ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной 
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | Буквенно-цифровые обозначения аккордов От составителя Джаз уже давно стал неотъемлемой частью отечественной музыкальной культуры, а обучение джазу – сегментом (хотя и малым) общей структуры музыкального образования. Профессиональное обучение в этой области осуществляет ряд эстрадно-джазовых училищ (колледжей) и эстрадно-джазовых факультетов некоторых российских вузов. Интерес к джазу питают не только студенты специализированных факультетов, но и обучающиеся академической направленности. Специфика джаза требует особых программ и методов обучения, а также соответствующих им учебных и методических пособий. И если в сфере джазового исполнительства и некоторых аспектов теории (в частности, джазовой гармонии) имеется определенный круг изданий и педагогических разработок, в области сольфеджио в настоящее время не существует достаточного количества изданной учебно-методической литературы, основанной на джазовой интонационности. Создание специализированных училищных и вузовских курсов джазового сольфеджио и соответствующего круга пособий сегодня находится на стадии становления. Традиционные же курсы сольфеджио могут быть модернизированы путем включения элементов джазового языка в устоявшиеся учебные планы. Данный сборник «Джазовые стандарты в курсе сольфеджио» носит характер вспомогательного учебного пособия, предназначенного для внедрения в существующие сольфеджийные курсы. Создание его было вызвано необходимостью осовременить музыкальный материал, традиционно используемый на уроках сольфеджио, добавить в круг осваиваемых средств еще одно интонационно-стилевое поле, привнести в привычный набор десятилетиями звучащих на уроках «номеров» новую интонационность, интересную сегодняшним студентам. Кроме того, включение классики джаза в рамки академической дисциплины может способствовать расширению музыкального кругозора классических музыкантов, а также ознакомить их со способом нотной фиксации джазовых «опусов» и особенностями их исполнения. Поскольку данное пособие имеет характер дополнительного материала, оно выстроено в соответствии с традиционной последовательностью освоения интонационных трудностей в курсах сольфеджио – от диатоники к хроматике, от простых мелодий к примерам повышенной сложности. Материал начального раздела первой части может быть использован для чтения с листа. Учитывая особенности джазовой интонационности, нельзя было не включить в сборник раздел, посвященный такому «лейблу» джаза, как блюзовый лад. Эта часть пособия включает не только собственно блюзовые темы, но и не блюзовые стандарты, в которых ярко проявляет себя специфическая звуковысотная организация этого лада. Сборник состоит из двух частей («Одноголосие» и «Двухголосие»), неравновеликих по объему. Основной массив музыкальных образцов содержится в первой части. Однако, двухголосно могут быть исполнены фактически все примеры сборника. Самый простой способ заключается в добавлении нижнего голоса, «сформированного» из указанных в аккордовой цифровке басов. Одним из видов творческих заданий может стать присочинение нижнего голоса в стиле «walking bass» (образцом выполнения может служить тема Джерри Маллигана «Line For Lions», дополненная вторым голосом составителем настоящего сборника). Особенно естественно двухголосие подобного рода будет звучать в блюзовых темах. Некоторые темы располагают к имитационной фактуре: например, «Black And Blue» Ф.Уоллера, «Early Autumn» Р.Бернса и В.Германа, «The Midnight Sun Will Never Set» К.Джонса и Г.Сальвадора. Часть тем может быть изложена блокаккордами и исполнена в четырех - или пятиголосии. Еще одним вариантом творческих заданий может стать исполнение стандарта с аккомпанементом по указанной цифровке. При пении предложенных в сборнике стандартов необходимо учитывать особенности джазовой интонации и ритмики. И если для студентов академической специализации возможно строгое исполнение текста, то для будущих джазменов предпочтителен другой вариант. В противовес академической традиции, предполагающей абсолютно точное интонирование и жестоко карающей исполнителя за любое непопадание в ноту или малейший отход от фиксированного в нотном тексте ритма, джаз в определенном смысле вполне легально позволяет себе подобные «вольности». Более того, некоторые элементы (в частности, блюзовые модальные тоны – т.н. «блюзовые ноты») и не должны исполняться как строго соответствующие звукам темперированного строя. Безусловно, одна из целей предмета сольфеджио – воспитание чистой, правильной интонации. Но как быть, если в данном случае «правильно» означает «грязно»? Как найти компромисс между задачами курса сольфеджио и желанием художественно достоверно исполнить блюз? Думается, что очертить границы дозволенного помогут стилевые «правила игры»: определенный тип интонирования может быть применен только в жестких рамках конкретного стиля. В значительной мере вышесказанное относится и к ритму. Джазовая ритмика имеет свои особенности (например, т.н. «свинг»), которые не могут быть в полной мере отражены в нотном тексте. Целесообразно допускать относительно свободную трактовку разных ритмических фигур (как последований ровных длительностей, так и синкоп, пунктиров, триолей и т.п.) в рамках строгого метра. Пособие носит характер вспомогательного материала к традиционно преподаваемому в ВИ(ВД)ВУ курсу сольфеджио. Оно предназначено для курсантов 1, 2 и 3 курсов. Кроме того, оно может стать актуальным и для эстрадно-джазовых отделений музыкальных училищ и вузов. Основу пособия составили джазовые стандарты из сборника «Jazz Elite» (Спб., 2003) и электронных версий американских изданий («The New Real Book», т.1 – 1988, т.2 – 1991, т.3 – 1995; «Jazz Fake Book», «Jazz LTD», «Library of musicians’ jazz»). В предложенном пособии сохранена «музыкальная орфография» и темповые обозначения источников. Для облегчения чтения джазовой цифровки варианты обозначения одинаковых аккордовых структур, встречающиеся в различных источниках, были сведены составителем к «единому знаменателю». Качество аккордовых структур, указанных в первоисточниках, при этом было точно сохранено. Заметим, что нотный текст мелодий стандартов в различных источниках может иметь некоторые отличия, обусловленные устно-импровизационной природой джаза. Помимо собственно сборников джазовых стандартов, примеры раздела «Двухголосие» взяты из изданий «О.Питерсон. Джазовые этюды и пьесы для фортепиано» (Спб., 2004), «М.Шмитц. 25 джазовых инвенций для фортепиано» (М., 2004). Буквенно-цифровые обозначения аккордов 7 – малый мажорный септаккорд m7 - малый минорный септаккорд 6 – мажорное трезвучие с большой секстой m6 – минорное трезвучие с большой секстой 6/9 – мажорное трезвучие с большой секстой и большой ноной m 6/9 – минорное трезвучие с большой секстой и большой ноной maj (или maj7) – большой мажорный септаккорд m(+7) – большой минорный септаккорд aug – большой увеличенный септаккорд 0 – уменьшенный септаккорд m7(b5) –малый уменьшенный септаккорд 9 – большой нонаккорд на основе малого мажорного септаккорда 7(-9) – малый нонаккорд на основе малого мажорного септаккорда maj9 – большой нонаккорд на основе большого мажорного септаккорда m9 – большой нонаккорд на основе малого минорного септаккорда m7(-9) – малый нонаккорд на основе малого минорного септаккорда 11 – ундецимаккорд на основе 9-аккорда m11 – ундецимаккорд на основе m9-аккорда 13 – большой терцдецимаккорд на основе 11-аккорда add – добавить (указанный аккордовый тон) omit – исключить (указанный аккордовый тон) sus – взять чистую кварту вместо терции аккорда Часть I. Одноголосие. Раздел 1. Диатоника. |