МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Строение сложной трехчастной формы. Ее основные типы





СЛОЖНАЯ ТРЕХЧАСТНАЯ ФОРМА

Сложной трехчастной формой называется та­кая репризная трехчастная форма, в которой первая часть изложена в простой двух- или трехчастной форме, а остальные части не со­держат более развитых форм.

Строение сложной трехчастной формы. Ее основные типы

Схема сложной трехчастной формы в общих чертах напоминает схему простой трехчастной формы:

А В А

I часть II часть III часть

 

Пишется первая часть сложной трехчастной формы в простой двух - или трехчастной форме. Заканчивается она обычно полной совершенной каденцией в главной тональности, но изредка – в другой тональности.

Вторая часть сложной трехчастной формы бывает двух типов:

1) имеющая самостоятельную форму (период либо про­стая двух - или трехчастная)

2) не имеющая такой формы, состоящая из ряда построений и обычно тонально неустойчивая.

Средняя часть сложной трехчастной формы, изложенная в са­мостоятельной форме, носит название трио, независимо от того, обозначено ли это название в нотах; средняя часть, не имеющая такой формы, со­стоящая из ряда построений, называется эпизодом.

При этом к трио, естественно, причисляются и те средние части, форма которых самостоятельна, хотя и незамкнута.

И трио, и эпизод строятся на новом музыкальном материале; и трио, и эпизод обычно пишутся в новой, не главной тональности и, следовательно, отличаются от крайних частей и в тональном от­ношении. Возникающий при этом тональный контраст способствует усилению контраста тематического.

Сложная трехчастная форма со средней частью написанной в форме периода или простой двух-трехчастной форме, называется сложной трехчастной формой с трио. Соответст­венно сложная трехчастная форма, включающая среднюю часть, не имеющую самостоятельной формы, называется сложной трех­частной формой с эпизодом.

Наиболее часто встречающиеся в средней части сложной трехчастной формы тональности (кроме главной) – тональности субдоминантовой стороны и одноимённая.

Субдоминантовая сфера представлена в пер­вую очередь тональность IV ступени. В мажорной трехчастной форме средняя часть может быть в параллельном миноре, в тональности VI низкой ступени. В минорной трехчастной форме трио тоже иногда пи­шется не в одноименном, а в параллельном мажоре.

В виде исключения встречаются средние части в тональности доминанты.

Средняя часть сложной трехчастной формы в подавляющем большинстве случаев начинается сразу после окончания первой части: связующая часть между первой и средней частью, как прави­ло, отсутствует. Благодаря этому контраст частей выявляется очень ярко.

При возвращении же от средней части формы к репризе, на­оборот, резкое сопоставление иногда избегается, достигается плав­ность перехода. Применяются два вида плавного перехода:

1) введение между средней частью и репризой связующей ча­сти, модулирующей в главную тональность, иногда подготовляю­щей и тематический материал репризы (пример: Бетховен. Фортепианная соната № 6, II ч.);

2) такое построение конца средней части, при котором она непосредственно подводит к репризе (пример: Бетховен. Фортепианная соната № 7, Менуэт; соната № 9, II ч.).

Если средняя часть – эпизод, то применяется второй вид плавного перехода, ибо сам эпизод незамкнут, текуч. Если же сред­няя часть – трио, то возможны оба вида.



Иногда трио оказывается незамкнутым лишь при повторении его последнего раздела.

Реприза – третья часть сложной трехчастной формы – может быть точным повторением первой части. В таком случае она, как упомянуто, иногда даже не выписывается и обозначается словами Da саро или буквами d.c. либо d.c.al fine.

Обычно построения, которые повторялись при их первом изло­жении (в первой части формы), в репризе не повторяются. В ряде произведений композиторы специально оговаривают это: к словам dа саро прибавляются тогда слова «senza repetizone» (или «senza rерliса»), то есть «без повторения».

Однако реприза не всегда точно повторяет первую часть, она может быть изменена различным образом: может быть варьирована, расширена, сокращена. Сравнительно редко реприза слож­ной трехчастной формы динамизируется. Яркий пример – Ноктюрн с-moll Шопена.

В случае сокращения репризы вместо простой двух- или трехчастной формы может быть, например, повторен лишь один период. Такое изменение на определение формы целого как сложной трехчастной не влияет: говорят о сложной трехчастной форме с неполной репризой (см. многие мазурки Шопена, например ор. 7 № 2).

Произведения, написанные в сложной трехчастной форме, могут иметь вступление и коду.

Вступление иногда бывает небольшим, содержащим тональную подготовку и устанавливающим темп и метр произведения, как это часто имеет место в маршах.

Встречаются и более значительные по объему вступления, те­матический материал которых связан с одной из частей формы. На­конец, иногда вступление основывается на самостоятельном тема­тическом материале, играющем большую роль в данном сочинении.

Роль коды в произведениях, написанных в сложной трехчаст­ной форме, также часто бывает велика. Кода как бы подводит итог, подчеркивает главную мысль произведения, создает более прочное завершение. Смысловое значение коды в каждом данном произве­дении обусловливается ее тематическим материалом. Кода может быть связана с первой частью. Но может быть использован мате­риал средней части. Последний случай встречается довольно ча­сто: преимущество такой коды заключается в том, что еще раз по­является тематический материал, который в произведении прохо­дил лишь однажды; к тому же, возвращаясь, как это обычно бы­вает в коде, в главной тональности, материал средней части тем са­мым до некоторой степени сближается с материалом крайних ча­стей.

Еще больше выявляется объединяющая роль коды в том слу­чае, если кода основана на материале обеих частей. Такую коду иногда называют синтетической. Простым примером может слу­жить кода медленной части Двадцать пятой сонаты Бетховена, где в верхнем голосе проходит тема крайних частей, а фигура сопро­вождения заимствована из средней части. В коде Экспромта-фанта­зии Шопена, наоборот, проходит тема средней части (в басу на фоне движения шестнадцатыми из крайних частей (в партии пра­вой руки).

Изредка в сложной трехчастной форме встречается повторение не только частей внутри простых форм, составляющих слож­ную, но и основных частей самой сложной формы: после общей репризы повторяется опять трио и затем снова дает­ся реприза. Такую форму (АВАВА) можно, по аналогии с простой трех-пятичастной формой, назвать сложной трех- пятичастной. Примеры: «Марш Черномора» из оперы Глинки «Руслан и Людмила», скерцо из Седьмой симфонии Бетховена.

Область применения:

Встречается сложная трехчастная форма в произведениях самых разнообразных жанров. В этой форме пишется большинство мар­шей. Она очень часто встречается в танцах — вальсах, мазурках, полонезах и многих других. В этой же форме написаны средние части многих симфоний, сонат и других циклических произведений, как медленные (Andante, Adagio), так и быстрые (скерцо, мену­эты). Отдельные пьесы для фортепиано и других инструментов (ноктюрны, экспромты, баркаролы и др.) также нередко излагают­ся в сложной трехчастной форме. Наконец, в сложной трехчастной форме пишутся и вокальные произведения — романсы, арии, хоры.

Более всего пригодна, как уже сказано, для развернутого однократного сопоставления контрастирующих музыкаль­ных образов (с последующим утверждением первого из них).

У Гайдна и Моцарта эта форма применялась прежде всего в многочисленных менуэтах, но также и в медленных частях цикла. Гораздо большее развитие получила эта форма в заменивших менуэт бетховенских скерцо. Весьма обогатил сложную трехчастную форму Шопен.

Что касается русских классиков, то Глинка создал замечатель­ные образцы сложной трехчастной формы в романсах, отли­чающихся яркостью контрастных сопоставлений. Примеры: «Я по­мню чудное мгновенье», «Я здесь, Инезилья», «Песнь Маргариты».

Большой интерес представляет сложная трехчастная форма также во многих вальсах русских классиков. «Вальс цветов» D-dur из балета «Щелкунчик», вальс В-dur из балета «Спящая красавица», вальс из Пятой сим­фонии.





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.