МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

ЗАЩИТА ПРАВ ГРАЖДАН В СФЕРЕ ПРАВА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ





 

При реализации гражданами своих прав на отдельные виды социального обеспечения могут возникнуть различного рода разногласия (споры) между ними, а также государственными и муниципальными органами, организациями, учреждениями, предоставляющими обеспечение. Такие разногласия возникают в правоотношениях по установлению фактов, имеющих юридическое значение, по предоставлению отдельных видов социального обеспечения, а также в материальных правоотношениях но социальному обеспечению.

В правоотношениях по установлению фактов, имеющих юридическое значение, спор может возникнуть по поводу отказа в установлении инвалидности, неудовлетворенности гражданина группой инвалидности, причиной инвалидности и т.д., по поводу отказа в установлении факта иждивенства и др.

При обращении за назначением пенсии споры могут касаться задержки в оформлении документов по вине работодателя либо задержки по вине территориального органа ПФР, органа военного управления, правоохранительного органа. Кроме того, спор может возникнуть по поводу отказа в назначении пенсии, а также при несогласии гражданина с ее размером или сроком назначения.[8]

Иногда возникают споры и на стадии выплаты пенсий. Предметом таких споров могут быть задержки в выплате пенсии, выплата пенсии в меньшем размере, чем она назначена, и т.д.

Таким образом, при возникновении споров между гражданином, с одной стороны, территориальным органом ПФР или пенсионным подразделением органа военного управления, правоохранительного органа, с другой, споры касаются следующих вопросов: назначения пенсии, исчисления стажа, определения размера пенсии, выплаты пенсии, перерасчета, индексации, перевода с одной пенсии на другую, удержания из пенсии, приостановления и прекращения выплаты пенсии и др.

Споры при назначении гражданам пособий могут касаться различных вопросов и возникать между гражданами и различными органами, учреждениями и организациями. Так, при назначении пособий по временной нетрудоспособности и по беременности и родам граждане вступают в отношения с медицинскими учреждениями по поводу установления факта временной нетрудоспособности, а также со страхователями (работодателями) по поводу назначения и выплаты пособий. Эти споры могут возникнуть в связи с отказом в выдаче листка нетрудоспособности, срока, на который он выдается, отказа в назначении пособия, несогласия гражданина с размером пособия и сроками его выплаты, задержкой выплаты пособия со стороны страхователя (работодателя). Споры подобного рода между страхователем и застрахованными лицами возникают также при исчислении страхового стажа, при назначении и выплате ежемесячного пособия на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и др.

Споры по поводу ежемесячного пособия на ребенка могут возникать между гражданами и органами социальной защиты населения субъектов РФ но вопросам отказа в назначении пособия, исчисления среднедушевого дохода семьи, размера пособия, задержки в его выплате.

Споры по вопросам предоставления государственной социальной помощи возникают между малоимущими гражданами (семьями) и органами социальной защиты населения субъектов РФ и касаются отказа в предоставлении помощи, исчисления среднедушевого дохода семьи, размера и вида помощи, задержки в ее предоставлении и т.д.



Между гражданами и органами, учреждениями и организациями имеет место целая группа споров по вопросам социальной поддержки. Речь идет о ежемесячной денежной выплате, а также наборе социальных услуг, в том числе дополнительной медицинской помощи, санаторно-курортном лечении, лекарственном обеспечении, проезде на транспорте.

Споры возникают и по другим вопросам социального обеспечения: социальному обслуживанию, медицинской помощи, дополнительному социальному обеспечению и др.[9]

Конституция РФ в ст. 2 закрепила обязанности государства соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина. Кроме того, согласно ч. 1 ст. 45 Конституции государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется, а согласно ч. 2 ст. 45 каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.[10] Это означает, что граждане, права которых в сфере социального обеспечения нарушаются, могут отстаивать эти права в рамках закона и по своему усмотрению.

В юридической литературе различают формы защиты прав, способы, меры и средства защиты. Форма защиты представляет собой вид юридической деятельности, в которой протекают охранительные правоотношения. Выделяются непосредственная, общественная, управленческая, судебная и международная формы зашиты прав граждан.

Непосредственная форма защиты характеризуется решением спорных вопросов только заинтересованными субъектами (гражданином и работодателем, гражданином и органом или учреждением, куда он обратился за установлением юридического факта, представлением обеспечения).

При общественной форме защиты прав защита осуществляется специально созданным правозащитным органом. В сфере социального обеспечения таким органом является комиссия (уполномоченный) по социальному страхованию.

Управленческая форма защиты прав включает деятельность органов публичной власти (государственных органов, органов местного самоуправления, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченных по правам человека в субъектах РФ, Уполномоченного по правам ребенка в Российской Федерации, Уполномоченных по правам ребенка в субъектах РФ).

Все указанные формы защиты прав граждан можно считать внесудебной формой в отличие от судебной, которая включает деятельность судов общей юрисдикции, Конституционного Суда РФ, конституционных, уставных судов субъектов РФ.

Международная защита прав граждан осуществляется специально созданными международными компетентными органами (Комиссией ООН по правам человека (в настоящее время - Совет по правам человека), МОТ, Европейским судом по правам человека в Страсбурге и др.).

Возможна и более укрупненная классификация форм защиты прав: юрисдикционная и неюрисдикционная. При такой классификации к юрисдикционным формам следует отнести общественную, управленческую, судебную и международную.

Что касается неюрисдикционной формы, то она в системе социального обеспечения не применяется, так как реализация прав граждан в данной сфере невозможна без участия таких субъектов правоотношений, как государственные органы, органы местного самоуправления, организации.

К неюрисдикционной форме относится процедура медиации. Согласно Федеральному закону от 27 июля 2010 г. № 193 "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредников (процедура медиации)" с применением процедуры медиации могут быть урегулированы споры, возникающие из гражданских правоотношений, в том числе в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, а также споры, возникающие из трудовых правоотношений и семейных правоотношений (ст. 1). Как видно из вышеизложенного, споры, возникающие из правоотношений по социальному обеспечению, с помощью процедуры медиации не могут быть урегулированы.

Понятие способов защиты прав в литературе трактуется по-разному. Так, М. Н. Малеина и Т. Ю. Барышникова считают, что способы (меры) защиты - это действия, которые непосредственно направлены на защиту прав. При таком понимании, во-первых, отождествляются способы и меры защиты. Во-вторых, признак "непосредственно направлены" не является квалифицирующим. В-третьих, непонятно, чьи это действия: только граждан, граждан и органов, учреждений и организаций, нарушивших права граждан, или третьих лиц (вышестоящих органов, органов прокуратуры и др.).[11]

При исследовании понятия способов защиты прав надо исходить из ч. 2 ст. 45 Конституции РФ, согласно которой каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Отсюда видно, что способ защиты избирается гражданами, чьи права нарушены, и заключается в их действиях, не запрещенных законом. Эти действия могут выражаться в направлении жалоб и заявлений в государственные органы, органы местного самоуправления, организации, а также в средства массовой информации, в устных обращениях.

Способы защиты прав могут исходить и от государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений и организаций, предоставляющих обеспечение. Так, в случае нарушения гражданами своих обязанностей в правоотношениях по социальному обеспечению государственный орган, орган местного самоуправления, учреждение, организация могут принять решение о прекращении выплаты пенсии, пособия, об удержаниях из пенсий, пособий, приостановлении выплаты и т.д.

Меры защиты, в отличие от способов защиты, состоят в действиях компетентных органов, учреждений, организаций и должностных лиц. Они могут применяться как в ответ па обращения граждан, чьи права нарушены, так и по инициативе этих органов, учреждений, организаций и должностных лиц. Состав мер защиты зависит от: а) формы защиты прав; б) вида нарушенного права; в) характера нарушения права; г) полномочий компетентного органа, учреждения, организации, должностного лица, применяющих меры защиты; д) статуса органа, учреждения, организации, должностного лица, нарушающих права граждан; е) содержания соответствующего нормативного правового акта. Так, мерами защиты могут быть признание права, признание недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления, возмещение убытков, компенсация морального вреда, прекращение или изменение правоотношения и др. Признание права может быть осуществлено любым компетентным органом или учреждением, в том числе судом, признание же недействительным акта государственного органа, органа местного самоуправления - судом; судом же, как правило, выносится решение о возмещении убытков и компенсации морального вреда.

Средства защиты состоят как в действиях граждан, так и в действиях соответствующих органов, учреждений, организаций и должностных лиц и имеют внешнее оформление. Так, суды выносят решения, постановления и определения. Граждане подают обращения, иски. Государственные органы, органы местного самоуправления, организации, должностные лица реагируют па обращения граждан путем оформления протоколов, издания постановлений, предписаний, предостережений, представлений, протестов и т.д.

В охранительных правоотношениях в качестве субъектов выступают: граждане; органы, организации и учреждения, предоставляющие обеспечение; юрисдикционные органы.

Граждане обладают правомочиями требовать восстановления нарушенных прав и возмещения причиненного ущерба. В свою очередь, юрисдикционные органы обязаны удовлетворить законные требования граждан и потребовать от виновных в нарушениях прав граждан органов, организаций и учреждений восстановить эти права, возместить причиненный ущерб.

Обязанности органов, организаций и учреждений заключаются в выполнении решений, вынесенных юрисдикционными органами.

Большое значение имеет вопрос о моменте возникновения охранительных правоотношений. Момент возникновения охранительных правоотношений зависит от того, когда произошло нарушение прав граждан и когда имело место обращение гражданина за защитой его прав. В одних случаях это происходит на стадии подготовки к обращению за обеспечением, в других - обращения за обеспечением, т.е. в процедурных правоотношениях. В третьих случаях обращение граждан за защитой своих прав происходит в материальных правоотношениях. Тогда и возникает охранительное правоотношение. При этом оно может существовать как наряду с процедурными и материальными правоотношениями, так и без них.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Выступая гарантом социальных прав граждан, государство играет активную роль в жизни страны посредством последовательно проводимой социальной политики. Формирование устойчивого общества и единого социального пространства предполагает для граждан наличие политических, экономических и юридических гарантий в области социального обеспечения. Юридические гарантии занимают особое место в системе гарантий права на социальное обеспечение и включают в себя все правовые средства, которые обеспечивают осуществление и охрану прав.

Потребность в защите права на социальное обеспечение возникает, как правило, в случае его нарушения, если создаются препятствия на пути реализации, отказано в признании за лицом этого права, не исполняются обязанности по предоставлению права.

Вопросы защиты прав граждан на получение социального обеспечения связаны с механизмом защиты прав. Последний представляет собой, во-первых, часть механизма правового регулирования, во-вторых, совокупность норм регулятивного характера, закрепляющих те или иные прав, свободы и обязанности граждан в сфере социального обеспечения, а также нормы охранительного характера, то есть нормы, предусматривающие возможность обращения за защитой в соответствующий (юрисдикционный) орган, причем им не обязательно должен выступать суд.

Механизм правовой защиты прав на получение социального обеспечения должен представлять собой совокупность норм, устанавливающих права и обязанности граждан в сфере социального обеспечения. Причем право граждан на социальное обеспечение можно рассматривать в качестве базового, конституционного права, а отраслевые нормы, регулирующие данную сферу общественных отношений, будут представлять собой защиту прав на получение социального обеспечения.

Иными словами, защита прав на социальное обеспечение – это в первую очередь установление специальных прав, отраслевых норм, которые предусматривали бы предоставление соответствующего уровня социального обеспечения. С другой стороны, должны быть и нормы, напрямую устанавливающие способы и средства защиты граждан на получение социального обеспечения. Явно, что при наличии довольно-таки широких возможностей охранительного характера у российских граждан отсутствует достаточный уровень позитивной защиты прав на социальное обеспечение, то есть, собственно, имеет место недостаток отраслевых норм, регулирующих реальную возможность получения социального обеспечения.

Вопросы позитивной защиты прав граждан на социальное обеспечение (то есть закрепления конкретных мер, конкретных прав и обязанностей, связанных с получением социального обеспечения) разбросаны по десяткам международных и национальных актов. Причем Российская Федерация не ратифицирует наиболее важные международные акты, касающиеся защиты прав граждан на получение социального обеспечения. В связи с этим можно говорить о том, что законодатель признает неспособность в настоящий момент обеспечить хотя бы минимальный уровень защиты прав граждан на получение социального обеспечения, предусмотренный международными актами. Значит, требуется постепенное достижение хотя бы установленного в них минимума. Это возможно в основном благодаря национальным нормативным актам, которые бы меняли в лучшую сторону действующее право социального обеспечения.

 

 


 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

Нормативно-правовые акты:

1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)// https://www.consultant.ru

2. Федеральный закон от 21.11.2011г. N 323-ФЗ (ред. от 29.12.2015) "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016) // https://www.consultant.ru

3. Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ (ред. от 28.12.2013, с изм. от 19.11.2015) "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"// https://www.consultant.ru

4. Федеральный закон от 15.12.2001 N 166-ФЗ (ред. от 28.11.2015, с изм. от 29.12.2015) "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"// https://www.consultant.ru

5. Федеральный закон от 21.07.2014 N 208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя"// https://www.consultant.ru

6. Федеральный закон от 12.01.1996 N 8-ФЗ (ред. от 28.11.2015, с изм. от 14.12.2015) "О погребении и похоронном деле"// https://www.consultant.ru

7. Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 29.12.2015) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации""// https://www.consultant.ru

8. Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ (ред. от 28.11.2015) "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации""// https://www.consultant.ru

9. Федеральный закон от 12.01.1995 N 5-ФЗ (ред. от 28.11.2015, с изм. от 14.12.2015) "О ветеранах" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016) // https://www.consultant.ru

10. Федеральный закон от 09.01.1997 N 5-ФЗ (ред. от 28.12.2013, с изм. от 14.12.2015) "О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда, Героям Труда Российской Федерации и полным кавалерам ордена Трудовой Славы"// https://www.consultant.ru

11. Федеральный закон от 22.12.2014 N 421-ФЗ "Об особенностях правового регулирования отношений, связанных с предоставлением мер социальной защиты (поддержки), а также выплат по обязательному социальному страхованию отдельным категориям граждан, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя"// https://www.consultant.ru

12. Закон РФ от 19.04.1991 N 1032-1 (ред. от 29.12.2015) "О занятости населения в Российской Федерации" // https://www.consultant.ru

 

Специальная и учебная литература

1. Актуальные проблемы правового регулирования страховой деятельности: Материалы 2-й Всерос. науч.-практ. конф. М., Юрист, 2013. С. 548.

2. Горшков А.В. Право социального обеспечения [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Горшков А.В.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2011.— 188 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/1494.— ЭБС «IPRbooks», по паролю

3. Захарова Н.А. Право социального обеспечения [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Захарова Н.А., Горшков А.В.— Электрон. текстовые данные.— М.: Омега-Л, Ай Пи Эр Медиа, 2015.— 121 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/23261.— ЭБС «IPRbooks», по паролю

4. Курбанов Р.А. Право социального обеспечения [Электронный ресурс]: учебник/ Курбанов Р.А., Озоженко С.И., Зульфугарзаде Т.Э.— Электрон. текстовые данные.— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014.— 439 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/18173.— ЭБС «IPRbooks», по паролю

5. Мачульская Е.Е. Право социального обеспечения: Учебник для бакалавров. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2013г. – с. 24

6. Право социального обеспечения России: Учебник/ Под ред. К.Н. Гусова. 4-е изд., перераб. и доп. М., 2010. – с.17

 

Интернет-ресурсы

7. Защита прав граждан в сфере социального обеспечения// http://studme.org/1502111912845/pravo/zaschita_prav_grazhdan_sfere_sotsialnogo_obespecheniya

8. Данные СПС «Консультант-Плюс»

 


[1] См.: Курбанов Р.А. Право социального обеспечения [Электронный ресурс]: учебник/ Курбанов Р.А., Озоженко С.И., Зульфугарзаде Т.Э.— Электрон. текстовые данные.— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014.— 439 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/18173.— ЭБС «IPRbooks», по паролю

[2] Мачульская Е.Е. Право социального обеспечения: Учебник для бакалавров. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2013г. – с. 24

[3] См.: Право социального обеспечения России: Учебник/ Под ред. К.Н. Гусова. 4-е изд., перераб. и доп. М., 2010. – с.17

[4] См.: Курбанов Р.А. Право социального обеспечения [Электронный ресурс]: учебник/ Курбанов Р.А., Озоженко С.И., Зульфугарзаде Т.Э.— Электрон. текстовые данные.— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014.— 439 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/18173.— ЭБС «IPRbooks», по паролю

 

[5] См.: Горшков А.В. Право социального обеспечения [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Горшков А.В.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2011.— 188 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/1494.— ЭБС «IPRbooks», по паролю

[6] "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)// https://www.consultant.ru

[7] Федеральный закон от 21.11.2011г. N 323-ФЗ (ред. от 29.12.2015) "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016)// https://www.consultant.ru

 

[8] Защита прав граждан в сфере социального обеспечения// http://studme.org/1502111912845/pravo/zaschita_prav_grazhdan_sfere_sotsialnogo_obespecheniya

 

[9] Защита прав граждан в сфере социального обеспечения// http://studme.org/1502111912845/pravo/zaschita_prav_grazhdan_sfere_sotsialnogo_obespecheniya

[10] "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)// https://www.consultant.ru

[11] См.: Захарова Н.А. Право социального обеспечения [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Захарова Н.А., Горшков А.В.— Электрон. текстовые данные.— М.: Омега-Л, Ай Пи Эр Медиа, 2015.— 121 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/23261.— ЭБС «IPRbooks», по паролю





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.