МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

УРОВНИ ЗНАНИЯ И ОТРАСЛИ СОЦИОЛОГИИ





Социология как наука имеет многоаспектное и многоце­левое назначение. Можно по-разному представить структуру и уровни социального знания. Самый распространенный способ — делить социологию на фундаментальную и прикладную. На фун­даментальном уровнепроисходит разработка теоретической базы социологии, осуществляется взаимосвязь с другими наука­ми.( включает в себя проблемы социально-философского осмысления наиболее общих вопросов развития и функционирования общества и места в нем человеческой личности, гносеологические проблемные вопросы социологии, проблемы построения структур социальных ассоциаций, построения математических моделей социальных общностей и процессов, разработку методов изучения социальных процессов и явлений и т.д. На фундаментальном уровне осуществляются взаимосвязи социологии с другими науками и областями научного знания: философией, историей, культурологией, политологией, антропологией, психологией, экономикой, космогонией и др. Концепции, выдвигаемые социологией на фундаментальном уровне, отличаются высокой степенью абстракции; при этом, как правило, не выделяются для изучения такие конкретные социальные единицы, как социальная группа или социальный процесс. Такой уровень социологического знания принято называть общесоциологическим, а теории, возникающие на этом уровне, - общесоциологическими. Фундаментальные социологические теории возникли из социальной философии и психологии; они основывались на наблюдениях, умозаключениях и обобщениях различных сторон общественной жизни, которые давали сведения о единых для всех социальных структур законах поведения людей.) Главными методамиявляются:• моделирование;• абстрагирование.Фундаментальные теории создают общесоциологический уровень социального знания. Прикладная социологиянаправ­лена на исследование конкретных социальных фактов. В ходе исследования формируется набор сведений, которые подверга­ются первичной обработке.( Вместе с тем очевидно, что социология как наука должна основываться на точных, конкретных данных об отдельных социальных фактах, составляющих процесс изменения и структуру общества. Эти данные собираются исследователями с помощью набора методов эмпирических исследований (опросов, наблюдений, изучения документов, экспериментов). Что касается эмпирического уровня, то в социологии это сбор многочисленных фактов, сведений, мнений членов социальных групп, личностных данных, их последующая обработка, а также обобщение и формулирование первичных выводов относительно конкретных явлений социальной жизни. Сюда относятся теоретические обобщения, полученные методом индукции (умозаключения от частных, единичных случаев к общим выводам). Общесоциологические теории и эмпирические исследования должны быть неразрывно связаны между собой, так как теоретизирование, не подкрепленное знанием конкретных фактов социальной действительности, становится бессодержательным, нежизненным. В то же время эмпирические исследования, не связанные общетеоретическими выводами, не могут объяснить природу большинства социальных явлений.) Основными методамислужат:• наблюдение;• опросные методы;• восхождение от конкретного к абстрактному.Материал и первичные результаты его обработки формиру­ют прикладной уровень знаний в социологии.



По мере возрастания требований к практическому решению социальных проблем современного общества возникла настоятельная необходимость в изучении и объяснении социальных явлений, происходящих в отдельных областях жизнедеятельности людей, в отдельных социальных общностях и социальных институтах. Резко возросший уровень эмпирических исследований требовал универсального теоретического аппарата для объяснения результатов теоретических изысканий. Однако фундаментальные исследования в социологии не могли приспособить свой теоретический аппарат для изучения таких разных социальных феноменов, как семья, государство, отклоняющееся поведение и т.д., в силу значительных различий в природе этих объектов исследования. Как утверждают Ю.Г.Волков и В.Н.Нечипуренко, между фундаментальным и при­кладным уровнями знаний возникают противоречия. В резуль­тате появилась теория среднего уровня Р.Мертона.Знания среднего уровня должны были сыграть роль мостика между фун­даментальными и прикладными уровнями знаний. Теории среднего уровня, таким образом, относительно самостоятельны и вместе с тем тесно связаны как с эмпирическими исследованиями (которые поставляют необходимый "сырой" материал для их создания и развития), так и с общесоциологическими теоретическими построениями, которые дают возможность использовать наиболее общие теоретические разработки, модели и методы исследований. Это промежуточное положение теорий среднего уровня позволяет им сыграть роль мостика между "высокой" теорией и эмпирическими данными в результате исследования конкретных явлений и процессов

По уровню исследования социологию также можно поделить на микросоциологию и макросоциологию. Макросоциологияпы­тается выявить закономерности глобальных общественных из­менений и общественного развития. Микросоциологияобраща­ет свое внимание на исследование конкретных социальных яв­лений. Разница между макро- и микросоциологией состоит в

разном определении предмета и функций социологии. Деление на макро- и микросоциологию и выделение макро- и микроуровней социологического знания схоже с делением на фундамен­тальную и прикладную социологию.

Структуру социологического знания можно также представить в виде соотношения общего и отраслевого в социологии.Таким образом, структура социологии определяется отраслевы­ми областями знаний. Например, социология труда, экономичес­кая социология, история социологии, социология классов и т.д. В таком случае социологическое знание носит отраслевой ха­рактер.

Наконец, структуру социологии можно представить как сис­тему знаний:

первый уровень— это все теории и теоретические осно­вы знаний;

второй уровень— это способ приобретения знаний, ме­тодологическая основа социологии.

Отдельный уровень социального знания — метасоциология. Метасоциология в отличие от социологии изучает не общество, а саму социологию как науку. Метасоциология, таким образом, предметом исследования имеет саму социологию как науку, со­циологическое знание, теорию социального устройства.

 

 

7. . О.Конт – родоначальник социологии. Учение о трех стадиях развития общества. А оно утверждает, что для решения этого вопроса, прежде всего, необхо­димо иметь в виду, с какого времени социология в качестве отдель­ной специальной науки начала признаваться научным сообществом. История свидетельствует, что это произошло в 40-х годах XIX в. после опубликования О. Контом третьего тома его важнейшей работы «Курс позитивной философии» в 1839 году, где он впервые исполь­зовал термин «социология» и выдвинул задачу изучения общества на научной основе. Именно эта претензия - поставить учение об об­ществе на научную основу - и явились тем отправным фактом, кото­рый привел к формированию и развитию социологии.

Как же конкретно обосновывает О. Конт необходимость и воз­можность появления этой новой науки? В системе О. Конта это обос­нование осуществляется на основе сформулированного им закона о трех последовательных стадияхинтеллектуального развития че­ловека: теологической, метафизической и позитивной. На теологической, стадиичеловек объясняет все явления на основе ре­лигиозных представлений, оперируя понятием сверхъестественно­го. На метафизической, стадиион отказывается от апелля­ции к сверхъестественному и пытается все объяснить при помощи абстрактных сущностей, причин и других философских абстрак­ций. Задача второй стадии - критическая. Разрушая прежние представления, она подготавливает третью стадию - позитивную, или научную.На этой стадии человек перестает оперировать абст­рактными сущностями, отказывается раскрывать причины явле­ний и ограничивается наблюдением за явлениями и фиксированием постоянных связей, которые могут устанавливаться между ними.

Переход от одной стадии к другой в разных науках совершает­ся последовательно, но не одновременно. И здесь действует один принцип -- от простого к сложному, от высшего к низшему. Чем про­ще объект изучения, тем быстрее там устанавливается позитивное знание. Поэтому позитивное знание сначала распространяется в ма­тематике, физике, астрономии, химии, затем в биологии. Социология же - это вершина позитивного знания. Она опирается в своих иссле­дованиях на «позитивный метод». Последний означает опору теоре­тического анализа на совокупность эмпирических данных, собран­ных в наблюдении, экспериментах и сравнительном исследовании, данных - надежных, проверенных, не вызывающих сомнения.

Другой важный вывод, приведший О. Конта к необходимости формирования науки об обществе, связан с открытием им закона раз­деления и кооперации труда. Эти факторы имеют огромное позитив­ное значение в истории общества. Благодаря им появляются социаль­ные и профессиональные группы, растет разнообразие в обществе и повышается материальное благосостояние людей. Но эти же факто­ры ведут к разрушению фундамента общества, поскольку они наце­лены на концентрацию богатства и эксплуатацию людей, на однобо­кую профессионализацию, уродующую личность. Социальные чув­ства объединяют только лиц одинаковой профессии, заставляя враждебно относиться к другим. Возникают корпорации и внутри-корпоративная эгоистическая мораль, которые при известном попус­тительстве способны разрушить основу общества - чувство соли­дарности и согласия между людьми. Способствовать установлению солидарности и согласия и призвана, по мнению О. Конта, социология.

О. Конт, в соответствии со своими представлениями о разви­тии, делит социологию на две части: социальную статику и социаль­ную динамику. Социальная статикаизучает условия и законы функционирования общественной системы. В этом разделе контовской социологии рассматриваются основные общественные инсти­туты: семья, государство, религия с точки зрения их общественных функций, их роли в установлении согласия и солидарности. В соци­альной динамикеО. Конт развивает теорию общественного прогрес­са, решающим фактором которого, по его мнению, выступает духов­ное, умственное развитие человечества

 

9. . Нетрадиционный тип научности. «Понимающая социология» Г. Зиммеля и М. Вебера.Неклассический тип научности социологии разработан немецкими мыслителями Г. Зиммелем (1858-1918) и М. Вебером (1864--1920). В основе этой методологии лежит представление о принципиальной проти­воположности законов природы и общества и, следовательно, призна­ние необходимости существования двух типов научного знания: наук о природе (естествознания) и наук о культуре (гуманитарного знания). Социология же, по их мнению, это пограничная наука, и поэтому она должна заимствовать у естествознания и гуманитарных наук все луч­шее. У естествознания социология заимствует приверженность к точ­ным фактам и причинно-следственное объяснение действительности, у гуманитарных наук - метод понимания и отнесения к ценностям.

Г. Зиммель и М. Вебер отвергали в качестве предмета социологического знания такие понятия, как «общество», «народ», «человечество», «коллективное» и т. д. Они считали, что предметом исследования социолога может быть только индивид, поскольку именно он обладает сознанием, мо­тивацией своих действий и рациональным поведением. Г. Зиммель и М. Вебер подчеркивали важность понимания социологом субъектив­ного смысла, который вкладывается в действие самим действующим индивидом. По их мнению, наблюдая цепочку реальных действий людей, социолог должен сконструировать их объяснение на основе понимания внутренних мотивов этих действий. И здесь ему поможет знание того, что в сходных ситуациях большинство людей поступает одинаковым образом, руководствуется аналогичными мотивами. Ис­ходя из своего представления о предмете социологии и ее месте сре­ди других наук Г. Зиммель и М. Вебер формулируют ряд методологи­ческих принципов, на которые, по их мнению, опирается социологи­ческое знание:

1) Требование устранения из научного мировоззрения пред­ставления об объективности содержания наших знаний. Условием превращения социального знания в действительную науку является то, что оно не должно выдавать свои понятия и схемы за отражения или выражения самой действительности и ее законов. Социальная наука обязана исходить из признания принципиального различиямежду социальной теорией и действительностью.

2) социология не должна претендовать на что-то большее, чем выяснение причин тех или иных свершившихся собы­тий, воздерживаясь от так называемых «научных прогнозов».

3) Социологические теории и понятия не являются результатом интеллектуального произвола, ибо сама интеллектуальная деятель­ность подчиняется вполне определенным социальным приемам и, преж­де всего, правилам формальной логики и общечеловеческим ценностям.

4) Социолог должен знать, что в основе механизма его интеллекту­альной деятельности лежит отнесение всего многообразия эмпиричес­ких данных к этим общечеловеческим ценностям, которые задают общее направление всему человеческому мышлению. «Отнесение к ценностям кладет предел индивидуальному произволу», - писал М. Вебер.

5) Изменение ценностных предпочтений социолога определя­ется «интересом эпохи»,то есть социально-историческими обстоя­тельствами, в которых он действует.

Каковы же инструменты познания, через которые реализу­ются основные принципы «понимающей социологии»? У Г. Зиммеля таким инструментом служит, фиксирующая в социальном явлении самые устойчивые, универсальные черты, а не эмпирическое мно­гообразие социальных фактов. Г. Зиммель считал, что над миром конкретного бытия возвышается мир идеальных ценностей.Этот мир ценностей существует по своим собственным законам, отлич­ным от законов материального мира. Целью социологии является изучение ценностей самих по себе, как чистых форм.Социология должна стремиться изолировать желания, переживания и мотивы, как психологические аспекты, от их объективного содержания, вы­членить сферу ценностную как область идеального и на основе это­го построить в виде взаимоотношения чистых форм некую геомет­рию социального мира.

Главным инструментом познания у М. Вебера выступают «идеальные типы». «Идеальные типы», по Веберу, не имеют эмпи­рических прообразов в самой реальности и не отражают ее, а пред­ставляют собой мыслительные логические конструкции, создавае­мые исследователем. Эти конструкции формируются с помощью выделения отдельных черт реальности, считающихся исследовате­лем наиболее типическими. «Идеальный тип, - писал Вебер, - это картина однородного мышления, существующая в воображении ученых и предназначенная для рассмотрения очевидных, наиболее «типичных социальных фактов». Идеальные типы - это предель­ные понятия, используемые в познании в качестве масштаба для соотнесения и сравнения с ними социальной исторической реально­сти. По Веберу, все социальные факты объясняются социальными типами. Вебер предложил типологию социальных действий, типов государства и рациональности. Он оперирует такими идеальными типами, как «капитализм», «бюрократизм», «религия» и т. д.

Какую же основную задачу решают идеальные типы? М. Вебер считает, что главная цель социологии - сделать максимально понятным то, что не было таковым в самой реальности, выявить смысл того, что было пережито, даже если этот смысл самими людьми не был осознан. Иде­альные типы и позволяют сделать этот исторический или социальный материал более осмысленным, чем он был в самом опыте реальной жизни.

 

 

10. Основные принципы материалистического учения об обществе

К. Маркса и Ф. Энгельса.

Своеобразный синтез классического и неклассического типа на­учности в области социологии представляет собой материалисти­ческое учение об обществе К. Маркса (1818-1883), Ф. Энгельса (1820-1895) и их последователей. При создании этого учения К. Маркс и Ф. Энгельс исходили из натуралистических установок позитивизма, требовавших рассматривать социальные явления как факты и строить обществоведение по образцу естественных наук, с характерным для них причинно-следственным объясне­нием фактов. Предметом социологии в марксизме, как отмечалось выше, является изучение общества, основных закономерностей его развития, а также основных социальных общностей и инсти­тутов. Каковы же наиболее важные принципы материалистичес­кого учения об обществе?

1) Одним из важнейших принципов исторического материа­лизма - признание закономерности общественного разви­тия. Признание закономерности означает признание действия в общест­ве общих, устойчивых, повторяющихся, существенных связей и от­ношений между процессами и явлениями.

2) принцип детерминизма,то есть при­знанием существования причинно-следственных связей и зависи­мостей. К. Маркс и Ф. Энгельс считали необходимым из всего много­образия естественных структур, связей и отношений выделить главные, определяющие. Таковым, по их мнению, является способ производства материальных благ, состоящий из производительных сил и производственных отношений. Признание причинной обус­ловленности, определяющей влияние на общественную жизнь спо­соба производства, является другим важнейшим положением марк­систского учения об обществе.

3 поступательном прогрес­сивном развитии. Принцип прогресса реализуется в марксизме че­рез учение об общественно-экономических формациях как основ­ных структурах общественной жизни.

4) Применение к анализу общества общенаучного критерия закономерности и причинной обусловленности в развитии увязыва­ется в марксизме с признанием своеобразия развития обществен­ных процессов. Эта увязка нашла свое яркое выражение в концеп­ции развития общества как естественноисторического процесса.Естественноисторический процесс столь же закономерен, необходим и объективен, как и природные процессы. Он не только зависит от воли и сознания людей, но и определяет их волю и сознание. Но в то же время, в отличие от процессов природы, где действуют слепые и стихийные силы, естественноисторический процесс представляет собой результат деятельности людей. В обществе ничто не соверша­ется иначе, как проходя через сознание людей. В связи с этим в марксистской социологии большое внимание уделяется изучению диалектики объективной закономерности и сознательной деятель­ности людей.

5) Все вышеизложенное показывает, что марксистская соци­ология находится в русле традиционного типа научности и нацеле­на на признание объективности научных знаний об обществе, но в ней существует и противоположная тенденция, которая ориенти­руется на то, что у Г. Зиммеля и у М. Вебера называется принципом отнесения к ценности, то есть согласование эмпирических данных и теоретических выводов «с историческим интересом эпохи», под ко­торым понимались исключительно интересы пролетариата.Согласно этому принципу социологическое исследование, любая теория общественной жизни несут на себе отпечаток социально- классовых позиций ее авторов

 

 

11. Развитие социологической мысли в России.Социологическая мысль в России развивается как часть общемиро­вой социологической науки. Испытывая влияние со стороны различ­ных течений западной социологии, она вместе с тем выдвигает ори­гинальные теории, в которых отражается своеобразие развития рос­сийского общества. В развитии социологической мысли в России исследователи выделяют три основных этапа. Первый этап - с сере­дины XIX века до 1918 года XX века, второй - с начала 20-х годов до конца 50-х годов, третий - с начала 60-х до наших дней. Кратко оха­рактеризуем каждый из этих этапов. Первый этап, прежде всего связан с творчеством таких крупных социальных мыслителей, как П. Л. Лавров (1829 - 1900) и Н. К. Михайловский (1822 - 1904). Развиваемое ими направление социальной мысли получило название субъективной социологии.Основополагающие идеи этого направления были впервые сформулированы в знаменитых «Исторических письмах» П. Л. Лаврова (1870). Как и у других класси­ков теоретической социологии - О. Конта, Г. Спенсера, Э. Дюркгейма, в центре внимания субъективной социологии стояли разработка учения об обществе в целом, выявление закономерностей и направленности его развития. Значительное внимание представители субъективной социо­логии уделяли разработке теории общественного прогресса. Сущность общественного развития, по Лаврову, состоит в переработке культуры, а именно: в переработке традиционных, склонных к застою обществен­ных форм в цивилизацию, характеризующуюся гибкими, динамичны­ми структурами и отношениями. В тесной связи с общесоциологической теорией находилась и методология субъективной социологии. В ней подчеркивалась мысль о существовании принципиального различия между природными и общественными явлениями. Наряду с субъективной социологией, заметное место в соци­альной науке того периода занимают работы М. М. Ковалевского (1851-1916).Ведущую роль в своей социологической теории М. М. Ковалевский отводит учению о социальном прогрессе,сущность кото­рого он видел в развитии солидарности между социальными группа­ми, классами и народом. Параллельно с субъективной социологией и позитивизмом М. М. Ковалевского, в борьбе с ними в России развивалась социология марксизма, представленная два основными теориями. Ортодоксаль­ный марксизмв тот период представляли две ведущие фигуры - Г. В. Плеханов и В. И. Ленин, так называемый «легальный марк­сизм» - П. Б. Струве, М. И. Туган-Барановский, Н. А. Бердяев и др. Следует также отметить, что в этот период у социологии накапливается большой фактический материал, шла отработка методов конкретно-социологического анализа с использованием достижений статистики, демографии и других смежных дисцип­лин. В 1869 г. вышла в свет работа известного общественного деяте­ля В. В. Берви-Флеровского «Положение рабочего класса в России». Второй период развития социологической мысли в России характеризуется нарастанием процесса институционализации, при­обретением социологической наукой статуса социального института. В 1918 - 1919 гг. в Петроградском и Ярославском университетах были созданы кафедры социологии, введена ученая степень по социоло­гии. В 1919 г. был учрежден Социологический институт. В 1920 г. в Пе­троградском университете при факультете общественных наук бы­ло создано социологическое отделение, во главе которого стал Питирим Александрович Сорокин (1889 - 1968) - крупный ученый и общественный деятель, внесший существенный вклад в развитие отечественной и мировой социологии. Один из родоначальников теории социальной стратификации и социаль­ной мобильности. На втором этапе продолжается развитие теорети­ческой социологии. В 20-х годах издается обширная социологическая литература: Сорокин П. А. «Основы социологии» (в 2-хтт., 19222.), Хвостов В. М. «Основы социологии. Учение о закономерностях общественного процесса» (1928г.), Бухарин Н. А. «Теория исторического материализма. Популярный учебник марксистской социоло­гии» (1922 г.), Салынский М. С. «Социальная жизнь людей. Введение в марксистскую социологию» (1923 г.) и др. Основная направлен­ность этих работ состояла в выявлении соотношения истории рус­ской социологической мысли и социологии марксизма, в стремлении сформулировать оригинальную социологию марксизма и опреде­лить ее место в системе марксизма. Наряду с разработкой теоретических вопросов разворачивались эмпирические социологические исследования. Центральное место в них занимают исследования по социальным и социально-психологическим проблемам труда и быта рабочих и крестьян В этой области наиболее плодотворно работали А. К. Гастев, С. Г. Струмилин, А. Ф. Журавский и др. В тот же период активно разрабатывались социальные проблемы города, наро­донаселения и миграции (Н. Анцифиров, А Годулов, В Смулевич и др.), социальные проблемы культуры (И. Загорский, Н. Трояновский, Р. Елизаров). В ЗО-х годах марксизм окончательно утвердился в качестве идеологической основы общества, социология была объявлена фило­софской наукой. Было провозглашено, что «исторический материа­лизм - это и есть социология марксизма. Это была теоретическая предпосылка разгрома социоло­гии и ее полного упадка в СССР. Начиная с этого времени, осуществляется идеологизация всей общественной жизни, в том числе и науки. Социология как соци­альный институт полностью прекращает свое существование. От­дельные ее проблемы развиваются в рамках смежных дисциплин: ис­торического материализма, демографии, статистики, психологии. Возрождение социологии как науки начинается в конце 50-х - на­чале 60-х годов, на волне «хрущевской оттепели». В этот период были проведены масштабные социологические исследования по изучению влияния научно-технического прогресса на социальную и профессио­нальную структуру работников, их отношение к труду. Большое распро­странение получило «социальное планирование», составление планов со­циального и экономического развития промышленных предприятий, колхозов и совхозов и даже некоторых городов. В ходе этих исследований был накоплен богатый фактический материал; отработаны методики со­циологического исследования, приобретены навыки проведения социо­логических исследований большим количеством социологов-самоучек.В 60-х годах социология вновь восстанавливает статус соци­ального института. В середине 1960 года было создано первое социо­логическое учреждение - отдел социологических исследований в Институте философии АН СССР и лаборатория социологических ис­следований при Ленинградском госуниверситете. В 1962 году была создана Советская социологическая ассоциация, а в 1964 году на фи­лософском факультете МГУ - кафедра конкретно-социологических исследований. В 1969 году был создан институт конкретно-социоло­гических исследований АН СССР с отделениями в союзных респуб­ликах и крупных региональных центрах: Свердловске, Новосибир­ске, Ленинграде. С 1974 года начал выходить специализированный журнал «Социологические исследования». С 1988 г. образованы соци­ологические факультеты в Московском, Ленинградском, Свердлов­ском, Киевском университетах. В настоящее время существует ряд академических, вузовских и независимых социологических центров, проводящих широкие эмпирические и теоретические исследования в самых различных областях общественной жизни.

 

12. Позитивизм как обоснование науки.Конт относится отрицательно ко всему отрицательному, разрушительному, критическому.Категория "позитивного" становится наиболее общей и главной в его мировоззрении, поэтому "позитивизм" и другие слова, производные от "позитивного", становятся основными терминами для обозначения контовского учения.Что же такое "позитивное" в истолковании основателя позитивизма? Он указывает пять значений этого слова:1) реальное в противовес химерическому:2) полезное в противовес негодному;3) достоверное в противовес сомнительному;4) точное в противовес смутному;5) организующее в противовес разрушительному.К этим значениям Конт добавляет такие черты позитивного мышления, как тенденция всюду заменять абсолютное относительным, его непосредственно социальный характер, а также тесная связь с всеобщим здравым смыслом.Место позитивного мышления в системе Конта можно понять только в связи с его знаменитым законом "трех стадий", или "трех состояний", который он считал своим главным открытием.Согласно этому закону, индивидуальный человек, общество и человечество в целом в своем развитии неизбежно и последовательно проходят три стадии.1) На теологической, или фиктивной, стадии человеческий разум стремится найти либо начальные, либо конечные причины явлений, он "стремится к абсолютному знанию". 2) На метафизической, или абстрактной, стадии человеческое мышление также пытается объяснить внутреннюю природу явлений, их начало и предназначение, главный способ их образования. Но в отличие от теологии метафизика объясняет явления посредством сущностей или абстракций. 3) Основной признак позитивной, или реальной, или научной стадии состоит в том, что здесь действует закон постоянного подчинения воображения наблюдению. На этой стадии ум отказывается от недоступного определения конечных причин и сущностей и вместо этого обращается к простому исследованию законов, т. е. "постоянных отношений, существующих между наблюдаемыми явлениями".

Иногда Конт высказывается не только против изучения "конечных" причин, но и против исследования причинности вообще, утверждая, что наука должна заменить вопрос "почему" вопросом "как". Сам он, однако, в своих сочинениях нередко высказывается о причинах тех или иных явлений.

Позитивное мышление, которому свойственны отмеченные выше признаки, далеко и от эмпиризма, и от мистицизма. Согласно закону трех стадий, все науки и все общества неизбежно завершают свою эволюцию на позитивной стадии. Именно на третьей стадии формируется истинная, т. е. позитивная наука, цель которой - познание не фактов (они составляют для нее лишь необходимый сырой материал), а законов. Существование неизменных естественных законов - условие существования науки; их познание с целью рационального предвидения - ее предназначение.

13. СТРУКТУРНЫЙ ФУНКЦИОНАЛИЗМ. Структурный функционализм внес в школу структурно функционального анализа целый ряд существенных дополнений. Социальные системы рассматриваются в плане обеспечения их устойчивости, целостности, а то и другое находят свое выражение в системной структуре, имеющей надындивидуальный, безличностный характер. Заполнение структурных ячеек необходимо сопряжено для индивида с приобретением социального статуса. Это понятие — одно из центральных в теориях структурного функционализма. Оно включает два компонента: социальную позицию и социальную роль. Социальная позиция — это место индивида в данной системе общественных отношений. Оно определяется по «вертикали» и «горизонтали». В первом случае имеется в виду системная иерархия, т.е, отношения по принципу «руководитель — подчиненный». Во втором случае имеются в виду отношения к другим индивидам, стоящим на одной иерархической ступени, к примеру, отношения по принципу: согласие — несогласие, поддержка — отчуждение и т.д. В рамках структурного функ-ционизма оформляется ролевая концепция личности. По отношению к последней социальные системы выступают обобщенно в многообразных формах функциональных императивов (требований). В конечном счете эти функциональные императивы продиктованы необходимостью приспособления (адаптации) социальной системы к окружающей среде, организациимежличностного общения, обеспечения социального контроля, управления и снижения напряженности в отношениях между членами того или иного социального объединения. Функциональные императивы оформлены в социальные нормы (законы, предписания, инструкции и т.д.). В связи с этим учение о социальных нормах занимает в теории структурного функционализма исключительно важное место. Нарушение социальных норм рассматривается как отклоняющееся (девиантное) поведение, которое неизбежно вызывает системные дисфункции, ведущие в конце концов к системной дезинтеграции. Последнее обстоятельство находит свое выражение, в частности, в понятии «аномия». Ее источником, по мнению основоположников структурного функционализма, являются конфликты нормативных систем (культур). Для современного общества характерно состояние «аномии», кризиса, В этих условиях возникают и развиваются конфликтующие субструктуры (субкультуры). Такими субкультурами являются, в частности, преступность, «ретризм» (потребление алкоголя, наркотиков и т.д.), мафия и др. 14. Феноменология А. Шюца и П. БергераСТРУКТУРНЫЙ ФУНКЦИОНАЛИЗМ. Структурный функционализм внес в школу структурно функционального анализа целый ряд существенных дополнений. Социальные системы рассматриваются в плане обеспечения их устойчивости, целостности, а то и другое находят свое выражение в системной структуре, имеющей надындивидуальный, безличностный характер. Заполнение структурных ячеек необходимо сопряжено для индивида с приобретением социального статуса. Это понятие — одно из центральных в теориях структурного функционализма. Оно включает два компонента: социальную позицию и социальную роль. Социальная позиция — это место индивида в данной системе общественных отношений. Оно определяется по «вертикали» и «горизонтали». В первом случае имеется в виду системная иерархия, т.е, отношения по принципу «руководитель — подчиненный». Во втором случае имеются в виду отношения к другим индивидам, стоящим на одной иерархической ступени, к примеру, отношения по принципу: согласие — несогласие, поддержка — отчуждение и т.д. В рамках структурного функционизма оформляется ролевая концепция личности. По отношению к последней социальные системы выступают обобщенно в многообразных формах функциональных императивов (требований). В конечном счете эти функциональные императивы продиктованы необходимостью приспособления (адаптации) социальной системы к окружающей среде, организации межличностного общения, обеспечения социального контроля, управления и снижения напряженности в отношениях между членами того или иного социального объединения. Функциональные императивы оформлены в социальные нормы (законы, предписания, инструкции и т.д.). В связи с этим учение о социальных нормах занимает в теории структурного функционализма исключительно важное место. Нарушение социальных норм рассматривается как отклоняющееся (девиантное) поведение, которое неизбежно вызывает системные дисфункции, ведущие в конце концов к системной дезинтеграции. Последнее обстоятельство находит свое выражение, в частности, в понятии «аномия». Ее источником, по мнению основоположников структурного функционализма, являются конфликты нормативных систем (культур). Для современного общества характерно состояние «аномии», кризиса, В этих условиях возникают и развиваются конфликтующие субструктуры (субкультуры). Такими субкультурами являются, в частности, преступность, «ретризм» (потребление алкоголя, наркотиков и т.д.), мафия и др.Феноменология - социологическая парадигма, основанная на философии Э.Гуссерля (1859-1938), согласно которой индивиды воспринимают окружающий мир через призму субъективных значений, приобретенных в процессе социализации. Отсюда следует, что общество - часть человеческого творения. Основателем этого соц. направления был австро-американский философ исоциолог Альфред Щюц (1899-1959), разработавший своеобразную разновидность "понимающей социологии". Его основные труды: -- «Феноменология соц. мира» (1932), -- "Возвращающийся домой".Считая, что позитивизм искажал природу соц. явлений, отождествляя их с явлениями природы, Щюц разработал концепцию интерсубъективного мира. Суть этих представлений в том, что позиции, взгляды на соц. реалии одного индивида и другого несовместимы, ибо каждый человек оказывается в своем особом мире повседневной жизни. Шюц считал, что адекватная коммуникация возникает благодаря появлению общего для взаимодействующих интерсубъективного мира, т.е. привычного соц. мира, который в конечномсчете обусловлен интеракциями между людьми, принадлежащими к одной весьма узкой соц. группе, которую социолог называет "домашней" группой. Концепция дома. Особый интерес для Шюца вызывает проблема реадаптации индивида к своей "домашней" группе после того, как они ее покинули по тем или иным причинам и какое-то время жили в иных соц. группах, неизбежно усваивая новые знания и новые измерительные линейки ценностей, типичные для этих групп. Здесь положение возвращающегося отлично от положения чужестранца, поскольку последний готов к тому, что этот мир организован иначе, чем тот, из которого он прибыл. Возвращающийся же ожидает встретить то, что ему хорошо знакомо, но ситуация полностью меняется для возвращающегося домой индивида (пример с солдатом). Шюц приходит к выводу, что "поначалу не только родина покажет возвращающемуся незнакомое лицо, но и он покажется странным тем, кто его ждет". Питер Бергер (1929) - американский социологи, австриец по происхождению – также представитель феноменологической школы социологии. Его основные работы:-- "Шум торжественных ансамблей";-- "Приглашение в социологию";-- "Социальное конструирование реальности"-- "Священная завеса" и т.д.В 1966 году Бергер с в соавторстве с Т.Лукманом написал сою самую известную работу "Соц. конструирование реальности", в которой излагалась теория феноменологической социологии знания, ориентированная на реальность "жизненного мира", на "повседневное знание", предшествующее научному и любому другому. Смысл теории в том, что общество создается благодаря деятельности индивидов, которые обладают знанием в виде субъективных значений или коллективных представлений. Следовательно, соц. Реальность конструируется конкретными субъективными значениями людей в процессе их деятельности. Созданный в процессе социализации интерсубъективный мир продолжает существовать, но его необходимо поддерживать. Эту функцию выполняет легитимация, т.е. способы объяснения и оправдания соц. реальности. Главные агенты поддержания - значимые другие. Субъективная реальность по Бергеру всегда зависит от специфического соц. базиса и требуемых для ее поддержания соц. процессов. Важнейшим средствомподдержания здесь является общение и употребление одного языка. Через общение индивиды сохраняют в памяти реальности. Но субъективная реальность может трансформироваться (напр., при прекращении общения или контакте с альтернативной реальностью). Концепция совместимости Э. ГидденсаПосле 2 мировой войны возникла проблема роста и развития социологического знания. Ряд авторов вышел с критикой всех парадигм социологии, с обвинением в однобокости и субъективности. Сторонники интерпретивной парадигмы попытались соединить исследование общества с помощью институтов с исследованиями, отталкивающимися от поведенческой стороны индивидов. Какследствие возникло и название – «объединительная парадигма». Э. Гидденс является ее наиболее видным представителем. В своих работах «Конструирование общества», «Последствия современности», «Модерн и самоидентичность» Гидденс проводит мысль о том, что современное общество чрезвычайно сильно отличается от других, а человек в нем имеет специфические особенности. Гидденс выделил черты современного общества: V Выросшая скорость изменений V Глобальность изменений V Появление новых форм развития материального производства, основанны на использовании неживых источников энергии. V Постдиффицитная экономика V Особое положение индивида, привязанности его к месту жительства, к родственникам («чистая связь»). V Возрастание рисков, человек ежедневно попадает в нетрадиционные ситуации.Гидденс исследует трансформацию индивидов под влиянием государственных институтов и влияние самих индивидов на институты. Он обвиняет предшествующую социальную науку в том, что она трактует процессы трансформации с позиций повышения организации общества, единой для всех стран (Прерывистая интерпритация).Теория стуктурации Гидденса. Структурация – подход к понятию структура. Структура – 1 знач. Уяснение сложившихся явлений и отношений в обществе (множество классов, которые взаимодействуют и т.д.). 2 знач. – понимание того, как меняется положение дел в обществе.Гидденс считает что структуры не принуждают индивида действовать так, как обязывает группа, являясь лишь границами и предпосылками.Социальная практика – действие индивида в рамках социальных структур (Государства, партий и т.д.). Каждый индивид отслеживает течение общественной жизни (мориторинг) в рамках структуры и обретает компетентность. Правила жизни в обществе – это далеко не материальные принципы (их нельзя рассчитать). Это очень гибкие процедуры, которые осуществляет индивид в связи со своим видением дела в часто меняющихся обществах. В этих обстоятельствах главное – адекватность и гибкость. Индивиду постоянно нужны ресурсы: деньги, др. люди, земля, недра, орудия труда, знания и т.п. Структура общества – дуальна, т.е. она имеет 2 основных начала. Она допускает преемственность и инновацию. Вывод Гидденса: История предполагает преднамеренные сознательные действия, но последствия у нее всегда непредвиденные. Она как бы ускользает от попыток повести ее по заранее выдуманному или задуманному пути. Как следствие анализ должен строится из формулы общество + поведение индивидов. Гидденс видит 2 выхода для каждого человека (2 «пика»): т.е. 1 индивид должен решать вопросы по своему усмотрению. 2 Индивид обязан вписаться в существующую структуру, быть «рефлексирующим» индивидом. Гидденс меняет привычное понятие «субъекта» на понятие «агента». Ри этом он рассматривает власть в данной схеме как сдерживающий механизм для индивидов но с другой стороны Гидденс видит, что она всегда увеличивает свободу тех, кто ею обладает. Агент – тот кто вмешивается в события.

15. ЧЕЛОВЕК, КАК СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ

Термин "природа человека" обычно употребляется учеными для обозначения некоторого исходного биологического начала, присущего всем представителям человеческого рода. Биологическая природа человека представляет собой необходимую предпосылку формирования собственно человеческих качеств, которые проявляются только в результате воздействия социальных факторов.
Каждый человек с момента его рождения является индивидом, т.е. единичным природным существом, носителем индивидуально-своеобразных черт. Индивидом обычно называют конкретного единичного человека, рассматриваемого в качестве биосоциального существа.
Понятие "человек", как правило, употребляют, желая показать принадлежность какого-либо лица к человеческому роду, а также тот факт, что данное лицо обладает всеобщими, свойственными всем людям качествами.
От этих двух понятий необходимо отличать понятие "личность". Слово личность первоначально обозначало маску, которую надевал актер в античном театре. Затем это понятие стали применять к самому актеру и его роли (отсюда произошло слово "персонаж"). У древних римлян слово личность употреблялось не иначе, как с указанием социальной функции, роли, амплуа человека (личность судьи, личность отца, личность консула и т.п.).
Личностью называется человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни.
Когда говорят о личности, прежде всего, подразумевают его социальную индивидуальность, неповторимость. Последняя формируется в процессе воспитания и деятельности человека под влиянием конкретного общества и его культуры. Не всякий человек является личностью. Человеком рождаются, личностью становятся в процессе социализации.

 

16. Личность – это динамичная, относительно устойчивая целостная система интеллектуальных, социально-культурных и морально-волевых качеств человека, выраженных в индивидуальных особенностях его сознания и деятельности. Личность представляет собой диалектическое единство общего (социально-типического), особенного (классового, национального ит.д. ), и отдельного (индивидуального).

Индивид – единичный представитель человеческого рода, отдельно взятый человек безотносительно к его реальных социальным и антропологическим особенностям.

биологическая наследственность объясняет индивидуальность личности, ее отличие от других членов сообщества. Вместе с тем, если в общих чертах многих народов мира можно увидеть отражение биологического, то различия между ними, в том числе религиозные, уже нельзя объяснить биологической наследственностью. После рождения ребенок почти сразу вступает в процесс социализации. Люди в любом обществе контролируются с помощью социализации таким образом, что они выполняют свои роли бессознательно, в силу обычаев, привычек и предпочтений. Как заставить человека со свободной волей подчиняться законам и нормам, ограничивающим его свободу, и зачастую тяжелым для него? Только культивируя у него те чувства, желания и стремления, которые приведут его к желанию упорядочить свою жизнь и подчиниться законам общества, чтобы чувствовать растерянность и раздражение, если эти законы будут нарушаться. Человек начинает набираться опыта, социальных установок, соответствующих его социальной роли. Под влиянием родителей, учителей, сверстников, начальников у нас формируются интеллектуальные, социальные и физические навыки, необходимые для выполнения социальных ролей. Индивиды постоянно ищут компромисс с обществом.

 

17. ОБЩЕСТВО КАК СОЦИАЛЬНАЯ СИСТЕМА.
В социологии общество характеризуется как динамическая саморазвивающаяся система, т.е. такая система, которая способна, серьезно изменяясь, сохранять в то же время свою сущность и качественную определенность.
При этом система определяется как комплекс взаимодействующих элементов. Это нечто целое, не сводимое к сумме своих элементов.
В свою очередь, элементом называется некоторый далее неразложимый компонент системы, принимающий непосредственное участие в ее создании. К ним относятся:
Социальная структура
Социальные действия человека в обществе
Социальные взаимодействия и отношения
Социальные институты и организации
Социальные нормы и ценности и.тд.
Для анализа сложноорганизованных систем, подобных той, которую представляет собой общество, учеными было выработано понятие "подсистема". Подсистемами именуются "промежуточные" комплексы, более сложные, чем элементы, но менее сложные, чем сама система.
Подсистемам общества принято считать - сферы общественной жизни, которых обычно выделяют четыре:
1) экономическая, элементами которой являются материальное производство и отношения, которые возникают между людьми в процессе производства материальных благ, их обмена и распределения;
2) социальная, состоящая из таких структурных образований как классы, социальные слои, нации, взятые в их взаимоотношении и взаимодействии друг с другом;
3) политическая, включающая в себя политику, государство, право, их соотношение и функционирование;
4) духовная, охватывающая различные формы и уровни общественного сознания, которые, воплощаясь в реальном процессе жизни общества, образуют то, что принято называть духовной культурой.
Каждая из этих сфер, будучи сама элементом системы, называемой "общество", в свою очередь оказывается системой по отношению к элементам, ее составляющим. Все четыре сферы общественной жизни не только взаимосвязывают, но и взаимно обуславливают друг друга.
Разделение общество на сферы несколько условно, но оно помогает вычленять и изучать отдельные области реально целостного общества, многообразную и сложную общественную жизнь. Социологи предлагают несколько классификаций общества. Общества бывают:
а) Простые и сложные (в качестве критерия в данной типологии выступает число уровней управления обществом, а также степень его дифференциации);
б) Первобытное общество, рабовладельческое общество, феодальное общество, капиталистическое общество и коммунистическое общество;
в) В Западной научной литературе в 1960-е гг. получило распространение деление всех обществ на традиционные и индустриальные.
Традиционное (аграрное) общество представляло доиндустриальную стадию цивилизационного развития. Традиционными были все общества древности и средневековья. Их экономика характеризовалась господством сельского натурального хозяйства и примитивного ремесла. Преобладали экстенсивная технология и ручные орудия труда, вначале обеспечивавшие экономический прогресс. В своей производственной деятельности человек стремился максимально приспособиться к окружающей среде, подчинялся ритмам природы. Социальная же структура традиционного общества сословно корпоративна, стабильна и неподвижна.
Социальная мобильность фактически отсутствовала: человек рождался и умирал, оставаясь в одной и той же социальной группе.
Основными социальными ячейками были община и семья. Поведение человека в обществе регулировалось корпоративными нормами и принципами, обычаями, верованиями, неписаными законами.
В общественном сознании социальная реальность, человеческая жизнь воспринимались как осуществление божественного промысла.
Духовный мир человека традиционного общества, его система ценностных ориентации, образ мышления - особый и заметно отличен от совремепного. Индивидуальность, самостоятельность в данном обществе не поощряются: социальная группа диктует личности нормы поведения. В политической сфере традиционного общества господствуют церковь и армия. Человек полностью отчужден от политики. Власть ему представляется большей ценностью, чем право и закон. В целом, это общество чрезвычайно консервативно, стабильно, невосприимчиво к нововведениям и импульсам извне. Изменения в нем происходят спонтанно, медленно, без сознательного вмешательства людей. Духовная сфера человеческого бытия приоритетна перед экономической.
Традиционные общества сохранились и до наших дней в основном в странах так называемого "третьего мира" (Азия, Африка) (поэтому часто синонимом "традиционного общества" выступает понятие "незападные цивилизации"). С европоцентристской точки зрения, традиционные общества — это отсталые, примитивные, закрытые, несвободные социальные организмы, которым западная социология противопоставляет индустриальные и постиндустриальные цивилизации.

Индустриальное общество
В результате модернизации, понимаемой как сложный, противоречивый, комплексный процесс перехода от традиционного общества к индустриальному, в странах Западной Европы были заложены основы новой цивилизации. Ее называют индустриальной, техногенной, научно-технической или экономической. Экономической базой индустриального общества является промышленность, основанная на машинной технике. Увеличивается объем основного капитала, снижаются долговременные средние издержки на единицу продукции.
В сельском хозяйстве резко повышается производительность труда, разрушается натуральная замкнутость. Экстенсивное хозяйство сменяется интенсивным, а простое воспроизводство — расширенным.
Стабильный экономический рост сопровождается ростом реальных доходов на душу населения. В социальной сфере индустриального общества также рушатся традиционные структуры, социальные перегородки. Социальная мобильность значительна. Появляются новые классы — промышленный пролетариат и буржуазия, укрепляются средние слои. Аристократия приходит в упадок.
В духовной сфере наблюдается значительная трансформация системы ценностей. Человек нового общества автономен внутри социальной группы, руководствуется своими личными интересами. Индивидуализм, рационализм (человек анализирует окружающий мир и принимает решения на этой основе) и
утилитаризм (человек действует не во имя каких-то глобальных целей, а для определенной пользы) — новые системы координат личности. Происходит секуляризация сознания (освобождение от непосредственной зависимости от религии). Человек в индустриальном обществе стремится к саморазвитию, самосовершенствованию.
Глобальные изменения происходят и в политической сфере. Резко возрастает роль государства, постепенно складывается демократический режим. В обществе господствует право и закон, а человек вовлекается во властные отношения в качестве активного субъекта.

 





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.