Контрольное задание по русскому языку и культуре речи для студентов ОЗО 2006-2007 уч. год доц. Келеберда Н.Г. 1.Что понимается под нормой литературного языка? а)общепринятое употребление разнообразных языковых средств; б)совокупность наиболее пригодных (предпочитаемых) для обслуживания общества средств языка 2.В чем суть динамической теории нормы? а)не зависящие от воли говорящих тенденции развития языка; б)сохранение системы языковых единиц без изменения; в)вариативность норм 3.Раскройте содержание понятия «нормализация» а)кодификация; б)стандартизация; в)процесс становления, утверждения нормы, ее описания 4.Как Вы понимаете антинормализаторство? а)неприятие новшеств и изменений в языке; б)историческое стихийное развитие языка; в)непримиримое отношение к любимым заимствованиям 5.Укажите основные причины изменения языковых норм? а)влияние художественной литературы; б)сближение написания и произношения; в)официальная замена норм учеными-лингвистами 6.Подчеркните слова, в которых звук [о] произносится под ударением: белесый, атлет, афера, блеклый, бытие, гололед, гололедица, шлем, гренадер, желчный, грубошерстный, планер. 7.Какие из казанных слов сохранили прежнее произношение [шн] (нужное подчеркните): будничный, конечно, Ильинична, закусочная, игрушечный, яичница, сливочный, яблочный, нарочно, двоечник, задачник. 8.Исправьте ошибки в звуковом составе следующих слов: инциндент, биллютень, прецендент, компентентный, константировать, компроментировать. 9.Подчеркните слова, в которых возможны акцентологические варианты: агония, асимметрия, иначе, баржа, творог, шасси, документ, мизерный, облегчить, мельком, квартал, кремень, мышление, договор, медикаменты. 10.Подчеркните слова, в которых звук «е» произносится как «э»: депо, анемия, абрек, атеист, пюре, рейс, тире, музей, бассейн, теннис, крем, дебаты, бифштекс, дефицит, дефект, деградация, бактерия, Одесса. 11.Поставьте ударения в словах, которые имеют неподвижное ударение: квартал, директор, досуг, ремень, четверти, соболи, орден, миндаль, волки, средство. 12.Поставьте ударение в данных словах: подбодрить, облегчить, бюрократия, заговор, отрочество, корысть, оптовый, отворенный, звонит, зубчатый, баловать, гастрономия, диспансер, новоприбывший, сосредоточение, знамение, начатый, плесневеть, апартаменты. 13.Образуйте сравнительную форму прилагательного с суффиксом – ее – и поставьте ударение: душный, здоровый, лютый гневный, красивый, мудренный резвый, лестный, нервный 14.Расставьте ударения в разных формах кратких прилагательных, которые нужно образовать из следующих слов по образцу: Образец: муж. р. жен. р. ср. р. мн. ч. Влажный- влажен- влажна- влажно- влажны Гордый- Долгий- Ловкий- Важный- 15.Образуйте формы родительного падежа множественного числа следующих существительных: бакенбарды, браслеты, лимоны баржи, бездны, белила, блюда бахча, оладьи, ботинки 16.Образуйте родительный падеж множественного числа существительных, обозначающих национальность, профессию, социальную принадлежность: венгр, поляк, грузин, барыня эскимос, цыган, барышня киргиз 17.Подчеркните те прилагательные, в которых используются суффиксы –енн- и –ен- при образовании кратких форм мужского рода: божественный, несущественный, священный, художественный, единственный, своевременный, несвойственный, обыкновенный, воинственный. 18.Образуйте от данных глаголов форму первого лица единственного числа: взвесить, выздороветь, выложить вытереть, дудеть, громоздить выпрягать 19.Просклоняйте следующие существительные и поставьте ударения: деньги, среды, окна 20.Подчеркните несклоняемые существительные: муж. род (одной чертой), жен. род (двумя чертами) атташе, авеню, инкогнито, денди, какаду, колибри, пенальти, кольраби, протеже, леди. 21.Объясните значение паронимов: абонемент – абонент атлас - атлас броня – броня впремежку – вперемешку 22.Напишите вопросы, при помощи которых управляют следующие слова: обосновать, оплата, заплатить отзыв, рецензия, контракт конференция 23.Просклоняйте следующие числительные: сорок восемьсот двое оба 24.Употребите данные существительные в форме единственного числа: абрикосы, ботинки, валенки георгины, кеды, клипсы клавиши, эполеты, погоны комментарии 25.Допишите окончания: килограмм сыр… купить сыр… продажа сыр… съесть сыр… кусок ярославского сыр… 26.Подчеркните глагол наиболее подходящий по смыслу: Стрелки часов (двигаются - движутся). Революции (двигают - движут) историю. Им (двигает - движет) чувство долга. Последний поезд (двигается - движется), вагоны медленно (двигаются - движутся). 27.Подчеркните словосочетания, подвергшиеся контаминации (скрещиванию) и исправьте их: в недалеком прошлом предъявлять требовательность чаша терпения лопнула предпринять меры выметать каленой иглой 28.Исправьте искаженные фразеологизмы: Вся эта работа не стоит поломанного гроша. Физическое его состояние заставляло желать лучшего. Дело было отложено под сукно. 29.Исправьте предложения: Успехов больших добились спортсмены нашей академии. Студенты готовились к занятиям хорошо, в частности Павлова и Петров. Награждаются студенты только те, которые хорошо учатся. Студент он хороший. 30.Объясните фразеологизмы: бросать в лицо буря в стакане бросать на ветер бросать камень |