Определение требований к системе Этапы жизненного цикла базы данных. Стадии жизненного цикла базы данных: 1. Стадия анализа – производится анализ предметной области и выявляются требования к ней. Происходит оценка актуальности разработки. 2. Стадия проектирования – создается логическая структура базы данных, функциональное описание программных модулей и информационных запросов. БД подготавливается к эксплуатации. 3. Стадия реализации – решаются задачи по разработке программного доступа к базе данных. Проводится тестирование. 4. Стадия эксплуатации и сопровождения. Этапы проектирования базы данных: 1. Концептуальное проектирование – происходит сбор, анализ и редактирование требований к данным. В результате создается концептуальная модель базы данных. 2. Логическое проектирование – на основе концептуальной модели создается структура данных. 3. Физическое проектирование – определение особенностей хранения данных, методов доступа. Жизненный цикл БД Как и любой программный продукт, база данных обладает собственным жизненным циклом (ЖЦБД). Главной составляющей в жизненном цикле БДявляется создание единой базы данных и программ, необходимых для ее работы.  ЖЦБДвключает в себя следующие основные этапы: 1. планирование разработки базы данных; 2. определение требований к системе; 3. сбор и анализ требований пользователей; 4. проектирование базы данных: · концептуальное проектирование базы данных; · логическое проектирование базы данных; · физическое проектирование базы данных; 5. разработка приложений: · проектирование транзакций; · проектирование пользовательского интерфейса; 6. реализация; 7. загрузка данных; 8. тестирование; 9. эксплуатация и сопровождение: · анализ функционирования и поддержка исходного варианта БД; · адаптация, модернизация и поддержка переработанных вариантов. Далее более подробно: Планирование разработки базы данных Содержание данного этапа — разработка стратегического плана, в процессе которой осуществляется предварительное планирование конкретной системы управления базами данных. Планирование разработки базы данных состоит в определении трех основных компонентов: объема работ, ресурсов и стоимости проекта. Важной частью разработки стратегического плана является проверка осуществимости проекта, состоящая из нескольких частей. Первая часть — проверка технологической осуществимости. Она состоит в выяснении вопроса, существует ли оборудование и программное обеспечение, удовлетворяющее информационным потребностям фирмы. Вторая часть — проверка операционной осуществимости — выяснение наличия экспертов и персонала, необходимых для работы БД. Третья часть — проверка экономической целесообразности осуществления проекта. При исследовании этой проблемы весьма важно дать оценку ряду факторов, в том числе и таким: ■ целесообразность совместного использования данных разными отделами; ■ величина риска, связанного с реализацией системы базы данных; ■ ожидаемая выгода от внедрения подлежащих созданию приложений; ■ время окупаемости внедренной БД; ■ влияние системы управления БД на реализацию долговременных планов организации. Определение требований к системе На данном этапе необходимо определить диапазон действия приложения базы данных, состав его пользователей и области применения. Определение требований включает выбор целей БД, выяснение информационных потребностей различных отделов и руководителей фирмы и требований к оборудованию и программному обеспечению. |