Формирование культурно-гигиенических навыков В А ЗЕБЗЕЕВА ОРГАНИЗАЦИЯ РЕЖИМНЫХ ПРОЦЕССОВ В ДОУ Творческий .Центр Москва 2007 УДК 373 ББК 74.104 347 Рецензенты: д-р пед. наук, профессор СМ. Каргапольцев; канд. пед. наук, доцент И.И. Усова; канд. биолог, наук, руководитель МППС ЦРР № 2333 Е.А. Каралашви-ли. Зебзеева В. А. 347 Организация режимных процессов в ДОУ. — М.: ТЦ Сфера, 2007. — 80 с. — (Библиотека руководителя ДОУ). ISBN 978-5-89145-024-0 Методическое пособие предназначено для специалистов дошкольных образовательных учреждений. Основной целью пособия является оказание методической помощи воспитателям по организации и планированию режимных процессов в первую и вторую половину дня. Пособие включает вопросы для анализа режимных процессов, содержание работы воспитателя с детьми в разные отрезки времени в разных возрастных группах, алгоритм конспекта и конспекты режимных процессов в ДОУ, приложение. Пособие адресовано специалистам дошкольных образовательных учреждений, а также всем интересующимся вопросами дошкольного образования. УДК 373 ББК 74.104 Зебзеева Валентина Алексеевна ОРГАНИЗАЦИЯ РЕЖИМНЫХ ПРОЦЕССОВ В ДОУ Редактор С. В. Попова Художник Е.В. Кустарова Корректоры: Н.Б. Пурганская, Т.Э. Ьалоунова, Л.Б. Успенская Компьютерная верстка СМ. Гашиной Оригинал-макет и диапозитивы текста изготовлены в «ТЦ Сфера» Гигиенический сертификат № 77.99.02.953.Д.004679.06.06 от 02.06.2006 г. Подписано в печать 26.09.07. Формат 60х90'/16. Гарнитура «Тайме». Усл. п. л. 5,0. Доп. тираж 5000 экз. Заказ № 8181. Издательство «ТЦ Сфера». Москва, Сельскохозяйственная ул., 18, корп. 3. Тел.: (495) 107-59-15, 656-75-05 Отпечатано с готовых диапозитивов в ОАО ордена «Знак Почета» ^Смоленская областная типография им. В. И. Смирнова». 214000, г. Смоленск, проспект им. Ю. Гагарина, 2. ISBN 978-5-89145-024-0 © ООО «ТЦ Сфера*, 2006 Предисловие Реализация личностно-ориентированного подхода в педагогическом процессе предъявляет особые требования к специалистам ДОУ. Педагог и ребенок выступают как субъекты педагогической деятельности, в которой взрослый определяет содержание, задачи, способы их реализации, а ребенок творит себя и свою природу, свой мир. Воспитатель дошкольного образовательного учреждения создает необходимые условия для такого взаимодействия. Одним из наиболее важных профессиональных умений является организация и планирование режимных процессов. Воспитатель должен последовательно, с учетом возрастных особенностей детей формировать культур но-гигиенические навыки, проводить закаливающие процедуры, организовывать самостоятельную деятельность детей, выбирать оптимальные формы и методы работы, стиль общения. Использование игровых приемов в работе значительно повышает ее качество, однако именно выбор приемов представляет трудность, так как необходимо ориентироваться на личность ребенка, учитывать его интересы, возможности. Цель пособия — оказание методической помощи воспитателям в группах детей раннего и дошкольного возраста по организации и планированию режимных процессов в первую и во вторую половину дня. Пособие включает наблюдения, вопросы для анализа режимных процессов, содержание работы воспитателя с детьми в разные отрезки времени в разных возрастных группах, алгоритм конспекта режимных процессов, приложение. Пособие адресовано специалистам дошкольных образовательных учреждений, а также всем, интересующимся вопросами дошкольного образования. ОРГАНИЗАЦИЯ РЕЖИМНЫХ ПРОЦЕССОВ ЧТО НАДО ЗНАТЬ О РЕЖИМЕ Под режимом принято понимать научно обоснованный распорядок жизни, предусматривающий рациональное распределение времени и последовательность различных видов деятельности и отдыха. У ребенка, приученного к распорядку, потребность в еде, сне, отдыхе наступает через определенные промежутки времени и сопровождается ритмическими изменениями в деятельности всех внутренних органов. Организм как бы заблаговременно настраивается на предстоящую работу, поэтому она не вызывает утомления. При проведении режимных процессов следует придерживаться следующих правил. 1. Полное и своевременное удовлетворение всех органических потребностей детей (в сне, питании). 2. Тщательный гигиенический уход, обеспечение чистоты тела,одежды, постели. 3. Привлечение детей к посильному участию в режимных процессах; поощрение самостоятельности и активности. 4. Формирование культурно-гигиенических навыков. 5. Эмоциональное общение в ходе выполнения режимных процессов. 6. Учет потребностей детей, индивидуальных особенностей каждого ребенка. 7. Спокойный и доброжелательный тон обращения, бережное отношение к ребенку, устранение долгих ожиданий, так как аппетит и сон малышей прямо зависят от состояния их нервной системы. Режим — это гибкая и динамичная конструкция, но при этом основные его компоненты (дневной сон, бодрствование, интервалы между приемами пищи, ночной сон, общее время прогулок) должны оставаться неизменными. При выборе режима учитываются возрастные и индивидуальные особенности ребенка, некоторые состояния (период выздоровления после болезни, адаптации к детскому учреждению, время года). Переводить из одного режима в другой следует постепенно, при условии физиологической готовности ребенка к переходу. О необходимости перевода на новый режим могут свидетельствовать изменения в поведении здорового ребенка: медленное засыпание; укорачивание или отказ от дневного сна; снижение аппетита; неадекватный ответ, негативное отношение к предложению взрослого. При выборе режима воспитатель учитывает, что активность и работоспособность повышаются с8до 12чис 16до18чи снижаются с 14до 16 ч. В течение недели наибольшая работоспособность приходится на вторник и среду, а с четверга уменьшается, достигая самого низкого уровня в пятницу и субботу. В. Алямовская вводит понятие «гибкий режим», которое можно рассматривать в трех аспектах: — динамичный режим для детей; — гибкий график работы воспитателей, специалистов и всего обслуживающего персонала; — разная длительность пребывания детей в группе. В. Алямовская отмечает следующие варианты гибкого режима. 1. «Подвижное в неподвижном», распределение деятельности детей в зависимости от решаемых задач, погодных условий, объема и сложности предлагаемого детям обучающего материала. 2. Свободное посещение детьми детского сада по желанию родителей. 3. «Мне хорошо»^ создание комфортного режима. 4. «Внимание! Опасность!», организация жизни детей в дни карантина, во время других неблагополучных периодов. 5. «Мы одни», организация жизни детей в группе в отсутствие, например, няни. 6. «Каникулы», организация жизни детей в определенные временные периоды, способствующая снятию накопившейся усталости и предупреждению «энергетических кризисов». 7. «Гибкий график работы сотрудников и администрации». Организация сна детей При недостатке сна 1,5 ч в сутки выносливость нервных клеток у детей ослабевает, наступают снижение активности, вялость. Длительное недосыпание может привести к невротическим расстройствам. Исследование показало, что полное торможение наступает только во 2-й, а то и в 3-й периоды сна. Вот почему необходимо оберегать сон детей на всем его протяжении. В зависимости от индивидуальных особенностей сон некоторых легко возбудимых детей остается неглубоким и в старшем возрасте. Необходимо посидеть около такого ребенка, правильно подобрать одежду для сна, создать спокойную обстановку. При организации сна учитываются следующие правила. 1. В момент подготовки детей ко сну обстановка должна быть спокойной, шумные игры исключаются за 30 мин до сна. 2. Первыми за обеденный стол садятся дети с ослабленным здоровьем, чтобы затем они первыми ложились в постель. 3. Спальню перед сном проветривают со снижением температуры воздуха в помещении на 3—5 градусов. 4. Для быстрого засыпания детей используют элементы рефлексотерапии и аутогенной тренировки. Необходимо правильно разбудить детей; дать возможность 5— 10 мин полежать, но не задерживать их в постели. Организация питания детей Важнейшим условием является соблюдение гигиенических требований. Столы необходимо промыть горячей водой с мылом. Младший воспитатель обязан тщательно вымыть руки, надеть специальную одежду, проветрить помещение, удобно расставить столы в соответствии с ростом детей. Учитывают и уровень самостоятельности детей. Сочетают работу дежурных и каждого ребенка: дети сами могут убирать за собой тарелки, а салфетки собирают дежурные. Воспитатель усаживает детей за стол так, чтобы сначала сели часто болеющие и те, кто плохо и медленно ест. Важно, чтобы дети могли видеть друг друга. Выходить из-за стола нужно постепенно. Если ребенок отказывается от пищи, не следует его заставлять. Гораздо важнее знать причины, побуждающие его так поступать. В неблагоприятной обстановке раздражители тормозят деятельность коры головного мозга, а если ребенка принуждают принимать пищу, корковые торможения усиливаются. Поэтому за столом не следует торопить детей, кормить насильно или уговаривать. Это может привести к стойкой негативной реакции, которая станет привычной. Нужно создавать условия, при которых появится желание есть. Для поддержания хорошего аппетита у детей следует уделять внимание оформлению, вкусу, аромату готовых блюд, а также сервировке стола. Все это должно вызывать у детей желание сесть за стол. Необходимо создать спокойную обстановку во время приема пищи, поиграть перед обедом в спокойные игры. Огромное значение в работе с детьми имеет пример взрослого. Дети 3—4-х лет испытывают потребность в личном контакте со взрослыми, подражают им в действиях. От того, как сложатся отношения ребенка с окружающими взрослыми, во многом зависит культура его взаимоотношений с более широким кругом людей. Исходя из этого предъявляются высокие требования к культуре каждого сотрудника дошкольного учреждения. Прогулка В режиме дня выделяется достаточное время для пребывания детей на свежем воздухе. Прогулка, как правило, включает: наблюдение, подвижные игры, труд на участке, самостоятельную игровую деятельность, индивидуальную работу по развитию физических качеств. Зимой рекомендуются прогулки при температуре не ниже -15 "С (младший возраст) и не ниже -22 °С (старший дошкольный возраст). Чтобы дети не перегревались и не простужались, выход на прогулку следует организовывать подгруппами, а продолжительность регулировать индивидуально, в соответствии с возрастом, состоянием здоровья и погодными условиями. Детей учат правильно одеваться, в определенной последовательности. В зависимости от предыдущего занятия и погодных условий изменяется и последовательность разных видов деятельности детей на прогулке. Так, если в холодное время дети находились на занятии, требующем больших умственных усилий, усидчивости, на прогулке необходимо вначале провести подвижные игры, пробежки, а затем перейти к наблюдениям. Если до прогулки было физкультурное или музыкальное занятие, то начинать надо с наблюдений, спокойных игр. Любая прогулка должна быть наполнена разнообразной содержательной деятельностью. Не следует сдерживать ребенка. Чередуйте движения и разнообразьте их. Формирование культурно-гигиенических навыков В режимных процессах у детей формируются навыки личной и общественной гигиены, правильного поведения в быту, в общественных местах, соблюдения общепринятых норм, этикета. Т. Богина, Л. Ионова, Н. Терехова выделяют следующие виды культурно-гигиенических навыков. Умывание: засучить рукава; намылить руки до образования пены; набрать в ладони нужное количество воды; вымыть лицо двумя руками; мыть руки до локтя с мылом; мыть шею и уши; обмыть руки; насухо вытереть руки; пользоваться личным полотенцем; не стряхивать воду с рук. Чистка зубов; набирать зубной порошок на щетку; правильно чистить зубы щеткой; полоскать рот. Причесывание: причесать волосы, если они растрепались; расчесать волосы и заплести косы; следить за аккуратностью головы. Одевание: быть опрятным; вешать одежду на спинку стула и складывать на сиденье колготки; завязывать шнурки ботинок на бантики; завязывать и развязывать тесемки у зимней шапки; застегивать и расстегивать пуговицы на нижней и верхней одежде; зашнуровывать и расшнуровывать ботинки; надевать и снимать одежду; обуваться; самостоятельно или с помощью взрослых устранять неполадки в одежде; складывать одежду лицевой стороной; соблюдать рациональную последовательность при одевании и раздевании. Чистка и мытье обуви; очищать обувь от грязи по возвращении с улицы в помещение; протирать загрязнившуюся обувь влажной тряпкой; мыть обувь, не заливая воду внутрь; намазывать ботинки гуталином; начищать ботинки до блеска щеткой. Уход за верхней одеждой: счищать пыль с верхней одежды платяной щеткой; следить за чистотой и привлекательностью одежды. Уборка постели: стелить постель перед сном; складывать покрывало; расправлять простыни после сна; стряхивать простыни; складывать одеяло пополам; прибирать постель после сна. Прием пищи: мыть руки перед едой; аккуратно есть; брать хлеб и накладывать еду в тарелку столько, сколько съешь; есть молча; жевать с закрытым ртом; пользоваться салфеткой; правильно сидеть за столом; уметь обращаться с ложкой, вилкой, столовым ножом; тщательно пережевывать пищу. Питье: ополаскивать стакан перед использованием; наливать воды в стакан сколько выпьешь; пить, не обливаясь. В туалете: пользоваться туалетной бумагой; мыть руки после туалета. Содержание носа в чистоте: своевременно пользоваться носовым платком. Перемена одежды с учетом погоды: одеваться теплее при похолодании; покрывать голову при солнечных лучах; поднимать воротник при ветре; снимать лишнюю одежду на жаре. Содержание личных вещей в порядке: всегда убирать за собой; бережно обращаться с каждой вещью; класть вещи на место; размещать их удобно для пользования и приятно для глаз. Переход навыка в привычку достигается систематическим повторением в одинаковых или сходных условиях. Если, например, ребенка научили аккуратно складывать кубики в коробку или ящик и требуют делать это всякий раз после игры, то постепенно у него закрепится привычка, и он станет складывать кубики без напоминания взрослых. Пока привычка не закрепилась, ребенок нуждается в контроле и указаниях взрослых, а также в поощрении, похвале, одобрении. Вежливость, доброжелательность, размеренная спокойная речь воспитателя, опрятный внешний вид, порядок в группе — все это имеет большое значение в формировании культурно-гигиенических навыков у дошкольников. ОРГАНИЗАЦИЯ РЕЖИМНЫХ ПРОЦЕССОВ В РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ Игровые приемы Впервую половину дня в работе с детьми младшего дошкольного возраста широко используются игровые приемы. Общаясь, воспитатель не только привлекает внимание детей, но и воспитывает культуру поведения, формирует гигиенические навыки. • Сегодня к нам пришел в гости Мишка. «Здравствуй, Миша! Здравствуй! Да, Миша, когда кто-нибудь приходит, дети всегда говорят: «Здравствуйте!» Мишкатоже будет учиться, говорить всем «здравствуйте». А мы поможем ему. «Здравствуй, Оля!» «Здравствуйте, Светлана Ивановна!» • Кукла Маша сегодня очень красивая. Вы заметили? Что ее украшает? Чистое платье, красивый бантик, нарядный фартучек. А еще у Маши чистые ручки и лицо. • Мишка-Топтыжка принес интересные картинки. Кто скажет, что это? Давайте их рассмотрим. Мыло, полотенце, зубная щетка. Для чего нужны эти предметы? Мишка-Топтыжка не знает. А вы, дети, знаете? • Зайчонка пригласила в гости кукла Маша, а он и не знает, как вести себя в гостях. Мотивы общения с детьми просты: и понятны: «Научите меня, пожалуйста», «Расскажите, где вы были, что видели?» Детей особенно привлекает возможность оказать помощь любимым героям. Следует создать условия для самостоятельной деятельности детей. На столах до прихода детей разложить: — разнообразные конструкторы: «Лего», «Фантазия», «Механик», строительные наборы; — разрезные картинки из 6—8 частей (плоскостные и на кубиках); — матрешки, пирамидки, вкладыши, мелкую и крупную мозаику; — настольно-печатные игры: «Зоологическое лото», «Цветы», «Подбери и назови», «Составь из фигур», «Сложи из палочек», «Подбери пару», «Сказки», «Найди такой же», «Соберем урожай»; — книжки рассказов в картинках. Для вовлечения детей в игру используют проблемные ситуации: наш Мишутка поранил лапу; у Мишутки разболелось горло; найдем друга Мишутке; Мишутка проголодался; успокоим и согреем Ми-шутку; поможем Мишутке найти маму. В утреннее время дети ухаживают за обитателями уголка природы: поливают растения, протирают листья. Основной задачей остается формирование культурно-гигиенических навыков у детей. Можно продолжить работу с выбранным персонажем, игрушкой. Работе по формированию навыков культуры поведения поможет сказка. Сказка «Три медведя» на новый лад — о том, как Маша учила Медвежонка правилам поведения. «Заблудилась Машенька в лесу. Видит дом стоит, а в нем живут медведи. Только вошла Маша в дом, Михаил Иванович увидел ее и заревел: «А-а, давно тебя ждем, помоги Мишутку научить правилам поведения за столом». Мишутка облизывает за столом лапы, Маша учит его, как пользоваться салфеткой, что надо говорить после еды. Общаясь с детьми старшего возраста, воспитатель проводит индивидуальные беседы: — что означают ваши имена? Как вас будут называть, когда станете взрослыми? — почему людей надо приветствовать при встрече. Что означает слово «здравствуйте»? — как стать красивым; — моя одежда, мой костюм; — моя комната, мои игрушки. Для закрепления норм поведения можно провести игру «Кто знает больше приветствий». Формированию культуры поведения, навыков доброжелательных взаимоотношений со сверстниками и взрослыми будут способствовать: — чтение рассказов Валентины Осеевой: «Три сына», «Волшебное слово»; — рассматривание картин, слайдов из серии «Воспитание культуры поведения»; — обыгрывание проблемных ситуаций; — копилка добрых дел и поступков; — обсуждение пословиц; — загадывание загадок. Стихи помогут поддержать интерес детей к внешнему виду, вызовут желание быть аккуратным, устранять неполадки в одежде. Воспитатель с детьми, рассматривая предметы, необходимые для умывания, ухода за внешним видом, одеждой, объясняют их назначение, загадывают загадки про них. Для поддержания хорошего настроения у детей, создания положительного отношения ко всему происходящему в группе проведите игры: — поговорим по телефону; — кто больше знает вежливых (добрых, ласковых) слов; — волшебное слово; — кто лучше знает правила поведения на улице и в общественных местах. Используйте чтение художественных произведений, например «Что такое хорошо, что такое плохо», беседуйте на нравственные темы, разговаривайте о поведении детей в магазине, в театре, на улице, в общественных местах. Для закрепления навыков в старшем дошкольном возрасте проведите конкурсы: — Чистюль; — Мойдодыра; — между мальчиками и девочками. Рассмотрите с детьми образец сервировки стола. Спросите, какие блюда готовит мама, что ребенок любит больше всего. Проведите занятия: «Как сервировать стол», «Как правильно, пользоваться ножом». Хорошо, если показ осуществляет сам ребенок. Утренняя гимнастика Особое внимание необходимо уделить подготовке к утренней гимнастике. Мотив: сильным хочешь быть и смелым? По утрам зарядку делай! Побеседуйте с детьми на темы: «Как стать сильным и здоровым?», «Зачем надо заниматься спортом?» По окончании зарядки скажите: «Здоровье в порядке? Спасибо зарядке!» Завтрак Перед завтраком проверьте последовательности операций во время умывания. Используйте стихи, потешки, образное слово: «Ладошки друг о друга трутся, друг друга обнимают, правой моем левую ладошку, левой — правую». Следите за аккуратностью в процессе умывания. Проведите соревнования: «Самые чистые руки», «Самый аккуратный ребенок». Особое внимание уделяйте приемам самоконтроля и самооценки деятельности детей. Дети младшего дошкольного возраста любят помогать накрывать на стол. Спросите у дежурных: «Как правильно раскладывать ложки», «Как сервировать стол». Обязательно расскажите о вкусной и здоровой пище. Вместе с детьми дайте оценку деятельности дежурных. Оцените эстетичность оформления столов. Не забудьте ознакомить детей с меню. • Мишка хочет знать, что сегодня на завтрак. • Кукла Катя рассказывает о том, как кашка помогла ей вырасти. • Мишка рассматривает столы и восхищается, как красиво они сервированы. Во время завтрака привлекайте внимание детей к пище. Организуйте конкурс на самую чистую тарелку, самый аккуратный стол. Подготовка к занятию Перед занятием уберите игрушки. Для переключения внимания детей на другой вид деятельности используйте игрушку. • Мишка приглашает к себе в лес, вгости. Надо подготовить машину, расставить стульчики, посадить в машину игрушки. Они будут показывать путь. • Игра «Поставь игрушку на место». У каждой игрушки есть свой домик. Поставьте игрушки в домики. Как оценку деятельности детей используйте похвалу Мишки. Оценка детей младшего возраста может быть только положительной. После занятия организуйте игры по желанию детей. Прогулка Создайте интерес к прогулке с помощью игровых приемов, индивидуальных бесед. Игровая ситуация: Мишка потерял свою берлогу, найти можно только с помощью волшебного клубочка; покажем Мишке наш участок. Игровой материал для прогулки готовится заранее. Можно вместе с Мишкой подготовить игрушки. Для закрепления последовательности одевания используют приемы: «Волшебные часы» (последовательность одевания в рисунках); «Поможем Мишке одеться»; игру «Найди следующую картинку». Планируйте подвижные игры: 2—3 игры большой подвижности («Лошадки», «Воробышки и автомобиль», «У медведя во бору», «Зайцы скок, скок»), 2—3 игры малой и средней подвижности. Необходимо предусмотреть и игры на выбор детей. Если дети трудятся на участке, уделите внимание мотивации их деятельности, помогите распределить обязанности, подготовить оборудование и убрать его после работы, дайте оценку деятельности детей. В теплое время года можно заниматься изобразительной деятельностью, развитием речи, математическим развитием, театрализацией. По возвращении с прогулки учите детей самостоятельно и последовательно раздеваться. Приемы: «Волшебные часы», «Лесенка», «Найди следующую картинку», «Поможем Мишке раздеться». МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПЛАНИРОВАНИЮ РЕЖИМНЫХ ПРОЦЕССОВ |