ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной 
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | Иван Трофимович Рябинин (1845-1910 гг.) Наследником поэтического таланта знаменитого кижского сказителя Трофима Григорьевича Рябинина стал его младший сын Иван. Деревня Середка — родина сказителя Ивана Трофимовича Рябинина. Эта деревня, как и Гарницы, расположена на Большом Клименецком острове. Здесь родился и провел годы молодости второй представитель рябининской эпической традиции — Иван Трофимович Рябинин. Всего у Трофима Григорьевича Рябинина родилось 14 детей. В живых осталось только семь человек. Последним 17 сентября (по ст.ст.) 1845 года родился сын Иван. В те годы Т.Г. Рябинин считается исправным домохозяином, хотя и не из самых зажиточных. Он вырастил четырех сыновей. Двое из них, взятые в солдаты, умерли на службе. Двое других, Гаврила и Иван, жили при отце. В родительском доме за общей работой в долгие зимние вечера они приобщаются к сказительскому искусству — «ста́ринки тянуть», особенно младший Иван. «Какой мальга мой Ванька, а и тот уже научился от меня петь, хоть еще и не вполне. Как едет по деревне, запоет про ратая — по деревне стон стоит» — как-то обмолвился Трофим Григорьевич в разговоре с П.Н. Рыбниковым. Гаврилой отец не был доволен. Не случайно в репертуар сказителя вошла и прочно в нем удерживалась новеллистическая былина «Горе», повествующая о пьянице, загубившем свою молодую жизнь. Т.Г. Рябинин был человеком серьезным, придерживался строгих нравственных правил. Поэтому он отделяет Гаврилу от семейства, и тот ведет хозяйство самостоятельно. Трофим Григорьевич исключил его из семьи столь же решительно, как Алешу Поповича из числа воспеваемых им богатырей. Осудив гульливого, нарушившего долг побратимства Алешу в былине о Добрыне и Василии Казимировиче, он раз и навсегда отказывается от его положительного образа. Младший же, Иван, продолжает жить с отцом. Обзаведясь семьей, он остается в родительском доме. И это согласие между ними понятно. Ведь Иван, как и отец, вина не пьет, табаку не курит, истово соблюдает пост, во время которого питается одной капустой да квасом. Он счастливый семьянин, неутомимый работник, человек умильной простоты и душевной уравновешенности. Так отзовется о нем позднее, уже в 90-е годы, Е.А. Ляцкий. Наверно, Иван так и жил бы под отцовским крылом, под кровом родительского дома, не случись беда. Через семь лет супружеской жизни умирает у Ивана жена. Впервые Иван женился в 1872 году на Анне Елизаровне Круговой из деревни Гивеснаволок, расположенной на том же Клименецком острове. В семье Ивана Трофимовича родилось пять дочерей, которые умерли, не дожив и до трех лет. В 1879 году во время родов умирает его жена, а несколько месяцев спустя, в том же году Иван Трофимович женится вторично на вдове Герасима Яковлевича Андреева, внука Игнатия Андреева, которого Трофим Григорьевич Рябинин называл своим учителем. Иван Трофимович переселяется в дом жены в деревне Гарницы. Так Рябинин-сын возвращается в родовое гнездо, которое в молодости покинул его отец. К этому времени Иван становится наследником поэтического таланта Т.Г. Рябинина, успев перенять основную часть его репертуара — 15 былин. Будучи ревностным старообрядцем, младший Рябинин пел также духовные стихи. Иван Трофимович был первоклассным исполнителем былин. Сопоставление текстов от него и от отца показало, что и он, и последующие Рябинины с большой бережностью относились к восприятию текста. Былины их тоже варьировались, но менее значительно. Усвоенные Иваном Трофимовичем эпические песни в большинстве своем почти дословно повторяли тексты отца и бережно сохраняли традицию, восходящую ко второй половине XVIII столетия. «На то она и старина, что как старики певали, так и нам петь надо. Сам знаешь — не нами сложена, не нами кончится», — говорил Иван Трофимович. В 90-е годы XIX и в начале XX века слава Рябининых вновь возродилась благодаря поездкам Ивана Трофимовича по России и Европе. Новая волна интереса к народному эпическому наследию не была случайной. В эти годы шло формирование чрезвычайно авторитетной в русской фольклористике «исторической школы», в центре научных интересов были былины. В музыкальной жизни Москвы и Петербурга конца XIX века то и дело происходили примечательные события, к которым было причастно Общество любителей естествознания, антропологии и этнографии. Зимой 1894 года столицу «познакомил с характером своего пения» сказитель Иван Трофимович Рябинин. Выглядевший в свои пятьдесят лет значительно моложе, без признаков седины в русых волосах и бороде, «небольшого роста, одетый в поддевку старинного покроя, с тихой вдумчивой речью и неторопливыми движениями», он производил «впечатление спокойного и рассудительного человека». В «Этнографическом обозрении» Е.А. Ляцкий пишет о Иване Трофимовиче: «Принадлежа к приверженцам «старой веры», Иван Трофимович ревниво оберегает ее догматы: он вина не пьет, не курит, строго блюдет все посты, во время которых питается только капустой да квасом, и является в дом, куда его приглашают петь, не иначе, как со своим стаканом в кармане… Столица ни в чем не изменила ни вкусов, ни привычек Рябинина. У себя «на фатере» (в номерах на углу Воздвиженки и Моховой) он все свое свободное время посвящал своему деревенскому делу — вязанию сетей, для чего предусмотрительно были захвачены им и нужные снасти, «палицы» и «клещевицы». Обстановка концертов И.Т. Рябинина была на редкость простой: «На середину залы выдвигалась обыкновенная кафедра, ставился стол и стул, на столе возвышался графин с квасом, вокруг размещались преподаватели, их семьи, родители и родственники воспитанников, воспользовавших случаем, затем живописная группа самих учащихся… Еще несколько мгновений — воцарилась мертвая тишина и … задушевный, несколько сдавленный, но мягкий и высокий тенорок раздавался а зале, сразу очаровывая слушателей оригинальностью и красотой напева», так передает свои впечатления от московских выступлений сказителя Е.А. Ляцкий. Пел сказитель большей частью одни и те же былины: про Вольгу и Микулу, Илью Муромца и Соловья-разбойника, Добрыню и духовные стихи на Распятие и на Воскресенье. По окончании каждой былины восторгам и аплодисментам не было конца, но Рябинин относился к ним, наружно по крайней мере, равнодушно. Как рассказывает Е.А. Ляцкий, И.Т. Рябинин с большим неудовольствием относился к предложениям выпустить что-либо при пении былины или не петь всю былину целиком, а только начало каждой. Такое обращение с текстом былины для него было кощунственным. «Как же так? — недоумевал он. — Мне так петь, к примеру сказать, совсем необычно… Как же это будет? Спою я вам начало былинки, как вы и скажете — остановиться, а может лучшие слова как раз у конца сказываются!.. Одно баловство!» На деньги от выступлений в 1894 году И.Т. Рябинин построил знаменитый дом в Гарницах, к сожалению, разрушенный после Великой Отечественной войны. Ныне его место обозначено крестом. Особенно большую и продолжительную поездку совершил И.Т. Рябинин в 1902 году. Она заняла три месяца. Певец выступал почти ежедневно, а в иные дни и по два-три раза. Поездка началась в Мраморном зале Зимнего дворца в присутствии царской фамилии. Он был награжден «Золотой медалью для ношения на шее» и золотыми часами с гербом. После выступлений в лучших салонах и ученых собраниях Петербурга, Москвы, Киева, Одессы, его мастерством наслаждались в европейских столицах — Софии, Белграде, Вене, Праге, Варшаве. Благодаря учителю Петрозаводской гимназии П.Г. Винокурову, Иван Трофимович объездил пол-Европы, и русская эпическая поэзия получила широкое общественное признание далеко за пределами Отечества. Русский эпос понимался учеными и общественностью славянских стран как органический составной элемент великого наследия не только старорусской, но и общеславянской культуры. Из всего обширного репертуара былинного сказителя до нас дошли в записях лишь шесть текстов былин, исторические песни и духовные стихи. Были опубликованы четыре музыкальных текста, представляющие образцы двух былинных напевов и один напев духовного стиха. Умер Иван Трофимович в январе 1910 года и по «приверженности к расколу» был похоронен гарницкими мужиками без отпевания рядом с сенногубской Никольской церковью. На погосте Сенной Губы на месте, где похоронен И.Т. Рябинин, поставлен памятник с надписью: «Известному сказителю Ивану Трофимовичу Рябинину (1845–1910)». Материал подготовлен Людмилой Афониной Для справки: ЛЯЦКИЙ Евгений Александрович (3(15).8.1868, Минск — 7.7.1942, Прага) — литературовед, этнограф, литературный критик, публицист, прозаик, поэт. В 1889 окончил Минскую гимназию и поступил на историко-филологический факультет Московского университета; был учеником В. Ф. Миллера. С 16 лет ездил в фольклорные экспедиции по Белоруссии. В студенческие годы выступал с докладами в этнографическом отделении Императорского Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии (ОЛЕАиЭ) при Московском университете; в журнале «Этнографическое обозрение» опубликовал ряд статей, рецензий и библиографических обзоров. |