Рондо в творчестве русских композиторов. РОНДО Литература 1.Мазель Л. Строение музыкальных произведений 2.Холопова В. Музыкальные формы. 3.Цуккерман В. Анализ музыкальных произведений. Рондо в его историческом развитии. –Ч. 1., 2.-М., 1988. 4. Григорьева Г. Рондо ХХ века. Определение. Жанровые истоки. Главный признак рондо – многократное (не менее 3-х раз) проведение основной темы при условии чередования её с иными, отличающимися друг от друга, темами. Форма содержит двоякий контраст: 1) между рефреном и эпизодами, 2) между эпизодами. Взаимодействие двух принципов: повторности и контраста, действующих многократно. Полифункциональность рефрена, который выполняет экспозиционную, серединную и заключительную функции. Аналогии и различия рондо с 3-х частной и вариационной формами. Возможность варьирования рефрена, производности эпизодов от рефрена, появления связок, выделения последнего рефрена из предыдущих. Рондообразные и рондифицированные формы и их конструктивные особенности и выразительные возможности. Возникшие на базе 3-х частных: трёх-пятичастная со схемой АВАВА и двойной (схема АВА1В1А2) или тройной (АВА1В1А2В2А3) трёхчастной. Четное рондо. Близость к песенной вариационной куплетности двойной трёхчастной формы. Трёхчастная форма с рефреном. Произведения для анализа 1. Бородин А. Спящая княжна 2. Глинка М. И. Ночной зефир 2. Моцарт В. А. Рондо Alla turca 3. Шопен Ф. Мазурка ор. 56 № 1 4. Лист Ф. «Кампанелла». Исторические типы рондо Староконцертная форма Истоки возникновения страроконцертной формы (Протопопов) или концертной (Холопов). Названия разделов формы и их композиционная функция. Типичность модуляционного рондо для мироощущения и эстетики предклассической эпохи. Связь с философским пониманием мира в XVII веке (деизм, демиург и идея первотолчка). Черты общие с рондо: тематическое единство рефрена-ритурнеля, неоднократность проведения темы и интермедий-эпизодов. Черты различия. Асинхронность формы, как следствие не совпадения 3-х планов: тематизма, тонального плана и фактурно-динамических смен. Основная причина – традиции старинного тематического (интонационного) развёртывания. 2. Модуляционне рондо (Скребков) Ф.-Э.Баха. Асинхронность 3-х планов и черты своеобразия формы, как путь к интерпретации. «Террасообразная» динамика при действии смысловых структур tutti – solo. Для анализа: Ф.- Э.Бах. Рондо ре-минор. Рондо французских клавесинистов Причины распространения формы рондо: национальные традиции хороводного танца, эстетика стиля рококо (ясность, преобладание покоя, взаимная гармония частей и их тщательная выделка). Рефрен и эпизоды рисуют один образ с разными оттенками внутри рафинированного стиля. Терминология: рондо, куплет. Отсюда – куплетное рондо. Типы образного содержания: Общие композиционные принципы: 1) принцип сложенности частей, 2) монообразность, 3) однотемность, производность тематического материала эпизодов от рефрена, 4) отсутствие дополнительных частей, подчёркнутость кадансов, 5) единая линия пропорциональных соотношений между рефренами и куплетами в сторону разростания последних от начала к концу рондо, 6) «убыстрение» последних эпизодов путём ритмического уменьшения длительностей («принцип ритмической актуализации» В. Цуккерман), 7) ладотональное однообразие при господстве главной тональности (1-й эпизод в тональности D, 2-й в параллельной по отношению к основной тональности), 8) программность, 9) упорядоченность, тотальная роль квадратности. 10) орнаментальность – роль мелизматики. Произведения для анализа. 1. Куперен Л. Жнецы 2. Куперен. Душистая вода Классическое рондо Классическое рондо как высшая ступень развития этой формы и в то же время начало её внутреннего перерождения. Минимальное как норма количества разделов формы при значительном усложнении их структуры и взаимоотношений, резкое обострение контрастности эпизодов. Возникновение чётких закономерностей в тональном плане. Меньшая жанровая ограниченность классического рондо, значительное расширение круга его образов. Динамизирующая роль связующих построений (нередко приобретающих характер разработки). Возникновение непаритетности эпизодов по отношению к рефрену и друг к другу, выделение второго эпизода в качестве центрального, разрушая «плоскостную природу рондо» и превращая его в подобие сложной трёхчастной формы у Л. В. Бетховена. Появление контрастных тем внутри отдельных эпизодов. Процессы функциональных отклонений (перерастание дополнения в связку). Индивидуально-стилевые черты рондо у Гайдна, Моцарта, Бетховена. Литература 1. Цуккерман В. Анализ музыкальных произведений. Рондо в его историческом развитии. –Ч. 1.-М., 1988. Произведения для анализа 1. Гайдн. Соната для ф-но e moll, финал 2. Моцарт Ф-п концерт ре-минор, медл. часть. 3. Бетховен. Соната 20, финал Рондо эпохи роматнизма Некоторое падение ведущей роли рефрена и повышение удельного веса эпизодов у композиторов-романтиков (связь с эстетикой). Песенность тематизма, импульсивность эмоции и как следствие ограничение числа частей и повышение их слитности у Ф. Шуберта. Две тенденции: А) к усилению контрастности (сюитность как принцип); Б) к слитности, единству. А) Калейдоскопичная смена контрастов, (сюитность), высокая степень образной характеристочности, свободное сочетание рондо с сонатными закономерностями, многочастность, свободная трактовка функции рефрена, тонального плана, структурная свобода у Р. Шумана. Б) Однотемность, монообразность, единство сквозного развития на основе вариационности и разработочности (Шуберт, Лист, Шопен), образование двойных и тройных трехчастных (рондообразных) форм. Рондо в творчестве русских композиторов. Рондо в ХХ веке Произведения для анализа 1. Шуман Р. Венский карнавал, I ч. 2. Шопен. Финал Сонаты си-минор. 3. Прокофьев С. Болтунья. |