Социальные движения – совокупность массовых действий, направленных на поддержку социальных изменениий или сопротивление социальным изменениям. Большинство людей участвуют в движении косвенным образом. Они вносят свой вклад тем, что симпатизируют и поддерживают программу движения, не являясь членами в каких-либо организаций. Социальные движения могут длиться годы, и даже десятилетия. Так десятилетиями измеряется существование таких движений как экологическое движение, движение за равноправие женщин, движение против абортов в ряде стран и др. Социальные движения многообразны по своей направленности, кругу участников, масштабности решаемых ими задач. Существуют несколько типологий социальных движений, приведем одну из наиболее распространенных. Экспрессивные движения – социальные движения, где выражается определенное отношение к социальной действительности без попыток изменить ее. В экспрессивном движении с помощью мечтаний, ритуалов, игр и других форм эмоциональной экспрессии участник движения находит эмоциональное облегчение, что делает его жизнь более терпимой. В настоящее время экспрессивное движение наиболее ярко проявляется в молодежной среде. Хиппи, рокеры, панки и т.п. – это попытки молодых людей создать собственную субкультуру и дистанцироваться от общества, воспринимаемого ими как нечто чуждое. Часто экспрессивные движения связаны с верой в лучшее прошлое (монархическое движение, дворянское). Утопические движения. Эти движения выступают за построение для группы истинных последователей религии, концепции, особой морали идеального общества. Первоначально утопические движения были религиозными, они обычно существовали в виде общин, сект. Затем появились мирские утопические движения (последователей Роберта Оуэна, Шарля Фурье, Льва Толстого и др.). В настоящее время существует множество альтернативных коммун, где люди пытаются осуществить проект жизни, противостоящий современной цивилизации. Реформаторские движения выступают за постепенное и прогрессивное изменение общества (экологическое, женское, движение в защиту семьи т.д.) Регрессивные движения. Их целью является частичное или полное возвращение к старым порядкам. Революционные движениянаправлены на коренное изменение существующего строя, его ценностей и институтов. Часто эти движения связаны с практикой насилия (революционное движение в России в начале 20-го века, движение исламских фундаменталистов в настоящее время). 41. Социальные конфликты. Конфликт (от лат. conflictus – столкновение) – столкновение противоположных целей, мнений, позиций. В марксистской теории утверждалось, что конфликт является чертой только классового общества, а общество будущего, коммунизм – это бесконфликтное общество, общество полной гармонии. В настоящее время преобладает мнение, что конфликт – это неотъемлемая сторона общественной жизни во все времена. Исследователи отмечают, что конфликт является причиной 80% разводов и 40% увольнений. Социальные конфликты многообразны, возможны их различные типологии. В зависимости от зон разногласия, различают следующие конфликты: 1. Личностный – это конфликт внутри личности на уровне индивидуального сознания; 2. Межличностный – разногласия между двумя или более индивидами, не образующими группы. Межгрупповой. 4. Конфликт с внешней средой – индивид или группа могут испытывать давление извне, прежде всего со стороны политических, экономических, административных и др. норм. Часто они вступают в конфликты с институтами, поддерживающими эти нормы и предписания. Конфликты могут различаться по сферам общественной жизни. Здесь они предстают как конфликты соответствующих групп и индивидов (социально-экономические, политические, национально-этнические, конфликты поколений, бытовые, производственные, семейные конфликты). Различают также конфликты по горизонтали (между равными по статусу субъектами) и по вертикали; рациональные и эмоциональные; по остроте и длительности и др. Причины конфликтов многообразны, их можно обобщить следующим образом: - наличие противоположных ориентаций; - идеологические (частный случай конфликта противоположной ориентаций); - социальное неравенство (обычно выступает причиной, если осознается ущемленной стороной как несправедливость) - ограниченность и дефицитность ресурсов. В качестве таковых могут выступать территория, вода, полезные ископаемые, рынки сбыта и многое др. Динамика конфликта предполагает его прохождение через ряд стадий. 1. Предконфликтная стадия.Она в свою очередь состоит из ряда последовательных фаз: а) начальная фаза, характеризуется формированием конфликтной ситуации, в этой фазе происходит накопление противоречий. Это латентная фаза конфликта; б) вторая фаза начинается с инцидента или повода, т.е. какого-то внешнего события, которое приводит в движение конфликтующие стороны. Здесь происходит осознание конфликтующими сторонами побудительных мотивов, т.е. противоположности интересов, целей, ценностей и т.д. 2. Стадия конфликтного поведения – это стадия активных действий, направленных на то, чтобы прямо или косвенно блокировать достижение противостоящей стороной ее целей. Это стадия острых разногласий, разрушения привычных взаимосвязей. В эмоциональной сфере нарастает агрессивность. Для развития конфликта существенное значение имеет сила участников конфликта, т.е. способность оппонентов реализовывать свою цель вопреки воле партнера по взаимодействию. Это может быть: - физическая сила (включая технические средства как инструмент насилия); - факты, информация о слабых местах оппонента, «компромат»; - социальный статус; - природные ресурсы, деньги, территория, лимит времени, союзники и др. Значительное влияние на протекание конфликта оказывает окружающая среда. Она может стимулировать участников конфликта, сдерживать их или быть нейтральной. Стадия конфликтного поведения также включает в себя две фазы: а) фаза обострения; б) фаза перелома. В фазе перелома происходит переоценка ценностей, уточнение своих представлений об оппоненте и выбор дальнейшей программы поведения. Возможны 3 варианта этой программы: 1. Доведение конфликта до более высокой стадии; 2. Снижение остроты конфликтной ситуации, ее перевод в латентную фазу за счет частичных уступок. 3. Поиск способа полного разрешения конфликта. Если выбран третий вариант, то наступает третья стадия – разрешение конфликта. Разрешение конфликта предполагает: а) изменение объективной ситуации (устранение причин); б) изменение субъективного образа ситуации. Должно быть налажено сотрудничество между конфликтующими сторонами по совместному выходу из сложившейся ситуации. Разрешение конфликта возможно не только через устранение причин. Могут быть и другие варианты (односторонние и взаимные уступки, истощение ресурсов у одной из сторон, вмешательство третьей силы, полное устранение соперника). Влияние конфликта на социальную жизнь неоднозначно. Конфликт имеет: А. Негативные, дезинтегративные последствия, которые усиливают ожесточение, ведут к разрушениям и кровопролитиям, а также к внутригрупповому напряжению, которое отвлекает часть группы от насущных проблем. Б. Позитивные, интегративные последствия, которые, усилив групповую сплоченность, приводят группу к более ясному пониманию своих интересов. 44. Концепции социального прогресса: 1. Большинство социологических теорий в XIX в., испытывали на себе влияние концепции социального прогресса и поисков лежащих в его основе законов эволюции. Согласно взглядам таких сторонников социального дарвинизма, как Спенсер, социальная эволюция аналогична биологической и приводит в результате к тому, что мир постепенно становится все лучше и лучше. В своей теории однонаправленной эволюции Спенсер утверждал, что перемены неуклонно преобразуют общество от однородных и простых структур в направлении к всё более разнообразным и взаимозависимым. Он считал «борьбу за существование» и «выживание наиболее приспособленных» основными законами природы и приравнивал эту борьбу к «свободной конкуренции». При условии невмешательства извне, особенно со стороны государства, самые «приспособленные» индивиды и социальные институты выживут и придут к процветанию, а «неприспособленные» с течением времени отомрут. Социальный дарвинизм Спенсера отражал капиталистическое общество времен свободной конкуренции. Эта была концепция, отвечающая политике империалистической экспансии и оправдывающая колонизацию. Отвергая представление о том, что эволюция общества представляет собой непрерывный или простой линейный процесс, Парсонс выдвинул гипотезу, что общества имеют тенденцию становиться все более дифференцированными в своих структурах и функциях. Однако самой по себе дифференциации недостаточно, поскольку новые структуры должны быть более функционально приспособленными, чем предшествующие. 2. Теоретики циклизма придерживаются другого подхода — концепции расцвета и неизбежного заката цивилизаций. Они не стремятся расположить общества в определенном порядке на линейной исторической шкале. Вместо этого они сравнивают общества, пытаясь найти сходства стадий их роста и упадка, В целом можно сказать, что сторонники эволюционной теории придерживаются относительно оптимистического взгляда на человечество, полагая, что оно непрерывно развивается, а представители теорий циклических изменений — в некотором смысле пессимисты, поскольку предрекают гибель любой цивилизации. 3. Такие сторонники структурно-функционального подхода, как Парсонс, включили в свой арсенал понятие эволюции. Тем самым они сделали попытку расширить идею равновесия таким образом, чтобы она включала в себя принцип не только самосохранения, но и развития. По аналогии с биологическим организмом социальная группа описывается как существующая в состоянии динамического или подвижного равновесия. Противодействующие силы проникают в сбалансированную систему, выполняя функцию новых стимулов. Сбалансированная социальная система адаптируется к таким возмущающим воздействиям, вводя их в функционирующую систему и устанавливая новый уровень равновесия. Поэтому, хотя общество и изменяется, оно сохраняет стабильность благодаря новым формам социальной интеграции. 4. Концепция «столкновения цивилизаций». Оригинальную концепцию предложил С. Хантингтон, директор Института стратегических исследований Джона М. Олина в Гарвардском университете, в книге «Столкновение цивилизаций и преобразование мирового порядка» (1996). Цивилизационная модель Хантингтона отражает назревший конфликт между западным миром и набирающими жизненные силы незападными цивилизациями. Основные группировки государств больше не сводятся к трем блокам эпохи «холодной войны»; теперь речь идет о семи-восьми основных цивилизациях мира. За пределами Запада, особенно в Восточной Азии, страны наращивают богатство, создавая основу для увеличения военного могущества и политического влияния. По мере роста их мощи и уверенности в себе они все больше утверждают собственные культурные ценности, отвергая те, которые «навязываются» им Западом. Хантингтон пишет, что шесть основных держав — США, Европа, Китай, Япония, Россия, Индия — принадлежат к пяти резко различающимся цивилизациям, а кроме них существуют и влиятельные исламские государства, стратегическое местоположение, многочисленное население, а подчас и нефтяные запасы которых дают им возможность сказать свое веское слово в мировой политике. В этом новом мире региональная политика осуществляется на уровне этнических отношений, а глобальная — на уровне отношений между цивилизациями. Соперничество супердержав уступает место столкновению цивилизаций. В этом новом мире самые обширные, серьезные и опасные, конфликты будут вспыхивать не между социальными классами, не между богатыми и бедными, а между народами, принадлежащими разным культурам. |