ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной 
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | Нетрадиционные формы организации общения педагогов и родителей Зверева О.Л., Кротова Т.В. 343 Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект. — М.: ТЦ Сфера, 2005. — 80 с. (Библиотека руководителя ДОУ). ISBN 5-89144-539-5 В настоящем пособии раскрываются новые подходы в общении с родителями на современном этапе. Взаимодействие с семьей ребенка является одной из сложных сторон деятельности воспитателя. Нередко педагоги испытывают трудности в установлении контакта с родителями воспитанников. Автором пособия подробно освещаются основные этапы оказания методической помощи: раскрывается содержание работы, определяются ее формы и методы. Кроме этого, в книге представлена краткая история взаимодействия ДОУ с семьей ребенка. К пособию прилагаются анкеты для родителей и педагогов, сценарии мероприятий, программа оказания методической помощи воспитателям и другой практический материал. Пособие адресовано руководителям и педагогам дошкольных образовательных учреждений. ББК 74.104 Ольга Леонидовна Зверева Татьяна Викторовна Кротова ОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГА С РОДИТЕЛЯМИ В ДОУ Методический аспект Редактор Е.А. Сухова Художник Е.В. Кустарова Корректоры Л. Б. Успенская, А.А. Семенова Компьютерная верстка С.Н. Гамзиной Оригинал-макет и диапозитивы текста изготовлены в «ТЦ Сфера» На обложке использованы фотографиииз л/с № 1678 ЦАО г. Москвы Лицензия ИД Ne 02242 от 05.07.00. Гигиенический сертификат № 77.99.02.953.Д.000876.02.05 от 28.02.2005 г. Подписано в печать 10.06.05. Формат 60 х 9O'/m- Гарнитура Тайме. Усл. п. л. 5.0. Доп. тираж 10 000 экз. Заказ № 5167. Издательство «ТЦ Сфера». Москва, Сельскохозяйственная ул., 18, корп. 3. Тел. (095) 107-59-15, 656-75-05 Отпечатано с готовых диапозитивов наФГУП ордена «Знак Почета» Смоленская областная типография им. В.И. Смирнова. 214000, г. Смоленск, проспект им. Ю- Гагарина, д. 2. ISBN 5-89144-539-5 © ООО «ТЦ Сфера*, 2005 Введение В настоящее время актуальной проблемой является взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями, которое предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями; оно также направлено на повышение педагогической культуры родителей, т.е. сообщение им знаний, формирование у них педагогических умений, навыков, рефлексивного отношения к себе как к педагогам. Повышение педагогической культуры родителей разрешает сложившееся противоречие между воспитательным потенциалом семьи и его использованием. Составная часть взаимодействия — общение педагога с родителями. Как показывает практика и проведенные научные исследования, родители часто допускают типичные ошибки в воспитании детей, испытывают определенные трудности. Задача педагогов дошкольного учреждения — помочь родителям в воспитании детей. Но педагоги не всегда готовы к этой деятельности в силу ряда причин. Возникает еще одно противоречие, которое разрешается посредством методической работы в ДОУ. Старший воспитатель, или, как его принято называть, методист оказывает педагогическую помощь воспитателям в установлении контакта с родителями воспитанников, выявлении их трудностей, положительного опыта. Существуют определенные этапы проведения, формы и методы работы в ДОУ. Специфика ее заключается в многоуровневом характере. Так, старший воспитатель влияет на воспитателей, чтобы те в свою очередь повышали педагогическую культуру родителей, а родители грамотно могли воспитывать детей. Об этом речь пойдет в настоящем пособии. J РЕТРОСПЕКТИВА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ С СЕМЬЕЙ Семья — социальный институт воспитания, в ней осуществляется преемственность поколений, социализация детей, что включает в себя передачу семейных ценностей и стереотипов поведения. Известный отечественный психолог Л.С. Выготский писал, что семья является важнейшим элементом социальной ситуации развития. В семье социализация* происходит наиболее естественно и безболезненно, основной ее механизм — воспитание. Еще до революции говорили о роли семьи в познании ребенком окружающего мира. Именно в семье ребенок узнает, например, что «печка горячая, вода из кувшина прольется, если неаккуратно ее нести; кошка царапается, а мама ругается, если попадешь ей под ноги». Ребенок ежедневно видит вокруг себя живую действительность и непосредственно участвует в ней. Общение в семье построено на любви, семейное воспитание не имеет границ (см. Приложение 2). В то же время семья может выступать и отрицательным фактором воспитания. На ребенка негативно влияют ссоры, конфликты родителей, непоследовательность, плохой пример. Взрослые допускают промахи в воспитании: относятся к ребенку как к своей уменьшенной копии, часто несправедливы к детям, используют физические наказания и многое другое. К типичным ошибкам можно отнести и отсутствие единства требований к детям, когда один взрослый хочет от ребенка одно, другие — другое. Непоследовательность заключается в том, что эти требования зависят от минутных настроений родителя. Например, сегодня папа разрешает ребенку прыгать на диване или не убирать игрушки, на следующий день он более строг и запрещает то, что вчера было можно.' Об отношении родителей к воспитанию детей свидетельствует такой пример: маму двухлетней девочки спросили: «Какие у Вас трудности с ребенком?» Она ответила: «Да никаких трудностей, отлуплю, — и всё». Эти трудности связаны с недостатком знаний по вопросам воспитания ребенка, отсутствием выдержки, терпения, педагогического такта. Этот и другие термины см. в Приложении 1.
Родители нуждаются в помощи со стороны специалиста, хотя некоторые из них и не осознают этой потребности. Таким образом, воспитательный потенциал семьи не используется родителями в полной мере. Чтобы грамотно воспитывать ребенка, необходимо единство воспитательных воздействий на него со стороны всех взрослых, учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, понимание того, что он должен знать и уметь в этом возрасте и т.д. Здесь могут оказать профессиональную помощь специалисты-педагоги дошкольных учреждений. Полемика о соотношении воспитания детей в семье или в детских садах имеет свою историю. Еще до революции ряд таких известных педагогов, как К.Д. Ушинский, П.Ф. Лесгафт и другие, считали, что воспитание ребенка должно осуществляться до семи лет в семье. Некоторые авторы были противниками семейного воспитания (А.С. Симонович, К.Н. Ярош), объясняя свою позицию тем, что семья подает детям дурной пример, в рамках ее — они не могут включаться в труд, становятся избалованными. П.Ф. Каптерев, внесший существенный вклад в разработку теории семейного воспитания, стоял на позициях сочетания семейного и общественного компонентов. На рубеже XIX—XX веков в помощь семье создавались детские сады, в которых ребенок мог проводить от 2-х до 4-х часов в день, но были и детские сады длительногопребывания для детей рабочих — народные детские сады. В помощь семье создавались в те годы родительские клубы, семейные группы (похожие на современные группы кратковременного пребывания). В семейных группах мамы с детьми объединялись и занимались с ними; в 80-х годах XIX века были созданы Родительские Кружки с целью распространения среди родителей педагогических знаний, на их заседаниях шел живой обмен мнениями по вопросам воспитания детей в семье, к дискуссиям подключались специалисты.В помощь семье выходили многочисленные периодические издания, затрагивающие вопросы гигиены, обучения, нравственного воспитания детей, а также книги для родителей. После революции 1917 года изменилось отношение общества и государства к семье, политика в отношении семьи диктовалась классовыми задачами. Советское государство не доверяло родителям воспитание детей, будущих строителей коммунизма. Неслучайно одной из задач являлось воспитание у них ненависти к капитализму. В 20-е годы писали, что семейное воспитание — отсталое, В этот исторический период существовали различные точки зрения на вопрос соотношения общественною и семейного воспитания, вплоть до изоляции детей от семьи. Многие педагоги выступали за необходимость оказания родителям педагогической помощи — Е.А. Аркин, Н.К. Крупская, Л.И. Красногорская, Д.В. Менджерицкая, Е.И. Ра-дина, А.В. Суровцева, Е.А. Флеринаи др. Общественное воспитание детей было признано ведущим в те годы по идеологическим соображениям, так как стояла задача воспитания нового человека, с которой могла справиться не каждая семья. Общественное воспитание было необходимым также по причине вовлечения женщин в массовое производство. Детский сад являлся социальным центром, который помогал пролетарской семье воспитывать детей квалифицированными специалистами, и где ребенок находился в коллективе сверстников. Общественным дошкольным воспитанием были охвачены далеко не все дети, и в помощь родителям издавалась многочисленная педагогическая литература, создавались педагогические курсы для матерей. В те годы зарождались разнообразные формы сотрудничества детского сада с семьей; они просуществовали не один десяток лет, и многие существуют по сей день: коллективные, индивидуальные и наглядно-информационные. (Далее мы рассмотрим их подробнее.) Поскольку эти формы существуют длительное время, в практике работы детских садов они получили название «традиционных». Несмотря на положительные стороны работы с семьей в послереволюционный период, например, многообразие форм и тем, некоторые из них были чрезмерно подчинены господствующей идеологии; у детей выявляли их классовую направленность на основе тестов. Родителям сообщалось о пятилетних планах, борьбе с суевериями, религиозностью; не учитывались их интересы, потребность в знаниях, положительный опыт воспитания. Были разработаны лозунги для родителей, например; «Что взял в детские годы, не теряешь никогда»; «Коль семья груба, сурова, редко дети в ней здоровы». Приведем в качестве примера выдержки из программы трехмесячных дошкольных курсов для родителей 1930 года. Одна из характерных для того времени тем для беседы: «Старый быт семьи (религиозность, пьянство, шовинизм, индивидуализм, физическое наказание и отрицательное его влияние на ребенка)». Родителям давали задания понаблюдать за своим ребенком, выявить условия антирелигиозного, интернационального воспитания, прочитать соответствующую литературу, посетить дошкольное учреждение. Использовали лекции-беседы, практические занятия, знакомство с организацией учреждений. Предполагалось, что вся работа будет строиться на активности и самодеятельности родителей, на выполнение ими заданий у себя в семье. Положительным моментом, с современной точки зрения, является активизация родителей, но, вместе с тем, следует отметить уже упомянутые негативные стороны: излишнюю идеологизацию содержания работы с родителями, недоучет их интересов, потребности в знаниях. РАБОТА ПЕДАГОГА С РОДИТЕЛЯМИ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ Содержание работы педагога с родителями включает в себя, по сути, все вопросы воспитания и обучения детей, с которыми педагог знакомит родителей дошкольников. Для обсуждения с родителями не существует второстепенных тем, поскольку родителям необходимы знания об особенностях развития ребенка, задачах воспитания, методах, организации предметно-игровой среды, подготовке его к обучению в школе и др. Они хотят получить ответ на вопрос: «Как поступить в том или ином случае?» Леем родителям необходимы педагогические знания, с рождением ребенкашш1зьшуждены.овдадевать профессией воспитателя. Педагоги детских садов — профессионалы, они готовы помочь в воспитании детей. Вщноори£тм^оштьсв^алщ]^^}юс1ис&мъи, запросы родататей^нелфосто читать им доклады или лекции. Современные родители достаточно грамотны, имеют доступ к педагогической информации. Есть родители, приобретающие педагогическую литературу или выписывающие периодические издания, некоторые родители могут получить необходимую информацию через Интернет, но часто они пользуются случайной литературой, бессистемно. Иногда воспитывают детей интуитивно, «как воспитывали меня», некритично относятся к тем или иным проявлениям ребенка. Важно активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях, распространять положительный опыт воспитания в семье: проведение семейных досугов, следование семейным традициям, опыт закаливания детей, семейного чтения и т.д. Тезис о педагогической несостоятельности семьи уже потерял свою актуальность. Как показал проведенный опрос родителей, они некомпетентны в вопросах психического развития детей. Анкетирование и наблюдения за стилем общения родителей с детьми, за реакцией детей на встречи с родителями показали, что для родителей представляют интерес такие проблемы, как воспитание послушания у детей, культуры поведения, проблема детской игры, страхов, агрессивности, раннего обучения. Есть темы, актуальные для всех категорий родителей (например, особенности того или иного возрастного периода), которые сформулированы таким образом: «Знаете ли вы своего ребенка?», «Как научиться понимать ребенка». Роди- телей интересует вопрос: «Что должен знать и уметь ребенок в определенном возрасте?», «Что можно от него требовать и как?» Важными для рассмотрения с родителями являются такие темы, как «Общение с ребенком в семье», «Методы воздействия на ребенка» (как вариант темы «Поощрения и наказания»), «Развитие речи», «Подготовка к школе». Почтив каждой семье стоит проблема — чем занять ребенка. Педагоги должны рассказать значение компьютерных nip, опасности некоторых из них для здоровья детей и, как альтернативу предложить развивающие игры с детьми в условиях семьи. Родители младших дошкольников испытывают трудности, связанные с кризисом трех лет, капризами и упрямством ребенка, а родители старших дошкольников говорят о проблемах, связанных с ранней подготовкой их к школе. Хотя сейчас, как показывает наше общение с родителями, уже с двух с половиной лет ребенка пытаются научить читать, считать, обучают работе с компьютером. Педагоги приводят примеры обучения маленьких детей сложным недоступным математическим действиям, иностранным языкам. Завышенные установки родителей негативно влияют на развитие маленьких детей, их самооценку. По мнению детских психологов, в результате несоответствия родительским ожиданиям у ребенка может возникнуть невроз, поэтому — необходимо беречь нервную систему ребенка, не перегружать его знаниями. Конечно, нужно готовить детей к обучению в школе, развивать их интеллект, но без ущерба для общего развития. Здесь задача старших воспитателей — помочь родителям в решении задач интеллектуального развития детей. На что следует обратить внимание родителей в решениизадачи интеллектуального развития их детей? В разработке содержания занятий с родителями играет роль и приоритетное направление ДОУ: для детей с проблемами физического воспитания на первый план выносятся такие темы для обсуждения, как «Физическое воспитание и развитие ребенка», «Закаливание», «Защита психики ребенка», «Развитие движений», «Спортивный досуг», «Рекомендации для родителей» и т.д. Если это художествен но-эстетическое направление, то акцент делается на сущности и задачах эстетического воспитания, их решении в разных возрастных группах. Целесообразно познакомить родителей с организацией досуга и праздников в условиях учреждения и семьи, подключать их к подготовке и проведению подобных мероприятий. Тематика общения с родителями может включать проблемы обучения детей рисованию, развитию музыкального восприятия. Хорошо подключать к консультации специалистов (например, психологов, музыкального руководителя), проводить открытые просмотры детского творчества. Поскольку в настоящее время особо острыми являются проблемы подготовки детей к школе, их интеллектуального развития, мы остановимся подробнее на вопросах взаимодействия дошкольного учреждения с родителями, дети которых посещают дошкольные учреждения с приоритетом интеллектуального развития. Разрабатывая содержание знаний для родителей, следует остановиться на сущности интеллектуального развития детей. Необходимо познакомить родителей с тем, что может ребенок в том или ином возрасте, каковы психологические закономерности его развития. Показатели умственного развития детей дошкольного возраста четко представлены в книге «Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста» под ред. О.М. Дьяченко, Т.В. Лаврентьевой: например, в три года ребенок должен по образцу, предложенному взрослым, выполнить небольшую постройку из кубиков, в четыре — по предложенной взрослым схеме собрать несложную постройку из кубиков; в пять лет — на простом плане комнаты показать стол, за которым он сидит; в шесть-семь — использовать схему для ориентирования в определенной пространственной ситуации, распределить предметы по группам на основе выделения ряда признаков (одежда, обувь, посуда и др.). Наряду с формированием мышления ребенка необходимо развивать его память, внимание, воображение, восприятие, речь. Знакомство с окружающим миром — первый шаг умственного развития ребенка, поэтому рекомендуется родителям проводить с детьми наблюдения, беседы, дать ребенку почувствовать себя первооткрывателем. Взрослым целесообразно вместе с ребенком делать открытия, выводы, решать проблемные ситуации, обсуждать сказки, составлять семейные коллекции, грамотно отвечать на познавательные вопросы. Вместе с ребенком наблюдать за облаками, находить в них сходство с фигурками людей и животных; «измерять» глубину лужи и т.д. В детском саду можно устроить выставку семейных коллекций, например, красивых ракушек, камешков, фантиков, значков и др. Если любознательность ребенка удовлетворяется и умело направляется взрослыми, у него появляется потребность в новых знаниях. Родителям следует помнить, что само по себе количество знаний или навыков не может служить показателем развития ребенка. Существеннее не сами знания, а то как ребенок умеет ими пользоваться, применять их при решении тех или иных задач. Родителей порой радует, что ребенок запомнил текст стихотворения, сказки. У детей очень хорошая память. Но важнее для умственного развития ребенка понять текст, суметь пересказать его, не исказив смысла и последовательности событий. Не нужно увлекаться счетом с ребенком до бесконечности. Необходимо ознакомить его с понятием числа как выражения количественной стороны любых явлений, по- 2 Зверева мочь ребенку овладеть простейшим решением арифметических задач и особенно умением их самостоятельно составлять, пусть в пределах пяти. Это относится к детям старшего дошкольного возраста. Предлагаем родителям записывать вопросы и высказывания детей. Среди них бывают и вопросы чисто познавательного характера, например: «Почему самолет летает?», «Как раньше звали Красную Шапочку?», «Почему ведьма только в сказках, а тигр существует на самом деле?» и др. Представляют интерес и детские высказывания об окружающем мире, самостоятельные умозаключения, пусть и неверные. Например, дочка что-то ищет в календаре. На вопрос папы, что она там ищет, ребенок отвечает: «А я ищу, когда будет еще Восьмое марта». — «В этом календаре больше не будет», — говорит отец. — «А может, будет, я все же поищу». Или дети загадывают загадки, пусть и наивные, например: «Пишут и рисуют, хорошенькие, цветные». Подобный материал можно вместе с родителями обсудить на встречах в детском саду. Научно доказано, что в ходе познавательного общения ребенка с родителями преодолеваются и эмоциональные трудности. Родителям можно порекомендовать серьезно относиться к детским вопросам и высказываниям, не «отмахиваться» от них. Особо следует сказать о телевидении. Взрослому важно не задавить детскую инициативу, не погасить желания открывать мир. Телевидение хорошо, когда оно расширяет границы опыта детей, рассказывает о странах и людях, призывает к размышлению, показывает процесс рождения мысли в споре. Исходя из содержания телепередачи, родителям можно порекомендовать совместную прогулку с ребенком, экскурсию, чтение художественной литературы познавательного характера, рисование, конструирование. Предлагаем примерное распределение форм и тематики занятий с родителями по интеллектуальному воспитанию детей. 1. Общее родительское собрание. Познакомить родителей с сущно стью приоритетного направления ДОУ, обсудить с педагогами и другими специалистами, работающими там, «визитную карточку» учреждения. Кратко и доступно раскрыть суть Программы, по кото рой работает учреждение, задачи, стоящие перед ним. Можно по знакомить родителей с результатами проведенной диагностики пси хического развития детей. 2. «Круглый стол» по проблеме интеллектуального развития до школьников. В нем принимают участие старший воспитатель, пси холог, воспитатели групп и другие специалисты. Участники свобод но общаются друг с другом. Можно определить тему заседания «Круг лого стола», например, «Ознакомление с окружающим миром — первая ступень умственного воспитания дошкольников» или «Раз витие памяти у детей». Темой подобных заседаний могут быть та- кие, как «Развитие любознательности у дошкольников», «Развитие речи», «Специальная готовность детей к школе», «Роль дидактической игры в умственном развитии детей» и др. Такие заседания можно провести в каждой из возрастных групп, ставя акценты на задачах программы, по которой работает ДОУ. Целесообразно использовать такие методы, как постановка дискуссионных вопросов, анализ педагогических ситуаций, сообщения специалистов по проблеме, обмен опытом родителей, ответы на их вопросы специалистов. Здесь же можно показать родителям открытое (или в видеозаписи) занятие с детьми, организовать выставку литературы для детей и родителей по проблеме. Предлагаем раскрыть родителям сущность обучения дошкольников, его специфику, которая заключается в использовании игровых приемов. В качестве наглядности хорошо открытое занятие для родителей с детьми или же видеоматериалы фрагментов занятий по математике, развитию речи и др., следует обратить внимание на дидактический материал, методы обучения детей, сюрпризные моменты на занятиях и т.д. 3. Наглядные формы работы с родителями включают подготовку памяток, папок-передвижек, материала на стендах, фотовыставки и др. Например, можно подготовить для родителей в письменном виде показатели умственного развития детей по возрастам или пред ложить наглядный материал, на формирование памяти, внимания, воображения, мышления, а также варианты проведения дидакти ческих игр с детьми. 4. Консультации могут быть устными и письменными, плановы ми и неплановыми, т.е. стихийно возникающими по инициативе одной из сторон. Тематика консультаций разнообразная, например, «Развитие представлений об окружающем», «Способы получения ребенком знаний», «Развитие инициативы детей». Письменные (за очные) консультации удобны тем, что у педагога есть время под готовиться к освещению проблемы, выявить потребности родите лей в знаниях. Так, готовится ящичек или конвертик для вопросов родителей с изображенным на нем вопросительным знаком, в ко торый родители опускают записки с вопросами. Педагог обрабаты вает «почту», готовит ответы на интересующие вопросы в разной форме, например, информации на стенде «Консультация по вашей просьбе», «Спрашивали — отвечаем» или «Вечер вопросов и отве тов». 5. Дискуссия по проблеме умственного воспитания детей. Такую дискуссию хорошо провести с родителями подготовительной груп пы, заранее пригласив специалистов: учителей начальных клас сов, психолога, воспитателей подготовительной группы. Можно использоватьЧакие методы, как постановка спорных вопросов, ознакомление родителей с результатами тестирования детей, пре- II доставление слова специалистам, анализ педагогических ситуаций. Рекомендуется проведение дискуссий по аналогии с телевизионными «Ток-шоу»: например, разделить участников на две группы; первая — те, кто считает, что умственное развитие ребенка — это умение читать, писать, считать; вторая — родители с противоположной точкой зрения. Главное — это всестороннее развитие ребенка, его познавательная активность. Необходимо дать возможность высказаться представителям противоположных мнений, предоставить слово специалисту, аргументировать правильную точку зрения. Для повышения интереса слушателей к проблеме можно привести в качестве примера высказывания детей, продукты детского творчества, видеоролики и др. В конце подвести итог. Дискуссии можно проводить на различные темы, например, «Роль книги в развитии ребенка», «Семья на пороге школьной жизни», «Возможности семьи в речевом развитии ребенка» и др. Конспекты подробно описаны в книге Е.П. Арнаутовой «Педагог и семья». 6. «Устные журналы». Эта форма может проводиться регулярно с заданными рубриками, имеющими место в том или ином журнале. Например, «Советы специалиста», «Это интересно знать», «Говорят дети», «Чем и как занять ребенка» и др.; рубрики наполняются педагогическим содержанием по теме. Например, советы может дать психолог, физиолог, врач и другие специалисты. В «Устном журнале» освещаются актуальные проблемы интеллектуального развития ребенка. Главное — сделать эти встречи неформальными, а заинтересовать родителей, отвечать на волнующие их вопросы, не увлекаться теорией вопроса, а преподносить материал убедительно, доступно, опираясь на их опыт. Целесообразно использовать многообразие форм и методов работы с родителями. Только в сотрудничестве педагогов с родителями можно решать проблемы разностороннего развития ребенка, в частности интеллектуального, не пренебрегать потребностями детства (см. Приложение 3). В освещении этих вопросов поможет литература для педагогов по воспитанию и обучению детей в разных возрастных группах, программы воспитания в детском саду. ФОРМЫ ОБЩЕНИЯ ПЕДАГОГА С РОДИТЕЛЯМИ В ДОУ Содержание работы с родителями реализуется через разнообразные формы. Главное — донести до родителей знания. Существуют традиционные и нетрадиционные формы общения педагога с родителями дошкольников, суть которых — обогатить их педагогическими знаниями. Традиционные формы подразделяются на коллективные, индивидуальные и наглядно-информационные. _К коллективным формам относятся родительские собрания, конференцииТ^Круглыестолы» и др. Групповые родительские собрания — это действенная форма работы воспитателей с коллективом родителей, форма организованного ознакомления их с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи. Повестка дня собраний может быть разнообразной, с учетом пожеланий родителей. Например, предлагаем такие темы: «Знаете ли вы своего ребенка?», «Воспитание послушания у детей», «Методы педагогического воздействия» и др. Традиционно повестка дня включает в себя чтение доклада, хотя от этого следует уходить, как отмечалось нами выше, лучше вести диалог с использованием методов активизации родителей. По мнению лекторов, «чтение по бумажке вызывает сон с открытыми глазами». Не рекомендуется применять в работе с родителями казенных слов типа «доклад», «мероприятия», «повестка дня», «явка строго обязательна». Если педагог читает текст, не отрываясь, складывается впечатление, что он некомпетентен в излагаемых вопросах. В сообщении важно представить особенности жизни группы и каждого ребенка. К выступлению на собраниях могут подключаться специалисты детского сада (врач, логопед, психолог и др.), а также специалисты среди родителей, которые имеют отношение к дошкольному детству (педиатр, юрист, библиотекарь и др.). Собрание готовится заранее, объявление вывешивается за 3—5 дней. Тему рекомендуем формулировать проблемно, например: «Послушен ли ваш ребенок?», «Как играть с ребенком?», «Нужно ли наказывать детей?» и др. В объявлении можно поместить небольшие задания для родителей, например, понаблюдать за поведением детей, сформированными навыками, обратить внимание на детские вопросы и т.д. Задания обусловлены темой предстоя- щего собрания. Как показывает опыт, родители активнее реаги руют на индивидуальные приглашения, особенно если в их под готовке принимали участие дети. Например, на собрание по тру довому воспитанию можно подготовить приглашения в виде фар тука или веничка, к Новому году — в виде елочки и др. Дело, конечно, не в названии проведения формы работы с родителя ми. Сейчас собрания вытесняются новыми нетрадиционными формами, такими как «Устный журнал», «Педагогическая гос тиная», «Круглый стол» и др. Хочется предостеречь педагогов от увлечения развлечениями: некоторые считают,что с родителя ми надо попить чаю, провести игры. В этом случае педагогичес кое с6^ё^жаТшё^«3^од1тг^Т1ёлес^бразно сочетать разные формы работы, например, после проведения развлекательных меропри ятий с родителями_можноорганизовать беседы и собрания. На общих родительских собраниях обсуждаются проблемы воспита ния детей. Делесообразно провести экскурсию по ДОУ, позна- комщ^эддителей"со"^"ециалистами, с объяснением профиля и задач учреждения; можно издатьбуклет, рекламу, рассказываю щие о KotiKpeTHOM учреждения:------~——------- —~ К индивидуальным формам относятся педагогические беседы с родителями; это одна из наиболее доступных форм установления связи с семьей. Беседа может быть как самостоятельной формой, так и применяться в сочетании с другими, например, она может быть включена в собрание, посещение семьи. с1кой_беседы — обмен мнениями по тому или иному вопросу; ее особенность — активное участие и воспитателя и родителей. Беседа может возникать стихийно lioинициативе и родителей и педагога. Последний продумывает, какие вопросы задаст родителям, сообщает тему и просит их подготовить вопросы, на которые бы они хотели получить ответ. Планируя тематику бесед, надо стремиться к охвату по возможности всех сторон воспитания. В результате беседы родители должны получить новые знания по вопросам обучения и воспитания дошкольника. Беседа начинается с общих вопросов, надо обязательно приводить факты, положительно характеризующие ребенка. Рекомендуется детально продумать ее начало, от которого зависит успех и ход. Беседа индивидуальна и адресуется конкретным людям. Воспитателю следует подобрать рекомендации, подходящие для данной семьи, создать обстановку, располагающую «излить» душу. Например, педагог хочет выяснить особенности воспитания ребенка в семье. Можно начать эту беседу с положительной характеристики ребенка, показать, пусть даже незначительные его успехи и достижения. Затем можно спросить у родителей, как им удалось добиться положительных результатов в воспитании. Далее можно тактично остановиться на проблемах воспитания ребенка, которые, на взгляд воспитателя, еще необходимо доработать. Например: «Вместе с тем, хотелось бы обратить внимание на воспитание трудолюбия, самостоятельности, закаливание ребенка и др.». Дать конкретные советы. ■*/ Тематические консультации организуются с целью ответить на ^сё'вопросы, интересующие родителей. Часть консультации посвящается трудностям воспитания детей. Они могут проводиться и специалистами по общим и специальным вопросам, например, развитию музыкальности у ребенка, охране его психики, обучению грамоте и др. Консультации близки к беседам, основная их разница в том, что последние предусматривают диалог, его ведет организатор бесед. Педагог стремится дать родителям квалифицированный совет, чему-то научить. Эта форма помогает ближе узнать жизнь семьи и оказать помощь там, где больше всего она нужна, побуждает родителей серьезно присматриваться к детям, задумываться над тем, какими путями их лучше воспитывать. Главное назначение консультации — родители убеждаются в том, что в детском саду они могут получить поддержку и совет. - Существуют и «заочные» консультации. Готовится ящик (конверт) для вопросов родителей. Читая~почту, педагог может заранее подготовить полный ответ, изучить литературу, посоветоваться с коллегами или переадресовать вопрос. Эта форма получила отклик у родителей. Как показал наш опыт проведения «заочной» консультации, родители задавали разнообразные вопросы, о которых не желали говорить вслух. Отдельную группу составляют наглядно-информационные методы. Они знакомят родителей с условиями, задачами, содержанием и методами воспитания детей, способствуют преодолению поверхностного суждения о роли детского сада, оказывают практическую помощь семье. К ним относятся записи на магнитофон бесед с детьми, видеофрагменты организации различных видов деятельности, режимных моментов, занятий; фотографии, выставки детских работ, стенды, ширмы, папки-передвижки. В настоящее время особой популярностью как у педагогов, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы общения с родителями (см. ПриложеТЖ~буГ0ни построены по типу теле-визионных и развлекательных программ, игр и направлены на установление неформальных контактов с родителями, привле- чение их внимания к детскому саду. Родители лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами. Так, родители привлекаются к подготовке утренников, пишут сценарии, участвуют в конкурсах. Проводятся игры с педагогическим содержанием, например, «Педагогическое поле чудес», «Педагогический случай», «КВН», «Ток-шоу», где обсуждаются противоположные точки зрения на проблему и многое другое. В ряде детских садов организуется педагогическая библиотека для родителей, книги им выдаются на дом. Можно организовать выставку совместных работ родителей и детей «Руки папы, ручки мамы и мои ручонки», досуги «Неразлучные друзья: взрослые и дети», «Семейные карнавалы». «Устный журнал» состоит из 3—6 страниц или рубрик, по длительности каждая занимает от 5 до 10 минут. Например, рекомендуем использовать рубрики: «Это интересно знать», «Говорят дети», «Советы специалиста» и др. Родителям заранее предлагается литература для ознакомления с проблемой, практические задания, вопросы для обсуждения. Особой популярностью пользуются «Дни открытых дверей», в течение которых родители могут побывать в любой группе. В проведении «Круглых столов» реализуется принцип партнерства, диалога, родителям предлагается подписать «визитку», приколоть ее на груди. Общение происходит в непринужденной форме с обсуждением актуальных проблем воспитания детей, учетом пожеланий родителей, использованием методов их активизации. На наш взгляд^елесообразно пр^^даш1е^1етр.а,шшионльгх_фррм общения с родителями по типу различных телепрограмм, в частности «Ток-шоу». Можно заранее^планйрбвать противоречивые тбчки зрения по вопросам наказания детей, их подготовки к школе и т.д. Дать слово «экспертам», возможность высказаться каждому желающему. Положительной стороной подобных форм является то, что участникам не навязывается готовая точка зрения, их вынуждают думать, искать собственный выход из сложившейся ситуации. В настоящее время практикой накоплено многообразие нетрадиционных форм, но они еще недостаточно изучены и обобщены. Схему классификации нетрадиционных форм предлагает Т.В. Кротова. Автором выделяются слшд^гш^н^т^мш^и.онньхе^формы: иш£ормаг * I ( б"^ё ционно^^шштические (хотя они по сути приближены"к^мётодам изучения семьи)*досуговые, познавательные, наглядно-информационные. Они представлены в табл. 1. Таблица 1 Нетрадиционные формы организации общения педагогов и родителей Наименование | С какой целью используется эта форма | Формы проведения общения | Информационно-аналитические | Выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности | Проведение социологических срезов, опросов, «Почтовый ящик» | Досуговые | Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми | Совместные досуги, праздники, участие родителей и детей в выставках | Познавательные | Ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста. Формирование у родителей практических навыков воспитания детей | Семинары-практикумы, педагогический брифинг, педагогическая гостиная, проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме, устные педагогические журналы, игры с педагогическим содержанием, педагогическая библиотека для родителей | Наглядно-информационные: информационно-ознакомительные; информационно-просветительские | Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения, особенностями воспитания детей. Формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей | Информационные проспекты для родителей, организация дней (недель) открытых дверей, открытых просмотров занятий и других видов деятельности детей. Выпуск газет, организация мини-библиотек | Рассмотрим каждую из предложенных групп подробнее. Основной задачей информационно-аналитических форм организации общения с родителями являются сбор, обработка и использование данных о семье каждого воспитанника, общекультурном уровне его родителей, наличии у них необходимых педагогических знаний, отношении в семье к ребенку, запросах, интересах, потребностях родителей в психолого-педагогической информации. Только на аналитической основе возможно осуществление индивидуального, лич- ностно-ориентированного подхода к ребенку в условиях дошкольного учреждения, повышение эффективности воспитательно-образовательной работы с детьми и построение грамотного общения с их родителями. Досуговые формы организации общения призваны устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми. К данной группе форм мы отнесли проведение педагогами дошкольных учреждений таких совместных праздников и досугов в группе, как «Встреча Нового года», «Рождественские забавы», «Масленица», «Праздник мам», «Лучший папа», «Папа, мама, я — дружная семья», «Праздник урожая» и др. Такие вечера помогают создать эмоциональный комфорт в группе, сблизить участников педагогического процесса. Родители могут проявить смекалку и фантазию в различных конкурсах. Использование досуговых форм способствует тому, что благодаря установлению позитивной эмоциональной атмосферы родители становятся более открытыми для общения, в дальнейшем педагогам проще налаживать с ними контакты, предоставлять педагогическую информацию. Родители на праздниках могут читать стихотворения, петь песни, играть на музыкальных инструментах и рассказывать интересные истории, например о птицах (как на празднике птиц в одном из дошкольных учреждений), а потом вместе с детьми строить скворечники. В этом же дошкольном учреждении мамы и папы имели возможность проявить свои знания, эрудицию, смекалку в игре «Устами младенца». Эффективная форма общения, помогающая налаживанию доброжелательных неформальных отношений, — организация педагогами разнообразных конкурсов. Досуговые формы сотрудничества с семьей могут быть эффективными только если воспитатели уделяют достаточное внимание педагогическому содержанию мероприятия. Установление неформальных доверительных отношений с родителями не является основной целью общения. Познавательныеформы организации общения педагогов с семьей предназначены для ознакомления родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, рациональными методами и приемами воспитания для формирования у родителей практических навыков. Основная роль продолжает принадлежать таким коллективным формам общения, как собрания, групповые консультации и др. Данные формы использовались и раньше. Однако сегодня изменились принципы, на основе которых строится общение педагогов и родителей. К ним относятся общение на основе диалога, открытость, искренность в общении, отказ от критики и оценки партнера по общению. Поэтому данные формы рассматриваются нами как не- традиционные. Например, это может быть проведение родительских собраний по мотивам известных телевизионных игр: «КВН», «Поле Чудес», «Что? Где? Когда?», «Устами младенца» и других. Неформальный подход к организации и проведению этих форм общения ставит воспитателей перед необходимостью использования разнообразных методов активизации родителей. Практическими работниками применяется Устный педагогический журнал, созданный и апробированный практиками Санкт-Петербурга. Журнал состоит из 3—6 страниц, по длительности каждая занимает от 5 до 10 мин, таким образом, общая продолжительность составляет не более 40 минут. Небольшая временная продолжительность имеет немаловажное значение, поскольку часто родители бывают ограничены во времени в силу различных объективных и субъективных причин. Достаточно большой объем информации, размещенный в относительно коротком отрезке времени, по нашему мнению, должен представлять значительный интерес для родителей. Каждая страница журнала — это устное сообщение, которое может быть проиллюстрировано дидактическими пособиями, прослушиванием магнитофонных записей, выставками рисунков, поделок, книг. Родителям заранее предлагается литература для ознакомления с проблемой, практические задания, вопросы для обсуждения. Примерные темы Устных журналов, предлагаемые педагогами: «У порога школы», «Этика семейных отношений», «Влияние природы на духовное развитие ребенка» и другие. Важно, чтобы темы были актуальны для родителей, отвечали их нуждам и помогали решить наиболее важные вопросы воспитания детей. Ряд дошкольных учреждений практикует организацию клубов для родителей. Данная форма общения предполагает установление между педагогами и родителями доверительных отношений, осознание педагогами значимости семьи в воспитании ребенка, а родителями — что педагоги имеют возможность оказать им помощь в решении возникающих трудностей воспитания. Заседания клубов для родителей осуществляются регулярно. Выбор темы для обсуждения обусловливается интересами и запросами родителей. Педагоги стремятся не просто сами подготовить полезную и интересную информацию по волнующей родителей проблеме, но и приглашают различных специалистов. Так, на собраниях клуба «Посиделки» одного из ДОУ Москвы по запросам родителей обсуждаются такие темы, как «Колыбельные для малышей», «Лечим простуду», проводятся встречи с психологом, педиатром, астрологом. В заседаниях клуба могут участвовать не только педагоги и родители, но и дети. На собраниях «Клуба почемучек» дети вместе с родителями просматривают картины, книги и обсуждают телепере- 1Q дачи, диафильмы. Дети получают возможность разобраться в той или иной информации, а родители, незаметно для себя, с увлечением передают свои знания и опыт. Таким образом, познавательные формы организации общения педагогов и родителей призваны выполнять доминирующую роль в повышении психолого-педагогической культуры родителей, а значит, способствуют изменению взглядов родителей на воспитание ребенка в условиях семьи, развивают рефлексию. Родители видят ребенка в обстановке, отличной от домашней, а также наблюдают процесс его общения с другими детьми и взрослыми. Наглядно-информационные формы организации общения педагогов и родителей решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях дошкольного учреждения, позволяют правильнее оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы домашнего воспитания, объективнее увидеть деятельность воспитателя. Отношение педагогов к традиционным методам наглядной пропаганды неоднозначно. Ряд воспитателей убеждены, что наглядные формы общения с родителями неэффективны в современных условиях. Они объясняют это тем, что родители не интересуются материалами, размещенными на стендах, папках-передвижках. А педагоги часто стремятся подменить непосредственное общение с родителями информационными объявлениями, статьями из газет и журналов. По мнению других воспитателей, наглядные формы общения способны выполнять задачи ознакомления родителей с методами и приемами воспитания, оказывать им помощь в решении возникающих проблем. При этом педагогу необходимо выступать в качестве квалифицированного советника, который может подсказать нужный материал, обсудить вместе с родителями возникшую трудность. Наглядно-информационные формы условно разделены на две подгруппы. Задачами одной из них — информационно-ознакомительной — является ознакомление родителей с самим дошкольным учреждением, особенностями его работы, с педагогами, занимающимися воспитанием детей, и преодоление поверхностных мнений о работе дошкольного учреждения. Задачи другой группы — информационно-просветительской — близки к задачам познавательных форм и направлены на обогащение знаний родителей об особенностях развития и воспитания детей дошкольного возраста. Их специфика заключается в том, что общение педагогов с родителями здесь не прямое, а опосредованное — через газеты, организацию выставок и т.д., поэтому они были выделены нами в самостоятельную подгруппу, а не объединены с познавательными формами. Рассмотрим группу информационно-ознакомительных форм. В настоящее время широкое распространение приобретают «Дни открытых дверей». Данная форма сотрудничества использовалась и ранее. Однако сегодня можно говорить о данной форме общения педагогов и родителей как нетрадиционной, в связи с изменением принципов взаимодействия педагогов и родителей. По мнению исследователей, дошкольное учреждение способно в полной мере удовлетворить запросы родителей только при условии, что оно является открытой системой. «Дни открытых дверей» дают родителям возможность увидеть стиль общения педагогов с детьми, самим «включиться» в общение и деятельность детей и педагогов. Если раньше не предполагалось, что родитель может быть активным участником жизни детей при посещении группы, то сейчас дошкольные учреждения стремятся не просто продемонстрировать педагогический процесс родителям, но и вовлечь их в него. В этот день родители, а также другие близкие ребенку люди, принимающие непосредственное участие в его воспитании (бабушки, дедушки, братья и сестры), имеют возможность свободно посетить дошкольное учреждение; пройти по всем его помещениям, ознакомиться с жизнью ребенка в детском саду, увидеть, как ребенок занимается и отдыхает, пообщаться с его друзьями и воспитателями. Родители, наблюдая деятельность педагога и детей, могут сами поучаствовать в играх, занятиях и т.д. Возможность увидеть своего ребенка в условиях, отличных от домашних, способствует пересмотру родителями своих методов и приемов воспитания. «Погружение» в жизнь дошкольного учреждения способно в большей степени продемонстрировать родителям особенности воспитания и обучения детей в детском саду. Длительное наблюдение ребенка в новой обстановке позволяет родителям иначе взглянуть на него и на воспитание в домашних условиях. МЕТОДЫ АКТИВИЗАЦИИ РОДИТЕЛЕЙ В процессе той или иной формы педагоги используют методы активизации родителей, которые направлены на возникновение интереса к обсуждаемому материалу, ассоциаций с собственным опытом, желания родителей активно участвовать в обсуждении предлагаемого им материала. Методы, имеющие активизирующий характер, — это вопросы к родителям в связи с излагаемым материалом, постановка дискуссионных вопросов, предложение родителям для обсуждения двух различных точек зрения, приведение примеров из литературных источников. Например, на родительском собрании можно использовать методы в их совокупности, например беседу, анализ педагогических ситуаций, просмотр видеоматериалов, детских работ и др. Вопросы к родителям способствуют установлению диалога с ними. Считается, если лектор пришел с установкой на монолог, он заранее обречен на неудачу. Можно начать любую тему с постановки вопроса, например: «Какого ребенка вы считаете послушным?», «Зачем нужна ребенку игра»? и др. У родителей могут быть разные точки зрения на воспитание, методы, т.е. разногласия могут возникать по различным вопросам. Можно предложить дискуссионные вопросы, например: «Нужно ли использовать физические наказания?», «Как применять метод «игнорирования ребенка?», «Идти ли на уступки детям?» и т.д. Примеры из литературных источников повысят интерес родителей. В настоящее время авторами разработаны и другие методы активизации родителей, например, игровые (Е.П. Арнаутова). Родителям педагог бросает мяч, и тот, кто его ловит, должен дать ответ на вопрос, например: «Что вас радует в ребенке?», «Что огорчает?», «Что подразумевается под общением взрослого и ребенка в семье?» Родителям можно дать игрушечный микрофон (предмет, его заменяющий) и пустить по кругу, они будут высказывать свои мысли; или предложить произвести рейтинг (ранжирование), определить по степени значимости ряд понятий. Например, задать вопрос: «Что для вас является главным в подготовке ребенка к школе?» Можно также предложить родителям перечислить все показатели готовности, включающие нравственно-волевую, мотивационную, интеллектуальную, специ- альную и другие виды готовности ребенка к школе. Родители должны поставить три «призовых» места, определить, что для них стоит на первом, на втором плане и занимает, по их мнению, последнее место. Можно давать родителям небольшие задания, не требующие длительной подготовки. Так, после рассмотрения вопроса о психофизиологических особенностях ребенка им можно предложить понаблюдать за ребенком в течение месяца (до следующей встречи), например выявить, как у него проявляются любознательность, импульсивность, внушаемость, непосредственность. Следующую встречу можно начать с обсуждения этих вопросов. Родители, как показывает опыт, единодушно отмечают любознательность детей, их потребность в общении, желание делать самостоятельные выводы и умозаключения. Например, ребенок спрашивает: «А масло сливочное из слив?», «Почему на небе только половина луны, куда она исчезает днем?» и др. О конкретности детского мышления свидетельствуют примеры: ребенок, впервые увидав море, воскликнул, что воды «даже больше, чем в ведре»; или на слова взрослого о том, что молоко убежало, девочка советует его догнать. К методам акти^и^1гдшз1^шсл11ся_пгюсмотр видеороликов с записью занятий, различных режимных моментов. Особенно это актуально в группах раннего возраста, так как родители не могут посещать открытые занятия. Или можно записать режимные моменты, которые помогут родителям увидеть своего ребенка в новой обстановке, узнать его получше. Так, одна мать, увидев своего ребенка, выбегающего из помещения детского сада с криком «Ура!», удивилась и воскликнула: «И это мой сын?!» К и гр о в ьш jvierog а м а ктивизац и и_о1нпсятся игры, например, кто из пап быстрее заплетет дочкам косички; загадывание зага-докУпроведен"ие игр*для взрослых «Откуда эти строки?» Родителям предлагается пара строк известных детских стихов (К. Чуковский «Путаница», С. Маршак «Багаж» и др.), и они должны их узнать. Интерес у родителей формируют и задания, направленные на «расшифровку мира детей». Им предлагается посмотреть на мир глазами ребенка. Например, можно спросить: «Как отвечают дети на вопрос — «Когда колобок катится, ему песок в глаза сыплется?» (Ответ — «Нет, колобок катится, и его глазки катятся».) Или другой пример. У детей спрашивают: «Как называется музыкальный инструмент?» (Ответ — «Бомба».) «Что за музыкальный инструмент, который превратился в бомбу?» (Ответ — «Домра».) Взрослым, можно давать и такие задания: «Назовите мультфильм и имя доброго льва, который был цир- " ковым артистом и поехал отдыхать к любимой бабушке в Африку». (Ответ — «Лев Бонифаций».) Родителям предлагаются следующие задания: вспомнить детские книги, их названия и авторов; перечислить известные им детские игры; загадки, произнести чистоговорки, например — «На горе гогочут гуси», «Хомячку на ухо села муха». Можно предложить родителям подписать детский рисунок, ответив на вопрос: «Что бы это значило?» Приз вручить самому остроумному. Родителям можно предложить творческое задание: придумать небольшой рассказ об одной из игрушек; рекламу игрушки по аналогии с телевизионной (оценивается юмор, точная и полная характеристика игрушки), приведение примеров из опыта воспитания детей в семье, использование наглядности (фото, видео, поделки, пособия для детей и др.), литературы выставок для родителей и др. Родителям следует не только сообщать^педагогические знания, стимулировать их интерес к педагогике, проблемам воспи-тания^дётайТТ^гкфттрнировать их родительскую позицию. Бывает такТ^то^ГЖан^я^^одйт^ёл^иГесть, но они не могут ими воспользоваться в силу различных причин: отсутствия терпения, такта, ожидания мгновенных результатов, недоучета индивидуальных особенностей детей, отсутствия единства требований к детям. Важно формировать у них умение применять полученные знания, связывать теорию и практику. Под высоким уровнем педагогической подготовленности родителей мы подразумеваем совокупность педагогических знаний, умений и навыков, потребность воспитывать детей грамотно, элементы педагогической рефлексии. В понятие «педагогическая рефлексия» вкладывается следующее содержание: умение родителей анализировать собственную воспитательную деятельность, критически ее оценивать, находить причины своих педагогических ошибок, неэффективности используемых методов, осуществлять выбор методов воздействия на ребенка, адекватных его особенностям и конкретной ситуации. Задача формирования у родителей умения самокритично оценивать себя как воспитателя, свою воспитательную деятельность, встать на место ребенка, посмотреть на ситуацию его глазами актуальна для молодых отца и матери, у которых только начинает складываться родительская позиция. От сформированное™ этого умения зависит характер взаимоотношений родителей и ребенка, успех их воспитательной деятельности в дальнейшем. Помимо методов активизации родителей, мы рекомендуем использовать формирование педагогической рефлексии: анализ педагогических ситуаций, решение педагогических задач, анализ собственной воспитательной деятельности, применение домашних заданий. Все это формирует родительскую позицию, повышает активность слушателей, актуализирует полученные знания, помогает посмотреть на ситуацию глазами ребенка, понять его. Рассмотрим эти методы подробнее. Педагогические ситуации для анализа можно брать из жизненных наблюдений, опыта работы с детьми, литературных источников. Приведем несколько примеров использования ситуаций. Как вы объясните высказывание трехлетней девочки: «Меня бабушка ругает потому, что я не слушаюсь». Вопрос взрослого: «А почему же ты не слушаешься?» — «А потому что меня бабушка ругает». Или еще ситуация для анализа, на наш взгляд, типичная. Ребенку на Новый год гости принесли подарок, он тут же развернул упаковку и начал есть конфеты. Мама возмутилась, начала его ругать, так как он еще не обедал, а ребенок (7 лет) уже знает, что конфеты можно есть только после еды. Ребенок виновато опустил голову и положил конфеты в пакет. Казалось бы, инцидент исчерпан, но тут вмешивается дедушка, который говорит: «Да, ладно, пусть ест, конфет много». Конфликт нарастает с новой силой, мама начинает кричать на ребенка, нервничать, и под влиянием эмоций ударяет его. Ребенок в слезы. Вопросы родителям: «Кто прав из взрослых, кто не прав, почему, как объяснить такое поведение ребенка? Были ли подобные ситуации в вашей семье? Ваши действия?» Анализ ситуаций поможет связать знания с практикой воспитания детей, повысит интерес к педагогическим знаниям и собственному ребенку. Чтобы родители не давали однозначных ответов, а пытались рассуждать, следует продумать формулировку вопросов, направленных на выявление условий, причин, последствий поступков взрослых и детей. Часто родители соотносят предлагаемые ситуации с собственным опытом воспитания, приводят примеры. Родителей нужно подвести к выводу, что методы воспитания детей надо применять гибко, так как одни и те же методы могут быть эффективны в одном случае и неэффективны в другом. Важно учитывать особенности ребенка, его настроение, нервно-психическое состояние, темперамент и др. Следующий метод, более сложный, — решение педагогических задач, требующих самостоятельного отве^а^?а^в^просГ1Г1Сак~посту-пить?» Родители могут применять полученные ими знания, а при ощущении недостатка знаний возникнет потребность в их пополнении. Этот метод способствует формированию у них умения видеть свои ошибки и намечать пути их преодоления. Следует предложить проанализировать свои действия как педагогов; доказать их правоту или ошибочность. В ходе решения задач родители пытаются найти нужные методы, стараются решить задачи из своего личного опыта. 3 Зверена Например: «Как вести себя, если ребенок любит разговаривать, задавать вопросы во время еды?» Достоинством данного метода является возможность рассмотрения нескольких вариантов решения, их обсуждения, столкновения различных позиций. Приведем пример решения педагогической задачи из книги Г.Г. Петроченко «Педагогические ситуации в дошкольной педагогике»: «Пятилетний сын заревел в три ручья: ему запретили / бить в барабан, потому что в доме гости, и он мешает беседе J взрослых. Можно сказать: «Перестань реветь!», можно обласкать, | уговорить, можно отвлечь. Но вот иной вариант решения: «Тебе хочется плакать? — говорит мама. — Иди-ка, милый, в ванную, I закройся там и поплачь. Ладно?» Сын поплелся плакать, но уже в / - коридоре почувствовал, что делать это ему расхотелось. Постоял... А тут и мама: «Все, уже не плачешь? Ну, иди к нам — только I играй тихо». Этот простой прием решила применить другая мама к своей дочке. Как только Ира заплакала, она сказала ей: «Иди в ванную и плачь там!» Прием не сработал. Дочка в ванную не пошла. Мать дотащила дочку до ванной и заперла ее там. Положение осложнилось: Ирочка рыдала». Вопросы к родителям: «Дайте оценку эффективности использования одного и того же метода в сходных ситуациях, но по отношению к различным детям. Почему в одной ситуации прием «сработал», в другой — нет? Можно ли дать готовые рецепты, как поступать при воспитании детей в каждом конкретном случае?» Основным методом формирования родителей как педагогов является анализ собственной воспитательной деятельности, способствующий развитию самонаблюдения, самооценки. Для формирования этой способности можно применить инструкцию по самонаблюдению и наблюдению за ребенком. Например, родителям предлагается понаблюдать за стилем общения с ребенком, за манерой и тоном своего разговора с ним, обратить внимание на то, сколько и каких замечаний отдается ребенку, есть ли среди них взаимоисключающие, как ребенок реагирует на наказания, поощрения, строгий тон и т.д. Можно дать советы родителям: прежде чем применять какой-либо метод воздействия на ребенка, постараться посмотреть на ситуацию его глазами, проследить, как ребенок понял их указания, что подумал, почувствовал. Как признавались сами родители, нередко оказывалось, что ребенок был по-своему прав. Родители часто не могут понять ребенка, мотивы его поступка, увидеть ситуацию его глазами, посмотреть на себя со стороны. Так, мама, рассердившись на ребенка за испачканный костюмчик, пригрозила: «Да я тебя сейчас прибью!» Ребенок спросил: «А как? Гвоздиком?» Поскольку родители эгоцентричны, им трудно понять, принять особенности поведения ребенка, несхожие с их представлениями о должном. Анализируя свою деятельность, родители изменят и методы воздействия на него. Они будут стараться влиять на сознание ребенка, применять игровые методы в воспитании, уменьшать количество наказаний или исключать их по возможности. Сформированные у родителей стремление понять ребенка, посмотреть на ситуацию его глазами, умение творчески применять полученные педагогические знания, будут способствовать появлению эмоционально-положительного, осознанного, нравственно-мотивированного поведения ребенка, взаимопониманию между ними. Применение описанных методов приведет родителей к понима- & нию того, что невозможно дать готовые рецепты воспитания, а есть- ^" лишь общие педагогические рекомендации, которыми следует ру-^~ ^ ководствоваться применительно к индивидуальности ребенка. Са- %Г монаблюдение поможет родителям определить эффективность применяемых методов в воспитании, изменить тактику их собственного поведения. Е.П. Арнаутова рекомендует использоватьв работе с родителями метод игро^отх1.модел^о^ни5^пов^ения.1Этот метод активно применяется в образовании, психологии и семейной психотерапии. Когда родитель вступает в игровое взаимодействие, поле его зрения на воспитательную проблему расширяется, он может даже поставить под сомнение собственное представление о ребенке. Можно дать задание проиграть ситуации: «Успокойте плачущего / малыша», «Найдите подход к ребенку, не желающему выполнять / вашу просьбу» и т.дГВ условной^ игровой обстановке родители ' получаюТвозможность обогащать, арсенал^своих воспитательных методов общения с ребенком, обнаруживают стереотипы в своем поведении, что может способствовать освобождению от них. Когда родители вступают в общение лишь на вербальном уровне, они, стараясь подать себя в лучшем свете, тщательно контролируют свои высказывания, подавляя естественность, спонтанность своего поведения. Родитель, вовлекаемый в игровой тренинг, начинает буквально заново открывать для себя радость общения с ребенком; не только словесного, но и эмоционального. Многие родители в результате участия в игровых тренингах открывали для себя, что невозможно испытывать отчуждение, гнев и злость по отношению к ребенку и одновременно быть счастливым родителем. Нельзя, сея в душе ребенка семена негативных эмоций, получать взамен его улыбку, любовь и радостный смех. Родители из «зрителей» и «наблюдателей» становятся активными участни- ками встреч, вовлекаются в исследование собственного родительского поведения, обогащая его новыми способами общения с ребенком и ощущая себя более компетентными в семейном воспитании. |