид деятельности» может быть рассмотрено на следующих уровнях, отличающихся друг от друга сферой деятельности и ее содержательной спецификой. Во-первых, на самом высоком уровне анализа можно выделить материальную (практическую) и духовную (интеллектуальную) деятельности. Практическая деятельность связана с преобразованием материальных вещей и явлений и включает главным образом: • производственную деятельность (создание предметных благ, товаров и услуг); • социальную деятельность (преобразование общественных структур - например, социальные реформы); • научную деятельность (различные формы научного эксперимента). Интеллектуальная деятельность предполагает производство идей - философских, научных, религиозных, художественных, этических и т. д. Все они выступают результатом интеллектуальной деятельности конкретных людей и всего человечества и составляют культурный багаж последнего. Вместе с тем очевидно, что эти два вида деятельности - практическая и духовная - существуют, как правило, в активных действиях человека в неразрывном единстве: любая идея так или иначе возникает из общественной практики и опирается на нее, а практическая деятельность (в большинстве случаев) есть не что иное, как воплощение в жизнь определенных идей, их своеобразная «материализация» (скажем, персональный компьютер есть «опредмеченная» идея, рожденная интеллектуальными усилиями Б. Гейтса и его сотрудников). Во-вторых, на среднем уровне анализа можно обозначить несколько более узкие (но вместе с тем присущие всему человечеству) сферы деятельности. Так, философ и политолог XX в. X. Аренде предложила выделять три 1См.: Арендт, X. Vita activa, или О деятельной жизни / X. Арендт. СПб., 2000. С. 14-15. основных вида деятельности - соответственно тому, какое условие человеческой жизни обеспечивает каждый из них: • труд (работа), ответственный за приготовление вещей, необходимых для удовлетворения биологических потребностей человека; • создание (изготовление), продуцирующее искусственный мир вещей и во многом снимающее зависимость человеческого существования от предметов и объектов; • действие (поступок), которое развертывается «прямо между людьми» (без посредничества материалов и вещей) и обеспечивает человеку пребывание среди людей. В этом виде деятельности каждый человек пытается в чем-то изменить своего друга, коллегу и т. д., но при этом может измениться и сам. Разумеется, границы между этими видами деятельности весьма условны и подвижны, так как в реальной жизни человечества они связаны между собой и подразумевают друг друга: так, успешное создание мира немыслимо сегодня без надлежащего удовлетворения биологических потребностей человека и его общения с другими людьми. И, наконец, на наиболее низком, третьем, уровне анализа деятельности речь обычно идет о ее конкретных, специализированных видах, т. е. о профессиональной деятельности. Она связана, как правило, с довольно локальной сферой реальности, с производством специфических продуктов, решением вполне конкретных природных или социальных задач: выращивания хлеба, печатания книг, лечения больных, воспитания детей, создания научной теории и т. д. Чтобы делать все это на должном уровне, с необходимым качеством результата, надо быть специалистом, обладающим определенными знаниями и навыками, профессионалом своего дела (не случайно слово «профессия» происходит от лат. рго^Иеог -объявляю своим делом). Профессия, т. е. тот вид трудовой деятельности, который человек - свободно или под влиянием определенных обстоятельств - выбирает для себя, становится, как правило, делом всей его жизни, определяет его судьбу. Разумеется, в силу различных социальных и личных причин человек может и поменять ее, но все же чаще он становится, например, учителем, живет им и, даже выйдя на пенсию, остается таковым. Будучи «делом, которому ты служишь» (вспомните одноименный роман Ю. П. Германа), профессиональная деятельность неоднозначно воздействует на человека. С одной стороны, она может сделать его настоящим знатоком своего дела, маэстро профессии, раскрывает способности личности в определенной сфере деятельности (правда, довольно узкой). С другой стороны, любая специализация неизбежно замыкает человека в рамки его профессии, ограничивает возможности его самореализации, делает в значительной мере одномерным его мировоззрение и мышление. Специалист привыкает смотреть на мир как бы через призму своей профессии, зацикливается на ней, начинает считать свое дело самым важным для общества. Иными словами, как правило, складывается ситуация, когда не человек владеет профессией, а профессия как бы владеет человеком... Таким образом, активно работая в той или иной сфере деятельности - материальной или духовной, творческой или репродуктивной и, конечно же, профессиональной - человек живет в природе и обществе. Деятельность, труд есть не что иное, как способ бытия человека в мире, они превращают каждого субъекта в homo faber («человека производящего»), который живет, чтобы трудиться, и должен трудиться, чтобы жить. 7.2. Мировоззренческие параметры профессиональной деятельности Вся жизнь человека, его поведение и деятельность (во всех ее формах) так или иначе связаны с мировоззрением личности. Вспомним, что мировоззрение представляет собой совокупность взглядов человека на мир и свое место в нем, и его центральным вопросом является отношение человека к миру. Эти взгляды могут быть как стихийными, так и осознанными: если в первом случае они находятся преимущественно на уровне обыденного сознания, то во вто- ром - поднимаются зачастую до теоретического уровня, приобретают - в той или иной мере - научный характер. Однако в любом случае мировоззрение есть довольно сложное духовное образование, в котором можно выделить следующие основные элементы: • знания - представляющие собой, как уже говорилось ранее, более или менее достоверные сведения о мире. По своей общности и значимости мировоззренческие знания весьма различны: человек обычно обладает как предельно общими знаниями (философскими, религиозными, научными и др.), так и сравнительно частными (например, специальными, профессиональными) и даже сугубо индивидуальными, относящимися лишь лично к нему; • убеждения - знания, как бы пропущенные через личный опыт человека, соотнесенные с ним. Убеждение есть такое знание, в истинности которого человек уверен, хотя часто убеждения могут быть объективно ошибочными, основанными на заблуждениях; • ценности - идеи, представления, знания и т. п., которые наиболее важны и значимы для человека и которыми он руководствуется в жизни; • идеалы - некие высшие цели, совершенные образцы (социальной жизни, человеческого поведения, профессиональной деятельности, личностных отношений и т. д.), к которым человек и человечество обычно стремятся, но которые, как правило, реально недостижимы: в мире нет «идеального общества», «идеальных людей» и пр. Деятельность в зеркале мировоззрения | Очевидно, что все названные элементы мировоззрения не отделены друг от друга жесткими гранями, они взаимопересекаются, перетекают друг в друга. Так, личные убеждения обычно представляют большую ценность для человека и часто касаются тех или иных идеалов: «Я убежден, что на Земле может быть построено абсолютно справедливое общество». Но так или иначе все они входят в структуру мировоззрения, определяют содержание и смыслы человеческой жизни и деятельности - в том числе и профессиональной. Именно на них опирается человек в поисках ответа на самые важные мировоззренческие вопро- сы: в чем смысл моей жизни? Во имя чего я тружусь? Какими способами я имею право реализовать свои жизненные цели? Понятно, что ответы людей на подобные вопросы во многом зависят от характера их мировоззрения, тех убеждений, ценностей и идеалов, которые доминируют в нем. Старая притча рассказывает, что у двух разнорабочих, занятых на постройке церкви, спросили: «Чем вы здесь занимаетесь?» Один ответил: «Ты разве не видишь - таскаю камни!» Другой же сказал: «Я строю храм». Нет надобности говорить, насколько различаются мировоззренческие ценности этих людей... Одним из наиболее значимых явлений, которые человек часто «просматривает» через призму своего мировоззрения, выступает его профессиональная деятельность (труд), ее смысл и ценность. Очевидно, что отношение личности к своей профессии во многом определяется той оценкой труда, которая преобладает в общественном сознании, - а она была различной в конкретно-исторические эпохи. Так, в античной Греции физический труд был уделом рабов и ремесленников и считался недостойным занятием для свободного гражданина: его деятельность сводилась к интеллектуальным деяниям в сфере философии, науки, искусства. В эпоху средневековья труд оценивался как своего рода наказание, назначенное когда-то Богом человеку за его грехопадение («В поте лица своего будешь есть хлеб» - Библия. Бытие, 3.19), а жизнь духовная считалась выше практически-деятельной. В капиталистическом обществе трудолюбие и предприимчивость, напротив, были провозглашены (прежде всего в этике протестантизма) высшими добродетелями человека, а труд стал рассматриваться как атрибут его бытия. И сегодня любая профессиональная деятельность (и практическая, и интеллектуальная) считается не столько формой самореализации человека, сколько средством для обеспечения его существования. Еще Маркс отмечал, что «никто не может сделать что-нибудь, не делая это вместе с тем ради какой-либо из своих потребностей»!. Другое дело, что эти потребности - 1Маркс, К. Сочинения: в 50 т. / К. Маркс, Ф. Энгельс. М., 1961. Т. З.С. 245. V: как источник профессиональной активности личности не должны сводиться к материальным благам, а главным занятием человека «должна быть сама жизнь, а не производство средств жизни»!. Мировоззрение и профессиональное мышление | Вместе с тем мировоззрение специалиста определяет не только его общую оценку своей профессиональной деятельности, но в значительной мере и ее конкретику - те методы, нормы и правила мышления и практических действий, которые он использует в трудовой сфере. Все они, так или иначе, базируются на тех знаниях, которыми владеет специалист, и на имеющемся у него практическом опыте. Наиболее отчетливо уровень культуры деятельности любого специалиста проявляется в стиле профессионального мышления - устойчивой системе принципов, правил и норм теоретико-практического мышления, направляющих и регулирующих его трудовую деятельность. Система таких профессиональных регулятивов есть, по существу, конкретное проявление мировоззрения в его деятельностной, операциональной форме - здесь работают все его элементы: знания, убеждения, ценности и идеалы. При этом можно обнаружить некоторую зависимость: чем более стандартные, шаблонные задачи решает специалист, тем чаще он обращается к привычным для него эмпирическим знаниям и практическим навыкам (скажем, он хорошо знает методы и правила обработки металлов давлением); и наоборот, чем более нетривиальна проблема, вставшая перед ним (например, как правильно оценить новые факты и обобщить их), тем более необходимо ему теоретическое, методологическое и философское знание. Поэтому стиль профессионального мышления складывается из регулятивов различной степени общности и значимости - от специально-практических до научно-теоретических и философских. Роль первых и вторых в профессиональной деятельности очевидна и «прозрачна», по- 1Джохадзе, И. Homo faber и будущее труда / И. Джохадзе // Логос. 2004. № 6.С. 14. этому остановимся лишь на философской составляющей культуры специалиста. Подлинный мастер своего дела должен быть по большому счету и своеобразным «практическим философом», т. е. обладать определенной системой философских знаний и уметь применять их для анализа самых различных ситуаций - житейских, профессиональных, общественных. Поэтому в стиле его мышления должно быть «философское ядро» - комплекс философско-методологических предписаний, ориентирующих специалиста в его активной трудовой деятельности. Анализ профессионального мышления показывает, что в его различных типах можно выявить некоторые общие философские принципы и установки. К основным из них можно отнести следующие: • принцип объективности, требующий от специалиста умения непредвзято оценивать реальность, строить стратегию и тактику профессиональной деятельности в соответствии с истинным (объективным) положением вещей, отличать желаемое от действительного, избавляться от социальных и иных иллюзий и т. п.; • принцип всесторонности, предполагающий стремление учитывать как можно больше свойств и связей объекта своей деятельности, умение выходить за рамки узкоспециализированных представлений, усваивать знания и опыт других профессий (в первую очередь смежных) и др.; • принцип историзма, ориентирующий на анализ и учет эволюции предмета деятельности (его прошлого, настоящего и возможного будущего - вспомним, например, медицинский термин «история болезни»), на стремление увидеть в настоящем элементы будущего и наметить тенденции их развития, на умение отказываться от устаревших теоретических догм и практических методов, новаторски подходить к делу; • принцип противоречивости, нацеливающий специалиста на подход к предметам и явлениям как единству противоположных тенденций, свойств и отношений -например, учет сложного взаимодействия личных и общественных интересов в трудовом коллективе, двойственного влияния научно-технических новаций на устоявшуюся технологию предприятия и т. д. Сегодня этот принцип должен быть дополнен своеобразным «правилом кооперативное™» (в контексте достижений синергетики): следует выявлять не только противоречивые элементы системы, но и такие, согласованные (кооперативные) действия которых могут привести ее к более совершенным состояниям и качествам; • принцип «человекоразмерности», требующий гуманистического подхода к профессиональной деятельности - ее ориентации на посильное решение, прежде всего, человеческих проблем (а не, скажем, чисто технических), на предвидение нежелательных побочных последствий активности специалиста, на учет этических, эстетических, экологических факторов человеческого бытия. Иными словами, сегодня, в век небывалого научно-технического прогресса, особенно необходима гуманитарная экспертиза всех видов профессиональной деятельности - особенно инновационных. Список философско-мировоззренческих регулятивов деятельности специалиста можно было бы продолжить -ведь практически любое положение философской теории обладает, строго говоря, методологическим потенциалом. Подчеркнем лишь главное - именно философская культура делает профессиональное мышление специалиста творческим, раскованным, критическим, придает ему дополнительные «степени свободы» и в конечном счете делает профессионала самобытной личностью, способной к самостоятельному выбору необходимых действий и неординарным решениям стоящих перед ним проблем. Контрольные вопросы и задания 1. Что такое деятельность? Чем она отличается от поведения? Каковы основные признаки деятельности? 2. Какова, общая структура деятельности? 3. Назовите уровни и виды деятельности. 4. Что такое профессиональная деятельность? 5. В чем заключается значение мировоззрения для деятельности человека? 6. Как в истории человечества менялось отношение к трудовой деятельности? 7. Что такое стиль профессионального мышления? 8. Назовите главные философские регулятивы деятельности. Литература Арендт, X. Vita activa, или О деятельной жизни / X. Арендт. СПб., 2003. Деятельность: теории, методология, проблемы. М., 1990. Джохадзе, И. Homo faber и будущее труда / И. Джохадзе // Логос. 2004. Мб. С. 3-17. Вебер, М. Избранные произведения / М. Вебер. М., 1990. Философский словарь студента. Минск, 2003. Яскевич, Я. С. Философия в вопросах и ответах / Я. С. Яскевич. Минск, 2003. Заключение Приоритеты философии в начале третьего тысячелетия Современная философия - это диалог культур, философских учений, структур бытия и человека, его эмоций, переживаний, ценностей и смыслов. Все это и есть поиск своего бытия, устремленный к первоначалам и фундаментальным принципам устройства мира, его познания и отношения к природе, социуму и духовной жизни. Мысль обращается к мудрости в своем желании к освоению мира в его полиструктурности и многообразии, за которыми открывается жизненная реальность индивидуального и универсального события. Философия становится и открытием новых горизонтов «опыта души», глубинной сопричастности человека всему миру. В конце XX в. стало ясно, что акт философствования в конечном итоге возможен только в духовном пространстве полифонического взаимообогащения и взаимопроникновения, использующем логически упорядоченные смыслы и понятия, в их приобщенности к универсальному пониманию космоса, природы, общества, человека. Ценностно-смысловая неисчерпаемость, подлинность, межсубъектная, этически объективная сопричастность человека и мира, трудности восприятия альтернативного и многозначного создают ситуацию поиска выхода из тупика противостояний: материализм - идеализм, объективизм - субъективизм, рациональное - иррациональное. В этом процессе сталкиваются стремление к системной законченности концептуальных построений с логически четким и ясным терминологическим аппаратом, очищенным от субъективности, и возведенной в «систе- му» принципиальной внесистемностью, поэтизированием философского логоса, афористичностью мысли и слова, ассоциативностью живого языка, ценностно-эмоциональным видением мира, которые и претендуют на адекватное и истинное отражение и познание бытия. Мир идей и мир вещей предстоит объединить с миром переживаний и миром ценностей. Современные философские течения отражают новые реальности бытия и радикальную смену понимания человека, его переживаний, мировоззрения, мировосприятия, мироощущения, отношения к природе, к состоянию изменяющегося общества, к становлению новых архетипов, к производству как материального, так и духовного. Философия стремится раскрыть природу целого в субъекте познания и деятельности, а универсальной формой ее выражения оказывается культура и практика. Закономерно, что современная философия становится практической философией, - философской антропологией, философской риторикой, философией пола, любви, смерти, духа, культуры, техники, науки, политики, педагогики, права и т. п. Становление философии конца XX - начала XXI в. сопровождается глубокими качественными изменениями в содержании и структуре философского мышления по сравнению с его предшествующими формами. Однако переход на качественно новый виток развития в социальном, духовном, культурном отношениях - на сегодняшний день лишь реальная возможность выхода его из глобального кризиса, но далеко еще не реализованное состояние. Человечество должно овладеть в полном объеме достижениями многовекового развития духовной культуры, наукой разумного управления и регулирования мировыми процессами. Эта задача не может быть решена вне современного философского знания о мире, раскрытия причин и механизмов функционирования природных, антропологических, социальных и технических явлений в их взаимодополнимости и взаимосвязи как специфически особых элементов единого мирового бытия. Основной задачей современной философской мысли становится выработка новых стратегических приоритетов отношения к природному, социальному и человеческому миру, идеалов открытости, коммуникативного единства человечества, диалога и взаимообогащения различных культур. Глобализационные процессы поворачивают современную философию лицом к мировым проблемам и задают новые горизонты философского поиска. Оглавление Введение............................................................................ 3 ГЛАВА 1. Что такое философия?..................................... 7 1.1. Проблема начала философии.................. . 7 1.2. Философия в системе мировоззрения .... 19 Контрольные вопросы и задания........................................ 43 Литература ...................................................................... 44 ГЛАВА 2. Историко-философское введение.................... 45 2.1. Философия Древнего Востока................... 45 2.2. Античная философия ................................. 51 2.3. Средневековая философия......................... 59 2.4. Философия эпохи Возрождения ............... 63 2.5. Философия Нового времени...................... 66 2.6. Философия эпохи Просвещения................ .. 69 2.7. Философия XIX - начала XX века ............ 70 2.8. Философия и национальное самосознание 76 2.9. Современная философия.............................. 80 Контрольные вопросы и задания....................................... 87 Литература........................................................................ 88 ГЛАВА 3. Философия бытия............................................ 89 3.1. Фундаментальные понятия онтологии ... 89 3.2. Основные виды и атрибуты бытия............ 92 3.3. Бытие человека в мире ............................ 106 Контрольные вопросы и задания..................................... 111 Литература...................................................... ........112 ГЛАВА 4. философия познания ................................ , . 113 4.1. Основные проблемы и понятия гносеологии .113 4.2. Структура и динамика познавательного процесса 124 4.3. Научное познание: специфика, структура, динамика 130 Контрольные вопросы и задания.................................... 137 Литература .................................................................. 138 ГЛАВА 5. Философия человека....................................... 139 5.1. Проблема человека в философии и науке 139 5.2. Философские концепции антропосоциогенеза 157 5.3. Современная философская антропология 179 Контрольные вопросы, и задания................................... 191 Литература .................................................................. 192 ГЛАВА 6. Философия общества...................................... 193 6.1. Основные проблемы, понятия и исследовательские программы философии общества 193 6.2. Динамика общества как саморазвивающейся системы 203 6.3. Основные подсистемы общества: экономика, политика, право, культура 227 Контрольные вопросы и задания.................................... 250 Литература..................................................................... 251 ГЛАВА 7. Философия профессиональной деятельности 252 7.1. Деятельность как способ человеческого бытия 252 7.2. Мировоззренческие параметры профессиональной деятельности 257 Контрольные вопросы и задания.................................... 262 Литература .................................................................. 263 Заключение .................................................................... 264 Учебное издание ЯскевичЯдвига Станиславовна ВязовкинВалентин Степанович ГафаровХасан Сабирович ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ Учебное пособие Редактор Т. С. Житкевич Художественный редактор Е. Э.Агунович Технический редактор Н.А. Лебедевич Корректор Е. 3. Липенъ Компьютерная верстка И. В. Скубий Подписано в печать 09.11.2006. Формат 84x108/32. Бумага офсетная. Гарнитура «Школьная». Офсетная печать. Усл. печ. л. 14,28. Уч.-изд. л. 14,18. Тираж 3000 экз. Заказ 3024. Республиканское унитарное предприятие «Издательство "Вышэйшая школа"». ЛИ № 02330/0131768 от 06.03.2006. 220048, Минск, проспект Победителей, 11. Республиканское унитарное предприятие «Издательство "Белорусский Дом печати"». 220013, Минск, проспект Независимости, 79. Издательство "Вышэйшая школа" Тематика книг - белорусский и русский языки, литература, культура - биология, химия, экология - иностранные языки - история, социогуманитарные Дисциплины - математика, физика, информатика - медицина - педагогика, психология - техника, технология, строительство - экономика, финансы, менеджмент, маркетинг - правоведение и др. Мы рады работать для Вас! Яскевич, Я. С. Я81 Основы философии : учеб. пособие / Я. С. Яскевич, В. С. Вязовкин, X. С. Гафаров. - Минск : Выш. шк, 2006. -268 с. ISBN 985-06-1306-8. Рассматриваются сущность и содержание основных разделов философского знания (истории философии, онтологии, гносеологии, философской антропологии, социальной философии), анализируются важнейшие проблемы философии и конкретно-исторические варианты их решения. Подготовлено в соответствии с типовой учебной программой, утвержденной Министерством образования Республики Беларусь. Адресовано учащимся учреждений, обеспечивающих получение среднего специального образования, а также всем интересующимся проблемами философской мысли. УДК 1(075.32) ББК 87(я723) |