ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной 
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | Строение сложной трехчастной формы. Ее основные типы СЛОЖНАЯ ТРЕХЧАСТНАЯ ФОРМА Сложной трехчастной формой называется такая репризная трехчастная форма, в которой первая часть изложена в простой двух- или трехчастной форме, а остальные части не содержат более развитых форм. Строение сложной трехчастной формы. Ее основные типы Схема сложной трехчастной формы в общих чертах напоминает схему простой трехчастной формы: А В А I часть II часть III часть Пишется первая часть сложной трехчастной формы в простой двух - или трехчастной форме. Заканчивается она обычно полной совершенной каденцией в главной тональности, но изредка – в другой тональности. Вторая часть сложной трехчастной формы бывает двух типов: 1) имеющая самостоятельную форму (период либо простая двух - или трехчастная) 2) не имеющая такой формы, состоящая из ряда построений и обычно тонально неустойчивая. Средняя часть сложной трехчастной формы, изложенная в самостоятельной форме, носит название трио, независимо от того, обозначено ли это название в нотах; средняя часть, не имеющая такой формы, состоящая из ряда построений, называется эпизодом. При этом к трио, естественно, причисляются и те средние части, форма которых самостоятельна, хотя и незамкнута. И трио, и эпизод строятся на новом музыкальном материале; и трио, и эпизод обычно пишутся в новой, не главной тональности и, следовательно, отличаются от крайних частей и в тональном отношении. Возникающий при этом тональный контраст способствует усилению контраста тематического. Сложная трехчастная форма со средней частью написанной в форме периода или простой двух-трехчастной форме, называется сложной трехчастной формой с трио. Соответственно сложная трехчастная форма, включающая среднюю часть, не имеющую самостоятельной формы, называется сложной трехчастной формой с эпизодом. Наиболее часто встречающиеся в средней части сложной трехчастной формы тональности (кроме главной) – тональности субдоминантовой стороны и одноимённая. Субдоминантовая сфера представлена в первую очередь тональность IV ступени. В мажорной трехчастной форме средняя часть может быть в параллельном миноре, в тональности VI низкой ступени. В минорной трехчастной форме трио тоже иногда пишется не в одноименном, а в параллельном мажоре. В виде исключения встречаются средние части в тональности доминанты. Средняя часть сложной трехчастной формы в подавляющем большинстве случаев начинается сразу после окончания первой части: связующая часть между первой и средней частью, как правило, отсутствует. Благодаря этому контраст частей выявляется очень ярко. При возвращении же от средней части формы к репризе, наоборот, резкое сопоставление иногда избегается, достигается плавность перехода. Применяются два вида плавного перехода: 1) введение между средней частью и репризой связующей части, модулирующей в главную тональность, иногда подготовляющей и тематический материал репризы (пример: Бетховен. Фортепианная соната № 6, II ч.); 2) такое построение конца средней части, при котором она непосредственно подводит к репризе (пример: Бетховен. Фортепианная соната № 7, Менуэт; соната № 9, II ч.). Если средняя часть – эпизод, то применяется второй вид плавного перехода, ибо сам эпизод незамкнут, текуч. Если же средняя часть – трио, то возможны оба вида. Иногда трио оказывается незамкнутым лишь при повторении его последнего раздела. Реприза – третья часть сложной трехчастной формы – может быть точным повторением первой части. В таком случае она, как упомянуто, иногда даже не выписывается и обозначается словами Da саро или буквами d.c. либо d.c.al fine. Обычно построения, которые повторялись при их первом изложении (в первой части формы), в репризе не повторяются. В ряде произведений композиторы специально оговаривают это: к словам dа саро прибавляются тогда слова «senza repetizone» (или «senza rерliса»), то есть «без повторения». Однако реприза не всегда точно повторяет первую часть, она может быть изменена различным образом: может быть варьирована, расширена, сокращена. Сравнительно редко реприза сложной трехчастной формы динамизируется. Яркий пример – Ноктюрн с-moll Шопена. В случае сокращения репризы вместо простой двух- или трехчастной формы может быть, например, повторен лишь один период. Такое изменение на определение формы целого как сложной трехчастной не влияет: говорят о сложной трехчастной форме с неполной репризой (см. многие мазурки Шопена, например ор. 7 № 2). Произведения, написанные в сложной трехчастной форме, могут иметь вступление и коду. Вступление иногда бывает небольшим, содержащим тональную подготовку и устанавливающим темп и метр произведения, как это часто имеет место в маршах. Встречаются и более значительные по объему вступления, тематический материал которых связан с одной из частей формы. Наконец, иногда вступление основывается на самостоятельном тематическом материале, играющем большую роль в данном сочинении. Роль коды в произведениях, написанных в сложной трехчастной форме, также часто бывает велика. Кода как бы подводит итог, подчеркивает главную мысль произведения, создает более прочное завершение. Смысловое значение коды в каждом данном произведении обусловливается ее тематическим материалом. Кода может быть связана с первой частью. Но может быть использован материал средней части. Последний случай встречается довольно часто: преимущество такой коды заключается в том, что еще раз появляется тематический материал, который в произведении проходил лишь однажды; к тому же, возвращаясь, как это обычно бывает в коде, в главной тональности, материал средней части тем самым до некоторой степени сближается с материалом крайних частей. Еще больше выявляется объединяющая роль коды в том случае, если кода основана на материале обеих частей. Такую коду иногда называют синтетической. Простым примером может служить кода медленной части Двадцать пятой сонаты Бетховена, где в верхнем голосе проходит тема крайних частей, а фигура сопровождения заимствована из средней части. В коде Экспромта-фантазии Шопена, наоборот, проходит тема средней части (в басу на фоне движения шестнадцатыми из крайних частей (в партии правой руки). Изредка в сложной трехчастной форме встречается повторение не только частей внутри простых форм, составляющих сложную, но и основных частей самой сложной формы: после общей репризы повторяется опять трио и затем снова дается реприза. Такую форму (АВАВА) можно, по аналогии с простой трех-пятичастной формой, назвать сложной трех- пятичастной. Примеры: «Марш Черномора» из оперы Глинки «Руслан и Людмила», скерцо из Седьмой симфонии Бетховена. Область применения: Встречается сложная трехчастная форма в произведениях самых разнообразных жанров. В этой форме пишется большинство маршей. Она очень часто встречается в танцах — вальсах, мазурках, полонезах и многих других. В этой же форме написаны средние части многих симфоний, сонат и других циклических произведений, как медленные (Andante, Adagio), так и быстрые (скерцо, менуэты). Отдельные пьесы для фортепиано и других инструментов (ноктюрны, экспромты, баркаролы и др.) также нередко излагаются в сложной трехчастной форме. Наконец, в сложной трехчастной форме пишутся и вокальные произведения — романсы, арии, хоры. Более всего пригодна, как уже сказано, для развернутого однократного сопоставления контрастирующих музыкальных образов (с последующим утверждением первого из них). У Гайдна и Моцарта эта форма применялась прежде всего в многочисленных менуэтах, но также и в медленных частях цикла. Гораздо большее развитие получила эта форма в заменивших менуэт бетховенских скерцо. Весьма обогатил сложную трехчастную форму Шопен. Что касается русских классиков, то Глинка создал замечательные образцы сложной трехчастной формы в романсах, отличающихся яркостью контрастных сопоставлений. Примеры: «Я помню чудное мгновенье», «Я здесь, Инезилья», «Песнь Маргариты». Большой интерес представляет сложная трехчастная форма также во многих вальсах русских классиков. «Вальс цветов» D-dur из балета «Щелкунчик», вальс В-dur из балета «Спящая красавица», вальс из Пятой симфонии. |