МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

бальная система контроля, проверки и оценки знаний учащихся





 

Контроль и проверка учебной деятельности учащихся являются важным этапом педагогического процесса. В условиях реформирования об­разования проверка призвана выполнять в первую очередь свою диагно­стическую функцию: выявлять и искоренять недочеты и ошибки в знани­ях учащихся, а не констатировать факты и формально выставлять отметки.

Контроль— это выявление, измерение, оценивание ЗУНов обучае­мых; это способ получения учителем информации о качественном состо­янии учебного процесса. Контроль проводится в целях надзора, проверки и выявления причин отклонений от заданной цели. Он выполняет функ­цию управления, устанавливающую степень соответствия принятых ре­шений фактическому состоянию дел.

Проверка— это выявление и измерение ЗУНов учащихся. Проверка является составным компонентом контроля, и ее дидактическая функция— обеспечение обратной связи между учителем и учеником, получение объек­тивной информации о степени освоения учебного материала.

Контроль выполняет следующие функции:

1) контролирующая—установление обратной связи, учет результатов контроля;

2) обучающая — дается с профилактико-предупредительной целью, с це­лью активизации работы учащихся по усвоению знаний, корректировки, совер­шенствования, систематизации знаний; учащиеся слушают дополнительные
объяснения, задают вопросы, отвечают, у них формируются навыки и умения;

3)воспитывающая — состоит в приучении учащихся к систематиче­ской работе, в формировании нравственных качеств, самооценки;

4)развивающая — заключается в развитии памяти, внимания, интере­са к предмету, творчества;

5) мотивационная — развитие мотива и потребности в учебе;

6) диагностирующая и прогнозирующая (по реализации целей конт­роля) и др.

Ю. К. Бабанский метод контроля определяет как способ, с помощью которого выявляется состояние знаний, умений и навыков обучаемых в данный момент времени. Несмотря на некоторые расхождения ученых-дидактов в отношении методов и формконтроля, их можно свести в оп­ределенную систему:

1. Метод наблюдения — это систематическое получение данных
о знаниях и развитии ученика, ежедневное изучение учащихся в процессе
обучения. Результаты наблюдения не фиксируются в официальных доку­ментах, а учитываются учителем при работе и общей оценке ученика.

2. Методы устного контроля — в их основе лежит вопросно-ответная
форма (ответы учеников на вопросы учителя на уроках, экзаменах, зачетах)
или монологический ответ учащегося. Текущий устный контроль проводится
ежеурочно в индивидуальной, групповой, фронтальной или комбинирован­ной форме. Это такие методы, как опрос, беседа, рассказ ученика, объясне­ние, чтение текста, технологической карты, схемы, сообщение об опыте, зачет, устный экзамен и др. Зачет и экзамен являются наиболее активной и обстоятельной проверкой знаний за определенный период обучения.

3. Методы письменного контроля — характеризуются высокой эконо­мичностью и эффективностью; позволяют глубоко и объективно прове­рить знания учащихся. Дополняются программированным контролем. В письменной работе ученику нужно показать теоретические знания, и умения применять их для решения конкретных задач. К этим методам относятся: контрольные работы, проверочные работы, изложения, сочи­
нения, диктанты, рефераты и др.

4. Методы практического контроля — имеют целью проверить практи­ческие умения и навыки учеников, способность применять знания при реше­нии конкретных задач. Они представляют собой проведение лабораторных опытов, составление таблиц, схем, карт, чертежей, изготовление прибо­ров, создание изделий, монтаж аппарата, ситуационная деловая игра, ими­тация. Эти методы удовлетворяют требования принципа связи обучения
с практикой, ориентируют учеников на применение знаний.

5. Дидактические тесты — набор стандартизированных заданий
по определенному материалу, устанавливающий степень его усвоения уче­никами. Это серия вопросов, к каждому из которых надо выбрать пра­вильный из предложенных 3—5 ответов; или это утверждения, в которые надо вставить пропущенные слова, незаконченные предложения, которые надо закончить. Преимущества дидактических тестов — объективность, быстрота обработки результатов, оперативность, экономия времени.

Оцениваниевыступает как процесс проверки, а оценка — как резуль­тат проверки и проявляется в оценочных суждениях. Оценка— это каче­ственный показатель работы учащихся. Отметка— это условное обозна­чение, кодовые сигналы, памятные знаки (количественный показатель).

Система оценивания учебного труда учащихся должна учитывать как ре­зультативность всех видов учебной деятельности ученика и процессуальную сторону усвоения учебного материала, так и проявление индивидуальных качеств и личностных свойств. Применительно к учебно-познавательной де­ятельности оценить — значит определить степень выполнения (решения) учащимися задач, поставленных перед ними в процессе обучения на основа­нии сопоставления реальных результатов с планируемыми целями, заданны­ми требованиями образовательных стандартов и учебных программ. Таким образом, оценке подлежат как объем, системность и обобщенность усвоен­ных знаний, так и уровень развития специальных предметных, общеучебных и интеллектуальных навыков и умений, универсальных компетенций, вклю­чая индивидуальные образовательные параметры и личностные компоненты ведущих сфер человека, в совокупности отражающие и характеризующие достижения ученика в учебной деятельности.

В соответствии с постановлением Министерства образования Респуб­лики Беларусь от 24. 05. 2002 № 21 «О введении десятибалльной системы оценки результатов учебной деятельности учащихся в учреждениях, обес­печивающих получение общего среднего и профессионально-технического образования» в 2002/03 учебном году в школах, гимназиях, лицеях и про­фессионально-технических училищах последовательно осуществлена апро­бация и внедрение десятибалльной системы оценки результатов учебной деятельности учащихся.

Расширение оценочной шкалы от 5 до 10 баллов обусловлено не только настоятельной необходимостью в объективном, гуманном и более точном оце­нивании учебных достижений учащихся, особенно в условиях разноуровневого обучения, но и в усилении стимулирующей функции оценки, учете инди­видуальных и личностных качеств обучающихся.

Ведущими целямивведения 10-балльной системы оценивания явля­ются: 1) повышение объективности оценки и качества учебно-познаватель­ной деятельности учащихся и ее результатов; 2) обеспечение социальной защищенности личности учащегося; 3) реализация интегративного подхо­да в оценке учебных достижений учащихся в единстве знаний, умений, на­выков с учетом индивидуальных свойств личности (индивидуальности) и личностных качеств; 4) создание условий для стимулирования учебно-познавательной деятельности учащихся и достижения более высоких ре­зультатов на основе введения инвариантной оценочной шкалы, примени­мой к разноуровневому обучению; 5) обеспечение условий для формирова­ния адекватной самооценки личности и реализации принципа социальной справедливости в оценивании учебных достижений учащихся и др.

Основными критериями оценки знаний являются их полнота, обоб­щенность и системность. Устанавливаются текущая, промежуточная и итоговая аттестация учащихся. Аттестация может осуществляться в устной, письменной и практической формах.

1. Аттестация по каждому учебному предмету осуществляется в соответствии с нормами оценки результатов учебной деятельности учащихся.

Результаты учебной деятельности учащихся оцениваются в баллах по 10-балыюй шкале отметок: 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10.

Отметка «0» выставляется при отсутствии результатов учебной деятельности учащегося на момент аттестации.

2. Оценочная деятельность заключается в определении степени выполнения (решения) учащимися задач, поставленных перед ними в процессе обучения, на основании сопоставления с планируемыми целями, требованиями учебных программ, образовательных стандартов.

Количественным показателем оценки результатов учебной деятельности учащихся является отметка.

Отметка — это результат процесса оценивания, его условно-формальное (знаковое) выражение в баллах.

3. 10-бальную системуоценки результатов учебной деятельности учащихся образуют взаимосвязанные и взаимообусловленные виды, формы, методы контроля, с помощью которых в соответствии с установленными правилами, требованиями и нормами определяются результаты учебной деятельности учащихся и осуществляется их аттестация.

4. Основными функциями10-бальной системы оценки результатов учебной деятельности учащихся являются:

образовательная,ориентирующая педагога на использование разнообразных форм, методов и средств контроля результатов обучения, содействующих продвижению учащихся к достижению более высоких уровней ус поения учебного материала;

стимулирующая,заключающая в установлении динамики достижений учащихся в усвоении знаний, характера познавательной деятельности и развитии индивидуальных качеств и свойств личности на всех этапах учебной деятельности;

диагностическая,обеспечивающая анализ, оперативно-функциональное регулирование и коррекцию образовательного процесса и учебной деятельности;

контролирующая,выражающаяся в определении уровня усвоения учебного материала при различных видах контроля и аттестации учащихся;

социальная,проявляющаяся в дифференцированном подходе к осуществлению контроля и оценке результатов учебной деятельности учащихся с учетом их индивидуальных

На основе обозначенных и других признаков выделяются ступени в овладении учебным материалом или уровни учебной деятельности (ус­воения учебного материала).

Первый уровень — действия на узнавание, распознавание понятий (объекта), различение и установление подобия.

Второй уровень — действия по воспроизведению учебного материала (объекта изучения) на уровне памяти.

Третий уровень — действия по воспроизведению учебного материала (объекта изучения) на уровне понимания (осознанное воспроизведение), описание и анализ действия с объектом изучения.

Четвертый уровень — действия по применению знаний в знакомой ситуации по образцу, выполнение действий с четко обозначенными пра­вилами, применение знаний на основе обобщенного алгоритма, а также для решения новой учебной задачи.

Пятый уровень — применение знаний (умений) в незнакомой ситуа­ции, для решения нового круга задач, творческий перенос знаний (само­стоятельное использование ранее усвоенных знаний в новой ситуации, для решения проблемы; видение проблемы и способов ее решения и т. п.).

Правильно организованный контроль способствует не только реализа­ции контролирующей, обучающей, диагностической функций контроля, но и повышает интерес учащихся к учению, стимулирует их к проявлению познавательной активности как в процессе учебной работы в классе, так и в процессе самостоятельной домашней и внеклассной работы.

 

 

Балл Показатели оценки
Узнавание отдельных объектов изучения программного учебного материала, предъявленных в готовом виде (фактов, терминов, инструктивных указаний, действий и т.д.)
Различие объектов изучения программного учебного материала, предъявленных в готовом виде, и осуществление соответствующих практических действий
Воспроизведение части программного учебного материала по памяти (фрагментарный пересказ и перечисление объектов изучения), осуществление умственных и практических действий по образцу
Воспроизведение большей части программного учебного материала по памяти (определений, описание в устной или письменной формах объектов изучения с указанием общих и отличительных внешних признаков без объяснения), осуществление умственных и практических действий по образцу
Осознанное воспроизведение большей части программного учебного материала (описание объектов изучения с указанием общих и отличительных существенных признаков без их объяснения), осуществление умственных и практических действий по известным правилам или образцу
Осознанное воспроизведение в полном объеме программного учебного материала (описание объектов изучения с элементами объяснения, раскрывающими структурные связи и отношения), применение знаний в знакомой ситуации по образцу путем выполнения устных, письменных или практических упражнений, задач, заданий
Владение программным учебным материалом в знакомой ситуации (описание и объяснение объектов изучения, выявление и обоснование закономерных связей, приведение примеров из практики, выполнение упражнений, задач и заданий по образцу, на основе предписаний)
Владение и оперирование программным учебным материалом в знакомой ситуации (развернутое описание и объяснение объектов изучения, раскрытие сущности, обоснование и доказательство, подтверждение аргументами и фактами, формулирование выводов, самостоятельное выполнение заданий)
Оперирование программным учебным материалом в частично измененной ситуации (применение учебного материала как на основе известных правил, предписаний, так и поиск нового знания, способа решения учебных задач, выдвижение предположений и гипотез, наличие действий и операций творческого характера при выполнении заданий)
Свободное оперирование программным учебным материалом, применение знаний и умений в незнакомой ситуации (самостоятельные действия по описанию, объяснению объектов изучения, формулированию правил, построению алгоритмов для выполнения заданий, демонстрация рациональных способов решения задач, выполнение творческих работ и заданий)

 





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.