Платежное поручение и платежное требование-поручение. Тема 8. Основные формы расчетов в промышленности. Вопросы: Общие понятия о расчетах. Платежное поручение и платежное требование-поручение. Аккредитив. Расчеты чеками. Взаимозачеты и предоплата. Общие понятия о расчетах. Расчеты в промышленности обеспечивают денежный оборот в масштабах экономики страны. Чем быстрее заказчики рассчитались с поставщиками продукции, тем быстрее оборачиваются финансовые активы в экономике страны. В российской экономике в настоящее время ≈ 3,5 трлн. руб. составляет дебиторская задолженность. Это просроченная дебиторская задолженность слабо платежных предприятий. Такой огромный долг существенно замедляет движение всего капитала. В 1995 г. в экономике России уже создавалось такое положение. В тот период ЦБ провел взаимозачет всех долгов в масштабах всей экономике. Эта финансовая операция заняла 2 недели. Она была проведена настолько точно, что ни одно предприятие не высказало претензий к отделению ЦБ, проводимому эту операцию. Предприятия легко освободились от своих долгов. Вывод:их платежность не повысилась, основной капитал не обновился, ассортимент продукции не стал конкурентоспособным, то есть, активы предприятия не стали ликвидными. В результате через два месяца просроченная дебиторская задолженность в масштабах всей страны снова значительно возросла. Финансовая операция взаимозачетов оказалась безрезультатной. В экономике любой страны формы расчетов в промышленности обеспечивают как наличные, так и безналичные расчеты. Чем более развитая экономика страны, тем больший удельный вес занимают безналичные расчеты. Наличные денежные средства используются в крайнем случае (при покупке канцелярских товаров в магазине, подарков сотрудникам). Зарплата в развитых странах перечисляется на карточку. Этими же карточками население рассчитывается на потребительском рынке. Практически оказывается, что наличные денежные средства очень мало используются как предприятием, так и населением. Безналичный оборот позволяет экономить время, трудозатраты, позволяет точно контролировать денежную массу, следовательно, сдерживать инфляцию. Безналичный денежный оборот требует точного документального оформления. Предприятия еще до того, как начался отчетный год, заключают взаимные торговые договора. В них указывается: · названия юридических лиц, · форма и размер поставок товара, · предъявляются условия качества товара, · указывается сумма, на которую будет поставлен товар и · оговаривается, может ли эта сумма измениться из-за инфляции. Каждый хозяйственный договор может содержать и другие специальные требования и обязательства в зависимости от отраслевой специфики предприятия. На последней странице любого хозяйственного договора указывается форма расчетов за товар. Эта форма определяется по взаимному соглашению продавца и покупателя. Иногда в решении этого вопроса принимает активное участие кредитующая контора банка. После указания формы расчетов в хозяйственном договоре приводится номер расчетного счета предприятия, тем самым как бы подтверждается согласие банка на использование данной формы расчета. Форма расчета – последнее условие договора. После этого ставятся 4 подписи: двух руководителей и двух главных бухгалтеров. Подписи подтверждаются печатями предприятий. У крупных предприятий есть специфическая печать для хозяйственных договоров. В российской экономике чаще всего используются следующие формы расчетов: - платежное поручение; - платежное требование-поручение; - чеки; - предоплата; - взаимозачеты. В условиях стабильной экономики наибольший удельный вес среди всех форм занимает платежное поручение. В условиях инфляции чаще всего используется предоплата или бартерный обмен. Платежное поручение и платежное требование-поручение. Платежное поручение представляет собой поручение хозяйствующего субъекта о перечислении определенной суммы со своего расчетного счета на счет другого хозяйствующего субъекта. Расчеты платежным поручением – традиционный вид расчетов для российской экономики. В стабильной без инфляционной экономике расчеты платежными поручениями занимают до 80% от всех видов расчетов в стране. Эта форма расчетов требует строгого документального оформления. Любая ошибка, допущенная при заполнении платежного поручения, должна быть полностью перепечатана, так как в этом документе не допускаются никакие исправления. Эта форма расчетов связана с достаточно длительным прохождением документации. Однако она обеспечивает полные гарантии всем участникам этих расчетов. Расчет платежными поручениями осуществляется по следующей схеме:  2 1 7 3 7 1) покупатель и продавец заключают взаимный договор, в котором предусматривается оплата продукции с помощью платежного поручения; 2) поставка товара; 3) покупатель направляет в обслуживающую его контору банка четыре экземпляра платежного поручения. Банк проверяет правильность заполнения документов, удостоверяет их и направляет четвертый экземпляр в качестве расписки своему клиенту; 4) банк, обслуживающий покупателя, на основании первого экземпляра платежного поручения списывает с расчетного счета своего клиента сумму, необходимую для оплаты товара; 5) банк получателя направляет банку продавца два экземпляра неиспользованных платежных поручений; 6) на основании второго экземпляра платежного поручения банк зачисляет на расчетный счет продавца средства, поступившие по безналичному расчету; 7) банк продавца направляет своему клиенту выписку с расчетного счета и извещает его о проведенной финансовой операции. Негативным моментом при расчетах платежными поручениями является то, что все финансовые операции могут осуществляться только в том случае, когда документы поступили в банк. В условиях нестабильной экономики это существенно замедляет процесс расчетов. Продавец получит деньги в условиях российской экономики примерно через месяц после отправки товара. Он может ускорить этот процесс, только заключив факторинговый договор со своим банком. Банки также не могут ускорить этот процесс. Банк покупателя может перечислить средства только в том случае, если они имеются на расчетном счете покупателя, если этих денег нет, то процесс расчета еще больше замедляется. Разрыв во времени между поставкой товара и окончательной его оплатой в условиях нестабильной российской экономики может достигать 3 - 6 месяцев. Несколько ускорить данную форму расчета можно платежным требованием-поручением – расчетный документ, содержащий требование продавца к покупателю оплатить на основании отгрузочных документов стоимость поставленного по договору товара, причем, банку дается одновременно поручение произвести расчеты между хозяйствующими субъектами. При этой форме расчета продавец одновременно направляет товар в адрес покупателя, но все платежные и отгрузочные документы не своему покупателю, а в банк, обслуживающий покупателя. Схема расчетов платежными требованиями - поручениями выглядит следующим образом:  1 2 10 2 4 5 6 10 8 
1) заключение договора на поставку товара. В договоре должно быть указано, что расчеты будут производиться платежным требованием-поручением; 2) поставка товара. Передача платежного требования-поручения вместе с отгрузочными документами в банк покупателя; 3) банк, обслуживающий покупателя, помещает полученные документы в картотеку №1 (для первичной оплаты, в том случае, если на расчетном счете покупателя есть деньги и если покупатель удовлетворен качеством товара); 4) банк покупателя направляет платежное требование-поручение своему клиенту; 5) покупатель оформляет свое согласие на получение требования-поручения. Банк принимает его только в том случае, если есть средства на расчетном счете или если клиент берет кредит на оплату данной финансовой операции; 6) банк передает клиенту (покупателю) отгрузочные документы; 7) банк покупателя списывает средства с расчетного счета своего клиента; 8) банк покупателя направляет оформленные требования-поручения в банк продавца; 9) банк, обслуживающий продавца, зачисляет средства на расчетный счет своего клиента; 10) банки выдает своим клиентам выписки с расчетного счета. Платежными требованиями - поручениями в 90-х г. предприятия и организации рассчитывались с энергетическими компаниями, с поставщиками тепла и газа, с телефонными компаниями. Эта форма расчета при пересылке документов прямо в банк, а также применение картотеки №1 значительно ускоряет расчеты. Однако невозможно со всеми продавцами товаров рассчитываться через картотеку №1, так как в этих расчетах теряется смысл. Расчеты требованиями-поручениями даже в условиях нестабильной экономики никогда не занимали больше 20-30% от всех видов расчетов, так как они связаны с картотекой №1. Банки в своих отчетах все суммы, находящиеся в картотеке №1, учитывают, как кредиторская задолженность банка. Банк всегда заинтересован, чтобы как можно скорее ликвидировать эту задолженность. В том случае, если на расчетном счете клиента постоянно не хватает денежных средств, банк предлагает взять кредит, но рассчитывается с требованиями-поручениями, находящимися в картотеке №1. Покупатель обычно также заинтересован в том, чтобы скорее рассчитаться. Затягивание сроков оплаты в данном случае может повлечь штрафные санкции, причем не только денежные, но и натуральные, материальные (отключение электроэнергии). Аккредитив. Аккредитив представляет собой условное денежное обязательство банка, выдаваемое им по поручению покупателя в пользу продавца, по которому банк, открывший счет (банк – эмитент), может произвести платежи продавцу или предоставить такие полномочия другому банку производить такие платежи при условии представления им документов, предусмотренных в аккредитиве, и при выполнении других условий аккредитива. В западной экономике большой объем безналичных расчетов приходится на расчеты аккредитивами и чеками. Условия рыночной экономики позволили создать условия расчетов аккредитивами. Каждый раз покупатель и продавец, учитывая специфику своей торговой операции и требования банка, договариваются об оплате с помощью определенного вида аккредитивов. Схема расчетов аккредитивами чаще всего выглядит следующим образом: 1 
5 4 6 11 2 10 11  3 1) заключение взаимного договора между покупателем и продавцом на поставку товара и оплату аккредитива; 2) покупатель дает поручение своему банку на открытие аккредитивного счета; 3) банк покупателя авизирует банк продавца об открытии аккредитива. Авизирует – уведомляет, извещает; 4) банк продавца авизирует своего клиента об открытии аккредитивного счета; 5) поставка товара; 6) передача документов за поставленный товар; 7) банк, обслуживающий продавца, сразу после получения документов зачисляет средства на счет своего клиента и извещает его об этом; 8) пересылка документов; 9) оплата поступившего товара, зачисление средств на аккредитивный счет банка продавца или на расчетный счет продавца, если первичный расчет был произведен за счет кредита; 10) передача документов покупателю; 11) акцепт документов. Акцепт – согласие на оплату полученного товара; 12) окончательный расчет с аккредитивного счета; 13) выписки с расчетного счета. Основным преимуществом аккредитива перед другими формами оплаты является быстрота получения денежных средств продавцу. Продавец имеет также гарантию в получении этих средств. Основным недостатком аккредитивной формы расчета является резервирование денежных средств банком еще до отгрузки товара. Это приводит к замедлению денежных средств. Банку аккредитивная форма расчета не выгодна. Для того, чтобы совместить интересы банков и предпринимателей, существует множество разновидностей аккредитивной формы расчета. Чаще всего используются следующие виды аккредитивов: - отзывной и безотзывной; - подтвержденный и неподтвержденный; - переводной (или трансферабельный) и непереводной; - револьверный (или возобновляемый); - покрытый (депонированный) и непокрытый. При заключении аккредитивного договора стороны договариваются о том, будет ли данный аккредитив отзывным, так как при отсутствии такого указания аккредитив является отзывным. Отзывной – это такой аккредитив, который может быть изменен или аннулирован банком – эмитентом без предварительного согласования с продавцом. Такая форма аккредитива используется в тех случаях, когда продавец является ненадежным партнером и может легко нарушить условия торгового договора. Такая форма аккредитива является более удобной, чем безотзывной аккредитив, так как в этом случае банк старается не открывать специальные аккредитивные счета, а предусматривает оплату данного аккредитива за счет имеющихся резервов. Кроме того, в таком аккредитивном договоре банк может предусмотреть условия, при которых он будет оплачивать данный аккредитив только после акцепта своего клиента. Безотзывной аккредитивпредставляет собой аккредитив, который не может быть изменен или аннулирован без согласия продавца, в пользу которого он открыт. Подтвержденный аккредитив – это аккредитив, который имеет дополнительную гарантию платежа со стороны третьего банка. Банк, подтвердивший аккредитив, берет на себя обязательство и гарантирует оплату этого аккредитива в том случае, если банк-эмитент откажется от оплаты. Эта форма аккредитива используется в том случае, когда третий банк заинтересован в слиянии своего капитала с промышленным капиталом продавца. Он как бы оказывает дополнительную услугу предприятию-продавцу. Увеличивается финансовая устойчивость продавца, гарантирует ему перечисление денежных средств, хотя банк сознательно идет на определенное замедление оборачиваемости банковского капитала. Неподтвержденный аккредитив – аккредитив, не имеющий такой гарантии. Переводной аккредитив (трансферабельный) – аккредитив, который может быть использован полностью или частично сразу несколькими предприятиями-покупателями, плательщиками. Переводной аккредитив позволяет банку плательщика образовать один аккредитивный счет, оставить на нем гораздо меньшую сумму средств и ориентироваться не на сумму, которую нужно оплатить, а на сроки оплаты. Такая система позволяет банку увеличить оборачиваемость денежных средств. Обычно при переводном аккредитиве средства быстрее вносятся и быстрее уходят с аккредитивного счета. Непереводной аккредитив используется только одним покупателем. Револьверный (возобновляемый) аккредитив– аккредитив, используемый в расчетах за постоянные краткие поставки, осуществляемые обычно по графику, зафиксированному в контракте. Он открывается на один хозяйствующий субъект, но сразу по условиям договора разбивается на отдельные части в зависимости от частоты поставок. Аккредитив как бы возобновляется на момент очередной оплаты. Эта форма аккредитива также позволяет банку ускорить оборачиваемость капитала. Покрытый (депонированный) аккредитив – аккредитив, при котором на отдельный аккредитивный счет перечисляются не средства банка, а средства самого заказчика с расчетного счета. Если заказчик в момент открытия аккредитива не имеет таких средств, но уверен, что скоро деньги поступят, то в этом случае клиент банка может взять кредит на несколько дней, внести эти средства на аккредитивный счет, при этом оплата за кредит будет минимальной, так как в этом кредите заинтересован банк. Непокрытый аккредитив не имеет гарантии оплаты со стороны покупателя. Однако два банка, имеющие постоянные связи друг с другом, взаимно открывают корреспондентские счета. С этих счетов и производится оплата друг другу. Несколько раз в месяц такие банки направляют друг другу выписки с корреспондентских счетов. Все перечисленные формы аккредитивов способствуют значительному ускорению движения банковского капитала и в целом приводят к тому, что в стабильной западной экономике расчеты аккредитивами являются очень популярной формой расчета. В российской экономике расчеты аккредитивами не превышают 5% от всех видов расчетов. Расчеты чеками. Расчетный чек– это документ, содержащий безусловный приказ владельца текущего счета (чекодателя) банку о выплате, указанной в чеке суммы определенному лицу или предъявителю. Чек всегда должен иметь покрытие. Покрытием чека могут быть: - средства, депонированные чекодателем на отдельном счете;
· средства, лимитированные и гарантированные банком, выписавшим чековую книжку. В этом случае банк может гарантировать чекодателю при временном отсутствии средств на его счете оплату чеков за счет средств банка. Расчеты чеками начинаются с оформления договора между покупателем и продавцом. В договоре должно быть предусмотрено, что поставленная партия товаров будет оплачена чеком. После заключения договора покупатель идет в банк и просит выписать ему чековую книжку – идентификационную карточку, которая выдается в одном экземпляре. Она может содержать по просьбе предприятия 5, 10, 15, 20, 25 чеков. Чековая книжка может быть лимитирована и не лимитирована. Лимитированная чековая книжка выписывается банком и является гарантией банка в том, что он обязуется по первому предъявлению чека оплатить по данной книжке определенную сумму денежных средств. Сразу при выписке чековой книжки банк из своего капитала депонирует определенную сумму денежных средств на специальный счет «Чеки». Лимитированная чековая книжка проставляется на корешке. Когда покупателю необходимо выписать чек на оплату товара он одновременно оформляет этот чек, а на корешке книжки предоставляет сумму чека, т.е. в любой момент должно быть понятно, сколько средств из лимита уже использовано и, сколько средств осталось. При выпуске чековой книжки она подписывается председателем банка и удостоверяется печатью. Со стороны покупателя чековую книжку подписывают руководитель предприятия и главный бухгалтер. Их подписи также удостоверяются печатью. В случае утраты чековой книжки предприятие несет за это полную ответственность. Кроме того, что оно лишается гарантии оплаты, оно лишается также права пользоваться чеками в течение 6 месяцев. Расчеты чеками производятся по следующей схеме: 2 4 11 6 7 11 Банк, обслуживающий покупателя 3, 10 | | Банк, обслуживающий продавца 8 | 1) заключение взаимного договора на оплату товара чеками; 2) покупатель представляет в банк заявление на получение чековой книжки и платежного поручения на депонирование сумм с расчетного счета (если оно осуществляется) или заявление в 2-х экземплярах для получения чековой книжки, оплата которой гарантирована, но лимитирована банком; 3)в банке, обслуживающем покупателя открывается отдельный чековый счет и заполняется чековая книжка. На чековой книжке проставляется наименование банка, номер лицевого счета, наименование предприятия-чекодателя и при необходимости лимит данной чековой книжки; 4)банк выдает своему клиенту чековую книжку; 5)отправка товара; 6)покупатель представляет чек по реестру чеков и зачисляет необходимые средства на расчетный счет продавца; 7) продавец представляет чек для оплаты в обслуживающий его банк; 8)банк проверяет чек по реестру чеков и зачисляет необходимые средства на расчетный счет продавца; 9)банк продавца представляет чек для оплаты банку покупателя; 10)банк покупателя сверяет чек с реестром чеков, списывает необходимую сумму со специального счета, проверяет соответствие этой суммы выделенному лимиту или общей сумме средств, оставшихся на счете; 11)банки выдают своим клиентам выписки с расчетных счетов. Расчеты чеками могут быть самой быстрой формой оплаты в том случае, когда покупатель и продавец обслуживаются одной конторой банка или в том случае, когда покупатель и продавец находятся в одном городе, т. е. не происходит длительной передачи чеков от покупателей к продавцу от одного банка к другому банку. Чеки имеют мало степеней защиты, поэтому их надежней передавать из рук в руки. Для повышения надежности чека, как платежного документа, часто банки используют кроссирование. Под кроссированием чеков понимаются проведение двух параллельных полос через весь чек. Между этими полосами ставятся реквизиты третьего банка, гарантирующего надежность данного чека. Кроссированные чеки пользуются большим доверием, особенно при междугородних расчетах. Кроссирование может быть общим или специальным. Общее кроссирование – это когда между линиями нет никакого обозначения или имеется только пометка «банк». Специальное кроссирование – это кроссирование, при котором между линиями вписано наименование плательщика. Расчеты чеками при определенных условиях является самой оперативной формой оплаты за товар. В наименее выгодных условиях оказывается банк, особенно если он лимитирует определенную сумму денежных средств, т. е. обязуется по первому предъявлению чеков оплатить их со специального счета. Часто банки для того, чтобы ускорить движение денежных средств на счете «Чеки» ограничивают срок действие чековых книжек или требуют с клиента заранее за три операционных дня извещать клиента о том, что будет производиться оплата чеком. Если же покупатель и продавец обслуживается одной конторой банка, то в этом случае банк использует взаимозачеты или просто списывают безналичные средства со счета одного клиента на счет другого клиента. Чем ближе располагается покупатель и продавец друг от друга, тем это выгоднее для банков, тем меньше замедляется движение банковского капитала при образовании специального счета «Чеки». |