в медно-аммиачном растворе (реактиве Швейцера) СЛОЖНЫЕ УГЛЕВОДЫ Цель работы. Сопоставить свойства ди- и полисахаридов, познакомиться с их качественными реакциями. Сложные углеводы при гидролизе дают от двух до сотен тысяч молекул моносахаридов. Делятся на сахароподобные (низкомолекулярные, олигосахариды) и несахароподобные (высокомолекулярные, полисахариды). Их молекулы построены как гликозиды: полуацетальные (гликозидные) гидроксилы всегда участвуют в образовании молекул сложных углеводов. Дисахариды (д/с) делятся на невосстанавливающие (в их образовании участвуют оба полуацетальных гидроксила) и восстанавливающие – один из полуацетальных гидроксилов сохранился (сохранилась возможность регенерации альдегидной группы при раскрытии цикла). Полисахариды (п/с) являются практически невосстанавливающими, так как имеют очень низкую концентрацию альдогрупп (~ 1 на 104...105 монозвеньев цепи). Опыт 1. Общая реакция на углеводы с a-нафтолом (реакция Молиша) Налейте в три пробирки по 0,5 мл раствора глюкозы, фруктозы и сахарозы. В две другие пробирки – по 5-6 крупинок крахмала и маленький кусочек фильтра или ваты; в каждую из двух последних пробирок (с крахмалом и клетчаткой) добавить по 1 мл дистиллированной H2O. Во все пять пробирок добавьте по 2-3 капли раствора a-нафтола и перемешайте. В каждую из пяти пробирок добавьте осторожно по стенке (не перемешивая) по 1 мл конц. H2SO4. На границе раздела слоев быстро образуется красно-фиолетовое кольцо. Эту реакцию дают как м/c, так и п/c (кетозы дают более интенсивное окрашивание). Опыт 2. Восстанавливающие и невосстанавливающие дисахариды (проба Троммера на лактозу и сахарозу) В одну пробирку наливают 1 мл 1 %-го раствора сахарозы, а в другую – 1 мл 1 %-го раствора лактозы. В каждую из них добавляют по 1 мл 10 %-го раствора NaOH. Растворы перемешивают, и в обе пробирки по каплям добавляют 5 %-й раствор CuSO4. В обеих пробирках вначале образуется бледно-голубой осадок Cu(OH)2, который после встряхивания растворяется, и растворы преобретают светло-синию окраску вследствие образования комплексных сахаратов меди(II).  Напишите реакцию образования лактоната меди (II) взаимодействием Cu(OH)2 с [4-(β-D-галактопиранозидо)-α-D-глюкопиранозой] (с лактозой). К растворам сахаратов добавьте дистиллированной воды до 3/4 высоты пробирки, наклонив пробирку, нагрейте ее верхнюю часть (рис. 6). Что наблюдаете? Объясните различие результатов нагревания обоих растворов. Опыт 3. Доказательство наличия лактозы в молоке Положительную (качественную) реакцию с фелинговой жидкостью дают восстанавливающие дисахариды (мальтоза, лактоза), в водных растворах которых вследствие таутомерных переходов имеются свободные альдегидные группы (после раскрытия правого цикла дисахарида). В пробирку с 5 мл молока добавить 5 капель дистиллированной Н2О и 5 капель разбавленной СН3СООН, перемешать и отфильтровать осадок скоагулированных белков. К 1,5 мл фильтрата (раствору лактозы) добавить 1,5 мл реактива Фелинга, перемешать и нагреть верхнюю часть раствора на спиртовке до начинающегося кипения – до выпадения оранжево-красного осадка оксида меди(I). Напишите уравнение реакции окисления лактозы реактивом Фелинга. Опыт 4. Гидролиз (инверсия) сахарозы В пробирку наливают 3 мл 1 %-го раствора сахарозы и 1 мл 10 %-й Н2SO4. Для равномерного кипения в реакционную смесь добавляют кипятильные камни (если греют на спиртовке). Содержимое пробирки кипятят на водяной бане 5-10 мин, а затем охлаждают. Для доказательства гидролитического расщепления сахарозы раствор нейтрализуют 10 %-м NaOH (контроль по универсальной индикаторной бумаге). В другую пробирку наливают 3 мл нейтрализованного гидролизата, добавляют равный объем реактива Фелинга и нагревают верхнюю часть жидкости. Наблюдают образование красного осадка Cu2О. Напишите уравнение реакции кислотного гидролиза сахарозы. Объясните, почему проба Троммера до гидролиза сахарозы была отрицательной , а после гидролиза стала положительной? Опыт 5. Свойства крахмала 5.1.Взаимодействие крахмала с йодом – йод-крахмальная проба В пробирку наливают 1 мл 1 %-го раствора крахмала и добавляют несколько капель сильно разбавленного раствора йода I2 в KI (раствор Люголя) – появляется интенсивное синее окрашивание. При нагревании этого раствора до кипения синяя окраска исчезает, а при охлаждении появляется вновь. Запишите наблюдения в рабочую тетрадь. 5.2. Отношение полисахаридов к реактиву Фелинга – доказательство отсутствия у них восстановительной способности. В пробирку наливают 1 мл 1 %-го раствора крахмала и добавляют равный объем реактива Фелинга, перемешивают и нагревают верхнюю часть раствора до начинающегося кипения. Изменяется ли цвет раствора? Сделайте выводы из наблюдений. 5.3. Кислотный гидролиз крахмала В большую пробирку вносят 5–6 мл раствора крахмала и 1,5–2 мл 10 %-го раствора Н2SO4. Пробирку поставить в кипящую водяную баню. На предметном стекле разместить 5–6 капель раствора Люголя (J2 в KJ) на расстоянии не менее 1 см друг от друга. Стеклянной палочкой из пробирки взять пробу гидролизата крахмала и его каплю поместить на каплю раствора иода. Каждые 4–5 мин – очередная проба раствора гидролизуемого крахмала на свежую каплю раствора J2 до прекращения появления окрашивания крахмала иодом. Это свидетельствует об окончании процесса гидролиза (об исчезновении) крахмала. После того, как реакционная смесь перестает давать окраску с иодом, ее кипятят еще несколько минут, охлаждают и нейтрализуют 10 %-ным раствором NaOH (контроль по универсальной индикаторной бумаге). Отливают в пробирку 1-2 мл гидролизата и добавляют равный объем реактива Фелинга – доказывают наличие в растворе продуктов глубокого гидролиза крахмала – глюкозы и мальтозы. В отдельной пробирке с гидролизатом выполнить пробу Селиванова на фруктозу – сделать вывод о наличии фруктозы в составе крахмала. Напишите схему гидролиза крахмала и уравнения реакций окисления продуктов гидролиза крахмала фелинговой жидкостью. Опыт 6. Растворение целлюлозы в медно-аммиачном растворе (реактиве Швейцера) В пробирку наливают 4–5 мл медно-аммиачного раствора (реактива Швейцера), опускают в него маленький кусочек гигроскопической ваты (целлюлозы) и тщательно перемешивают содержимое пробирки стеклянной палочкой до полного растворения ваты – получается вязкий прозрачный раствор ярко-синего цвета. К полученному раствору добавляют 10–15 капель концентрированной HCl – выделяется клетчатка, имющая вид гомогенной студенистой массы. Это свойство используется при производстве медно-аммиачного искусственного шелка. Опыт 7. Кислотный гидролиз целлюлозы (клетчатки) В сухую пробирку поместите мелко нарезанные кусочки фильтровальной бумаги (клетчатки), и добавьте ~1 мл 50 %-ной Н2SO4 (0,5 мл Н2О + 0,5 мл Н2SO4(конц.)). Содержимое тщательно размешать стеклянной палочкой до полного разрушения бумаги и образования бесцветного вязкого раствора. (Можно слегка подогреть (осторожно) для ускорения растворения.) После этого при перемешивании по каплям добавьте 1 мл дистиллированной Н2О. Пробирку поставьте на 15-20 мин в кипящую водяную баню при регулярном перемешивании. Затем смесь охладите и нейтрализуйте 10 %-м раствором NaOH. С полученным раствором проведите реакцию с фелинговой жидкостью или пробу Троммера для обнаружения в продуктах гидролиза восстанавливающих сахаров. Напишите уравнение реакции гидролиза целлюлозы и объясните результаты опыта. |