МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Валютно-обменные операции с участием физических лиц. Порядок оформления и учёта валютно-обменных операций и их учёт





Организация внутреннего контроля. Назовите направления внутреннего контроля. Раскройте сущность дополнительного контроля. Охарактеризуйте последующий контроль, назовите его направление.

При орг-ции работы в теч-е операц. дня банк должен осущ-ть внутр. (тек. и послед.) контроль, предусм-ый локальными нормат. правов. актами, разработ-ми в соот-вии с треб-ями закон-ва и наст. Инстр-ции.Внутр. контроль осущ-ся при откр-и сч, приеме первич-х учет-х док-тов к исполн-ю, а также на всех этапах обраб-ки учет. инф-ции, соверш-ия оп-ций и отраж-я их в б/у.Внутр. контроль д. б. направлен на:1обеспеч-е сохран-ти ден. ср-в и ценностей;2соблюд-е кл-ми треб-ний по оформл-ю первич. учет. док-тов;3своевр-е исполн-е платеж. инстр-ций кл-тов на перечисл-е ден. ср-в;4перечисл-е и зачисл-е ден. ср-в в точном соотв-вии с реквиз-ми, указ-ми в плат. инстр-циях, принимаемых к исполн-ю.Для обеспеч-я надлежащего тек. контроля банк самост-но в локальных нормат. правов. актах опред-ет перечень оп-ций банка, кот. подлежат обязат. дополнит. контролю, а также ОИ, кот. предост-ся право выполнять контр. ф-ции, и порядок его осущ-ния. По оп-циям банка, требующим дополн. контроля, не допуск-ся их единолич-е соверш-е одним ОИ. Первич. учет. док-ты по подлежащим дополн. контролю оп-циям банка, на осн-нии кот-х осущ-ся записи по сч. б/у, должны иметь контр. подпись уполномоч. на то лица.Обязат. и неотъемлемой частью внутр. контроля явл. послед. контроль правильности учета и оформл-я надлежащими док-ми соверш-х оп-ций. Послед. контроль д. б. направлен на вскрытие причин выявл-х наруш-ий порядка соверш-я оп-ций и ведения б/у и на принятие мер к устран-ю недост-ков.

 

7 .Общие вопросы организации кассовой работы в Республике Беларусь. Устройство и оборудование кассовых узлов. Прием на работу кассовых работников и работников службы инкассации. Порядок выдачи, возврата и хранения ключей, печатей, штампов, пломбиров, нумераторов и клише. Порядок хранения дубликатов ключей от хранилищ и банкоматов.

При организации кассового обслуживания клиентов банки должны обеспечивать сохранность ценностей, находящихся в банке, и соблюдение требований законодательства Республики Беларусь, а также установить контроль над операционными рисками, возникающими при совершении операций с ценностями.

Для осуществления кассового обслуживания клиентов банка, а также выполнения операций с денежной наличностью и иными ценностями банки создают у себя кассовые узлы. Устройство и оборудование кассовых узлов должны соответствовать техническим требованиям на проектирование зданий банков и обеспечивать нормальные условия для работы персонала и обслуживания клиентов, а также сохранность ценностей, документов и безопасность работников. При этом банки могут применять индивидуальные технические решения, которые не противоречат основным техническим требованиям, обеспечивают сохранность ценностей и документов, а также безопасность работников. Наиболее укрепленным помещением кассового узла должно быть хранилище ценностей. В качестве хранилища ценностей могут быть использованы кладовая, сейфовая комната для хранения ценностей в сейфах или отдельные сейфы, которые должны соответствовать требованиям законодательства Республики Беларусь и сдаваться под централизованную охрану. Для хранения ценностей, оставленных под ответственностью инкассаторов (кассиров), выделяются отдельные сейфы, которые должны находиться в помещениях кассового узла и соответствовать требованиям законодательства Республики Беларусь.

Для комплексного обслуживания клиентов и обработки денежной наличности банки могут открывать у себя и в структурных подразделениях банка приходные, расходные, приходно-расходные, вечерние кассы, кассы по подготовке авансов и кассы пересчета денежной наличности. Банки могут устанавливать банкоматы или иные платежно-расчетные терминалы в соответствии с требованиями законодательства Республики Беларусь.

У касс банка для всеобщего обозрения помещаются перечень признаков: платежности банкнот НБ РБ,
перечень общих признаков платежности банкнот и платежных документов в иностранной валюте, а также объявление о том, что заявление о недостаче, выявлении неплатежных банкнот и банкнот, имеющих явные признаки подделки, либо банкнот, подлинность которых вызывает сомнение, не подлежит удовлетворению, если денежная наличность не была пересчитана клиентом в присутствии уполномоченного для этого представителя банка.

Приказом по банку определяются режим работы касс, структурных подразделений банка (продолжительность рабочего дня, периодичность и продолжительность технических и обеденных; перерывов), и перечень совершаемых в. них операций, а также порядок документооборота и передачи в банк информации об операциях, совершенных структурными подразделениями банка. Заполнение кассирами справок и других документов о проведенных операциях за день может производиться с применением компьютерной техники.

Прием на работу кассовых работников и работников службы инкассации производится в соответствии с требованиями законодательства Республики Беларусь. С момента принятия на работу с кассовыми работниками и работниками службы инкассации заключаются договоры о полной индивидуальной материальной ответственности в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Вновь принятые кассовые работники допускаются к самостоятельной работе с ценностями после принятия от них зачета по знанию требований настоящей Инструкции, иных нормативных правовых актов Национального банка Республики Беларусь и локальных нормативных правовых актов банка, относящихся к их должностным обязанностям. Вновь принятые работники службы инкассации допускаются к самостоятельной paботе с ценностями после получения от территориальных органов внутренних дел разрешения на право хранения и ношения оружия и принятия от них зачета по знанию требований Инструкции, иных нормативных правовых актов Национального банка Республики Беларусь и Министерства внутренних дел Республики Беларусь, а также локальных нормативных правовых актов банка, относящихся к их должностным обязанностям. При исполнении должностных обязанностей работники службы инкассации должны быть в форменной одежде.

Руководитель банка письменным приказом определяет лиц (не менее двух), ответственных за сохранность ценностей, на которых возлагаются обязанности, связанные с хранением и совершением операций с денежной наличностью и иными ценностями, находящимися в хранилище операционной кассы банка.

Для осуществления операций с денежной наличностью и иными ценностями лица ,ответственные за сохранность ценностей, обеспечиваются ключами от хранилищ, металлическими печатями (одноразовыми
пломбирующими материалами); кассовые работники и работники службы инкассации- ключами от индивидуальных средств хранения ценностей, металлическими и каучуковыми (полимерными) печатями
(одноразовыми пломбирующими материалами), пломбирами, именными штампами, нумераторами и клише. Металлические печати, используемые для опечатывания хранилищ, должны иметь следующие реквизиты: полное наименование банка, которому принадлежит печать, и порядковый номер печати или должность лица, сдающего ценности под централизованную охрану; пломбиры - идентификационный код банка, принятый в соответствующей системе расчетов, и его порядковый номер; одноразовые пломбирующие материалы - идентификационные номера; клише, используемые для упаковки денежной наличности, - наименование банка или наименование банка и личный код кассира. Выдача (возврат) кассовым работникам и работникам службы инкассации печатей (одноразовых пломбирующих материалов), штампов, пломбиров, ключей, нумераторов, а также клише осуществляется под роспись в специальном журнале. Журнал ведется работником, который освобожден от совершения операций с ценностями и назначен ответственным за регистрацию, выдачу и хранение печатей (одноразовых пломбирующих материалов), штампов, пломбиров, ключей, нумераторов и клише. Лица, ответственные за сохранность ценностей, кассовые работники и работники службы инкассации обязаны обеспечивать надлежащее хранение печатей (одноразовых пломбирующих материалов), пломбиров, ключей от хранилищ, штампов, нумераторов и клише, исключающее какую-либо возможность использования последних иными лицами.

Все хранилища должны быть пронумерованы путем проставления на них порядковых номеров и иметь дубликаты ключей. Дубликаты ключей от всех хранилищ и банкоматов вместе с подробной описью помещаются в упаковку, исключающую какую-либо возможность несанкционированного доступа к дубликатам ключей, и опечатываются печатями лиц, ответственных за сохранность ценностей. Упаковка с дубликатами ключей может сдаваться на хранение в ближайший банк или храниться у руководителя (заместителя руководителя) банка, если он не является лицом, ответственным за сохранность ценностей.

Банк, принявший дубликаты ключей на хранение, выдает банку, их сдавшему, квитанцию. Квитанция является бланком строгой отчетности, ее изготовление, регистрация, использование и уничтожение осуществляются в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Квитанция хранится в сейфе руководителя (заместителя руководителя) банка и учитывается на соответствующем внебалансовом счете в условной оценке 1 рубль. Упаковка с дубликатами ключей, принятая на хранение от другого банка, помещается в хранилище операционной кассы и учитывается на соответствующем внебалансовом счете в условной оценке 1 рубль.

В случае изъятия дубликатов ключей из мест хранения банк, принявший дубликаты ключей на хранение, выдает их на основании квитанции и письменного требования, подписанного руководителем (заместителем руководителя) банка и лицами, ответственными за сохранность ценностей, заверенного печатью банка.

 

 

Прием ценностей в кассу банка. Перечень документов, по которым принимаются ценности в кассу банка. Порядок приема кассиром денежной наличности. Действия кассира в конце рабочего дня.

Прием наличных белорусских рублей в кассу банка осуществляется по следующим документам:

• объявлению на взнос наличными, представляющему собой комплект документов, состоящий из объявления, ордера и квитанции;

• извещению, представляющему собой комплект документов, состоящий из извещения и квитанции;

• извещению;

• комплекту квитанций. Комплект квитанций является бланком строгой отчетности;

• приходному кассовому ордеру.

Прием наличной иностранной валюты в кассу банка осуществляется по приходному валютному ордеру. Прием ценностей, подлежащих учету на внебалансовых счетах, в кассу банка осуществляется по приходному внебалансовому ордеру.

Получив от ответственного исполнителя объявление на взнос наличными, приходный кассовый ордер и приходный валютный ордер, составленные в количестве экземпляров, необходимом для отражения операции по приему денежной наличности, комплект квитанций, кассир проверяет наличие подписи вносителя денежной наличности, наличие и тождественность подписи ответственного исполнителя банка (по документам, подлежащим дополнительному контролю, наличие и тождественность подписи лица, имеющего право контрольной подписи) имеющимся у него образцам, сверяет соответствие указанных в них сумм цифрами и прописью, а в объявлении на взнос наличными и комплекте квитанций, кроме того, - тождественность суммы, указанной в составных частях комплекта этих документов. После проверки приходных кассовых документов кассир вызывает вносителя денежной наличности и принимает ее полистным пересчетом.

Получив от клиента извещение, кассир проверяет наличие подписи вносителя денежной наличности и тождественность сумм, указанных в его составных частях, после чего принимает денежную наличность полистным пересчетом. На столе кассира должна быть денежная наличность только от лица, ее вносящего. Вся ранее принятая кассиром денежная наличность должна храниться в индивидуальных средствах хранения ценностей. После пересчета денежной наличности кассир сверяет сумму, указанную в приходном кассовом документе, извещении, с суммой, фактически оказавшейся при пересчете. При соответствии сумм кассир подписывает приходный кассовый документ, извещение, ставит печать кассы на квитанцию (составная часть объявления на взнос наличными, комплекта квитанций, извещения), один из экземпляров приходного кассового ордера, приходного валютного ордера или квитанцию, выдает ее (его) вносителю денежной наличности. После приема денежной наличности по извещению и выдачи клиенту квитанции (составная часть извещения) кассир вносит в реестр принятых платежей сумму, реквизиты плательщика и получателя платежа, указанные в извещении, а также другие реквизиты, определенные договором между банком и получателем платежа. Реестр принятых платежей ведется отдельно для каждого получателя платежа.

Объявление из комплекта объявления на взнос наличными, уведомление из комплекта квитанций или один из экземпляров приходного кассового ордера, приходного валютного ордера кассир оставляет у себя. Ордер к объявлению на взнос наличными, ордер из комплекта квитанций, один из экземпляров приходного кассового ордера и приходного валютного ордера передаются соответствующему ответственному исполнителю.

Если клиентом денежная наличность в кассу не была внесена, приходные кассовые документы кассир возвращает ответственному исполнителю.

В конце рабочего дня на основании приходных кассовых документов, извещений вместе с реестрами принятых платежей кассир составляет отчетную справку о кассовых оборотах за день и остатках ценностей и сверяет сумму по этой справке с суммой фактически принятой денежной наличности, после чего передает извещения вместе с реестрами принятых платежей ответственному исполнителю для составления приходных кассовых ордеров и отражения операций по счетам бухгалтерского учета. Извещения и реестры принятых платежей высылаются получателю платежа, приходные кассовые ордера возвращаются кассиру для отчета перед заведующим операционной кассой. Принятую денежную наличность кассир формирует , упаковывает и сдает ее вместе с отчетной справкой и приходными кассовыми документами заведующему операционной кассой.

Проводки:

-Выданы ден. ср-вапо ден. чеку юр. л, ИП Д 3012,3013 К 1010

-Выданы ден. ср-ва под отчет работнику Д 6520 К 1010

-Выданы ден. ср-ва по вкладу Д 3414 К 1010

-Выданы % по срочному вкладу Д 3471 К 1010

-Выдача кредита физ. л.на потребительские цели Д 2412 К 1010

 

9 Выдача ценностей из кассы банк. Документы, по которым производится выдача ценностей. Действия кассира при выдаче ценностей из кассы банка. Завершение рабочего дня.

Выдача наличных белорусских рублей из кассы банка осуществляется по следующим документам:

1)чекам из денежных чековых книжек; 2)расходному кассовому ордеру.

Выдача наличной иностранной валюты из кассы банка осуществляется по расходному валютному ордеру. Выдача ценностей, учитываемых на внебалансовых счетах, из кассы банка осуществляется по расходному внебалансовому ордеру.

Для совершения расходных операций кассир получает от заведующего операционной кассой под отчет необходимую сумму денежной наличности. Получив от ответственных исполнителей денежный чек, расходный кассовый ордер или расходный валютный ордер, кассир:

· проверяет наличие и тождественность подписи ответственного исполнителя банка (по документам, подлежащим дополнительному контролю, - наличие и тождественность подписи лица, имеющего право контрольной подписи) имеющимся у него образцам:

· сверяет сумму, проставленную на расходном кассовом документе цифрами, с суммой, указанной прописью;

· проверяет, есть ли расписка в получении денежной наличности на расходном кассовом документе;

· проверяет наличие данных документа, удостоверяющего личность получателя денежной наличности в соответствии с законодательством Республики Беларусь, на расходном кассовом документе (за исключением работников банка);

· подготавливает сумму денежной наличности, указанную в расходном кассовом документе;

· вызывает получателя денежной наличности по номеру расходного кассового документа и спрашивает у него получаемую сумму;

· сверяет номер контрольной марки (отрывного талона) с номером на расходном кассовом документе и приклеивает контрольную марку (отрывной талон) к расходному кассовому документу;

· уточняет у получателя, будет ли он пересчитывать денежную наличность в присутствии работника банка, выдает ее получателю и подписывает расходный кассовый документ.

Выдача банкнот осуществляется полными и неполными пачками, отдельными корешками и листами. Если клиент отказался, от полистного пересчета полученной им денежной наличности, кассир в присутствии срезает с пачек банкнот части оттисков клише (пломбы).

Если клиент изъявил желание пересчитать полистно всю полученную им денежную наличность, части оттисков клише с полиэтиленовых пакетов (пломбы) не срезаются. Пересчет денежной наличности клиентом осуществляется в присутствии представителя банка. На выявленные в результате пересчета недостачу или излишек денежной наличности составляется акт о недостаче (излишке) наличных денег впачках (упаковках).

Недостающая сумма возмещается клиенту.

В конце рабочего дня кассир сверяет сумму денежной наличности, принятой под отчет, с суммой расходных кассовых документов и остатком денежной наличности, составляет и подписывает отчетную справку.

Остаток денежной наличности, кассир вместе с расходными кассовыми документами за день и отчетной справкой сдает заведующему операционной кассой.

В банках, где приходные или расходные операции выполняются заведующим операционной кассой, отчетная справка не составляется, а все обороты по приходу или расходу включаются в сводную справку о кассовых оборотах за день.

Проводки:

-Принята выручка по объявлению на взнос наличными Д 1010 К 3012

-Внесены наличные на вкладной счет физ. лица Д 1010 К 3414

-Внесена в кассу банка неиспользованная сумма, выданная под отчет Д 1010 К 6520

-Оприходована в кассу инкассированная выручка Д 1010 К 1050

 

Прием денежной выручки вечерней кассой банка. Прием денежной наличности от организаций и ИП. Порядок приема сумок с денежной выручкой от инкассаторов. Действия с дефектными сумками. Помещение ценностей в хранилище вечерней кассы.

Для приема денежной выручки от юридических лиц, имеющих постоянную денежную выручку, а также валютных и других ценностей обменных пунктов после окончания операционного дня в банке может быть открыта вечерняя касса.

Прием денежной наличности в вечерней кассе производится кассиром под контролем бухгалтера-контролера, имеющего право контрольной подписи.

Получив от контролирующего работника приходный кассовый документ, составленный в количестве экземпляров, необходимом для отражения операции по приему денежной наличности, кассир принимает денежную наличность руководствуясь требованиями.

В вечерней кассе должен быть список организаций, которым разрешено оформлять препроводительные документы к сумке с денежной наличностью и платежными инструкциями за подписью одного должностного лица.

Сдачу сумок осуществляет старший бригадир инкассаторов в присутствии всех инкассаторов этой бригады. Инкассатор-сборщик предъявляет контролирующему работнику накладные к сумкам с денежной выручкой, входящие в комплект препроводительных ведомостей к сумкам с денежной выручкой. Контролирующий работник проверяет правильность заполнения и соответствие записей в накладных из комплекта препроводительных ведомостей, соответствие количества сдаваемых инкассаторами сумок с данными справки о выданных инкассаторам сумках.

Кассир вечерней кассы при приеме сумок проверяет:

• нет ли на поступивших сумках внешних повреждений;

• четкость оттисков пломбиров на пломбах;

• соответствие номеров поступивших сумок номерам, указанным в накладных.

После приема сумок с денежной выручкой по каждому маршруту все работники вечерней кассы и члены бригады инкассаторов подписывают оба экземпляра журнала учета принятых сумок с ценностями и порожних сумок. Составляется справка о принятых вечерней кассой сумках с ценностями и порожних сумках. Кассир под контролем контролирующего работника производит подсчет сумок, сверяет их количество с количеством, указанным в журнале, после чего сумки помещаются в хранилище вечерней кассы. На следующий день работники вечерней кассы сдают сумки в кассу пересчета работнику, контролирующему пересчет инкассированной денежной выручки.

11. Ревизия ценностей. Случаи проведения ревизии. Ежеквартальная ревизия. Порядок проведения ревизии. Проведение выборочного контрольного полистного пересчета. Иные проверки.

Ревизия ценностей, находящихся в хранилище операционной кассы, и проверка порядка их хранения проводятся:

• ежегодно по состоянию на 1 января нового года;

• не реже одного раза в квартал (внезапная ревизия);

• при смене руководителя банка, главного бухгалтера и лиц, ответственных за сохранность ценностей;

• при временной смене лиц, ответственных за сохранность ценностей;

• в других случаях - по распоряжениям руководителя головного учреждения банка.

Ревизия ценностей проводится составом лиц не менее 3 человек (один из которых является руководителем ревизии), назначаемых приказом руководителя банка, по указанию которого проводится ревизия ценностей.

Ответственность за правильную организацию и выполнение установленных правил проведения ревизий ценностей несут как руководитель банка, назначивший ревизию, так и руководитель ревизии.

Проведение ежеквартальных ревизий ценностей планируется таким образом, чтобы соблюдался фактор внезапности.

Ежеквартальная ревизия ценностей операционной кассы может не проводиться в следующих случаях: когда в данном квартале в банке была проведена ревизия ценностей работниками головного учреждения банка:

• когда в данном квартале в банке была уже проведена ревизия ценностей при смене руководителя.

• главного бухгалтера или лиц, ответственных за сохранность ценностей, а также при временной смене лиц, ответственных за сохранность ценностей.

Ревизия ценностей операционной кассы проводится в присутствии лиц, ответственных за сохранность ценностей. При проведении ревизии ценностей в отсутствии лица, ответственного за сохранность

ценностей, об этом делается отметка в акте ревизии ценностей за подписями всех участников ревизии ценностей.

Проводимые ревизии ценностей не должны нарушать обычный ход операций банков.

Ревизия ценностей операционной кассы проводится с проверкой всех ценностей по состоянию на одну и ту же дату и в такой последовательности, которая исключала бы возможность сокрытия хищений и недостач ценностей.

Приступив к ревизии ценностей, ее руководитель опечатывает своей печатью (одноразовым пломбирующим материалом) все хранилища независимо от наличия в них ценностей на момент начала ревизии и берет под свой контроль все ценности операционной кассы.

До полного обревизования всех ценностей доступ лиц, ответственных за сохранность ценностей, в хранилище разрешается лишь в присутствии руководителя ревизии, причем вложение или изъятие ценностей в этот период производится под его контролем. В тех случаях, когда одновременно в один прием не могут быть обревизованы все ценности, руководитель ревизии после окончания рабочего дня вместе с лицами, ответственными за сохранность ценностей, производит опечатывание хранилища и сдачу его под централизованную охрану. При опечатывании хранилища сургучом печать руководителя ревизии накладывается на дощечке выше печатей лиц, ответственных за сохранность ценностей. При опечатывании кладовой одноразовым пломбирующим материалом руководителю ревизии не требуется дополнительно опечатывать кладовую одноразовым пломбирующим материалом.

Ревизия ценностей производится в следующем порядке:

• наличные белорусские рубли и иностранная валюта проверяются членами комиссии по пачкам, корешкам и надписям на накладках, монеты, расфасованные в упаковки, - по надписям на упаковках, а не упакованные в пачки (упаковки) - полистно (поштучно);

• ценные бумаги, упакованные по их видам в пачки, проверяются по надписям на накладках;

• бланки строгой отчетности, в том числе бланки ценных бумаг, упакованные по видам ценностей в пачки, проверяются по надписям на накладках. Бланки строгой отчетности в дефектной упаковке проверяются полистно;

• драгоценные металлы и драгоценные камни проверяются в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь;

• иные ценности, упакованные в пачки, проверяются по надписям на накладках, а не упакованные в пачки - полистно (поштучно).

Полистный (поштучный) пересчет денежной наличности и иных ценностей осуществляется кассиром в присутствии одного из членов ревизии.

Подвергнутая выборочному контрольному полистному пересчету денежная наличность упаковывается кассиром, производившим ее пересчет. На бандеролях и с правой стороны верхней накладки пачки проставляется штамп "Контрольный пересчет".

После пересчета денежной наличности и иных ценностей, находящихся в хранилище, ревизующие производят сверку оказавшихся в наличии ценностей с данными книги учета и ежедневного баланса, проверяют, все ли изъятые для ревизии ценности вложены обратно в хранилище. Суммы расписок и других документов, не проведенные по бухгалтерскому учету, в оправдание остатка кассы не принимаются и считаются недостачей.

О произведенной ревизии составляется акт ревизии ценностей за подписями всех работников, проводивших ее, и лиц, ответственных за сохранность ценностей.

При ревизии ценностей, связанной со сменой (временной сменой) лиц, ответственных за сохранность ценностей, подписи за остатки ценностей в книге учета производятся лицами, сдающими ценности, до окончательной их проверки и подписания акта. Помимо ревизий ценностей операционной кассы банка осуществляются проверки участков кассовой и инкассаторской работы, правильности учета, хранения и использования оружия, боеприпасов, а также внезапные проверки работы кассиров касс банка и его структурных подразделений. Периодичность проверок и состав комиссий, создаваемых для проведения проверок, определяются руководителем (заместителем руководителя) банка. Руководитель банка (заместитель руководителя) обязан рассматривать результаты проведенных ревизий и проверок и принимать меры к устранению выявленных недостатков.

Организация внутриреспубликанских расчетов. Понятие платежной системы, ее построение, основные элементы. Организация расчетов в системе межбанковских расчетов. Учет документов неоплаченных по вине банков. Предоставление НБ РБ банкам кредитов «овернайт».

 

Платежная система – это совокупность банковских и финансовых институтов, платежных инструментов, банковских правил и процедур, а также межбанковских систем перевода денежных средств, обеспечивающих обращение денежных средств внутри страны и взаимодействия с зарубежными платежными системами.

Элементы платежной системы:

1.Банковские финансовые институты

• НБРБ

• Учреждения банков (коммерческие банки) и их филиалы

• Межбанковская валютно-фондовая биржа

• Центральный депозитарий гос.ЦБ

• Белорусский межбанковский расчетный центр

• Небанковские финансовые организации

2.Платежные инструменты – это инструкции, которые используются при безналичных расчетах, к ним относятся:

• ПП

• ПТ

• ПТП

• Чеки

• Аккредитивы

• БПК

3.Банковские правила и процедуры – это законодательная и правовая база РБ. В РБ денежная база предоставлена двумя ярусами:

• Законы, кодексы и указы Президента, касающиеся работы банка и банковской системы.

• Нормативные документы, принятые НБРБ, в соответствии с предоставленным ему банковским кодексом правил.

4. Межбанковская система перевода ден.средств предоставлена в платежной системе РБ двумя основными системами :

• Система BISS (Belarus Interbank Settlement System) - система межбанковских расчетов Национального банка Республики Беларусь, в которой в режиме реального времени осуществляются межбанковские расчеты по

• Клиринг - процесс передачи, сверки, вычисления денежных требований и обязательств и формирования окончательных чистых позиций участников клиринга для последующего расчета.

Организация межбанковских расчетов на территории Республики Беларусь

Согласно инструкции О порядке функционирования автоматизированной системы межбанковских расчетов Национального банка Республики Беларусь и проведения межбанковских расчетов в системе BISS

№ 88 от 26 июля 2009 г. (с изменениями и дополнениями) под межбанковскими расчетами понимаются расчеты в официальной денежной едини- цс Республики Беларусь между участниками системы BISS по выполнению денежных требований и обязательств по собственным платежам и по платежам, инициированным их клиентами.

Система BISS (Belarus Interbank Settlement System) - система межбанковских расчетов Национального банка Республики Беларусь, в которой в режиме реального времени осуществляются межбанковские расчеты по

срочным и несрочным денежным переводам, а также по результатам клиринга в смежных системах.

Участниками системы BISS являются Национальный банк Республики Беларусь и его структурные подразделения, а также банки и филиалы (отделения) банков Республики Беларусь. Участники системы BISS подразделяются на прямые, косвенные и особые:

• прямой участник системы BISS - участник, которому открыт корреспондентский счет в Национальном банке и который имеет право самостоятельной отправки в систему BISS (получения от системы BISS) электронных I платежных документов и электронных сообщений и включен в | справочник банковских идентификационных кодов участников расчетов, осуществляющих платежи на территории Республики Беларусь (справочник БИК). Прямыми участниками являются Национальный банк и банки;

• косвенный участник системы BISS - участник, которому не открывается корреспонденский счет в Национальном банке и который имеет право отправки в систему BISS (получения от системы BISS) электронных платёжных документов и электронных сообщений через прямого участники и включен в справочник БИК. Косвенными участниками системы BISS являются филиалы банков Республики Беларусь и структурные подразделении Национального банка;

• особый участник системы BISS - банк Республики Беларусь, находящийся в стадии ликвидации, которому открыт корреспондентский счет и Национальном банке и который имеет право самостоятельной отправки it систему BISS (получения от системы BISS) электронных платежных документов и электронных сообщений и включен в справочник БИК;

Клиринг - процесс передачи, сверки, вычисления денежных требований и обязательств и формирования окончательных чистых позиций участников клиринга для последующего расчета.

Смежные системы - расчетно-клиринговая система по ценным бумагам и системы расчетов с использованием банковских пластиковых карточек, взаимодействующие с Национальным банком в части выполнения им функции расчетного банка.

Межбанковские расчеты по результатам клиринга по сделкам купли- продажи ценных бумаг и финансовых инструментов срочных сделок осуществляются в следующем порядке:

• банки-участники формируют и передают в систему BISS электронное сообщение для резервирования на корреспондентском счете денежных средств в сумме, необходимой для участия в торгах по ценным бумагам как для собственных нужд, так и по поручениям профессиональных участников, обслуживаемых данными банками-участниками;

• банки-участники могут производить увеличение либо уменьшение суммы денежных средств, зарезервированных на корреспондентском счете для участия в торгах;

• банки-участники направляют в адрес биржи информацию о сумме денежных средств, на которую произведено увеличение резерва. Для уменьшения резерва на корреспондентском счете банк-участник направляет в адрес биржи электронное сообщение о выводе денежных средств из торгов. По мере получения от системы BISS подтверждения об исполнении электронного сообщения для уменьшения резерва на корреспондентском счете банка-участника Национальный банк уведомляет биржу об обработке данного электронного сообщения. Биржа направляет в банки-участники информацию об уменьшении резерва банка-участника и резервов по обслуживаемым им профессиональным участникам;

• по завершении вычисления чисто дебетовых (кредитовых) позиций биржа формирует и направляет в адрес Национального банка электронный документ, содержащий чисто дебетовые (кредитовые) позиции по результатам торгов ценными бумагами либо информацию об отсутствии чистых дебетовых (кредитовых) позиций.

Учет документов, неоплаченных по вине банка

Если денежные средства на кор.счете банка отсутствуют, расчетные документы по платежам банка возвращаются в банк и платежи не осуществляются.

Учет неоплаченных документов клиента по причине отсутствия денежных средств на корсчете осуществляется на внебал.счете 99815. В картотеку данного счета документы приходуются на полную их сумму. Составляется приходный внебалансовый ордер и в бухгалтерии отражается проводка: Приход 99815 «Расчетные документы, неоплаченные по вине банка». За время пока документы клиентов находятся в данной картотеке, банк уплачивает клиенту штрафные санкции, размер этих санкций оговаривается в договоре текущего счета. При поступлении денежных средств на корсчет банка, документы из данной картотеки оплачиваются, составляется расходный внебалансовый ордер на основании него в бухгалтерии отражается проводка: Расход 99815 на сумму оплаченных документов.

Для бесперебойных платежей по корсчету банка, НБ выдает банкам однодневные кредиты «овернайт» под залог ЦБ.

 

Организация исполнения платежей с текущих (расчетных) счетов в белорусских рублях в очередности, установленной законодательством. Порядок совершения операций по текущим счетам. Основные правила документооборота и контроля при совершении безналичных операций. Документооборот и контроль по приходным и расходным кассовым операциям. Группы очередности. Картотеки, которые могут быть открыты к текущему счету.

Порядок совершения операций по текущим (расчетным) счетам, основные правила документооборота и контроля зависят, прежде всего, от вида совершаемых операций. Т.к. банковские операции подразделяются на безналичные и налично-денежные, то при совершении безналичных операций в банке соблюдаются следующие основные правила документооборота и контроля:

ответственный исполнитель, ведущий счет плательщика, принимает документы к исполнению только после их тщательной проверки;

проверяется возможность списания суммы расчетного документа с расчетного счета клиента, а также средств для возмещения телетрансмиссионных расходов банков и банковских комиссионных вознаграждений (если их уплата производится плательщиком).

Удостоверившись в правильности оформления документа, ответственный исполнитель подписывает первый и второй экземпляры документа и принимает его к исполнению.

Налично-денежные операции подразделяются на приходные и расходные кассовые.

Документооборот по приходным кассовым операциям организован так, чтобы зачисление сумм на счета клиентов производилось после фактического поступления денежных средств в кассу. При приеме денег заполняется приходный кассовый документ и передается контролеру, который подписывает его после проверки, делает запись в кассовом журнале и передает в кассу. В конце операционного дня производится сверка кассовых оборотов в кассовом журнале с записями в справке кассира.

Документооборот по расходным кассовым операциям организован в банке так, чтобы выдача наличных денег производилась только после отражения этой операции в кассовых документах и реального списания денежных средств с расчетного счета клиента. Кассовые расходные операции, выполняемые ответственными исполнителями, также подвергаются дополнительному контролю со стороны контролера кассовых операций. Документооборот по расходным операциям организован следующим образом: ответственный исполнитель, принявший денежный чек/расходный кассовый ордер, после проверки правильности их оформления и законности операции выясняет возможность ее совершения по состоянию расчетного счета клиента. Затем ответственный исполнитель списывает сумму расходного документа со счета клиента, подписывает документ и направляет его контролеру. Получатель денежных средств ответственный исполнитель выдает контрольную марку от денежного чека или отрывной талон от расходного кассового ордера для предъявления их в кассу. Контролер после проверки, подписки и регистрации документа в кассовом журнале по расходу передает его кассиру. В конце операционного дня производится сверка оборотов по кассовому журналу и отчетной справке кассира.

Все операции банка, как безналичные, так и с наличными деньгами, по текущему счету клиента осуществляются только в пределах кредитового сальдо. Если средств на счете клиента достаточно для оплаты поступивших в банк документов, то они оплачиваются без соблюдения какой-либо очередности. В том случае, если средств для оплаты недостаточно, то расчетно-денежные документы оплачиваются в соответствии с установленной законодательством РБ очередностью:

Внеочередные платежи – это платежи по всем видам требований и обязательств, предъявленным к счету клиента, на расчетных документах которых имеется надпись «в счет неотложных нужд». Лимит средств на неотложные нужды может быть установлен к расчетному счету клиента по его заявлению в банк. В конце отчетного месяца клиент подает заявление с просьбой рассчитать лимит средств на следующий месяц. Ответственный исполнитель, ведущий данный счет, рассчитывает лимит от суммы средств, поступившей в течение прошлого отчетного месяца на счет клиента. Лимит составляет 20% от этой суммы. Ответственный исполнитель утверждает сумму лимита по каждому счету у руководителя банка и в письменном виде сообщает ее владельцу счета.

Первая группа очередности включает следующие платежи:

• в бюджет, государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды;

• по исполнительным документам о взыскании (выплате) ЗП, алиментов, сумм по возмещению вреда в связи с увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, а также в случае потери кормильца и по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

• за реализованные обеспеченных залогом обязательств по банковским кредитам за счет средств, полученных от реализации заложенного имущества в соответствии с законодательством;

Вторая группа очередности – платежи

• за коммунальные услуги;

• за энергоресурсы (газ, воду, электроэнергию);

• в погашение задолженности

Третья группа очередности – платежи за с/х. продукцию, произведенные в РБ, а также продукты ее переработки и продовольственные товары и лекарственные препараты, а также книжную продукцию, связанную с образованием, наукой и культурой.

Четвертая группа очередности – прочие платежи по безналичным расчетам за товары, работы, по выплате ЗП, др. платежи. Платежи осуществляются в календарной очередности. Однако плательщик имеет право совершения платежей этой группы по установленной им очередности.

Принятые в картотеку расчетные документы приходуются по внебалансовому счету 99814 «Расчетные документы, не оплаченные в срок», учет которых ведется по плательщикам в разрезе открытых им счетов.

Кредитовые переводы, осуществляемые на основании платежных поручений. Сущность кредитового перевода. Порядок оформления платежного поручения, его обязательные реквизиты. Оформление приема и оплаты платежного поручения. Порядок проведения операций с платежными поручениями, помещенными в картотеку к внебалансовому счету «Расчетные документы, не оплаченные в срок».

Кредитовый перевод - банковский перевод, инициатором которого является плательщик. Кредитовый перевод осуществляется на основании представляемых в банк-отправитель платежных инструкций - платежным поручением, платежным требованием-поручением.

Платежное поручение - платежная инструкция, согласно которой банк-отправитель по поручению плательщика осуществляет перевод денежных средств в банк-получатель лицу, указанному в поручении (бенефициару).

Платежное поручение представляется в банк-отправитель в количестве экземпляров, определяемом банком-отправителем, но не менее двух экземпляров, Первый экземпляр платежного поручения заверяется оттиском печати и подписями должностных лиц плательщика согласно заявленным в банк образцам подписей и оттиска печати.

Платежные поручения представляются в банк-отправитель в течение десяти календарных дней со дня их выписки (день выписки в расчет не принимается

Платежное поручение должно содержать обязательные реквизиты в соответствии с требованиями описания его полей. Ответственность за достоверность и правильность информации, указанной в платежном поручении, несет плательщик.

При осуществлении кредитовых переводов посредством платежных поручений допускается передача их клиентом в банк-отправитель в электронном виде.

Банк-отправитель вправе принять к исполнению постоянно действующее платежное поручение клиента, в соответствии с которым банк-отправитель обязуется переводить средства плательщика в пользу бенефициара в определенные сроки, при поступлении денежных средств на счет плательщика или в других случаях.

Постоянно действующее платежное поручение составляется в произвольной форме или в форме, разработанной банком, с указанием всех предусмотренных для платежных поручений обязательных реквизитов и представляется в банк-отправитель в одном экземпляре. Порядок хранения постоянно действующих поручений в банке-отправителе определяется локальными нормативными правовыми актами.

Ответственный исполнитель банка-отправителя при приеме от клиента платежного поручения обязан проверить:

правильность заполнения платежного поручения (заполнение обязательных реквизитов, соответствие подписей и оттиска печати заявленным образцам) и соответствие данных платежного поручения данным документов, представленных в банк-отправитель в установленных законодательством случаях;

наличие на счете (счетах) у плательщика суммы средств, необходимой для осуществления перевода, в том числе для уплаты возмещения телетрансмиссионных расходов банков и банковских комиссионных вознаграждений в случае, если их уплата производится плательщиком;

- правомерность осуществления кредитового перевода на основании представленных в банк-отправитель документов.

Банк-отправитель не принимает к исполнению платежные поручения плательщика в следующих случаях, если: в платежном поручении имеются исправления и подчистки; в платежном поручении не указаны обязательные реквизиты; подписи и оттиск печати плательщика на платежном поручении не соответствуют заявленным в банк образцам; не представлены необходимые в соответствии с законодательством документы; данные платежного поручения не соответствуют данным документов, представленных в банк-отправитель в установленных законодательством случаях; у плательщика отсутствуют правовые основания для осуществления кредитового перевода.

Банк-отправитель вправе отказаться от приема к исполнению платежного поручения плательщика в случае отсутствия или недостаточности средств на счете плательщика для исполнения этого платежного поручения, если иное не предусмотрено договором между банком и плательщиком.

Не принятые к исполнению по указанным причинам платежные поручения возвращаются банком-отправителем плательщику с указанием на оборотной стороне первых экземпляров причин их возврата.

На всех экземплярах принятого к исполнению платежного поручения проставляются штамп банка-отправителя и дата приема, после чего второй экземпляр платежного поручения выдается плательщику. Первый экземпляр платежного поручения является основанием для списания средств со счета клиента и после исполнения платежного поручения помещается в документы дня банка-отправителя. При исполнении платежного поручения в полной сумме и совпадении даты исполнения и даты приема дата исполнения не указывается. При исполнении платежного поручения на поступивших в банк экземплярах платежного поручения ставится подпись ответственного исполнителя.

При приеме к исполнению платежного поручения в случае отсутствия (недостаточности) средств на счете плательщика (при написании договора) на всех экземплярах платежного поручения проставляются дата приема, штамп банка-отправителя о помещении платежного поручения в картотеку к внебалансовому счету 99814 "Расчетные документы, не оплаченные в срок.

При частичной оплате сумма, в которой поручение приходуется в картотеку, указывается на обороте всех экземпляров платежного поручения. Указанная запись заверяется подписью ответственного исполнителя.

Для частичной оплаты поручения (в случае недостаточности средств на текущем счете) оформляется мемориальный ордер. В поле "Назначение платежа" мемориального ордера указываются: наименование расчетного документа, его номер, дата и сумма; назначение платежа.

Учет расчетных документов по внебалансовому счету "Расчетные документы, не оплаченные в срок" ведется по плательщикам в разрезе открытых им счетов.

На всех экземплярах расчетного документа, помещенного в картотеку, проставляется штамп о помещении его в указанную картотеку.

По платежным поручениям на перечисление денежных средств в бюджет, государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды, Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь и платежным требованиям, помещенным в картотеку к внебалансовому счету "Расчетные документы, не оплаченные в срок", ответственным исполнителем банка-отправителя составляются извещения о помещении расчетного документа в указанную картотеку, которые не позднее следующего рабочего дня с даты помещения расчетного документа в картотеку направляются в банк-получатель для выдачи бенефициарам (взыскателям).

Оплата расчетных документов, находящихся в картотеке, осуществляется по мере поступления средств на текущий счет плательщика в порядке их оприходования по внебалансовому счету "Расчетные документы, не оплаченные в срок", если иная очередность не установлена законодательными актами Республики Беларусь.

Плательщик может предоставить право банку-отправителю начислять и уплачивать (за счет плательщика) неустойку (пеню, штраф) по расчетным документам, помещенным в картотеку, в порядке и размере, определенных в договоре между ними.

При поступлении средств на текущий счет плательщика в сумме, не достаточной для полной оплаты расчетного документа, банк производит его частичную оплату. На сумму частичного платежа составляется мемориальный ордер, в поле "Назначения платежа" которого указываются: наименование расчетного документа, по которому производится частичная оплата, его номер, дата и сумма; назначение платежа (наименование платежа, товара, работы, услуги); наименования, номера и даты документов, служащих основанием для осуществления платежа (в случае наличия данной информации в расчетном документе); другая дополнительная информация о деталях платежа.

Ответственный исполнитель банка-отправителя на оборотной стороне всех экземпляров расчетного документа отдельно ведет учет сумм частичных оплат и начисленной неустойки (пени, штрафа). При осуществлении каждого частичного платежа по расчетному документу делается запись о дате частичного платежа, сумме частичного платежа, сумме остатка к платежу, которая заверяется подписью ответственного исполнителя. При начислении неустойки (пени, штрафа) делается запись о дате начисления и начисленной сумме, которая заверяется подписью ответственного исполнителя. При окончательной оплате расчетного документа на всех его экземплярах сумма расчетного документа зачеркивается, рядом указывается сумма последнего платежа. На всех экземплярах исполненных расчетных документов проставляются дата исполнения, подпись ответственного исполнителя, штамп банка-отправителя. Суммы, в которых расчетный документ оплачивается (суммы частичных платежей по расчетному документу), отражаются по расходу внебалансового счета "Расчетные документы, не оплаченные в срок". Платежные поручения, находящиеся в картотеке, могут быть отозваны в полной сумме или частично по заявлению плательщика.

 

Дебетовые переводы, осуществляемые на основании платежных требований. Сущность дебетового перевода. Акцептная и безакцептная формы инкассо. Порядок оформления платежных требований, их обязательные реквизиты. Прием на инкассо в банке – получателе, порядок проверки, обработки и отсылки в банк – отправитель. Проверка банком – отправителем платежного требования.

Платежное требование является платежной инструкцией, содержащей требование получателя денежных средств (бенефициара) к плательщику об уплате определенной суммы через банк.

Использование платежного требования для осуществления безналичных расчетов в форме банковского перевода оговаривается в договоре между бенефициаром и плательщиком.

При проведении дебетовых переводов посредством платежных требований используется акцептная или безакцептная форма инкассо.

Акцептная форма инкассо используется при расчетах за отгруженные (отпущенные) товары (работы, услуги) и в других случаях по усмотрению сторон. Безакцептная форма используется при списании средств со счета плательщика в бесспорном порядке.

Платежное требование оформляется бенефициаром (взыскателем) и представляется в обслуживающий его банк (банк-получатель) для направления в банк, обслуживающий плательщика (банк-отправитель).

Платежное требование составляется на бланках установленной формы и представляется в банк-получатель в трех экземплярах, если иное не предусмотрено настоящей Инструкцией. В случае, если плательщиком по платежному требованию является банк, требование составляется в двух экземплярах. Первый экземпляр платежного требования заверяется оттиском печати и подписями должностных лиц бенефициара (взыскателя) согласно заявленным в банк-получатель образцам подписей и оттиска печати.

Платежное требование должно содержать обязательные реквизиты в соответствии с требованиями описания его полей. Код банка-отправителя, код банка-получателя, номер счета и наименование корреспондента банка-получателя могут указываться банком-получателем.

Платежное требование представляется в банк в течение десяти календарных дней со дня его выписки (день выписки в расчет не принимается) с реестром, оформленным в двух экземплярах. Реестр может не оформляться, если бенефициаром по платежному требованию является банк.

Ответственность за достоверность и правильность информации, указанной в платежном требовании, за соблюдение требований законодательства Республики Беларусь относительно случаев и порядка указания учетных номеров плательщиков в платежных требованиях на взыскание платежей в бюджет, государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды несет бенефициар (взыскатель).

При осуществлении дебетовых переводов посредством платежных требований допускается передача бенефициаром их и реестров в банк-получатель в электронном виде.

При приеме на инкассо платежного требования от клиента ответственный исполнитель банка-получателя проверяет правильность оформления платежного требования (соответствие подписей и оттиска печати заявленным образцам в платежных требованиях на бумажных носителях; подлинность и целостность платежных требований, переданных в электронном виде; заполнение обязательных реквизитов).

Платежные требования не принимаются банком-получателем, если: в платежном требовании на бумажном носителе имеются исправления и подчистки; в платежном требовании не указаны обязательные реквизиты; подписи и оттиск печати в платежном требовании на бумажном носителе не соответствуют заявленным образцам; данные, приведенные в реестре, не соответствуют данным, приведенным в платежном требовании; невозможно установить отправителя либо не подтверждены подлинность и целостность платежного требования, переданного в электронном виде.

Не принятые по указанным причинам банком-получателем платежные требования вычеркиваются из реестра и возвращаются представившему их клиенту для переоформления. Платежные требования, оформленные надлежащим образом, принимаются банком-получателем для направления в банк-отправитель.

На всех экземплярах платежного требования проставляется фактическая дата представления, - штамп банка. На всех экземплярах реестра указывается фактическая дата представления платежных требований в банк-получатель. Первый экземпляр реестра, заверенный подписью ответственного исполнителя, остается в банке-получателе, второй, заверенный подписью ответственного исполнителя и штампом банка-получателя, возвращается бенефициару в подтверждение приема документов. Порядок хранения первых экземпляров реестров определяется локальными нормативными правовыми актами банка-получателя.

Платежные требования, принятые банком-получателем в течение банковского дня, направляются в банк-отправитель не позднее следующего банковского дня.

При поступлении платежного требования в банк-отправитель ответственный исполнитель проверяет правильность оформления платежного требования (заполнение обязательных реквизитов).

Платежные требования не принимаются банком-отправителем, если: в платежном требовании на бумажном носителе имеются исправления и подчистки; на платежном требовании на бумажном носителе отсутствует штамп банка-получателя; невозможно установить отправителя либо не подтверждены подлинность и целостность платежного требования, переданного в электронном виде; в платежном требовании не указаны обязательные реквизиты; невозможно установить плательщика; в отношении плательщика открыто конкурсное производство, плательщик находится в стадии ликвидации.

Платежные требования, не принятые банком-отправителем: направляются в банк-получатель для возврата бенефициару. На оборотной стороне первого экземпляра платежного требования делается запись о причине его неисполнения, которая заверяется подписью ответственного исполнителя и штампом банка-отправителя.

На всех экземплярах платежного требования, принятого банком-отправителем, проставляется дата его поступления в банк-отправитель. При поступлении платежного требования по окончании банковского дня днем его поступления в банк считается следующий банковский день.

Платежное требование исполняется банком-отправителем на основании полученного от плательщика акцепта. Акцепт оформляется заявлением на акцепт, которое представляется в банк-отправитель в двух экземплярах. Первый и второй экземпляры заявления заверяются оттиском печати и подписями должностных лиц плательщика согласно заявленным в банк-отправитель образцам подписей и оттиска печати. Форму заявления на акцепт банки разрабатывают самостоятельно.

Акцепт может быть предварительным или последующим:

1.предварительный акцепт - акцепт плательщика, полученный банком-отправителем до поступления платежного требования, предполагающий оплату платежного требования в день его поступления в банк-отправитель.

В заявлении на предварительный акцепт должны быть указаны: наименование плательщика и номер счета, с которого будет производиться оплата платежных требований; наименование(я) бенефициара(ов); номер(а) и дата(ы) заключенного(ых) договора(ов), по которому(ым) предполагается оплата платежных требований в день их поступления; расходы по переводу (на чей счет относятся банковские комиссионные вознаграждения и телетрансмиссионные расходы по переводу); другая необходимая информация, которую плательщик признает существенной.

Первый экземпляр заявления на предварительный акцепт хранится в банке-отправителе в отдельной папке, второй экземпляр заявления возвращается плательщику.

Ответственный исполнитель сверяет с заявлением на предварительный акцепт только платежные требования, содержащие отметку об оплате с предварительным акцептом.

Принятые к исполнению платежные требования, акцептованные плательщиком, при наличии достаточной суммы средств на счете плательщика исполняются банком-отправителем: подлежащие оплате в порядке предварительного акцепта - в полной сумме в день поступления платежного требования. После исполнения первый экземпляр платежного требования (копии платежного требования, сформированной на бумажном носителе) помещается в документы дня банка-отправителя, второй направляется в банк-получатель для выдачи бенефициару, третий направляется плательщику с выпиской из его счета (если иное не предусмотрено в договоре).

 

Учёт депозитных операций. Учёт операций по депозитам физических и юридических лиц. Учёт операций с сертификатами. Фонд обязательных резервов и гарантийный фонд защиты средств физических лиц. Учёт средств по операциям фондов.

Вкладные счета сходны с текущими (расчетными) счетами, однако отличаются от них по своему назначению. Как известно, текущие (расчетные) счета предназначены для сбора и хранения денежных средств, поступление (выдача) которых связано с хозяйственной, производственной, посреднической деятельностью. На счетах по учету вкладов (депозитов) до востребования размещаются временно свободные денежные средства клиентов в целях получения дополнительного дохода, поскольку процент, выплачиваемый банком по счетам до востребования, выше, чем по текущим (расчетным) счетам.

Перечисление денежных средств на вкладные (депозитные) счета до востребования, а также выдача (возврат) средств этих счетов осуществляется в безналичном порядке. При этом совершаются следующие проводки:

при внесении денежных средств на вкладные (депозитные) счета до востребования (на основании платежного поручения вкладчика):

Дебет текущий (расчетный) счет вкладчика

Кредит счета по учету вкладов (депозитов) до востребования (3401-3403, 3405; 364Х) – на сумму взноса во вклад ( на депозит);

при выплатах денежных средств с вкладных (депозитных) счетов до востребования (на основании платежного поручения банка или мемориального ордера):

Дебет счета по учету вкладов (депозитов) до востребования (3401-3403, 3405; 364Х),

Кредит счета получателей средств, внесенных во вклад (на депозит) до востребования – на сумму выплат;

при выплате процентов за хранение денежных средств во вкладе (депозите) до востребования:

а) начисление процентных расходов (если период фактической выплаты их и отчетный период их начисления не совпадают; операция оформляется мемориальным ордером):

Дебет счета класса 9 по учету процентных расходов (9022, 9032, 9042, 9052, 9064),

Кредит счета по учету начисленных процентных расходов по вкладам (депозитам) до востребования (3470, 3649) – на сумму начисленных процентных расходов;

б) выплата процентов при наступлении срока (операция оформляется платежным поручением банка или мемориальным ордером):

Дебет счета по учету начисленных процентных расходов по вкладам (депозитам) до востребования (3470, 3649),

Кредит текущий (расчетный) счета вкладчика (корреспондентский или субкорреспондентский счета, в дальнейшем - текущий (расчетный) счет вкладчика) – на сумму выплаченных процентных расходов.

Если начисление процентных расходов не производится, то выплата процентов отражается в учете проводкой (операция оформляется платежным поручением банка или мемориальным ордером):

Дебет счета класса 9 по учету процентных расходов (9022, 9032 и др.),

Кредит текущий (расчетный) счета вкладчика – на сумму уплачиваемых процентов.

Такой же проводкой производится доперечисление процентов за период от последнего их начисления до даты фактической выплаты.

Размещение клиентами денежных средств на срочные вклады (депозиты) осуществляется на основании договора срочного банковского вклада (депозита), в соответствии с которым банк обязан возвратить (или переоформить) вклад (депозит) и выплатить по нему проценты в сроки, определенные договором. Выплата процентов может производиться ежемесячно в течение срока действия вклада (депозита) или по истечении указанного в договоре срока.

Размещение клиентами денежных средств на условные вклады (депозиты) производится на основании договора условного банковского вклада (депозита), в соответствии с которым банк обязан возвратить вклад (депозит), и выплатить по нему проценты при наступлении (ненаступлении) определенного в договоре события. Условные вклады – разновидность срочных вкладов.

Перечисление денежных средств на срочные (условные) вклады (депозиты), а также возврат из по окончании срока (условия) вклада (депозита) осуществляется в безналичном порядке на основании платежных инструкций вкладчика.

При этом совершаются следующие проводки:

при внесении денежных средств на срочный (условный) вклад (депозит):

Дебет текущий (расчетный) счет вкладчика

Кредит счета по учету срочных (условных) вкладов (депозитов) (3411-3413, 3415, 3421-3423, 3425; 3601, 3634) – на сумму взноса во вклад (на депозит);

при начислении процентов, выплачиваемых по вкладу (депозиту):

Дебет счета по учету процентных расходов (9024, 9034, 9044, 9054; 9060, 9063),

Кредит счета по учету начисленных процентных расходов по вкладам (депозитам) клиентов (3471, 3472; 3609, 3639) – на сумму начисленных процентов к выплате;

при возврате вклада (депозита) в связи с окончанием срока его действия:

Дебет счета по учету срочных (условных) вкладов (депозитов) (3411-3413, 3415, 3421-3423, 3425; 3601, 3634),

Кредит текущий (расчетный) счет вкладчика;

- при выплате процентов за хранение денежных средств на срочном (условном) вкладе (депозите), если их начисление не производилось (операция оформляется платежным поручением банка или мемориальным ордером):

Дебет счета по учету процентных расходов (9024, 9034, 9044, 9054; 9060, 9063),

Кредит текущий (расчетный) счет вкладчика;

- при выплате начисленных процентов:

Дебет счета по учету начисленных процентных расходов по вкладам (депозитам) клиентов (3471, 3472; 3609, 3639),

Кредит текущий (расчетный) счет вкладчика – на сумму начисленных процентов к выплате;

при выплате процентов, доначисленных за последний расчетный период (от даты последнего начисления до даты, предшествующей дню возврата вклада):

Дебет счета по учету процентных расходов (90ХХ),

Кредит текущий (расчетный) счет вкладчика или

Кредит счета по учету начисленных процентных расходов по вкладам (депозитам) клиентов (3471, 3472; 3609, 3639) – на сумму доначисленных процентов за последний расчетный период.

Если проводкой по доначислению процентов были затронуты счета группы 347, то одновременно выполняется проводка по их закрытию:

Дебет счета по учету процентных расходов по вкладам (депозитам) клиентов (3471, 3472; 3609, 3639),

Кредит текущий (расчетный) счет вкладчика.

Операции оформляются платежными поручениями или мемориальными ордерами.

Производится отражение записей в лицевых счетах, открываемых по балансовым счетам, затронутым проводками. При этом, если на вклад (депозит) принимались денежные средства в иностранной валюте, то в лицевых счетах отражается ее эквивалент исходя из курса Национального банка Республики Беларусь на даты взноса вклада (депозита), начисления процентных расходов, закрытия вклада (депозита) и выплаты процентов по вкладу (депозиту).

При досрочном изъятии вклада (депозита) в зависимости от условий договора производится или не производится перерасчет процентов. Если перерасчет процентов по срочному вкладу (депозиту) производится, то излишне выплаченную сумму вкладчик обязан возвратить банку платежным поручением.

При этом совершаются следующие проводки:

на сумму вклада (депозита):

Дебет текущий (ра





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.