МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Нетрадиционные формы организации общения педагогов и родителей





Зверева О.Л., Кротова Т.В.

343 Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический ас­пект. — М.: ТЦ Сфера, 2005. — 80 с. (Библиотека руководителя ДОУ). ISBN 5-89144-539-5

В настоящем пособии раскрываются новые подходы в общении с родителями на современном этапе.

Взаимодействие с семьей ребенка является одной из сложных сторон деятельности воспитателя. Нередко педагоги испытывают трудности в установлении контакта с родителями воспитанников.

Автором пособия подробно освещаются основные этапы ока­зания методической помощи: раскрывается содержание работы, определяются ее формы и методы. Кроме этого, в книге пред­ставлена краткая история взаимодействия ДОУ с семьей ребенка.

К пособию прилагаются анкеты для родителей и педагогов, сце­нарии мероприятий, программа оказания методической помощи воспитателям и другой практический материал.

Пособие адресовано руководителям и педагогам дошкольных образовательных учреждений.

ББК 74.104

Ольга Леонидовна Зверева Татьяна Викторовна Кротова

ОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГА С РОДИТЕЛЯМИ В ДОУ

Методический аспект

Редактор Е.А. Сухова

Художник Е.В. Кустарова

Корректоры Л. Б. Успенская, А.А. Семенова

Компьютерная верстка С.Н. Гамзиной

Оригинал-макет и диапозитивы текста



изготовлены в «ТЦ Сфера»

На обложке использованы фотографиииз л/с № 1678 ЦАО г. Москвы

Лицензия ИД Ne 02242 от 05.07.00. Гигиенический сертификат № 77.99.02.953.Д.000876.02.05 от 28.02.2005 г.

Подписано в печать 10.06.05. Формат 60 х 9O'/m-

Гарнитура Тайме. Усл. п. л. 5.0. Доп. тираж 10 000 экз. Заказ № 5167.

Издательство «ТЦ Сфера».

Москва, Сельскохозяйственная ул., 18, корп. 3.

Тел. (095) 107-59-15, 656-75-05

Отпечатано с готовых диапозитивов наФГУП ордена «Знак Почета»

Смоленская областная типография им. В.И. Смирнова.

214000, г. Смоленск, проспект им. Ю- Гагарина, д. 2.

ISBN 5-89144-539-5 © ООО «ТЦ Сфера*, 2005


Введение

В настоящее время актуальной проблемой является взаимодей­ствие педагогов дошкольного учреждения с родителями, которое предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями; оно так­же направлено на повышение педагогической культуры родителей, т.е. сообщение им знаний, формирование у них педагогических уме­ний, навыков, рефлексивного отношения к себе как к педагогам. Повышение педагогической культуры родителей разрешает сложив­шееся противоречие между воспитательным потенциалом семьи и его использованием. Составная часть взаимодействия — общение педагога с родителями.

Как показывает практика и проведенные научные исследова­ния, родители часто допускают типичные ошибки в воспитании детей, испытывают определенные трудности. Задача педагогов до­школьного учреждения — помочь родителям в воспитании детей. Но педагоги не всегда готовы к этой деятельности в силу ряда причин. Возникает еще одно противоречие, которое разрешается посредством методической работы в ДОУ. Старший воспитатель, или, как его принято называть, методист оказывает педагогическую помощь вос­питателям в установлении контакта с родителями воспитанников, выявлении их трудностей, положительного опыта. Существуют оп­ределенные этапы проведения, формы и методы работы в ДОУ. Специфика ее заключается в многоуровневом характере. Так, стар­ший воспитатель влияет на воспитателей, чтобы те в свою очередь повышали педагогическую культуру родителей, а родители грамот­но могли воспитывать детей. Об этом речь пойдет в настоящем по­собии.


J


РЕТРОСПЕКТИВА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ С СЕМЬЕЙ

Семья — социальный институт воспитания, в ней осуществ­ляется преемственность поколений, социализация детей, что включает в себя передачу семейных ценностей и стереотипов поведения. Известный отечественный психолог Л.С. Выготский писал, что семья является важнейшим элементом социальной ситуации развития. В семье социализация* происходит наиболее естественно и безболезненно, основной ее механизм — воспита­ние.

Еще до революции говорили о роли семьи в познании ребенком окружающего мира. Именно в семье ребенок узнает, например, что «печка горячая, вода из кувшина прольется, если неаккуратно ее нести; кошка царапается, а мама ругается, если попадешь ей под ноги». Ребенок ежедневно видит вокруг себя живую действитель­ность и непосредственно участвует в ней. Общение в семье построе­но на любви, семейное воспитание не имеет границ (см. Приложе­ние 2).

В то же время семья может выступать и отрицательным факто­ром воспитания. На ребенка негативно влияют ссоры, конфликты родителей, непоследовательность, плохой пример. Взрослые до­пускают промахи в воспитании: относятся к ребенку как к своей уменьшенной копии, часто несправедливы к детям, используют физические наказания и многое другое. К типичным ошибкам мож­но отнести и отсутствие единства требований к детям, когда один взрослый хочет от ребенка одно, другие — другое. Непоследова­тельность заключается в том, что эти требования зависят от ми­нутных настроений родителя. Например, сегодня папа разрешает ребенку прыгать на диване или не убирать игрушки, на следую­щий день он более строг и запрещает то, что вчера было можно.' Об отношении родителей к воспитанию детей свидетельствует та­кой пример: маму двухлетней девочки спросили: «Какие у Вас трудности с ребенком?» Она ответила: «Да никаких трудностей, отлуплю, — и всё». Эти трудности связаны с недостатком знаний по вопросам воспитания ребенка, отсутствием выдержки, терпе­ния, педагогического такта.

Этот и другие термины см. в Приложении 1.


Родители нуждаются в помощи со стороны специалиста, хотя некоторые из них и не осознают этой потребности. Таким образом, воспитательный потенциал семьи не используется родителями в пол­ной мере. Чтобы грамотно воспитывать ребенка, необходимо един­ство воспитательных воздействий на него со стороны всех взрос­лых, учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, по­нимание того, что он должен знать и уметь в этом возрасте и т.д. Здесь могут оказать профессиональную помощь специалисты-педа­гоги дошкольных учреждений.

Полемика о соотношении воспитания детей в семье или в детских садах имеет свою историю. Еще до революции ряд таких известных педагогов, как К.Д. Ушинский, П.Ф. Лесгафт и другие, считали, что воспитание ребенка должно осуществляться до семи лет в семье. Не­которые авторы были противниками семейного воспитания (А.С. Си­монович, К.Н. Ярош), объясняя свою позицию тем, что семья пода­ет детям дурной пример, в рамках ее — они не могут включаться в труд, становятся избалованными. П.Ф. Каптерев, внесший существен­ный вклад в разработку теории семейного воспитания, стоял на по­зициях сочетания семейного и общественного компонентов.

На рубеже XIX—XX веков в помощь семье создавались детские сады, в которых ребенок мог проводить от 2-х до 4-х часов в день, но были и детские сады длительногопребывания для детей рабо­чих — народные детские сады. В помощь семье создавались в те годы родительские клубы, семейные группы (похожие на совре­менные группы кратковременного пребывания). В семейных груп­пах мамы с детьми объединялись и занимались с ними; в 80-х годах XIX века были созданы Родительские Кружки с целью рас­пространения среди родителей педагогических знаний, на их засе­даниях шел живой обмен мнениями по вопросам воспитания детей в семье, к дискуссиям подключались специалисты.В помощь семье выходили многочисленные периодические издания, затрагиваю­щие вопросы гигиены, обучения, нравственного воспитания де­тей, а также книги для родителей.

После революции 1917 года изменилось отношение общества и государства к семье, политика в отношении семьи диктовалась клас­совыми задачами. Советское государство не доверяло родителям вос­питание детей, будущих строителей коммунизма. Неслучайно одной из задач являлось воспитание у них ненависти к капитализму. В 20-е годы писали, что семейное воспитание — отсталое, В этот историче­ский период существовали различные точки зрения на вопрос соот­ношения общественною и семейного воспитания, вплоть до изоля­ции детей от семьи. Многие педагоги выступали за необходимость оказания родителям педагогической помощи — Е.А. Аркин, Н.К. Крупская, Л.И. Красногорская, Д.В. Менджерицкая, Е.И. Ра-дина, А.В. Суровцева, Е.А. Флеринаи др.


Общественное воспитание детей было признано ведущим в те годы по идеологическим соображениям, так как стояла задача вос­питания нового человека, с которой могла справиться не каждая семья. Общественное воспитание было необходимым также по при­чине вовлечения женщин в массовое производство. Детский сад яв­лялся социальным центром, который помогал пролетарской семье воспитывать детей квалифицированными специалистами, и где ре­бенок находился в коллективе сверстников. Общественным дош­кольным воспитанием были охвачены далеко не все дети, и в по­мощь родителям издавалась многочисленная педагогическая литера­тура, создавались педагогические курсы для матерей. В те годы зарождались разнообразные формы сотрудничества детского сада с семьей; они просуществовали не один десяток лет, и многие суще­ствуют по сей день: коллективные, индивидуальные и наглядно-информационные. (Далее мы рассмотрим их подробнее.) Поскольку эти формы существуют длительное время, в практике работы дет­ских садов они получили название «традиционных». Несмотря на положительные стороны работы с семьей в послереволюционный период, например, многообразие форм и тем, некоторые из них были чрезмерно подчинены господствующей идеологии; у детей вы­являли их классовую направленность на основе тестов. Родителям сообщалось о пятилетних планах, борьбе с суевериями, религиоз­ностью; не учитывались их интересы, потребность в знаниях, поло­жительный опыт воспитания. Были разработаны лозунги для роди­телей, например; «Что взял в детские годы, не теряешь никогда»; «Коль семья груба, сурова, редко дети в ней здоровы».

Приведем в качестве примера выдержки из программы трехме­сячных дошкольных курсов для родителей 1930 года. Одна из харак­терных для того времени тем для беседы: «Старый быт семьи (рели­гиозность, пьянство, шовинизм, индивидуализм, физическое на­казание и отрицательное его влияние на ребенка)». Родителям давали задания понаблюдать за своим ребенком, выявить условия антире­лигиозного, интернационального воспитания, прочитать соответ­ствующую литературу, посетить дошкольное учреждение. Исполь­зовали лекции-беседы, практические занятия, знакомство с орга­низацией учреждений. Предполагалось, что вся работа будет строиться на активности и самодеятельности родителей, на выполнение ими заданий у себя в семье. Положительным моментом, с современной точки зрения, является активизация родителей, но, вместе с тем, следует отметить уже упомянутые негативные стороны: излишнюю идеологизацию содержания работы с родителями, недоучет их ин­тересов, потребности в знаниях.


РАБОТА ПЕДАГОГА С РОДИТЕЛЯМИ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Содержание работы педагога с родителями включает в себя, по сути, все вопросы воспитания и обучения детей, с которыми педа­гог знакомит родителей дошкольников. Для обсуждения с родите­лями не существует второстепенных тем, поскольку родителям не­обходимы знания об особенностях развития ребенка, задачах воспи­тания, методах, организации предметно-игровой среды, подготовке его к обучению в школе и др. Они хотят получить ответ на вопрос: «Как поступить в том или ином случае?»

Леем родителям необходимы педагогические знания, с рождени­ем ребенкашш1зьшуждены.овдадевать профессией воспитателя. Пе­дагоги детских садов — профессионалы, они готовы помочь в воспи­тании детей. Вщноори£тм^оштьсв^алщ]^^}юс1ис&мъи, запросы родататей^нелфосто читать им доклады или лекции. Современные родители достаточно грамотны, имеют доступ к педагогической ин­формации. Есть родители, приобретающие педагогическую литерату­ру или выписывающие периодические издания, некоторые родители могут получить необходимую информацию через Интернет, но часто они пользуются случайной литературой, бессистемно. Иногда воспи­тывают детей интуитивно, «как воспитывали меня», некритично от­носятся к тем или иным проявлениям ребенка. Важно активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их уве­ренность в собственных педагогических возможностях, распростра­нять положительный опыт воспитания в семье: проведение семейных досугов, следование семейным традициям, опыт закаливания детей, семейного чтения и т.д. Тезис о педагогической несостоятельности семьи уже потерял свою актуальность.

Как показал проведенный опрос родителей, они некомпетент­ны в вопросах психического развития детей. Анкетирование и на­блюдения за стилем общения родителей с детьми, за реакцией детей на встречи с родителями показали, что для родителей пред­ставляют интерес такие проблемы, как воспитание послушания у детей, культуры поведения, проблема детской игры, страхов, аг­рессивности, раннего обучения. Есть темы, актуальные для всех категорий родителей (например, особенности того или иного воз­растного периода), которые сформулированы таким образом: «Знаете ли вы своего ребенка?», «Как научиться понимать ребенка». Роди-


телей интересует вопрос: «Что должен знать и уметь ребенок в определенном возрасте?», «Что можно от него требовать и как?» Важными для рассмотрения с родителями являются такие темы, как «Общение с ребенком в семье», «Методы воздействия на ре­бенка» (как вариант темы «Поощрения и наказания»), «Развитие речи», «Подготовка к школе». Почтив каждой семье стоит пробле­ма — чем занять ребенка. Педагоги должны рассказать значение компьютерных nip, опасности некоторых из них для здоровья де­тей и, как альтернативу предложить развивающие игры с детьми в условиях семьи.

Родители младших дошкольников испытывают трудности, свя­занные с кризисом трех лет, капризами и упрямством ребенка, а родители старших дошкольников говорят о проблемах, связанных с ранней подготовкой их к школе. Хотя сейчас, как показывает наше общение с родителями, уже с двух с половиной лет ребенка пыта­ются научить читать, считать, обучают работе с компьютером. Пе­дагоги приводят примеры обучения маленьких детей сложным не­доступным математическим действиям, иностранным языкам. За­вышенные установки родителей негативно влияют на развитие маленьких детей, их самооценку. По мнению детских психологов, в результате несоответствия родительским ожиданиям у ребенка мо­жет возникнуть невроз, поэтому — необходимо беречь нервную систему ребенка, не перегружать его знаниями. Конечно, нужно готовить детей к обучению в школе, развивать их интеллект, но без ущерба для общего развития. Здесь задача старших воспитателей — помочь родителям в решении задач интеллектуального развития де­тей. На что следует обратить внимание родителей в решениизадачи интеллектуального развития их детей?

В разработке содержания занятий с родителями играет роль и приоритетное направление ДОУ: для детей с проблемами физиче­ского воспитания на первый план выносятся такие темы для обсуж­дения, как «Физическое воспитание и развитие ребенка», «Закали­вание», «Защита психики ребенка», «Развитие движений», «Спортив­ный досуг», «Рекомендации для родителей» и т.д. Если это художествен но-эстетическое направление, то акцент делается на сущ­ности и задачах эстетического воспитания, их решении в разных возрастных группах. Целесообразно познакомить родителей с орга­низацией досуга и праздников в условиях учреждения и семьи, подключать их к подготовке и проведению подобных мероприятий. Тематика общения с родителями может включать проблемы обуче­ния детей рисованию, развитию музыкального восприятия. Хорошо подключать к консультации специалистов (например, психологов, музыкального руководителя), проводить открытые просмотры дет­ского творчества.


Поскольку в настоящее время особо острыми являются пробле­мы подготовки детей к школе, их интеллектуального развития, мы остановимся подробнее на вопросах взаимодействия дошкольного учреждения с родителями, дети которых посещают дошкольные учреждения с приоритетом интеллектуального развития.

Разрабатывая содержание знаний для родителей, следует остано­виться на сущности интеллектуального развития детей. Необходимо познакомить родителей с тем, что может ребенок в том или ином возрасте, каковы психологические закономерности его развития. По­казатели умственного развития детей дошкольного возраста четко представлены в книге «Дневник воспитателя: развитие детей дош­кольного возраста» под ред. О.М. Дьяченко, Т.В. Лаврентьевой: на­пример, в три года ребенок должен по образцу, предложенному взрос­лым, выполнить небольшую постройку из кубиков, в четыре — по предложенной взрослым схеме собрать несложную постройку из ку­биков; в пять лет — на простом плане комнаты показать стол, за которым он сидит; в шесть-семь — использовать схему для ориенти­рования в определенной пространственной ситуации, распределить предметы по группам на основе выделения ряда признаков (одежда, обувь, посуда и др.). Наряду с формированием мышления ребенка необходимо развивать его память, внимание, воображение, восприя­тие, речь. Знакомство с окружающим миром — первый шаг умствен­ного развития ребенка, поэтому рекомендуется родителям проводить с детьми наблюдения, беседы, дать ребенку почувствовать себя пер­вооткрывателем. Взрослым целесообразно вместе с ребенком делать открытия, выводы, решать проблемные ситуации, обсуждать сказ­ки, составлять семейные коллекции, грамотно отвечать на познава­тельные вопросы. Вместе с ребенком наблюдать за облаками, нахо­дить в них сходство с фигурками людей и животных; «измерять» глубину лужи и т.д. В детском саду можно устроить выставку семей­ных коллекций, например, красивых ракушек, камешков, фанти­ков, значков и др.

Если любознательность ребенка удовлетворяется и умело направ­ляется взрослыми, у него появляется потребность в новых знаниях. Родителям следует помнить, что само по себе количество знаний или навыков не может служить показателем развития ребенка. Су­щественнее не сами знания, а то как ребенок умеет ими пользо­ваться, применять их при решении тех или иных задач. Родителей порой радует, что ребенок запомнил текст стихотворения, сказки. У детей очень хорошая память. Но важнее для умственного развития ребенка понять текст, суметь пересказать его, не исказив смысла и последовательности событий. Не нужно увлекаться счетом с ребен­ком до бесконечности. Необходимо ознакомить его с понятием чис­ла как выражения количественной стороны любых явлений, по-

2 Зверева


мочь ребенку овладеть простейшим решением арифметических задач и особенно умением их самостоятельно составлять, пусть в пределах пяти. Это относится к детям старшего дошкольного возраста.

Предлагаем родителям записывать вопросы и высказывания де­тей. Среди них бывают и вопросы чисто познавательного характера, например: «Почему самолет летает?», «Как раньше звали Красную Шапочку?», «Почему ведьма только в сказках, а тигр существует на самом деле?» и др. Представляют интерес и детские высказыва­ния об окружающем мире, самостоятельные умозаключения, пусть и неверные. Например, дочка что-то ищет в календаре. На вопрос папы, что она там ищет, ребенок отвечает: «А я ищу, когда будет еще Восьмое марта». — «В этом календаре больше не будет», — гово­рит отец. — «А может, будет, я все же поищу». Или дети загадывают загадки, пусть и наивные, например: «Пишут и рисуют, хорошень­кие, цветные». Подобный материал можно вместе с родителями об­судить на встречах в детском саду. Научно доказано, что в ходе познавательного общения ребенка с родителями преодолеваются и эмоциональные трудности. Родителям можно порекомендовать се­рьезно относиться к детским вопросам и высказываниям, не «отма­хиваться» от них.

Особо следует сказать о телевидении. Взрослому важно не зада­вить детскую инициативу, не погасить желания открывать мир. Те­левидение хорошо, когда оно расширяет границы опыта детей, рас­сказывает о странах и людях, призывает к размышлению, показы­вает процесс рождения мысли в споре. Исходя из содержания телепередачи, родителям можно порекомендовать совместную про­гулку с ребенком, экскурсию, чтение художественной литературы познавательного характера, рисование, конструирование.

Предлагаем примерное распределение форм и тематики занятий с родителями по интеллектуальному воспитанию детей.

1. Общее родительское собрание. Познакомить родителей с сущно­
стью приоритетного направления ДОУ, обсудить с педагогами и
другими специалистами, работающими там, «визитную карточку»
учреждения. Кратко и доступно раскрыть суть Программы, по кото­
рой работает учреждение, задачи, стоящие перед ним. Можно по­
знакомить родителей с результатами проведенной диагностики пси­
хического развития детей.

2. «Круглый стол» по проблеме интеллектуального развития до­
школьников. В нем принимают участие старший воспитатель, пси­
холог, воспитатели групп и другие специалисты. Участники свобод­
но общаются друг с другом. Можно определить тему заседания «Круг­
лого стола», например, «Ознакомление с окружающим миром —
первая ступень умственного воспитания дошкольников» или «Раз­
витие памяти у детей». Темой подобных заседаний могут быть та-


кие, как «Развитие любознательности у дошкольников», «Развитие речи», «Специальная готовность детей к школе», «Роль дидактиче­ской игры в умственном развитии детей» и др. Такие заседания можно провести в каждой из возрастных групп, ставя акценты на задачах программы, по которой работает ДОУ. Целесообразно ис­пользовать такие методы, как постановка дискуссионных вопро­сов, анализ педагогических ситуаций, сообщения специалистов по проблеме, обмен опытом родителей, ответы на их вопросы специа­листов. Здесь же можно показать родителям открытое (или в видео­записи) занятие с детьми, организовать выставку литературы для детей и родителей по проблеме. Предлагаем раскрыть родителям сущ­ность обучения дошкольников, его специфику, которая заключает­ся в использовании игровых приемов. В качестве наглядности хоро­шо открытое занятие для родителей с детьми или же видеоматериа­лы фрагментов занятий по математике, развитию речи и др., следует обратить внимание на дидактический материал, методы обучения детей, сюрпризные моменты на занятиях и т.д.

3. Наглядные формы работы с родителями включают подготовку
памяток, папок-передвижек, материала на стендах, фотовыставки
и др. Например, можно подготовить для родителей в письменном
виде показатели умственного развития детей по возрастам или пред­
ложить наглядный материал, на формирование памяти, внимания,
воображения, мышления, а также варианты проведения дидакти­
ческих игр с детьми.

4. Консультации могут быть устными и письменными, плановы­
ми и неплановыми, т.е. стихийно возникающими по инициативе
одной из сторон. Тематика консультаций разнообразная, например,
«Развитие представлений об окружающем», «Способы получения
ребенком знаний», «Развитие инициативы детей». Письменные (за­
очные) консультации удобны тем, что у педагога есть время под­
готовиться к освещению проблемы, выявить потребности родите­
лей в знаниях. Так, готовится ящичек или конвертик для вопросов
родителей с изображенным на нем вопросительным знаком, в ко­
торый родители опускают записки с вопросами. Педагог обрабаты­
вает «почту», готовит ответы на интересующие вопросы в разной
форме, например, информации на стенде «Консультация по вашей
просьбе», «Спрашивали — отвечаем» или «Вечер вопросов и отве­
тов».

5. Дискуссия по проблеме умственного воспитания детей. Такую
дискуссию хорошо провести с родителями подготовительной груп­
пы, заранее пригласив специалистов: учителей начальных клас­
сов, психолога, воспитателей подготовительной группы. Можно
использоватьЧакие методы, как постановка спорных вопросов,
ознакомление родителей с результатами тестирования детей, пре-

II


доставление слова специалистам, анализ педагогических ситуаций. Рекомендуется проведение дискуссий по аналогии с телевизион­ными «Ток-шоу»: например, разделить участников на две группы; первая — те, кто считает, что умственное развитие ребенка — это умение читать, писать, считать; вторая — родители с противопо­ложной точкой зрения. Главное — это всестороннее развитие ре­бенка, его познавательная активность. Необходимо дать возмож­ность высказаться представителям противоположных мнений, пре­доставить слово специалисту, аргументировать правильную точку зрения. Для повышения интереса слушателей к проблеме можно привести в качестве примера высказывания детей, продукты дет­ского творчества, видеоролики и др. В конце подвести итог.

Дискуссии можно проводить на различные темы, например, «Роль книги в развитии ребенка», «Семья на пороге школьной жизни», «Возможности семьи в речевом развитии ребенка» и др. Конспекты подробно описаны в книге Е.П. Арнаутовой «Педагог и семья».

6. «Устные журналы». Эта форма может проводиться регулярно с заданными рубриками, имеющими место в том или ином журнале. Например, «Советы специалиста», «Это интересно знать», «Говорят дети», «Чем и как занять ребенка» и др.; рубрики наполняются педагогическим содержанием по теме. Например, советы может дать психолог, физиолог, врач и другие специалисты. В «Устном журна­ле» освещаются актуальные проблемы интеллектуального развития ребенка. Главное — сделать эти встречи неформальными, а заинте­ресовать родителей, отвечать на волнующие их вопросы, не увле­каться теорией вопроса, а преподносить материал убедительно, до­ступно, опираясь на их опыт.

Целесообразно использовать многообразие форм и методов рабо­ты с родителями. Только в сотрудничестве педагогов с родителями можно решать проблемы разностороннего развития ребенка, в част­ности интеллектуального, не пренебрегать потребностями детства (см. Приложение 3).

В освещении этих вопросов поможет литература для педагогов по воспитанию и обучению детей в разных возрастных группах, про­граммы воспитания в детском саду.


ФОРМЫ ОБЩЕНИЯ ПЕДАГОГА С РОДИТЕЛЯМИ В ДОУ

Содержание работы с родителями реализуется через разнооб­разные формы. Главное — донести до родителей знания. Суще­ствуют традиционные и нетрадиционные формы общения педаго­га с родителями дошкольников, суть которых — обогатить их педагогическими знаниями. Традиционные формы подразделяют­ся на коллективные, индивидуальные и наглядно-информацион­ные.

коллективным формам относятся родительские собрания, конференцииТ^Круглыестолы» и др. Групповые родительские собрания — это действенная форма работы воспитателей с кол­лективом родителей, форма организованного ознакомления их с задачами, содержанием и методами воспитания детей опреде­ленного возраста в условиях детского сада и семьи. Повестка дня собраний может быть разнообразной, с учетом пожеланий роди­телей. Например, предлагаем такие темы: «Знаете ли вы своего ребенка?», «Воспитание послушания у детей», «Методы педаго­гического воздействия» и др. Традиционно повестка дня вклю­чает в себя чтение доклада, хотя от этого следует уходить, как отмечалось нами выше, лучше вести диалог с использованием методов активизации родителей. По мнению лекторов, «чтение по бумажке вызывает сон с открытыми глазами». Не рекоменду­ется применять в работе с родителями казенных слов типа «док­лад», «мероприятия», «повестка дня», «явка строго обязатель­на». Если педагог читает текст, не отрываясь, складывается впе­чатление, что он некомпетентен в излагаемых вопросах. В сообщении важно представить особенности жизни группы и каж­дого ребенка. К выступлению на собраниях могут подключаться специалисты детского сада (врач, логопед, психолог и др.), а также специалисты среди родителей, которые имеют отношение к дошкольному детству (педиатр, юрист, библиотекарь и др.). Собрание готовится заранее, объявление вывешивается за 3—5 дней. Тему рекомендуем формулировать проблемно, например: «Послу­шен ли ваш ребенок?», «Как играть с ребенком?», «Нужно ли наказывать детей?» и др. В объявлении можно поместить неболь­шие задания для родителей, например, понаблюдать за поведе­нием детей, сформированными навыками, обратить внимание на детские вопросы и т.д. Задания обусловлены темой предстоя-


щего собрания. Как показывает опыт, родители активнее реаги­
руют на индивидуальные приглашения, особенно если в их под­
готовке принимали участие дети. Например, на собрание по тру­
довому воспитанию можно подготовить приглашения в виде фар­
тука или веничка, к Новому году — в виде елочки и др. Дело,
конечно, не в названии проведения формы работы с родителя­
ми. Сейчас собрания вытесняются новыми нетрадиционными
формами, такими как «Устный журнал», «Педагогическая гос­
тиная», «Круглый стол» и др. Хочется предостеречь педагогов от
увлечения развлечениями: некоторые считают,что с родителя­
ми надо попить чаю, провести игры. В этом случае педагогичес­
кое с6^ё^жаТшё^«3^од1тг^Т1ёлес^бразно сочетать разные формы
работы, например, после проведения развлекательных меропри­
ятий с родителями_можноорганизовать беседы и собрания. На
общих родительских собраниях обсуждаются проблемы воспита­
ния детей. Делесообразно провести экскурсию по ДОУ, позна-
комщ^эддителей"со"^"ециалистами, с объяснением профиля и
задач учреждения; можно издатьбуклет, рекламу, рассказываю­
щие о KotiKpeTHOM учреждения:------~——------- ~

К индивидуальным формам относятся педагогические беседы с родителями; это одна из наиболее доступных форм установления связи с семьей. Беседа может быть как самостоятельной формой, так и применяться в сочетании с другими, например, она может быть включена в собрание, посещение семьи.

с1кой_беседы — обмен мнениями по тому или иному вопросу; ее особенность — активное участие и воспитателя и родителей. Бесе­да может возникать стихийно lioинициативе и родителей и педа­гога. Последний продумывает, какие вопросы задаст родителям, сообщает тему и просит их подготовить вопросы, на которые бы они хотели получить ответ. Планируя тематику бесед, надо стре­миться к охвату по возможности всех сторон воспитания. В ре­зультате беседы родители должны получить новые знания по во­просам обучения и воспитания дошкольника.

Беседа начинается с общих вопросов, надо обязательно приво­дить факты, положительно характеризующие ребенка. Рекоменду­ется детально продумать ее начало, от которого зависит успех и ход. Беседа индивидуальна и адресуется конкретным людям. Вос­питателю следует подобрать рекомендации, подходящие для дан­ной семьи, создать обстановку, располагающую «излить» душу. Например, педагог хочет выяснить особенности воспитания ре­бенка в семье. Можно начать эту беседу с положительной характе­ристики ребенка, показать, пусть даже незначительные его успехи


и достижения. Затем можно спросить у родителей, как им удалось добиться положительных результатов в воспитании. Далее можно тактично остановиться на проблемах воспитания ребенка, кото­рые, на взгляд воспитателя, еще необходимо доработать. Напри­мер: «Вместе с тем, хотелось бы обратить внимание на воспитание трудолюбия, самостоятельности, закаливание ребенка и др.». Дать конкретные советы.

■*/ Тематические консультации организуются с целью ответить на ^сё'вопросы, интересующие родителей. Часть консультации посвящается трудностям воспитания детей. Они могут прово­диться и специалистами по общим и специальным вопросам, например, развитию музыкальности у ребенка, охране его пси­хики, обучению грамоте и др. Консультации близки к беседам, основная их разница в том, что последние предусматривают ди­алог, его ведет организатор бесед. Педагог стремится дать роди­телям квалифицированный совет, чему-то научить. Эта форма помогает ближе узнать жизнь семьи и оказать помощь там, где больше всего она нужна, побуждает родителей серьезно при­сматриваться к детям, задумываться над тем, какими путя­ми их лучше воспитывать. Главное назначение консультации — родители убеждаются в том, что в детском саду они могут полу­чить поддержку и совет.

- Существуют и «заочные» консультации. Готовится ящик (кон­верт) для вопросов родителей. Читая~почту, педагог может заранее подготовить полный ответ, изучить литературу, посоветоваться с коллегами или переадресовать вопрос. Эта форма получила отклик у родителей. Как показал наш опыт проведения «заочной» консульта­ции, родители задавали разнообразные вопросы, о которых не же­лали говорить вслух.

Отдельную группу составляют наглядно-информационные методы. Они знакомят родителей с условиями, задачами, содержанием и методами воспитания детей, способствуют преодолению поверхност­ного суждения о роли детского сада, оказывают практическую по­мощь семье. К ним относятся записи на магнитофон бесед с детьми, видеофрагменты организации различных видов деятельности, ре­жимных моментов, занятий; фотографии, выставки детских работ, стенды, ширмы, папки-передвижки.

В настоящее время особой популярностью как у педагогов, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы общения с родителями (см. ПриложеТЖ~буГ0ни построены по типу теле-визионных и развлекательных программ, игр и направлены на установление неформальных контактов с родителями, привле-


чение их внимания к детскому саду. Родители лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами. Так, родители привлека­ются к подготовке утренников, пишут сценарии, участвуют в конкурсах. Проводятся игры с педагогическим содержанием, например, «Педагогическое поле чудес», «Педагогический слу­чай», «КВН», «Ток-шоу», где обсуждаются противоположные точки зрения на проблему и многое другое. В ряде детских садов организуется педагогическая библиотека для родителей, книги им выдаются на дом. Можно организовать выставку совместных работ родителей и детей «Руки папы, ручки мамы и мои ручон­ки», досуги «Неразлучные друзья: взрослые и дети», «Семей­ные карнавалы». «Устный журнал» состоит из 3—6 страниц или рубрик, по длительности каждая занимает от 5 до 10 минут. Например, рекомендуем использовать рубрики: «Это интересно знать», «Говорят дети», «Советы специалиста» и др. Родителям заранее предлагается литература для ознакомления с проблемой, практические задания, вопросы для обсуждения. Особой попу­лярностью пользуются «Дни открытых дверей», в течение кото­рых родители могут побывать в любой группе. В проведении «Круглых столов» реализуется принцип партнерства, диалога, родителям предлагается подписать «визитку», приколоть ее на груди. Общение происходит в непринужденной форме с обсуж­дением актуальных проблем воспитания детей, учетом пожела­ний родителей, использованием методов их активизации. На наш взгляд^елесообразно пр^^даш1е^1етр.а,шшионльгх_фррм обще­ния с родителями по типу различных телепрограмм, в частно­сти «Ток-шоу». Можно заранее^планйрбвать противоречивые тбчки зрения по вопросам наказания детей, их подготовки к школе и т.д. Дать слово «экспертам», возможность высказаться каждому желающему. Положительной стороной подобных форм является то, что участникам не навязывается готовая точка зре­ния, их вынуждают думать, искать собственный выход из сло­жившейся ситуации.

В настоящее время практикой накоплено многообразие нетради­ционных форм, но они еще недостаточно изучены и обобщены. Схему классификации нетрадиционных форм предлагает Т.В. Кротова. Ав­тором выделяются слшд^гш^н^т^мш^и.онньхе^формы: иш£ормаг * I

( б"^ё

ционно^^шштические (хотя они по сути приближены"к^мётодам изучения семьи)*досуговые, познавательные, наглядно-информа­ционные. Они представлены в табл. 1.


Таблица 1

Нетрадиционные формы организации общения педагогов и родителей

 

Наименование С какой целью используется эта форма Формы проведения общения
Информацион­но-аналитиче­ские Выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их пе­дагогической грамотности Проведение социологи­ческих срезов, опро­сов, «Почтовый ящик»
Досуговые Установление эмоцио­нального контакта между педагогами, родителями, детьми Совместные досуги, праздники, участие родителей и детей в выставках
Познавательные Ознакомление родителей с возрастными и психоло­гическими особенностями детей дошкольного возра­ста. Формирование у роди­телей практических навы­ков воспитания детей Семинары-практику­мы, педагогический брифинг, педагогиче­ская гостиная, прове­дение собраний, кон­сультаций в нетради­ционной форме, устные педагогические журналы, игры с пе­дагогическим содержа­нием, педагогическая библиотека для роди­телей
Наглядно-ин­формационные: информацион­но-ознакоми­тельные; ин­формационно-просветительские Ознакомление родителей с работой дошкольного уч­реждения, особенностями воспитания детей. Формирование у родите­лей знаний о воспитании и развитии детей Информационные про­спекты для родителей, организация дней (не­дель) открытых две­рей, открытых про­смотров занятий и дру­гих видов деятельности детей. Выпуск газет, организация мини-биб­лиотек

Рассмотрим каждую из предложенных групп подробнее.

Основной задачей информационно-аналитических форм организа­ции общения с родителями являются сбор, обработка и использо­вание данных о семье каждого воспитанника, общекультурном уровне его родителей, наличии у них необходимых педагогических знаний, отношении в семье к ребенку, запросах, интересах, потребностях родителей в психолого-педагогической информации. Только на ана­литической основе возможно осуществление индивидуального, лич-


ностно-ориентированного подхода к ребенку в условиях дошколь­ного учреждения, повышение эффективности воспитательно-обра­зовательной работы с детьми и построение грамотного общения с их родителями.

Досуговые формы организации общения призваны устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и деть­ми. К данной группе форм мы отнесли проведение педагогами до­школьных учреждений таких совместных праздников и досугов в группе, как «Встреча Нового года», «Рождественские забавы», «Мас­леница», «Праздник мам», «Лучший папа», «Папа, мама, я — дружная семья», «Праздник урожая» и др. Такие вечера помогают создать эмоциональный комфорт в группе, сблизить участников педагоги­ческого процесса. Родители могут проявить смекалку и фантазию в различных конкурсах. Использование досуговых форм способствует тому, что благодаря установлению позитивной эмоциональной ат­мосферы родители становятся более открытыми для общения, в дальнейшем педагогам проще налаживать с ними контакты, предо­ставлять педагогическую информацию.

Родители на праздниках могут читать стихотворения, петь пес­ни, играть на музыкальных инструментах и рассказывать интерес­ные истории, например о птицах (как на празднике птиц в одном из дошкольных учреждений), а потом вместе с детьми строить скво­речники. В этом же дошкольном учреждении мамы и папы имели возможность проявить свои знания, эрудицию, смекалку в игре «Устами младенца». Эффективная форма общения, помогающая на­лаживанию доброжелательных неформальных отношений, — орга­низация педагогами разнообразных конкурсов. Досуговые формы сотрудничества с семьей могут быть эффективными только если воспитатели уделяют достаточное внимание педагогическому содер­жанию мероприятия. Установление неформальных доверительных отношений с родителями не является основной целью общения.

Познавательныеформы организации общения педагогов с семь­ей предназначены для ознакомления родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, рациональными методами и приемами воспитания для формирования у родителей практических навыков.

Основная роль продолжает принадлежать таким коллективным формам общения, как собрания, групповые консультации и др. Дан­ные формы использовались и раньше. Однако сегодня изменились принципы, на основе которых строится общение педагогов и роди­телей. К ним относятся общение на основе диалога, открытость, искренность в общении, отказ от критики и оценки партнера по общению. Поэтому данные формы рассматриваются нами как не-


традиционные. Например, это может быть проведение родительских собраний по мотивам известных телевизионных игр: «КВН», «Поле Чудес», «Что? Где? Когда?», «Устами младенца» и других. Нефор­мальный подход к организации и проведению этих форм общения ставит воспитателей перед необходимостью использования разнооб­разных методов активизации родителей.

Практическими работниками применяется Устный педагогиче­ский журнал, созданный и апробированный практиками Санкт-Петербурга. Журнал состоит из 3—6 страниц, по длительности каж­дая занимает от 5 до 10 мин, таким образом, общая продолжи­тельность составляет не более 40 минут. Небольшая временная продолжительность имеет немаловажное значение, поскольку час­то родители бывают ограничены во времени в силу различных объективных и субъективных причин. Достаточно большой объем информации, размещенный в относительно коротком отрезке вре­мени, по нашему мнению, должен представлять значительный интерес для родителей. Каждая страница журнала — это устное сообщение, которое может быть проиллюстрировано дидактиче­скими пособиями, прослушиванием магнитофонных записей, вы­ставками рисунков, поделок, книг. Родителям заранее предлагает­ся литература для ознакомления с проблемой, практические зада­ния, вопросы для обсуждения. Примерные темы Устных журналов, предлагаемые педагогами: «У порога школы», «Этика семейных отношений», «Влияние природы на духовное развитие ребенка» и другие. Важно, чтобы темы были актуальны для родителей, отве­чали их нуждам и помогали решить наиболее важные вопросы воспитания детей.

Ряд дошкольных учреждений практикует организацию клубов для родителей. Данная форма общения предполагает установление между педагогами и родителями доверительных отношений, осо­знание педагогами значимости семьи в воспитании ребенка, а ро­дителями — что педагоги имеют возможность оказать им помощь в решении возникающих трудностей воспитания. Заседания клубов для родителей осуществляются регулярно. Выбор темы для обсужде­ния обусловливается интересами и запросами родителей. Педагоги стремятся не просто сами подготовить полезную и интересную ин­формацию по волнующей родителей проблеме, но и приглашают различных специалистов. Так, на собраниях клуба «Посиделки» од­ного из ДОУ Москвы по запросам родителей обсуждаются такие темы, как «Колыбельные для малышей», «Лечим простуду», про­водятся встречи с психологом, педиатром, астрологом.

В заседаниях клуба могут участвовать не только педагоги и роди­тели, но и дети. На собраниях «Клуба почемучек» дети вместе с родителями просматривают картины, книги и обсуждают телепере-

1Q


дачи, диафильмы. Дети получают возможность разобраться в той или иной информации, а родители, незаметно для себя, с увлече­нием передают свои знания и опыт.

Таким образом, познавательные формы организации общения педагогов и родителей призваны выполнять доминирующую роль в повышении психолого-педагогической культуры родителей, а зна­чит, способствуют изменению взглядов родителей на воспитание ребенка в условиях семьи, развивают рефлексию. Родители видят ребенка в обстановке, отличной от домашней, а также наблюдают процесс его общения с другими детьми и взрослыми.

Наглядно-информационные формы организации общения педаго­гов и родителей решают задачи ознакомления родителей с условия­ми, содержанием и методами воспитания детей в условиях до­школьного учреждения, позволяют правильнее оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы домашнего воспитания, объективнее увидеть деятельность воспитателя.

Отношение педагогов к традиционным методам наглядной про­паганды неоднозначно. Ряд воспитателей убеждены, что наглядные формы общения с родителями неэффективны в современных усло­виях. Они объясняют это тем, что родители не интересуются мате­риалами, размещенными на стендах, папках-передвижках. А педа­гоги часто стремятся подменить непосредственное общение с роди­телями информационными объявлениями, статьями из газет и журналов. По мнению других воспитателей, наглядные формы об­щения способны выполнять задачи ознакомления родителей с ме­тодами и приемами воспитания, оказывать им помощь в решении возникающих проблем. При этом педагогу необходимо выступать в качестве квалифицированного советника, который может подска­зать нужный материал, обсудить вместе с родителями возникшую трудность.

Наглядно-информационные формы условно разделены на две под­группы. Задачами одной из них — информационно-ознакомительной — является ознакомление родителей с самим дошкольным учреждением, особенностями его работы, с педагогами, занимающимися воспита­нием детей, и преодоление поверхностных мнений о работе дошколь­ного учреждения. Задачи другой группы — информационно-просвети­тельской — близки к задачам познавательных форм и направлены на обогащение знаний родителей об особенностях развития и воспитания детей дошкольного возраста. Их специфика заключается в том, что общение педагогов с родителями здесь не прямое, а опосредованное — через газеты, организацию выставок и т.д., поэтому они были выде­лены нами в самостоятельную подгруппу, а не объединены с познава­тельными формами.


 


Рассмотрим группу информационно-ознакомительных форм. В настоящее время широкое распространение приобретают «Дни открытых дверей». Данная форма сотрудничества использовалась и ранее. Однако сегодня можно говорить о данной форме обще­ния педагогов и родителей как нетрадиционной, в связи с из­менением принципов взаимодействия педагогов и родителей. По мнению исследователей, дошкольное учреждение способно в полной мере удовлетворить запросы родителей только при усло­вии, что оно является открытой системой. «Дни открытых две­рей» дают родителям возможность увидеть стиль общения педа­гогов с детьми, самим «включиться» в общение и деятельность детей и педагогов. Если раньше не предполагалось, что родитель может быть активным участником жизни детей при посещении группы, то сейчас дошкольные учреждения стремятся не просто продемонстрировать педагогический процесс родителям, но и вовлечь их в него. В этот день родители, а также другие близкие ребенку люди, принимающие непосредственное участие в его воспитании (бабушки, дедушки, братья и сестры), имеют воз­можность свободно посетить дошкольное учреждение; пройти по всем его помещениям, ознакомиться с жизнью ребенка в детском саду, увидеть, как ребенок занимается и отдыхает, по­общаться с его друзьями и воспитателями. Родители, наблюдая деятельность педагога и детей, могут сами поучаствовать в иг­рах, занятиях и т.д.

Возможность увидеть своего ребенка в условиях, отличных от домашних, способствует пересмотру родителями своих методов и приемов воспитания. «Погружение» в жизнь дошкольного учрежде­ния способно в большей степени продемонстрировать родителям особенности воспитания и обучения детей в детском саду. Длитель­ное наблюдение ребенка в новой обстановке позволяет родителям иначе взглянуть на него и на воспитание в домашних условиях.

 


МЕТОДЫ АКТИВИЗАЦИИ РОДИТЕЛЕЙ

В процессе той или иной формы педагоги используют методы активизации родителей, которые направлены на возникновение интереса к обсуждаемому материалу, ассоциаций с собственным опытом, желания родителей активно участвовать в обсуждении пред­лагаемого им материала. Методы, имеющие активизирующий ха­рактер, — это вопросы к родителям в связи с излагаемым материа­лом, постановка дискуссионных вопросов, предложение родителям для обсуждения двух различных точек зрения, приведение приме­ров из литературных источников. Например, на родительском со­брании можно использовать методы в их совокупности, например беседу, анализ педагогических ситуаций, просмотр видеоматериа­лов, детских работ и др.

Вопросы к родителям способствуют установлению диалога с ними. Считается, если лектор пришел с установкой на монолог, он зара­нее обречен на неудачу. Можно начать любую тему с постановки вопроса, например: «Какого ребенка вы считаете послушным?», «Зачем нужна ребенку игра»? и др. У родителей могут быть разные точки зрения на воспитание, методы, т.е. разногласия могут возни­кать по различным вопросам. Можно предложить дискуссионные вопросы, например: «Нужно ли использовать физические наказа­ния?», «Как применять метод «игнорирования ребенка?», «Идти ли на уступки детям?» и т.д. Примеры из литературных источников повысят интерес родителей.

В настоящее время авторами разработаны и другие методы активизации родителей, например, игровые (Е.П. Арнаутова). Родителям педагог бросает мяч, и тот, кто его ловит, должен дать ответ на вопрос, например: «Что вас радует в ребенке?», «Что огорчает?», «Что подразумевается под общением взрослого и ребенка в семье?» Родителям можно дать игрушечный микро­фон (предмет, его заменяющий) и пустить по кругу, они будут высказывать свои мысли; или предложить произвести рейтинг (ранжирование), определить по степени значимости ряд поня­тий. Например, задать вопрос: «Что для вас является главным в подготовке ребенка к школе?» Можно также предложить роди­телям перечислить все показатели готовности, включающие нрав­ственно-волевую, мотивационную, интеллектуальную, специ-


альную и другие виды готовности ребенка к школе. Родители должны поставить три «призовых» места, определить, что для них стоит на первом, на втором плане и занимает, по их мне­нию, последнее место. Можно давать родителям небольшие за­дания, не требующие длительной подготовки. Так, после рас­смотрения вопроса о психофизиологических особенностях ре­бенка им можно предложить понаблюдать за ребенком в течение месяца (до следующей встречи), например выявить, как у него проявляются любознательность, импульсивность, внушаемость, непосредственность. Следующую встречу можно начать с обсуж­дения этих вопросов.

Родители, как показывает опыт, единодушно отмечают лю­бознательность детей, их потребность в общении, желание делать самостоятельные выводы и умозаключения. Например, ребенок спрашивает: «А масло сливочное из слив?», «Почему на небе только половина луны, куда она исчезает днем?» и др. О конкретности детского мышления свидетельствуют примеры: ребенок, впервые увидав море, воскликнул, что воды «даже больше, чем в ведре»; или на слова взрослого о том, что молоко убежало, девочка сове­тует его догнать.

К методам акти^и^1гдшз1^шсл11ся_пгюсмотр видеороликов с за­писью занятий, различных режимных моментов. Особенно это ак­туально в группах раннего возраста, так как родители не могут посещать открытые занятия. Или можно записать режимные момен­ты, которые помогут родителям увидеть своего ребенка в новой обстановке, узнать его получше. Так, одна мать, увидев своего ре­бенка, выбегающего из помещения детского сада с криком «Ура!», удивилась и воскликнула: «И это мой сын?!»

К и гр о в ьш jvierog а м а ктивизац и и_о1нпсятся игры, например, кто из пап быстрее заплетет дочкам косички; загадывание зага-докУпроведен"ие игр*для взрослых «Откуда эти строки?» Роди­телям предлагается пара строк известных детских стихов (К. Чу­ковский «Путаница», С. Маршак «Багаж» и др.), и они должны их узнать. Интерес у родителей формируют и задания, направ­ленные на «расшифровку мира детей». Им предлагается посмот­реть на мир глазами ребенка. Например, можно спросить: «Как отвечают дети на вопрос — «Когда колобок катится, ему песок в глаза сыплется?» (Ответ — «Нет, колобок катится, и его глаз­ки катятся».) Или другой пример. У детей спрашивают: «Как называется музыкальный инструмент?» (Ответ — «Бомба».) «Что за музыкальный инструмент, который превратился в бомбу?» (Ответ — «Домра».) Взрослым, можно давать и такие задания: «Назовите мультфильм и имя доброго льва, который был цир-


"


ковым артистом и поехал отдыхать к любимой бабушке в Афри­ку». (Ответ — «Лев Бонифаций».) Родителям предлагаются сле­дующие задания: вспомнить детские книги, их названия и авто­ров; перечислить известные им детские игры; загадки, произне­сти чистоговорки, например — «На горе гогочут гуси», «Хомячку на ухо села муха». Можно предложить родителям подписать дет­ский рисунок, ответив на вопрос: «Что бы это значило?» Приз вручить самому остроумному. Родителям можно предложить твор­ческое задание: придумать небольшой рассказ об одной из игру­шек; рекламу игрушки по аналогии с телевизионной (оценива­ется юмор, точная и полная характеристика игрушки), приведе­ние примеров из опыта воспитания детей в семье, использование наглядности (фото, видео, поделки, пособия для детей и др.), литературы выставок для родителей и др.

Родителям следует не только сообщать^педагогические зна­ния, стимулировать их интерес к педагогике, проблемам воспи-тания^дётайТТ^гкфттрнировать их родительскую позицию. Бы­вает такТ^то^ГЖан^я^^одйт^ёл^иГесть, но они не могут ими воспользоваться в силу различных причин: отсутствия терпе­ния, такта, ожидания мгновенных результатов, недоучета ин­дивидуальных особенностей детей, отсутствия единства требо­ваний к детям. Важно формировать у них умение применять по­лученные знания, связывать теорию и практику. Под высоким уровнем педагогической подготовленности родителей мы подра­зумеваем совокупность педагогических знаний, умений и навы­ков, потребность воспитывать детей грамотно, элементы педа­гогической рефлексии. В понятие «педагогическая рефлексия» вкладывается следующее содержание: умение родителей анали­зировать собственную воспитательную деятельность, критиче­ски ее оценивать, находить причины своих педагогических оши­бок, неэффективности используемых методов, осуществлять выбор методов воздействия на ребенка, адекватных его особен­ностям и конкретной ситуации. Задача формирования у родите­лей умения самокритично оценивать себя как воспитателя, свою воспитательную деятельность, встать на место ребенка, посмот­реть на ситуацию его глазами актуальна для молодых отца и матери, у которых только начинает складываться родительская позиция. От сформированное™ этого умения зависит характер взаимоотношений родителей и ребенка, успех их воспитатель­ной деятельности в дальнейшем. Помимо методов активизации родителей, мы рекомендуем использовать формирование педа­гогической рефлексии: анализ педагогических ситуаций, реше­ние педагогических задач, анализ собственной воспитательной деятельности, применение домашних заданий. Все это формирует


родительскую позицию, повышает активность слушателей, ак­туализирует полученные знания, помогает посмотреть на ситуа­цию глазами ребенка, понять его. Рассмотрим эти методы под­робнее.

Педагогические ситуации для анализа можно брать из жизнен­ных наблюдений, опыта работы с детьми, литературных источни­ков. Приведем несколько примеров использования ситуаций. Как вы объясните высказывание трехлетней девочки: «Меня бабушка ругает потому, что я не слушаюсь». Вопрос взрослого: «А почему же ты не слушаешься?» — «А потому что меня бабушка ругает». Или еще ситуация для анализа, на наш взгляд, типичная. Ребенку на Новый год гости принесли подарок, он тут же развернул упа­ковку и начал есть конфеты. Мама возмутилась, начала его ругать, так как он еще не обедал, а ребенок (7 лет) уже знает, что конфе­ты можно есть только после еды. Ребенок виновато опустил голову и положил конфеты в пакет. Казалось бы, инцидент исчерпан, но тут вмешивается дедушка, который говорит: «Да, ладно, пусть ест, конфет много». Конфликт нарастает с новой силой, мама на­чинает кричать на ребенка, нервничать, и под влиянием эмоций ударяет его. Ребенок в слезы. Вопросы родителям: «Кто прав из взрослых, кто не прав, почему, как объяснить такое поведение ребенка? Были ли подобные ситуации в вашей семье? Ваши дей­ствия?»

Анализ ситуаций поможет связать знания с практикой воспита­ния детей, повысит интерес к педагогическим знаниям и собствен­ному ребенку. Чтобы родители не давали однозначных ответов, а пытались рассуждать, следует продумать формулировку вопросов, направленных на выявление условий, причин, последствий поступ­ков взрослых и детей. Часто родители соотносят предлагаемые ситу­ации с собственным опытом воспитания, приводят примеры. Роди­телей нужно подвести к выводу, что методы воспитания детей надо применять гибко, так как одни и те же методы могут быть эффек­тивны в одном случае и неэффективны в другом. Важно учитывать особенности ребенка, его настроение, нервно-психическое состоя­ние, темперамент и др.

Следующий метод, более сложный, — решение педагогических задач, требующих самостоятельного отве^а^?а^в^просГ1Г1Сак~посту-пить?» Родители могут применять полученные ими знания, а при ощущении недостатка знаний возникнет потребность в их пополне­нии. Этот метод способствует формированию у них умения видеть свои ошибки и намечать пути их преодоления. Следует предложить проанализировать свои действия как педагогов; доказать их правоту или ошибочность. В ходе решения задач родители пытаются найти нужные методы, стараются решить задачи из своего личного опыта.


3 Зверена



Например: «Как вести себя, если ребенок любит разговаривать, задавать вопросы во время еды?» Достоинством данного метода яв­ляется возможность рассмотрения нескольких вариантов решения, их обсуждения, столкновения различных позиций.

Приведем пример решения педагогической задачи из книги Г.Г. Петроченко «Педагогические ситуации в дошкольной педа­гогике»: «Пятилетний сын заревел в три ручья: ему запретили / бить в барабан, потому что в доме гости, и он мешает беседе J взрослых. Можно сказать: «Перестань реветь!», можно обласкать, | уговорить, можно отвлечь. Но вот иной вариант решения: «Тебе хочется плакать? — говорит мама. — Иди-ка, милый, в ванную, I закройся там и поплачь. Ладно?» Сын поплелся плакать, но уже в / - коридоре почувствовал, что делать это ему расхотелось. Постоял... А тут и мама: «Все, уже не плачешь? Ну, иди к нам — только I играй тихо». Этот простой прием решила применить другая мама к своей дочке. Как только Ира заплакала, она сказала ей: «Иди в ванную и плачь там!» Прием не сработал. Дочка в ванную не пошла. Мать дотащила дочку до ванной и заперла ее там. Положе­ние осложнилось: Ирочка рыдала».

Вопросы к родителям: «Дайте оценку эффективности использо­вания одного и того же метода в сходных ситуациях, но по отноше­нию к различным детям. Почему в одной ситуации прием «срабо­тал», в другой — нет? Можно ли дать готовые рецепты, как посту­пать при воспитании детей в каждом конкретном случае?»

Основным методом формирования родителей как педагогов является анализ собственной воспитательной деятельности, спо­собствующий развитию самонаблюдения, самооценки. Для фор­мирования этой способности можно применить инструкцию по самонаблюдению и наблюдению за ребенком. Например, родите­лям предлагается понаблюдать за стилем общения с ребенком, за манерой и тоном своего разговора с ним, обратить внимание на то, сколько и каких замечаний отдается ребенку, есть ли среди них взаимоисключающие, как ребенок реагирует на наказания, поощрения, строгий тон и т.д. Можно дать советы родителям: прежде чем применять какой-либо метод воздействия на ребен­ка, постараться посмотреть на ситуацию его глазами, просле­дить, как ребенок понял их указания, что подумал, почувство­вал. Как признавались сами родители, нередко оказывалось, что ребенок был по-своему прав. Родители часто не могут понять ребенка, мотивы его поступка, увидеть ситуацию его глазами, посмотреть на себя со стороны. Так, мама, рассердившись на ре­бенка за испачканный костюмчик, пригрозила: «Да я тебя сей­час прибью!» Ребенок спросил: «А как? Гвоздиком?» Поскольку


родители эгоцентричны, им трудно понять, принять особенности поведения ребенка, несхожие с их представлениями о должном. Анализируя свою деятельность, родители изменят и методы воз­действия на него. Они будут стараться влиять на сознание ребен­ка, применять игровые методы в воспитании, уменьшать коли­чество наказаний или исключать их по возможности. Сформиро­ванные у родителей стремление понять ребенка, посмотреть на ситуацию его глазами, умение творчески применять полученные педагогические знания, будут способствовать появлению эмоци­онально-положительного, осознанного, нравственно-мотивирован­ного поведения ребенка, взаимопониманию между ними.

Применение описанных методов приведет родителей к понима- & нию того, что невозможно дать готовые рецепты воспитания, а есть- ^" лишь общие педагогические рекомендации, которыми следует ру-^~ ^ ководствоваться применительно к индивидуальности ребенка. Са- %Г монаблюдение поможет родителям определить эффективность при­меняемых методов в воспитании, изменить тактику их собственно­го поведения.

Е.П. Арнаутова рекомендует использоватьв работе с родителя­ми метод игро^отх1.модел^о^ни5^пов^ения.1Этот метод активно применяется в образовании, психологии и семейной психотера­пии. Когда родитель вступает в игровое взаимодействие, поле его зрения на воспитательную проблему расширяется, он может даже поставить под сомнение собственное представление о ребенке. Можно дать задание проиграть ситуации: «Успокойте плачущего / малыша», «Найдите подход к ребенку, не желающему выполнять / вашу просьбу» и т.дГВ условной^ игровой обстановке родители ' получаюТвозможность обогащать, арсенал^своих воспитательных методов общения с ребенком, обнаруживают стереотипы в своем поведении, что может способствовать освобождению от них. Ког­да родители вступают в общение лишь на вербальном уровне, они, стараясь подать себя в лучшем свете, тщательно контроли­руют свои высказывания, подавляя естественность, спонтанность своего поведения. Родитель, вовлекаемый в игровой тренинг, начинает буквально заново открывать для себя радость общения с ребенком; не только словесного, но и эмоционального. Многие родители в результате участия в игровых тренингах открывали для себя, что невозможно испытывать отчуждение, гнев и злость по отношению к ребенку и одновременно быть счастливым роди­телем. Нельзя, сея в душе ребенка семена негативных эмоций, получать взамен его улыбку, любовь и радостный смех. Родители из «зрителей» и «наблюдателей» становятся активными участни-


ками встреч, вовлекаются в исследование собственного родитель­ского поведения, обогащая его новыми способами общения с ребенком и ощущая себя более компетентными в семейном вос­питании.





©2015-2022 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.