МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Общественное мнение как институт гражданского общества





ТЕМАТИКА СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

 

Тема 1. Объект, предмет и метод социологии

1. Социология как наука. Объект и предмет изучения социологии.

2. Методы социологических исследований, их взаимосвязь с теориями

различных уровней.

3. Уровни и структура социологического знания. Социологические

парадигмы.

4. Функции социологии.

5. Законы и категории социологии.

6. Социология в системе социально-гуманитарных наук.

 

Тема 2. Основные этапы развития социологической мысли

1. Становление социологического знания в античный период и в Средние

века (Платон, Аристотель, Ф. Аквинский).

2. Развитие социологических представлений в период Нового времени

(Ф. Бэкон, Т. Гоббс).

3. Представления об обществе в теоретическом наследии французских

просветителей (Дидро, Вольтер, Монтескье).

4. О.Конт и Г.Спенсер – основоположники социологии.

5. Структурный функционализм (Э.Дюркгейм, Т.Парсонс и Р.-К.Мертон).

6. Конфликтные теории в социологии (К.Маркс, Р.Дарендорф, Л.Козер).

7. Субъективные теории: «понимающая социология» М.Вебера, символический интеракционизм, этнометодология, феноменологическая социология.

8. Интегративные теории в социологии (П.Сорокин, П.Бурдье, Э.Гидденс).

9. Основные направления и этапы развития социологии в России.

10. Современное развитие социологии в России.

11. Перспективы развития социологической науки.

 

Тема 3. Общество как социокультурная система

1. Понятие «общество» и его основные компоненты.

2. Социальная система и социальная культура.

3. Структура и исторические типы обществ. Типология общества и ее критерии.

4. Культура, как целостно-нормативное образование, ее различные уровни и ценности.

5. Понятие социального статуса и социальной роли личности.

6. Формы культурной регуляции: обычаи, традиции, ритуалы, обряды.

7. Мода в современном обществе. Проблема восстановления традиции и обычаев в русской культуре. Традиции российского села.

 

 

Тема 4. Социальные изменения и социальное развитие.

Социальная структура общества

1. Социальные изменения: механизмы, причины, движущие силы.

2. Виды и уровень социальных процессов. Факторы социальных изменений.

3. Социальные изменения и социальная стабильность. Социальные изменения в России.

4. Социальные движения как разновидность социальных процессов.

5. Социальные движения: условия, циклы, типология.

6. Понятие «страта». Основания, факторы и механизм социальной стратификации.

7. Формы социальной стратификации: рабство, касты, сословия, классы, страты. Особенности оснований стратификационного деления.

8. Эволюция стратификационной системы российского об­щества.

9. Маргиналы и процессы маргинализации в обществе.

10. Социальная мобильность: понятие, виды, каналы, способы измерения. Теория «социальных лифтов» П. Сорокина.

 

Тема 5. Социально-этнические общности и отношения

1. Понятие и основные признаки социальных общностей.

2. Типология социальных общностей.

3. Понятие урбанизации. Проблемы адаптации в городской среде.

4. Специфика города и деревни как среды жизнедеятельности человека.

5. Понятие социальной группы. Взаимодействие как основа ее формирования.

6. Социально-этническая общность. Поколение как общность. Многообразие общностей в современном мире.

 

Тема 6. Социальное взаимодействие и социальные отношения.

Общественное мнение как институт гражданского общества

1. Природа и механизм социального действия. Социальные взаимодействия и их виды.

2. Социальные отношения как безличная система статусов. Экономические отношения в обществе.

3. Властные отношения в обществе. Применение власти в современном обществе.

4. Общественное мнение как состояние массового сознания и институт гражданского общества.

5. Общественное мнение и public relations как инструмент его институционализации.

6. Особенности функционирования общественного мнения.

 

 

Тема 7. Социология семьи

1. Семья как социальный институт: понятие, признаки, функции.

2. Типология семьи и формы брака.

3. Общественные функции семьи и ее особенности как социального института.

4. Социологический анализ брачных отношений.

5. Планирование семьи. Эмансипация. Семейная политика.

6. Тенденции развития семьи в современном российском обществе.

 

Тема 8. Социология культуры

1. Понятие социологии культуры, ее структура и содержание.

2. Основные элементы культуры: обычаи, нормы, ценности, значения.

3. Основные компоненты культуры: стереотипы, мифы, идеологии, ритуалы.

4. Типы культур: субкультура, контркультура, культурный релятивизм, культурная гомогенность и культурная деградация.

5. Элитарная, массовая и традиционная культура: понятие и их взаимодействие в современном обществе.

6. Этнокультура: городская и сельская, культура классов и различных социальных групп.

7. Роль культуры в жизнедеятельности личности. Механизмы освоения и производства культуры личности.

8. Методы сравнительного анализа динамики культурных процессов в социальных обязанностях: группах, коллективах, семье.

9. Развитие и распространение культуры, преемственность в развитии культуры.

10. Социально-культурные традиции и особенности развития российского общества. Кризис культуры в российском обществе.

 

Тема 9. Социология образования

1. Понятие социологии образования. Образование как вид социокультурной деятельности.

2. Образование как социальный институт: специфика, взаимосвязи и автономия. Система образования и ее социальные функции.

3. Образование в современной России. Основные социологические показатели образования.

4. Личность и образование. Инновационное обучение и его отличительные черты.

5. Методы изучения групповых отношений в учебных заведениях.

6. Функционалистский подход к образованию.

7. Конфликтология об образовании.

8. Болонский процесс и реформы системы образования в России.

 

Тема 10. Социология личности

1. Понятие личности в социологии. Личность как субъект и объект социальных отношений.

2. Понятие социализации личности.

3. Социализация в течении жизненного цикла.

4. Механизмы регуляции поведения и социализации личности.

5. Новые тенденции взаимодействия личности, общества и природы в современных условиях.

6. Социальные типологии личности.

7. Современные социологические концепции личности.

8. Проблемы социальной адаптации личности в условиях современной России.

 

Тема 11. Социальный контроль и социальные отклонения

1. Социальное поведение: общая характеристика.

2. Социальный контроль: сущность, механизм, виды.

3. Социальные нормы и санкции.

4. Норма и девиантность. Девиантность и делинквентность.

5. Основные формы девиантного поведения в современном обществе.

6. Социологические теории девиантного поведения.

7. Социология преступности.

8. Проблема коррупции в российском обществе.

 

Тема 12. Социальные институты и социальные организации

1. Понятие «социальный институт». Цели и задачи социальных институтов.

2. Структура социальных институтов, их типология и иерархия. Роль

социальных институтов и жизнедеятельности общества.

3. Семья как важнейший социальный институт.

4. Интегративная функция систем образования.

5. Основные черты социальной организации.

6. Государство как наиболее крупная социальная организация общества.

7. Наука как социальный институт и тенденции развития науки.

8. Понятие и основные черты социальных организаций, структура и типы.

 

Тема 13. Социальные конфликты

1. Социальный конфликт: понятие, истоки и причины социальных конфликтов.

2. Типология социального конфликта.

3. Структура социального конфликта.

4. Внутренняя динамика социального конфликта.

5. Конфликты в современном российском обществе.

6. Способы регулирования и разрешения конфликтов. Компромисс и консенсус.

7. Социальной партнерство как форма регулирования конфликтов.

 





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.