ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной 
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | Самарская государственная филармония 1 декабря 1907 года на углу улиц Саратовской и Москательной (Фрунзе и Л.Толстого) открыл свои двери для широкой публики театр-цирк «Олимп». Здание «Олимпа» смело можно было назвать шедевром русского провинциального модерна. Архитектор П. В. Шаманский остроумно и вдохновенно обыграл угловое положение дома. Он срезал угол здания перпендикулярно диагонали перекрестка и расположил на этой оси вход. Таким образом, перед глазами входящего оказывался трехгранный разворот фасада. Центральную грань во всю высоту занимала архитектурная арабеска, замыкавшая в единую форму двери и два яруса окон. Два боковых ризолита украшали изысканные маскароны. Сверху, над выступающей плоской аркой козырька, возвышалась аллегорическая скульптурная группа – бог музыки и искусств Аполлон и муза Эрато, покровительница любовной поэзии. Центральное «суперокно» уравновешивали два больших люнета (круглые окна) с великолепно нарисованными переплетами на боковых гранях фасада. Слева и справа от входа располагались рельефы, изображающие пегасов. Здание венчал восьмигранный купол, оканчивающийся ротондой. Это было, безусловно, самое элегантное здание в городе. Адрес-календарь Самарской губернии от 1908 года сообщал: «Имеется собственный постоянный концертный оркестр под управлением капельмейстера А,Г.Крюковича… Роскошный буфет…Первоклассная кухня». Именно это и застал знаменитый Леонид Дуров, когда приехал в этом же году в Самару на целых шесть представлений! Кроме показа цирковых номеров, – что и подразумевалось при постройке здания, – использовалось оно чрезвычайно разнообразно. Вот как пишет об этом старейший работник филармонии Ева Цветова: «Выгодное территориальное положение, самый большой зрительный зал на 1100 мест, прекрасная акустика сделали его привлекательным для исполнителей самых разных жанров и для публики. Двойное название театр-цирк объясняется своеобразием его конструкции. При снятии кресел в центре партера и установки съемного барьера зрительный зал превращался в цирковую арену. На сцене театра «Олимп» ставились гастролерами оперы и драмы, выступали известные артисты, читали лекции выдающиеся ученые». Выдающееся событие – гастроли симфонического оркестра под управлением Сергея Кусевицкого и с участием Александра Скрябина. Знаменитый контрабасист-виртуоз с мировым именем и не менее известный в России дирижер, Кусевицкий развернул вместе со своим симфоническим оркестром беспрецедентную по тем временам просветительскую акцию: трижды в течение нескольких лет он выезжает в концертные турне с программой из русской музыки по городам России и, в частности, Поволжья. Среди них, конечно же, Самара. Что это была за поездка, можно судить по афишам и программкам, сохранившимся с тех времен. И то, и другое можно считать образцом внимательного и уважительного отношения к своим слушателям. Афиши подробно сообщали репертуар: «7 мая 1910 г. в концертном зале театра «Олимп» Симфонический концерт под управлением Сергея Кусевицкого при участии А. Скрябина. Программа посвящена русским композиторам: Римский-Корсаков – «Шехерезада», симфоническая поэма. Скрябин – концерт для фортепиано с оркестром, ор.20. – исполняет автор. Танеев – антракт к III действию оперы «Орестея», Чайковский – Пятая симфония. Начало концерта в восемь часов вечера». А к каждому купленному на вечер билету прилагалась программа-аннотация (в оформлении художника Добужинского), где излагались тематические разборы, биографии композиторов и исполнителей с их портретами, приводились нотные примеры исполняемых произведений. Завершала эту фантастическую картину продажа в фойе дешевых карманных партитур! 5 апреля 1940 года, Куйбышевский облисполком принимает решение о создании на базе гастрольбюро Самарской филармонии. 8 мая этого же года (приказом № 71 областного отдела по делам искусств) ее сотрудники начали свой первый рабочий день в здании бывшего «Олимпа». Первый директор филармонии Александр Кузьмич Щепалин, заведующий массовым отделом Вячеслав Васильевич Жако, музыкальный редактор Нина Николаевна Торбеева, администратор Евгений Иосифович Завадье (незаурядный талант организатора позволил пройти ему путь до заместителя директора филармонии, откуда он и ушел на пенсию в 70-х годах) – каждый из них вкладывал в свою работу все профессиональное умение, всю душу. Походили циклы скрябинских концертов, декады советской музыки, летние праздники музыки и эстрады, творческие отчеты местных композиторов, гастроли М. Рейзена, А. Софроницкого и других выдающихся исполнителей, камерные концерты солистов филармонии, лекции-концерты. Во время войны многие сотрудники были мобилизованы, артисты создавали фронтовые бригады. В ноябре 1941 г. филармония лишилась своего здания, которое было передано недавно организованному театру оперетты. А осенью 1942 г. была эвакуирована из Москвы труппа Большого театра. Ей передали здание местного оперного театра, а его коллектив переехал в здание филармонии под названием «передвижного театра оперы». Но, как ни странно, масштаб концертной деятельности филармонии рос от месяца к месяцу. Появилась новая аудитория, которую составили эвакуированные из разных городов страны. Филармония должна была проводить и концерты солистов и оркестра Большого театра, авторские вечера советских композиторов, многие из которых жили и работали в это время в Самаре (Дмитрий Шостакович, Юлиан Крейн, Константин Щедрин, проводивший заседания членов Союза композиторов, — отец Родиона Щедрина). На сцене филармонии давали вечера камерной музыки самарские музыканты, выступали артисты Театра эстрады и миниатюр, реорганизованного из бывшего Ростовского. Позже Большой театр возвращается в Москву, уезжают из Самары многие видные музыканты и артисты, переводят на работу в столицу и директора А. К. Щепалина. После 3-х летнего перерыва и последующего за ним срочного ремонта (не хватало даже дров для отопления!), 7 декабря 1943 г. в «Олимпе», снова возвращенном филармонии, состоялся первый симфонический концерт объединенного оркестра филармонии, оперного театра и музкомедии. В программе – музыка всеми любимого Чайковского. Дирижировал А. А. Эйхенвальд, руководивший оркестром оперного театра. Спустя несколько месяцев, самарская музыкальная жизнь обогатилась новым знаменательным явлением: с гастролями приехал дирижер Государственного симфонического оркестра СССР Натан Рахлин, «человек-оркестр», умеющий играть почти на всех существующих инструментах. За несколько репетиций, в концертах он добился от музыкантов «ансамблевой точности и сочности, даже пленительности звучания». Обаяние его личности, мастерство стали залогом длительных творческих отношений с артистами нашего оркестра еще в течение многих и многих лет. Появление его за пультом на сцене филармонии с радостью и трепетным волнением ожидали сотни любителей музыки. Наступившие первые мирные сезоны в жизни филармонии в то же время стали и одними из самых трудных. Город еще жил впечатлениями от спектаклей и концертов артистов Большого театра, лучших столичных исполнителей, дирижеров; полнился эмоциональным потрясением от прозвучавшей на весь мир, из Самарского театра оперы и балета, премьеры Седьмой симфонии Шостаковича под управлением Самуила Самосуда. Исполнял ее тогда оркестр Большого театра, подкрепленный в своем составе самарскими музыкантами, в том числе, и из оркестра филармонии. Ну, а самой Самарской филармонии предстоял еще очень долгий путь по ступеням, возносящим к музыкальному Олимпу, новый штурм за доверие и симпатии слушателей. Надо было еще очень долго доказывать свой профессионализм. Опираясь на лучшие традиции, коллективы филармонии пересматривали свой репертуар (в афишах все чаще появлялись слова «первое исполнение в Куйбышеве»), пополняли творческий состав молодыми талантливыми выпускниками консерваторий. Тщательно подбирался и художественно-руководящий состав. В 1945 г. выделился в самостоятельную творческую структуру музыкально-литературный лекторий, существующий и поныне. Не будет преувеличением сказать, что благодаря усилиям артистов лектория многие жители сел и деревень самарской области впервые увидели и услышали многие музыкальные инструменты, классическую музыку, узнали множество имен отечественных и зарубежных поэтов, писателей и композиторов. Именно они, артисты лектория, жертвуя порой большой сценой ради идеи музыкального просвещения и обрекая себя на тяготы походной жизни, были тем недостающим связующим звеном, без которого рассыпалась бы золотая цепь искусства. Знаменитый дуэт Демидовых – отец и сын, концертная гармоника и баян, составляли один из самых популярных номеров самарской эстрады с 30-х до середины 60-х годов. Объездили во время войны с концертами страны западной Европы, были и в Порт-Артуре. Дуэт распался только в1967 г., со смертью старшего, Демидова Александра Николаевича. Его сын Анатолий не только виртуозно играл на баяне (в 1928 году стал победителем первого в Самаре конкурса исполнителей на народных инструментах), но и являлся автором оригинальных пьес и переложений для гармоники и баяна. Следующее поколение баянистов, работающих в филармонии – Аркадий Левит и Юрий Арнаутов, – не менее известны самарским любителям народной музыки. Артистическое обаяние, романтическая пылкость, присущая исполнительской манере Аркадия, его виртуозность и рвущаяся со сцены темпераментность, делали его присутствие в концертных программах музыкально-литературного лектория не просто заметным – праздничным! Равно хорошо он играл и народную музыку, и классические переложения, автором которых зачастую являлся сам. В 1997 г. ему было присвоено почетное звание «Заслуженный артист Российской Федерации». Творческие искания Юрия Арнаутова несколько иные. Он приверженец академического стиля.Репертуар – всегда оригинален, включает в себя музыку разных эпох, в том числе и современную. Так, исполнение им в сольных концертах музыки аргентинского композитора А. Пьяццоллы стало для многих самарцев открытием. Многие баянные премьеры отечественных и самарских композиторов тоже связаны с именем Арнаутова. В настоящее время он – лауреат международных конкурсов в Италии (1993, 1997) и Франции (1994), выступает с сольными концертами в лучших залах Москвы и городов России. Настоящими профессионалами и тонкими знатоками своего дела были концертмейстеры-солисты Ольга Иванова (ныне она главный концертмейстер Самарского оперного театра, заслуженная артистка России), Валентина Капоткина, Людмила Вишневецкая и Елена Матусова.Изабелла Одельская – невероятно изобретательный лектор и пианистка, она являлась также и режиссером многих своих программ. Людмила Иноземцева, концертмейстер лекторийных групп была известна в городе и как ведущая телевизионных программ о музыке. Наталья Шаталова (ныне Файн) и Сергей Загадкин, в разное время работавшие в филармонии, еще детьми начали свой путь на концертной эстраде, став лауреатами Поволжского конкурса молодых пианистов им.Д.Кабалевского. Так же, как и их родители, они выбрали профессию музыканта. Их мастерство получило оценку не только музыкальной общественности, но и официальное признание: Наталья Файн – заслуженный работник культуры, Сергей Загадкин – дипломант Международного конкурса пианистов в Италии. Но из всех пианистов, пожалуй, только Загадкину, имеющему за плечами 20-летний сценический стаж, удалось накопить столь солидный творческий багаж, который включает в себя исполнение с оркестром многих фортепианных концертов Моцарта, Шопена, Листа, Брамса, Чайковского, Рахманинова, Скрябина, трудноисполнимые и редко звучащие произведения западноевропейских и отечественных композиторов-классиков. Его имя в афише всегда привлекает внимание самарских любителей музыки, собирает залы. Сегодня он доцент Самарской Академии культуры и искусств и в концертах выступает как «свободный художник». В 1950 году пришел в филармонию Борис Гальпер, – «итальянский тенор» называли его за пристрастие к оперной музыке итальянских композиторов и неаполитанским песням. Его творческое долголетие было удивительным, даже в преклонном возрасте он продолжал петь и голос его звучал молодо. Чуть позднее, после Московской консерватории, появилась в филармонии и Раиса Ермолаева (лирико-колоратурное сопрано), ученица прославленной русской певицы Антонины Неждановой. Ее теплый и нежный тембр, легкостью и красотой напоминая чудесный голос ее педагога, неизменно вызывал восторги слушателей. Репертуар был самый разнообразный – от русской народной песни до сложнейшей оперной арии. На протяжении многих десятилетий эти артисты были центром и украшением концертных филармонических программ и, пожалуй, провели в дорогах по области добрую половину своей жизни. Трудовой стаж, исчисляемый десятилетиями, провел в дорогах и виртуоз-балалаечник Александр Кочетков. К концу 70-х годов в филармонии насчитывалось более десяти литературных и музыкальных групп, в каждой – по 4-5 артистов. Тематика программ была самая разнообразная: биографии писателей, поэтов и композиторов, сопровождающиеся музыкальными иллюстрациями, рассказ о музыкальных инструментах или история создания какого-либо произведения, детские сказки или серьезные исследования национальной культуры «братских республик». И составы групп были разные: лектор, баянист, балалаечник, гитарист и чтец; или скрипач, пианист, два вокалиста и обязательно лектор-музыковед. Но некоторые артисты лектория имели (по существующей тогда тарификации) высшую категорию, которая давала право на сольный концерт или одно отделение концерта. Таким правом пользовались дипломант Всероссийского конкурса вокалистов Нонна Колесникова (меццо-сопрано), сопрано Ольга Шевченко (в одном из своих концертов впервые в Самаре исполнившая на сцене уже новой филармонии вокальный цикл Г. Свиридова на стихи С. Есенина «Отчалившая Русь» в авторской редакции) и Тамара Чичайкина, мастер художественного слова Игорь Правдин и другие. На них держится нынче лекторий: музыковед Инна Фельдман, вокалистки Раиса Гладкова, Людмила Власова и Лилия Азанова, вокальный дуэт Лариса Рязанова и Светлана Селиванова, мастера художественного слова Геннадий Матюхин,Ирина Колмагорова, Галина Канунникова, Лидия Наливайко, Ирина Белобородова и Александр Внуков, скрипач Сергей Коган, балалаечник Владимир Щежин. Они уже не так и молоды. Изменилось и «лицо» программ. Это экскурсы в древнюю историю отечества и по страницам Библии, краеведение, начальные эзотерические знания, театрализованные представления по произведениям русских писателей-классиков. Нынче, когда для артистов филармонии оказались закрытыми залы дворцов культуры, – ведь многие из них были ведомственными, а сегодня крупные заводы и предприятия, владельцы этих клубов, «стоят» – центр работы лектория большей частью переместился в школьные аудитории. Темы программ стали больше взаимодействовать с современной школьной тематикой. По существу, устарело и прежнее название – «лекторий» (как и не упоминается присвоенное коллективу в прошлом звание лауреатов премии Ленинского комсомола!). Теперь это – ОЛиМП. Замечательные самарские музыканты Марк Викторович Блюмин и Алексей Александрович Трифонов. «Художественное руководство» – как часто это штатное определение скрывает истинную суть подвижнической и самоотреченной деятельности людей, авторитетом и волею своей направляющих живые силы творческих процессов к вершинам вдохновенного самовыражения творцов – актеров, музыкантов, художественных коллективов. Сами, будучи отличными музыкантами (Блюмин – композитор и хормейстер, Трифонов – пианист), не раз успешно выступая в концертах, так сумели организовать гастрольную деятельность филармонии, что в дни их «правления», Самара мало чем отличалась от столицы пестротой и разнообразием афиш, именами пребывающих с концертами выдающихся исполнителей: Л. Оборин, Э. Гилельс, С. Рихтер, Д. Шафран, Б. Давидович, И. Козловский, С. Лемешев, Н. Батурин, М. Ростропович, Н. Штаркман, Т. Николаева, Л. Берман, Д. Башкиров, В. Малинин, Л. Власенко, Д. Ойстрах, В. Климов, Л. Гинсбург, К. Элиасберг, Р. Баршай, В. Жук. |