МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Цели и задачи исследования.





На основе предварительного анализа проблемы разрабатывается программа исследования данной проблемы.

Программа социологического исследования – это изложение основных принципов методологии и теории исследования, его процедур и организации. Она является исходным документом любого социологического исследования (теоретического или прикладного). Программа регулирует отношения заказчика и исполнителя (социолога).

Программа социологического исследования состоит из:

1) теоретико-методологической части,

2) методической

3) и организационной части.

1. Теоретико-методологическая включает:

1) формулировку и обоснование проблемы,

2) указание цели и постановку задач,

3) определение объекта и предмета исследования,

4) определение и логический анализ основных понятий (операционализация исследования),

5) формулировку гипотез.

2. Методическая включает:

1) определение и обоснование обследуемой совокупности (выборки),

2) обоснование методов сбора и обработки данных (анкетирование, интервьюирование, наблюдение, анализ документов и др.);

3. Организационная включает:

1) план и порядок исследования;

2) распределение людских и финансовых ресурсов.

Методологическая часть программы исследования. Рассмотрим основные компоненты данной части:

Формулировка и обоснование проблемы.

Всякое исследование начинается с постановки какой-либо проблемы, которая задается извне (заказчиком) или обусловлена познавательным интересом.

Проблемаэто всегда противоречие между знаниями (например, о потребностях людей в каких-то результативных действиях)и незнанием (например, путей и средств их реализации).

Для решения проблемы необходимо правильно и точно ее поставить, т.е. перевести проблемную ситуацию в формулировку проблемы, которая будет исследоваться. Для этого социолог должен проделать специальную теоретическую работу:

1) установить реальное наличие данной проблемы:

a) есть ли показатель, количественно или качественно характеризующий данную проблему;

b) есть ли учет и статистика по этому показателю

c) достоверны ли учет и статистика по этому показателю;

2) вычленить наиболее существенные элементы или факторы проблемы, решение которых принадлежит именно социологии;

3) вычленить уже известные элементы проблемной ситуации, которые не требуют специального анализа и выступают как информационная база для рассмотрения неизвестных элементов (например, данные статистики и учета);

4) выделить в проблемной ситуации главные и второстепенные компоненты, чтобы определить основное направление исследовательского поиска;

5) проанализировать уже имеющиеся решения аналогичных проблем. С этой целью необходимо изучить всю литературу по данному вопросу. Провести беседы с компетентными людьми – экспертами. В роли экспертов обычно выступают специалисты – ученые или опытные практики.

Основные характеристики проблемы (компоненты):

1) сущность или содержание проблемы: «в чем она заключается?»;

2) организационная и физическая локализация: «где выявлена проблема?»;

3) глубина и масштабы распространенности: «кому известно о проблеме, кого и в какой мере она затрагивает?»;

4) временные рамки существования проблемы;

5) источник или носитель проблемы:



· реальные противоречия в действительности;

· неизученность того или иного явления, наличие противоречивых научных представлений о действительности;

· наличие нескольких теорий, которые не обладают достаточной объяснительной силой.

Теоретическое решение проблемы означает:

· получение нового знания или теоретической модели, которые объясняли бы явление,

· выявление факторов, позволяющих воздействовать на развитие явления в желаемом направлении.

Цели и задачи исследования.

Цель исследования должна быть ориентирована на конечный результат, пути и средства решения проблемы.

 

Задачи исследования – конкретизируют цель, определяют средства ее достижения.

 

Количество задач зависит от:

  • проблемы,
  • степени ее изученности,
  • цели исследования,
  • интересов заказчика,
  • а также потенций исследователей, их возможностей проникнуть в суть проблемы.

3. Объект и предмет исследования.

Объект исследования (генеральная совокупность)– это область социальной действительности, совокупность людей и связей между ними, в рамках которых проявляется проблема (общество, регион, отрасль, коллектив предприятия, бригада, курс, группа).

Объект исследования имеет следующие признаки:

1) пространственные (страна, регион, город, предприятие, цех, бригада)

2) временные (период и сроки проведения)

3) отраслевые (вид изучаемой деятельности – производственная, управленческая, политическая, криминальная и др.).

 

Предмет исследования – это наиболее значимые с теоретической или практической точки зрения свойства, стороны объекта, которые подлежат непосредственному изучению (продуктивность деятельности, социальная напряженность, приоритеты действия, эффективность управления).

Предмет исследования — это центральный вопрос проблемы. Когда социолог выбирает предмет исследования, он в то же время:

1) формулирует гипотезу о возможном пути решения проблемы,

2) определяет методы и формы проведения СИ.

 

4. Определение и логический анализ основных понятий, что включает в себя:

1) Концептуализация понятий – это подведение частного под общее, т.е. движение к более высокому уровню организации знания, к более общим понятиям – категориям.

2) Интерпретация понятий – это точное и четкое определение используемых понятий и терминов.

3) Конкретизация понятий.Если мы строим, к примеру, теоретическую модель исследования инвестиционного поведения, то выделяем в ней пять обычных для любой модели элементов:

· субъект,

· средства,

· мотивы,

· объект,

· результат.

Эти элементы сами по себе они совершенно абстрактны и не содержат указаний, какие именно субъекты (категории населения) предполагаются исследованием. Ведь в инвестиционном поведении субъектами действия выступают одни группы населения, в девиантном или политическом совсем другие.

 

Уточнение, какие именно категории населения входят в состав субъекта в инвестиционном исследовании, и представляет собой конкретизацию.

Затем соответственно конкретизируются остальные четыре элемента теоретической модели предмета исследования.

После того как все пять элементов приведены к одному уровню конкретности, социолог приступает к операционализации.

 

4) Операционализация понятий – процесс преобразования абстрактных понятий в конкретные и измеряемые термины-индикаторы. Вопросы анкеты (интервью) формулируются в терминах-индикаторах, позволяющие собрать информацию о связи переменных, выраженных в гипотезе.

Например: понятие «избирательная активность» может быть определено путем получения информации о том:

· какая часть имеющего права голосовать населения полагает, что выборы важны, а мнение избирателей влияет на их исход;

· какой процент избирателей собирается участвовать в выборах

· какая часть избирателей знает о кандидатах на пост и что она знает о них.

В этом случае мы можем «сосчитать» избирательную активность в процентах к общему количеству населения.

Переменнаяпонятие, которое может принимать различные значения, т. е. признак, принимающий разные значения для различных случаев или для различных моментов времени в рамках одного случая. Например, понятие «конфликт» не является переменной, ибо ему нельзя приписать множество значений. Тип конфликта, масштаб конфликта могут служить переменными.

Независимая переменная – переменная, изменение значений которой влияет на значения некоторой другой переменной. Это причина (условие) – Возраст, пол, учеба и т.пр.

Зависимая переменная – переменная, меняющая свое значение в соответствии с изменениями значений другой переменной (независимой). Это следствие.

Учеба (независимая переменная – причина) – экзаменационная оценка (зависимая переменная – следствие). Значение одной зависит от значения другой, т.е. существует причинно-следственная связь. Выявление этого соотношения позволяет нам предсказать, как одна форма поведения порождает другую. Одна и та же переменная может быть зависимой в одном исследовании и независимой в другом.

Связь переменных выражается в гипотезе исследования и она устанавливается дваждывначале логически (теоретически), а позже эмпирически. Эта связь переменных образует предмет исследования.

5. Формулировка (выдвижение) гипотез.

Гипотезаэто научно обоснованное предварительное предположение, объясняющее социальный факт или характер связи между его компонентами, которое в результате исследования подтверждается или опровергается.

Логическая конструкция гипотезы представляет собой условно-категорическое умозаключение: «Если…, то…». Первая посылка выдвигает условие, а вторая утверждает следствие из данного условия.

Основное требование к гипотезеона должна быть эмпирически проверяемой. Это значит, что понятия, входящие в состав гипотезы, могут описывать только те явления, которые доступны наблюдению, измерению, регистрации, анализу. Подбор таких понятий обеспечивается процедурой, которую называют эмпирической интерпретацией (или операционализацией).

Гипотезы — это отправные точки для исследования. Дальнейшие этапы СИ, сбор и анализ эмпирических данных находятся в прямой зависимости от выдвинутых гипотез. Для отработки гипотезы часто проводят предварительное, пилотажное исследование.

Если исследователем были сформулированы гипотезы, то эмпирические данные служат для их проверки, подтверждения или опровержения.

Если же гипотезы начала не выдвигались, то резко падает научный уровень СИ, а его результаты и обобщения сводятся к описаниям процентных выражений тех или иных индикаторов и к тривиальным рекомендациям

Виды гипотез:

Описательные и объяснительные гипотезы.

· Описательные - предположения о существенных свойствах объекта. Они носят классификационный характер.

· Объяснительные - это предположения о степени связи и причинно-следственных зависимостях в изучаемых процессах и явлениях.

 

Вопросы анкеты (интервью) должны формулироваться в терминах-индикаторах, а ответы на них должны выражать зависимости между независимой и зависимой переменной и подтверждать или не подтверждать гипотезу.

Методическая часть программы включает описание методики и организации исследования и в особенности:

1) определение и обоснование обследуемой совокупности (выборочной совокупности).

2) обоснование методов сбора и обработки данных (анкетирование, интервьюирование, наблюдение, анализ документов и др.).

1. Определение и обоснование обследуемой совокупности (выборочной совокупности)

В программе должно быть указано:

a) Каков объект эмпирического исследования (генеральная совокупность – совокупность всех социальных объектов, которые подлежат изучению).

b) Является исследование сплошным или выборочным. Выборочная совокупность (выборка) — это часть объектов генеральной совокупности, отобранная с помощью специальных приемов для получения информации о всей совокупности в целом. Выборочная совокупность – это микромодель генеральной совокупности. Это те, кому социолог раздает анкеты, кто называется респондентами.

c) Если оно является выборочным, то претендует ли оно на репрезентативность. Репрезентативность — это свойство выборочной совокупности воспроизводить параметры генеральной совокупности.

 

Существует ряд процедур осуществления выборки. Для этого исследователь обязан определить:

1) объем выборки – число единиц, составляющих выборочную совокупность

2) сколько ступеней отбора применяется в выборке,

3) какова единица отбора на каждой ступени

4) что является основой выборки (список, картотека, карта) ?

5) какова единица наблюдения на последней ступени выборки.

 

Пример осуществления выборки.

1. Возьмем исследование эффективности труда на малых предприятиях, существующих в системе крупных государственных предприятий.

2. В качестве эмпирического объекта (генеральной совокупности) принимаются рабочие и служащие, охваченные организацией труда в системе малых предприятий.

3. Исследование является выборочным и репрезентативным.

 

4. Применяем три ступени отбора:

1) на первую ступень выделяем малые предприятия, занятые в основном и вспомогательном производстве.

· Для исследования малых предприятий, занятых во вспомогательном производстве, в связи с их малочисленностью, применяем сплошной опрос.

· Малые предприятия, занятые в основном производстве, будут изучаться выборочно.

2) Вторая ступень— отбор малых предприятий, занятых в основном производстве. По показателям, характеризующим эффективность деятельности, малые предприятия разделяются на три группы:

a) наиболее эффективные,

b) средние,

c) низкоэффективные.

В зависимости от числа малых предприятий, попавших в каждую группу, по каждому списку делается случайный, непропорциональный отбор. Например, отбираются по три малых предприятия из каждой группы с помощью определенного “шага отбора”.

3) Третья ступень — в отобранных малых предприятиях проводится сплошной опрос работающих.

Единицей наблюдения являются отдельные работники.

Если выборка проведена корректно, то данное исследование может считаться репрезентативным и достоверным, и его результатам можно доверять.

 

2. Обоснование методов сбора и обработки данных (анкетирование, интервьюирование, наблюдение, анализ документов и др.). Следует различать методы сбора и методы обработки и анализа социологических данных.

1) Методы сбора данных применяются на основном (полевом) этапе СИ.Это -работа на улице, на работе, в классах, домах (в естественных условиях).

Так, в исследовании проблемы низкой эффективности системы управления социолог может предположить,что причиной является неэффективная система принятия решения,тогда предметом исследования может служить система принятия решений и это может потребовать исследования:

1) путей принятия решений;

2) роль коллективных органов в подготовке и принятии решений;

3) роль штатных специалистов и линейных руководителей в принятии решений;

4) решающая и совещательная роль лиц, обладающих неофициальным влиянием,

5) ответственность за решения, их внедрение и контроль за внедрением.

 

Но социолог может предположить, что основная причина низкой эффективности управления заключаетсяв стиле руководства. Тогда исследование будет развиваться по другому сценарию.

Если в первом случае большое значение будет иметь анализ документов, то во втором случае — анкетный опрос и психологическое тестирование.

2) Методы обработки и анализа данных применяются на заключительном этапе СИ, который предполагает:

1) обработку, анализ и интерпретацию данных,

2) получение эмпирически обоснованных обобщений, выводов и рекомендаций.

 

Полученная в ходе полевых работ информация называется первичной. Она нуждается в трансформировании во вторичную информацию, представленную в виде таблиц, графиков, уравнений, коэффициентови иных показателей. Суть этого трансформированияобобщение первичной информации, ее превращение в удобную для последующего анализа.





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.