Упражнение 2. Найдите неверно или неточно употреблённое слово, исправьте ошибки 1. Декада узбекской кухни в ресторане будет проходить пять дней: с 1 по 5 сентября. 2. Принимаемые меры морального и материального поощрения к нерадивым работникам желаемого результата не принесли. 3. На экзамене он перепутал не только все мифы, но и фамилии античных героев и богов. 4. С конца VI века до н.э. поток греческих туристов устремился в Египет. 5. В нашей работе еще встречаются недостатки, мешающие успешному преодолению отставания. 6. Неуютно в сборочном цехе, он находится в аварийном состоянии. 7. Земледельцы уделяют недостаточно большое внимание удобрению полей. 8. Московское радио пять месяцев передавало шахматные ходы на эти два континента - Арктику и Антарктику. 9. В течение февраля в Подмосковье продолжительность суток возрастет на 2 часа. 10. Хороших работников на нашем предприятии награждают Доской почета. Упражнение 3. Исправьте ошибки в предложениях 1. Я очень люблю Москву, да и как мне ее не любить, ведь и сама-то я тамбовская. 2. Дождевальная установка уже пущена в работу; взметающиеся вверх рано утром длинные струи не опускаются до позднего вечера, поливая луг с растущими на нем травами. 3. Многие сотни людей каждое утро направляются на фермы, чтобы делать обычное, самое будничное дело - производить молоко, выращивать скот и птицу. 4. Труженики фермы должны строго соблюдать график отела коров. Лексические нормы. Фразеология 1. Употребите следующие словосочетания в предложениях как свободные и как устойчивые. Брать на буксир, выносить сор из избы, сидеть на мели, намылить голову, нагреть руки, смотреть сквозь пальцы, тянуть лямку, вылететь в трубу, рыльце в пушку, показывать когти, отделать под орех, шевельнуть пальцем, перегнуть палку, руки чешутся, зелёная улица. 2. Определите, в каких предложениях и почему фразеологизмы являются стилистически чужеродными. Запишите исправленный вариант. 1. Он выучил урок во имя хорошей оценки. Жертвы эти принесены во имя мира и прогресса. 2. Шпулькин – бывалый человек, тёртый калач, его просто так не проведёшь. Академик В.П. Иванов – тёртый калач в науке, он основательно раскритиковал доклад по термодинамике. 3. Скирдование соломы – альфа и омега этой недели. Альфа и омега этого произведения – воспитание человека-патриота. 4. Звёздным часом Владимира Куца была Олимпиада в Мельбурне, где наш бегун по всем статьям переиграл своих соперников на обеих стайерских дистанциях. Прошлый год стал звёздным часом для 6а, потому что класс больше всех собрал литературы. 5. Уборщица полным ходом мыла коридор. Полным ходом идёт уборка зерновых. 6. Вчера Васька ввёл в заблуждение трёхлетнего брата и получил его игрушку. Внешность его, манера говорить и держаться вводила в заблуждение многих. Синтаксические нормы Упражнение 58.Проанализируйте употребление форм управления; исправьте предложения. 1. Поскольку нигде и никак не разъясняется о сроках сбора орехов, их чаще всего собирают преждевременно. 2. В выпуске дан обзор о применяемых до сих пор классических и современных методах исследования рынка ценных бумаг. 3. Что получается сейчас? Мы не имеем средств для оплаты за материалы! 4. Я имею в виду о положении в Кашмире. 5. Я хочу очень коротко остановиться об агротехнике сахарной свеклы. 6. Мне неприятно указывать об этом. 7. Многие группы позаимствовали это от «Deep Purple». 8. Интересен каталог о фирменных значках заводов-изготовителей. 9. Мы должны получить ответ о вопросе населения России. 10. А без соперника, которого согласно предвыборного этикета противник привык «мочить» и обвинять во всех тяжких, какой он кандидат? Упражнение 59.Раскройте скобки и напишите правильную форму слова. 1) Приехать по (окончание совещания); 2) возвратиться по (завершение строительства); 3) приступить к обязанностям по (истечение срока стажировки); 4) расписаться по (ознакомление с решением); 5) принять решение по (прибытие на место); 6) написать отчет по (окончание работ); 7) по (прибытие товара); 8) оборудование должно быть испытано вновь по (устранение дефектов). Упражнение 60. Объясните и исправьте ошибки, вызванные неправильным употреблением однородных членов в предложениях. 1. Некоторые из очерков в меньшей степени связаны с конкретными моделями исследований операций, а посвящены изложению общих элементов современных математических теорий. 2. В магазине не всегда удается приобрести автомобильную раму, головку блока цилиндров, клиновой ремень для комбайна, калий и другие минеральные удобрения. 3. Из номера в номер газета рассказывает не только об успехах, но и откровенно говорит о тех трудностях, которые могут помешать работе. 4. Завод приглашает на постоянную работу мастера по переработке овощей и одиноких рабочих мужчин и женщин. 5. Любящие свою работу и стремясь ее хорошо выполнить, строители добились высоких производственных показателей. 6. На выставке дизайна женщины примеряли с удовольствием юбки, шляпы и сумочки. 7. В Германии запрещалась пропаганда фашизма, нацизма, идеи тоталитарной власти. 8. Целесообразны подвесные покрытия, прикрепленные к винтам и которые позволяют перекрывать большие пролеты. 9. Необходимо контролировать и спрашивать с подчиненных своевременное выполнение плана. 10. В июле начинается прием и собеседование с абитуриентами. 11. Организован штаб по профилактике и борьбе с птичьим гриппом. 12. Мы сами будем беречь и заботиться о детях. 13. Необходимо отмечать и реагировать на недостатки в работе. 14. Почему в Москве разразился и кто виноват в энергетическом кризисе? 15. Были арестованы и предъявлены обвинения еще двум подозреваемым. |