МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Задания для самостоятельной работы студентов





ЮЖНО – КАЗАХСТАНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ

Кафедра гигиены-2

СИЛЛАБУС

Дисциплина: «Коммунальная гигиена»

Код дисциплины - KG 4211

Специальность: 051102- «Общественное здравоохранение»

Обьём учебных часов (кредитов) : 360 часов/ 8 кредитов

Курс и семестр изучения: ІV- курс 7- 8 - семестр

Учебный год

Силлабус составлен кафедрой гигиены-2на основании рабочей программы по дисциплине «Коммунальная гигиена» для специальности 051102 «Общественное здравоохранение »утвержденной «____» ___________ 2013г.

 

Силлабус утвержден на заседании кафедры гигиены-2

Протокол № _________ «__________» _______________ 2015г.

 

Зав. кафедрой к.м.н. ______________ Ескерова С.У.

 

 


1.7. Сведения о преподавателях:

Ф.И.О. тьюторов Учёная степень, звание Должность Приоритетные научные интересы Достижения E-mail
Ескерова Сара Устемировна К.м.н.   Заведующая кафедрой Коммунальная гигиена Автор научных работ -30 статьи, учебного пособия, методических рекомендаций sarahesu@mail. ru
Бекжанова Меруерт Усеновна   Ст. преп-ль Коммунальная гигиена - meri@mail. ru
Толеуова Акгулим Ерболатовна   Преп-ль Коммунальная гигиена - ai_ol_ak.83@mail. ru
Аханов Бауыржан Абдикашимович   Преп-ль Коммунальная гигиена - mister-bauka @bk.ru    
Нурманова Мадина Гайбеновна   Преп-ль Коммунальная гигиена -  

1.8 Контактная информация: г. Шымкент, площадь Аль- Фараби -3, здание института Казхимпроект, тел. АТС 40-82-22 ( внутрений тел. - 3105); email - gigiena-2

1.9. Политика дисциплины:

1. Приходить на занятия вовремя;

2. На занятия приходить в форме;

3. Быть пунктуальным и обязательным;

4. Активно участвовать в учебном процессе;

5. Отключить сотовые телефоны в учебное время;

6. Пропущенные занятия отрабатывать в соответствии графика приема отработок кафедры;

7. Студенту в конце академического периода выставляется по дисциплине общий рейтинг допуска. Максимальный балл -100 (60%), минимальный балл – 50 (40%), ниже которого студент не допускается к экзамену;

8. При не соблюдении политики кафедры применяется штрафные баллы:

А) При пропуске одного лекционного занятия без уважительной причины штрафной балл составляет 0,66% из рейтинга допуска;

Б) При несвоевременном выполнении задания СРС штрафной балл составляет 10% на каждую опоздавщую неделю.

2. Программа:

Введение

Коммунальная гигиена - одна из ведущих профилактических дисциплин, изучающая влияние природных и антропогенных факторов окружающей среды на здоровье человека в условиях населенных мест, с целью обоснования мероприятий по улучшению среды обитания человека, по предупреждению и снижению заболеваемости населения, для разработки гигиенических нормативов и санитарного законодательства в области коммунальной гигиены.

Коммунальная гигиена является одной из научных отраслей профилактической медицины, знание вопросов которой необходимо бакалаврам по специальности «Общественное здравоохранение».

2.2 Цель дисциплины: подготовка специалиста общественного здравоохранения по проведению государственного санитарно-эпидемиологического надзора в области коммунальной гигиены.

2.3 Задачи обучения:



• научить проводить предупредительный и текущий санитарный надзор за объектами коммунальной гигиены;

• научить применять санитарно-гигиенические методы при организации санитарного надзора за основными источниками загрязнения атмосферного воздуха, почвы на территории населенных мест и воды водоемов;

• дать знания по санитарно-гигиенической оценке источников водоснабжения, способов улучшения качества питьевой воды и устройства водопроводных сооружений;

• научить проводить санитарно-гигиеническую оценку систем и видов канализации населенных мест; эффективности работы очистных сооружений по очистке хозяйственно-бытовых и промышленных сточных вод;

• научить проводить санитарно-гигиеническую оценку эффективности работы пылегазоочистных сооружений на различных предприятиях по очистке выбросов в атмосферу населенных мест, определение предельно-допустимого выброса (ПДВ);

• дать знания по изучению влияния факторов окружающей среды (водного, воздушного) на состояние здоровья населения;

• дать знания по санитарному надзору за содержанием и очисткой территории населенных мест от твердых и жидких отходов и способами их обезвреживания;

• научить проводить санитарного надзора за освещением, отоплением и вентиляцией жилых и общественных зданий, различных коммунально-бытовых объектов, лечебно-профилактических учреждений, аптек и спортивных сооружений;

• научить проводить санитарно-гигиеническую экспертизу проектной документации водоснабжения, канализации, по планировке и застройке городских и сельских поселений, жилых и общественных зданий, коммунально-бытовых объектов, спортивных сооружений, лечебно-профилактических учреждений и аптек;

• научить проводить разработку и внедрение санитарно-гигиенических мероприятий по санитарной охране водных объектов, атмосферного воздуха и почвы населенных мест и воздуха закрытых помещений.

2.4 Конечные результаты обучения:

Студент должен знать:

• законодательство об охране здоровья граждан, санитарное, природоохранное законодательство Республики Казахстан, правовые основы деятельности специалистов государственной санитарно-эпидемиологической службы;

• документацию коммунального отдела;

• причины, условия и факторы риска возникновения и распространения среди населения инфекционных и неинфекционных заболеваний водным путем и их профилактику;

• правила организации и проведения санитарного надзора за основными источниками загрязнения атмосферного воздуха, почвы и воды водоемов;

• методы оценки освещенности, вентиляции и отопления жилых и общественных зданий, коммунальных объектов, спортивных сооружений, лечебно-профилактических учреждений;

• этапы проведения экспертизы проектов водоснабжения, канализации населенных мест, планировки и застройки городских и сельских поселений, жилых и общественных зданий, коммунально-бытовых объектов, спортивных сооружений и лечебно-профилактических учреждений;

• методику расчета и оценки показателей здоровья населения в связи с воздействием факторов окружающей среды;

• правила организации и проведения санитарно-гигиенических мероприятий по санитарной охране водных объектов, атмосферного воздуха, почвы и воздуха закрытых помещений;

• устройство и принцип работы приборов: метеометроа МЭС-200 А, термоанемометров: TESTO 425, TESTO 435, газоанализатора АНКАТ, дозиметр - радиометра и других приборов, необходимых для оценки уровня различных факторов окружающей среды.

уметь:

• принимать управленческие решения на разных уровнях государственного санитарно-эпидемиологического надзора;

• оценивать санитарно-гигиеническое состояние различных объектов при осложнении санитарно-эпидемиологической ситуации;

• оценивать эффективность мероприятий по ликвидации водного пути распространения инфекции с учетом особенностей водоснабжения и водопользования на конкретной территории;

• осуществлять предупредительный и текущий санитарно-гигиенический надзор за объектами коммунальной гигиены и факторами окружающей среды;

• давать гигиеническую оценку чистоты атмосферного воздуха, почвы, воды.

владеть навыками:

• осушествления государственного предупредительного и текущего санитарно-эпидемиологического надзора в области коммунальной гигиены;

• проведения экспертизы проектных документов различных объектов коммунальной гигиены;

• оценивания влияний связанные с неблагоприятными факторами окружающей среды на состояние здоровья взрослых и детей.

2.5 Пререквизиты: экология и устойчивое развитие, химия, медицинская биофизика, биохимия, физиология, микробиология, общая гигиена, окружающая среда и здоровье, инфекционные болезни, общественное здоровье.

2.6 Постреквизиты:гигиена труда, эпидемиология.

2.7 Краткое содержание дисциплины: предмет, содержание и значение коммунальной гигиены. Государственный санитарно-эпидемиологический надзор в Республике Казахстан. Методы санитарно-гигиенических исследований. Санитарная охрана воды, почвы и атмосферного воздуха. Гигиена жилых и общественных зданий, предприятий культурно-бытового обслуживания, медицинских организаций, планировки населенных мест.

2.8. Тематический план(лекции, практические): темы, форма проведения и продолжительность.

 

 


Дублинские дескрипторы Компетенции специальности, разработанные в ЮКГФА Результаты обучения дисциплины Результаты обучения по концепции (ГОСО)
А Демонстрировать знания и понимание в изучаемой области, включая элементы наиболее передовых знаний в этой области Компетенция в области естественных и специальных наук   Знает цели и задачи коммунальной гигиены, ее особенности для осуществления профессиональной деятельности. Р1
Знает основные объекты и факторы, влияющие на здоровье населения: качество воздуха, воды и водоснабжения, почвы, микроклимата. Р1
Знает документы коммунального отдела. Знает этапы проведения экспертизы проектов. Знает устройство и принцип работы гигиенических приборов. Р3  
Знает методы определения и оценки на соответствие гигиеническим нормативам параметров закрытых помещений и окружающей среды. Р3
Знает методологию маркетинга в здравоохранении. Р14
Знает методологию менеджмента в здравоохранении. Р16
Знает взаимосвязи между факторами окружающей среды и показателями здоровья населения. Р17
Компетенция предпринимательства Знает правила организации предупредительного и текущего санитарно-эпидемиологического надзора за основными источниками загрязнения атмосферного воздуха, воды и почвы. Р27  
Понимает особенности организации санитарно-эпидемиологической службы. Р13
Компетенция «Адвокат здоровья» Знает перечень основных нормативных правовых актов и методических документов, являющихся базой санитарного законодательства. Р6
Знает санитарно-эпидемиологические требования к коммунальным объектам, влияющим на здоровье населения и на окружающую среду. Р20
Компетенция «Навыки научных исследований» Знает методику работы с научной литературой по коммунальной гигиене. Р9
Изучает последние научные достижения и базу данных по научным исследованиям в области коммунальной гигиены. Р21
Знает методологию, этические принципы научных исследований по коммунальной гигиене. Р21
Компьютерная и информационная компетентность Знает методику поиска информационных баз и IT- технологии. Р2
Знает способы и средства получения и правила хранения нужной информации в различных программах. Р2
Компетенция «Коммуникативные навыки» Свободно объясняет информацию на государственном и русском языках. Р3
В Применять эти знания и понимание на профессиональном уровне Компетенция в области естественных и специальных наук     Владеет методами исследования коммунальных объектов. Р9
Проводит санитарно-эпидемиологическое обследование коммунальных объектов и оформляет акт проверки. Р9
Определяет показатели микроклимата жилых и общественных зданий, качества воды, воздуха, почвы и их роль в распространении инфекционных заболеваний. Р17
Проводит оценку освещенности, вентиляции и отопления зданий, коммунальных объектов, спортивных сооружений. Р17
Осуществляет профилактические мероприятия по снижению и ликвидации инфекционных и неинфекционных заболеваний передающихся через водный фактор, почву и атмосферный воздух среди населения. Р27
Проводит экспертизу различных проектов и дает гигиеническое заключение. Р9
Компетенция предпринимательства Разрабатывает план по организации и проведения санитарно-просветительской работы различным контингентам населения по вопросам коммунальной гигиены. Р27
Разрабатывает план по организации и проведению предупредительного и текущего санитарно-эпидемиологического надзора за объектами коммунальной гигиены. Р24
Компетенция «Адвокат здоровья» Применяет и интерпретирует законодательные документы РК о здравоохранении, санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и о деятельности специалистов госсанэпидслужбы. Р19
Умеет применять санитарные правила и санитарно-эпидемиологические требования к объектам коммунальной гигиены. Р24
Компетенция «Навыки научных исследований» Умеет собирать и провести критический анализ научной информации по коммунальной гигиене, для решения профессиональных задач. Р26
Умеет проводить научное исследование по коммунальной гигиене. Р21
    Компьютерная и информационная компетентность Применяет информационные базы для получения необходимых информаций. Р10
Использует информационные технологии для обработки и анализа полученных данных. Р26
Умеет иллюстрировать полученную учебную и научную информацию в программах Word, Internet Explorer, Power Point, Excell. Р26
Компетенция «Коммуникативные навыки» Способен работать в команде, демонстрирует стремление к лидерству. Р8
Консолидирует коммуникабельность как личность в обществе. Р4, Р8
Применяет специфические термины на английском языке на уровне Elementry для развития профессиональной деятельности. Р3, Р11
С Формулировать аргументы и решать проблемы в изучаемой области Компетенция в области естественных и специальных наук   Оценивает результаты учебных знаний, объясняет наблюдаемые факты, их причинно-следственные взаимоотношения. Р11
Формулирует выводы в виде рекомендаций по устранению замечании обнаруженных во время обследовании объектов, по улучшению и сохранению здоровье населения. Р27
Формирует аргументы и применяет их в решении проблем коммунальной гигиены с учетом особенностей региона. Р12, Р27
Обосновывает предложенные рекомендации по санитарной охране водных объектов, атмосферного воздуха, почвы и воздуха закрытых помещений. Р27
Анализирует статистические данные для решения проблемы в области коммунальной гигиены. Р21
Компетенция предпринимательства Формирует аргументы по результатам лабораторных исследований объектов коммунальной гигиены и применяет их в санитарно-просветительной работе проводимой среди населения. Р27
Компетенция «Адвокат здоровья» Ориентируется в системе законодательных и нормативных документов, регламентирующих деятельность санэпид службы. Р19
Использует основные нормативные документы для решения проблем коммунальной гигиены. Р19
  Компетенция «Навыки научных исследований» Обосновывает выводы научного исследования по коммунальной гигиене. Р21
Прослеживает и аргументирует научные достижения в области коммунальной гигиены. Р21
Компьютерная и информационная компетентность Осуществляет поиск и сбор информации из различных компьютерных источников для формирования аргументов при решении проблем. Р26
  Компетенция «Коммуникативные навыки» Способен корректно отстаивать личное и коллективное мнение и грамотно приводить аргументы. Р8
Демонстрирует умение работать в команде. Обладает лидерским и организаторским качествами. Р8
Способен самостоятельно предлагать пути решения изучаемой проблемы. Р8
D Осуществлять сбор и интерпретацию информации для формирования суждений с учетом социальных, этических и научных соображений.   Компетенция в области естественных и специальных наук   Внедряет и интерпретирует последние научные достижения к объектам коммунальной гигиены. Р3, Р8
Осуществляет сбор показателей качества по конкретным объектам коммунальной гигиены и интерпретирует возникновения различных заболеваний и информирует население. Р17, Р26
Осуществляет сбор информации по результатам профилактических мероприятий и интерпретирует их показатели. Р26
Компетенция предпринимательства Организует подготовку и выход информационного бюллетеня и стенда по актуальным вопросам коммунальной гигиены. Р7
Компетенция «Адвокат здоровья» Следует основным положениям Конституции РК, этических и правовых норм регулирующие отношение человека к человеку. Р6
Компетенция «Навыки научных исследований» Публикует совместно с преподавателем, студентами и коллегами научные и обзорные статьи по выбранной теме коммунальной гигиены. Р22
Анализирует полученные статистические данные из различных источников. Р26
Компьютерная и информационная компетентность Осуществляет сбор информации через базу данных интернета и из учебной и научной литературы, статистических отчетов. Р26
  Компетенция «Коммуникативные навыки» Способен представить личные суждения по проблемам коммунальной гигиены, оформить в виде доклада, отчета, презентации, проекта и представить на практических занятиях, заседаниях студенческого кружка, студенческих научных конференциях и др. Р26, Р27
E Сообщать информацию, идеи и проблемы и решения, как специалистам, так и не специалистам Компетенция в области естественных и специальных наук   Готовит и выступает с докладом о гигиенической оценке по результатам лабораторного анализа воздуха и почвы, питьевой воды и воды из различных водосточников, микроклиматических параметров. Р26, Р27
Принимает участие в санитарном обучении населения и в создании частных объектов по дезинфекционному контролю, а также по обеспечению деятельности по контролю соблюдения санитарных требований в коммунальных объектах. Р27
Составляет алгоритм проверки и гигиенических рекомендаций по улучшению санитарно-эпидемиологического обследования коммунальных объектов. Р27
Осуществляет сбор и интерпретирует информацию по размещению и планировке населенных мест. Р26, Р27
Компетенция предпринимательства Разъясняет работу для частных предпринимателей, имеющих объекты коммунального назначения гигиене. Р27
Компетенция «Адвокат здоровья» Докладывает о действующих и новых законодательных документах регулирующих санитарно-эпидемиологическую службу. Р17, Р27
Сообщает организованным группам основные санитарные правила с целью охраны здоровье населения. Р27
Компетенция «Навыки научных исследований» Информирует студентов, преподавателей и коллег о результатах проведенных научных исследований. Р27
Компьютерная и информационная компетентность Умеет использовать различные виды носителей информации. Р10
Извлекает и редактирует полученную информацию на компьютере. Р2
Компетенция «Коммуникативные навыки» Способен передавать студентам / преподавателям / экзаменаторам собственные знания и умения при планировании и проведении учебных экспериментов, объяснять наблюдаемые факты и явления, их причинно-следственные взаимоотношения Р23, Р26
  Умеет проводить поиск и обработку данных для пропаганды среди студентов, детей, подростков, населения по вопросам информации. Р26, Р27
Способен передавать студентам и коллегам собственные знания и умения по работе с информацией (учебной, справочной, научной). Р26, Р27
Владеет навыками публичного выступления с представлением собственных суждений, анализа и синтеза информации в изучаемой области. Р9, Р27
Распространяет полученные знания по коммунальной гигиене через компьютерную технику и сетевую технологию. Р2
Владеет навыками публичного выступления с представлением собственных суждений, анализа и синтеза информации в изучаемой области.
Распространяет полученное гигиеническое знание через компьютерную технику и сетевую технологию
  Способность продолжить дальнейшее самостоятельное обучение   Гигиена детей и подростков, гигиена труда, эпидемиология, общественное здравоохранение.  

2.8.1 Тематический план лекции

Темы Форма проведения Продол-житель-ность (в часах)
  7- семестр    
Вступительная лекция. Предмет коммунальной гигиены. История развития дисциплины. Законодательство как основа деятельности бакалавра общественного здравоохранения в области коммунальной гигиены. обзорная
Государственный санитарный надзор в Республике Казахстан. Предупредительный и текущий санитарный надзор. Структура и функции санитарно-эпидемиологической службы РК. обзорная
Гигиенические цели хозяйственно - питьевого водоснабжения. Значение количества и качества воды для здоровья и санитарных условий жизни населения. обзорная  
Водоснабжение населенных мест.Сравнительная гигиеническая оценка источников водоснабжения. проблемная
Научные основы нормирования качества питьевой воды. Вода как фактор заболеваемости инфекционной и неинфекционной природы. проблемная  
Гигиеническая оценка методов очистки и обеззараживания питьевой воды. проблемная
Гигиена горячего водоснабжения. обзорная
Вопросы организации водоснабжения в экстремальных условиях. обзорная
Проблемы охраны водных объектов в Казахстане. Источники загрязнения водоемов. проблемная
Гигиеническое нормирование химических веществ в воде водных объектов. Основные принципы и методы. Законодательство. обзорная
Городские сточные воды. Санитарная характеристика. Гигиеническая оценка методов очистки и обезвреживания. проблемная
Система мероприятий по санитарной охране водных объектов. проблемная
Современные проблемы охраны почвы. Гигиеническое значение почвы. Проблемная
Гигиенические принципы нормирования химических веществ в почве. Обзорная
Основы организации и проведения санитарной очистки населенных мест. Основные методы обезвреживания твердых и жидких отбросов. обзорная
  Всего часов:  
  8-семестр    
Современные проблемы охраны атмосферного воздуха. Источники загрязнения атмосферного воздуха. проблемная  
Влияние атмосферных загрязнений на здоровье и санитарные условия жизни населения, факторы риска. проблемная  
Основные принципы нормирования химических веществ в атмосферном воздухе. обзорная
Система мероприятий по санитарной охране атмосферного воздуха. проблемная
Жилище, как социальная проблема. История и современные принципы жилищного строительства в Казахстане. Научные основы нормирования микроклимата жилищ. Проблемная
Гигиенические основы нормирования отопления, вентиляции и естественного и искусственного освещения жилых и общественных зданий. Обзорная
Гигиенические требования к устройству и оборудованию предприятий бытового обслуживания. Обзорная
Гигиеническая оценка новых строительных материалов. Гигиеническая оценка влияние новых строительных материалов на здоровье населения. Проблемная
Гигиена лечебно-профилактических, амбулаторно-поликлинических и санитарно-оздоровительных и санитарно-эпидемиологических учреждений. Обзорная
Гигиена спортивных сооружений, культурно-просветительных и зрелищных учреждений. Обзорная
Гигиенические основы районной планировки. Функциональное зонирование территории населенных мест. Градообразующие факторы. Обзорная
Организация селитебной территории города. Жилые районы и микрорайоны. Общественные центры. Обзорная  
Планировка и благоустройство населенных мест. Улицы, площади, зеленые насаждения. Обзорная
Проблема городского шума. Влияние шума на здоровье населения. Законодательство. Проблемная
Гигиеническое значение инсоляции. Обзорная
  Всего часов:  
  Итого  

2.8.2 Тематический план практических занятий

Темы Форма проведения Продол-житель-ность (в часах)
  7-семестр
Система государственной санитарно- эпидемиологической службы Республики Казахстан, его структура и функции. Документация отдела коммунальной гигиены. Виды документов, правила их ведения. Устный опрос  
  Центролизованное водоснабжение из подземных и поверхностных источников. Методика оценки качества питьевой воды. Нормативные документы Республики Казахстан. TBL, тестирование  
Методика отбора проб питьевой воды, порядок проведения анализов и оформление их результатов. Методы санитарно-гигиенических исследований в коммунальной гигиене. Работа в парах
Методика санитарного обследования и выбора водоисточников. Методика санитарного контроля за технологией очистки воды. Оценка эффективности осветвления и обесцвечивания питьевой воды. Коагуляция, отстаивание и фильтрация. Решение ситуационных задач, лабораторная работа с приборами
Методы санитарного контроля за технологией обеззараживания воды. Реагентные и безреагентные методы. TBL, тестирование
Методика санитарной экспертизы проектов водоснабжения населенных мест. Оценка полноты представленных документов. Ознакомление с документами    
  Устройство шахтных колодцев. Дезинфекция и обеззараживание воды в шахтных колодцах. Работа в парах  
Методика выявления источников загрязнения водных объектов. TBL, тестирование
Гигиеническая оценка методов и схем очистки хозяйственно-бытовых сточных вод. Точка отбора проб сточной воды для оценки работы сооружений механической очистке PBL, тестирование
Методика отбора проб сточной воды для оценки эффективности работы сооружений по биологической очистке и обеззаражива-нию. Устный опрос
Гигиеническая характеристика особенностей очистки промышленных сточных вод. Определение санитарных условий сброса сточных вод в водоем. Понятие о ПДС. Решение ситуационных задач
Санитарные правила содержания территории населенных мест. Основы организации и проведения санитарной очистки населенных мест. Решение ситуационных задач
Текущий санитарный надзор. Методика санитарного надзора за сбором, хранением и удалением твердых отходов из населенного пункта. Лабораторный контроль за санитарным состоянием почвы. Работа в парах, решение ситуационных задач  
Методика санитарного надзора за сбором и удалением жидких отходов из населенного пункта. Санитарный надзор за правильным содержанием и эксплуатацией сооружений по обезвреживанию и утилизации отходов. Работа в парах  
Методика выбора и обоснования принципиальных схем санитарной очистки населенных мест. Устный опрос
  Всего часов:  
  8-семестр    
  Методика санитарного обследования источников загрязнения атмосферного воздуха. Методика изучения влияния атмосферных загрязнений на состояние здоровья населения. Устный опрос, лабораторная работа с приборами
Методика организации наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха: стационарные, маршрутные и передвижные посты. TBL, тестирование  
Методика расчета условий рассеивания в атмосферном выбросов промышленных предприятий. Контроль эффективности работы пылегазоочистных сооружений на промышленных предприятиях. Pешение ситуационных задач, лабораторная работа с приборами    
Гигиеническая оценка организации санитарно-защитных зон промышленных предприятий. Гигиеническое и эпидемиологическое значение жилища. Требования к участку строительства жилых домов.   Моделирование ситуации, устный опрос
Естественное и искусственное освещение помещений жилых и общественных зданий. Гигиенические требования. Нормирование. Отопление и вентиляция помещений жилых и общественных зданий. Гигиенические требования. Нормирование. Воздушный куб. TBL, тестирование    
Бани. Устройство и содержание, требования к эксплуатации. Прачечные. Устройство и содержание, требования к эксплуатации. Посещение объекта
Аптеки. Устройство и содержание, требования к эксплуатации. Посещение объекта
Гигиенические основы планировки и санитарно-технического оборудования лечебно-профилактических учреждений. Методика санитарного обследования территории, устройства и содержания лечебно-профилактических учреждений.   Составление алгоритма проведения гигиенического обследования
Методика проведения отбора проб воздуха на содержание веществ и микроорганизмов в операционных родильных домах и инфекционных отделениях. Контроль качества проведения дезинфекции и стерилизации в лечебно-профилактических учреждениях.   Устный опрос
Особенности планировки, благоустройства и оборудования театров и кинотеатров и библиотек.   Посещение объекта
Особенности планировки, благоустройства и оборудования спортивных сооружений. Предупредительный санитарный надзор в ходе строительства жилых и общественных зданий. Посещение объекта
Гигеническая оценка природно-климатических факторов при проектировании и строительстве городов. Гигиеническая оценка инсоляции террито- рии застройки и жилых зданий микрорай- она. Нормирование инсоляции. Работа в парах  
Источники транспортного шума и влияние шума на состояние здоровья населения. Гигиеническая оценка шумового режима населенного пункта и помещений жилых и общественных зданий. Нормирование шума. TBL, тестирование  
Методика санитарного надзора за источни- ками электромагнитных полей. Источники электромагнитных полей. Нормирование уровня электромагнитных полей. Лабораторная работа с приборами  
Санитарно-гигиенические принципы и особенности размещения общественных центров в сельском населенном пункте. Санитарная экспертиза проектных материалов по планировке. PBL, тестирование    
  Всего:  
  Итого:  
           

 

Задания для самостоятельной работы студентов

 

Темы Форма сда чи График контроля (с указа-нием сроков) Количество часов
7-семестр
Кодекс Республики Казахстан «О здоровье народа и системе здравоохранения». Реферат, презентация , составление тестовых и ситуационных задач, разработка профилактических мероприятий, доклад,проект, работа на платформе G-Global просмотры, комментарии совместно с преподавателем. 2- неделя
Организация работы в санитарно-гигиенической лаборатории. Правила заполнения актов, протоколов и заключений обследования объектов коммунальной гигиены и других документов коммунального отдела. 2- неделя    
Ученые Казахстана: А.Р. Чокин, Р.И.Самарин. Правила отбора, транспортировки и доставки питьевой воды для лабораторного анализа. 2- неделя    
Новые методы в санитарно-гигиенических исследованиях. Показатели, характеризующие органолептические свойства питьевой воды. 3- неделя    
Значение новых нормативных документов РК по гигиене водоснабжения. Показатели, характеризующие эпидеми- ческую безопасность питьевой воды. 3- неделя  
Роль статистических учетно-отчетных документов при оценке состояния здоровья населения. Показатели, характеризующие химическую безвредность питьевой воды. 4- неделя  
Законодательные документы в коммунальной гигиене. Показатели, характеризующие радиационную безопасность питьевой воды. 4- неделя    
Техника лабораторных исследований в коммунальной гигиене. Схема очистных сооружений при заборе воды из подземного и поверхностного источников.   5- неделя    
Организация труда и техника безопасности при работе в санитарно-гигиенической лаборатории. Выбор оптимальной дозы коагулянта. Лабораторный контроль за эффективностью коагуляции. 5- неделя  
Достижения науки в области обеззараживания питьевой воды. Выбор оптимальной дозы хлора. Показатели эффективности обеззараживания питьевой воды. 6-неделя  
Современные проблемы эксплуатации групповых систем хозяйственно-питьевого водоснабжения. Организация зоны санитарной охраны водопроводов из подземных источников. Организация зоны санитарной охраны водопроводов из открытых водоемов. G-Global 6-неделя    
Устройство и эксплуатация инфильтрационных водозаборов. Изучение влияния водного фактора на состояние здоровья населения. 7-неделя  
Значение содержания различных микроэлементов в питьевой воде для состояние здоровье человека. Особенности организации и проведения контроля качества питьевой воды в распределительной сети. Современные методы очистки питьевой воды с использованием нанотехнологией.   7-неделя     7-неделя      
Рубежный контроль по темам лекций, практических занятий и СРС 1-7 недели. Тестирование, решение ситуацион-ных задач, собеседование 8-неделя
Крупные гидротехнические сооружения и качество воды в нем.   Реферат, презентация , составление тестовых и ситуационных задач, разработка профилактических мероприятий, доклад,проект, работа на платформе G-Global просмотры, комментарии совместно с преподавателем. 8-неделя  
Водохранилища. Их значение в водоснабжении населенных мест. Предупредительный санитарный надзор при строительстве водопроводных сооружений. 9-неделя  
Водные ресурсы Казахстана. Каптаж родников. Его устройство и значение. G-Global   9-неделя  
Проблемы загрязнения рек Южного региона и пути ее решения. Гигиеническая характеристика состава промышленных сточных вод черной металлургии Казахстана. 9-неделя    
Современные проблемы озера «Арал». Современные законодательные и нормативно-правовые документы Казахстана в области охраны водных объектов.   9-неделя    
Состояние водных ресурсов Казахстана. Методы лабораторного исследования сточных вод. 10-неделя  
Переброска северных и сибирских рек в Среднюю Азию и Казахстан. История и современное состояние. Канализация отдельно расположенных объектов. 10-неделя  
Пестициды и минеральные удобрения в природных водах: контроль и оценка их влияния. Этапы санитарной экспертизы проектов канализации населенных мест. Определение достаточности представленных документов. 11-неделя    
Тяжелые металлы в природных водах: контроль и оценка их влияния. Санитарное обследование по очистке городских сточных вод. 11-неделя      
Ученые Казахстана - основоположники санитарной охраны водных объектов Казахстана. Оценка устройств канализационной сети городов. 11-неделя  
Современные проблемы загрязнения водоемов Казахстана. Гигиеническое значение повторного и оборотного использования сточных вод. 12-неделя    
Санитарная охрана почвы в законодательных документах РК. Методика санитарного обследования сосредоточенного загрязнения почвы. 12-неделя    
Современные методы обезвреживания твердых отходов. Правила отбора проб почвы для химического анализа, бактериологических и гельминтологических исследований. 12-неделя    
Влияние радиоактивных отходов на санитарное состояние почвы. Оценка чистоты почвы по данным лабораторных исследований почвы. 13-неделя  
Экологические проблемы утилизации отходов. Гигиеническая оценка сооружений малой канализации. 13-неделя    
Тяжелые металлы в системе почва-растение. Предупредительный санитарный надзор. Методика отвода земельного участка под строительство сооружений по обезврежи-ванию и утилизации отходов. 13-неделя    
Загрязнение почвы пестицидами и влияние его на здоровье населения. Методы выбора и обоснования принципиальных схем санитарной очистки населенных мест. 14-неделя  
Гигиеническое значение использования почвенной среды для обезвреживания сточных вод. Санитарная экспертиза проектов генеральной схемы очистки населенных мест. Гигиенические требования к устройству кладбищ и скотомогильников. Обезвреживание и утилизация трупов и других отбросов животного происхождения.   14-неделя          
Современные проблемы очистки территории городов Казахстана. Рубежный контроль по темам лекций, практических занятий и СРС 9-14 недели Тестирование, решение ситуацион-ных задач, прием практических навыков, собеседование 15-неделя    
  Всего часов:    
  8-семестр      
Закон РК «Об охране атмосферного воздуха». Реферат, презентация , составление тестовых и ситуационных задач, разработка профилактических мероприятий, доклад,проект, работа на платформе G-Global просмотры, комментарии совместно с преподавателем. 2-неделя
Проблемы экологии больших промышленных городов Казахстана. Потепление климата и его влияние на окружающую среду. Методика оценки степени загрязнения атмосферного воздуха. G-Global 2-неделя      
Социально-гигиенические аспекты охраны атмосферного воздуха в современных условиях. Принципы установления точки отбора проб атмосферного воздуха и методика проведения отбора проб. 2-неделя  
Здоровье населения современного промышленного города. Методы лабораторного исследования атмосферного воздуха. 3-неделя  
Проблемы ухудшения экологической ситуации в Южно-Казахстанском регионе. Особенности автомобильного транспорта, как источник загрязнения атмосферного воздуха. 3-неделя  
Оценка взаимосвязи показателей здоровья населения и качества атмосферного воздуха. Устройство и принцип работы электричес-кого аспиратора, газоанализатора АНКАТ. 3-неделя  
Методы и критерии оценки состояния здоровья населения в связи с загрязнением окружающей среды. Гигиеническое значение высоких труб, условия их применение. 4-неделя    
Динамическое наблюдение за уровнем загрязнения атмосферного воздуха городов Казахстана. Санитарно-технические мероприятия по охране атмосферного воздуха. G-Global 4-неделя    
Современные тенденции в области жилищного строительства. Гигиеническая оценка типовых проектов жилых зданий и рассмотрение проектов привязки. 5-неделя  
Использование усовершенствованных систем отопления жилых и общественных зданий. Гигиеническая оценка микроклимата помещений. Методика санитарной оценки проектных материалов систем отопления жилых и общественных зданий.   5-неделя    
Достоинства и недостатки современных приборов искусственного освещения, используемых в жилых и общественных зданиях. Гигиеническая оценка естественной и искусственной освещенности помещений на стадии предупредительного санитарного надзора. 5-неделя    
Особенности современных вентиляционных систем общественных зданий. Гигиенические требования, оценка эффективности работы. Санитарная экспертиза проектных материалов систем вентиляции помещений жилых и общественных зданий. 6-неделя  
Кондиционирование воздуха в жилых и общественных зданиях. Влияние на здоровье. Санитарное обследование жилых и общественных зданий. Методика исследования микроклимата закрытых помещений. 6-неделя    
Новые направления развития банного дела. Углубленное санитарное обследование коммунального объекта с проведением инструментальных замеров. 6-неделя  
Устройство и принцип работы приборов: метеометра МЭС-200А, термоанемометра: TESTO 425, TESТO 435, газоанализатор АНКАТ, люксметр-яркомер, шумомер интегрирующий – виброметр ШИ- 01В, дозиметр-радиометр. Санитарная экспертиза проектов бань.   6-неделя  
Влияние микроклиматических условий внутренней среды на здоровье человека. Санитарная экспертиза проектов прачечных. 7-неделя  
Использование в современном строительстве полимерных материалов. Гигиеническая контроль и оценка полимеров. Санитарная экспертиза проектов планировки и застройки больницы. Особенности отопления, вентиляци, микроклимата и воздушной среды в помещениях ЛПУ. Естественное и искусственное освещение. Устройство стоматологических кабинетов. Гигиенические требования к оборудованию и планировке.   7-неделя    
  Рубежный контроль по темам лекций, практических занятий и СРС 1-7 недели. Тестирование, решение ситуацион-ных задач, прием практических навыков, собеседование 8-неделя
Парикмахерские. Гигиенические требования к планировке. Правила эксплуатации. Санитарные правила устройства и содержания амбулаторно-поликлинических учреждений, аптек. Обследование объекта, реферат, презентация , составление тестовых и ситуационных задач, разработка профилактических мероприятий, доклад,проект, работа на платформе G-Global просмотры, комментарии совместно с преподавателем.   8-неделя    
Влияние объектов малого бизнеса, расположенных на первых этажах жилых домов, на условия проживания жильцов. Санитарное обследование аптеки с написанием акта обследования. 9-неделя  
Гигиенические требования к устойству и эксплуатации косметических кабинетов. Структура и функции органов государ ственного санитарно-эпидемиологиче- ского надзора в области жилищного строительства. 9-неделя  
Временные жилища (гостиницы, казармы). Гигиенические требования к планированию, оборудованию. Углубленное обследование спортивного сооружения с написанием акта обследования. 9-неделя    
Санатории. Гигиенические требования к размещению, оборудованию и правилам эксплуатации. Обследование общежитий с написанием акта обследования. 9-неделя    
Гигиенические требования к устройству и эксплуатации плавательных бассейнов. Правила приемки жилых и общественных зданий в эксплуатацию. 10-неделя  
Учет технико-экономических факторов в схеме расселения на территории Казахстана. Высоковольтные электролиний и влияние их на здоровье населения. 10-неделя  
Современные проблемы охраны окружающей среды населенных мест. Комплекс мероприятий по защите населения от воздействия электромагнитных полей.   11-неделя  
Гигиенические значения современных нормативов уровней инфразвука в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой засторойки. Основные принципы размещения сети культурно-бытовых учреждений в плане города. 11-неделя    
Воздействие электромагнитных полей на организм человека. Мероприятия по снижению негативного воздействия шумового фактора на здоровье населения. 12-неделя  
Значение улиц в архитектурном облике города. Методика определения продолжительности инсоляции жилых и общественных зданий территории застройки. Техника использования контрольно-инсоляционной линейки. 12-неделя  
Роль зеленых насаждений в благоустройстве населенных пунктов.   Санитарная экспертиза проектных материалов по планировке. Определение плотности жилой застройки, плотности жилого фонда и плотности населения микрорайона.значение при планировке городов. 13-неделя    
Физические факторы окружающей среды в условиях населенных мест (вибрация, ЭМП). Классификация площадей и их значение. Планировка и классификация уличной сети. 14-неделя    
Особенности размещения объектов общегородского назначения в крупных городах.     14-неделя      
Рубежный контроль по темам лекций, практических занятий и СРС 9-14 недели. Тестирование, решение ситуационных задач, прием практических навыков, собеседование 15- неделя      
  Всего часов:    
  Итого    

Литература: основная и дополнительная

На русском языке

основная:

1. Коммунальная гигиена / под редакцией Мазаева В.Т. В 2 ч. – М., 2006 – Ч.1. -304с, ; Ч.2. – 336с.

2. Неменко Б.А., Бекказинова Д.Б., Арынова Г.А., Елгондина Г.Б. Руководство к практическим занятиям по коммунальной гигиене: Учебник – Алматы, 2008. – 430с.

3. Губернский Ю.Д. Экология и гигиена жилой среды для специалистов Роспотребнадзора: учеб.пособие.- М: ГЕОТАР- Медиа, 2008-10 экз.

дополнительная:

1.Мазаев В.Т. Коммуналды гигиена. В 2 ч. Ч. 1 [Электронды ресурс]: учебник для вузов – 2-е изд., испр. и. доп. – электрон. Текстовые дан. (35,7 МБ). –М.: Издательская группа «ГЭОТАР - Медиа», 2009-304 с.эл.опт. диск (СD ROM).

2.Мазаев В.Т. Коммуналды гигиена. В 2 ч. Ч. 2 [Электронды ресурс]: учебник для вузов. – электрон. Текстовые данные (36,6 МБ). – М.: Издательская группа «ГЭОТАР - Медиа», 2009-336 с.эл.опт. диск (СD ROM).

3. Неменко Б.А. Коммунальная гигиена. (Учебник). – Алматы: НИЦ «Ғылым»,2003–464 с.

4. Коммунальная гигиена/ под редакцией Е.И. Гончарука. – К-: Здоровья, 2006.- 792 с.

5. Кошелев Н.Ф. Гигиена водоснабжения войск: учеб. пособие.-2-е изд-СПб: Петроглиф. 2008.

 

2.10 Методы обучения и преподавания:

Лекции: обзорные, проблемные.

Практические занятия:решение тестовых заданий и ситуационных задач, устный опрос, TBL, PBL, работа в парах, моделирование ситуации, составление алгоритма проведения гигиенического обследования зданий коммунального назначения, ознакомление с документами и работа с приборами.

 

Самостоятельная работа студентов под руководством преподавате­ля (СРСП): СРСП является внеаудиторным видом работы студента, ко­торая выполняется им в контакте с преподавателем, по отдельному гра­фику, который не входит в общее расписание учебных занятий. В ходе СРСП проводятся консультации по наиболее сложным вопросам учебной программы, выполнению домашних заданий, проектов, задач, практиче­ских заданий, контроль семестровых работ, отчетов и других видов за­даний СРС по возникающим вопросам, проведение рубежного контроля.

Самостоятельная работа студентов: Реферат, презентация ,составление тестовых и ситуационных задач,разработка профилактических мероприятий,

доклад,проект, работа на платформе G-глобол просмотры,комментарии совместно с преподавателем.

1.Написание реферата: готовится студентами по выбору. Можно готовит группой, каждый из группы разрабатывает один из разделов. Реферат должен раскрыть суть вопроса, быть максимально информативным и содержать собственные выводы. Реферат выполняется аккуратно, пишется самостоятельно, с использованием не менее 5 литературных источников. Приводятся схемы, таблицы и рисунки, соответствующие теме реферата. При защите реферата текст не читается, а рассказывает. Уверенно и безошибочно отвечает на все заданные вопросы.

2.Подготовка доклада: доклад готовится по выбранной теме, где излагаются краткое положений темы продолжительностью 5 минут. Приводятся схемы, таблицы и рисунки, соответствующие теме. При докладе текст не читается, а рассказывает.

3. Подготовка отчета: выполняется самостоятельно или группой , проводиться исследование по теме. Должно использоваться не менее 7 литературных источников. Автор должен продемонстрировать глубокие знания по теме отчета.

4.Презентация: выполняется самостоятельно. Используется не менее 5 литературных источников. Слайды должны быть содержательные и лаконичные. При защите автор должен демонстрировать глубокие знания по теме, не допускать ошибок при ответе на вопросы во время обсуждения.

5.Составление тестовых заданий: должно быть не менее 20 вопросов. Сданы в назначенный срок. Основа текста содержательна. Тестовые задания сформулированы четко, корректно, конкретно. Однотипные и адекватные варианты ответов. Имеется алгоритм ответов. Верно отмечены правильные ответы.

6.Составление ситуационных задач: выполняется самостоятельно, задачи должны быть адекватным, простым, задания понятными. Поставленые вопросы конкретны (3-4), соответствуют тематике. Описание ситуации, заданные цифры и факты должны быть общепонятными, точными, достоверными. Количество задач не менее 5.

7.Проект: исследование по теме, включающее поиск, сбор и анализ необходимой информации, выполняемое лично или в группе.

8.Разработка санитарно-гигиенических мероприятий:адекватны, обоснованы, конкретны, предложенные мероприятия должны соответствовать выбранной теме и нормативным документам. Количество профилактических мероприятий должно быть не менее 5.

9. Санитарное обследование объекта и написание акта:вовремя посещает и самостоятельно обследует указанный объект. Правильно, грамотно заполняет акт, верно указывает несоответствия. Прокомментирует несоответствия. Правильно рекомендует меры по устранению замечаний.

 

Требования к выполнению СРС:

1. Реферат: схема - тема, цели и задачи, актуальность, перечень конкретных вопросов, изученных по данной теме. Выводы и предложения. Объем реферата 10-12 стр. Содержание включает введение, перечень номеров и заголовков всех разделов. Выводы и предложения, список использованной литературы; Во введении, занимающем 1-2 стр., излагается краткое обоснование темы, цели и задачи, актуальность; обзор литературы составляет 3-5 стр., при этом студент дает критическую оценку излагаемых разными авторами вопросов и т.д. Ссылка в тексте обозначается в скобках цифрой, соответствующей порядковому номеру источника в списке литературы. Выводы содержат 2-5 пунктов; Требования: грамотность, четкость, конкретность и логическая последовательность изложения материала; убедительность аргументации; краткость и точность формулировок; Формат: А4 шрифт Times New Roman, размер шрифта 14, поля сверху, справа, снизу по 2 см, слева 3 см.

2. Презентация: Стиль: 1. Единый стиль оформления; 2. Избегайте стилей, отвлекающих от самой презентации; 3. Вспомогательная информация не должны преобладать над текстом, рисунком. Фон: Более холодные тона (синий, зеленый). Использование цвета- не более 3 цветов: для фона, заголовка и текста. Содержание: 1. используйте короткие слова и предложения; 2. заголовки должны привлекать внимание аудитории. Расположение на странице: 1. предпочтительно горизонтальное расположение информации; 2. Важная информация должна располагаться в центре экрана; 3. Надпись должна располагаться под картинкой. Шрифты: 1. для заголовков - не менее 24; 2. для информации - не менее 18; 3. для выделения информации следует использовать жирный шрифт, курсив. Способы выделения: следует использовать рамки, границы, заливку. Разные цвета шрифтов, штриховку, стрелки, рисунки, диаграммы, схемы и т.д. Объем информации: 1. Не стоит заполнять один слайд слишком большим объемом информации; 2. Отобразить ключевые пункты по одному на каждом отдельном слайде.

Виды слайдов: для обеспечения разнообразия следует использовать слайды с текстом, с таблицами, сдиаграммами. Количество слайдов на 1 тему не менее 15.

3.Составление тестов:

Требования: Тестовые задания содержат не менее 20 вопросов. Сданы в назначенный срок. Основа теста содержательна. Тестовые задания сформулированы четко, корректно, конкретно. Однотипные и адекватные варианты ответов. Имеется алгоритм ответов. Верно отмечены правильные ответы. Адекватность, общепонятность текста, простота - в одном текстовом задании должна содержаться одна задача одного уровня сложности, с одним правильным ответом. Тест не должен быть в виде





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.