ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной 
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | Старинное (куплетное) рондо МУЗЫКАЛЬНЫЙ СЛУХ -- см. Слух. МУЗЫКОВЕД. Вечером по телевидению транслируют оперу. До начала спектакля вы слушаете пояснительное слово, в котором рассказывается история создания произведения, раскрываются его особенности. Вы хотите узнать побольше о композиторе, музыка которого вам очень нравится. В библиотеке вам дают книжку о нем. Состоялась премьера музыкального спектакля. В газетах и журналах появляются на него рецензии. В концертном зале, перед началом вечера симфонической музыки, слушатели покупают программы. В них вложена аннотация -- рассказ о музыке, которую предстоит услышать. В музыкальных школах, кроме занятий по специальности, то есть обучения игре на том или другом инструменте, существуют еще уроки сольфеджио и музыкальной литературы. Если вам непонятно значение какого-то музыкального термина или нужно узнать что-либо, относящееся к музыке, вы берете музыкальный словарь или энциклопедию... Во всех этих случаях вы сталкиваетесь с одной из сторон деятельности музыковеда. Специалисты-музыковеды получают образование в консерватории, на теоретико-композиторском факультете. Там они получают знания по истории русской, советской и зарубежной музыки, гармонии, полифонии, инструментовке, анализу музыкальных форм, получают педагогическую, лекторскую практику, обучаются основам редактирования. Музыковеды -- это ученые, авторы исследований о творчестве композиторов, о той или иной эпохе в развитии музыкальной культуры, о различных средствах музыкальной выразительности. Музыковеды -- это и многочисленные педагоги всех уровней, от профессоров консерватории, авторов учебников по истории музыки, музыкальной литературе, гармонии и т. д. до преподавателей музыкальных школ, руководителей музыкальных кружков. Музыковеды работают в архивах и в музеях, редактируют книги о музыке и ноты; подготавливают музыкальные радиопередачи и программы концертов; пишут критические статьи. Это очень интересная, многосторонняя профессия, требующая больших и разнообразных знаний, умения разбираться и в музыке прошлого, и в музыкальных событиях и явлениях современности, умения хорошо и свободно владеть словом, выражать свои мысли устно и в письменной форме и, конечно, свободного владения роялем, без которого настоящий профессионал просто немыслим. Советское музыковедение знает имена многих выдающихся музыкальных ученых. Есть среди них даже академик Б. Асафьев, которому принадлежит много книг и статей, посвященных русским, советским и зарубежным композиторам. Роисхождение рондо, название его частей. Характер содержания Форма рондо ведет свое происхождение от хороводной песни с припевом. Песня этого рода обычно строится так, что предварительно исполняется куплет (запев), за которым следует припев. Текст куплета, при повторяющейся музыке, каждый раз — новый, текст же припева сохраняется весь или в большей своей части. В инструментальной музыке, вместо меняющегося текста, меняется музыка (В и С в схеме); припев, появляясь в начале формы, далее повторяется так, как и в вокальной хороводной песне (буква А в схеме). Термин «рондо» означает—«круг» (хоровод). Ударение в слове «рондо» возможно и на первом слоге (итальянское произношение) и на втором (французское произношение). Повторяющаяся тема называется главной партией (по старинной терминологии рондо — rondeau или рефрен — refrain, то есть припев). В схеме, таким образом, А — главная партия. Для того чтобы отличить местоположение каждого ее проведения, будут приняты следующие термины: первое проведение главной партии, второе проведение главной партии и т. д. Части, расположенные между проведениями главной партии, поскольку каждая из них имеет самостоятельное и не повторяющееся в других частях содержание, называются эпизодами. В схеме В и С — эпизоды, первый и второй. Старинное (куплетное) рондо Общие черты гомофонной музыки первой половины XVIII века, особенно французской, — отсутствие длительного сквозного развития, относительная замкнутость частей формы, при их краткости, и известная механичность сцепления этих частей. Перечисленные черты в полной мере отражены в трактовке формы рондо того времени. Все части рондо кратки и их, нередко, много, благодаря чему в целом форма получается довольно крупной. Тематика рондо в общем, отражая происхождение формы, носит характер близкий к песенно-танцевальному роду музыки. Это свойство, роднящее форму рондо со многими образцами двух- и трехчастиых форм, в немалой мере сохраняется и в дальнейшем развитии данной формы, хотя и не может считаться обязательным для всех случаев. Главная партия Главная партия, как тема повторяющаяся и, тем самым, в наибольшей степени определяющая общий характер произведения, носит часто песенно-танцевальный характер. С гармонической стороны, главная партия представляет собой построение, замкнутое полной каденцией в главной тональности. Со структурной стороны, главная партия, как правило, — период в 8, изредка в 16 тактов, обычно состоящий из двух сходных предложений. Приведенный пример, мелодика которого заключает в себе известные черты полифонической манеры письма, также не составляет исключения, так как его структура при ближайшем рассмотрении, близка к обычной: Количество проведений главной партии колеблется от трех до пяти или шести, в отдельных случаях доходя даже до восьми или девяти. Репризы обычно повторяют главную тему в ее первоначальном виде или слегка варьированно при помощи орнаментики (см. Бах. Рондо из партиты c-moll). Тем самым создается близость вариационной формы и рондо. Эпизоды Эпизоды, расположенные между проведениями главной партии, в ранне-классическом рондо обычно дают лишь небольшой тематический контраст. Иногда даже встречается вкрапление в эпизод элементов из главной темы (см. такты 36—38 примера 135), которое нетрудно отличить от ее настоящей репризы по тональному признаку: тематическая и тональная репризы в рондо, как правило, совпадают. С гармонической стороны, эпизоды заключают в себе несколько большее разнообразие плана, чем главная партия. В одних случаях эпизод начинается прямо в новой тональности, введенной ради контраста, скачком. Но очень часто малая степень тематического контраста сопровождается и смягчением тональных сопоставлений. В примере 135 все четыре эпизода начинаются с тонической гармонии главной тональности, после которой тут же или спустя некоторое время (см. 2-й эпизод, тональный план которого Е—Н) начинается модулирование в подчиненную тональность, заканчивающую эпизод. Таким образом, эпизод приобретает строение модулирующего периода. Порядок тональностей для всех эпизодов в старом куплетном рондо представляется довольно произвольным. Общая черта — безусловное ограничение тональностями, близко родственными к главной. Кроме того, нередко встречается проведение эпизода в главной тональности. Это чаще всего делается в последнем эпизоде, расположенном близко от конца формы, где преобладание главной тональности кажется вполне уместным. Отчасти намечается в общем распорядке тональностей эволюция в сторону приближения плана к формуле Т—D—S—Т. Она выражается в предпочтении тональности доминантовой стороны для первого эпизода и субдоминантовой для одного из последующих. В примере 135 эта тенденция не получила ясного выражения, которое более свойственно рондо венских классиков. Связующие части старому куплетному рондо не свойственны. Структура эпизодов относительно разнообразна. Протяжение их большей частью равно протяжению главной партии или его превышает. В примере 135, при восьмитактовой главной партии, первый эпизод также равен 8 тактам. Второй и третий эпизоды имеют по 16 тактов, четвертый же, наиболее оживленный в модуляционном строении, разросся до 20 тактов. Кода, как правило, отсутствует. |