II.2 Скоморохи на Руси. Вольнолюбивый характер искусства скоморохов Скоморохи - первые носители профессионального искусства театра. "Потешники" как хранители старинных обрядов. Первые упоминания о скоморохах в "Повести временных лет” и в Лаврентьевской летописи. (1068 г.). Скоморохи оседлые и прохожие (бродячие), скоморохи-одиночки, скоморохи-кукольники, скоморохи с медведем и т.д. Роль бродячих скоморохов в распространении по стране народного искусства. Озорные песни, "небывальщины", сатирические сценки и т.п. - основной репертуар скоморохов. Радостное восприятие земной жизни в искусстве скоморохов. Появление в их репертуаре героических былин. Интермедии на разнообразные бытовые темы как форма изображения жизни простого народа. Широкое использование приема небылиц. Наиболее известные "небывальщины" - пародийное изображение мужика и барина, мужика и церковнослужителя, хитрого старика, который притворяется глухим, но все слышит и т.п. Народные драмы "Лодка", "Комедия", "Неудавшаяся женитьба Алеши" и др. Зрелищное действо "Вавило и скоморохи". Скоморохи с медведем. Почтительное отношение к этому зверю с языческих времен. Медведь как прародитель, символ здоровья, силы, плодородия, благополучия. "Медвежья комедия". Отсутствие театральных зданий, сложных декораций – отличительная черта скоморошьих выступлений. Гибкая форма представлений фольклорного театра, возможность зрителей включаться в театрализованное действо, отсутствие четкого разделения на исполнителей и зрителей. Представления скоморохов как радостное восприятие жизни, как игра. Веселость, озорство, насмешливое отношение к жизни, к человеческим слабостям, порокам – отличительные черты скоморошьих представлений. Образы – маски простаков, за которыми скрывается ум, лукавство, как способ сказать правду, спорить с богачами как с властителями мира, Отношение властей и церкви к скоморохам как к людям, нарушающим общественный порядок. Скоморошество - явление культуры, тесно связанное с народом и его творчеством. Скоморохи как первые профессиональные актеры, основоположники народного театра. Историк И. Забелин о выступлениях скоморохов, гусельников, домрачей, органистов, шутов и т.д. Утверждение свободолюбия. Сочувственное отношение к простому труженику, насмешливое отношение к знатным и богатым господам – отличительная черта скоморошьих представлений. II.3 Отношение церкви и власти к искусству скоморохов. Отношение церкви и власти к скоморохам как к людям, нарушающим общественный порядок. Несовместимость жизнеутверждающего и радостного шутовского творчества с христианской идеологией, утверждающей покорность, смирение, подчинение обстоятельствам и т.л. Представления скоморохов как радостное восприятие жизни, как игра. Веселость, озорство, насмешливое отношение к превратностям судьбы, к человеческим слабостям и порокам – отличительные черты скоморошьих представлений. Основные образы – маски простаков, за которыми скрывается ум, лукавство, как способ сказать правду и спорить с властителями мира. Несовместимость скоморошьих представлений со смиренным образом жизни. II.4 Массовые зрелища в Петровскую и послепетровскую эпоху. Реформы Петра 1, их влияние на некоторую демократизацию жизни, становление городской культуры, появление новых разнообразных театральных форм. Массовые зрелища, праздничные шествия, фейерверки, ассамблеи, маскарады. Появление в репертуаре школьных театров спектаклей, в содержании которых отражалась деятельность Петра 1 в сочетании с религиозными сюжетами. Использование театрализованных представлений для распространения идей преобразования борьбы со старыми традиционными формами быта. III. Разновидности фольклорного театра III.1 Кукольный театр в России. Театр Петрушки. Вертеп. Скоморохи-кукловоды и появление кукольного театра. Главный персонаж спектаклей - озорной Петрушка: любимый герой и скоморохов, и зрителей, удалой смельчак и задира, который в любой ситуации сохраняет чувство юмора и оптимизма, всегда обманывающий богачей и представителей власти. Любовь зрителей к Петрушке как выразителю народного протеста. Популярность кукольного театра в России. Грубость и наивность сюжетов о Петрушке как проявление примитивного, но мудрого народного творчества, уходящего корнями в народные сказки. Передвижной характер кукольного театра. Броская игра, лишенная житейского правдоподобия, игра слов, прибаутки, каламбуры – отличительная черта народных представлений Комедия о Петрушке как памятник устной народной драмы. Вариативность и импровизационность спектаклей о Петрушке. Рождество – один из любимых праздников русского народа. Обычай колядования, хождения из дома в дом с Вифлиемской звездой и передвижным театром вертеп. Пение рождественских гимнов. Рождество в России и театр вертеп. Рождественские кукольные спектакли на известные евангельские сюжеты о рождении Иисуса Христа, поклонении ему волхвов и о жестоком царе Ироде. Художественные особенности кукольного театра вертеп. Устройство, технические особенности, освещение, способы перемещения кукольных персонажей. III.2 Расцвет устной народной драмы (XVI- XVII вв.) Народная драма – основа репертуара фольклорного театра. Устная драма как результат коллективного творчества, сохраненного в народной памяти. Вариативность текстов народных представлений. Интермедии на разнообразные бытовые темы как форма изображения жизни простого народа. Появление в репертуаре героических былин. Шарж, гротеск, преобладание комических ролей. Патетическая приподнятость при исполнении героических ролей – характерная черта актерской игры скоморохов. Народные драмы «Лодка», «Царь Максимиллиан», «Барин», «Деревенский староста» и др. Сохранение в народной памяти устных драм как произведений коллективного творчества. Импровизация – отличительная черта народной драматургии. III. Рождение городского фольклора и «площадного» театра. Ярмарочные зрелища. Раек, балаган. Городская площадь, бывшая центром общественной и торговой жизни, как место ярких зрелищных представлений. Театр городских демократических слоев. Отсутствие декораций, динамизм сценического действия, актуальность тематики, импровизационность – отличительные черты городского площадного театра. Сближение представлений площадного ( уличного ) театра со скоморошьими действами. Насмешливое отношение к крепостникам, господам, к знати – отличительная черта уличных представлений. Социальное расслоение в сфере потребления искусства. Ориентация крестьянского населения на традиционную культуру, городского на новшества, появляющиеся из-за границы ( огненные действа, фейерверки,) Становление городского фольклора, городского романса. Появление крепостных театров. Раёк как непременная часть праздничных увеселений. Использование лубочных картинок в райке, создание "потешной панорамы". Три вида воздействия на публику: изображение, слово, игра. "Потешные панорамы" как, своего рода "устные газеты", отражающие разные события внутри России и за её пределами. Раёк как непосредственное порождение города, его массовой культуры, как неотъемлемая часть народных гуляний и ярмарочных увеселений, как действенное средство народного просвещения. Расцвет ярмарочных театральных балаганов. Особенности балагана. Бродячие актеры и их представления: интермедии, клоунада, эксцентрика и т.п. Театральные и цирковые балаганы. |