М. Цветаева Поэмы («Поэма Горы», «Поэма Конца», «Крысолов») ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ А. Блок. Поэма «Двенадцать»: проблематика и поэтика Вопросы 1. Отношение Блока к Октябрю. Статья «Интеллигенция и революция». 2. Рассмотрите внешне событийный план поэмы. Из каких конкретных образов (портретов, зарисовок, деталей) он состоит? 3. Покажите, что за внешне событийным планом стоит второй – обобщенно-символический. Двуплановость образов старого мира и двенадцати. 4. Поэтика контрастов *в соотношении образов (старого мира и двенадцати, старого и нового в самих двенадцати); *в символике цвета; *в речевом строе (многоголосие). 5. Почему в поэме о революции центральным эпизодом является убийство Катьки? 6. Образ Христа. Обязательная литература: 1 Пьяных М. «Слушайте революцию». Поэзия А. Блока советской эпохи. Л., 1980. С. 27−75. 2. Басинский П. Трагедия понимания: «музыка революции» и судьба интеллигенции. // Вопросы литературы. 1990. № 6. 3. Долгополов Л. Поэма А. Блока «Двенадцать». Л., 1979. 4. Долгополов Л. А. Блок. Личность и творчество. Л., 1980. (Глава 7). Дополнительная литература: 5. Безродный М.В. Из комментариев к поэме А. Блока «Двенадцать» // Ученые записки Тартуского университета. Вып.735. Блоковский сборник № 7. Тарту. 1986. 6. Вильчек Вс. Эпиграф столетия // Знамя. 1991, №11. 7. Стратановский С.Г. Поэт и революция. Опыт современного прочтения «Двенадцати» //Звезда. 1991, № 11. 8. Финал «Двенадцати» //Знамя. 2000. №11. 9. Якобсон А. Конец трагедии. Вильнюс−М., 1992. 10. Сухих И.Н. Русская литература для всех. Классное чтение! (От Блока до Бродского). СПб., 2013. Е. Замятин «Мы» как антиутопия Вопросы 1. Творческая история антиутопии. 2. Единое государство как социально-политическая система. Этика Единого государства. 3. Роль любовной интриги. 4. Смысл финала. 5. Жанровое своеобразие. Обязательная литература: 1 Давыдова Т. Е. Замятин. М.,1991 2. Давыдова Т. Образность и язык романа Е. Замятина «Мы» // Русская словесность. 2001. №1. 3. Давыдова Т. Миф «еретика». Сегодняшний взгляд на роман Е. Замятина «Мы» // Высшее образование в России. 1999. №5. 4. Долгополов Л. Е. Замятин и В. Маяковский: к истории создания романа «Мы» // Русская литература. 1998. №4. С. 182−185. 5. Доронченков И.А. Об источниках романа Е. Замятина «Мы» // Русская литература. 1989. № 4. С. 188−202. 6. Сухих И. О городе Солнце, еретиках, энтропии и революции // Звезда. 1999. № 2. С. 222−232. То же: Сухих И.Н. Русский канон: Книги ХХ века. М.: Время, 2013. Дополнительная литература: 7. Кольцова Н. Роман Е. Замятина «Мы» и петербургский текст русской литературы // Вопросы литературы. 1999. № 4. С. 65−76. 8. Чаликова В. Крик еретика. Антиутопия Е. Замятина «Мы» // Вопросы философии. 1991. № 1. С.16−27. 3. А. Платонов «Котлован»: Специфика языка и мышления Вопросы 1. Творческая история повести. 2. Изображение коллективизации в повести. 3.Связь ключевых метафор произведения с реальной действительностью. «Диалог» автора со Сталиным. 4. Система образов-персонажей. 5.«Котлован» как мифологическое произведение. 6. Экзистенциальная проблематика. Обязательная литература: 1. Золотоносов М. Усомнившийся Платонов // Нева.1990. №4. С.186−190. 2. Павловский А. И. Яма: о художественно-философской концепции повести А. Платонова «Котлован» // Русская литература. 1991. № 1. С. 21−41. 3. Левин Ю.И. От синтаксиса к смыслу и далее («Котлован») // Левин Ю.И. Избранные труды. Поэтика. Семиотика. М., 1998. Дополнительная литература: 4. Харитонов А.А. Архитектоника повести А. Платонова «Котлован» // Творчество А. Платонова. Исследования и материалы. Библиография. СПб.,1995. 5. «Меня убьет только прямое попадание по башке…». Материалы к творческой биографии А. Платонова (1927−1932) // Новый мир. 1993. №4. С. 89−121. 6. Малыгина Н. «Спастись навеки» в пропасти «Котлована» // Русская словесность. 1997. № 4. 4−5. М. Булгаков «Мастер и Маргарита» Вопросы 1. Творческая история романа. 2. Сатирическое изображение литературной среды. Москва 1920−1930-х гг. 3. Конкретно-историческое и фантастическое в судьбе Ивана Бездомного. 4. Воланд и его свита. Гротескный реализм в изображении героев. 5. Образ Маргариты. Философия любви и вечной женственности. Фаустианские мотивы. 6. Образ Мастера. Проблема творческой личности в условиях тоталитарного государства. Внутренняя противоречивость характера. Смысл финала. 7. Иешуа Га-Ноцри и Мастер. Прием двойничества. 8. Понтий Пилат. Место героя в системе образов-персонажей. 9. Роль евангельского мифа в философско-исторической концепции автора. 10. Жанр романа. Обязательная литература: 1. Яновская Л. Творческий путь М. Булгакова. М., 1983. С. 225−318. 2. Лескис Г.А. Комментарий // Булгаков М. Собр. соч.: в 5т. Т.5. М., 1990. С. 607−663. 3. Лескис Г.А. Триптих М.А. Булгакова о русской революции. М., 1998. 4. Гаспаров Б.М. Из наблюдений над мотивной структурой романа «Мастер и Маргарита» // Даугава. 1988. № 10, 11, 12; 1989. № 1. Дополнительная литература: 5. Соколов Б. В. Булгаковская энциклопедия. М., 1996. 6. Галинская И. Загадки известных книг. М., 1986. Чудакова М.О. Творческая история романа «Мастер и Маргарита» // Вопросы литературы. 1976. № 1. 7. Чудакова М.О. Жизнеописание М. Булгакова. М., 1988. 8. Соколов Б.В. Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита». Очерк творческой истории. М., 1991. М. Цветаева Поэмы («Поэма Горы», «Поэма Конца», «Крысолов») Вопросы 1. Автобиографическая основа «Поэмы Горы», «Поэмы Конца» (личные переживания, исповедальность). 2. Мифопоэтика поэм: * горная символика в «Поэме Горы»; * архетип смерти / воскресения в «Поэме Конца». 3. Судьба старинной легенды в поэме «Крысолов». 4. Образ Крысолова Архетип пая в поэме «Крысолов». Обязательная литература: 1. Павловский А. Куст рябины. Л., 1989. 2. Эткинд Е. Флейтист и крысы. Поэма М. Цветаевой «Крысолов» в контексте немецкой народной легенды и ее литературных обработках // Вопросы литературы. 1992. № 2. С. 43−73. |