МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Рондо в творчестве русских композиторов.





РОНДО

Литература

1.Мазель Л. Строение музыкальных произведений

2.Холопова В. Музыкальные формы.

3.Цуккерман В. Анализ музыкальных произведений. Рондо в его историческом развитии. –Ч. 1., 2.-М., 1988.

4. Григорьева Г. Рондо ХХ века.

Определение.

Жанровые истоки.

Главный признак рондо – многократное (не менее 3-х раз) проведение основной темы при условии чередования её с иными, отличающимися друг от друга, темами. Форма содержит двоякий контраст: 1) между рефреном и эпизодами, 2) между эпизодами. Взаимодействие двух принципов: повторности и контраста, действующих многократно.

Полифункциональность рефрена, который выполняет экспозиционную, серединную и заключительную функции. Аналогии и различия рондо с 3-х частной и вариационной формами.

Возможность варьирования рефрена, производности эпизодов от рефрена, появления связок, выделения последнего рефрена из предыдущих.

Рондообразные и рондифицированные формы и их конструктивные особенности и выразительные возможности. Возникшие на базе 3-х частных: трёх-пятичастная со схемой АВАВА и двойной (схема АВА1В1А2) или тройной (АВА1В1А2В2А3) трёхчастной. Четное рондо. Близость к песенной вариационной куплетности двойной трёхчастной формы. Трёхчастная форма с рефреном.

Произведения для анализа

1. Бородин А. Спящая княжна

2. Глинка М. И. Ночной зефир

2. Моцарт В. А. Рондо Alla turca

3. Шопен Ф. Мазурка ор. 56 № 1

4. Лист Ф. «Кампанелла».

Исторические типы рондо

Староконцертная форма

Истоки возникновения страроконцертной формы (Протопопов) или концертной (Холопов). Названия разделов формы и их композиционная функция. Типичность модуляционного рондо для мироощущения и эстетики предклассической эпохи. Связь с философским пониманием мира в XVII веке (деизм, демиург и идея первотолчка).

Черты общие с рондо: тематическое единство рефрена-ритурнеля, неоднократность проведения темы и интермедий-эпизодов. Черты различия. Асинхронность формы, как следствие не совпадения 3-х планов: тематизма, тонального плана и фактурно-динамических смен. Основная причина – традиции старинного тематического (интонационного) развёртывания.

2. Модуляционне рондо (Скребков) Ф.-Э.Баха. Асинхронность 3-х планов и черты своеобразия формы, как путь к интерпретации. «Террасообразная» динамика при действии смысловых структур tutti – solo.

Для анализа:

Ф.- Э.Бах. Рондо ре-минор.

Рондо французских клавесинистов

Причины распространения формы рондо: национальные традиции хороводного танца, эстетика стиля рококо (ясность, преобладание покоя, взаимная гармония частей и их тщательная выделка). Рефрен и эпизоды рисуют один образ с разными оттенками внутри рафинированного стиля. Терминология: рондо, куплет. Отсюда – куплетное рондо.

Типы образного содержания:

Общие композиционные принципы:

1) принцип сложенности частей,

2) монообразность,

3) однотемность, производность тематического материала эпизодов от рефрена,

4) отсутствие дополнительных частей, подчёркнутость кадансов,

5) единая линия пропорциональных соотношений между рефренами и куплетами в сторону разростания последних от начала к концу рондо,

6) «убыстрение» последних эпизодов путём ритмического уменьшения длительностей («принцип ритмической актуализации» В. Цуккерман),



7) ладотональное однообразие при господстве главной тональности (1-й эпизод в тональности D, 2-й в параллельной по отношению к основной тональности),

8) программность,

9) упорядоченность, тотальная роль квадратности.

10) орнаментальность – роль мелизматики.

Произведения для анализа.

1. Куперен Л. Жнецы

2. Куперен. Душистая вода

 

Классическое рондо

Классическое рондо как высшая ступень развития этой формы и в то же время начало её внутреннего перерождения. Минимальное как норма количества разделов формы при значительном усложнении их структуры и взаимоотношений, резкое обострение контрастности эпизодов. Возникновение чётких закономерностей в тональном плане. Меньшая жанровая ограниченность классического рондо, значительное расширение круга его образов.

Динамизирующая роль связующих построений (нередко приобретающих характер разработки). Возникновение непаритетности эпизодов по отношению к рефрену и друг к другу, выделение второго эпизода в качестве центрального, разрушая «плоскостную природу рондо» и превращая его в подобие сложной трёхчастной формы у Л. В. Бетховена.

Появление контрастных тем внутри отдельных эпизодов. Процессы функциональных отклонений (перерастание дополнения в связку).

Индивидуально-стилевые черты рондо у Гайдна, Моцарта, Бетховена.

Литература

1. Цуккерман В. Анализ музыкальных произведений. Рондо в его историческом развитии. –Ч. 1.-М., 1988.

Произведения для анализа

1. Гайдн. Соната для ф-но e moll, финал

2. Моцарт Ф-п концерт ре-минор, медл. часть.

3. Бетховен. Соната 20, финал

 

Рондо эпохи роматнизма

Некоторое падение ведущей роли рефрена и повышение удельного веса эпизодов у композиторов-романтиков (связь с эстетикой). Песенность тематизма, импульсивность эмоции и как следствие ограничение числа частей и повышение их слитности у Ф. Шуберта.

Две тенденции: А) к усилению контрастности (сюитность как принцип); Б) к слитности, единству. А) Калейдоскопичная смена контрастов, (сюитность), высокая степень образной характеристочности, свободное сочетание рондо с сонатными закономерностями, многочастность, свободная трактовка функции рефрена, тонального плана, структурная свобода у Р. Шумана.

Б) Однотемность, монообразность, единство сквозного развития на основе вариационности и разработочности (Шуберт, Лист, Шопен), образование двойных и тройных трехчастных (рондообразных) форм.

Рондо в творчестве русских композиторов.

Рондо в ХХ веке

Произведения для анализа

1. Шуман Р. Венский карнавал, I ч.

2. Шопен. Финал Сонаты си-минор.

3. Прокофьев С. Болтунья.

 





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.