Краткое описание дисциплины Силлабус Дисциплина: _________Философия______ Курс: ________2________________________ Специальность: _______для всех_______ Составитель: ___________ст. преподаватель Оспанова А.Е. Количество кредитов: ____3__ Экзамен____ семестр __1,2____ Семей 20 __ г. Силлабус по дисциплине составлен на основании рабочей учебной программы Составитель: ст. преподаватель Оспанова А.Е. Обсуждено и утверждено на заседании кафедры ____________________ Протокол № ____ от «___»_____________ 200__ г. Заведующий кафедрой _______________________ Ф.И.О. Дисциплина: «Философия» - Данные о преподавателе:
Оспанова А.Е. - старший преподаватель, 3 корпус, каб. 15 Время консультации: в соответствии с расписанием, учебный корпус № 3, 15 каб. Пререквезиты дисциплины: - знания по школьному курсу «Человек и общество»; «История Казахстана» - навыки теоретической работы с информацией: умения выделять логические структуры, идеи, факты, аргументацию в учебном материале; умение отделять главное от второстепенного, существенное от несущественного, умение сопоставлять, делать выводы, строить собственную аргументацию, устно и письменно излагать свое мнение - цикл социально-гуманитарных дисциплин: история, культурология, и д.р.; выполняющих функцию мировоззренческой подготовки специалиста; Постреквезиты курса: - мировоззренческий аспект общепрофессиональных, специальных дисциплин политология, психология, социология - курс «Философия» представлен для всех специальностей, поэтому постреквезитами следует считать изучаемые дисциплины по специальностям и отраслям Краткое описание дисциплины Цели дисциплины: Данный курс предполагает большой объем самостоятельной работы студента, нацеленный на освоение основ философских знаний, предусмотренных Типовой Программой курса философии (для нефилософских специальностей). Формирование у студентов современной культуры мышления и методологической стратегии научного исследования, навыков критического мышления и устойчивой мировоззренческой позиции, основанной на принципах казахстанского патриотизма, межнационального и межконфессионального согласия, активной гражданской позиции, уважения прав и свобод личности, толерантных социальных взаимоотношений. Задачи изучения дисциплины: Изложить поступательный историко-философский процесс развития философского знания, его основные проблемные вопросы на различных этапах истории и в различных культурных контекстах. · Дать возможность студентам самостоятельно осваивать материал по основным периодам развития философского знания на основе изучения оригинальных источников и текстов мыслителей. · Представить вниманию студентов основные теоретические разделы философского знания: онтологию, гносеологию, социальную философию, философскую антропологию и аксиологию. · Помочь студентам освоить фундаментальный категориальный и методологический аппарат философии в его историко-философском контексте. · Исследовать соотношение философии и других областей знания: мифа, науки, религии, искусства, обыденного опыта. · Дать возможность студентам, на основе различных познавательных стратегий, разработать самостоятельную творческую методологическую и мировоззренческую позицию. 6. Содержание дисциплины Лекционные занятия Тематический план лекций Тема № 1 Философия, ее предмет и функции. 2 часа 1 Связь философии, мифологии, религии, науки, искусства. 2 Философия как творческое самосознание человека. 3 Социо - культурный контекст философии. Тема № 2 Феномен философии в восточной культуре2 часа 1 Протоиндийская цивилизация и ведическая мудрость. 2. Махабхарата и эпическая мудрость. Брахманизм и буддизм. Джайнизм. Учение санкхья. Судьба индийской философии. 3. Религиозно-мифологическая идеология Древнего Китая. Даосизм. Конфуцианство. Легизм. Тема № 3 Философия в античной культуре2 часа 1. Предфилософия в Древней Греции. Натурфилософская традиция. Ионийская философия. Италийская философия. Софисты. 2. Сократ и сократические школы. Древнегреческий атомизм. Платон. Аристотель.Античная философия в эллинистически-римскую эпоху. Эпикуреизм. Стоицизм. Эклектизм. Скептицизм. 3. Римское право и философия. Тема № 4 Феномен философии в средневековой культуре 2 часа 1. Возникновение христианства. 2. Патристика. Схоластика. 3. Европейская схоластика. Фома Аквинский. Тема №5 Арабо - мусульманская философия в контексте исламской средневековой культуры 2 часа 1. Основные направления и значение арабо-мусульманской философии. 2. Аль-Фараби. Суфизм. 3. Становление тюркоязычной философии. Философия Ю.Баласагунского. Благодатное знание. 4. Проблемы этики, политики. Философские искания А.Йугинаки, М.Кашгарского, Х-А Яссауи. Тема № 6 Философия в культуре Ренессанса и Реформации 2 часа. 1. Философские идеи эпохи Возрождения. Данте Алигьери, Николай Кузанский, Николло Макиавелли, Томас Мор, Николай Коперник, Джордано Бруно. 2. Основные направления новоевропейской философии. Ф.Бэкон, Р.Декарт, Т.Гоббс, Б.Спиноза, Д.Локк, Г.Лейбниц. Тема № 7 Западноевропейская философия в культуре Нового Времени 2 часа 1. Философия европейского Просвещения. Вольтер, Руссо, Монтескье, Гете, Шиллер. 2. Философия И.Канта. Докритический период. 3. Критическая философия. Фихте, Шеллинг, Гегель, Л.Фейербах. Тема №8 Западноевропейская философия в культуре XIX в. 2 часа - Источники учения. Значение для современности
- Позитивистская философия. О.Конт, Г.Спенсер. Неокантианство.
- Иррационализм. А.Шопенгауэр, Ф.Ницше, В.Дильтей, А.Бергсон, О.Шпенглер.
- Прагматизм
Тема № 9 Русская философия в контексте рос.культуры XIX-нач. XX в.в. 2 часа 1. Особенности философии в России. 2. Русская классическая литература и философия. А.С.Пушкин, Л.Н.Толстой, Ф.М.Достоевский. 3. Классическая философия. Вл.Соловьев, Н.Бердяев, Л.Шестов, Г.Шпет, П.Флоренский. Тема № 10 Феномен философии в казахской культуре 2 часа 1. Особенности номадической мудрости. Древнейшие формы философствования в казахской степи. Духовная семантика скифо-сакской культуры. Анахарсис. 2. Древнетюркские письмена и философия. Религиозно-мифологическая традиция номадов Евразии. Поэтическая мудрость казахских акынов и жырау. Мудрость биев. Поэзия “Зар-Заман”. Абай. 3. Начало философии. Шакарим. Просветительство и философия. 4. Формирование философии в Казахстане в современную эпоху Тема №11 Марксистская философия в контексте советской культуры ХХ в2 часа - Эволюция марксистского учения
- Основные направления сов.философии к. 60-х-80-х годов ХХ в.
- Становление и достижения казстан. школы: Абдильдин Ж.М., Баканидзе М., Жангельдин, Науменко Л.К., Касабек, Нысанбаев А.Н. и др.
Тема №12 Западная философия в контексте культуры ХХ и XXI в. 2 часа 1. Экзистенциализм. 2. Страх, отчаяние, решимость, ответственность, радость Тема №13 Философия бытия. Философская антропология. 2 часа 1. Проблема бытия в философии. Мир как совокупная реальность. 2. Специфика размышлений о бытии. Бытие как всеобщее, единичное, особенное. Бытие вещей, процессов и состояний природы. Производное бытие (“второй природы”). Бытие человека в мире вещей. 3. Духовное бытие. Феномен небытия. Феномен смерти. Тема №14 Социальная философия. 2 часа 1. Понятия и основные принципы социальной философии. 2. Общество как саморазвивающаяся система. Общественное бытие и общественное сознание. Формы общественного сознания. 3. Философские аспекты цивилизационной динамики. Философия культуры. Феномен любви. Философия религии. Философия истории. Философия политики. Философия образования. Тема № 15 Философские проблемы модернизации казахстанского общества. 2 часа 1. Философские теории модернизации. Социокультурные основания казахстанской модели модернизации. 2. Понятие государство и гражданского общества. Процесс становления независимости РК в свете формирования гражданского общества. - Предпосылки и духовные основания обретения независимости, ее духовно-культурный аспект, формирования национальной идеи. 4.Философские основания казахстанского патриотизма.
7 Семинарские занятия №№ п.п. | Наименование тем занятий | Содержание | Объем часы | | Философия, ее предмет и функции | 1.Связь философии, мифологии, религии, науки, искусства. 2.Философия как творческое самосознание человека. 3.Социо - культурный контекст философии. | | | | Философия в культурно-историческом контексте | 1 Понятия и основные принципы философии. 2 Общество как саморазвивающаяся система. | | | | Феномен философии в восточной культуре | 1.Протоиндийская цивилизация и ведическая мудрость.Махабхарата и эпическая мудрость. 2.Брахманизм и буддизм. Джайнизм. Учение санкхья. Судьба индийской философии. 3.Религиозно-мифологическая идеология Древнего Китая. Даосизм. Конфуцианство. Легизм. | | | | Философия в античной культуре | 1. Ионийская философия. Италийская философия. Софисты. Сократ и сократические школы. 2. Древнегреческий атомизм. Платон. Аристотель. . Эпикуреизм. Стоицизм. 3. Эклектизм. Скептицизм. Предфилософия в Древней Греции. Натурфилософская традиция. 4. Античная философия в эллинистически-римскую эпоху. 5. Римское право и философия. | | | | Феномен филос. в средневековой культуре | 1 Возникновение христианства. 2 Патристика. Схоластика. Европейская схоластика. 3 Фома Аквинский. Августин Блаженный | | | | Арабо - мусульманская философия в контексте исламской средневековой культуры | 1 Сущность мусульманской философии Аль-Фараби. Суфизм. 2 Основные направления и значение арабо-мусульманской философии. 3 Становление тюркоязычной философии. Философия Ю.Баласагунского. Благодатное знание. 4 Проблемы этики, политики. Философские искания А.Йугинаки, М.Кашгарского, Х-А Яссауи. | | | | Философия в культуре Ренессанса и Реформации | 1 Философские идеи эпохи Возрождения. 2 Данте Алигьери, Николай Кузанский, Николло Макиавелли, Томас Мор, Николай Коперник, Джордано Бруно. 3 Основные направления новоевропейской философии. Ф.Бэкон, Р.Декарт, Т.Гоббс, Б.Спиноза, Д.Локк, Г.Лейбниц. | | | | Западноевроп. философия в культуре Нового Времени | 1Немецкая классическая философия. 2Вольтер, Руссо, Монтескье, Гете, Шиллер. 3Философия И.Канта. Докритический период. Критическая философия. Фихте, Шеллинг, Гегель, Л.Фейербах. | | | | Марксистская философия в контексте советской культуры ХХ в. | 1 Источники учения. 2 Значение для современности. 3 Эволюция марксистского учения 4 Основные направления сов.философии к. 60-х-80-х годов ХХ в. 5 Становление и достижения казстан. школы: Абдильдин Ж.М., Баканидзе М., Жангельдин, Науменко Л.К., Касабек, Нысанбаев А.Н. и др. | | | | Западноевропейская философия в культуре XIX в. | 1 Позитивистская философия. О.Конт, Г.Спенсер. Неокантианство. 2 Иррационализм. А.Шопенгауэр, Ф.Ницше, В.Дильтей, А.Бергсон, О.Шпенглер. 3 Прагматизм | | | | Западная философия в контексте культуры ХХ и XXI в. | Экзистенциализм. М. Хайдеггер, Э. Гуссерль, А.Камю и др. Страх, отчаяние, решимость, ответственность, радость. Теория К.Ясперса | | | | Русская философия в контексте рос.культуры XIX-нач. XX в. | 1 Особенности философии в России. 2 Русская классическая литература и философия. А.С.Пушкин, Л.Н.Толстой, Ф.М.Достоевский. 3 Классическая философия. Вл.Соловьев, Н.Бердяев, Л.Шестов, Г.Шпет, П.Флоренский. | | | | Феномен философии в казахской культуре | 1 Особенности номадической мудрости. Древнейшие формы философствования в казахской степи. 2 Духовная семантика скифо-сакской культуры. Анахарсис. Древнетюркские письмена и философия. 3 Религиозно-мифологическая традиция номадов Евразии. 4 Поэтическая мудрость казахских акынов и жырау. Мудрость биев. Поэзия “Зар-Заман”. Абай. Начало философии. Шакарим. Просветительство и философия. 5 Формирование философии в Казахстане в современную эпоху. | | | | Философия бытия. Философская антропология | 1 Онтология основные понятия и принципы организации. 2 Проблема бытия в философии. Мир как совокупная реальность. 3 Специфика размышлений о бытии. Бытие как всеобщее, единичное, особенное. 4 Бытие вещей, процессов и состояний природы. Производное бытие (“второй природы”). 5 Бытие человека в мире вещей. Духовное бытие. Феномен небытия. Феномен смерти. | | | | Социальная философия | 1 Предмет социальной философии. Феномен общества. Генезис общества. Антропосоциогенез. Усложнение жизни общества. Разделение государства и общества. 2 Социальная структура общества. Динамика общества. Экономические основание общества. Социальный модернизм. 3 Труд как необходимость. Редуцирование бытия человека к труду. Гендерные аспекты разделения труда. 4Феномен социального отчуждения. Открытое общество. Закрытое общество. Массовое общество. Индустриальное и постиндустриального общества. 5 Феномен информационного общества. Пути и перспективы развития казахстанского общества. | | | 7. График выполнения и сдачи заданий СРСП СРСП № 1 Тема:Философия, ее предмет и функции. Цель занятия: Выделить предмет философии, основной вопрос философии, вторую сторону основного вопроса философии, основные разделы философии Основные вопросы: 1.Предмет философии 2.Основные типы мировоззрений 3.Основной вопрос философии 4.Категории философии 5.Структура и функции философии Задание: Рассмотреть материал по вопросам на основе изучения оригинальных источников и текстов мыслителей. Методические рекомендации к выполнению задания: 1. Абишев К.А. Философия: учебник для студентов и аспирантов. Алматы, 2000г. 2. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. М., 2000г. Форма отчетности: Реферат. Сроки выполнения задания и оценки знаний студентов: 1 неделя, 3 балл. СРСП № 2 Тема: Философия в культурно-историческом контексте Цель занятия: Выделить основные социокультурные особенности в учениях философов. Основные вопросы: - Философия и философ. Важность одухотворяющих истин и идеалов в формировании жизненной стратегии человека, наполненных смысла и свободы
- Философия как идеал строгой рациональности.
- Типы философствования. Многообразие философских направлений и систем.
- Культурно-исторический характер философии.
- Этнокультурные особенности форм философии.
Задание: Изложить поступательный историко-философский процесс развития философского знания, его основные проблемные вопросы на различных этапах истории и в различных культурных контекстах. Методические рекомендации к выполнению задания: 1. Введение в философию. Учебник для высших учебных заведений. В 2тт. М., 1989г. - Основы философии /Учебное пособие. Алматы, 2000г.
Форма отчетности: Конспект. Сроки выполнения задания и оценки знаний студентов: 1 неделя, 3 балл. СРСП № 3 Тема: Феномен философии в восточной культуре. Цель занятия: Выделить особенности в учениях философских школ Др. Индии и Др. Китая. Основные вопросы: - Основная характеристика философии Древней Индии
- Три периода древнеиндийской философии
- Астика
- Настика
- Общая характеристика древнекитайской философии
- Конфуцианство
- Даосизм
- Моизм и номинализм
- Легизм
- Культурное наследие древнекитайской философии.
Задание: Рассмотреть основные проблемные вопросы в культурном контексте Восточной философии. Методические рекомендации к выполнению задания: - Радхакришнан С. Индийская философия. - М., 1994г.
- Основы философии /Учебное пособие. Алматы, 2000г.
- Радугин А.А. Философия. Курс лекций. М., 1999г.
Форма отчетности: конспект-анализ Сроки выполнения задания и оценки знаний студентов: 2 неделя, 3 балл. СРСП № 4 Тема: Философия в античном мире. Цель занятия: Ознакомить с основными направлениями философских школ Древней Греции. Основные вопросы: - Роль милетской школы в развитии древнегреческой философии
- Элейская философия
- Атомисты
- Философия Сократа и софистов
- Учение Платона
- Философия Аристотеля
- Стоики
- Киники
- Киренаики и мегарики
- Эпикуреизм
- Значение античной философии для мировой философской мысли.
Задание: Определить сущность натурфилософского знания в эпоху античности в таблице. Рассмотреть 3 ведущих философов и их труды. Таблица к 4 СРСП Имя философа, какую школу представляет | Особенность космогонического учения, субстанциональное начало мира | | | | | | | | | Методические рекомендации к выполнению задания: 1. Радугин А.А. Философия. Курс лекций. М., 1999г. 2. Спиркин А.Г. Философия. М., 2000г. Форма отчетности: Конспект-анализ в таблице. Сроки выполнения задания и оценки знаний студентов: 2 неделя, 3 балл. СРСП № 5 Тема: Феномен философии в средневековой культуре. Цель занятия: Рассмотреть социокультурный контекст формирования западноевропейской средневековой философии. Основные вопросы: 1. Христианская апологетика 2. Основные принципы религиозно - философского мышления и мировоззрения 3. Познание как уподобление 4. Религиозный интеллектуализм и религиозный антиинтеллектуализм 5. Соотношение номинализма и реализма 6. Проблема разума и веры в европейской философии 7. Учение А. Августина 8. Учение Ф. Аквинского Задание: Ознакомление с авторами и материалами данной темы, раскрыть содержание. Методические рекомендации к выполнению задания: - Философия. (сост. Т.Х. Габитов). Алматы, 2003
- Философский энциклопедический словарь. М., 1997г.
Форма отчетности: Глоссарий Сроки выполнения задания и оценки знаний студентов: 3 неделя, 3 балл. СРСП № 6 Тема: Арабо - мусульманская философия в контексте исламской средневековой культуры Цель занятия: Проанализировать сущность формирования арабо – мусульманской философии. Основные вопросы: 1. Значение арабо – мусульманской философии для мировой философской мысли. 2. Социокультурный и духовный контекст арабо – мусульманской философии. 3. Философия Авиценны. - Философия Аль-Фараби.
- Философия Баласагуни.
Задание: На основе различных познавательных стратегий, разработать самостоятельную творческую методологическую и мировоззренческую позицию. Методические рекомендации к выполнению задания: 1. Абишев К.А. Философия: учебник для студентов и аспирантов. Алматы, 2000г. 2. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. М., 2000г. 3. Аль-Фараби. Философские трактаты. - А., 1970г. Форма отчетности: Доклад. Сроки выполнения задания и оценки знаний студентов: 3 неделя, 3 балл. СРСП № 7 Тема: Философия в культуре Ренессанса и Реформации. Цель занятия: Проанализировать социокультурные трансформации эпохи Возрождения. Рассмотреть переход от теологического к антропоцентрическому типу мировоззрения. Основные вопросы: 1. Антропоцентризм ренессансного мировоззрения 2. Основные черты мировоззрения человека эпохи Возрождения 3. Философия Н. Кузанского 4. Философия Бруно 5. Философия Реформации. Задание: Ознакомление с началом эпохи Нового времени. Расписать достоинства и недостатки эпохи, провести анализ Методические рекомендации к выполнению задания: - Введение в философию. Учебник для высших учебных заведений. В 2тт. М., 1989г.
- Основы философии /Учебное пособие. Алматы, 2000г.
Форма отчетности: Эссе. Сроки выполнения задания и оценки знаний студентов: 4 неделя, 3 балл. СРСП № 8 Тема: Западноевропейская философия в культуре Нового Времени Цель занятия: Формирование философской традиции эмпиризма и рационализма, анализ немецкой культуры второй половины 18 века и первой половины 19 века. Основные вопросы: - Основные черты философии Нового времени
- Бэкон о природе человеческих заблуждений
- Рационализм Декарта
- Учение Декарта об интеллектуальной интуиции
- Познавательный процесс и учение о субстанции в системе Спинозы
- Сенсуализм Локка, Гоббса
- Основные черты классической немецкой философии
- Основоположник немецкой классической философии О. Кант
- Абсолютный идеализм Г. Гегеля. Основные законы диалектики.
- Субъективный идеализм Фихте и объективный идеализм Ф. Шеллинга
- Антропологический материализм Л. Фейербаха
- Диалектический материализм К. Маркса и Ф. Энгельса
- Субъективный идеализм Д. Беркли
- Скептицизм Д. Юма.
Задание: Изложить поступательный историко-философский процесс развития философского знания, его основные проблемные вопросы. Методические рекомендации к выполнению задания: 1. Радугин А.А. Философия. Курс лекций. М., 1999г. 2. Спиркин А.Г. Философия. М., 2000г. 3. Соколов В.В. Европейская философия XV-XVII веков. - М., 1984г. 4. Соколов В.В. Западноевропейская философия XVII-XVIII веков. - М., 1974г Форма отчетности: Конспект-анализ. Сроки выполнения задания и оценки знаний студентов: 4 неделя, 3 балл. СРСП № 9 Тема:Западноевропейская философия в культуре XIX в. Цель занятия: Анализ концепции трех стадий интеллектуального развития О.Конта, рассмотреть основные формы позитивизма, феноменологии. Основные вопросы: 1.Позитивизм 2.Философия А. Шопенгауэра 3.Философия Ф. Ницше 4.Академическая «философия жизни» Задание:Составить глоссарий по основным направлениям данной эпохи. Методические рекомендации к выполнению задания: 1. Философия. (сост. Т.Х. Габитов). Алматы, 2003 2. Философский энциклопедический словарь. М., 1997г. Форма отчетности: Сообщение. Сроки выполнения задания и оценки знаний студентов: 5 неделя, 3 балл. СРСП №10 Тема:Русская философия в контексте российской культуры XIX-нач. XX в.в. Цель занятия:Ознакомить с представителями русской классики. Основные вопросы: - Особенности философии в России.
- Русская классическая литература и философия. А.С.Пушкин, Л.Н.Толстой, Ф.М.Достоевский. Классическая философия. Вл.Соловьев, Н.Бердяев, Л.Шестов, Г.Шпет, П.Флоренский.
3. А.С.Пушкин, Л.Н.Толстой, Ф.М.Достоевский. 4. Классическая философия. Вл.Соловьев, Н.Бердяев, Л.Шестов, Г.Шпет, П.Флоренский. Задание:рассмотреть философские направления славянофилов и западников. Методические рекомендации к выполнению задания: 1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. М., 2000г. 2. Введение в философию. Учебник для высших учебных заведений. В 2тт. М., 1989г. 3. Основы философии /Учебное пособие. Алматы, 2000г. Форма отчетности: Доклад. Сроки выполнения задания и оценки знаний студентов: 5 неделя, 3 балл. СРСП № 11 Тема:Феномен философии в казахской культуре. Цель занятия: Проследить структуру и развитие казахской философской мысли и ее влияние на отечественную философию. Основные вопросы: - Традиционное мировоззрение казахов
- Философские взгляды Ч. Валиханова
- Антропоцентризм И. Алтынсарина
- Абай Кунанбаев - о соотношении человека и Бога
- Нравственная философия
- Философское творчество Шакарима Кудабердиева.
Задание: Ознакомление авторами и материалами касающихся данной темы, раскрыть содержание. Методические рекомендации к выполнению задания: 1. Абишев К.А. Философия: учебник для студентов и аспирантов. Алматы, 2000г. 2. Касабеков А.К. Социальная деятельность и социальное познание. - А., 1987г. 3. Касымжанов А.Х., Касымжанова С.А. Духовное наследие казахского народа. - А., 1992г. Форма отчетности: Доклад. Сроки выполнения задания и оценки знаний студентов: 6 неделя, 3 балл. СРСП № 12 Тема: Марксистская философия в контексте советской культуры ХХ в. Цель занятия: Рассмотреть переход философской мысли К.Маркса и ее влияние на отечественную философию. Основные вопросы: - Рассмотрение истории марксизма (марксизма-ленинизма, научного коммунизма)
- Эволюция марксистского учения
- Основные направления сов.философии к. 60-х-80-х годов ХХ в.
- Становление и достижения казстанской школы: Абдильдин Ж.М., Баканидзе М., Жангельдин, Науменко Л.К., Касабек, Нысанбаев А.Н. и др.
Задание: На основе различных познавательных стратегий, разработать самостоятельную творческую методологическую и мировоззренческую позицию. Методические рекомендации к выполнению задания: 1. Философия. (сост. Т.Х. Габитов). Алматы, 2003 2. Философский энциклопедический словарь. М., 1997г. 3. Марк К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.3, 13, 23, 40, 42. Форма отчетности: Эссе. Сроки выполнения задания и оценки знаний студентов: 6 неделя, 3 балл. СРСП № 13 Тема:Западная философия в контексте культуры XX века и XXI века. Цель занятия: Сформировать представление о ненаучных формах и методах познания окружающей действительности через анализ работ Камю, Сартра, Ясперса. Основные вопросы: 1. Эволюция психоаналитической философии 2.Экзистенциализм Камю А. 3.Философия М. Хайдеггера 4.Философия Ж.-П.Сартра 5.Философия К. Ясперса. Задание:Раскрытьисторико-философский анализ развития философского знания, его основные проблемные вопросы. Методические рекомендации к выполнению задания: - Самосознание европейской культуры ХХ века. - М., 1991г.
- Культурология. ХХ век: Антология - М., 1995г
Форма отчетности: Эссе. Сроки выполнения задания и оценки знаний студентов: 6 неделя, 3 балл. СРСП № 14 Тема: Философия бытия. Философская антропология Цель занятия: Выделить основные понятия и принципы организации, их роль, влияние и функции, которые они оказывают при социализации личности. Основные вопросы: - Решение проблемы специфики человеческого бытия в философской антропологии
- Соотношение природного и социального в историческом развитии человека
- Человек, индивид, личность.
Задание: Рассмотреть основные периоды формирования и развития человека и его природы, как начала философского знания. Методические рекомендации к выполнению задания: 1. Радугин А.А. Философия. Курс лекций. М., 1999г. 2. Спиркин А.Г. Философия. М., 2000г. Форма отчетности: Эссе. Сроки выполнения задания и оценки знаний студентов: 6 неделя, 3 балл. СРСП № 15 Тема: Социальная философия Цель занятия: Проанализировать понятия и основные принципы социальной философии. Основные вопросы: 1.Общество как саморазвивающаяся система. Общественное бытие и общественное сознание. 2.Формы общественного сознания. Философские аспекты цивилизационной динамики. Философия культуры. 3. Феномен любви. Философия религии. Философия истории. Философия политики. Философия образования. Задание: Дать логическое объяснение эмпирическим воздействиям человеческих чувств. Методические рекомендации к выполнению задания: 1. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию? - М., 1990г. 2. Мотрошилова Н.В. Рождение и развитие философских идей: Ист.-филос. очерки и портреты. М., 1991г. 3. Барулин В.С. Социальная философия. М., 2000г. Форма отчетности: Эссе Сроки выполнения задания и оценки знаний студентов: 7 неделя, 3 балл. СРСП №16 Тема: Философия культуры Цель занятия: Основные вопросы: 1. Понятие культуры. Предмет философии культуры. Генезис культуры. 2. Происхождения оппозиции “пристойное-непристойное”. - Ненормативная лексика как социокультурный феномен. Эротическое искусство и порнография: сходство и различие. Культура и цивилизация. Культура в условиях глобализации.
- Формирование экологической культуры. Состояние и перспективы развития культуры в Казахстане: культурфилософские аспекты.
Задание: Выделить основные формы и способы познания философии культуры Методические рекомендации к выполнению задания: 1. Многоликая глобализация. Культурное разнообразие в современном мире.-М.,2004г. 2. Барулин В.С. Социальная философия. М., 2000г. 3. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М., 1991г. Форма отчетности:Сообщение Сроки выполнения задания и оценки знаний студентов: 7 неделя, 3 балл. СРСП № 17 Тема: Философия любви Цель занятия: Ознакомить с понятием «философии любви», как явлением бытия и разделом философии. Основные вопросы: 1. Феномен любви. Любовь как глубинное экзистенциональное переживание. Любовь как “предмет” философского постижения. Эрос как человеческая страсть. 2. Образы любви разных культурных эпохах. Драма человеческого существования. Мистерии древних цивилизаций. Грех и раскаяние. Агапэ. Любовь романтическая и плотская. 3. Разные лики любви. Религиозный экстаз и мирское чувство. Любовь к Богу. Любовь к Богу в суфизме. 4. Метафизика любви. Материнская любовь. Отцовская любовь. Братская любовь. Любовь мужчины и женщины. Задание: Выделить основные формы и способы познания философии любви Методические рекомендации к выполнению задания: 1. Мотрошилова Н.В. Рождение и развитие философских идей: Ист.-филос. очерки и портреты. М., 1991г. 2. Касымжанов А.Х. Портреты: штрихи к истории Степи. Алматы, 1995г. Форма отчетности:Сообщение. Подготовить признание в любви. Сроки выполнения задания и оценки знаний студентов: 8 неделя, 3 балл. СРСП № 18 Тема: Философия религии. Цель занятия: Сформировать научное понимание в отношении философии религии. Основные вопросы: 1. Границы предмета философии религии. Философия религии и теология. Философия религии и религиоведение. Специфика религиозного отношения к миру. Социо-культурные предпосылки возникновения религии. 2. Символы символов религии. Феномен чуда в религии. Рай и ад. 3. Конфессиальная форма религиозности. Проблемы диалога конфессии и религиозная толерантность. Религиозный фанатизм, фундаментализм и экстримизм. 4. Связь религии и политики: история и современность. Религиозно-политические терроризм. Угроза международного религиозно-политического терроризма: поиски мировоззренческих оснований и ее предотвращения. Задание: Выделить основные формы и способы познания философии религии Методические рекомендации к выполнению задания: 1. Назарбаев Н.А. Избранные произведения. В двух томах. Алматы, 2010 2. Барулин В.С. Социальная философия. М., 2000г. 3. История современной зарубежной философии: компаративистский подход. СПб., 1997г. 4. История философии в кратком изложении. М., 1995г. |