ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной 
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | Задания для самостоятельной работы студентов ЮЖНО – КАЗАХСТАНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ Кафедра гигиены-2 СИЛЛАБУС Дисциплина: «Коммунальная гигиена» Код дисциплины - KG 4211 Специальность: 051102- «Общественное здравоохранение» Обьём учебных часов (кредитов) : 360 часов/ 8 кредитов Курс и семестр изучения: ІV- курс 7- 8 - семестр Учебный год Силлабус составлен кафедрой гигиены-2на основании рабочей программы по дисциплине «Коммунальная гигиена» для специальности 051102 «Общественное здравоохранение »утвержденной «____» ___________ 2013г. Силлабус утвержден на заседании кафедры гигиены-2 Протокол № _________ «__________» _______________ 2015г. Зав. кафедрой к.м.н. ______________ Ескерова С.У. 1.7. Сведения о преподавателях: № | Ф.И.О. тьюторов | Учёная степень, звание | Должность | Приоритетные научные интересы | Достижения | E-mail | | Ескерова Сара Устемировна | К.м.н. | Заведующая кафедрой | Коммунальная гигиена | Автор научных работ -30 статьи, учебного пособия, методических рекомендаций | sarahesu@mail. ru | | Бекжанова Меруерт Усеновна | | Ст. преп-ль | Коммунальная гигиена | - | meri@mail. ru | | Толеуова Акгулим Ерболатовна | | Преп-ль | Коммунальная гигиена | - | ai_ol_ak.83@mail. ru | | Аханов Бауыржан Абдикашимович | | Преп-ль | Коммунальная гигиена | - | mister-bauka @bk.ru | | Нурманова Мадина Гайбеновна | | Преп-ль | Коммунальная гигиена | - | | 1.8 Контактная информация: г. Шымкент, площадь Аль- Фараби -3, здание института Казхимпроект, тел. АТС 40-82-22 ( внутрений тел. - 3105); email - gigiena-2 1.9. Политика дисциплины: 1. Приходить на занятия вовремя; 2. На занятия приходить в форме; 3. Быть пунктуальным и обязательным; 4. Активно участвовать в учебном процессе; 5. Отключить сотовые телефоны в учебное время; 6. Пропущенные занятия отрабатывать в соответствии графика приема отработок кафедры; 7. Студенту в конце академического периода выставляется по дисциплине общий рейтинг допуска. Максимальный балл -100 (60%), минимальный балл – 50 (40%), ниже которого студент не допускается к экзамену; 8. При не соблюдении политики кафедры применяется штрафные баллы: А) При пропуске одного лекционного занятия без уважительной причины штрафной балл составляет 0,66% из рейтинга допуска; Б) При несвоевременном выполнении задания СРС штрафной балл составляет 10% на каждую опоздавщую неделю. 2. Программа: Введение Коммунальная гигиена - одна из ведущих профилактических дисциплин, изучающая влияние природных и антропогенных факторов окружающей среды на здоровье человека в условиях населенных мест, с целью обоснования мероприятий по улучшению среды обитания человека, по предупреждению и снижению заболеваемости населения, для разработки гигиенических нормативов и санитарного законодательства в области коммунальной гигиены. Коммунальная гигиена является одной из научных отраслей профилактической медицины, знание вопросов которой необходимо бакалаврам по специальности «Общественное здравоохранение». 2.2 Цель дисциплины: подготовка специалиста общественного здравоохранения по проведению государственного санитарно-эпидемиологического надзора в области коммунальной гигиены. 2.3 Задачи обучения: • научить проводить предупредительный и текущий санитарный надзор за объектами коммунальной гигиены; • научить применять санитарно-гигиенические методы при организации санитарного надзора за основными источниками загрязнения атмосферного воздуха, почвы на территории населенных мест и воды водоемов; • дать знания по санитарно-гигиенической оценке источников водоснабжения, способов улучшения качества питьевой воды и устройства водопроводных сооружений; • научить проводить санитарно-гигиеническую оценку систем и видов канализации населенных мест; эффективности работы очистных сооружений по очистке хозяйственно-бытовых и промышленных сточных вод; • научить проводить санитарно-гигиеническую оценку эффективности работы пылегазоочистных сооружений на различных предприятиях по очистке выбросов в атмосферу населенных мест, определение предельно-допустимого выброса (ПДВ); • дать знания по изучению влияния факторов окружающей среды (водного, воздушного) на состояние здоровья населения; • дать знания по санитарному надзору за содержанием и очисткой территории населенных мест от твердых и жидких отходов и способами их обезвреживания; • научить проводить санитарного надзора за освещением, отоплением и вентиляцией жилых и общественных зданий, различных коммунально-бытовых объектов, лечебно-профилактических учреждений, аптек и спортивных сооружений; • научить проводить санитарно-гигиеническую экспертизу проектной документации водоснабжения, канализации, по планировке и застройке городских и сельских поселений, жилых и общественных зданий, коммунально-бытовых объектов, спортивных сооружений, лечебно-профилактических учреждений и аптек; • научить проводить разработку и внедрение санитарно-гигиенических мероприятий по санитарной охране водных объектов, атмосферного воздуха и почвы населенных мест и воздуха закрытых помещений. 2.4 Конечные результаты обучения: Студент должен знать: • законодательство об охране здоровья граждан, санитарное, природоохранное законодательство Республики Казахстан, правовые основы деятельности специалистов государственной санитарно-эпидемиологической службы; • документацию коммунального отдела; • причины, условия и факторы риска возникновения и распространения среди населения инфекционных и неинфекционных заболеваний водным путем и их профилактику; • правила организации и проведения санитарного надзора за основными источниками загрязнения атмосферного воздуха, почвы и воды водоемов; • методы оценки освещенности, вентиляции и отопления жилых и общественных зданий, коммунальных объектов, спортивных сооружений, лечебно-профилактических учреждений; • этапы проведения экспертизы проектов водоснабжения, канализации населенных мест, планировки и застройки городских и сельских поселений, жилых и общественных зданий, коммунально-бытовых объектов, спортивных сооружений и лечебно-профилактических учреждений; • методику расчета и оценки показателей здоровья населения в связи с воздействием факторов окружающей среды; • правила организации и проведения санитарно-гигиенических мероприятий по санитарной охране водных объектов, атмосферного воздуха, почвы и воздуха закрытых помещений; • устройство и принцип работы приборов: метеометроа МЭС-200 А, термоанемометров: TESTO 425, TESTO 435, газоанализатора АНКАТ, дозиметр - радиометра и других приборов, необходимых для оценки уровня различных факторов окружающей среды. уметь: • принимать управленческие решения на разных уровнях государственного санитарно-эпидемиологического надзора; • оценивать санитарно-гигиеническое состояние различных объектов при осложнении санитарно-эпидемиологической ситуации; • оценивать эффективность мероприятий по ликвидации водного пути распространения инфекции с учетом особенностей водоснабжения и водопользования на конкретной территории; • осуществлять предупредительный и текущий санитарно-гигиенический надзор за объектами коммунальной гигиены и факторами окружающей среды; • давать гигиеническую оценку чистоты атмосферного воздуха, почвы, воды. владеть навыками: • осушествления государственного предупредительного и текущего санитарно-эпидемиологического надзора в области коммунальной гигиены; • проведения экспертизы проектных документов различных объектов коммунальной гигиены; • оценивания влияний связанные с неблагоприятными факторами окружающей среды на состояние здоровья взрослых и детей. 2.5 Пререквизиты: экология и устойчивое развитие, химия, медицинская биофизика, биохимия, физиология, микробиология, общая гигиена, окружающая среда и здоровье, инфекционные болезни, общественное здоровье. 2.6 Постреквизиты:гигиена труда, эпидемиология. 2.7 Краткое содержание дисциплины: предмет, содержание и значение коммунальной гигиены. Государственный санитарно-эпидемиологический надзор в Республике Казахстан. Методы санитарно-гигиенических исследований. Санитарная охрана воды, почвы и атмосферного воздуха. Гигиена жилых и общественных зданий, предприятий культурно-бытового обслуживания, медицинских организаций, планировки населенных мест. 2.8. Тематический план(лекции, практические): темы, форма проведения и продолжительность. Дублинские дескрипторы | Компетенции специальности, разработанные в ЮКГФА | Результаты обучения дисциплины | Результаты обучения по концепции (ГОСО) | А | Демонстрировать знания и понимание в изучаемой области, включая элементы наиболее передовых знаний в этой области | Компетенция в области естественных и специальных наук | Знает цели и задачи коммунальной гигиены, ее особенности для осуществления профессиональной деятельности. | Р1 | Знает основные объекты и факторы, влияющие на здоровье населения: качество воздуха, воды и водоснабжения, почвы, микроклимата. | Р1 | Знает документы коммунального отдела. Знает этапы проведения экспертизы проектов. Знает устройство и принцип работы гигиенических приборов. | Р3 | Знает методы определения и оценки на соответствие гигиеническим нормативам параметров закрытых помещений и окружающей среды. | Р3 | Знает методологию маркетинга в здравоохранении. | Р14 | Знает методологию менеджмента в здравоохранении. | Р16 | Знает взаимосвязи между факторами окружающей среды и показателями здоровья населения. | Р17 | Компетенция предпринимательства | Знает правила организации предупредительного и текущего санитарно-эпидемиологического надзора за основными источниками загрязнения атмосферного воздуха, воды и почвы. | Р27 | Понимает особенности организации санитарно-эпидемиологической службы. | Р13 | Компетенция «Адвокат здоровья» | Знает перечень основных нормативных правовых актов и методических документов, являющихся базой санитарного законодательства. | Р6 | Знает санитарно-эпидемиологические требования к коммунальным объектам, влияющим на здоровье населения и на окружающую среду. | Р20 | Компетенция «Навыки научных исследований» | Знает методику работы с научной литературой по коммунальной гигиене. | Р9 | Изучает последние научные достижения и базу данных по научным исследованиям в области коммунальной гигиены. | Р21 | Знает методологию, этические принципы научных исследований по коммунальной гигиене. | Р21 | Компьютерная и информационная компетентность | Знает методику поиска информационных баз и IT- технологии. | Р2 | Знает способы и средства получения и правила хранения нужной информации в различных программах. | Р2 | Компетенция «Коммуникативные навыки» | Свободно объясняет информацию на государственном и русском языках. | Р3 | В | Применять эти знания и понимание на профессиональном уровне | Компетенция в области естественных и специальных наук | Владеет методами исследования коммунальных объектов. | Р9 | Проводит санитарно-эпидемиологическое обследование коммунальных объектов и оформляет акт проверки. | Р9 | Определяет показатели микроклимата жилых и общественных зданий, качества воды, воздуха, почвы и их роль в распространении инфекционных заболеваний. | Р17 | Проводит оценку освещенности, вентиляции и отопления зданий, коммунальных объектов, спортивных сооружений. | Р17 | Осуществляет профилактические мероприятия по снижению и ликвидации инфекционных и неинфекционных заболеваний передающихся через водный фактор, почву и атмосферный воздух среди населения. | Р27 | Проводит экспертизу различных проектов и дает гигиеническое заключение. | Р9 | Компетенция предпринимательства | Разрабатывает план по организации и проведения санитарно-просветительской работы различным контингентам населения по вопросам коммунальной гигиены. | Р27 | Разрабатывает план по организации и проведению предупредительного и текущего санитарно-эпидемиологического надзора за объектами коммунальной гигиены. | Р24 | Компетенция «Адвокат здоровья» | Применяет и интерпретирует законодательные документы РК о здравоохранении, санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и о деятельности специалистов госсанэпидслужбы. | Р19 | Умеет применять санитарные правила и санитарно-эпидемиологические требования к объектам коммунальной гигиены. | Р24 | Компетенция «Навыки научных исследований» | Умеет собирать и провести критический анализ научной информации по коммунальной гигиене, для решения профессиональных задач. | Р26 | Умеет проводить научное исследование по коммунальной гигиене. | Р21 | | | Компьютерная и информационная компетентность | Применяет информационные базы для получения необходимых информаций. | Р10 | Использует информационные технологии для обработки и анализа полученных данных. | Р26 | Умеет иллюстрировать полученную учебную и научную информацию в программах Word, Internet Explorer, Power Point, Excell. | Р26 | Компетенция «Коммуникативные навыки» | Способен работать в команде, демонстрирует стремление к лидерству. | Р8 | Консолидирует коммуникабельность как личность в обществе. | Р4, Р8 | Применяет специфические термины на английском языке на уровне Elementry для развития профессиональной деятельности. | Р3, Р11 | С | Формулировать аргументы и решать проблемы в изучаемой области | Компетенция в области естественных и специальных наук | Оценивает результаты учебных знаний, объясняет наблюдаемые факты, их причинно-следственные взаимоотношения. | Р11 | Формулирует выводы в виде рекомендаций по устранению замечании обнаруженных во время обследовании объектов, по улучшению и сохранению здоровье населения. | Р27 | Формирует аргументы и применяет их в решении проблем коммунальной гигиены с учетом особенностей региона. | Р12, Р27 | Обосновывает предложенные рекомендации по санитарной охране водных объектов, атмосферного воздуха, почвы и воздуха закрытых помещений. | Р27 | Анализирует статистические данные для решения проблемы в области коммунальной гигиены. | Р21 | Компетенция предпринимательства | Формирует аргументы по результатам лабораторных исследований объектов коммунальной гигиены и применяет их в санитарно-просветительной работе проводимой среди населения. | Р27 | Компетенция «Адвокат здоровья» | Ориентируется в системе законодательных и нормативных документов, регламентирующих деятельность санэпид службы. | Р19 | Использует основные нормативные документы для решения проблем коммунальной гигиены. | Р19 | | Компетенция «Навыки научных исследований» | Обосновывает выводы научного исследования по коммунальной гигиене. | Р21 | Прослеживает и аргументирует научные достижения в области коммунальной гигиены. | Р21 | Компьютерная и информационная компетентность | Осуществляет поиск и сбор информации из различных компьютерных источников для формирования аргументов при решении проблем. | Р26 | | Компетенция «Коммуникативные навыки» | Способен корректно отстаивать личное и коллективное мнение и грамотно приводить аргументы. | Р8 | Демонстрирует умение работать в команде. Обладает лидерским и организаторским качествами. | Р8 | Способен самостоятельно предлагать пути решения изучаемой проблемы. | Р8 | D | Осуществлять сбор и интерпретацию информации для формирования суждений с учетом социальных, этических и научных соображений. | Компетенция в области естественных и специальных наук | Внедряет и интерпретирует последние научные достижения к объектам коммунальной гигиены. | Р3, Р8 | Осуществляет сбор показателей качества по конкретным объектам коммунальной гигиены и интерпретирует возникновения различных заболеваний и информирует население. | Р17, Р26 | Осуществляет сбор информации по результатам профилактических мероприятий и интерпретирует их показатели. | Р26 | Компетенция предпринимательства | Организует подготовку и выход информационного бюллетеня и стенда по актуальным вопросам коммунальной гигиены. | Р7 | Компетенция «Адвокат здоровья» | Следует основным положениям Конституции РК, этических и правовых норм регулирующие отношение человека к человеку. | Р6 | Компетенция «Навыки научных исследований» | Публикует совместно с преподавателем, студентами и коллегами научные и обзорные статьи по выбранной теме коммунальной гигиены. | Р22 | Анализирует полученные статистические данные из различных источников. | Р26 | Компьютерная и информационная компетентность | Осуществляет сбор информации через базу данных интернета и из учебной и научной литературы, статистических отчетов. | Р26 | Компетенция «Коммуникативные навыки» | Способен представить личные суждения по проблемам коммунальной гигиены, оформить в виде доклада, отчета, презентации, проекта и представить на практических занятиях, заседаниях студенческого кружка, студенческих научных конференциях и др. | Р26, Р27 | E | Сообщать информацию, идеи и проблемы и решения, как специалистам, так и не специалистам | Компетенция в области естественных и специальных наук | Готовит и выступает с докладом о гигиенической оценке по результатам лабораторного анализа воздуха и почвы, питьевой воды и воды из различных водосточников, микроклиматических параметров. | Р26, Р27 | Принимает участие в санитарном обучении населения и в создании частных объектов по дезинфекционному контролю, а также по обеспечению деятельности по контролю соблюдения санитарных требований в коммунальных объектах. | Р27 | Составляет алгоритм проверки и гигиенических рекомендаций по улучшению санитарно-эпидемиологического обследования коммунальных объектов. | Р27 | Осуществляет сбор и интерпретирует информацию по размещению и планировке населенных мест. | Р26, Р27 | Компетенция предпринимательства | Разъясняет работу для частных предпринимателей, имеющих объекты коммунального назначения гигиене. | Р27 | Компетенция «Адвокат здоровья» | Докладывает о действующих и новых законодательных документах регулирующих санитарно-эпидемиологическую службу. | Р17, Р27 | Сообщает организованным группам основные санитарные правила с целью охраны здоровье населения. | Р27 | Компетенция «Навыки научных исследований» | Информирует студентов, преподавателей и коллег о результатах проведенных научных исследований. | Р27 | Компьютерная и информационная компетентность | Умеет использовать различные виды носителей информации. | Р10 | Извлекает и редактирует полученную информацию на компьютере. | Р2 | Компетенция «Коммуникативные навыки» | Способен передавать студентам / преподавателям / экзаменаторам собственные знания и умения при планировании и проведении учебных экспериментов, объяснять наблюдаемые факты и явления, их причинно-следственные взаимоотношения | Р23, Р26 | | Умеет проводить поиск и обработку данных для пропаганды среди студентов, детей, подростков, населения по вопросам информации. | Р26, Р27 | Способен передавать студентам и коллегам собственные знания и умения по работе с информацией (учебной, справочной, научной). | Р26, Р27 | Владеет навыками публичного выступления с представлением собственных суждений, анализа и синтеза информации в изучаемой области. | Р9, Р27 | Распространяет полученные знания по коммунальной гигиене через компьютерную технику и сетевую технологию. | Р2 | Владеет навыками публичного выступления с представлением собственных суждений, анализа и синтеза информации в изучаемой области. | Распространяет полученное гигиеническое знание через компьютерную технику и сетевую технологию | | Способность продолжить дальнейшее самостоятельное обучение | | Гигиена детей и подростков, гигиена труда, эпидемиология, общественное здравоохранение. | | 2.8.1 Тематический план лекции № | Темы | Форма проведения | Продол-житель-ность (в часах) | | 7- семестр | | | | Вступительная лекция. Предмет коммунальной гигиены. История развития дисциплины. Законодательство как основа деятельности бакалавра общественного здравоохранения в области коммунальной гигиены. | обзорная | | | Государственный санитарный надзор в Республике Казахстан. Предупредительный и текущий санитарный надзор. Структура и функции санитарно-эпидемиологической службы РК. | обзорная | | | Гигиенические цели хозяйственно - питьевого водоснабжения. Значение количества и качества воды для здоровья и санитарных условий жизни населения. | обзорная | | | Водоснабжение населенных мест.Сравнительная гигиеническая оценка источников водоснабжения. | проблемная | | | Научные основы нормирования качества питьевой воды. Вода как фактор заболеваемости инфекционной и неинфекционной природы. | проблемная | | | Гигиеническая оценка методов очистки и обеззараживания питьевой воды. | проблемная | | | Гигиена горячего водоснабжения. | обзорная | | | Вопросы организации водоснабжения в экстремальных условиях. | обзорная | | | Проблемы охраны водных объектов в Казахстане. Источники загрязнения водоемов. | проблемная | | | Гигиеническое нормирование химических веществ в воде водных объектов. Основные принципы и методы. Законодательство. | обзорная | | | Городские сточные воды. Санитарная характеристика. Гигиеническая оценка методов очистки и обезвреживания. | проблемная | | | Система мероприятий по санитарной охране водных объектов. | проблемная | | | Современные проблемы охраны почвы. Гигиеническое значение почвы. | Проблемная | | | Гигиенические принципы нормирования химических веществ в почве. | Обзорная | | | Основы организации и проведения санитарной очистки населенных мест. Основные методы обезвреживания твердых и жидких отбросов. | обзорная | | | Всего часов: | | | | 8-семестр | | | | Современные проблемы охраны атмосферного воздуха. Источники загрязнения атмосферного воздуха. | проблемная | | | Влияние атмосферных загрязнений на здоровье и санитарные условия жизни населения, факторы риска. | проблемная | | | Основные принципы нормирования химических веществ в атмосферном воздухе. | обзорная | | | Система мероприятий по санитарной охране атмосферного воздуха. | проблемная | | | Жилище, как социальная проблема. История и современные принципы жилищного строительства в Казахстане. Научные основы нормирования микроклимата жилищ. | Проблемная | | | Гигиенические основы нормирования отопления, вентиляции и естественного и искусственного освещения жилых и общественных зданий. | Обзорная | | | Гигиенические требования к устройству и оборудованию предприятий бытового обслуживания. | Обзорная | | | Гигиеническая оценка новых строительных материалов. Гигиеническая оценка влияние новых строительных материалов на здоровье населения. | Проблемная | | | Гигиена лечебно-профилактических, амбулаторно-поликлинических и санитарно-оздоровительных и санитарно-эпидемиологических учреждений. | Обзорная | | | Гигиена спортивных сооружений, культурно-просветительных и зрелищных учреждений. | Обзорная | | | Гигиенические основы районной планировки. Функциональное зонирование территории населенных мест. Градообразующие факторы. | Обзорная | | | Организация селитебной территории города. Жилые районы и микрорайоны. Общественные центры. | Обзорная | | | Планировка и благоустройство населенных мест. Улицы, площади, зеленые насаждения. | Обзорная | | | Проблема городского шума. Влияние шума на здоровье населения. Законодательство. | Проблемная | | | Гигиеническое значение инсоляции. | Обзорная | | | Всего часов: | | | | Итого | | | 2.8.2 Тематический план практических занятий № | Темы | Форма проведения | Продол-житель-ность (в часах) | | 7-семестр | | Система государственной санитарно- эпидемиологической службы Республики Казахстан, его структура и функции. Документация отдела коммунальной гигиены. Виды документов, правила их ведения. | Устный опрос | | | Центролизованное водоснабжение из подземных и поверхностных источников. Методика оценки качества питьевой воды. Нормативные документы Республики Казахстан. | TBL, тестирование | | | Методика отбора проб питьевой воды, порядок проведения анализов и оформление их результатов. Методы санитарно-гигиенических исследований в коммунальной гигиене. | Работа в парах | | | Методика санитарного обследования и выбора водоисточников. Методика санитарного контроля за технологией очистки воды. Оценка эффективности осветвления и обесцвечивания питьевой воды. Коагуляция, отстаивание и фильтрация. | Решение ситуационных задач, лабораторная работа с приборами | | | Методы санитарного контроля за технологией обеззараживания воды. Реагентные и безреагентные методы. | TBL, тестирование | | | Методика санитарной экспертизы проектов водоснабжения населенных мест. Оценка полноты представленных документов. | Ознакомление с документами | | | Устройство шахтных колодцев. Дезинфекция и обеззараживание воды в шахтных колодцах. | Работа в парах | | | Методика выявления источников загрязнения водных объектов. | TBL, тестирование | | | Гигиеническая оценка методов и схем очистки хозяйственно-бытовых сточных вод. Точка отбора проб сточной воды для оценки работы сооружений механической очистке | PBL, тестирование | | | Методика отбора проб сточной воды для оценки эффективности работы сооружений по биологической очистке и обеззаражива-нию. | Устный опрос | | | Гигиеническая характеристика особенностей очистки промышленных сточных вод. Определение санитарных условий сброса сточных вод в водоем. Понятие о ПДС. | Решение ситуационных задач | | | Санитарные правила содержания территории населенных мест. Основы организации и проведения санитарной очистки населенных мест. | Решение ситуационных задач | | | Текущий санитарный надзор. Методика санитарного надзора за сбором, хранением и удалением твердых отходов из населенного пункта. Лабораторный контроль за санитарным состоянием почвы. | Работа в парах, решение ситуационных задач | | | Методика санитарного надзора за сбором и удалением жидких отходов из населенного пункта. Санитарный надзор за правильным содержанием и эксплуатацией сооружений по обезвреживанию и утилизации отходов. | Работа в парах | | | Методика выбора и обоснования принципиальных схем санитарной очистки населенных мест. | Устный опрос | | | Всего часов: | | | | 8-семестр | | | | Методика санитарного обследования источников загрязнения атмосферного воздуха. Методика изучения влияния атмосферных загрязнений на состояние здоровья населения. | Устный опрос, лабораторная работа с приборами | | | Методика организации наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха: стационарные, маршрутные и передвижные посты. | TBL, тестирование | | | Методика расчета условий рассеивания в атмосферном выбросов промышленных предприятий. Контроль эффективности работы пылегазоочистных сооружений на промышленных предприятиях. | Pешение ситуационных задач, лабораторная работа с приборами | | | Гигиеническая оценка организации санитарно-защитных зон промышленных предприятий. Гигиеническое и эпидемиологическое значение жилища. Требования к участку строительства жилых домов. | Моделирование ситуации, устный опрос | | | Естественное и искусственное освещение помещений жилых и общественных зданий. Гигиенические требования. Нормирование. Отопление и вентиляция помещений жилых и общественных зданий. Гигиенические требования. Нормирование. Воздушный куб. | TBL, тестирование | | | Бани. Устройство и содержание, требования к эксплуатации. Прачечные. Устройство и содержание, требования к эксплуатации. | Посещение объекта | | | Аптеки. Устройство и содержание, требования к эксплуатации. | Посещение объекта | | | Гигиенические основы планировки и санитарно-технического оборудования лечебно-профилактических учреждений. Методика санитарного обследования территории, устройства и содержания лечебно-профилактических учреждений. | Составление алгоритма проведения гигиенического обследования | | | Методика проведения отбора проб воздуха на содержание веществ и микроорганизмов в операционных родильных домах и инфекционных отделениях. Контроль качества проведения дезинфекции и стерилизации в лечебно-профилактических учреждениях. | Устный опрос | | | Особенности планировки, благоустройства и оборудования театров и кинотеатров и библиотек. | Посещение объекта | | | Особенности планировки, благоустройства и оборудования спортивных сооружений. Предупредительный санитарный надзор в ходе строительства жилых и общественных зданий. | Посещение объекта | | | Гигеническая оценка природно-климатических факторов при проектировании и строительстве городов. Гигиеническая оценка инсоляции террито- рии застройки и жилых зданий микрорай- она. Нормирование инсоляции. | Работа в парах | | | Источники транспортного шума и влияние шума на состояние здоровья населения. Гигиеническая оценка шумового режима населенного пункта и помещений жилых и общественных зданий. Нормирование шума. | TBL, тестирование | | | Методика санитарного надзора за источни- ками электромагнитных полей. Источники электромагнитных полей. Нормирование уровня электромагнитных полей. | Лабораторная работа с приборами | | | Санитарно-гигиенические принципы и особенности размещения общественных центров в сельском населенном пункте. Санитарная экспертиза проектных материалов по планировке. | PBL, тестирование | | | Всего: | | | | Итого: | | | | | | | | | Задания для самостоятельной работы студентов № | Темы | Форма сда чи | График контроля (с указа-нием сроков) | Количество часов | 7-семестр | | Кодекс Республики Казахстан «О здоровье народа и системе здравоохранения». | Реферат, презентация , составление тестовых и ситуационных задач, разработка профилактических мероприятий, доклад,проект, работа на платформе G-Global просмотры, комментарии совместно с преподавателем. | 2- неделя | | | Организация работы в санитарно-гигиенической лаборатории. Правила заполнения актов, протоколов и заключений обследования объектов коммунальной гигиены и других документов коммунального отдела. | 2- неделя | | | Ученые Казахстана: А.Р. Чокин, Р.И.Самарин. Правила отбора, транспортировки и доставки питьевой воды для лабораторного анализа. | 2- неделя | | | Новые методы в санитарно-гигиенических исследованиях. Показатели, характеризующие органолептические свойства питьевой воды. | 3- неделя | | | Значение новых нормативных документов РК по гигиене водоснабжения. Показатели, характеризующие эпидеми- ческую безопасность питьевой воды. | 3- неделя | | | Роль статистических учетно-отчетных документов при оценке состояния здоровья населения. Показатели, характеризующие химическую безвредность питьевой воды. | 4- неделя | | | Законодательные документы в коммунальной гигиене. Показатели, характеризующие радиационную безопасность питьевой воды. | 4- неделя | | | Техника лабораторных исследований в коммунальной гигиене. Схема очистных сооружений при заборе воды из подземного и поверхностного источников. | | 5- неделя | | | Организация труда и техника безопасности при работе в санитарно-гигиенической лаборатории. Выбор оптимальной дозы коагулянта. Лабораторный контроль за эффективностью коагуляции. | 5- неделя | | | Достижения науки в области обеззараживания питьевой воды. Выбор оптимальной дозы хлора. Показатели эффективности обеззараживания питьевой воды. | 6-неделя | | | Современные проблемы эксплуатации групповых систем хозяйственно-питьевого водоснабжения. Организация зоны санитарной охраны водопроводов из подземных источников. Организация зоны санитарной охраны водопроводов из открытых водоемов. G-Global | 6-неделя | | | Устройство и эксплуатация инфильтрационных водозаборов. Изучение влияния водного фактора на состояние здоровья населения. | 7-неделя | | | Значение содержания различных микроэлементов в питьевой воде для состояние здоровье человека. Особенности организации и проведения контроля качества питьевой воды в распределительной сети. Современные методы очистки питьевой воды с использованием нанотехнологией. | 7-неделя 7-неделя | | | Рубежный контроль по темам лекций, практических занятий и СРС 1-7 недели. | Тестирование, решение ситуацион-ных задач, собеседование | 8-неделя | | | Крупные гидротехнические сооружения и качество воды в нем. | Реферат, презентация , составление тестовых и ситуационных задач, разработка профилактических мероприятий, доклад,проект, работа на платформе G-Global просмотры, комментарии совместно с преподавателем. | 8-неделя | | | Водохранилища. Их значение в водоснабжении населенных мест. Предупредительный санитарный надзор при строительстве водопроводных сооружений. | 9-неделя | | | Водные ресурсы Казахстана. Каптаж родников. Его устройство и значение. G-Global | 9-неделя | | | Проблемы загрязнения рек Южного региона и пути ее решения. Гигиеническая характеристика состава промышленных сточных вод черной металлургии Казахстана. | 9-неделя | | | Современные проблемы озера «Арал». Современные законодательные и нормативно-правовые документы Казахстана в области охраны водных объектов. | 9-неделя | | | Состояние водных ресурсов Казахстана. Методы лабораторного исследования сточных вод. | 10-неделя | | | Переброска северных и сибирских рек в Среднюю Азию и Казахстан. История и современное состояние. Канализация отдельно расположенных объектов. | 10-неделя | | | Пестициды и минеральные удобрения в природных водах: контроль и оценка их влияния. Этапы санитарной экспертизы проектов канализации населенных мест. Определение достаточности представленных документов. | 11-неделя | | | Тяжелые металлы в природных водах: контроль и оценка их влияния. Санитарное обследование по очистке городских сточных вод. | 11-неделя | | | Ученые Казахстана - основоположники санитарной охраны водных объектов Казахстана. Оценка устройств канализационной сети городов. | 11-неделя | | | Современные проблемы загрязнения водоемов Казахстана. Гигиеническое значение повторного и оборотного использования сточных вод. | 12-неделя | | | Санитарная охрана почвы в законодательных документах РК. Методика санитарного обследования сосредоточенного загрязнения почвы. | 12-неделя | | | Современные методы обезвреживания твердых отходов. Правила отбора проб почвы для химического анализа, бактериологических и гельминтологических исследований. | 12-неделя | | | Влияние радиоактивных отходов на санитарное состояние почвы. Оценка чистоты почвы по данным лабораторных исследований почвы. | 13-неделя | | | Экологические проблемы утилизации отходов. Гигиеническая оценка сооружений малой канализации. | 13-неделя | | | Тяжелые металлы в системе почва-растение. Предупредительный санитарный надзор. Методика отвода земельного участка под строительство сооружений по обезврежи-ванию и утилизации отходов. | 13-неделя | | | Загрязнение почвы пестицидами и влияние его на здоровье населения. Методы выбора и обоснования принципиальных схем санитарной очистки населенных мест. | 14-неделя | | | Гигиеническое значение использования почвенной среды для обезвреживания сточных вод. Санитарная экспертиза проектов генеральной схемы очистки населенных мест. Гигиенические требования к устройству кладбищ и скотомогильников. Обезвреживание и утилизация трупов и других отбросов животного происхождения. | 14-неделя | | | Современные проблемы очистки территории городов Казахстана. Рубежный контроль по темам лекций, практических занятий и СРС 9-14 недели | Тестирование, решение ситуацион-ных задач, прием практических навыков, собеседование | 15-неделя | | | Всего часов: | | | | | 8-семестр | | | | | Закон РК «Об охране атмосферного воздуха». | Реферат, презентация , составление тестовых и ситуационных задач, разработка профилактических мероприятий, доклад,проект, работа на платформе G-Global просмотры, комментарии совместно с преподавателем. | 2-неделя | | | Проблемы экологии больших промышленных городов Казахстана. Потепление климата и его влияние на окружающую среду. Методика оценки степени загрязнения атмосферного воздуха. G-Global | 2-неделя | | | Социально-гигиенические аспекты охраны атмосферного воздуха в современных условиях. Принципы установления точки отбора проб атмосферного воздуха и методика проведения отбора проб. | 2-неделя | | | Здоровье населения современного промышленного города. Методы лабораторного исследования атмосферного воздуха. | 3-неделя | | | Проблемы ухудшения экологической ситуации в Южно-Казахстанском регионе. Особенности автомобильного транспорта, как источник загрязнения атмосферного воздуха. | 3-неделя | | | Оценка взаимосвязи показателей здоровья населения и качества атмосферного воздуха. Устройство и принцип работы электричес-кого аспиратора, газоанализатора АНКАТ. | 3-неделя | | | Методы и критерии оценки состояния здоровья населения в связи с загрязнением окружающей среды. Гигиеническое значение высоких труб, условия их применение. | 4-неделя | | | Динамическое наблюдение за уровнем загрязнения атмосферного воздуха городов Казахстана. Санитарно-технические мероприятия по охране атмосферного воздуха. G-Global | 4-неделя | | | Современные тенденции в области жилищного строительства. Гигиеническая оценка типовых проектов жилых зданий и рассмотрение проектов привязки. | 5-неделя | | | Использование усовершенствованных систем отопления жилых и общественных зданий. Гигиеническая оценка микроклимата помещений. Методика санитарной оценки проектных материалов систем отопления жилых и общественных зданий. | | 5-неделя | | | Достоинства и недостатки современных приборов искусственного освещения, используемых в жилых и общественных зданиях. Гигиеническая оценка естественной и искусственной освещенности помещений на стадии предупредительного санитарного надзора. | 5-неделя | | | Особенности современных вентиляционных систем общественных зданий. Гигиенические требования, оценка эффективности работы. Санитарная экспертиза проектных материалов систем вентиляции помещений жилых и общественных зданий. | 6-неделя | | | Кондиционирование воздуха в жилых и общественных зданиях. Влияние на здоровье. Санитарное обследование жилых и общественных зданий. Методика исследования микроклимата закрытых помещений. | 6-неделя | | | Новые направления развития банного дела. Углубленное санитарное обследование коммунального объекта с проведением инструментальных замеров. | 6-неделя | | | Устройство и принцип работы приборов: метеометра МЭС-200А, термоанемометра: TESTO 425, TESТO 435, газоанализатор АНКАТ, люксметр-яркомер, шумомер интегрирующий – виброметр ШИ- 01В, дозиметр-радиометр. Санитарная экспертиза проектов бань. | | 6-неделя | | | Влияние микроклиматических условий внутренней среды на здоровье человека. Санитарная экспертиза проектов прачечных. | 7-неделя | | | Использование в современном строительстве полимерных материалов. Гигиеническая контроль и оценка полимеров. Санитарная экспертиза проектов планировки и застройки больницы. Особенности отопления, вентиляци, микроклимата и воздушной среды в помещениях ЛПУ. Естественное и искусственное освещение. Устройство стоматологических кабинетов. Гигиенические требования к оборудованию и планировке. | 7-неделя | | | Рубежный контроль по темам лекций, практических занятий и СРС 1-7 недели. | Тестирование, решение ситуацион-ных задач, прием практических навыков, собеседование | 8-неделя | | | Парикмахерские. Гигиенические требования к планировке. Правила эксплуатации. Санитарные правила устройства и содержания амбулаторно-поликлинических учреждений, аптек. | Обследование объекта, реферат, презентация , составление тестовых и ситуационных задач, разработка профилактических мероприятий, доклад,проект, работа на платформе G-Global просмотры, комментарии совместно с преподавателем. | 8-неделя | | | Влияние объектов малого бизнеса, расположенных на первых этажах жилых домов, на условия проживания жильцов. Санитарное обследование аптеки с написанием акта обследования. | 9-неделя | | | Гигиенические требования к устойству и эксплуатации косметических кабинетов. Структура и функции органов государ ственного санитарно-эпидемиологиче- ского надзора в области жилищного строительства. | 9-неделя | | | Временные жилища (гостиницы, казармы). Гигиенические требования к планированию, оборудованию. Углубленное обследование спортивного сооружения с написанием акта обследования. | 9-неделя | | | Санатории. Гигиенические требования к размещению, оборудованию и правилам эксплуатации. Обследование общежитий с написанием акта обследования. | 9-неделя | | | Гигиенические требования к устройству и эксплуатации плавательных бассейнов. Правила приемки жилых и общественных зданий в эксплуатацию. | 10-неделя | | | Учет технико-экономических факторов в схеме расселения на территории Казахстана. Высоковольтные электролиний и влияние их на здоровье населения. | 10-неделя | | | Современные проблемы охраны окружающей среды населенных мест. Комплекс мероприятий по защите населения от воздействия электромагнитных полей. | | 11-неделя | | | Гигиенические значения современных нормативов уровней инфразвука в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой засторойки. Основные принципы размещения сети культурно-бытовых учреждений в плане города. | 11-неделя | | | Воздействие электромагнитных полей на организм человека. Мероприятия по снижению негативного воздействия шумового фактора на здоровье населения. | 12-неделя | | | Значение улиц в архитектурном облике города. Методика определения продолжительности инсоляции жилых и общественных зданий территории застройки. Техника использования контрольно-инсоляционной линейки. | 12-неделя | | | Роль зеленых насаждений в благоустройстве населенных пунктов. Санитарная экспертиза проектных материалов по планировке. Определение плотности жилой застройки, плотности жилого фонда и плотности населения микрорайона.значение при планировке городов. | 13-неделя | | | Физические факторы окружающей среды в условиях населенных мест (вибрация, ЭМП). Классификация площадей и их значение. Планировка и классификация уличной сети. | 14-неделя | | | Особенности размещения объектов общегородского назначения в крупных городах. | | 14-неделя | | | Рубежный контроль по темам лекций, практических занятий и СРС 9-14 недели. | Тестирование, решение ситуационных задач, прием практических навыков, собеседование | 15- неделя | | | Всего часов: | | | | | Итого | | | | Литература: основная и дополнительная На русском языке основная: 1. Коммунальная гигиена / под редакцией Мазаева В.Т. В 2 ч. – М., 2006 – Ч.1. -304с, ; Ч.2. – 336с. 2. Неменко Б.А., Бекказинова Д.Б., Арынова Г.А., Елгондина Г.Б. Руководство к практическим занятиям по коммунальной гигиене: Учебник – Алматы, 2008. – 430с. 3. Губернский Ю.Д. Экология и гигиена жилой среды для специалистов Роспотребнадзора: учеб.пособие.- М: ГЕОТАР- Медиа, 2008-10 экз. дополнительная: 1.Мазаев В.Т. Коммуналды гигиена. В 2 ч. Ч. 1 [Электронды ресурс]: учебник для вузов – 2-е изд., испр. и. доп. – электрон. Текстовые дан. (35,7 МБ). –М.: Издательская группа «ГЭОТАР - Медиа», 2009-304 с.эл.опт. диск (СD ROM). 2.Мазаев В.Т. Коммуналды гигиена. В 2 ч. Ч. 2 [Электронды ресурс]: учебник для вузов. – электрон. Текстовые данные (36,6 МБ). – М.: Издательская группа «ГЭОТАР - Медиа», 2009-336 с.эл.опт. диск (СD ROM). 3. Неменко Б.А. Коммунальная гигиена. (Учебник). – Алматы: НИЦ «Ғылым»,2003–464 с. 4. Коммунальная гигиена/ под редакцией Е.И. Гончарука. – К-: Здоровья, 2006.- 792 с. 5. Кошелев Н.Ф. Гигиена водоснабжения войск: учеб. пособие.-2-е изд-СПб: Петроглиф. 2008. 2.10 Методы обучения и преподавания: Лекции: обзорные, проблемные. Практические занятия:решение тестовых заданий и ситуационных задач, устный опрос, TBL, PBL, работа в парах, моделирование ситуации, составление алгоритма проведения гигиенического обследования зданий коммунального назначения, ознакомление с документами и работа с приборами. Самостоятельная работа студентов под руководством преподавателя (СРСП): СРСП является внеаудиторным видом работы студента, которая выполняется им в контакте с преподавателем, по отдельному графику, который не входит в общее расписание учебных занятий. В ходе СРСП проводятся консультации по наиболее сложным вопросам учебной программы, выполнению домашних заданий, проектов, задач, практических заданий, контроль семестровых работ, отчетов и других видов заданий СРС по возникающим вопросам, проведение рубежного контроля. Самостоятельная работа студентов: Реферат, презентация ,составление тестовых и ситуационных задач,разработка профилактических мероприятий, доклад,проект, работа на платформе G-глобол просмотры,комментарии совместно с преподавателем. 1.Написание реферата: готовится студентами по выбору. Можно готовит группой, каждый из группы разрабатывает один из разделов. Реферат должен раскрыть суть вопроса, быть максимально информативным и содержать собственные выводы. Реферат выполняется аккуратно, пишется самостоятельно, с использованием не менее 5 литературных источников. Приводятся схемы, таблицы и рисунки, соответствующие теме реферата. При защите реферата текст не читается, а рассказывает. Уверенно и безошибочно отвечает на все заданные вопросы. 2.Подготовка доклада: доклад готовится по выбранной теме, где излагаются краткое положений темы продолжительностью 5 минут. Приводятся схемы, таблицы и рисунки, соответствующие теме. При докладе текст не читается, а рассказывает. 3. Подготовка отчета: выполняется самостоятельно или группой , проводиться исследование по теме. Должно использоваться не менее 7 литературных источников. Автор должен продемонстрировать глубокие знания по теме отчета. 4.Презентация: выполняется самостоятельно. Используется не менее 5 литературных источников. Слайды должны быть содержательные и лаконичные. При защите автор должен демонстрировать глубокие знания по теме, не допускать ошибок при ответе на вопросы во время обсуждения. 5.Составление тестовых заданий: должно быть не менее 20 вопросов. Сданы в назначенный срок. Основа текста содержательна. Тестовые задания сформулированы четко, корректно, конкретно. Однотипные и адекватные варианты ответов. Имеется алгоритм ответов. Верно отмечены правильные ответы. 6.Составление ситуационных задач: выполняется самостоятельно, задачи должны быть адекватным, простым, задания понятными. Поставленые вопросы конкретны (3-4), соответствуют тематике. Описание ситуации, заданные цифры и факты должны быть общепонятными, точными, достоверными. Количество задач не менее 5. 7.Проект: исследование по теме, включающее поиск, сбор и анализ необходимой информации, выполняемое лично или в группе. 8.Разработка санитарно-гигиенических мероприятий:адекватны, обоснованы, конкретны, предложенные мероприятия должны соответствовать выбранной теме и нормативным документам. Количество профилактических мероприятий должно быть не менее 5. 9. Санитарное обследование объекта и написание акта:вовремя посещает и самостоятельно обследует указанный объект. Правильно, грамотно заполняет акт, верно указывает несоответствия. Прокомментирует несоответствия. Правильно рекомендует меры по устранению замечаний. Требования к выполнению СРС: 1. Реферат: схема - тема, цели и задачи, актуальность, перечень конкретных вопросов, изученных по данной теме. Выводы и предложения. Объем реферата 10-12 стр. Содержание включает введение, перечень номеров и заголовков всех разделов. Выводы и предложения, список использованной литературы; Во введении, занимающем 1-2 стр., излагается краткое обоснование темы, цели и задачи, актуальность; обзор литературы составляет 3-5 стр., при этом студент дает критическую оценку излагаемых разными авторами вопросов и т.д. Ссылка в тексте обозначается в скобках цифрой, соответствующей порядковому номеру источника в списке литературы. Выводы содержат 2-5 пунктов; Требования: грамотность, четкость, конкретность и логическая последовательность изложения материала; убедительность аргументации; краткость и точность формулировок; Формат: А4 шрифт Times New Roman, размер шрифта 14, поля сверху, справа, снизу по 2 см, слева 3 см. 2. Презентация: Стиль: 1. Единый стиль оформления; 2. Избегайте стилей, отвлекающих от самой презентации; 3. Вспомогательная информация не должны преобладать над текстом, рисунком. Фон: Более холодные тона (синий, зеленый). Использование цвета- не более 3 цветов: для фона, заголовка и текста. Содержание: 1. используйте короткие слова и предложения; 2. заголовки должны привлекать внимание аудитории. Расположение на странице: 1. предпочтительно горизонтальное расположение информации; 2. Важная информация должна располагаться в центре экрана; 3. Надпись должна располагаться под картинкой. Шрифты: 1. для заголовков - не менее 24; 2. для информации - не менее 18; 3. для выделения информации следует использовать жирный шрифт, курсив. Способы выделения: следует использовать рамки, границы, заливку. Разные цвета шрифтов, штриховку, стрелки, рисунки, диаграммы, схемы и т.д. Объем информации: 1. Не стоит заполнять один слайд слишком большим объемом информации; 2. Отобразить ключевые пункты по одному на каждом отдельном слайде. Виды слайдов: для обеспечения разнообразия следует использовать слайды с текстом, с таблицами, сдиаграммами. Количество слайдов на 1 тему не менее 15. 3.Составление тестов: Требования: Тестовые задания содержат не менее 20 вопросов. Сданы в назначенный срок. Основа теста содержательна. Тестовые задания сформулированы четко, корректно, конкретно. Однотипные и адекватные варианты ответов. Имеется алгоритм ответов. Верно отмечены правильные ответы. Адекватность, общепонятность текста, простота - в одном текстовом задании должна содержаться одна задача одного уровня сложности, с одним правильным ответом. Тест не должен быть в виде |