ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | Шаг 3. Укрепляйте собственные границы Прежде чем вы начнете внушать своему ребенку необходимость формирования границ, сами встаньте на правильный путь. Дети обладают поразительной способностью улавливать малейший обман. Они еще не так долго живут на этом свете и не научились изощренно лгать самим себе по поводу увиденного. Они чувствуют, когда вы лицемерите или велите им делать то, чего не делаете сами. Более того, каждый из нас в любом случае просто по жизни обязан развивать и совершенствовать собственные границы. Мы знаем многих родителей, использующих конфликты и разногласия со своими детьми по вопросам границ в качестве шанса для собственного духовного и эмоционального роста. Мало что может поставить нас на колени быстрее, чем неуправляемый ребенок. Это состояние униженности, обиды и безысходности заставляет нас одновременно поглубже заглянуть в самих себя, обратиться к Богу и начать эффективнее использовать предоставленные Им возможности. Этот шаг побуждает нас работать не только над своими границами, но и над самой жизнью. Вам предстоит проделать огромную работу по сближению с Богом, по духовному и эмоциональному росту и по исправлению характера. В своей жизни вы нуждаетесь во всем, чем Он может вам помочь. Вы нуждаетесь в друзьях, которые успокоят и поддержат вас, а также будут противостоять вашей слабости и эгоизму. Детям очень трудно расти, если рядом с ними нет растущих родителей. Не уподобляйтесь родителям, считающим, что церковь и школа помогут их детям стать зрелыми людьми. Ребенок ждет, чтобы вы были для него примером ищущей, искренней личности, активно участвующей в процессе познания Бога и людей: «Блаженны хранящие откровения Его, всем сердцем ищущие Его» (Псалом 118:2). Если вы хотите правильно вести свое хозяйство, то самым мудрым будет попросить помощи у того, кто это хозяйство создал. Некоторые родители начинают трудиться над установлением собственных границ и сталкиваются с тем, что им очень трудно сказать «нет» супругу, начальнику, друзьям. И они начинают понимать, почему их дети управляют ими. Группа психологической поддержки или хорошая церковь помогут им собраться с силами. Постепенно они сумеют лучше управлять собственной жизнью, перестанут бояться конфликтов, не будут чувствовать себя виноватыми. Их отношения с детьми улучшатся. Можем посоветовать вам прочитать нашу книгу «Барьеры», в которой в отличие от этой книги основное внимание уделяется личным границам, а не вопросам воспитания детей. Уважать границы других тоже может оказаться для вас нелегким делом, даже если вы являетесь энергичной, напористой личностью, не принимающей чужих отказов. Признайте свою беспомощность, пытайтесь воздействовать, а не командовать, постарайтесь понять основанное на сопереживании Золотое правило Иисуса Христа: «Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» (Матфея 7:12). Рассказываетдоктор Таунсенд Некоторое время назад ко мне на консультации ходил отец с сыном-подростком. Мальчик попал в плохую компанию, бросил школу, стал употреблять наркотики. Отец — бывший военный — никак не мог понять, почему его приказной тон не дает нужных результатов. Они пришли ко мне на очередной прием, и я увидел, что свисающие раньше до плеч белокурые волосы мальчика теперь коротко острижены. Днем раньше под воздействием импульса отец потащил сына в парикмахерскую, где мальчика постригли. «Я устал от этих психологических бесед. И решил устранить проблему своими силами, — сказал он мне. — Теперь он больше не похож на этих мерзких мальчишек». Мальчик был озлоблен и унижен. «Этот порыв лишь сделал вашу непростую проблему еще более сложной», — сказал я отцу. Прошло очень много времени, за которое ситуация даже еще более обострилась, прежде чем до отца дошло, что ему пора прекратить давить на сына, а начать предоставлять ему свободу Отцу пришлось провести огромную работу по установлению собственных границ. За это время сын был исключен из школы, которую он высоко ценил, и даже как малолетний нарушитель привлекался к уголовной ответственности за употребление наркотиков. Отец считался с чувствами своего сына, но также считался и с установленными властями запретами. Он перестал ворчать на сына, а ввел определенные правила поведения с соответствующими последствиями. которые неукоснительно соблюдались. Со временем сын стал более ответственным, менее импульсивным и добился успехов как в школе, так и на работе. Шаг 4. Оценивайте ситуацию и составляйте план действий Оценивайте состояние своего ребенка и собственные силы и разрабатывайте план действий. Ребенок Разбирайтесь в проблемах границ ребенка исходя из конкретной ситуации. Составьте перечень нескольких важнейших факторов. Возраст. Только что научившиеся ходить карапузы смотрят на жизнь совсем не так, как подростки, хотя большинство связанных с границами проблем универсальны. Удостоверьтесь в том, что проблемы вашего ребенка типичны для детей его возраста и что он вполне способен с ними справиться. Ваша задача — подтолкнуть ребенка к уровню, который выше его комфортного состояния, но не выше его способностей. Например, грудные дети очень сильно нуждаются в заботе, и ждать от них соблюдения границ бессмысленно. Детям старше года уже следует начинать говорить «нет», когда они виснут на мебели или суют пальцы в электрическую розетку. Запомните: чем старше ребенок, тем большее разочарование он способен пережить. Уровень зрелости. Уровни зрелости разных детей различны; некоторые в шесть лет более «взрослые», чем семнадцатилетние. Это зависит от таких понятий, как чувство долга, способность заводить друзей и поддерживать дружеские отношения, готовность подчиняться, способность выражать несогласие и протест, умение переносить невзгоды и лишения, переживать потери и неудачи как свои, так и чужие, и отношение к власти. Ищите участия других людей, хорошо знающих вашего ребенка: учителей, друзей, соседей, родственников и душепопечителей. Ниже приведены два самых важных качества характера, без которых у ребенка не наступит зрелости. И когда ребенок ими обладает, то ваша задача намного упрощается. Если в этом случае вам доведется столкнуться с проблемами, то исходите из того, что это проблемы границ. • Привязанность. Способен ли ваш ребенок эмоционально привязаться к вам? Видит ли он в вас того, кто проявляет о нем заботу? Или он обособлен, отстранен, неизменно холоден? • Честность. Говорит ли ваш ребенок правду? Или ему не представляет особого труда солгать, обмануть вас? Среда. В какой обстановке он живет? Может быть, вы разведены или ваш брак неудачен? Нет ли у ребенка каких-либо отклонений от клинической нормы (неврологических проблем, неспособности к учебе, дефицита внимания)? Нет ли отклонений у его братьев и сестер? Какое влияние он испытывает со стороны окружающих? Конкретный конфликт границ. Выделите конкретный вопрос, связанный с границами вашего ребенка. Возникают ли у него проблемы с выполнением правил и обязанностей дома, в школе или с друзьями? Как можно сформулировать это буквально? Серьезность проблемы. Определите, насколько существенна проблема. Возможно, самая большая проблема вашего ребенка заключается в том, что вам приходится трижды сказать одно и то же, прежде чем он что-то сделает. Вам нужно выработать к нему совершенно иной подход, чем к ребенку, который не может сидеть спокойно и на которого постоянно жалуется учительница. Не следует тревожиться по незначительному поводу. Решайте вопросы, касающиеся честности, ответственности, заботливого отношения и морали. Раздвигайте рамки его свободы в выборе прически, музыки и обустройства своей комнаты. Ваши ресурсы Теперь, когда вы имеете более детальное представление о проблеме границ своего ребенка, знаете, откуда она взялась и насколько серьезна, проанализируйте всю имеющуюся информацию. Обратите внимание на следующие факторы. Ваши собственные проблемы. Как мы уже говорили, самое главное — не то, что вы делаете, а то, как вы ведете себя с ребенком. Проследите за собой: как вы реагируете на его действия, избегаете его, упрашиваете или игнорируете. Работайте над тем, чего недостает в вас самих, что вызывает вашу несоответствующую реакцию. Насколько вы ощущаете себя внешней границей ребенка, которую он пропускает через себя, настолько вы становитесь либо ключом к решению, либо вечным двигателем проблемы. Условия вашего существования. Примите во внимание все реалии своей жизни, такие, как эмоциональные переживания, супружеские конфликты, финансовое состояние, профессиональную нагрузку и количество детей. Если вы находитесь в критической ситуации, то должны получить немедленную помощь. Мы сталкивались с огромным числом родителей, у которых были дети с проблемами границ, да и семейная жизнь представляла собой неописуемый хаос. Так что. нельзя браться за все сразу. Сначала наведите порядок в самих себе и сформируйте структуру собственной личности, а потом приступайте к наведению порядка и формированию структуры личности своего ребенка. Хочу особо обратиться к одиноким родителям. По замыслу Божьему работу по воспитанию ребенка должны выполнять оба родителя по следующим причинам: 1) ребенок получает любовь от двух любящих друг друга людей; 2) каждый родитель способствует становлению различных аспектов зрелости ребенка, давая ему то, что другой дать не может; 3) оба родителя представляют собой некую систему проверки и контроля процесса воспитания, когда один дополняет и корректирует другого. Одинокие родители лишены подобной поддержки и взаимовыручки. Одному человеку приходится быть одновременно и матерью, и отцом ребенка, неся при этом колоссальнейшую ответственность. Кроме того, у одиноких родителей имеется масса своих проблем: отношения с бывшим супругом, финансовое положение, работа, свободное время, личная жизнь, одиночество и другие стрессовые факторы. Если вы — одинокий отец (одинокая мать), то не сможете все сделать сами: у вас не хватит того количества сил. которое необходимо для решения проблем границ вашего ребенка. Проявляйте инициативу в поисках помощи и дополнительных ресурсов. Во многих церквях есть группы для одиноких родителей. Ищите поддержку у членов церкви, соседей, родственников и друзей. Ваш ребенок нуждается в участии и конкретных функциях других людей — например, лидеров церковной молодежной группы, являющихся взрослыми здравомыслящими людьми противоположного вам пола. Ребенок может проводить время с семьей своего приятеля, в которой имеются оба родителя: посещать вместе с ними спортивные мероприятия и участвовать в семейных обедах. Кто-то поможет ему делать уроки, решать личные проблемы, заниматься спортом, расти духовно и творчески. Мы знаем много примеров того, как одиноким родителям детей с несформированными границами удавалось повернуть своих чад в нужном направлении благодаря любви и поддержке других людей. Вспомните, чтоСам Бог, по большому счету, тоже одинокий родитель. Он «дал разводное письмо дочери Израиля» и поднимал Свою семью уже без нее (см. Иеремия 3:8)! Он понимает все, что происходит в вашей душе, и обязательно поможет вам. Сопротивляющийся формированию границ супруг. Вы состоите в браке, однако одиноки в своей решимости помочь ребенку в формировании его границ. Проблема может оказаться очень серьезной, если ребенок начнет ставить одного родителя в центр своего конфликта с другим. В этом случае получается, что родитель, выступающий «за» границы, придирается к ребенку и многого его лишает, тот же, который «против» границ, все разрешает и потакает всем его прихотям. Внутри ребенка происходит раздвоение в понимании ответственности и хозяйского отношения к жизни, и очень часто он подыгрывает потворствующему родителю, чтобы тот решил его проблемы, Если ваш супруг (ваша супруга) не поддерживает границы, то прежде разберитесь с ним (ней) и только потом приступайте к серьезной работе с ребенком. Если он (она) лишь получает удовольствие, а вам приходится платить за его (ее) безответственность, то произведите такую перестановку сил, при которой супруг с несформированными границами сам будет пожинать плоды отсутствия своих границ. Например, если ваш супруг не желает настаивать на том, чтобы ребенок выполнял какие-то домашние обязанности, то и вы не выполняйте их за ребенка. Пусть выполняет супруг. Если супруг не желает способствовать тому, чтобы ребенок поменьше бегал по улице и побольше времени уделял приготовлению уроков, то именно супругу и предоставьте возможность ходить на классные собрания и разговаривать с учителями. Если вы натыкаетесь на слишком ожесточенное сопротивление, то вам следует обращаться за помощью. В большинстве случаев проблемы границ супруга касаются не только процесса воспитания. Это не проблемы воспитания, а проблемы брака. План действий Разработайте структуру, которую будете использовать для себя и представите своему ребенку. Взяв за основу уже проделанную работу, добавьте следующие аспекты и запишите их. Это очень важно. Многие родители попадаются в распространенную ловушку «А вы этого не говорили». Когда все записано, такого не произойдет. Лучше всего начать с решения одной или двух проблем границ, если до этого вы подобными вещами не занимались. Помните: в глазах ребенка вы переворачиваете действительность с ног на голову (хотя на самом деле вы как раз все расставляете по местам). Поначалу ему покажется, что он попал на другую планету. Проблема. Определите конкретное состояние дел. Ваш ребенок получает плохие отметки. Да еще и неважно ведет себя: не слушает учителя, опаздывает в школу, не делает уроки и т.д. Или у него проблемы в отношениях с окружающими: постоянно возражает, оскорбляет, раздражается, выходит из себя, хнычет. Определяя проблему, воздержитесь от таких нападок на ребенка, которые затрагивали бы его личные качества, например: «Ты — неудачник и бездельник». Надежда. Вы хотите, чтобы ребенок получал отметки не ниже четверки, чтобы ему ничего не надо было повторять по многу раз, чтобы он никогда ни с кем не ссорился. Не соглашаться с кем-то — это нормально, оскорблять — плохо. Умерьте свои желания. Умеренность всегда приносит большие плоды, чем неумеренность. Последствия. Напишите, что случится, если ребенок не оправдает ваших ожиданий. Он лишится многих привилегий, столкнется со многими ограничениями.Например, несможет каждый вечер ходить гулять с друзьями, смотреть телевизор или играть в компьютерные игры. Устройте все по возможности таким образом, чтобы наказание соответствовало проступку. Установите также положительные последствия, если ваши надежды оправдались и ребенок добился каких-то успехов. Однако при положительных результатах соблюдайте особую осторожность. Некоторые родители заходят слишком далеко: поощряют любое поведение ребенка, которое не очень отличается от того, что называется невоспитанностью. Вы же не хотите, чтобы ваш ребенок считал, что будет получать пирожное или новый автомобиль каждый раз, когда перед сном почистит зубы? Он ужасно расстроится, когда, начав ходить на работу, обнаружит, что в его честь не устраивается праздничная вечеринка каждый раз, когда он приходит туда вовремя. Будет нормальным устанавливать стандартные нормы поведения в семье без всяких поощрений. Шаг 5. Представьте свой план И вы. и ваш ребенок должны быть частью этого процесса. Чем активнее вы будете вовлекать ребенка, чем больше станете предоставлять ему времени, помощи и информации, тем выше вероятность того, что он сам начнет проявлять инициативу и на равных сотрудничать с вами в деле собственного роста. Пригласите его стать вашим партнером. Но помните, что должны осуществлять свой план, даже если он откажется. Используйте следующие приемы. Внедряйте свой план в действие в благоприятное время.Выберите подходящее время, когда между вами и ребенком установились хорошие отношения. Не выходите на передовые позиции в разгар скандала. Это лишь обострит ситуацию, и ребенок будет вынужден реагировать на вас еще ожесточеннее, чтобы отстоять свою независимость. Займите позицию «за», ане «против». Пусть ребенок знает, что все это затеяно не для того, чтобы принудить его к чему-то, и не потому, что вы на него сердиты. Скажите ребенку, что возникла проблема, которая причиняет боль ему самому и близким ему людям. И вы хотите покончить с ней, так как любите его и желаете разобраться во всем вместе с ним. Изложите проблему. Как мы уже говорили, будьте предельно конкретными. Подчеркните, насколько болезненны проявления данной проблемы для самого ребенка и для его близких: «То, что ты постоянно кричишь и плачешь, ненормально. Это дурно сказывается на обстановке в доме и в школе. И не наблюдается никаких признаков улучшения». Поделитесь своими ожиданиями. Как и на предыдущем этапе, сделайте ребенка участником процесса. Дайте ему понять, соблюдения каких норм вы от него ожидаете. Сообщите о последствиях. Глубоко вдохните и выложите все начистоту. Не бойтесь сообщать плохие новости. Вы не наносите обиду своему ребенку; вы освобождаете его от самого себя! Придавайте особое значение свободе ребенка. оправдывающего ваши надежды. Он не обязан ничего делать; он волен выбирать, как себя вести, будто вас вовсе не существует. Суть заключается в следующем: если он выберет противостояние, то последствия не заставят себя ждать. Помните: вы не можете управлять поведением ребенка, но вы в состоянии управлять его последствиями. Так что управляйте тем, чем можете, и поощряйте свободу выбора ребенка. Обсуждайте все,что подлежит обсуждению. Пусть ребенок вносит свой посильный вклад в определение ожиданий и последствий. Предоставьте ему такую малость, но она окупится сторицей, так как он будет чувствовать себя менее беспомощным и более влияющим на собственную судьбу. Пусть он знает: если в течение определенного периода времени он проявит себя'соответствующим образом, товысможете изменить свои требования. Однако нисколько не уступайте в тех вопросах, которые обсуждению не подлежат. К таким вопросам относятся: наркотики, алкоголь, добрачный секс, применение силы, неудовлетворительные отметки и прогулы. Не забывайте также о том. что правила для взрослых отличаются от правил для детей. Очень часто ребенок выражает свой протест такими словами: «Ты же этого не делаешь, почему я должен?». Это относится ко многим областям жизни: когда ложиться спать, как тратить деньги, как проводить свободное время. Если в каких-то случаях вы действительно переходите всякие границы, то вам необходимо признать свою неправоту И, конечно же, измениться. Однако действительность такова, что взрослые люди на самом деле обладают большей свободой, чем дети, так как (мы надеемся) они более ответственны. Ответственность приносит свободу. Скажите об этом своему ребенку Пусть это станет стимулом к созданию границ. Взросление имеет свои плюсы. Ребенок должен знать, чего от вето ждут и с какими последствиями он столкнется. Лучший способ напомнить о них — приклеить листок с их перечнем на письменный стол, прикрепить на книжный шкаф или повесить на стену. Заключив контракт, следует время от времени освежать в памяти его условия. Шаг 6. Идите до конца Последний шаг труднее и важнее всех предыдущих. Весь ваш замысел потерпит крах, если вы сами не будете являться личной границей своего ребенка. Все зависит от того, насколько точно вы будете делать то, что говорите. Перефразируя известное изречение, можно сказать так: дорога в лишенный границ ад вымощена благими намерениями. Вот то, с чем вам придется иметь дело. Недоверие и проверка. Вы устанавливаете новый способ существования ребенка в этом мире — в мире, в котором поведение и страдания напрямую связаны между собой. И ребенку нужен не такой родитель, который будет постоянно ворчать и злиться и которого можно игнорировать или «доставать». Ему необходим взрослый человек, занимающий четкую позицию и предоставляющий ему полную свободу самому выбирать, насколько трудной или насколько приятной станет его жизнь. Это явится его адаптацией. И хотя, когда вы представите свой план, ребенок будет спорить с вами, это еще не настоящая проверка. На том этапе ребенок может подумать, что ваш план — очередная попытка поворчать, «выпустить пар». Вы столкнетесь с настоящим сопротивлением, лишь доведя дело до подлинных последствий, когда ребенок перейдет всякие границы. Тут вы должны быть готовы к любым реакциям, таким, как шок, неверие, злость, обида, боль, отстраненность, обвинение, попытки противопоставить вас другому родителю и даже ухудшение поведения. Ребенок делает над собой титанические усилия, пропуская реальность через себя. Возможно, он не добавляет вам счастья, но он и сам несчастлив. Происходящая в его душе борьба гораздо ожесточеннее, чем битва с вами. Имейте к нему жалость: он, как овца, не имеющая пастыря, заблудившаяся в собственной незрелости (см. Марка 6:34). Нельзя не согласиться с тем, что в этот момент крайне трудно соблюдать последствия. Вы будете чувствовать себя виноватым, противным, негуманным, ненавистным, ненужным, подавленным и нелюбимым. Не отодвигайте границы! Молитесь, обращайтесь за поддержкой к друзьям, делайте что угодно, но стойте на своем. Помните: именно через это проходит Бог каждый раз, когда воспитывает нас ради нашего же блага. Мы протестуем, ненавидим Его, хнычем, потрясаем кулаками и осуждаем за то, что Он так несправедлив. Но Он любит нас настолько, что не позволяет нам допустить оплошность и еще больше разрушить самихсебя.Соблюдение последствий — это коллективное усилие вас и Бога по заботливому воспитанию вашего ребенка. На этом этапе вам полезно было бы задуматься о собственной жизни. Вспомните о тех временах, когда за отсутствие структурированности и несоблюдение причинно-следственных связей вы заплатили высокую цену. Вспомните моменты, когда на вас оказывалось чрезмерное давление, когда вы были лишены возможности выбирать, когда вам не давали права принимать самостоятельные решения. На своем нелегком опыте учите ребенка ответственности и правде жизни — не скрывая от него этой правды. Будьте терпеливыми и никогда не прекращайте своих попыток. Ваш ребенок учится жить, а учиться — значит многократно повторять одно и то же. Будьте готовы к тому, что ребенок станет не только нарушать границы, но и раз за разом протестовать против последствий. Будьте терпеливыми и к самому себе. Если границы — что-то новое для вас, то вы не всегда сумеете доходить до конца: «Твердая же пища свойственна совершенным. у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла» (Евреям 5:14). Изо всех сил старайтесь не отступить от намеченного пути. Если чувствуете, что больше не в состоянии выдержать, ищите помощи у зрелых друзей, способных разобраться, хватит у вас сил, способностей и характера для решения проблемы или ваши ожидания нереальны. И только тогда действуйте. Хвалите любые перемены в ребенке. Если процесс проходит правильно, то вы будете замечать в его поведении все меньше плохого и все больше хорошею. Ребенка могут опечалить его ограничения и уязвимость. Излучайте тепло и уверенность. Хотя он с утра до вечера жалуется, тем не менее он изо всех сил старается сформировать границы и оправдать ваши надежды. Не надо заострять внимание на своей любви к ребенку, так как это само собой разумеется. Акцентируйте внимание ребенка на том, насколько приятней обходиться без последствий, а также насколько счастливее становятся при этом его близкие. Помогите ему понять, что все это делается ради его блага, а не для того, чтобы заслужить его любовь. Соберите всех. кто поддерживал вас, и организуйте празднование в честь успешного возведения границ. ' Точно определяйте задачи и меняйте занятия. Почувствовав, что ребенок научился держать себя в руках и контроле ровать свое поведение, вы можете захотеть увеличить свои притязания или сконцентрироваться на другой проблеме. Однако у ребенка не должно складываться ощущения, что ваши с ним отношения крутятся только вокруг границ. Удостоверьтесь. что в них есть место и ласке, и веселью, и свободному времени. Но ребенок должен знать, что задачи личностного роста будут стоять перед ним всю жизнь и ему надо поступать «достойно Бога, во всем угождая Ему, принося плод во всяком деле благом и возрастая в познании Бога» (Колоссянам 1:10). И вы, и он обязаны участвовать в этом процессе постоянно. Не слишком ли я опоздал? Очень важен вопрос, который задают нам родители по поводу формирования границ: «А может быть так, что я уже опоздал?». Родители, сталкивающиеся с серьезнейшими проблемами поведения подростков и совсем взрослых детей, нередко отчаиваются и впадают в уныние. Мы говорим, что начинать поступать правильно по отношению к себе и к своему ребенку никогда не поздно. Более честно и однозначно подходить к понятию ответственности, проявлять большую инициативу в решении проблем, разумно структурировать жизнь своей семьи — вот основные составляющие духовного и личностного роста и самой жизни, проживаемой в свете Божьем: Даже если у ребенка нет проблем с границами, вы должны главным смыслом своей жизни сделать праведность: »Ибо Бог в роде праведных» (Псалом 13:5). Имейте в виду: чем меньше ребенок, тем легче делать границы нормой его жизни. Как учит Библия, юность **- время воспитания: «Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда и состареет» (Притчи 22:6). Чем дольше ребенок живет с иллюзией, что он — Бог, тем большее внутреннее сопротивление ему придется преодолеть, когда настанет момент выбросить эту заманчивую идею из головы. Однако дети есть дети. даже когда они становятся подростками. Ребенок —• это человек, еще не ставший взрослым, не обладающий необходимыми навыками и средствами, чтобы управлять своей жизнью. Это означает: что бы дети ни говорили, они — несовершенны и несформированны и давно пропали бы, если бы Бог не наделил их потребностью в вас, как в посреднике их взросления. Этот наглый, самоуверенный и черствый ребенок не может обойтись без вас! Внутренне ваш ребенок нуждается в вас, и в самый разгар его протестов ему больше всего нужно родительское руководство. Зачастую он сам приходит в ужас от собственных неконтролируемых эмоций и поступков и желает, чтобы взрослый человек помог ему научиться сдерживаться и направлять свою жизнь в правильное русло. Преодолевать сопротивление и демонстративное непослушание ребенка — одна из основных задач воспитательного процесса. На каком-то уровне ребенок и сам начинает прекрасно это понимать. Решение разных вопросов требует различных усилий. Если у вас в семье подросток, тем более «трудный», то вам придется затратить массу усилий, чтобы выправить ситуацию. Вам потребуется много времени, сил, денег, а также помощь школы, церкви, душепопечителя, а возможно, и судебной системы. Родители семилетнего ребенка могут обойтись малыми средствами. От родителей же «проблемного» подростка может потребоваться огромное многомесячное напряжение сил для решения возникших проблем. Возможно, вам придется довольствоваться неполными результатами. Шестнадцатилетний юноша, всю жизнь отли^ чавшийся плохим поведением, может не поступить в престижный вуз. Но благодаря вам он приобретет такой важный жизненный опыт, который обеспечит ему значительный личностный рост в течение двух последних лет детства. Он получит возможность увидеть, как нужно управлять своей жизнью и разбираться с проблемами, что поможет ему во взрослой жизни. Многим подросткам, чьи родители слишком поздно вмешались вих жизнь, приходится самим стремиться к росту и самим оказывать себе помощь во взрослой жизни. Пока вы находитесь в «гнезде», вы защищены от всех жизненных последствий. Ваша самая большая проблема — бестолковые родители. Но когда вы начнете сами платить за жилье, ходить по магазинам и беспокоиться из-за беременности, жизнь представится вам совсем в ином свете. И тогда уже многие подростки должным образом воспримут все, что пытались им дать сумасшедшие мама и папа за последние несколько лет, и наконец-то сделают границы неотъемлемой частью своей жизни. Никогда не сдавайтесь, даже в последние годы отрочества своего ребенка. Используйте каждую возможность, «потому что дни лукавы» (Ефесянам 5:16). Вы -" единственная мама (единственный папа) своего ребенка; никто в мире не может оказать такого влияния на его душу, какое можете оказать вы. Ваша надежда Иногда слова «воспитание» и «проблемы» оказываются не к месту. Возможно, вы просто стараетесь не допустить, чтобы у ребенка были неприятности. А может быть, оказываетесь в затруднительной ситуации, которая лишает вас покоя. Но Бог предвидел это, прекрасно это понимает и хочет помочь вам оказать помощь своему ребенку в формировании границ. Он дал вам и вашему ребенку реальную и полезную надежду на будущее. Эта надежда проявляется следующими способами. Сам Бог Являясь Небесным Отцом вашего ребенка. Бог крайне заинтересован в том, чтобы Бго чадо созрело и превратилось в личность, способную любить, быть ответственной и владеть собой. Бог хочет помочь вам — Своему посреднику в этом процессе. Идите к Нему в нужде и мольбе, просите у Него водительства и недостающих вам сил: «С Тобою я поражаю войско, с Богом моим восхожу на стену» (Псалом 17:30). Его законодательные акты В Своем Слове Бог явил нам принципы и законы, определяющие процесс созревания человеческой личности. Наша книга основывается на многих из них. Используйте ее и другую литературу, но самое главное — читайте и изучайте Его Слово, которое поможет вам структурировать свою жизнь и процесс воспитания ребенка: «Вспомни слово Твое к рабу Твоему, на которое Ты повелел мне уповать» (Псалом 118:49). Его реальность Так как Бог создал вселенную в соответствии со Своей сущностью, жизнь будет складываться лучше, если мы станем все делать по Его замыслу Если мы заботливы и ответственны, если наши души настроены на одну волну с Ним, то перед нами открывается великолепная перспектива благой жизни. Реальность на вашей стороне. Она устроена так, что незрелость вызывает у ребенка дискомфорт, а хозяйское отношение к жизни приносит удовлетворение и ощущение самореализации. Предоставьте ребенку возможность испытать и то и другое, чтобы понять, что такое границы: «Рука прилежных будет господствовать, а ленивая будет под данью» (Притчи 12:24). Его люди Надежные люди помогут вам оказать помощь своему ребенку. Позвольтеим послужить и вам, и ему, наполнив вас обоих любовью, став вашей опорой и поддержкой, дав свое водительство: «Из Которого все тело, составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для созидания самого себя в любви» (Ефесянам 4:16). Ваш ребенок Хотите — верьте, хотите — нет, но ваш ребенок и есть действующая сила этой самой надежды на рост и ответственность. Бог снабдил его потребностью учиться самому распоряжаться своей жизнью в смирении перед Ним. Он может и не знать об этой потребности, но вы-то о ней знаете. Помните, что вы помогаете совершенствовать Божий образ, который уже заложен в вашем ребенке и нуждается в укоренении: «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его» (Бытие 1:27). Используйте эти источники надежды в виде помощи, утешения и руководства, когда ходите Его путями и учите ребенка делать то же самое. Еще раз благодарим вас за те жертвы, на которые вам ежедневно приходится идти в процессе воспитания. Да благословит вас Бог. Мононуклеоз — наличие аномально большого количества мононуклеарных (одноядерных) лейкоцитов в циркулирующей крови. Перфекционизм — склонность к созданию жестких высоких стандартов оценки собственных действий. Усвоение — принятие элементов поведения или культуры. Дефицит внимания — психическое расстройство, начинающееся в детском возрасте и характеризующееся нарастающим недостатком внимания, импульсивностью и разнообразными формами гиперактивности. www.e-puzzle.ru |