ШКОЛА И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В ДРЕВНЕЙ БЕЛАРУСИ И ВЕЛИКОМ КНЯЖЕСТВЕ ЛИТОВСКОМ (Х – ХVIII ВВ.) 1. ОТМЕТИТЬ НА ВРЕМЕННОЙ ПРЯМОЙ ГРАНИЦЫ ДРЕВНЕЙ БЕЛАРУСИ:  200 лет н. э. 200 400 600 800 1000 1200 1400 1600 1800 до н.э. Дописать: 2. Первые школы на территории белорусских княжеств появились в____________________ _____________________________________________________________________________________ Их появление было связано с___________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ 3. ПРОЧИТАВ ПРИВЕДЕННЫЕ НИЖЕ СТРОКИ, ОПРЕДЕЛИТЬ, О КАКИХ ДЕЯТЕЛЯХ ПРОСВЕЩЕНИЯ ИДЕТ РЕЧЬ:  Первая книжница Древней Беларуси. Первая преподобная жена, причисленная к сонму святых в восточнославянских землях. Прекрасная и благородная княжна Предслава из знаменитой династии полоцких правителей. Преподобная игуменья, основательница и настоятельница двух православных монастырей. Выдающаяся просветительница и наставница. ___________________________________________________  В монастырской келье узкой, В четырех глухих стенах О земле древнерусской Быль записывал монах. Он писал из года в год Про великий наш народ. _____________________________________________ 6/ Подписываядоговор с директором братской школы, отец ученика обязывался ____________________________________________________________________________________ В братские школы принимались дети____________________________________________________ ________________________________________________________ сословий. Устав братской школы требовал от учителя быть __________________________________________ Братские школы просуществовали до ______ века. Средствами воспитания в иезуитских школах выступали____________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Протестантские и братские школы в Беларуси прекратили свое существование в _____________________________________________________________________________________ 8. УКАЖИТЕ НА ВРЕМЕННОЙ ПРЯМОЙ:   XIIв. 1387 г. 1520 г. 1517 г. 1570 г. 1578 г. 1584 г. 1617 г. 1631 г. 1) издание «Букваря» С. Соболя 2) открытие первой кафедральной школы (г. Вильно) 3) открытие Виленской иезуитской Академии 4) основание Ефросиньей Полоцкой школы для девочек при женском монастыре 5) создание Слуцких Афин (кальвинистская школа) 6) создание первой братской школы (г. Вильно) 7) издание «Псалтыря» Ф. Скориной 8) открытие первой иезуитской коллегии (г. Вильно) 9) открытие первой печатни в Вильно Вставить пропущенные слова: 9. В Слуцкой школе в обучении преобладал метод __________________. Особое место занимала _______________________. Занятия начинались в ___________часов и продолжались ___________часов. Ученики имели _____________________________, которые проверял учитель. В конце каждого полугодия проводились _____________________, на которые приглашались ____________________________. Ученики, не сдавшие ____________________, не отпускались на _________________. Учителя с такими учащимися занимались дополнительно каждый день не менее _________часов. Большинство учеников Слуцкой школы становились __________________________ и _______________________. Ключ: экзамены, родители, учитель, дневник, 8, каникулы, 6, проповедники, беседа, 2, священнослужитель, лекция 10. ЗАПОЛНИТЕ ТАБЛИЦУ «ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В БЕЛАРУСИ В XVI – ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА XVII В.»: ТИП УЧРЕЖДЕНИЯ | ВРЕМЯ СОЗДАНИЯ | ЦЕЛЬ СОЗДАНИЯ | КОНТИНГЕНТ УЧАЩИХСЯ | ОСОБЕННОСТИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА | ПРАВОСЛАВ-НЫЕ ШКОЛЫ | | | | | КАТОЛИЧЕС-КИЕ ШКОЛЫ | | | | | ПРОТЕСТАН-СКИЕ ШКОЛЫ | | | | | БРАТСКИЕ ШКОЛЫ | | | | | 12. ЗАПОЛНИТЕ СХЕМУ «ПРАВОСЛАВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ»:  13. ЗАПОЛНИТЕ СХЕМУ «КАТОЛИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ОБРАЗОВАНИИ»:  15. ОПРЕДЕЛИТЕ: кантор, коллегиум, ректор, схоластик, циркатор _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Дописать: 19. Видными деятелями братских школ в Беларуси, авторами печатных учебников были _____________________________________________________________________________________ Первая славянская энциклопедия называлась _________________________________, была написана______________________________ в ____________________________году Обведите кружком все правильные ответы: 21. БЕЛОРУССКИХ ПРОСВЕТИТЕЛЕЙ: Ф. СКАРИНУ, В. ТЯПИНСКОГО И С. СОБОЛЯ, – ОБЪЕДИНЯЛО: 1) написание поучений 5) книгопечатание 2) написание букварей 6) написание учебников по грамматике 3) открытие школ 7) преподавательская деятельность 4) разработка педагогических идей 22. ПЕРВАЯ КНИГА НА КИРИЛИЦЕ В ГРАНИЦАХ СОВРЕМЕННОЙ БЕЛАРУСИ БЫЛА НАПЕЧАТАНА: 1) Ф.Скориной 5) М. Смотрицким 2) С. Будным 6) С. Зизанием 3) М. Гусовским 7) И. Капиевичем 4) В.Тяпинским 8) С. Соболем В ГОРОДЕ: 1) Берестье 4) Минск 2) Несвиж 5) Могилев 3) Полоцк 6) Гродно 23. «МАЛАЯ ПОДОРОЖНАЯ КНИЖИЦА» БЫЛА ИЗДАНА: 1) С. Полоцким 5) В. Тяпинским 2) К. Лыщинским 6) Ф. Скориной 3) С. Будным 7) Л. Зизанием 4) М. Смотрицким 8) М. Гусовским 24. ЗАПОЛНИТЕ ТАБЛИЦУ «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ БЕЛОРУССКИХ ПРОСВЕТИТЕЛЕЙ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ»: ПРОСВЕТИ-ТЕЛЬ | ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПЕДАГОГИ-ЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ | ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ | ВОСПИТАТЕЛ-НО-ОБРАЗОВАТЕЛЬ-НЫЕ СРЕДСТВА | СОДЕРЖАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬ-НО-ОБРАЗОВА-ТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА | Ф.СКОРИ-НА | | | | | Н.ГУСОВ-СКИЙ | | | | | С.БУДНЫЙ | | | | | |