Употребление буквенных обозначений или чисел вопреки инструкции. ü Нарушение внимания. ü Негативизм. 3. Феномен единой системы – при построении следующей пиктограммы, испытуемый использует предыдущую, трансформируя ее. Иногда приводит к тому, что пиктограммы складываются в единый сюжет. Крайне редкий феномен. Например, у больных с параноидным бредом. Тут нужно хорошее воображение и сильный отлет критики. 4. Феномен замены и возврата – при предъявлении нового понятия для опосредования, испытуемый пытается заменить или графически дорабатывает ее. То есть не вписывает в единый сюжет, а пытается заменить пиктограмму. Встречается редко у шизофреников, у больных с тяжелым неврозом. 5. Феномен упорядоченности пиктограмм – наличие сложной графической характеристики, проявляющийся в выборе рисунка, соответственно заданию и размеру листа, соблюдение почти одинаковых размером рисунков и расстояний между ними. Человек расчерчивает лист либо на рамочки и в них рисует рисунки, либо как-то нумерует, либо тщательно подбирает размер картинок. С одной стороны, это отражает способность к планированию, к структурированию, к самоконтролю. Но чтобы включить самоконтроль нужна прежде всего тревога. Обычно такой феномен наблюдается у тревожных лиц, у обсессивно-компульсивного расстройства, у депрессивных больных, в частности у МДБ. 6. Органический графический симпомокомплекс – наклон рисунка более чем на 5 градусов от вертикальной оси (рисунок скошен), наличие дрожащих, несовпадающих и пересекающихся линий. Характерен для органиков. То есть сначала считаем проценты. Потом прогоняем каждый образ по факторам: абстрактность, значимость, адекватность. Считаем в идеале процент образов из общего числа. Отмечаем, если ли особенные феномены. Проективный смысл пиктограмм. Следующие образы имеет смысл замечать: 1. Образы, касающиеся личных опасений или целей. Берем это из клинической беседы. 2. Эгоцентрические образы, имеющие прямое отношения к своему «я». Человек может нарисовать себя. 3. Холодный образ – формально могут быть правильными образами, которые предъявляются в ответ на абстрактные слова типа «разлука», «любовь», «болезнь» и т.д. Если мы видим, что именно в этих стимулах уходит от какой-то эмоциональности, от чего-то личного, мы может это отметить. Вкусный ужин – смайлик с вилкой – обед атрибутивный/атрибутивный Тяжелая работа – знак пдд (кирпич) – работа метафорический – неадек, незначимый Смелый поступок - восклицательный знак- не воспроизводит графический, незначимый Темная ночь – заштрихованная звездочка – небо графич, адек, незнач Надежда – смайлик – не воспроизводит графич, неад, Развитие – мозги – мозг метафорическое, незнач, адев Болезнь - крест – смерть атриб, знач Теплый ветер – три параллельных волнистых линий – ветер геометрич, адеква Ядовитый вопрос – чашка со змеей – метафорическ, адекв Сомнение – печальный смайлик – слезы графич, адекв Дружба – 2 чел-ка держат сердце – верно знач адеква метаф Разлука – разбитое сердце – верно метафорическое так же Богатство – один евро – деньги незнач, атриб Счастье – сердце – не воспроизводит метоф, адекв Справедливость – два восклицательных знака – нет Подвиг – флажок со звездой – мир Обман – смайлик с открытым ртом и открытыми глазами – удивление Любовь – два сердца, пронзенные стрелой – верно. Метаф, атриб, граф в основном использует 1. Что с долговременной памятью На пер план выходит на.., а так же в значительной степени страдает мотивационно-личностная сторона мышления в виде разноплановости, резонерства и нарушения критичности мышления. Память Объем - снижен/грубоснижен - Достаточен Модальность - модальноспец - подальнонеспец Особ феном Феномен края Феномер плато Феномен Конфубуляции Кратковр/долговр память Мышление Операц сторона Присут в виде: снижение процессов обобщения (методика тратата и одна цитата). Мышление: 1. Искажение 2. Снижение В конце пишем «Заключение» и описываем структуру деффекта. «На первый план выходит …» НАРУШЕНИЕ МЫШЛЕНИЯ 4 вида патологии мышления: © Нарушение операциональной стороны мышления: o Снижение уровня обобщения o Искажения процесса обобщения Существует несколько уровней процессов обобщения: 1) Категориальный - отношение к классу на основании главных, существенных признаков; 2) Функциональный – отношение к классу на основании функциональных признаков; 3) Конкретный – отношение к классу на основании конкретных признаков. 4) Нулевой (нет операции) – перечисление предметов либо их функций без попытки обобщить. Методики для исследования операциональной стороны мышления: a. Классификация b. Исключение c. Образование аналогий d. Сравнение и определение понятий e. Понимание переносного смысла пословиц и метафор f. Пиктограммы © Нарушение динамики мышления o Инертность o Лабильность (неустойчивость) · У органиков · При МДП (маниакально депрессивный психоз) ü Соскальзывание © Нарушение личностного компонента мышления o Разноплановость o Резонерство · Разорванность = разноплановость + резонерство © Нарушение критичности - саморегуляции (рефлексии) 1. К нарушениям стройности относятся: o Разорванность мышления o Бессвязность o Вербигерации o Парагномен o Паралогическое мышление 2. Нарушение целенаправленности: o Резонерство o Персеверация o Дементная деталицация o Символизм o Аутическое мышление В каждом виде патологии мышления отмечается еще множество клинических приложений: Резонерство Разорванность мышления Навязчивые идеи Бредовые идеи Замедленное мышление Аутистическое мышление Бессвязность мышления (спутанность) Наплыв мыслей (мантизм) Задержка мышления Вязкость мышления |