МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Пессимистический взгляд на судьбы человеческого прогресса был продемонстрирован русским философом К.Н.Леонтьевым (1831-1891). Он создает гениальную теорию антипрогресса.





Леонтьев выступает, прежде всего, против эгалитарного прогресса, прогресса уравнительного, смешивающего многоцветно жизни в монотонность, однообразие, усредняющего вкусы и потребности. Свободу, демократизацию он связывает с идеалами буржуазности, влекущими людей к примитивной пользе, всеобщей анархии и скуке. К.Леонтьев также решительно выступал против губительного воздействия научно-технического прогресса на природу, человек Должен органически вписываться в целостность природы.

Леонтьев, опираясь на образ организма, настойчиво обосновывал мысль о цикличности развития государства, народностей, культур выделяя стадии - эмбриональную, рождения, роста, расцвета, угасания и смерти. Анализ истории исчезновения государственных образований привела его к выводу о приблизительно тысячелетней биографии государств. Он также формулирует закон жизни и смерти любой культурной и органической системы, выделяя три стадии развития системы: 1) первичная простота, 2) цветущая сложность, 3) вторично смесительное упрощение.

Мысль К.Леонтьева все время бьется вокруг спасения культуры разнообразием человеческих привязанностей, способностей, занятий, умений.

Если культура Европы по К.Леонтьеву обречена на вымирание, то относительно России он постоянно обосновывает мысль об ее относительной исторической молодости и близости к тем восточным культурам, которых не коснулось еще европейское погибельное движение к однообразию. Леонтьев бесконечно страдал о судьбе России: желая ей спасения и надеясь на ее духовную роль в мировой культуре, он вместе с тем писал "Я ... разочаровался в моей отчизне", ибо Россия, по его мнению, проникается верой в прогрессивный путь Европы.

Леонтьев, отрицая идею объединения славянских государств под главенством России, возлагал большие надежды на возрождение византийского духа, обновленного влиянием молодых народов (в том числе и Россией). Поэтому спасение мировой культуры он видел в Востоке, ибо последний удален от разъедающей ржавчины уравнительного прогресса.

Соединяя идеал византизма с особенностями российской истории. К.Леонтьев некая возможности избежать всеобщего уравнивания, безликости и анархии при помощи могучего паря, прочности строя, меньшей его переменчивостью, устойчивостью психических навыков у миллионов людей с помощью сословного деления общества и крепких общин.

4. XX век: Н.А.Бердяев, марксизм в России, русский космизм.

Главная тема философии Н.А.Бердяева(1874-1948) - смысл существования, бытия человека. Пройдя в своей духовной эволюции путь от "легального марксизма" к религиозному миросозерцанию, Бердяев отверг революционное переустройство мира, ибо любая революция как реакция на гнет и насилие, неконструктивна и может порождать только новый гнет и насилие.

Современное состояние культуры представлялось Бердяеву кри­зисным, выраженным в отчужденности, вражде и безличности человека, начавшимся еще с момента грехопадения (начала земной истории) и ведущим к гибели (концу) человеческой истории. Поэтому грядущее обновление общества должно осуществляться на основе реформированного православия в форме восстановления религиозного смысла жизни.

Развивая эту мысль внаправлении христианского экзистенционализма Бердяев разрабатывает религиозно-мистическую концепцию свободы, согласно которой человек наделен даром творческой (божественной) свободы и должен развернуть это свое качество с помощью восстановления своей духовно-эстетической связи с универсальным скроем божественной мировой гармонии, что позволит преодолеть трагизм бессмысленного существования.



Свобода у Бердяева иррациональна, является исходной реальностью человеческого существования и предшествует Богу и миру. Она выступает в форме несотворенной (добытийной) и сотворенной богом. Несотворенная свобода - причина зла и несовершенства в мире. Сотворенная свобода через творчество гармонизирует мир.

Поэтому суть новой религиозной эпохи ("третьего откровения") в противоборстве зла и творчества. Под творчеством Бердяев понимал потрясение и подъем всего человеческого существа, направленного к иной, высшей жизни, к новому бытию.

Идея творчества, как откровения человека, совместно с Богом продолжающего творение мира, выражается в освобождении от мира в форме пути в себя, "погружения в собственное "Я". Цель этого погружения в осуществлении человеческими руками божественного замысла, прорыве через мир наличной реальности в мир высшей сверх культуры. И осуществляется этот прорыв в форме художественного творчества.

Бердяев уравнивает художественную гениальность и святость. Гениальность для него это - иная святость, а Пушкин святой. Искусство делится у него на два типа: классическое и романтическое. В развитии искусства выделяются две тенденции: синтетически-органическая и аналитическая.

Высшим взлетом русского национального гения Бердяев считал русскую литературу XIX века: "такой религиозной и социальной взволнованности не знала европейская литература".

Поэтом) в процессе спасения человечества от грозящей катастрофы особую роль призвана сыграть Россия в силу ее уникальности. Россия, по мнению Бердяева, место, где происходит последнее испытание гуманизма, она сможет выполнить великую объединительную миссию Востока и Запада.

Россия фатально предрасположена к решению эсхатологических задач в силу противоречивости психологического склада русского

человека. Его душа разорвана крайностями: главными противоречивыми свойствами русской души является, с одной стороны, аскетически-монашеское православное смирение, с другой стороны, природная языческая дионисийская стихия. Поэтому русскому человеку и всей культуре присущи: деспотизм, гипертрофия государства и анархизм, вольность; жесткость, склонность к насилию и доброта, человечность, мягкость; индивидуализм, обостренное сознание личности и безличный коллективизм; национализм, самохвальство и универсализм, все человечность; искание Бога и воинствующее безбожие; смирение и наглость, рабство и бунт.

Противоречивость и широта русской души, по мнению Бердяева, есть следствие необъятности, безграничности, бесконечности русской земли: в душе русского народа есть такая же необъятность, безграничность, как и в русской равнине. Русскому народу трудно было овладеть этими огромными пространствами, оформить их, поэтому русский народ - это сила стихии, вдохновений, откровений, но не формы. Русский народ не был народом культуры, как Западная Европа, где все замкнуто и детерминировано, разделено на категории.

Всякий свой порыв русская душа соподчиняет с чем-то более важным, поэтому на духовных вершинах своих Россия опережает остальное человечество, однако средний уровень низок (Бердяев опровергает легенды о варварстве русского народа, пример - культура Киевской Руси, стоявшей значительно выше современной ей культуры Западной Европы; оригинальность русско-философской мысли: коллективистский гений закрепощенных, неграмотных крестьянских масс, создавших свою, собственную самобытную культуру, основанную на православии). Приоритет, в открытии тайн русской души Бердяев отдает Ф.М.Достоевскому.

Европеизация русской культуры, начатая Петром, прошла, по мнению Бердяева, поверхностно, созванная им империя не имела духовного единства. Поэтому, при всем своем величии русское государство XIX века было противоречивым и нездоровым.

В России всегда имел место разрыв культуры и революционной
интеллигенции, поэтому Бердяев противопоставил революционную
линию развития духовному совершенствованию. Любая

революционность (в том числе и марксистская) основана на гнете и насилии, поэтому она неконструктивна и может проводить только новый гнет и насилие. Грядущее обновление общества должно осуществляться на основе реформированного православия, Бердяев призывал «убить зверя политики» и перейти к неполитическим формам переустройства общества.

Значительное место в творчестве Бердяева занимает анализ и демонстрация западному миру таких уникальных свойств русской философии, как глубочайшая экзистснциальность, эсхатологизм, религиозный анархизм, одержимость идеей "Богочеловечества", являющейся отражением свойств русском души и культуры в целом.

5. Марксизм в России. Получив противоречивое наследие, идейные последователи Маркса (подробнее о марксизме на стр.92-93) по-разному распорядились им.

Отцом и пионером марксизма в Россию был Г. В. Плеханов, усвоивший и принявший марксизм как целостное мировоззрение. Плеханов первый начал писать тексты, которые выполняли роль учебников марксизма. Он считал, что описанные Марксом схемы развития 'Запада в равной степени относятся и к России. Однако выступил против ленинской концепции партии, которая была, по его мнению, оторвана от спонтанного движения пролетариата, что противоречило марксистской 1еории классовой борьбы. Пролетариат должен сотрудничать с буржуазией в своей борьбе за демократические преобразования.

Вработах "О материалистическом понимании истории", "К вопросу о роли личности в истории» и других, Плеханов выступил как творческий материалист и диалектик, применяя диалектический метод главным образом в познании общественной жизни. Ему удалось дальше развить важные социально - философские проблемы, о роли народных масс и личности в истории, закономерности формирования политической идеологии, права, религии, морали, искусства, философии.

С 1894 года начинается ленинский этап развития марксизма в России. В.И. Ленин (1870 - 1924) полагал, что основные вопросы марксизма как политической теории уже решены Марксом, и надо лишь умело извлекать из этих решений практические выводы. Поэтому его творчество как марксиста - практика было направлено исключительно к одной единственной цели уничтожению частной собственности с помощью социалистической революции: экспроприация буржуазии и огосударствление фабрик, заводов и земли тождественно всеобщему освобождению человечества.

Стержнем ленинской концепции империализма стала линия па рассмотрение монополизации, ведущей к паразитизм) и загниванию. Так основной пафос работы "Империализм как высшая стадия капитализма" был направлен на фундаментальное обоснование этого вывода и критику каутскианства.

Ленин был абсолютно уверен в неизбежности мировой пролетар­ской революции, поэтому было все равно, в какой стране (передовой или отсталой начнется мировой революционный "пожар" - "русскому пролетариату выпала на долю великая честь начать ряд революций". Он разрабатывает учение о революционной ситуации, отталкиваясь от идеи Маркса, что для социализма необходимо два главных условия - высокая степень обобществления процессов производства в капиталистическом хозяйстве и политическая власть пролетариата.

Ленин считал, что сначала надо взять власть, а потом строить экономику, достигать социальные и культурные рубежи. Поэтому теории социалистического строительства, за исключением лозунгов типа «надо рачительно хозяйствовать» не было. В связи с этим конкретные события обусловили неизбежные повороты в политике и практике строительства нового общества: имел место поворот от политики военного коммунизма к НЭПу и др.

Если деятельность Ленина как марксиста практика с точки зрения целесообразности для судеб России спорна и требует дальнейшего изучения и анализа, то его теоретические поиски в области традиционно - философских проблем глубоки и несут в себе значительный элемент новизны. В своих главнейших философских работах "Материализм и эмпириокритицизм", "Философские тетради" и др… Ленин дает глубокий научный анализ сущности материи и сознания. Его определения данных понятии являются универсальными, до сих пор не потерявшими своей актуальности, он также значительно развивает понимание законов и категорий диалектики, методологических вопросов познания.

Затем имел место сталинский этап развития марксизма с его "простыми и лаконичными" формулами в "Кратком курсе марксизма" и "научными" откровениями в области языкознания.

Наконец, был марксизм-ленинизм эпохи парт съездов с правительственным учебником по марксистско-ленинской философии, появившимся в 60-х годах и просуществовавшим практически в неизменном виде почти до 1990 года, выдержавшим несколько изданий отличавшихся лишь цитатами из речей очередного генсека и решений очередного съезда. Однако такие темы как сущность и свойства материи, законы и категории диалектики, методы и формы научного познания и др., рассмотрены на наш взгляд достаточно глубоко и науч­но и не потеряли своей актуальности и на сегодняшний день.

В области философских изысканий это был период бессмертных дискуссий па тему «отношение диалектики к формальной логике», схоластических поисков главной категории в системе понятий исторического материализма, конъюнктурных исследований социальной структуры, где обязательно все и вся стремилось к однородности. Но это было и время создания теории деятельности (в хорошем смысле слова гордости советско-русских философов), глубоких изысканий в области системного подхода, моделирования сознания, теории познания, изучения потребностей и др.

В укачанный период усилиями советских обществоведови политиков в мировое общественное сознание усиленно внедрялась мысль о катастрофической пагубности для человеческой цивилизации последствий ядерной войны. В результате, в частности, в докладах Римского клуба проблема опасности ядерных войн была также отнесена к глобальным проблемам современности.

Сегодняшний этап развития философии в России создает условия (не без значительных трудностей) действительно научного, адекватного анализа вклада марксизма и других достижений философской мысли, в общую "копилку" духовной мысли человечества,

6. Русский космизм. Одной из ведущих традиции самобытной философской мысли России был русский космизм, представляющий собой внутреннее разнообразные, иногда полярные мнения, но объединенные одной идеей - наличия смыслового порядка в космосе, космической миссии человека и нахождения гармонии между человеком и природой (космосом).

В русском космизме можно выделить три направления: религиозно-философское (В.С. Соловьев, Г.П. Федотов. С.Н. Булгаков. П.А. Флоренский и др.), естественнонаучное (К.Э. Циолковский, В. И. Вернадский. Н.А. Умов, Л.Л. Чижевский. 11.Г. Холодный др.), поэтически-художественное (В.Ф. Одоевский, Л.В. Сухово-Кобылин, Ф.И. Тютчев и др.).

Считая космос европейской философии и науки "пустым", русские космисты попытались "оживить", "очеловечить", "обожествить" его. Так К.Э.Циолковский (1857-1935) различал космическое и некосмическое (в.ч. земное) существование, если в первом царствует совершенство, разум и счастье, то для земного существования характерны страдания, несовершенство, болезни, смерть, землятресения и т.д. Жизнь на Земле и, возможно, на других планетах - это "младенческое состояние'", которое должно быть продолжено и развито в высокое все космическое существование.

Эта эволюция должна осуществиться через человека посредством развития его познавательных и нравственных способностей. Здесь Циолковский очень близок христианскому мировоззрению, но для него характерны и такие "ходы" космической мысли, как бестрепетная необходимость умертвления всякой несовершенной жизни в космосе, искусственная селекция всего живого и человека, ибо все это должно возвысить "совершенное состояние космоса".

В работе "Причина космоса" К.Э. Циолковский говорит о том, что космос сотворен некоей причиной, ею же может быть внезапно уничтожен. Вселенная громадный, сложнейший, механический организм, наделенный разумом. Научные знания есть «голос Вселенной», они являются гарантом преобразования космоса (в том числе его колонизации).

Заслугой Циолковского явилось как раз то, что он впервые прямо и непосредственно ввел космический аспект в проблематику взаимосвязи наук, гуманистической и преобразовательной деятельности. В то же время он осознавал, что его "космические» устремления оказались в определенном смысле преждевременными, ибо выходили за пределы общепринятых взглядов и известных науке положений. "До сих пор самые величайшие философы и гуманисты были на земной точке зрения и не заикались даже об интересах космоса. Иные доходили до интересов животных, даже растений, но никто не подумал беспокоиться о жителях Вселенной вообще".

По мнению М.А. Умова (1846-1915), появление жизни на Земле - событие в высшей степени маловероятное, но, возникнув, она развивается в сторону все более и более совершенных форм, где наивысшей точкой является научное знание - ''последняя ставка живого'".

Движущая сила эволюции живого и высочайшей творческой продуктивности, по мнению Умова. в существовании неравенства там, где равенство утверждается силой, там прекращается развитие. Существующее в потоке эволюции живого человечество должно в своем развитии сообразовывать свои пели с законами эволюции живого. Одной из таких социальных целей является формула "продукт труда должен принадлежать обрабатывающему".

Выдающийся русский ученый В.И.Вернандский (1863-1945) впервые в истории естественных наук на глобальном, планетарно-космическом уровне осуществил синтез геологических, биологических и социокультурных (гуманитарных) знаний в единую науку о гео-био-ноосфере.

В этой науке человек есть "сила геологического характера, подготовленная миллиардами лет истории жизни в биосфере", ведущая к перестройке биосферы, превращения ее в ноосферу («царство разума») - «новое геологическое явление на нашей планете"'. Эта перестройка осуществляется в промессе' сложной эволюции биосферы, ее самосовершенствования, все более полного, активного накопления и трансформации энергии, усложнения своей организации и обогащения информацией.

Научно-философские теории "В.И.Вернандского явились по существу прочным фундаментом, без которого идеи и проекты космистов могли бы обернуться прекрасными, но всего лишь воздушными замками. В воззрениях Вернадского научная мысль такое же закономерно неизбежное, естественное явление, возникшее в ходе эволюции живого вещества, как и человеческий разум, и она не может, по глубочайшему убеждению Вернадского,ни повернуть вспять, ни остановиться, ибо таит в себе потенцию развития фактическибезграничного.

Поэтому Вернандский отводил особую роль миссии ученого, сообщества ученых. Прежде всего, в сфере научных работников, считает Вернадский, "происходит психологический перелом величайшей важности - растет неудовлетворение узкими размерами Земли...; искание мировой космической связи".

Идея тесной взаимосвязи биосферы и Солнца, Земли и Космоса пронизывает творчество А.Л. Чижевского (1897-1964). Наиболее крупные работы ученого посвящены исследованию влияния солнечной активности на земные процессы: изменение ритмов активности Солнца и их влияние пи уровень эпидемиологических и других заболеваний, урожайность растений, уровень размножения и миграции животных, режима гидрометеорологических процессов и др.

Значение созданной им науки гелиобиологии в том, что здесь выдвигаются важнейшие методологические стратагемы и идеи о космосе как системном целом, его ритмичности и гармоничности, проявляющиеся, в частности, в синхронизации ритмов всех составляющих системы биосфера - космос. Чижевский сформулировал закон квантитативной компенсации - "количественные соотношения в ходе того или иного явления на очень больших территориях стремятся сохраниться путем периодических компенсаций".

Указанные идеи взаимосвязи человека и космоса, космической миссии человека нашли яркое отражение в художественной прозе (В.Л. Одоевский и др.), поэзии (Ф.И. Тютчев, А. Тарковский и др.), музыке (Малер, Скрябин, Стравинский и др.), живописи (Врубель, авангардисты и др.). Для примера хотелось бы остановиться на гениальных строках Ф.И. Тютчева:

Невозмутимый строй во всем

Созвучье полное в природе

Лишь в нашей призрачной свободе

Разлад мы с нею сознаем.

Итак, космизм - широкое явление, объединяющее людей различных политических и философских убеждений, от естествоиспытателей до идеологов православия. В нем выражалось прежде всего интуитивное понимание Вселенской взаимосвязи, ощущение подавленности человека могучими внешними грозными стихиями, с одной стороны, и мощь и разумность его - с другой. Русских космистов по существу интересовали: 1) сохранение природной среды,

2) человеческое братство, 3) выход в космос.

Русские космисты показали, что появление человеческой цивилизации было результатом закономерной природной логики развития Вселенной; в человеке заложена некая космическая миссия управления эволюцией Вселенной, реализовать которую он сможет, предварительно преодолев различного рода земные социальные антагонизмы.

В русском космизме обосновывались принципы нового отношения человека к природе, здесь имел место переход от коэволюции человека и биосферы к коэволюции человека и Вселенной. Обобщение огромного статистического материала показало, что биологические и психические стороны земной жизни связаны с физическими явлениями космоса: подобно чуткому нервному узлу, каждая живая клетка реагирует на ту «космическую информацию» (термин введен Вернадским), которой пронизывается вся Вселенная. Поэтому имеет место тесная связь между Вселенной и человеком, Вселенной и человечеством: Вселенная развивается, должен развиваться и человек. В свою очередь, развитие человека и человечества влияет на развитие Вселенной.

Космисты сумели соединить заботу о большом целом - Земле, биосфере, космосе с глубочайшими запросами высшей ценности конкретного человека. Недаром важное место здесь занимали проблемы, связанные с преодоления болезней, смерчи, достижения бессмертия.

У русских космистов человек был сведен с его трона исключительности (как это было в европейской философии). Будучи одной из органичных составных частей и этапов развития космического целого, человек везде демонстрирует свое родство с другими живыми формами и силами, что налагает на него огромную ответственность. По существу русские космисты вплотную подошли к осознанию проблем, получивших впоследствии название глобальных, опередив тем самым свое время.

 

 





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.