Этноцентризм. Культурный релятивизм. Лекция по социологии №3 Культура и общество 1. Понимание культуры в социологии 2. Элементы, формы, разновидности культуры 3. Культурный релятивизм, этноцентризм, проблемы культурных универсалий 4. Нормативный уровень культуры, содержание культуры Культура и общество Социальные группы, соц. институты регулируются и определяются отношением людей или культуры Термин культура многозначен: материальная, духовная, политическая, экологическая, музыкальная Для социологов К несет особый смысл – это система соц. приобретенных и транслируемых от поколения к поколению значимых символов, идей, верований, ценностей, традиций, норм и правил поведения, посредством которых человек организует свою жизнедеятельность. Наука рассматривает строение и функционирование К в связи с социальной структурой и применительно к конкретным историческим ситуациям. Т.о. социальная К – это те значения, кот люди приписывают разнообразным знакам, а именно: предметам, действиям, явлениям, которые регулируют поведение, взаимодействия людей. Знаки, символы олицетворяют культуру: например, флаг, герб, Эти знаки обретают социо-культурный смысл только тогда, когда нечто значат для людей, т.е. направляют их действия, поведение, восприятие в опред. русло Соц. культура являет регулятивным механизмом, обсп. взаимод-е между людьми Т. Парсонс развел понятия «социальное» и «культурное». Социальное – это реальная жизнь общества, процессы, события, факты Культурное – это то как люди воображают соц жизнь или представление о реальном Он ввел понятие генерализованные ценности – т.е. господствующее идейное представление в обществе Напр., демократия Российская социальная культура представлена такими социологами, как Максим Максимович Ковалевский, Н.К Михайловский, Петерим А. Сорокин, Данилевский и др. Элементы, формы, разновидности культуры. Особенность социологического трактования в том что культура берется в аспекте, кот. связан с регуляцией поведения человека и соц.группе При анализе К выделяют 3 уровня: 1) Эмпирический: учреждения институты и организации власти 2) Нормативный установление норм и правил 3) Высший: фундаментальные ценности, идеи и символы Функции К: 1)Интергативная 2) Регулятивная – самонормативная система с пом различных соц.норм, упорядочивает, направляет, организует действия людей 3) Социализация – приобщение к накопленному историч. наследию, воспроизводство опред. порядков Элементы К делят на 2 класса: 1) Материальная К – это все искусственные, созданные людьми физические объекты, кот. придают определенный смысл, эти объекты наз. артефактами. Артефакт – символ/знак кот насеет опред. соц. нагрузку 2) Нематериальная К – все, что относится к дух жизни общества: правила, модели поведения, ценности, обычаи, нравы В зав от того кто создает культуру и каков ее уровень различают формы и разновидности Формы: 1) элитарная – созданная привилегированной частью общества или по ее заказу: вкл. в себя изящное иск-во, классическую музыку, мировые шедевры в литературе. Она на десятилетия опережает средний уровень восприятия среднеобразованного человека, форма этой культуры – искусство для искусства 2) Народная – создают анонимные творцы кот. не имеют прогрессивной подготовки, включает фольклор 3) Массовая – не выражает изысканных вкусов элиты и дух. поисков народа. Появилась в сер 20 в. когда СМИ стали доступны для всех слоев населения Разновидности: 1) доминирующая – совокупность ценностей, обычаев, верований, кот руководствуется большая часть общества 2) субкультура – часть общей культуры, присущая определенной соц. группе, она не противостоит доминирующей культуре 3) Контр-культура – такая субкультура, кот противостоит, находится с господствующими ценностями конфликте Этноцентризм. Культурный релятивизм. Этноцентризм - это тенденция оценивать обычаи, нормы др. культур с точки зрения восприятия своей собственной , он играет в обществе двоякую роль. С 1й стороны – способствует единению и стабильности группы или общества, генератор партиотизма, с другой – источник непонимания и межнациональных конфликтов. Этноцентризм может принимать диструктивные нормы: 1) Ксенофобия – страх, неприязнь к др. народам 2) Шовинизм – признание превосходства своей культуры , народа на другими Социологи считают, чтобы понять культуру в целом необходим сдерживать свой этноцентризм. Такой подход называется релятивизм. Культурный релятивизм – условия более точного понимания чужого и не требование принятия или одобрения этого чужого. Культурные универсалии К ним относят те нормы, ценности, правила традиции и свойства, которые присущи всем культурам независимо от географического положения, истор. времени и соц устройства. Они являются всеобщими социо-культурными нормами т.к. все люди одинаковы физиологически, они являются всеобщими социо-культурными нормами. Например, запрет на убийство Джон Мердок выделил более 70 универсалий: возрастная градация, спорт, совместный труд, танцы, образование, обычай украшать тело, похоронные и свадебные ритуалы, обычай дарить подарки, гостеприимство, сексуальные органичения, шутки, язык Маргарет Мид – язык, ценностная система, символы, типичные связи и взаимодействия, образцы и эталоны поведения Зигмунд Фрейд внес свой вклад в культурные универсалии – правило брачных отношений, семья и брак определяются обществом.; спортивные состязания как санкционированный обществом выплеск энергии Проблема культ отбора проявляется через ассимиляцию (культ. поглощение) и аккомодацию (вынужденное приспособление) Аккультурация – процесс взаимного влияния обычаев и т.д. Тренд – это доминирующее направление в развитии в общественном мнении Диффузионизм - заимствование культур, развитие культур за счет достижения других народов. |