Роль и функции русского языка в современном мире Современный русский язык как предмет изучения Язык является самым ценным наследием, которое получили современ- ные люди от предшествующих поколений. Язык народа – это его жизнь, ис- тория, развитие, будущее. Благодаря языку формируется и оттачивается наша мысль, благодаря языку осуществляется общение внутри человеческого кол- лектива, благодаря языку совершенствуется сам человек. Такая важная роль языка в общественной жизни учит бережному отношению к нему, требует прочного и твердого знания его правил и законов развития. Это особенно важно для студентов-филологов, которые должны нести эти знания другим людям. Термин современный русский литературный язык употребляется в не- скольких значениях: – как обозначение системы современного русского литературного язы- ка, т.е. совокупности норм образования и функционирования единиц русско-5 го языка (звуков, слов, словоформ, словосочетаний и предложений) на со- временном этапе развития; – как название науки, которая изучает звуковую, лексическую, грамма- тическую системы современного русского литературного языка; – как название учебной дисциплины, которая изучает основы науки о современном русском литературном языке. Русский язык – национальный язык русского народа, выразитель Истории и культуры русского народа Под национальным русским языком подразумевается языковая систе- ма фонетических, лексических и грамматических единиц и правил, которая складывалась на протяжении веков и которая отличает язык русской нации от любого другого языка. Русский национальный язык неоднороден. В него включаются отдель- ные разновидности, каждая из которых имеет свою сферу применения. В со- ставе национального русского языка можно выделить ядро, центр – литера- турный язык, и периферию, которую образуют территориальные и социаль- ные диалекты (жаргоны, профессионализмы, сленг, арго), различные подъя- зыки, область просторечия. Доля этих составляющих может меняться, на- пример, для современного состояния русского языка характерно снижение доли диалектизмов, но расширение словаря и сферы использования жаргон-7 ной лексики. Все эти формы существования отличаются друг от друга, но объединены – в своей основе – общей грамматической системой и общим словарным запасом. Русский национальный язык, как и многие другие языки, прошел дли- тельный эволюционный путь и продолжает свое развитие. Национальный русский язык начинает складываться к XVII веку па- раллельно с образованием Московского государства. Формирование нации и национального языка связано с образованием государства, упрочением его границ, экономических и политических связей между отдельными террито- риями. Славянские племена в Киевской Руси XV – XVI вв., хотя и представ- ляли одну народность, не были еще нацией. Нации возникают в период пре- одоления экономической раздробленности, развития товарного обращения и возникновения единого рынка. У разных народов процесс складывания нации и языка протекал в раз- ное время и шел разными путями. Русский национальный язык сложился на основе московского диалекта, который уже к XV – XVI вв. утратил свою тер- риториальную ограниченность. Его черты, такие, как аканье, иканье, произ- ношение заднеязычного взрывного звука и некоторые другие, до сих пор со- хранились в современном русском языке. Кроме того, в формировании рус- ского национального языка заметную роль сыграл старославянский язык. За- метно влияние на русский язык и многих других языков, например, француз- ского и английского. К.Д. Ушинский писал: «Язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения на- рода в одно великое, историческое живое целое…». И действительно, язык подобно летописи рассказывает нам о том, как жили наши предки, с какими народами они встречались, с кем вступали в общение. Все события сохраня- ются в народной памяти и передаются из поколения в поколение с помощью слов, устойчивых сочетаний. Немало могут рассказать нам об истории рус- ского народа пословицы и поговорки. Роль и функции русского языка в современном мире Язык относится к тем общественным явлениям, которые служат сред- ством общения людей. Прежде всего, на русском языке общаются люди рус- ской нации. Следовательно, основная функция русского языка быть языком национального общения, т.е., национальным языком. В соответствии со статьей 68 Конституции Российской Федерации рус- ский язык считается государственным языком на всей ее территории. До 1991 г. понятие «государственный язык» не использовалось, а русский язык имел статус межнационального языка. За ним были закреплены все необходимые8 для государственного языка функции. Он широко применялся в сфере дело- вого общения, образования, он был языком науки и научного общения, ис- пользовался в СМИ, в судопроизводстве и т.д. Поскольку Российская Федерация – государство многонациональное (в 2001 г. в его состав входило 176 наций и этнических групп), русский язык служит средством общения между представителями разных наций и народ- ностей, проживающих на его территории. Возникновение, становление, развитие, равно как и функционирование любого языка, в том числе русского, в межнациональном общении – это про- цесс сложный и многоплановый, зависящий от комплекса лингвистических и социальных факторов. Статус языка межнационального общения (с 1922 г.), а это еще одна функция русского языка – быть языком межнационального общения, русский язык получил по ряду причин. 1. Лингвистические причины. Русский язык является одним из самых развитых языков на территории Российской Федерации. Он обладает богатой лексикой и грамматикой, отла- женной системой функциональных стилей. Это и позволяет использовать его во всех сферах жизни и деятельности человека. На русском языке можно пе- редавать разнообразную научную информацию, выражать чувства и эмоции, создавать поэтические и прозаические произведения художественной литера- туры. Русский язык имеет богатейшую по своей тематике, жанрам и стилям письменность, сопряженную с высокой культурой. Все это обеспечивает ог- ромную коммуникативную и информативную ценность русского языка. 2. Этноязыковые причины. – Русская нация самая многочисленная на территории Российской Фе- дерации; – Русский язык широко распространен за ее пределами; – Русский язык обогатил другие младописьменные языки, на его основе была создана письменность более чем для 70 языков; – Русская нация характеризуется высокоразвитой экономикой, эффек- тивной технологией во многих отраслях техники. Русский язык при этом не конкурирует с другими языками за право быть межнациональным языком – такая роль обусловлена объективными факторами и исторически сложившимися условиями. Третья важная функция русского языка в современном мире – быть языком международного общения. Русский язык принят в клуб мировых языков, наряду с английским, арабским, французским, испанским, китайским языками. Эти языки считают- ся официальными языками международных организаций, таких, как ООН, ЮНЕСКО, МАГАТЕ. На этих языках проводятся крупнейшие международ- ные конференции и симпозиумы, издаются официальные документы, бюлле-9 тени, специальные журналы, создаются сайты в Интернете, ведутся телера- диопередачи. Русский язык как мировой язык обеспечивает общение во вре- мя встреч на высшем уровне и на международных конференциях. Русский язык – это язык одного из крупнейших центров международ- ного образования. Знание русского языка способствует карьерному росту специалистов разных областей знаний по всему миру. Русский язык обеспе- чивает доступ не только к богатствам науки и культуры России, но и других стран, выступая своеобразным посредником между разными народами. Ведь на русский язык переводится значительная часть научной и художественной литературы, выходящей в мире. Несмотря на некоторый спад интереса к русскому языку в перестроеч- ный и постперестроечный период, с конца 90-х годов ситуация стабилизиро- валась: русский язык изучается за рубежом в вузах и средних образователь- ных учреждениях как второй или третий иностранный язык. Безусловно, что место русского языка в системе образования в значи- тельной степени определяет государственной политикой России и других го- сударств, отношениями между странами. Распространению русского языка за рубежом способствует ряд органи- заций: Международная ассоциация преподавателей русского языка и литера- туры (МАПРЯЛ), Общество любителей российской словесности (ОЛРС). А деятельность этих организаций в свою очередь помогает формировать поло- жительный образ России в мире через знакомство с языком и культурой на- рода. 4 . Предмет и аспекты изучения фонетики Фонетика (греч. phone – «звук, голос») – это учение о звуковой системе языка. Фонетика занимает особое место среди лингвистических дисциплин, потому что, в отличие от лексикологии, морфологии, синтаксиса, изучает языковые единицы, которые не имеют лексического значения, но служат для различения единиц грамматики и лексики. При этом некоторые языковые яв- ления находятся на границе фонетики и грамматики. Следует отметить, что звуки, являясь материальными единицами, определяют материальную сторо- ну других языковых единиц, объединяя все уровни в одно целое. Этим опре- деляется важность изучения самих фонетических единиц и их закономерно- стей. В зависимости от задач, методов и предмета исследования различают фонетику частную и общую, описательную, историческую и сопоставитель- ную, а также экспериментальную и социофонетику. Частная фонетика занимается изучением звуковой системы конкретно- го языка, общая – изучает общие звуковые закономерности. Предметом опи- сательной фонетики является фонетическая система языка в определённый период её развития. Историческая фонетика рассматривает изменения, про- исходившие в звуковой системе языка на протяжении всей её истории. Сход- ства и различия в звуковом строе нескольких языков выявляет сопостави- тельная фонетика. Социофонетика выявляет особенности произношения от- дельных групп населения. Экспериментальная фонетика изучает звуковые единицы с помощью экспериментов. Звуки речи как природные материальные единицы могут рассматри- ваться с разных сторон: со стороны говорящего и со стороны слушающего. В связи с этим выделяют артикуляционный и акустический аспекты звуков ре- чи. Артикуляционный (физиологический) аспект рассматривает звуки как результат артикуляции органов речевого аппарата. Акустический аспект связан с пониманием физической природы звуков речи, что создает основу для описания восприятия звуков речи слушающим. Артикуляционный и аку- стический подходы рассматривают фонетические единицы как материаль- ные, но вне непосредственной связи с процессом человеческого общения. Когда же выявляется роль фонетических явлений в процессе обмена инфор- мацией, то возникает необходимость описания единиц фонетики в функцио- нальном аспекте, или фонологическом. Рассмотрение звуков с этой точки зрения позволяет выяснить социальную значимость фонетических фактов. 17 При этом важно понимать, что все эти аспекты тесно связаны и взаимообу- словлены. |