Тема: А.П. Чехов рассказ «Каштанка». РФЖ Семинар № 1. Творчество А.С. Пушкина для детей. 1. Как относился Пушкин к устному народному творчеству? Назовите фольклорные и литературные источники его сказок. 2. Определите основную проблематику каждой из сказок Пушкина. Какую роль играет в них фантастика? Приведите примеры чудес и диковинок и покажите, как сочетаются в этих сказках волшебное и реальное, бытовое? Каков смысл такого взаимопроникновения? Как воспринимается эта особенность взрослыми и детьми? 3. Покажите, в чем сходство и отличие сюжетно-композиционных особенностейсказок Пушкина в сравнении с народными. 4. Объясните, почему их называют «психологическими». Для этого: а) Сопоставьте положительных героинь «Сказки о царе Салтане» и «Сказки о мертвой царевне». Чем они похожи? Что их различает? От каких образов народной сказки отталкивается здесь поэт? Можно ли характеры пушкинских героинь считать сложнее народно-сказочных? Почему? Какими художественными средствами добивается этого поэт? б) Назовите другие женские образы в сказках Пушкина. Каково их значение в реализации идеи произведения? Сравните царицу-мачеху с мачехой народной сказки. Какими приемами, не принятыми в народной сказке, удается Пушкину углубить и индивидуализировать этот характер? в) Вспомните, есть ли принципиальные различия между положительными героями, действующими в разных народных сказках. Сравните у Пушкина князя Гвидона и Королевича Елисея. Есть ли в них черты сходства? Чем они отличаются? Какими качествами наделяет Пушкин своего Балду? 5. Какова роль авторского «голоса» в сказках Пушкина? Поясните примерами. 6. Подумайте над описаниями в сказках Пушкина (портреты, интерьеры, пейзажи и т. п.). Отличаются ли они от народно-сказочных? Чем именно? Какую роль играют в повествовании? 7. Охарактеризуйте ритмическое своеобразие каждой из сказок. Приведите примеры, показывающие сложность их речевой структуры (наличие в них народно-поэтических слов и оборотов, литературных слов и оборотов, другие особенности). Прокомментируйте свои наблюдения. 8. Сделайте выводы о своеобразии пушкинских литературных сказок. Что позволяет нам говорить о них как о произведениях народных? 9. Что, по вашему мнению, привлекает в пушкинских сказках детей? Нуждаются ли сказки в пояснениях? Каких именно? Какова их воспитательная роль? 10. Выпишите несколько выражений, которые как вам кажется, автор заимствовал из народных сказок. В сказке «о мёртвой царевне» найти и выписать 10 постоянных эпитетов, часто встречающихся в фольклоре. Литература: - Детская литература: учебник, под ред. Е.О. Путиловой. - М., 2008.
- Детская литература: учебник. Арзамасцева И.Н., Николаева С.А. - М., 2001.
- Детская литература: учебник, под ред. Е.Е. Зубаревой. – М., 2004.
- Непомнящий В.С. Добрым молодцам урок // Непомнящий В.С. Поэзия и судьба. - М: Сов. писатель. 1983.
- Сказки Пушкина в школе. Сборник статей / Сост. Коровин В.Я. - М: Просвещение. 1972.
Семинар № 2. 3 РО Рассказ Ф.М. Достоевского «Мальчик у Христа на ёлке». Гуманизм произведений Ф.М. Достоевского и Г.Х. Андерсена. (рассказ Ф.М. Достоевского «Мальчик у Христа на елке» и сказка Г.Х. Андерсена «Девочка со спичками»). Актуальность милосердия. Один писатель был великим сказочником, а другой – писателем-реалистом. Объединены оба произведения темой детских страданий. Острота и тонкость анализа душевных движений, достоверность бытописательства. Библейский мотив. Композиционные особенности. Портретные характеристики. Литература: Детская литература: учебник, под ред. Е.О. Путиловой. - М., 2008. Детская литература: учебник. Арзамасцева И.Н., Николаева С.А. - М., 2001. Андерсен Г.Х. Сказки. Истории. М.: Воскресенье, 1996г. Достоевский Ф.М. Рассказы. М.: Современник, 1983г. Литературный энциклопедический словарь / Под ред. В.М. Кожевникова. М.: Советская энциклопедия, 1987. С.750. Энциклопедический словарь юного литературоведа / Сост. В.И. Новиков. М.: Педагогика, 1988. С. 416. Семинар № 3. 3 РО Тема: А.П. Чехов рассказ «Каштанка». Особенности изображения жизни в этом произведении. Образы животных. Психологические и гуманистические мотивы в рассказе писателя. Четкость композиции рассказа. Юмор. Своеобразие языка произведения. 1. Докажите, что в рассказе мир показан глазами собаки, хотя история Каштанки передана от лица рассказчика. 2. Что вы можете сказать о характере Каштанки? Есть ли в ее характере «человеческие» черты? 3. У нового хозяина Каштанке было хорошо, гораздо лучше, чем у Луки Александровича и Федюшки. Почему же Чехов заканчивает рассказ словами: «…но все это представлялось ей теперь, как длинный, перепутанный, тяжелый сон…»? 4. Как вы поняли смысл этого рассказа? 5. Существует мнение, что у животных нет разума и характера, а есть только инстинкты. Согласен ли с этим Чехов? 6. Какими сведениями о жизни и поведении животных и какими нравственными представлениями обогащают эти произведения маленького читателя? Литература: 1. Детская литература: учебник, под ред. Е.О. Путиловой. - М., 2008. 2. Детская литература: учебник. Арзамасцева И.Н., Николаева С.А. - М., 2001. 3. Детская литература: учебник, под ред. Е.Е. Зубаревой. – М., 2004. 4. Русская литература для детей: Учеб. пособие для студ. / Т.Д. Полозовой. – М., 2000. (чит. зал детской библиотеки) Русские детские писатели XX века: Библиографический словарь / Под ред. Г.А. Черной, И.Г. Минераловой и др. – М., 1997. Энциклопедический словарь юного литературоведа / Сост. В.И. Новиков, Е.А. Шкловский. – 2-е изд., доп. И перераб. – М., 1998. 4-5 семинары 3 РО |