Международные связи регионов Первая лекция Вторая лекция 5-7 стр 12 шрифт 1,5 интервал без титульного листа - тема, фамилия, группа Аналитическая работа - дать аналитику внешних связей г. Новосибирска - в кратком виде характеристику того, чем занимается регион, с кем сотрудничает, в каком объеме, рекомендации. Ссылки (можно не по тексту, а в списке литературы). Общая характеристика, хар-ка правовой базы, можно взять просто сферу (культурная область), сотрудничество с отдельной землей. Объем сотрудничества, обозначить период сотрудничества. Выводы, рекомендации. Самостоятельность изложения, достоверность фактов, красота изложения. Дата сдачи - до 15 недели (после майских праздников). Можно отправить на почту. Лекция 3. Европейский опыт международных связей регионов Особенности осуществления международных связей регионов зарубежных государств Европейские организации межрегионального сотрудничества: уровни, виды, статус, основные направления деятельности. Характерные черты и особенности участия регионов в МСР в Европе: 1) не признание государствами международной правосубъектности за региономв 2) признание за некоторыми регионами права выступать в качества субъектов Европейского права 3) предоставление регионам права на осуществления международных связей (в конституции Бельгии есть такое положение - регион может выступать отдельно как член ЕС). БЕЛЬГИЯ Осуществление международных связей регионов Бельгийского Королевства "Двойная федеративная система": три сообщества - Фламандское, Французское и Немецкоязычное; и три региона - Фландрия, Валлония и Брюссельский столичный регион. Уровни законодательно равны. Из специфика в том, что их компетенции различны, но при этом, законодательно, они все е равны. Полномочия: А) Сообщества - жизненно важные вопросы: культура, образование, благосостояние Б) Регионов - вопросы территориального характера: окружающая среда, экономическое развитие. трудоустройство, транспорт, инфраструктура, контроль за муниципалитетами и провинциями НЕТ ИЕРАРХИИ ПРАВОВЫХ НОРМ Регионы имеют право осуществлять внешнеполитическую деятельность по вопросам, входящим в их ведение (заключать международные договоры) Межминистерская конференция по международной политике осуществляет координацию и взаимодействие регионов на государственном уровне Регионы по очереди представляют Бельгию в Совете министров ЕС Полномочия федеральной власти: финансово-налоговая политика, оборона, управлене государственным долгом, правосудие, ядерная энергетика, общегосударственная внешняя политика, почта и связь. + Федеральная власть обязана обеспечивать целостность экономического пространства. Органы урегулирования конфликтов: Арбитражный суд, Государственный совет, Согласительный комитет, Межминистверская комиссия, Комитет сообщества "Государство - Брюссельский столичный регион. Атташе регионов в посольствах и консульствах Бельгии; Регионы и сообщества Бельгии представлены в МО, в том числе в органах ЕС. Атташе финансируются непосредственно из бюджетов субъектов федерации, они могут проводить достаточно автономную политику по вопросам, входящим в компетенцию субъектов федерации. У субъектов Бельгии есть собственные органы по международным связям: Фламандское правительство - Администрация по внешней политике; Валлония - Управление международных отношений Валлонского региона; Френцузское сообщество - Генеральный комиссариат по межднародным отношениям; Брюссельский столичный регион - специально назначенный министр; Специальные учреждения - в специализированных обастях. Бельгийское управление по внешней торговле: руководит МИД Бельгии и Госсекретарь по внешней торговле, включают и представителей субъектов федерации; Продвижение бельгийского экспорта. Еврорегионы с участием бельгийских субъектов федерации: Маас-Рейн-Бельгия, Устье Шельды, Па-де-Коле, Провинция Льеж, Великое герцогство Люксембург, федеральные земли Саар и Рейнланд-Пфальц, Провинции Эно, Менц, Великое герцогство Люксембург. ИТАЛИЯ Унитарное государство, Жесткий контроль центра. Ежегодная программа мероприятий по отраслям и сферам международной деятельности, предполагаемые расходы автономных провинций в Департамент по связям с областными органами самоуправления при Совете министров МИД, Министерство промышленности и внешней торговли. ИСПАНИЯ Жесткий контроль. Нидерланды, Швеция, Финляндия, Австрия - большая. Австрия - боьшая самостоятельность в осуществлении МСР. ЕВРОПЕЙСКАЯ РАМОЧНАЯ КОНФЕНЦИЯ О ПРИГРАНИЧНОМ СОТРУДНИЧЕСТВЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ СООБЩЕСТВ И ВЛАСТЕЙ. Мадрид, 21 мая 1980г. Основа для приграничного сотрудничества. Государства берут на себя обязательства содействовать приграничному сотрудничеству, изыскивать средства для преодоления препятствий для его развития, предоставление сообществам, которые устанавливают связи с зарубежными партнерами, таких же условий, какие они имели внутри страны. Территориальные сообщества и власти Сообщества, властные структуры и их органы, осуществляющие властные полномочия на региональном и местном уровне и рассматриваемые в качестве таковых в соответствии с внутренним законодательством каждого из государств. Обладают ограниченными по сравнению с государством полномочиями. Цель - достижение единства между членами Совета Европы, содействие сотрудничеству между ними. Пути достижения цели - заключение соглашений в административной сфере Области сотрудничества - развитие регионов, городов, сельских районов, защита окружающей среды, совершенствование инфраструктуры и услуг, взаимопомощь в чрезвычайных ситуациях, обустройство и развитие приграничных территорий, развитие в них экономической и социальной сфер. Два дополнительных протокола: 1) Дополнительный протокол от 9 ноября 1995 года - Конкретизирует правовое положение органа сотрудничества, если он является юридическим лицом деятельность орана приграничного сотрудничества управляется в соответствии с его уставом и законодательством страны расположения офиса Орган не имеет полномочия на приняие мер, имеющих общее применение или которые могли бы затрагивать права и свободы индивидуумов Орган финансируется из бюджеов территорий Орган должен иметь ежегодные бюджет и составлять балансовый отчет Институты сообщества: 1. создание организации без статуса юридического лица, 2. создание мононациональной организации, 3. создание многонациональной организации Третья лекция МЕЖДУНАРОДНЫЕ СВЯЗИ РЕГИОНОВ РОССИЙСКОЙ ФДЕРАЦИИ Правовая база международных связей РФ Приграничные связи регионов РФ Группы документов международного уровня, регулирующие МСР многосторонние международно-правовые акты, участниками которых является Россия (1) многоуровневые соглашения о создании еврорегионов с участием России (2) соглашения РФ с иностранными государствами о содействии межрегиональному сотрудничеству (3) Соглашения субъектов РФ с зарубежными партнерами (4) 1. Конгресс местных и региональных властей Совета Европы (приконгрессе действуют постоянные органы, туда делигируются представители от России) совет Баренцева/Евроарктического региона Черноморское экономическое сотрудничество Документы, подписанные в рамках СНГ, ЕврАзЭС 2. Совет руководителей приграничных областей РФ и Руспублики Украины, плюс Республика Белорусь -> Совет руководителей приграничных областей РБ, РФ и РУ. Еврорегионы: "Балтика", "Карелия", "Сауле". ОФФ: ЕВРОРЕГИОН - интеграционное объединения, куда входят субъекты государств, находящихся на границе этих государств. Совет направлен на облегчения прохода гос границ, развитие экономических связей и т.д. 3. Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между республикой Казахстан и РФ от 25.05.1992 Соглашение между правительством РФ и правительством республики Казахстан о сотрудничестве приграничных областей РФ и Казахстана от 26.01.2001 договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между РФ и КНР от 16.06.2001 соглашение между правительством РФ и правительством КНР о принципах сотрудничества между администрациями субъектов РФ и местными правительствами КНР от 10.11.1997 4. Соглашение между Администрацией Алтайского края РФ и Администрации Аосточно-Казахстанской области Республики Казахстан о торгово-экономическом сотрудничестве от 12.05.1998 Соглашение между Администрацией Алтайского края РФ и Народным равительстовм какой-то провинции в КНР К нормам внутригосударственного регулирования относятся: конституционные нормы; федеральные законы; указы Президента РФ; постановления Правительства РФ; нормативно-правовая база приграничного сотр-ва РФ; конституции и уставы субъектов РФ; иные акты 1. Конституционные нормы ст. 71 ведение федерального центра ст. 72 совместное ведение федерального центра и субъекта федерации ст. 73 определяет компетенцию субъектов Федерации 2. Федеральные законы ФЗ "О международных договорах" от 15.07.1995 ФЗ "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" от 13.11.1995 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" ФЗ "о координации международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ" от 04.01.1999 ФЗ "О мерах по защите экономических интересов России при осуществлении внешней торговли" от 14.04.1998 3. Указы Президента РФ Указ от 11 июля 2004 "Положение о МИД РФ" Указ от 12 марта 1996 "О координирующей роли МИД РФ в проведении единой внешнеполитической линии РФ" Указ от 4 июля 1996 "Основные положения региональной политики РФ" Указ от 5 марта 2001 "Вопросы МИД РФ" Концепция внешней политики РФ от 15 июля 2008 4. Постановления Правительства РФ О принятии Правительстовм РФ решений о согласии на осуществление субъектами РФ международных и внешнеполиических связей с органами гос власти от 1 февраля 2000 О порядке регистрации соглашений на осуществление субъектами РФ международных и внешнеэкономических связей, заключенных органами гос власти субъектов РФ Правило гос регистрации соглашений об осуществлении субъектами РФ сеждународных и внешнеэкономических связей, заключенных органами гос власти субъектов РФ 5. Правовая база приграничного сотрудничества ФЗ "О государственной границе" от 5 окт 1996 с изменениями 24 марта 2001 ФЗ Основы приграничной политики РФ от 5 окт 1996 Концепция приграничного сотрудничества РФ от 9 февраля 2001 Соглашение об основах приграничного сотрудничества государств-участников Договора об углублении ннтеграции в экономических и гуманитарных областях от 29 марта 1996 (не подписан) 6. Конституции и уставы субъектов РФ определяют основные нормы вступления в международные связи, не должны проиворечить конституции РФ, ФЗ и др федералным законам. 7. Иные акты Концепция приграничного сотрудничества Новосибирской области до 2025 Приграничное сотрудничество Трансграничный регион - регион, включающий приграничные территории двух или нескольких государств, обладающий консолидированных бюджетом и совместными программами в области культуры, науки, образования и экологии. Специфика в том, что он, чаще всего, находится в отдалении от центра нац рынка. Свойства государственных границ: БАРЬЕРНОСТЬ и КОНТАКТНОСТЬ Барьерность - отделение, ограждение, обособление от внешнего мира посредством таможенных и визовых барьеров, протекционизм. Плюс: нац безопасность. Контактность границ обусловлена: Степенью либерализации внешних гуманитарных и экономических связей, регулируемых нормативно-правовыми актами Развитостью институтов, обеспеччивающих двусторонние и многосторонние медународные связи Уровнем развития пограничной инфраструктуры Уровнем экономического развития приграничных территорий и характером их участия в международных связых |