История моды с 18-го по 20-ое столетие. Содержание I Введение: 1. Что такое бал? 2. Типы балов 3. Бальный этикет 4. Бальная мода II Основная часть: 1.История моды с 18-го по 20-ое столетие. III Заключение 1. Приложения 2. Источники Введение. Бал(от фр. bal, итал. ballo, нем. Ball) — собрание многочисленного общества лиц обоего пола для танцев. Балы отличаются от обычных танцев или дискотеки повышенной торжественностью, более строгим этикетом и классическим набором танцев, следующих в заранее определённым порядке. Балы восходят к празднествам при французском и бургундском дворах. Первый бал, о котором сохранились свидетельства, был дан в 1385 году в Амьене по случаю бракосочетания Карла VI с Изабеллой Баварской. В эпоху Возрождения родились бал-маскарады. Балы во Франции при короле Людовике XIV поражали роскошью нарядов и пышностью обстановки. Бальный церемониал был разработан до деталей, танцы следовали один за другим в строго установленном порядке. Строжайше соблюдались правила придворного этикета. Нередко давались во время бала балетные представления, в которых принимали участие знаменитые певцы и танцоры. Иногда весь бал превращался в аллегорический спектакль. В XVIII веке по указу Людовика XV стали устраивать платные общественные балы в «Гранд опера». Первый публичный бал состоялся в 1715 году, и с тех пор среднее сословие за известную плату смогло принимать участие в этих увеселениях. Позднее балы стали делить на официально-придворные, общественные, семейные. Первый бал в России был дан на свадьбе Лжедмитрия и Марины Мнишек. Однако балы вместе с поляками были изгнаны и возобновились лишь в эпоху Петра I в 1717 году. Сезон балов длился с Рождества до последнего дня Масленицы и возобновлялся уже после Великого поста. На петровских балах звучала духовая музыка, танцевали менуэт, контрдансы, русские потешные пляски, польские и английские танцы. «Во всю длину танцевальной залы дамы и кавалеры стояли в два ряда друг против друга; кавалеры низко кланялись, дамы еще ниже приседали: прямо против себя, потом, поворотясь направо, потом налево и так далее» (А. С. Пушкин. «Арап Петра Великого»). Однако лишь при царицах Елизавете и Екатерине II балы стали в России обыденным явлением, а не экзотической причудой царя. Особой популярностью при русском дворе пользовались бал-маскарады. Своей роскошью они поражали даже искушенных французов. Балы времен царствования Николая Павловича поражали своей изысканностью и великолепием. А для молодого поколения они стали местом, где, по словам Вяземского, «учились любезничать, влюбляться, пользоваться правами и вместе с тем покоряться обязанностям общежития. Тут учились… и чинопочитанию и почитанию старости». Тон балу задавали танцы — они и были стержнем всей программы вечера. В XVIII веке было принято открывать бал польским танцем или полонезом (этот танец заменил менуэт), вторым танцем на балу был вальс. Кульминацией бала была мазурка, и завершал балы котильон. Кавалеры на балах заранее записывались, приглашая дам на разные танцы. Типы балов Можно выделить несколько типов балов, различавшихся строгостью соблюдения этикета и кругом приглашенных лиц. · Придворные балы · Великосветские балы · Общественные балы · Публичные балы · Бал-маскарады · Семейные балы · Детские балы Бальный этикет был строго регламентирован: 1. Одежда участников должна соответствовать классу ответственности бала. 2. Всем участникам необходимо выполнять просьбы и требования Главного и Зального церемониймейстера, Хозяйки и Хозяина бала. 3. Первый танец, вальс первого отделения открывают Хозяин и Хозяйка бала, все гости вступают в этот танец после того, как Хозяин и Хозяйка сделают три тура вальса. 4. Приглашение к танцу начинается с поклона приглашающего лица. Ответ на приглашение также сопровождается поклоном. 5. После приглашения кавалер выводит даму в танцевальную зону с соблюдением всех правил этикета. 6. При движении «под руку» рука дамы не должна обвиваться кольцом вокруг руки кавалера, не следует также виснуть на локте кавалера. 7. По окончании танца кавалер должен проводить даму на то место, где он её приглашал или любое другое место по желанию дамы. 8. Не рекомендуется покидать зал перед началом танца. 9. Не рекомендуется покидать танцевальный ордер (партнёра) во время танца. 10. Необходимо, безусловно, выполнять требования Главного и Зального церемониймейстера». На бал следовало являться в парадной одежде. Кавалеры — во фраке, смокинге или костюме (в зависимости от десятилетия), белой рубашке и обязательно в белых перчатках. Дама имела право отказать кавалеру без перчаток. К лацкану фрака прикреплялась бутоньерка. Военные приходили в мундирах. На бал кавалеры должны были явиться в ботинках, и только военные могли позволить себе сапоги, но без шпор. Дамы могли выбирать любой цвет для платья (если он не был оговорен особо — например, в 24 января 1888 года в Санкт-Петербурге проводился изумрудный бал, на котором все присутствующие были одеты в соответствующий цвет). Для девушек платья шились, как правило, белого цвета или пастельных тонов — голубого, розового, айвори. К платью подбирались перчатки в тон платья (или белые). Дамы могли украсить себя головным убором. Девушкам рекомендовалась скромная прическа. Украшения дам могли быть любыми — главное, чтобы они были подобраны со вкусом. Однако девушкам следовало появляться на балах с минимальным количеством украшений. Бальная мода Покрой бальных платьев зависел от моды, но одно оставалось в нем неизменным — открытые шея и плечи. При таком покрое платья ни дама, ни девушка не могли появиться в свете без ювелирных украшений по шее. Князь Феликс Юсупов в своих воспоминаниях описывает такой случай: его родители, граф Сумароков-Эльстон и княгиня Юсупова, пошли на представление в Мариинский театр. В антракте в их ложу зашла фрейлина императрицы Марии Федоровны и попросила княгиню снять фамильный бриллиант, висевший на шее Зинаиды Юсуповой, так как императрица в тот день не украсила себя бриллиантом такой же величины. Княгиня немедленно исполнила это, но, так как другого украшения на шею у нее не было, супружеская пара вынуждена была покинуть театр. Кроме того, в 1820-1830-х годах даме и девушке считалось неприличным появляться в свете без букета цветов: его носили в руках, в волосах, прикрепляли к платью на талии или на груди. В начале XIX века в моде были Александровские букеты — по имени русского императора: Anemon — анемон; Lilie — лилия; Eicheln — желуди; Xeranthenun — амарант; Accazie — акация; Nelke — гвоздика; Dreifaltigkeitsblume — веселые (анютины) глазки; Epheu — плющ; Roze — роза; первые буквы названий этих цветов составляют имя Александр. Существовал особый язык цветов, в котором каждый цветок имел определенное символическое значение: василек — верность, искренность; жасмин — непорочность; маргаритка — терпение, печаль; «медвежьи ушки» — вас ищут обмануть; резеда — минутное блаженство; дикая роза — простота; белая роза — невинность; тюльпан — гордость и неблагодарность; фиалка — скромность и дружба; ноготки — кокетство; астра — величие; петушки — спокойствие; мак — воспоминания; подсолнечник — чем больше вижу, тем более люблю; белая гвоздика — целомудрие; розовая гвоздика — брак; лавр — торжество вечного целомудрия; гиацинт — спокойствие души; ландыш — символ пришествия Христа, непорочного зачатия. В моде были открытки с изображениями цветов. На таких открытках можно было просто поставить свои инициалы и послать ее. Цветок сам был текстом: мак — сохраним нашу тайну; цветы клевера — жениться или нет; лист клевера — жду ответа. Обязательным атрибутом на балу был веер. Его можно было оставить в бальной зале на своем месте, можно было во время танца держать в левой руке (которая лежит на плече партнера). Язык веера: веер развернут, дама отмахивается – «я замужем»; веер закрывается – «вы мне безразличны»; открывается один лепесток – «будьте довольны моей дружбой»; веер полностью раскрыт – «ты мой кумир». Если собеседник просит веер (хотя вообще-то это очень непристойная просьба): подать верхним концом — симпатия и любовь; подать ручкой — презрение; подать открытым, перьями вперед — напрашиваться на любовь. Мелкие вещи необходимые женщине на балу складывали в сумочку (ридикюль), которую также оставляли на своем месте. На бал дамы брали с собой небольшие книжечки, чтобы записывать последовательность танцев, ближе к концу века эти книжечки стали выдавать на балах. II. Основная часть. История моды с 18-го по 20-ое столетие. На протяжении всего XVIII века Франция оставалась признанным лидером в мире женской моды. В следующем столетии эта репутация лишь укрепилась, и Франции стала непререкаемым авторитетом в области дамского костюма. Что касается мужской моды, то её, в основном, диктовала Англия. Еще в XVIII веке эта страна славилась развитой шерстяной промышленностью, первоклассным ткацким оборудованием, новаторской техникой шитья. Столь ярко выраженные тенденции привели к появлению таких понятий, как «парижская мода» и «лондонский фасон». В XIX веке постоянно меняющийся силуэт наряда стал, пожалуй, основной отличительной чертой женской одежды, тогда как мужской костюм сохранял базовую форму, изменяясь лишь в мелочах. Французская революция 1789 года привела к краху социальной иерархии, на первый план выдвинулась крупная буржуазия, ставшая столпом французского общества XIX века. В период Второй империи (1852-1870) дворянство несколько укрепило свои позиции, и императрица Евгения, жена Наполеона III, была признана законодательницей женской моды. После провозглашении Третьей республики (1870) классовая структура общества вновь испытала серьезные потрясения, в моде же наметились противоречивые тенденции. Постепенно стал складываться круг женщин, влиявших на развитие «высокой моды»: жены зажиточных буржуа, актрисы, дамы полусвета (дорогие куртизанки), именно на них ориентировались портные во второй половине XIX века. Во второй половине XIX века к моде стали приобщаться более широкие слои населения, даже низшие классы следили за стилевыми изменениями одежды. Появление в 1850-х годах во Франции универсальных магазинов способствовало популяризации моды. Огромные универмаги предоставляли покупательницам свободу выбора, сочетая ее с разнообразием товара по вполне разумным ценам. Благодаря международным выставкам, первая из которых состоялась в Лондоне в 1851 году, а также развитию нового общественного транспорта – железных дорог и пароходных линий, – беспрецедентный подъем переживала торговля. Модные журналы, количество которых резко увеличилось, помогли сделать так, что парижскую моду к началу второй половины XIX века стали признавать во всем мире. |