Специальность «Организация перевозок и управление на железнодорожном транспорте» Специализация «Управление движением» «Управление эксплуатационной работой» 1. Сортировочная (участковая) станция, как система. Характеристика технологических линий пропуска вагонопотока на сортировочной (участковой) станции. Элементы времени нахождения вагонопотока различных категорий на сортировочной (участковой) станции. 2. Структура технологических систем и подсистем сортировочной станции. Каналы и фазы обработки вагонопотоков. Основные условия взаимодействия в подсистемах станции. Режимы функционирования подсистем станции. 3. Классификация маневровой работы. Элементы и виды маневровых передвижений. Основные средства и способы производства маневровой работы. Способы расчета продолжительности маневровых операций. Аппроксимация хронометражных наблюдений, времена выполнения маневровых операций. 4. Технологические операции, выполняемые на сортировочной горке, их нормирование. Требования ПТЭ, ИДП к горочным операциям. Графическая модель и показатели горочной технологии. Перерабатывающая способность горки и вытяжных путей сортировочной станции. 5. Сущность процесса поездообразования. Графическое представление процесса накопления вагонов. Расчет вагоно-часов накопления. Показатели процесса накопления, их расчет. Факторы, влияющие на процесс накопления. Диапазон изменения параметра накопления при случайном поступлении поездов в расформирование. 6. Организация местной работы на станции. Технологические операции, выполняемые с местными вагонами на железнодорожных станциях. Расчет норм времени на выполнение технологических операций. Постановка задачи расчета числа подач вагонов на местные пункты станции. 7. Технологические схемы окончания формирования составов поездов. Нормирование времени на выполнение операций по окончанию формирования составов на сортировочной горке и вытяжных путях. Методика построения технологических графиков окончания формирования. Управление процессом окончания формирования. 8. Постановка задачи по распределению маневровой работы между сортировочной горкой и вытяжными путями по расформированию-формированию составов поездов. Технико-экономические расчеты по выбору оптимального варианта. 9. Функции надежности и отказов процесса пропуска и переработки вагонопотока на станции. Эксплуатационная надежность станции. Оптимальное значение надежности работы подсистем станции. Пути повышения надежности работы подсистем станции. 10. Организация оперативного управления на станции. Использование АСУСС для организации оперативного управления. Информация о поездах, вагонах, локомотивах, грузах и состоянии объектов станции. Виды оперативных планов. Организация оперативного планирования работы на станции. Система диспетчерского управления работой станции. 11. Понятие пропускной и провозной способности железнодорожного участка. Расчет пропускной способности перегонов при параллельном графике. Понятие периода графика, максимального и ограничивающего перегона, варианты пропуска поездов через раздельные пункты ограничивающего перегона. 12. Использование условия баланса суточного времени ограничивающего перегона при расчете пропускной способности непарного параллельного графика движения, парного частично-пакетного параллельного графика движения. Графическая схема пропуска поездов, расчетные формулы. 13. Расчет пропускной способности при непараллельном графике движения поездов. Графическая схема пропуска поездов на однопутном перегоне. Расчетная формула пропускной способности. Понятие времени съема и коэффициента съема. Факторы, влияющие на время съема. Составные части коэффициента съема. 14. Общие принципы расчета участковой скорости. Расчет времени стоянок поездов при скрещении и под обгоном. Факторы, влияющие на участковую скорость. 15. Железнодорожные узлы как сложные технологические системы, их роль в транспортных узлах. Эксплуатационная нагрузка на станции узла. Организация работы железнодорожных узлов по пропуску транзитных и перерабатываемых вагонопотоков. 16. Планирование и оперативное управление местной работы на железнодорожных участках и в узлах. Использование автоматизированной системы управления местной работы (АСУМР, АСУ ЛР): ее назначение, функции, выходные решения для оперативного управления на участках и в узлах. 17. Назначение, основные положения и методика технического нормирования эксплуатационной работы. 18. Системный анализ количественных показателей работы железной дороги и отделений. Методика их нормирования. Структура плановой «шахматки» вагонопотоков и ее перерасчет в пробежную «шахматку». Основные показатели, нормируемые по «шахматке». 19. Системный анализ оборота вагона и его составляющих. Оценка скорости движения поездов и времени перевозки груза. Расчет эталонов времени перевозки грузов на полигонах железнодорожной сети. Значение времени оборота как общесистемного показателя. 20. Анализ и расчет рабочих парков вагонов. Система эксплуатации вагонов, принадлежащих другим железнодорожным администрациям и собственникам, варианты их использования. Основные показатели использования вагонного парков. Методы их определения. Использование системы ДИСПАРК для анализа и управления вагонными парками. 21. Способы освоения пассажирского потока. Классификация поездов в пассажирском сообщении. Композиция составов пассажирских поездов, принципы ее формирования. Оборот пассажирский составов. Расчет потребности составов для обеспечения ниток графика движения пассажирских поездов. 22. Основные положения об организации и управления пассажирскими перевозками, основные задачи. Требования к организации пассажирских перевозок. Логистические цепи организации поездок пассажиров и требования к ним. Структура управления пассажирскими перевозками. 23. Технология информационного обеспечения пассажиров на вокзале и через информационные сети. Структура и функции системы «Экспресс». Информационное обеспечение и технические средства «Экспресс». Использование системы «Экспресс» для анализа и планирования пассажирских перевозок. 24. Требования к графику движения пассажирских поездов. Технологические и технические условия прокладки пассажирских поездов на маршрутных направлениях в пределах нескольких дорог и государств, одной дороги и одного железнодорожного участка. Основные требования к организации скоростного и высокоскоростного движения. 25. Задачи и особенности пассажирских перевозок в региональном сообщении. Неравномерность пассажиропотоков на участках регионального сообщения, ее анализ. Типы графиков движения региональных поездов, их характеристика. 26. Постановка задачи оптимизации значений массы и скорости пассажирских поездов локомотивной тяги. Экономическая оценка вариантов изменения параметров массы и скорости. 27. Комплексная система управления качеством обслуживания пассажиров на вокзалах и в поездах. Основы технологического процесса работы вокзала. Технология работы основных устройств и объектов на вокзалах. Билетно-кассовое обслуживание, принцип расчета билетных касс. 28. Основные понятия о вагонопотоках при расчете плана формирования грузовых поездов. Постановка задачи разработки плана формирования, условия выделения струи вагонопотока в самостоятельное назначение, их анализ. Экономический подход к оценке выделения самостоятельных назначений. Порядок разработки плана формирования на железной дороге. 29. Организация перевозки массовых грузов с учетом использования логистических принципов. Способы организации отправительской маршрутизации при реализации транспортного обслуживания клиентов. Факторы, обуславливающие применение маршрутизации. Экономическая эффективность организации отправительских маршрутов. Необходимое и достаточное условия эффективности назначения маршрутов. 30. Организация групповых поездов и их роль в ускорении доставки грузов. Технико-экономическая постановка решения задачи организации групповых поездов. Технология работы головной станции и станции обмена групп. 31. Способы выполнения местной работы на участках и в узлах. Расчет числа местных поездов. Выбор схемы прокладки на графике поездов, выполняющих местную работу. Экономическая оценка вариантов технологии развоза местного груза и качества обслуживания клиентов. 32. Задачи организации порожних вагонопотоков в поезда. Классификация поездов из порожних вагонов. Необходимое условие целесообразности организации порожнего вагонопотока в самостоятельные назначения. Характеристика схем зарождения и погашения вагонопотоков, достаточное условие целесообразности маршрутизации порожнего вагонопотока. 33. Способы организации работы поездных локомотивов. Факторы, влияющие на длину участков обращения поездных локомотивов, их анализ. Экономический подход к выбору длины участка обращения локомотивов. Расчет потребного парка локомотивов. 34. Организация обслуживания локомотивов бригадами: условия работы бригады, понятие оборота локомотивной бригады, расчетная графическая модель оборота локомотивной бригады. Расчет протяженности участка обслуживания локомотивов бригадами. Варианты организации работы бригад. Методы организации явки бригад на работу. 35. Выбор массы грузового поезда при заданном типе локомотива. Понятие параллельной и унифицированной массы поездов. Применение дифференцированных норм массы поездов. Экономическая постановка задачи оптимизации нормы массы состава поезда. 36. Решение задачи повышения пропускной способности увеличением ходовых скоростей. Составляющие затрат в функции скорости движения грузовых поездов. Факторы, ограничивающие увеличение скорости. Диапазон оптимальных среднеходовых скоростей. 37. Отраслевая структура управления железнодорожным транспортом, ее анализ. Основные направления реструктуризации железных дорог. Диспетчерская система руководства перевозочной работой железных дорог, структура системы и пути ее совершенствования. Методы диспетчерского регулирования транспортных потоков. Использование системы ИАС ПУР ГП для оперативного управления грузовыми перевозками. 38. Исходные данные и требования к плану формирования пассажирских поездов (ПФПП). Ограничения на решение задачи расчета ПФПП. Методика и порядок расчета. Анализ факторов, влияющих на изменение ПФПП. 39. Технология обработки составов и вагонов на пассажирской технической станции. Дезинфекция, дезинсекция вагонов. Техническая подготовка составов в рейс. Автоматизация и механизация процессов экипировки пассажирских составов. 40. Показатели плана формирования поездов, оперативная корректировка и обеспечение выполнения ПФ. План формирования поездов в современных экономических условиях. Автоматизированная система организации вагонопотоков (АСОВ), ее состав, выходные решения. 41. Значения графика движения поездов (ГДП) и задачи его разработки. График движения поездов как модель отражения динамических технологических процессов. Дифференциальное уравнение движения поезда. Классификация типов графиков и практическое их применение. 42. Методика, приемы и порядок составления ГДП. Процедура подготовки исходных данных. Порядок прокладки на ГДП пассажирских и грузовых поездов. Разработка сквозных ниток пропуска поездов на основе логистических цепей доставки грузов. Особенности ГДП при электротяге и других условиях пропуска отдельных категорий поездов. 43. Мероприятия, направленные на комплексное увеличение мощности железнодорожной сети. Обоснование введения электрической тяги, кратной тяги и подталкивания. Обоснование применения мер, направленных на смягчение профиля пути и снижения основного сопротивления движению, уменьшение межпоездных интервалов. Пропускная способность комплекса технических средств и меры ее интенсивного использования. «Железнодорожные станции и узлы» 44. Промежуточные станции на однопутных и двухпутных линиях. Требования к проектированию. 45. Схемы участковых станций на двухпутных линиях. Требования к проектированию. 46. Грузовые станции, назначение, классификация. Основные схемы путевого развития грузовых станций общего пользования. Проблемы и перспективы развития. 47. Контейнерные терминалы. Принципы развития транспортно-логисти-ческих центров. 48. Классификация сортировочных станций. Схемы односторонних сортировочных станций с последовательным расположением парков. 49. Пассажирские станции, их классификация, схемы. 50. Классификация, назначение пассажирских технических станций, их основные устройства. Схема однопарковой пассажирской технической станции. 51. Сортировочные станции повышенной производительности. 52. Железнодорожные узлы, их классификация, основные типы. 53. Определение расчетных суточных размеров движения поездов при оценке потребного путевого развития железнодорожных станций с учетом прогнозных сценариев их изменения. 54. Расчет путевого развития парков грузовых, участковых и сортировочных станций с учетом особенностей их работы. 55. Основы динамики скатывания отцепов с горки. Графическая модель расчета основных параметров сортировочной горки. 56. Расчет минимально необходимой высоты сортировочной горки и общей мощности ее тормозных средств. Расчетные схемы. 57. Проектирование продольного профиля сортировочных горок. Анализ конструкции профиля спускной части горки. Определение потенциально реализуемой максимальной скорости роспуска составов с горки. 58. Наличная и потребная перерабатывающая способность сортировочных устройств. Мероприятия по увеличению наличной перерабатывающей способности и прогнозирование ее резерва. 59. Анализ параметров конструкций эксплуатируемых сортировочных горок и основные направления их улучшения. Энергоэффективные проектные решения и технико-экономическое обоснование параметров конструкции и технического оснащения сортировочных горок. 60. Цели и задачи паспортизации железнодорожных станций. Структура технического паспорта. Отражение вопросов обеспечения безопасности движения в техническом паспорте. 61. Железнодорожные станции на высокоскоростных специализированных магистралях. Требования к размещению, техническому оснащению, технологии работы. 62. Транспортные узлы и развитие мультимодальных перевозок. «Управление грузовой и коммерческой работой» 63. Техническая и коммерческая эксплуатация, их значение в организации перевозочного процесса. Взаимосвязь коммерческой эксплуатации с маркетингом и логистикой. Структурная схема управления грузовой и коммерческой работой на Белорусской железной дороге. 64. Классификация перевозок по сообщениям, скорости и видам отправок. Единая тарифно-статистическая номенклатура грузов, гармонизированная номенклатура грузов и их взаимосвязь. Система цифрового кодирования сведений о грузах. 65. Классификация и структура вагонов грузового парка. Коммерческая и эксплуатационная характеристики грузовых вагонов. Нумерация вагонов грузового парка. 66. Основные показатели использования грузовых вагонов: коэффициенты технический, погрузочный и эксплуатационный. Грузоподъемность вагона, техническая норма загрузки вагона и статическая нагрузка, их взаимосвязь. 67. Общая характеристика грузового хозяйства и классификация грузовых станций в зависимости от операций, выполняемых на них. Места общего и необщего пользования. 68. Роль и значение массы груза в процессе его доставки. Способы определения массы грузов. Типы, устройство и принцип действия весоизмерительных приборов. Технология взвешивания грузов. 69. Основные положения Устава и Правил перевозок грузов по согласованию объемов перевозимых грузов. Изменение согласованного объема перевозок, временные ограничения и запрещения погрузки грузов. Имущественная ответственность за невыполнение согласованного объема перевозок грузов. 70. Виды грузовых железнодорожных тарифов. Тарифные схемы грузовых железнодорожных тарифов. Структура Инструкции о порядке установления и применения тарифов на перевозку грузов по территории Республики Беларусь. 71. Понятие о таксировке грузов. Определение тарифных расстояний для условий Белорусской железной дороги. Тарифные и эксплуатационные расстояния перевозки грузов. 72. Технология оформления перевозочных документов в товарной конторе станции при перевозке грузов в международном и во внутриреспубликанском сообщениях. Перевозочный документ и его назначение. Проверка и визирование накладной. Применение программного комплекса САПОД при оформлении перевозочных документов. 73. Технология приема груза к перевозке и погрузка его в вагон. Пломбирование вагонов. Вагонный лист, его назначение и заполнение. 74. Информация о подходе поездов и грузов. Уведомление получателей о прибытии грузов. Раскредитование перевозочных документов. Сроки бесплатного хранения и вывоз грузов. Технологические графики выгрузки и выдачи грузов. 75. Операции, выполняемые в пути следования при доставке груза. Сроки доставки грузов во внутриреспубликанском и международном сообщениях, ответственность за их невыполнение. Технология работы пунктов коммерческого осмотра (ПКО). 76. Правила переадресовки грузов во внутриреспубликанском и международном сообщениях и документальное оформление переадресовки. Особенности исчисления и взыскания провозных платежей при переадресовке. 77. Общие условия перевозки грузов на открытом подвижном составе. Общие требования к размещению и креплению грузов в вагонах. Размещение габаритных грузов на открытом подвижном составе. 78. Подготовка к погрузке, выбор и расчет креплений грузов. Поперечная и продольная устойчивость грузовых мест, а также вагона с грузом. Контроль за правильностью погрузки и крепления грузов на открытом подвижном составе. 79. Классификация, значение и характеристика подъездных путей. Основные типы договоров, регулирующих взаимоотношения железной дороги с подъездными путями. Характеристика мест погрузки и выгрузки грузов на подъездных путях. 80. Технологическое неоплачиваемое время на подъездных путях для вагонов инвентарного парка железной дороги, порядок его нормирования. Выполнение коммерческих операций при приеме и сдаче вагонов на подъездных путях, их документальное оформление, места выполнения приемо-сдаточных операций. 81. Единый технологический процесс работы станции и примыкающих подъездных путей. Взаимодействие станций с подъездными путями в процессе выполнения грузовых и коммерческих операций. Учет времени нахождения вагонов на подъездных путях, порядок расчета платы за пользование грузовыми вагонами инвентарного парка железной дороги. 82. Классификация железнодорожных габаритов. Взаимосвязь габарита приближения строений, подвижного состава и погрузки. Классификация зон и степеней негабаритности. Кодирование негабаритности грузов. 83. Условия перевозки негабаритных и тяжеловесных грузов, технология выполнения погрузочно-разгрузочных работ с тяжеловесными грузами. Особенности перевозки негабаритных и тяжеловесных грузов на транспортерах и с применением турникетных опор. 84. Технология работы контейнерного пункта. Прием, погрузка, выгрузка, выдача и сортировка контейнеров, особенности оформления перевозочных документов, нарядов формы КЭУ-16, учет времени нахождения контейнеров у клиентов. 85. Общие условия перевозки опасных грузов. Маркировка, знаки опасности, аварийные карточки, документальное оформление перевозочных документов, разрешение на отправление опасных грузов. Порядок подготовки вагонов и контейнеров для перевозки опасных грузов в противопожарном отношении. 86. Классификация актов на железнодорожном транспорте. Обстоятельства, при которых составляются коммерческие акты. Порядок и сроки составления коммерческих актов при перевозке грузов во внутриреспубликанском и международном сообщениях. 87. Обстоятельства, при которых составляются акты общей формы, акты о техническом состоянии перевозочных средств, вскрытия перевозочных средств, экспертизы. Особенности их составления и взаимосвязь с коммерческим актом. 88. Основные положения по заполнению накладной СМГС при перевозке грузов в международном сообщении. Особенности заполнения графы 11 накладной СМГС. Особенности приема грузов к перевозке в международном сообщении. Виды отправок грузов в международном сообщении и особенности их приема к перевозке. 89. Перечень грузов, подконтрольных Белгосинспекции, особенности ввоза таких грузов. Особенности выполнения коммерческих и грузовых операций с грузами, подконтрольными Белгоскарантину, на станциях отправления. Основные правила перевозок грузов, подлежащих ветеринарно-санитарному надзору. 90. Назначение и основные функции конторы передачи вагонов (КПВ). Технология работы КПВ на границе с Республикой Польшей по приму и сдаче грузов. Взаимодействие КПВ с пунктами таможенного оформления грузов, СТЦ и товарной конторой. |