МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Русские хороводы распределены по времени года, свободным дням жизни.





Хороводы начинаются со Святой недели и продолжаются до рабочей поры; другие появляются с 15 августа и оканчиваются при наступлении зим.

Первые весенние хороводы начинаются со Святой недели и оканчиваются вечером на Красную горку. Здесь соединялись с хороводами: встреча весны, снаряжение суженых к венечному поезду.

Радуницкие хороводы отличаются разыгрыванием Вьюнца, старого народного обряда в честь новобрачных.
Георгиевские хороводы соединяют с собой выгон скота на пастьбы и игры на полях. В этот день к хороводницам присоединяются гудочники—люди, умеющие играть на рожке все сельские песни. Последними весенними хороводами считаются Никольские.

Летние хороводы начинаются с Троицкой недели и бывают веселее и разнообразнее весенних. Поселянки закупают наряды: платки и ленты. Московский семик, первенец троицких хороводов, отправляется во всеми увеселениями. К этому дню мужчины рубят березки, женщины красят желтые яйца, готовят караваи, сдобники, драчены, яичницы. С рассветом дня начинались игры и песни. Троицкие хороводы продолжаются всю неделю. Всесвятские хороводы продолжаются три дня и соединены с особенными местными празднествами.
Петровские и Пятницкие хороводы отправляются почти в одно и то же время. Начатие и продолжение их зависит от изменяемости нашего месяцеслова. Ивановские хороводы начинаются 23 июня и продолжаются двое суток.

Осенние хороводы в одних местах начинаются с Ильина дня, а в других с Успеньева дня. Сельские хороводы начинаются с бабьего лета. Семенинские хороводы отправляются по всей России с разными обрядами и продолжаются целую неделю. Капустинские хороводы начинаются с половины сентября и отправляются только в городах. Последние хороводы бывают покровские, и отправление их зависит от времени года.
Русские хороводы сопровождаются особенными песнями и играми. Игры хороводные содержат в себе драматическую жизнь нашего народа. Здесь семейная жизнь олицетворена в разных видах. В хороводах, исключительно взятых, заключается народная опера. Ее характер, исполненный местными обрядами, старыми поверьями, принадлежит включительно русскому народу.

Не просто танец, а сама жизнь, символ вселенского лада – таков русский хоровод. Больше всего «хождений под песню» совершали после Пасхи и до Петрова дня, потом уж было не до хороводов.

Сотни названий,– «Русая коса», «Веночки», «Яртынь-трава» и др., — и четкое следование заданной структуре танца, непременно включающей 7 сакральных фигур – таков он, русский хоровод.

 

 

 

 

1. «Столбы»

Участники хоровода образуют неподвижный квадрат, который затем приходит в движение. Те, кто находится сзади, по трое выходят чуть в сторону, обходят остальных и встают в начало квадрата. Движение продолжается до тех пор, пока не переместятся все. Фигура «столб» символизировала единство земли и неба, женского и мужского начала, которые, приходя в движение и перемешиваясь, формируют Вселенную.

2. «Вожжа»

Участники хоровода образуют волнистые линии, которые вскоре начинают постепенно уменьшаться в амплитуде, в итоге превращаясь в точку. Именно волнистые линии олицетворяют волны океана Хаоса, из которого появляется новое рожденное, и в который уходит старое умершее. Как тут не задуматься о «ладности» своей жизни и не воспользоваться случаем прямо в хороводе начать ее править «в лад».



3. «Плетень»

Название этой фигуры – не случайно. Подобно мастеровому, начинающему изготовление плетня от исходной точки, участники хоровода расходятся от центра, образуя с каждой секундой увеличивающиеся спирали, которые символично иллюстрируют процесс Творения Вселенной. Глядя на происходящее, волей-неволей начнешь «проигрывать» свою жизнь, задумаешься о правильности выбранного пути и его корректировках.

4. «Круг».

Символизм круга не ограничивается двумя определениями – это и завершение Творения, и Совершенство, и Гармония, и вечное Время, и Вселенная, и Бог, и бессмертная Душа. Во время исполнения этой фигуры участники создают круговые петли, образующие «узелки» и «заломы», которые необходимо непременно распутать и разгладить, подобно трудностям, возникающим на протяжении всей человеческой жизни.

5. «Сторона на сторону»

Во время исполнения этой фигуры мужчины выстраиваются в шеренгу напротив женщин. Затем начинается поочередное схождение «двух начал» и их общение. Женщины как бы случайно роняют платки и венки, а мужчины поднимают и возвращают потери хозяйкам. Они поправляют одежду друг на друге и расходятся только для того, чтобы через мгновение снова сойтись. Эта фигура прекрасно иллюстрирует, что все в мире существует только благодаря взаимодействию двух начал – небесного мужского и земного женского. Эта фигура отличается особенной плавностью и размеренностью, показывающим умение жить в гармонии с окружающими людьми и самим собой.

6. «На четыре стороны».

Предпоследняя фигура призвана показать завершающий этап формирования Вселенной. Участники образуют квадрат, стороны которого символизируют четыре стороны света. Устойчивый и гармоничный квадрат как нельзя лучше отражает состояние мира во времени и пространстве. Одним из элементов этой фигуры становятся символичные движения – участники на четыре стороны «сеют просо», чтобы вскоре «собрать урожай».

Плясовая»

С каждой фигурой движение хоровода ускоряется, и к своему завершению сакральный танец приобретает залихватскую удаль, наполняется юмором и радостью. Во время плясовой части хоровода исполняются самые любимые народные танцы, сопровождает которые удалой гармонист. Лучшие танцоры начинают солировать, ловко и неподражаемо демонстрируя свои способности. Это момент осознания своей сущности, своего места и своего предназначения.

 

Заикин Н. И., Заикина Н. А. Областные особенности русского народного танца. – Орел, 1999.

2. Климов А. Основы русского народного танца. – М.: Московского государственного института культуры, 1994.

3. Устинова Т. А. Избранные русские народные танцы. – М.: Искусство, 1996.

 

Образец парного хоровода.

Приведенный здесь танец - хоровод принадлежит к числу хороводов среднерусской полосы и построен на материале Калининской области. В Калининской области подобные хороводы разыгрывались на лужайке или на площади.

Вы можете использовать этот хоровод в качестве основы для своих творческих попыток или поставить таким, как он вам представлен. Музыкальным сопровождением хоровода могут служить народные песни «Во саду ли в огороде», «Чтой-то звон», «Во сыром бору тропинка» или любая другая народная песня такого же ритма и характера. Музыкальный размер : 2/4. Участвует в хороводе восемь пар. Исполнители, разделившись пополам, т. е. по четыре пары, образовывают две линии; в линиях девушки и юноши стоят через одного, в затылок друг за другом. Соединенные руки опущены. Исполнители стоят в последней кулисе справа и слева.

Выход: 1-й—16-й Обе линии переменным ходом № 2, начиная с правой ноги, идут по кругу; такты выходящие справа по ходу часовой стрелки, выходящие слева против хода часовой стрелки. Обе линии встречаются у середины задника сцены; ведущие берутся за руки; последние исполнители, задерживаясь у авансцены, также берутся за руки. Получается общий круг. Общий круг танца.

1-й—8-й Все исполнители двигаются по кругу против часовой стрелки тем же переменным ходом № 2, начиная с правой ноги. такты 9-й—16-й такты Повернувшись, но не останавливаясь на месте, исполнители двигаются по кругу по часовой стрелке тем же переменным ходом № 2, начиная с правой ноги.

 

 

17-й—20-й Девушки тем же переменным ходом №2, начиная с правой ноги, направляются такты к центру сцены и образовывают внутренний круг, беря друг друга за руки. Юноши тем же ходом почти на месте образовывают внешний круг и также берут друг друга за руки

 

21-й—24-й Девушки тем же ходом двигаются по кругу по часовой стрелке, юноши против часовой стрелки. такты

25-й—28-й Повернувшись, девушки двигаются этим же ходом против часовой стрелки, юноши — по часовой стрелке. такты

29-й—30-й Девушки, расширяя круг, отходят назад переменным ходом № 2, начиная с правой ноги и поднимая в стороны соединенные руки до уровня плеч. такты Юноши подходят к девушкам переменным ходом № 2 с правой ноги, не разъединяя рук.

31-й—32-й Девушки опускают соединенные руки вниз. Юноши поднимают соединенные руки вверх, переносят их сверху через головы девушек и, войдя в интервалы между девушками, опускают такты спереди соединенные руки. Получается «корзиночка».

«Корзиночка».

1-й—4-й «Корзиночка» плавно двигается по кругу против часовой стрелки движением «гармошки» № 38. Головы у всех приподняты и повернуты вправо, исполнители смотрят по ходу движения.

5-й—8-й Этим же движением «гармошки» «корзиночка» двигается по кругу обратно по такты часовой стрелке. Головы поворачиваются влево.

 

9-й—10-й такты «Корзиночка» двигается по кругу против часовой стрелки боковым ходом № 9, «припадание» с правой ноги. Юноши, поднимая соединенные руки вверх, переносят их над головой девушек и, не разъединяя, опускают позади девушек.

11-й—12-й такты Разъединив руки, юноши проводят их снизу под соединенные руки девушек и опять берутся за руки ниже рук девушек. Движение «припадания» продолжается.

13-й—14-й такты Продолжая двигаться «припаданием» по кругу против часовой стрелки, девушки, поднимая соединенные руки вверх, переносят их над головой юношей и, не разъединяя, опускают позади юношей.

15-й—16-й такты Девушки, разъединив руки, проводят их снцзу под соединенные руки юношей и берутся за руки ниже рук юношей. Движение «припадания» продолжается.

17-й—24-й такты «Корзиночка» разрывается между двумя исполнителями. Все исполнители, не разъединяя рук, продолжают двигаться «припаданием» с правой ноги против часовой стрелки, выстраиваясь в полукруг («подковку») лицом к центру сцены. Вращение пар в танце.

25-й—28-й Исполнители попарно берутся за руки, повернувшись один к другому и глядя друг на друга (положение № 11). Каждая пара вращается против часовой стрелки переменным такты ходом № 2, начиная с правой ноги. Девушки двигаются скромно и застенчиво, юноши — задорно, весело, поглядывая на девушек.

 

29-й—32-й Пары этим же движением вращаются в обратную сторону по часовой стрелке такты и на вращении выстраиваются в две колонны, перпендикулярные авансцене, по четыре пары одна за другой. Юноша правой рукой держит левую руку девушки (положение № 7).

«Улица» (темп средний).

1-й—4-й Обе колонны на правой и левой стороне сцены переменным ходом № 2, начиная с такты правой ноги, двигаются по направлению к зрителю, затем друг к другу по авансцене. 5-й—8-й Встречаясь у середины авансцены, пары, идущие против часовой стрелки, такты поднимают соединенные руки вверх, образовывая «воротца» (положение рук № 14 а), и пропускают в них встречные пары. Пары, двигающиеся по часовой стрелке, наклоняясь, проходят в «воротца» (положение рук № 7). К концу 8-го такта исполнители, двигающиеся по часовой стрелке, прошли в «воротца».

9-й—12-й Пары, делавшие «воротца», опускают соединенные руки. Все исполнители кладут свободные руки кулачком сбоку на талию. Обе колонны этим же ходом двигаются вверх, заворачивают вдоль задника сцены и двигаются друг к другу (положение рук № 7).

13-й—16-й Пары, идущие по часовой стрелке мимо задника сцены, поднимают соединенные руки вверх, образовывают «воротца» и пропускают в них встречные пары. К концу 16-го такта исполнители, двигающиеся против часовой стрелки, прошли в «воротца». Пары, делавшие «воротца», опускают сомкнутые руки. Свободные руки всех исполнителей лежат кулачком сбоку на талии. Все пары, возвратившись на свои стороны, вновь образовывают «подковку».

 

«3 в е з д о ч к и».

1-й—4-й Четыре пары, находящиеся на правой стороне, и четыре пары на левой стороне образовывают две «звездочки». Исполнители, находящиеся с правой стороны, соединяют в центре левые руки; исполнители, стоящие с левой стороны, правые руки. «Звездочки» вертятся: правая — против часовой стрелки, левая — по часовой стрелке, переменным ходом № 2, начиная с правой ноги.

5-й—8-й Перехватившись другими руками, исполнители каждой «звездочки» этим же ходом вертятся в обратную сторону: правая — по часовой стрелке, левая —против часовой стрелки. Два кружочка.

9-й—12-й Обе «звездочки» разъединяются, исполнители образовывают два кружочка, поворачиваясь лицом к центру, и продолжают переменным ходом вращаться: правый кружочек — против часовой стрелки, левый — по часовой стрелке.

13-й—16-й В каждом кружочке юноша и девушка соседней пары, находящиеся ближе к заднику сцены, разъединяют руки. Крайний юноша кружочка слева и крайняя девушка кружочка справа тем же переменным ходом № 2 заводят каждый свою цепь к середине задника сцены, выравнивая всех в полукруг. Большая «звездочка»

«к а р у с е л ь»

1-й—4-й Юноши переменным ходом № 2, начиная с правой ноги, собираются к центру круга и соединяют в центре левые руки, образуя «звездочку». Свободные правые руки открыты в сторону. Девушки остаются на месте.

5-й—8-й Девушки переменным ходом № 2, начиная с правой ноги, подходят к юношам такты своей пары и подают им левые руки. Образовывается «карусель».

9-й—12-й Юноши, делая движение переменного хода на месте, поднимают правую руку вверх вместе с левой рукой девушки. Девушки переменным ходом № 2, начиная с правой ноги, делают поворот на месте влево, проходя под поднятыми руками, правая рука лежит кулачком сбоку на талии.

13-й—16-й Девушки делают второй поворот влево, проходя под поднятыми руками, Правая рука лежит кулачком сбоку на талии.

 

17-й—24-й «Карусель» начинает вращаться против часовой стрелки. Исполнители, не разъединяя рук, двигаются переменным ходом № 2, начиная с правой ноги, соединенные в центре левые руки юношей приподнимаются вверх. К концу 24-го такта юноши и девушки попарно расходятся в полукруг и останавливаются лицом к центру. Полукруг.

1-й—4-й Девушки переменным ходом № 2, начиная с правой ноги, сходятся к центру сцены, образовывая небольшой полукруг, соединяя руки, поднимают их вверх.

5-й—7-й Девушки стоят на месте с поднятыми руками. Юноши этим же ходом двигаются к центру сцены, проходя в интервалы под поднятыми руками девушек. 8-й такт Юноши поворачиваются через правое плечо лицом к девушке своей пары и протягивают ей обе руки. Девушки, разъединяя руки, кладут их на руки юношам своей пары.

9-й—12-й Пары спокойно, плавно вращаются против часовой стрелки переменным ходом № 2, начиная с правой ноги, и на вращении расходятся обратно в большой полукруг.

13-й—16-й Каждая пара вращается в обратную сторону, т. е. по часовой стрелке. К концу 16-го такта исполнители останавливаются и кланяются друг другу, благодаря за танец. Примечание. В других сценических вариантах хоровод может закончиться низким русским поклоном зрителю или уходом всех исполнителей за кулисы, вслед за ведущей парой.





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.