МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Японское кино. Творчество Акиры Куросавы.





 

Уже в 20-е годы Япония обладала разви­тым кинопроизводством и кинопрокатом. Но долгое время японские фильмы делались для внутреннего рынка, за пределами стра­ны о них ничего не было известно. И только в 50-е годы японское киноис­кусство включилось в мировой кинопро­цесс. Этот прорыв был связан прежде все­го с именем режиссера Акиры Куросавы.

Притом нетрудно заметить, что социальные драмы, которые занимают заметное место в творчестве Куросавы – такие, как «Додэскадэн» ( «Под стук трамвайных колес») (1970), «Злые спят хорошо» (1960), «Жить» (1952 приз МФК в Берлине), «Хроника жизни», «Пьяный ангел» (1948), - далеко не так задевают в Куросаве жилку художника, рисовальщика, как фильмы, связанные с прошлым, с историей: «Семь самураев» (1954, приз МКФ в Венеции, «Оскар»), «Тайная крепость», «Телохранитель» (1961, приз МКФ в Венеции), «Двойник». Или как его знаменитые экранизации: «Трон в крови, или Паучий замок» («Макбет») (1957, приз МКФ в Зап.Берлине), «Идиот» (1951), «Расёмон» ( 1950, гл.приз МКФ Венеции, «ОскаР»), «Красная борода» (1965, приз Асахи), «Дерсу Узала» (1975, гл. приз МКФ в Москве, «Оскар»)

При всей трезвости своего мироощущения, Куросава – один из самых стойких романтиков среди великих мастеров кино. И для него, для его романтического воображения давнее и недавнее прошлое, окутанное дымкой легенд, поверий, экзотических воспоминаний, куда привлекательней, чем повседневная окружающая реальность.

За долгую жизнь в искусстве Куросава снял более сорока картин, практически ежегодно по фильму – интенсивность по европейским меркам весьма высокая. При всем изобилии жанров и форм, все картины его идейно и стилистически очень схожи. Все они- драмы бурных страстей, роковых столкновений. Все они, за редким исключением, изображают борьбу индивидуума или маленькой группы таковых против окружающего зла. Эта борьба трагична, подчас безнадежна и от того еще более прекрасна. Для Куросавы нет ничего красивей и самоотверженей, чем одиночный подвиг - и даже не обязательно в виде героического деяния. Это может быть просто добрый, честный - человеческий поступок. С одинаковой страстью он воспевает и бродячего рыцаря-самурая, и скромного провинциального доктора, беззаветно и бескорыстно спасающего людей от нужды и недугов. Куросава никогда не давал взять над собой верх отчаянию и тоске, хотя был близок к тому. Недаром одним из любимейших писателей режиссера был Ф.Достоевский, чей роман «Идиот» он блестяще экранизировал. Недаром в числе других экранизаций - «На дне» М.Горького, «Король Лир» В.Шекспира, «Ворота Расёмон» Акутагавы.

Куросава был автором многих сценариев и постановщиком нескольких картин, когда международный успех фильма «Расёмон» (1950) принес ему мировую славу. «Расемон» во многом порывал с канона­ми японского кино. Этому филь­му как и всем последующим работам режис­сера, присущ повышенный драматизм, ост­рое чувство жизненных конфликтов. Зрителей и критиков поразило исполне­ние роли Тадземару молодым актером Тосиро Мифуне. В дальнейшем Куросава продолжал снимать Мифуне почти во всех своих филь­мах. Благодаря Куросаве Тосиро Мифуне стал актером № 1 японского кино.

Куросаву чрезвычайно занимала про­блема борьбы в человеке доброго и злого начал. Режиссер возвращался к ней неод­нократно. Интерес к моральной проблематике во многом был воспитан у Куросавы русской литературой, в особенности Достоевским.



В 1951 г. Куросава осуществил свой дав­ний замысел - экранизацию романа Достоевского «Идиот». Действие он перенес в Японию, на северный остров Хоккайдо. Вся обстановка и детали быта были японс­кими. О России напоминал только непре­рывно идущий и лежащий сугробами снег. Куросава прочувствовал и передал уни­версальность Достоевского, общечелове­ческое значение его образов.

Работая над фильмом «Семь самураев» (1954), Куросава обратился к кинематогра­фу США, и прежде всего - к жанру вестер­на. Фильмы-вестерны всегда остро драма­тичны, обязательно включают в себя сцены драк, перестрелок, погонь, бешеных скачек по диким просторам прерий. «Семь самураев» - один из самых про­славленных фильмов Куросавы. Приемы вестерна здесь перенесены на японскую почву. Перед нами одновременно и при­ключенческий фильм, и эпическое произве­дение, и философская притча. Действие происходит в XVI веке, когда Японию раздирали междуусобные войны, а по стране рыскали банды разбойников. Интересно, что в США по фильму «Семь самураев» был поставлен широко извест­ный фильм «Великолепная семерка».

Решив экранизировать трагедию Шекс­пира «Макбет», Куросава перенес ее дей­ствие в средневековую Японию. Так родил­ся фильм «Паучий замок» (1957). Сюжет казался режиссеру достаточно универсаль­ным, подходящим для разных времен и раз­ных народов: это история военачальника, которого жажда власти заставляет совер­шать одно убийство за другим и, который в конце концов погибает, раздавленный тяже­стью собственных преступлений. Главная трудность для Куроса­вы состояла в том, чтобы найти для траге­дии Шекспира такую художественную фор­му, которая соответствовала бы японской психологии и японским традициям. Куросава решил, что все действие его фильма будет окутано туманом: из тумана будут появляться предметы, пейзажи, кон­туры замка, скачущие всадники - и снова будут растворяться в тумане. Сам замок дол­жен быть низким, мощным, приземистым, а построить эту декорацию Куросава прика­зал на крутом склоне горы Фудзи. К этому времени Куросава уже при­менял метод съемки не одной, а сразу не­сколькими камерами. Так Куросава добивался сочетания на экране противоположных характеристик: прочности и шаткости, материальности и призрачности, реальности и фантастики. В работе с актерами Куросава ориен­тировался на традиции старинного японс­кого театра «Но». Это проявлялось и в особой непод­вижности лиц, в сдержанности мимики и ин­тенсивности взгляда, в моментах полной неподвижности персонажей, в стилизованной четкости движений. Все это создавало впе­чатление, что герои фильма - это и живые люди, и в то же время марионетки, которы­ми движет злой рок.

Куросава любит напряженный, вдохновенный, яркий рассказ, как любит он ослепительное лето, снежную зиму, бурную разливистую весну, туманно-дождливую осень, как любит все резкие и суровые проявления природы. Они составляют неизменный живописный и конечно же психологический фон в его фильмах. Его иногда называли «человек ветра» за то, что бури, ураганы, вихри, потоки- излюбленные приметы многих его работ. И прежде всего картин, составляющих «самурайский цикл».

Этот цикл не главный в творчестве Куросавы, но самый приметный. Картины именно этого цикла ( «Расёмон», «Трон в крови», «Семь самураев», «Тайная крепость», «Тень воина» и др.) принесли режиссеру наибольшее количество престижных международных премий.

Куросава никогда не задумывал подобного цикла. Он сложился стихийно. В 1945 г. Куросава поставил четвертую по сету картину - «Мужчины, идущие по следу тигра». Именно с этой первой «самурайской» картины и начал складываться упомянутый цикл. Тема это в кинематографе Куросавы выявлена чрезвычайно разнообразно. Куросаву иногда попрекали экзальтацией (героизацией, романтизацией) самурайства, но соглашаться с этим не хочется, да и не надо. Ибо с первых же лент этого цикла их герои несут на себе печать трагического разлада. Говоря об этом цикле, важно принять во внимание еще одно обстоятельство. До Куросавы японское кино совершенно не имело опыта постановки историческо-приключенческих и вообще зрелищных фильмов - масштабных по количеству участников, разнообразию костюмов и дизайну, по техническому оснащению. Самурайские картины Куросавы – как и весь его кинематограф - были новостью для Японии, поскольку органично сочетали богатые театральные и пластические традиции японской культуры с самыми современными выразительными приемами западного кинематографа. Было время, когда Куросаву часто упрекали в Японии, что он извратил национальный стиль, приспособил его к европейскому глазу и европейскому уху, что совместил японскую эстетику с чужеродной культурой- так сказать, продпл ее западному потребителю Режиссер отвечал на это так: «Я люблю очацукэ – исконное японское блюдо( рис, залитый теплым зеленым чаем), но мне кажется, пришло время готовить в нашем кино более калорийную пищу. Лично я предпочитаю нечто вроде бифштекса, на котором лежало бы масло, а сверху угорь, жаренный в сое».

В самурайском цикле, как и в других фильмах, рядом с Куросавой были его постоянные сподвижники: композиторы Ф.Хаясака, М.Сато, опреторы А.Накаи, К. Ямасаки, К.Миягава, и, конечно актеры Такаси Симура, Мачсаюки Мори, Минору Тиаки и самый главный- Тосиро Мифунэ. Куросава, как и многие большие мастера кинематографа, не любит менять соратников- тех с кем сработался.

Самый знаменитый актер актер Куросавы и пожалу, самый знаменитый в мире японский актер- это Тосиро Мифунэ. Куросава открыл его в 1948 г., когда искал главного исполнителя для своей картины «Пьяный ангел».До этого Мифунэ почти не снимался. В этом фильме он сыграл роль молодого уголовника- главаря местной банды, безнадежно больного и опустившегося человека. Эта роль стала поворотным моментов в его биографии. Он нашел своего режиссера и свою славу. В фильмах Куросавы Мифунэ переиграл множество разных персонажей. Тут и молодой врач в мелодраме «Молчаливая дуэль», и полицейский в детективе «Бродячий пес», и художник в любовной драме «Скандал», и бандит Тайамару в знаменитом «Расёмоне, и Рогожин в «Идиоте», и Макбет Шекспира и подвижник-доктор в «Красной бороде» и разумеется главные персонажи почти во всех самурайских фильмах.

В 1989 году Куросава получает премию «Оскар» за вклад в мировое киноискусство.

 

 

 

 





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.