Происхождение и применение формы рондо. Форма рондо. Определение. Форма рондооснована на многократном (не менее 3 раз) поведении одной и той же темы, чередующейся либо с другими темами (АВАСАDA), либо с вариантными изменениями той же темы (А А1 А А2 А А3 и т.д.). В ней преобладает одинобраз (Бетховен Л. Ф-п соната №21 финал, Глинка М. «Рондо Фарлафа»). Многократное повторение одной и той же темы создает особые выразительные возможности, так как утверждает ее как господствующую мысль. Таким образом, драматургическую основу формы рондо составляют принципы репризности (повтора) и контраста (чередования неизменного и нового). Рондо – форма, в которой одна и та же тема проводится не менее трех раз, а между ее проведениями помещаются части нового содержания. Главная тема называется рефрен (фр. Refrain – припев), все остальные разделы, независимо от формы, называются эпизодами. Как правило, форма рондо выражает светлые чувства, рондо драматических и трагических нет. Тематизм песенно-танцевальный (Гайдн. Соната №50 D-dur) или лирико-философский (Бетховен. Ф-п соната №2 2ч.). 2. Разновидности формы рондо. Старинное рондо. Старинное (куплетное, французских клавесинистов, однотемное) рондо отличается следующими признаками: 1) многочастное (5-17 частей); 2) рефрен – период, эпизоды – не сложнее периода. Форма эпизодов к концу произведения усложняется; 3) слабый контраст темы и эпизода. Безраздельное тематическое господство рефрена, отсутствие коды. Эпизодом часто является проведение рефрена в другой тональности (Ф.Куперен «Душистая вода»); 4) рефрен проводится в главной тональности, эпизоды в тональностях первой степени родства, одноименной или основной (особенно последний); 5) Отсутствуют связки. 3. Классическое рондо. Особенности классического рондо: 1) 5-частное; 2) рефрен – период, простая двух(трех)частная форма. Строение эпизодов усложняется по мере продвижения к концу формы; 3) значительный контраст темы и эпизода. Наиболее контрастен второй эпизод. Вводится сопоставлением, поэтому перед ним связок и переходов не бывает; 4) насыщенность развитием. Используются связки, ходы, варьирование рефрена, имеются вступление и кода. Иногда кода заменяет последнее проведение рефрена. Бетховен Л. Ф-п соната №10 финал. 6) рефрен проводится в главной тональности, эпизоды: В – в параллельной, одноименной или доминантовой, С – в субдоминантовой. Классики вводят форму рондо в медленной части. Романтическое рондо. Характеризуется большей, по сравнению с классическим рондо, свободой. Форма рефрена более сложная, чем период.Возможны: 1) смена темпа –Даргомыжский А. «Ночной зефир», «Свадьба»; 2) увеличение количества частей; 3) проведение рефрена в разных тональностях –Прокофьев С. «Джульетта-девочка» - С-As-E; 4) пропуск одного из проведений рефрена, с непосредственным сопоставлением двух эпизодов –рондо Фарлафа: А С А1 С1 D A Coda Высшая форма рондо. Высшая форма рондо – это семичастное рондо, сочетающее признаки рондо (трехкратное проведение темы), трехчастности (наличие середины-трио) и сонаты (тональное соподчинение эпизодов). A B A C A B1 A D,p R T все финалы пяти ф-п концертов Л.Бетховена. Происхождение и применение формы рондо. Происхождение формы рондо – в народной песенно-танцевальной музыке. Прообразом ее являются хороводные (круговые) песни с припевом, в котором текст с музыкой повторялся (своеобразный рефрен). Своим названием форма рондо также обязана происхождению. «Рондо» (фр. Rondeau) переводится как «круг», «рефрен» как «припев». Рефрену соответствует припев, эпизоду – куплет. Происхождение обусловило характер тематизма - преобладают песенно-танцевальные темы. В профессиональной музыке форма рондо стала развиваться с середины XVIII века в творчестве французских клавесинистов (Ж.-Ф. Рамо, Ф. Куперена. Форма рондо в основном используется в произведениях жанровых, программно-изобразительных, эпических. Наиболее типична для инструментальной музыки. Форма рондо встречается как 1) форма самостоятельного произведения (Ф.Куперен, Мендельсон Ф. Рондо-каприччиозо) 2) часть цикла (финалы венских классиков, Глазунов А. Симфония №6. Чайковский П. симфония 1 ч.2) 3) как форма оперной сцены (Римский-Корсаков Н. «Садко» 4 картина, «Снегурочка», сцена проводов масленицы, Прокофьев С. «Война и мир» вальс Наташи) 4) как форма оперной арии (Моцарт В. Ария Фигаро «Мальчик резвый», Глинка М. Рондо Антониды). |