Концепция поэтапного формирования умственных действий П.Я Гальперина и Н.Ф Талызиной Дидактика как теория обучения План: 1. Понятие о дидактике 2. Основные дидактические категории: процесс обучения, принципы обучения, цели обучения, содержание образования, методы обучения, формы организации обучения. 3. Предмет и задачи дидактики основные дидактические концепции. 1. Понятие о дидактике Перед педагогикой встают вопросы; каким должен быть процесс обучения, как его нужно осуществить и использовать для развития формирования личности? Теория разработки этих вопросов обусловило развитие особенностей научной дисциплины – дидактики. Термин дидактика происходит от греческих слов diclacticos – поучающий, и didasko – изучающий. Считается что этот термин ввел немецкий педагог В. Ратке (1571-1635).Под дидактикой он понимал научную дисциплину которая занимается исследованием теоретических и методических основ обучения. Фундаментальную научную разработку дидактики впервые осуществил Л.А Каменский. В 1632г. Он написал на чешском я зыке свою «великую дидактику», которую в 1633 – 1638г. Перевел на латинский язык и в 1657 была опубликована в Амстердаме. Под дидактикой Каменский понимал « всеобщее искусство учить всех всему» . Большой вклад в разработку дидактики внесли И.Гербард, К.Д Ушинский, В.П Острогорский, П.Ф Коптерев. Не мало сделано в этом направлении П.Н Груздевым, М.А Даниловым, Б.П Есиповым, Л.В Занковым и др. Важнейшие проблемы, разрабатываемые дидактикой: 1. Определяет пед.основы содержание образования. 2. Исследуют сущность, закономерности и принципы обучения пути повышения его развивающее – воспитательного влияния на учащегося. 3. Изучает закономерности учебно-познавательной деятельности учащихся и пути ее активизации в процессе обучения. 4. Разрабатывает систему общепедагогических методов обучения и условия их эффективного применения. 5. Определяет и совершенствует организационные формы учебной работы в образовательных воспитательных учреждениях. Основные дидактические концепции Одним из основных принципов реформирования российской школы является принцип развивающего образования. Однако многие ученые, учителя все еще имеют смутные представления сущности развивающего обучения, а различных его видах и формах, о том, что в российской педагогике существует ряд концепций развивающего бучения. Концепция Л.В Занкова В конце 50-х младшие школьники – цель психическое развитие. Основу систему обучения, Л.В Занкову, составляют следующие взаимосвязанные принципы: · Обучение на высоком уровне трудности; · Быстрый темп в изучении программного материала; · Ведущая роль теоретических знаний, · Осознание школьниками процесса учения · Целенаправленная и систематическая работа по развитию всех учащихся включая и наиболее слабых. Концепция В.В Давыдова и Д.Б Эльконина В 60 –е г. 20 в. Пытались установит роль и значение младшего школьного возраста в психическом развитие человека. Было выявлено, что в современных условиях в этом возрасте можно решать специфические образовательные задачи при условии развития учебной деятельности, развития абстрактно теоретического мышления, произвольного управления поведением. Обучение должно быть направленно на создание необходимых зон ближайшего развития, которые превращались бы со временем в психические новообразования. Усвоение знаний в форме специфической учебной деятельности. Концепция поэтапного формирования умственных действий П.Я Гальперина и Н.Ф Талызиной 1.Мотив + цель задания 2.Знакомство с характером деятельности. 3.выполение действия 4.Действие подвергается дальнейшему обобщению благодаря речевому оформлению. 5.Действие приобретает умственную форму – этап внутренний речи. 6.Выполнение плана в умственном действии. Концепция проблемного обучения. ( в конце 60х начале 70 гг.) Т.В Кудрявцев А.М Матюшкин и др. Суть проблемного обучения – в создании проблемных ситуаций осознании, принятии и решение этих ситуаций в процессе совместной деятельности учащегося и учителя. Проблемное обучение в отличие от другого способствует не только формированию необходимой системы знаний, умений и навыков у учащегося, но и обеспечить достижения высокого уровня умственного развития школьников, развитию у них способности к самообучению самообразованию. Концепция З.И Колмыковой Развивающим является такое обучение, которое формирует творческое мышление. Концепция Л.М Фридмана Выделял несколько принципов. Концепция Н.Н Поспелова Направлена на формирование мыслительных операций. Обучения анализу и синтезу предполагает формирование умений мыслить практически: разлагать объект на составные части, выделять существенные стороны объекта, изучать каждую часть как элемент единого целого соединять части объекта в целое. |