Расчет времени работы транспорта осуществляется по формуле Автомобильным транспортом» Цель: Разработать маршруты и графики движения автомобильного транспорта в процессе товароснабжения и использование критерия минимума стоимости доставки. Теоретические основы Реализация функции товароснабжения требует значительных инвестиций капитала в ресурсы, к которым относятся складские помещения, запасы, технологическое оборудование, персонал, а также транспортных средства для доставки товара потребителю. В функции логистики входит поиск путей достижения максимальной прибыли от использования ресурсов. Распределение – это понятие, обобщающее несколько функций. Усилия по улучшению использования ресурсов и снижения издержек в процессе реализации любой из этих функций должны рассматриваться в контексте воздействия на весь процесс распределения. Планирование же в области распределения должно осуществляться с учетом характера воздействия отдельных решений на весь процесс товароснабжения В данной лабораторной работе операции с транспортным парком рассматриваются как пример реализации одной из функций внутри общего процесса распределения. Достижение компромисса между приемлемым уровнем услуг по товароснабжению потребителей и лимитом транспортных расходов относится к разряду повседневных проблем торговых фирм и требует навыков оперативного планирования Условия лабораторной работы Характеристика обслуживаемого района. Выполняющий лабораторную работу выступает в роли управляющего по вопросам транспорта оптовой фирмы, поставляющей различные товары в 30 магазинов, расположенных на территории района. Координаты магазинов приведены в таблице 1. Движение осуществляется только вертикальными и горизонтальными линиями. Масштаб карты 1 клетка = 1 километр. 2. Товары, доставляемые в магазины со склада разделены на три группы: · Продовольствие (П) · Напитки (Н) · Моющие средства (М) При загрузке автотранспорта следует учитывать, что продовольствие и моющие средства не подлежат совместной перевозке. Других ограничений в совместной предевозке доставляемых товаров нет, то есть напитки могут перевозиться в одной машине с моющими средствами или с продовольствием. Товары всех трех групп упакованы в коробки одинакового размера. При выполнении задания груз будет измеряться количеством коробок. В этих единицах представляется заказ, указывается грузовместимость автомобиля и рассчитываются показатели использования транспорта. Заказы магазинов приведены в таблице 2. 4. Характеристика транспортных средств: Фирма обладает своими транспортными средствами (количество собственных автомобилей по вариантам). Эти транспортные средства могут выполнить лишь ограниченную часть необходимых перевозок. Для осуществления остальных поставок компания может привлекать наемных транспортные средства. Причем наемные транспортные средства разрешается привлекать только в том случае, если все собственные автомобили уже задействованы. Грузовместимость собственного транспорта составляет 120 единиц груза(коробок), наемного - 150 единиц груза. Расчет времени работы транспорта осуществляется по формуле t = tзагрузки + tв дороге + tразгрузки + tдополнительное Все автомобили выезжают со склада в 8.00. Время первой загрузки не входит в рабочее время водителя. Возможно, что в течение дня транспортное средство будет использовано для выполнения более чем одного маршрута. В этом случае каждой последующей поездке будет предшествовать тридцатиминутная загрузка. Средняя скорость движения на маршруте 20 км/ч, то есть 1 км машина проезжает за 3 мин. (это означает, что сторону одной клетки на карте машина преодолевает за 3 мин.) . Время на разгрузку равно 0,5 мин на 1 ед. груза Если протяженность маршрута свыше 110 км (5,5 часов), тто водителю полагается 30 минут отдыха. Максимально допустимое время работы 11 часов, минимально допустимое – 6 часов. Основная продолжительность = 8 часов 6. Расходы по содержанию и эксплуатации автотранспорта: Каждая фирма, владеющая транспортом, несет условно-постоянные и условно переменные расходы по его содержанию. Для собственного транспорта условно-постоянные расходы 10 у.е./день, условно-переменные 0,5 у.е./км. Для наемного транспорта условно-постоянные 50 у.е./день, условно-переменные = 0,5 у.е./км. 7. Расходы сверхнормативного труда: Основной рабочий день водителей 8 часов, включая возможный перерыв в пути. Сверх этого времени до максимально разрешенного количества часов (11 ч) сверхнормативная работа рассчитывается с точностью до минуты и оплачивается по расценкам 15 у.е. в час (0,25 у.е. за минуту) 8. Штрафные санкции: Неполное использование транспорта по времени: Если машина работает меньше 6 часов, то штраф предполагается за собственное авто 10 у.е./день, за наемное авто 15 у.е./ день. Неполное использование вместимости транспортного средства при минимальной не штрафной загрузке 90 ед. При загрузке меньше 90 ед. взимается штраф в размере 2 у.е. за коробку. Штраф за невыполнение заказов магазина составляет 3 у.е. за коробку за каждый просроченный день поставки. Таблица 1 – Координаты магазинов № магазина | Координаты магазина | X | Y | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | Координаты распределительного склада: X – 17 Y - 14 Таблица 2 – Заказы магазинов № магазина | Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница | П | М | Н | П | М | Н | П | М | Н | П | М | Н | П | М | Н | | - | | | - | - | | | | - | | - | | | - | | | | | | | | - | | - | | | | - | - | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | - | | - | - | | | | | | | | | - | | | | | | | | | | - | | | | | | - | | | | | - | | | | | | | | | | | | | | | | - | | | | | | | | | | | | | | | | | | | - | | - | | | | | | - | - | | | | | - | - | | | | | | | | | | | | | | | | - | | | | | - | - | | | | | | | | | | | | | | | - | - | - | | | | | | | | | - | - | | - | | | | | | - | | | | | | | | | - | | | | | | | | | | | | - | - | | | | | | - | - | - | | | | | | | | | | - | | - | | | | | | - | - | | | | | - | - | | | | | - | - | - | - | | - | | | - | | | | - | | - | | | | | | | | | | | | | - | | | | | - | - | - | | - | | | | | - | | | | | - | - | | - | | | | - | | | | - | - | | | | | | | - | | | - | | | - | - | | | | - | | | | | | | | | - | | | | | | | | | - | - | | - | | | - | - | | | - | - | | | | | | | | - | | | | | | | - | - | | | | | | - | | - | | | - | - | | | | | | | | - | - | - | | | | - | - | | | | | | | - | | | - | | - | - | - | | | | | | - | | | | | - | - | | | - | | - | - | | | | | | | | - | | - | - | | | | | | - | | | | | | | | | - | - | | | - | | | | | | | | | | | | | | | - | | | | | Методические указания Намечают первый кольцевой маршрут, выполняют по нему все необходимые расчеты, на основании которых составляют план выполнения заказов. Кольцевые маршруты в первом приближении могут разрабатываться, например, следующим образом. Воображаемым лучом, исходящим из точки 0 и постепенно вращающимся против (или по) часовой стрелке, начинаем «стирать» с координатного поля изображенные на нем магазины (эффект дворника-стеклоочистителя). Как только сумма заказов «стертых» магазинов достигнет вместимости транспортного средства, фиксируем сектор, обслуживаемы одним кольцевым маршрутом и намечаем путь объезда магазинов. Следует отметить, что данный метод дает точные результаты в том случае, когда расстояние между узлами транспортной сети по существующим дорогам прямо пропорционально расстоянию по прямой.  Кроме того, может применяться секторный способ разработки маршрутов. Когда все пространство делится на несколько секторов (например 4) и маршрут разрабатывается для каждого сектора, как например, показано на рисунке 1. Рисунок 1 – Примерный план маршрутов при секторном способе. План выполнения заказов составляется вида (таблице 3) для каждого дня по каждому маршруту. В графе 1 указывается присвоенный маршруту номер, в графе 2, перечисляются магазины, включенные в маршрут, в графах 3, 4 и 5 указывается число коробок продуктов. Моющих средств и напитков, заказанных соответственно каждым магазином. Таблица 3 – План выполнения заказа № маршрута | Понедельник | № магазина | П | М | Н | Машина № 1 (собственная или наемная) | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | Далее по форме приведенной в таблице 4, выполняют расчеты параметров кольцевого маршрута. Рассчитывая затраты, необходимо учесть сверхурочную работу, возможные штрафы, а также другие затраты, связанные с процессом доставки. Таблица 4 – Расчет параметров кольцевых маршрутов Показатель | День недели | Номер маршрута | Итого | | | | | | | Объем перевезенного груза, коробки | | | | | | | | Длина маршрута, км | | | | | | | | Время работы машины на маршруте, часов | | | | | | | | Затраты по выполнению маршрута, у.е. | | | | | | | | Пример составления маршрута и проведения расчетов по нему дан в таблице 5 Таблица 5 – Пример расчета параметров маршрута № маршрута | № магазина | Размер заказа, коробки | Результаты расчета по маршруту | П | М | Н | | | | – | | Количество перевезенного груза Р = 120 коробок | | | | – | | | | | – | | Длина маршрута L = 42 км | | | | – | | Время работы машины на маршруте Т = 42´3+120´0,5 = 186 мин. | | | | – | | | | | – | | Затраты по выполнению маршрута С = 42´0,5=21 у.е. | | | | – | | Путь объезда магазинов по маршруту 0–1–29–30–3–4–6–7–0 | После определения протяженности очередного маршрута полученную информацию заносят в график работы транспорта (таблица 6). Таблица 6 – График работы транспорта № машины | Первая поездка | Вторая поездка | Третья поездка | Общее время работы, ч. | Отправление со склада | Прибытие на склад | Отправление со склада | Прибытие на склад | Отправление со склада | Прибытие на склад | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | И т.д. | | | | | | | | После удовлетворения всех заказов команды выполняют анализ результатов планирования процесса доставки, Форма анализа дана в таблице 7. Таблица 7 – Анализ результатов планирования доставки заказов Показатель | Формула | понедельник | вторник | среда | четверг | пятница | Всего за неделю | Общие затраты по доставке заказов, у.е. | Собщ | | | | | | | Объем перевезенного груза, коробки | Робщ | | | | | | | Пробег транспорта, км | Lобщ | | | | | | | Количество ездок | N | | | | | | | Коэффициент использования вместимости транспорта | K =  | | | | | | | Затраты по доставке, приходящиеся на 1 км пробега, у.е. | CL =  | | | | | | | Затраты на перевозку единицы груза, у.е. | CP =  | | | | | | | |