ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной 
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | Звериный стиль в искусстве Средневековья Учащиеся 10-а класса Николаева Дарья, Белякова Алиса. Руководитель – преподаватель мировой художественной культуры Ракунова И.Н.  Царь гуннов Атилла был похоронен в трех гробах – золотом, серебряном и железном. Путешественник и исследователь П. Козлов исследовал в 1925г. погребения гуннской знати, в которых были найдены великолепные ковры с предельно выразительными сценами борьбы фантастических зверей. В других гуннских курганах вблизи Кяхты, раскопанных в конце 20-х гг. XX в., найдены остатки шелковых тканей, бронзовых зеркал, предметы одежды и снаряжение, по тогдашним представлениям наделенные некоей магической властью, охранявшие человека от таинственных сил природы. Все они украшены элементами декора «звериной» тематики. Тысячу лет спустя «звериный» стиль все еще царил в искусстве степных племен; стилизованные изображения животных постепенно превращались в условный мотив орнамента – в их головных уборах, пряжках, застежках. В бурном переплетении звериных морд и фигур, искажающем грозный образ «зверя», человек спасался от страха, который внушал ему этот образ. Искусство «звериного» стиля распространилось на огромной территории: от Черного моря до Балтики и от Великой китайской стены до Центральной Европы. При этом утверждалось искусство народное, «самодеятельное», декоративно-прикладное, в отличие от профессионального, фигурного. В борьбе с римским наследием оно отражало буйный протест рабов, разбивавших статуи своих поработителей. В этом искусстве отсутствовало изображение человека, ибо главное – это звериный образ, рожденный древней охотничьей темой и страхом перед неотвратимой судьбой. Одряхлевшее, подточенное христианством искусство античного мира нуждалось в обновлении, что и было впоследствии осуществлено варварами. С конца 5 и до конца 8 веков главную роль играли художественные традиции "варварских" народов, где орнаментально-декоративные формы отличались чрезвычайным богатством, динамизмом и особенной экспрессивностью композиций. Художественная обработка металла, украшенного вставками драгоценных камней, цветного стекла или эмалями, достигла очень высокого уровня. Такие изделия "полихромного стиля" находят в погребениях на территориях от берегов Черного моря до Британских островов. Драгоценные украшения были связаны с древней магией и выполняли функцию знаков отличия королей и вождей, свидетельствующих об их богатстве и могуществе. У германских племен, как и у других народов времен великого переселения, бытовали подвески из благородных металлов, украшенные цветными и резными камнями, эмалью, чернью, филигранью, зернью, рельефными и живописными изображениями. С установлением христианства драгоценные изделия стали широко использоваться для оформления богослужения (чаши, кресты, оклады церковных книг) и как вотивные предметы. К ним относятся бляшки паломников раннего средневековья, мощевики в форме креста и ларчики-футляры. Среди изделий "полихромного стиля" чаще всего встречаются фибулы – застежки для платья, поясные пряжки, украшенное оружие и утварь. Для их декоративного убранства характерно сочетание золота или бронзы с гранатами и рубиново – красным стеклом. Из многочисленных сохранившихся круглых золотых фибул самыми интересными считаются украшенные филигранью и кабошонами, а также фибулы в виде вписанного в круг орла с распростертыми крыльями. Сложные орнаментальные переплетения и звериный стиль, характерные для искусства викингов, восходят к китайской культуре и были принесены в Европу скифами. Таково происхождение знаменитых драконов викингов. Викинги знали техники золотой и серебряной насечки, которыми украшали булатные мечи, перегородчатые эмали и филигрань. По-видимому, многое они заимствовали у кельтов Центральной Европы. Из уцелевших произведений ювелиров Галлии периода Меровингов наиболее ценны сокровища лангобардского короля Агилульфа и королевы Теодолинды в соборе Монцы (Италия). Среди них книжный оклад ювелирной работы в технике перегородчатой эмали с античными камеями, свидетельствующими о влиянии искусства Византии и классической античности. В период Меровингов обогатились формы традиционных фибул. Появились инкрустированные дисковидные и "звериные" фибулы из благородного металла, которые носились попарно. Они оказали влияние на фибулы каролингского времени, как и меровингское ювелирное дело в целом, представлявшее часть каролингской культуры. От античности средневековое искусство заимствовало некоторые художественные формы и ремесленные навыки. Так, приемы строительства храмов, создания мозаик, фресок и книжной миниатюры берут свое начало в Древнем мире. Однако использование этого опыта в искусстве раннего Средневековья было возможно лишь в тех областях, которые прежде являлись римскими провинциями, на остальных территориях долгое время господствовали традиции варваров. Среди варварских узоров возникали очертания зверей и птиц, фигурки людей и демонов. По представлениям варваров, обладая магическими свойствами, эти узоры защищали человека от нечистой силы. Такие орнаменты часто встречаются на рукоятях мечей, а также на страницах древних рукописей. На севере Европы было также развито искусство резьбы по камню. Надписями и различными изображениями украшали большие каменные кресты, которые устанавливали, чаще всего, на перепутьях. Для украшения крестов поначалу использовался орнамент из виноградных лоз, позднее в резьбе стали преобладать стилизованные изображения животных и птиц, вплетенные в замысловатые узоры. До X в. в Европе длился период так называемых "темных веков". Начало ему положило падение западной части Римской империи. Германские племена вторглись в Италию, разорили Рим. Варвары не видели в изображениях людей и богов никакой ценности, с легкостью уничтожая их. Веря в магические свойства металлов, они переливали бронзовые скульптуры в слитки, помещая их в клады. Единственный вид искусства, который варварам пришелся по душе – это украшение утвари и оружия орнаментом, имевшим ряд черт, отличных от орнамента античности: одинаковую выпуклость вместо постепенного нарастания объема, постоянные мотивы узора, располагающиеся в разных направлениях, пронизывающие друг друга. На долю орнамента в раннем средневековом искусстве выпала огромная роль. Сложнейшие узоры в те времена украшали всякую свободную поверхность: архитравы порталов, алтарные преграды, плиты кивориев, спинки и подлокотники деревянных скамей и кресел, ножки и бортики кубков. Начиная с VI в. излюбленным типом узора становятся бесконечно разнообразные мотивы плетений, среди которых внезапно появляется то птичья голова или крыло, то звериная лапа, то изгибающееся тело, то оскаленная морда хищника. Этот орнамент весь пронизан динамикой, он не дает глазу остановиться. Такой декор, получивший в научной литературе название ”абстрактный звериный орнамент”, особенно прочно держался в искусстве северных европейских стран. В Скандинавии он был широко распространен еще в конце X в. Подобный орнамент украшает и рукописи раннего средневековья. На полях появляются плетенка, стилизованные изображения животных и растений, разнообразные розетки, точки и т. п. В тексте этот орнамент окружает буквы, располагается между строчками. Основное внимание уделяется заглавной букве-инициалу. Для этого периода характерен зооморфный инициал, выполненный в виде стилизованной фигуры птицы, рыбы или животного. Нередко такой инициал заполнял в средневековой рукописи половину, а иногда и целую страницу. Как правило, сложное плетение орнамента, широко используемая символика (крест, голубь, рыбы и т. п ) и инициал составляли основной декор книги. Фигура человека в книжном орнаменте встречается редко и обычно вплетается в орнамент. Краски используются чистые и светлые. Х век оказался временем больших бедствий для Европы. Из Скандинавии в Западную Европу двинулись норманны, с востока — венгры, от Средиземноморья – арабы. Грозны и разрушительны были эти нашествия, особенно норманнов. В непрерывных войнах гибли очаги культуры и памятники искусства, расхищались несметные богатства, накопленные во дворцах и монастырях. Феодальные распри ускоряли распад каролингской государственности. Правители каролингского государства, искусственного объединения разноязычных народов и племен, не могли утвердить на длительное время ни новый порядок, ни новое искусство, которое за свой недолгий расцвет многое возродило из пепла, многое почерпнуло из самых различных культур, но так и не создало новой законченной системы, хотя его достижения уже предвещали возможность такой системы. В это время культурная жизнь теплилась лишь на окраинах Европы, в Испании и Англии. Единственным памятником культуры этого времени оставалась книга. Знаменательно, что самой популярной книгой стал Апокалипсис – откровение евангелиста Иоанна, предвещающее гибель человечеству за его грехи. |