МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Тема. Государство и гражданское общество.





 

План семинарского занятия:

1. Плюрализм в понимании и определении государства. Сущность, признаки и функции государства.

2. Концепции происхождения государства.

3. Функции государства: внутренние и внешние

4. Экономические политические социальные функции государства

5. Гражданское общество: идейные истоки и основные этапы формирования

6. Перспективы становления и развития гражданского общества в России.

7. Федерализм в России.

8. Институт президентства в России

9. Политическая наука о соотношении государства и гражданского общества

10. Основные признаки гражданского общества

11. Особенности развития гражданского общества в современной России.

12. Формы государства: форма правления, форма государственного режима и форма территориального устройства.

13. Гражданское общество: понятие, генезис и основные признаки.

14. Классические и нетипичные формы правления государства.

15. Государственное устройство: принципы и формы.

16. Государственные режимы: понятие, признаки, разновидности.

17. Понятие и признаки государства.

18. Признаки и функции государства.

19. Признаки правового государства

20. Признаки гражданского общества.

21. Признаки монархии и республики.

22. Признаки унитарного и федеративного и конфедеративного государства.

23. Виды субъектов РФ.

24. Парламент и парламентаризм: формы парламентаризма в современном мире.

25. Парламентская форма правления и ее особенности.

26. Правительство, его организация и роль в системе властных институтов.

27. Президентская и полупрезидентская формы правления, их характеристика

28. Политический статус, права и обязанности президента в США, Франции, России: сравнительный анализ.

29. Сравните абсолютную и парламентскую монархии.

30. Сравните президентскую и парламентскую республики.

31. Формы правления государства: история развития и современная практика.

32. Формы государственного устройства. Унитарное государство и его характерные черты.

33. Федерация: принципы организации и проблемы.

34. Какое место занимает государство в политической системе общества. Как государство взаимодействует с другими элементами политической системы?

35. По каким признакам различаются монархия и республика? Какие разновидности монархии и республики Вы знаете и какими чертами характеризуется каждая из них?

36. Какие факторы препятствуют формированию правового государства в современной России?

37. Сформулируйте основные признаки авторитарных режимов.

38. Сформулируйте основные признаки демократических режимов.

39. Назовите основные отличия авторитаризма от тоталитаризма.

40. Раскройте содержание основных теоретических моделей демократии.

41. Понятие, признаки и значение демократии.

42. Формы и типы демократии.

43. В каких значениях используется термин "демократия"?

44. Каковы преимущества и недостатки демократии?

45. Каковы отличительные черты либеральной демократии? В чем ее слабости?

46. Какие компоненты политической системы российского общества оказывают наибольшее сопротивление процессу демократизации?

47. Каково соотношений понятий «политический режим» с понятиями «политическая власть», «политическая система», «государство»?

48. По каким критериям можно провести типологизацию политических режимов?

49. Почему американский политолог Хуан Линц полагает, что авторитаризму присущ «ограниченный плюрализм»?

50. Каковы реформаторские возможности авторитаризма? Что такое «авторитаризм развития» (модернизации)? Каковы пределы использования авторитарных методов для экономических и социальных преобразований?

51. Каковы особенности «коммунистического» авторитаризма?

52. Назовите разновидности демократических режимов.

53. Приведите разные определения политического режима, имеющие место в современной политологической литературе, и дайте им анализ.

54. Чем авторитаризм отличается от тоталитаризма? Дайте оценку взглядов ученых, выступающих против выделения тоталитарного типа режима.

55. Эволюция политического режима постсоветской России. Условия и движущие силы перехода к демократии в России.

56. Почему высокий уровень экономического развития и социального благосостояния является необходимой предпосылкой успешной демократизации?

57. Каковы препятствия для демократического развития страны?

58. Каковы основные черты античной демократии? В чем ее недостатки?

59. Выделите основные разновидности демократии.

60. Укажите на достоинства и недостатки непосредственной и представительной демократии.

61. Страны Восточной Европы: переход от тоталитаризма к демократии. Охарактеризуйте процесс развертывания демократических революций в странах Восточной Европы в 1980 – 1990 –е гг. Определите их связь с началом демократических преобразований в СССР. Какие особенности этот процесс имел в отдельных государствах (Германии. Югославии и др.) (для ответа рекомендуется использовать учебники по новейшей истории)

62. Чем вы можете объяснить сложность проблем перехода восточноевропейских стран на путь демократического развития? Назовите наиболее острые их них.

63. На основании изучения работ М. Восленского «Номенклатура», Р.Арона «Демократия и тоталитаризм» определите основные признаки командно-административной системы СССР.

64. Теории демократии в истории политической мысли. Современные теории демократии.

65. К какому типу относится режим:

a) в дореволюционной России,

b) в период сталинизма,

c) в современной России

Аргументируйте свою точку зрения.

 

 

Контрольные вопросы и задания:

1. Назовите формы взаимодействия государства и гражданского общества?

2. В чем заключаются особенности формирования гражданского общества в современной России?

3. Назовите основные признаки гражданского общества.

4. Каковы границы гражданского общества.

5. Какие пути формирования государства известны современной науке? Какой путь государство образования прошла Россия?

6. Какие тенденции можно выделить в развитии современного государства?

7. Какими основными признаками обладают новые формы территориально-политической организации: содружество и сообщество?

8. Почему государство является центральным политическим институтом и как оно взаимодействует с другими политическими субъектами?

9. Какие конкретно-исторические формы получил режим взаимоотношений государства и гражданского общества?

10. Какие специфические черты формирования гражданского общества можно выделить в современной России?

 

Вопросы для дискуссии и самоконтроля.

1. Каковы главные критерии определения понятия «гражданское общество»?

2. Какое государство называется правовым?

3. Какими средствами обладает гражданское общество для преодоления стремления политической власти к абсолютному господству?

4. Какую роль играет толерантность в развитии граждан- ского общества?

5. Какова должна быть роль российского государства в формировании гражданского общества?

6. Какие вы знаете объединения и организации граждан- ского общества в России в настоящее время?

7. Каковы основные этапы формирования национального государства на Западе?

8. Чем федеративное государство отличается от унитарно го?

9. В чем специфика смешанных форм республиканского правления?

10. Как Вы считаете, нужна ли в России монархия? Аргументируйте свой ответ.

11. Сформулируйте основные отличия унитарного государства от федеративного?

12. Назовите черты сходства и различия между парламентской республикой и парламентской монархией.

13. Охарактеризуйте форму правления в Российской Федерации.

14. Каковы принципы взаимоотношений законодательной и исполнительной ветвей власти в президентских, парламентских и смешанных республиках?

15.Есть ли в России, на ваш взгляд, гражданское общество. Приведите доказательства «за» и «против».

16.Назовите исторические причины слабости гражданского общества в России?

17.Каковы особенности современного этапа формирования гражданского общества в России?

18.Как Вы считаете, демократия – хорошо или плохо? Есть ли демократия в России? Аргументируйте свой ответ.

19. Приведите афоризмы о демократии.

20. Страны Восточной Европы: переход от тоталитаризма к демократии. Охарактеризуйте процесс развертывания демократических революций в странах Восточной Европы в 1980 – 1990 –е гг. Определите их связь с началом демократических преобразований в СССР. Какие особенности этот процесс имел в отдельных государствах (Германии. Югославии и др.) (для ответа рекомендуется использовать учебники по новейшей истории)

21. Чем вы можете объяснить сложность проблем перехода восточноевропейских стран на путь демократического развития? Назовите наиболее острые их них.

22. На основании изучения работ М. Восленского «Номенклатура», Р.Арона «Демократия и тоталитаризм» определите основные признаки командно-административной системы СССР.

23. Прокомментируйте известное определение американского президента Авраама Линкольна: демократия - "это правление народа, избранное народом и для народа". Нет ли в нем противоречия?

24. Французский историк и политический деятель Алексис де Токвиль утверждал, что демократия имеет два существенных недостатка: во-первых, не дает народу "самого искусного правительства" и, во-вторых, представляет собой политическую тиранию большинства. Объясните эти недостатки. Какие еще недостатки имеются у демократии?

25. В современной политологической литературе существует точка зрения, согласно которой стабильная демократия может утвердиться только при условии высокого уровня развития экономики. Что вы думаете по этому поводу?

26. Определите критерии форм государственного устройства и приведите примеры стран, где и когда они были реализованы?

 

Форма государственного устройства Критерии Примеры стран, где реализована форма устройства.
1. Унитарная    
2. Федерация    
3. Конфедерация    

 

Доклады

1. Концепция гражданского общества.

2. Гражданское общество и естественные права человека.

3. Формирование гражданского общества в России: проблемы, перспективы развития.

4. Состояние прав человека в современной России.

5. Принципы толерантности в политической жизни.

6. Генезис понятия гражданское общество».

7. Структура гражданского общества.

8. Границы гражданского общества.

9. Послание Президента РФ В.В.Путина Федеральному собранию 2005 г о проблемах развития гражданского общества.

10. Общественная палата Российской Федерации: цели и задачи.

11. Условия развития гражданского общества.

12. Гражданское общество и правовое государство.

13. Гражданская культура и гражданское общество.

14. Взаимодействие государства, бизнеса и гражданского общества.

15. Концепция гражданского общества, идейные истоки и основные вехи формирования.

16. Социальное государство: признаки и механизм функционирования.

17. Полицейское государство: понятие и признаки.

18. Специфические черты правового государства.

19. Проблемы реформирования государственного устройства в современной России.

20. РоссийскаяФедерация: принципы организации и проблемы функционирования.

21. Современные теории государства.

22. Возникновение демократии.

23. Достоинства и недостатки демократии.

24. Современная западная демократия.

25. Идея демократии в истории политической мысли.

26. Страны Восточной Европы: переход от тоталитаризма к демократии.

27. Истоки тоталитаризма.

28. Феномен тоталитаризма в исследованиях западных и российских политологов.

29. Виды авторитаризма.

30. Модели перехода к демократии.

31. Трансформация политического режима современной России.

32. Есть ли будущее у демократии в России?

 

Основные понятия

суверенитет, государство, унитаризм, федерация, конфедерация, автономия, монархия, тирания, аристократия, олигархия, республика, парламент, президент.

Абсолютная монархия. Конституционная монархия. Президентская республика. Парламентская республика. Федерация. Унитарное государство. Конфедерация.

Форма правления. Форма территориального устройства. Политическая партия.

Электорат. Партийная система. Абсентеизм. Избирательное право. Референдум. Праймериз. Мажоритарная избирательная система. Пропорциональная избирательная система.

Гражданское общество. Правовое государство. Социальное государство. Толерантность. Коллективизм. Индивидуализм.Публичная сфера. Общественное мнение. Средства массовой информации. Права человека.

 

 





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.