МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Язык и речь. Особенности устной и письменной речи. Понятие культуры речи. Ведущие аспекты культуры речи





 

Термины язык и речьмногозначны. Иногда они соотносятся как синонимы, обозначая одно и то же явление. Например, В его языке много иностранных слов и Его речь изобилует иностранными словами. Однако если сказать: Он изучает русский язык и Он изучает русскую речь, то различие между словами становится очевидным.

Изучить язык – значит:

  • овладеть его фонетической системой;
  • познать особенности различных грамматических категорий, присущих словам в языке, т.е. понять, как склоняются существительные, прилагательные, как изменяются глаголы и др.;

· освоить модели сочетаемости слов, модели построения предложений.

Следовательно, язык воспринимается как система, представленная в моделях, как нечто абстрактное, проявляющееся и существующее в речи.

Изучить речь – значит познать, усвоить особенности звучащей речи, ее специфику. В противоположность языку речь представляется как нечто материальное, мы ее слышим или воспринимаем зрением.

 

Язык существует в двух разновидностях, в двух формах – устной и письменной речи.Их названия свидетельствуют о том, что первая – звучащая речь, а вторая – графически закрепленная. Это их основное различие.

Кроме того, письменная речь обычно обращена к отсутствующему. Пишущий не видит читателя, а может только мысленно представить его себе. На письменную речь, таким образом, не влияет реакция тех, кто ее читает. Устная речь, напротив, предполагает наличие собеседника, слушателя. Говорящий и слушающий не только слышат, но и видят друг друга. Поэтому устная речь нередко зависит от того, как ее воспринимают. Реакция одобрения или неодобрения, реплики слушателей их улыбки и смех – все это может повлиять на характер речи, изменить ее, а то и прекратить.

Говорящий создает, творит свою речь сразу. Он одновременно работает над содержанием и формой. Пишущий же имеет возможность совершенствовать написанный текст, возвращаться к нему, исправлять.

Устная речь – это прежде всего разговорная, диалогическая речь. Поэтому в устной речи часты неполные предложения, она характеризуется также разнообразием интонаций, эмоциональной окрашенностью, сопровождается мимикой, жестами. Устная речь может быть и монологической, приближаться по своей обработанности к письменной речи, но, при этом, она сохраняет всю живость разговорной речи, ее выразительность. Письменная речь, в большинстве случаев, менее эмоциональна, она отличается от устной более строгим выбором слов, построением более полных словосочетаний и синтаксической законченностью предложений.

Чтобы овладеть искусством речи, необходимо начинать с культуры речи.

Культура речи –понятие многозначное.

а) Культура речи — это особая область лингвистических зна­ний, научная дисциплина, содержащая определенные разделы, подразделы и правила, относящиеся к этой отрасли языкознания.

б) Культура речи как совокупность навыков, знаний и рече­вых умений отдельной личности.

С этой точки зренияпод культурой речи понимается:

  • владение нормами литературного языка в его устной и письменной формах;
  • умение выбрать и использовать, учитывая ситуацию общения, такие языковые средства, которые способствуют достижению поставленных задач коммуникации;
  • соблюдение этики общения.

Таким образом, культура речи содержит три составляющих компонента: нормативный, коммуникативный и этический.



 

Культура речи предполагает, прежде всего, правильность речи, т.е. соблюдение норм литературного языка, которые воспринимаются его носителями (говорящими и пишущими) в качестве «идеала», образца. Языковая норма – это центральное понятие культуры речи, а нормативный аспект считается одним из важнейших. «Умение правильно говорить – еще не заслуга, а неумение – уже позор, писал знаменитый Цицерон, - потому что правильная речь не столько достоинство хорошего оратора, сколько свойство каждого гражданина». Ошибки в речи малограмотного человека свидетельствуют о его низкой общей культуре, ошибки в речи образованного человека свидетельствуют о его небрежном отношении к своей речи, о безответственном отношении к своей работе, к своим обязанностям. В первую очередь это относится к работникам радио, телевидения, преподавателям школ и других образовательных учреждений, чиновникам, т.е. всем тем, кому часто приходится выступать перед аудиторией.

 

Культура речи требует от говорящего или пишущего умения отбирать те языковые средства, которые соответствуют задачам общения. Выбор необходимых для поставленной цели средств – основа коммуникативного аспекта культуры речи. Известный лингвист, крупный специалист по культуре речи Г.О.Винокур писал: «Для каждой цели свои средства, таков должен быть лозунг лингвистически культурного общества». Культура речи, в коммуникативном аспекте, опреде­ляется как набор коммуникативных качеств хорошей речи: правильность речи (иначе говоря, норматив­ность), ее чистота (отсутствие диалектизмов; жаргонизмов и т. п., что также относится к ведению нормативного аспекта), точность, логичность, выразительность, образность, доступность и уместность.

Этический аспект культуры речи предписывает знание и применение правил языкового поведения в конкретных ситуациях. Под этическими нормами общения понимается речевой этикет (речевые формулы приветствия, просьбы, вопроса, благодарности, поздравления и т.п.; обращение на «ты» и «вы»; выбор полного или сокращенного имени, формулы обращения и др.). На использование речевого этикета большое влияние оказывают: возраст участников речевого акта, их социальный статус, характер отношений между ними (официальный, неофициальный, дружеский), время и место речевого взаимодействия и др. Этический компонент культуры речи накладывает строгий запрет на сквернословие в процессе общения, осуждает разговор на «повышенных тонах».

 

 





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.