ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной 
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | Сущность авторской школы. Типология авторских идей и гипотез Новые для своего времени, оригинальные (инновационные, альтернативные), экспериментальные учебно-воспитательные учреждения встречались на всех этапах развили педагогической теории и образовательной практики. Термин «авторская школа» («авторская педагогическая система») употребляется в педагогике с конца 1980-х годов. Авторские школы как экспериментальные образовательные учреждения, деятельность которых строится на основе психолого-педагогических и (или) организационно управленческих концепций, разработанных отдельным автором или авторским коллективом, — феномен инновационной образовательной практики в России в конце XX века. Концепции и практика авторских школ обычно существенно отличаются от традиционной образовательной практики и часто строятся на противопоставлении этой практике, ее критике и доказательстве преимуществ новых подходов перед известными. В качестве отличительной черты авторских школ многие специалисты выделяют и то, что такие школы создаются на основе заранее разработанного оригинального (отсюда—авторская школа) концептуального. Термин «авторские школы» применяют также к наиболее известным образовательным учреждениям прошлого. Из истории педагогики известны такие авторские школы, как воспитательные заведения И.Г. Песталоцци, школы Л.Н. Толстого, М. Монтессори, С. Френе, Р. Штейнера, В.Н. Сороки-Росинского, школа-коммуна А.С. Макаренко. Первая опытная станция по народному образованию С.Т. Шацкого, Павлышская средняя школа В. А. Сухомлинского и др. Современными авторскими школами являются: школа самоопределения (А.Н. Тубельский); школа «Экология и диалектика» (Л.В. Тарасов); школа адаптирующей педагогики (Е.А. Ямбург, Б.А. Бройде); агрошкола (А.А. Католиков); школа В.А. Караковского и др. Таким образом, авторская школа — образовательное учреждение (педагогическая система), в основе которой лежат нетрадиционные оригинальные идеи, концепции, подходы, принципы, содержание, технологии, проектируемые и эффективно реализованные автором (ученым, директором школы, педагогическим коллективом) в педагогической практике. Авторские школы суммируют многие прогрессивные педагогические идеи и подходы прошлого и современности. Г.К. Селевко выделил отличительные черты (критерии) авторских школ. ^ Отличительные черты (критерии) авторских школ | Инновационность – наличие оригинальных авторских идей, гипотез относительно изменения (усовершенствования) педагогического процесса Системность и комплексность учебно-воспитательного процесса Реальность и эффективность авторской школы, подтвержденная результатами Социально-педагогическая целесообразность — соответствие целевых ориентации школы социальному заказу и общеобразовательным стандартам Альтернативность — отличие тех или иных компонентов учебно-воспитательного процесса (целей, содержания, средств, методов, форм, технологий) от традиционных, общепринятых в массовой школе Концептуальность учебно-воспитательного процесса — наличие философских, психологических, социально-педагогических и иных научных оснований авторской модели школы | ^ Школа адаптирующей педагогики (Е.А. Ямбург, Б.А. Бройде) Под адаптивной школой ее авторы, российские педагоги Е.А. Ямбург и Б.А. Бройде, понимают школу, которая обладает технологиями, позволяющими ей максимально приспосабливаться, адаптироваться к каждому ученику. При этом все учащиеся усваивают учебный материал (стандарт). В школе адаптирующей педагогики, несмотря на то что в ней учатся разные категории учащихся, в том числе дети с особыми образовательными потребностями (одаренные, нуждающиеся в коррекционно-развивающем обучении), ставится цель сохранить личность воспитанника при любых обстоятельствах его жизни. Школа адаптирующей педагогики обеспечивает взаимное сближение, приятие, совместимость ребенка и школы. При этом адаптация школы к ребенку, к его возрастным и индивидуальным особенностям достигается системой дифференциации учебно-воспитательного процесса, предусматривающей разнообразие уровней и вариантов содержания и методов образования. Адаптация ребенка к школе обеспечивается тем, что его признают субъектом обучения, опосредованно воздействуют на него через родителей, а также всем комплексом социальной, экономической, психологической и педагогической поддержки. В случае необходимости школа осуществляет компенсирующее обучение, создавая вокруг ребенка реабилитирующее пространство, в котором компенсируются недостатки школьного образования, семейного воспитания, устраняются нарушения работоспособности и произвольной регуляции деятельности, охраняется и укрепляется физическое и нервно-психическое здоровье ребенка. Адаптация выпускника к жизни осуществляется через систему профессиональной и социально-бытовой ориентации, социального закаливания. ^ Ведущие концептуальные идеи (принципы) адаптивной школы: гуманистическая ориентация программы развития школы; демократизм, социальное равенство в получении образования; исключение социальной селекции детей; сочетание адаптивности и адаптирующей деятельности; принцип оптимизации обучения; принцип дифференциации образования: разделение на основную и дополнительную, коррекционно-развивающую и углубленную траектории; равенство и взаимодополнение всехветвей образования; педагогическая инверсия (на разных этапах развития ребенка основное и дополнительное образование постоянно меняются местами); учет психологических закономерностей личностного развития, диагностическое обеспечение дифференциации; разнообразие методических средств, максимальная гибкость модели; социальная направленность, педагогизация окружающей среды. Разнообразные программы обучения строятся с учетом требований государственных образовательных стандартов к знаниям, умениям и навыкам учащихся. Идея дифференциации обучения по уровню развития детей организационно реализуется в виде трех учебных потоков-траекторий, построенных по вертикали от первого класса начальной до выпускного класса средней школы. Каждая траектория имеет ряд разветвлений, подуровней и вариантов. 1. Траектория базового стандарта | Основная цель — усвоение знаний, умений и навыков в рамках базисного учебного плана и образовательных стандартов по предметам; дополнительная цель — вариация содержания и методов обучения с целью их адаптации к конкретному контингенту детей | 2. Траектория повышенного (гимназическо-лицейского образования) | Цели: воспитание интеллектуальной элиты; развитие творческих способностей детей; поиск области творческой самореализации учащихся; формирование их способности к самоопределению | 3. Траектория компенсирующего обучения | Цели: оказание дифференцированной помощи нуждающемуся в ней ребенку на протяжении всего периода обучения, построение индивидуальной траектории обучения с учетом психофизиологических особенностей, способностей и склонностей; обеспечение максимально возможной самореализации личности | Система дифференциации в учебно-воспитательном процессе предполагает: добровольность и свободный выбор ребенком варианта образования; помощь ребенку в самоопределении и поиске своих задатков и способностей; возможность исправления ошибок в выборе ребенка, миграции его с одного варианта (траектории) обучения на другой. Образовательная модель адаптивной школы представлена основными и сопутствующими модулями. Для учебно-воспитательного процесса в начальной школе характерно: изучение всех предметов в группах «смешанных способностей»; порционное изучение учебного материала учащимися; проведение диагностических тестов после усвоения базовой учебной единицы с целью выявления его успешности; индивидуальная или групповая работа в период коррекции; одновременное начало изучения новой базовой единицы; постоянная забота педагога о гуманном характере взаимоотношений учащихся и благоприятном рабочем климате. Главная цель основной школы — создать систему разноуровневого дифференцированного обучения. Внутренняя дифференциация заменяется внешней. В основной (базовой) школе решаются следующие задачи: отбор, разработка и модификация содержания образования в классах повышенного уровня (гимназических); углубление линии коррекционно-развивающего обучения с учетом специфики основной школы в классах педагогической поддержки; углубление внутренней дифференциации обучения в общеобразовательных классах. В старшей школе занимаются учащиеся, нацеленные на обучение в вузе. Образовательная модель адаптивной школы | Основные модули | Сопутствующие модули | Детский сад и группы шестилеток Начальная школа (1—5 классы) Старшая школа слицейскими и общеобразовательными классами (10—11 классы) Основная школа с гимназическими, общеобразовательными классами и классами педагогической поддержки (6—9 классы) | Центр диагностики, адаптации и развития Центр развития и досуга Компьютерный центр Медико-психологическая лаборатория | Наряду с технологией дифференцированного обучения в школе адаптирующей педагогики также применяются другие технологии или их элементы: технология полного усвоения знаний, педагогической поддержки (обучение без принуждения, основанное на интересе, на успехе, на доверии), использование опорных сигналов (ориентировочной основы действий); формулирование определений по установленному образцу, применение алгоритмов; взаимообучение, диалогические методики; комментированные упражнения (по С.Н. Лысенковой), разделение сложного задания на составляющие и др. ^ Школа самоопределения (А.Н. Тубельский) Автор концепции «Школы самоопределения» (средняя школа № 734, г. Москва) — директор этой школы с 1985 года, кандидат педагогических наук, заслуженный учитель РФ А.Н. Тубельский (1940—2007). В основе концепции «Школы самоопределения» лежит идея о том, что главная задача человека — максимально реализовать свою человеческую сущность, индивидуальность, стать самим собой («тем, что я есть»). Отсюда следуют целевые ориентации «Школы самоопределения». ^ Целевые ориентации «Школы самоопределения» | Обретение ребенком своего «Я», создание условий для свободного самопознания, самовыражения, самоопределения личности | Помощь учащимся в осознании своей индивидуальности и призвания, в выборе профессии | Развитие самодеятельности, обеспечение «пробы сил» учащихся в познавательной, трудовой, художественно-творческой, общественно-организаторской, игровой, физкультурно-спортивной и других видах деятельности | Работа школы в экспериментальном режиме позволила выявить условия реализации концепции «Школы самоопределения»; гуманистический, толерантный и демократический уклад школьной жизни, который содействует обретению учеником опыта выбора способов и форм деятельности, линии поведения в различных ситуациях, самостоятельного принятия решений и ответственности за них; опыта управления школой, создания правовых норм; опыта разрешения конфликтов и т. п.; переход от классно-урочного устройства школы к пространственной организации школьной жизни, понимаемой как совокупность различных строго не регулируемых и не регламентируемых образовательных пространств; в их перечень помимо традиционного учебного входят художественно-творческое, игровое, правовое, информационное, спортивно-туристическое, пространство физической культуры, трудовой и социальной практики; организация школы как школы полного дня: организация целостной вариативной жизнедеятельности ребенка для реализации его личных планов и идей в течении всего школьного дня в приемлемом для него темпе. При соблюдении этих условий ребенок становится субъектом своего образования: не только «присваивает» содержание учебного материала, но и соотносит его с содержанием собственного опыта; регулирует свою познавательную деятельность на основе рефлексии процесса этой деятельности и ее результатов; имеет желание и возможность регулировать образовательный процесс на учебных занятиях в своем классе, в школе в целом. Рассмотрим, как охарактеризованные выше условия создавались в НПО «Школа самоопределения». Возможность выбора в школе распространяется на определение содержания образования (выбор предметов, тем и способов работы), на выбор учителя, индивидуального темпа обучения, видов внеурочной деятельности, варианта и способа поведения. В основе оценки учебно-познавательной деятельности ребенка находится не столько отметка учителя, сколько самооценка процесса своего образования, рефлексия и деятельностная взаимооценка всех субъектов образования. Учителями школы разработана система форм оценивания, самооценивания и взаимооценивания. Таковыми являются: качественно-содержательные характеристики» учащихся: тетради самооценок, графики, таблицы, схемы; смотры, «выставки достижений»; выработка совместных критериев оценивания и принятие решений по этим критериям с публичным обсуждением отметок; книги отзывов; рецензии; работа с «портфолио» ребенка. Подростки, учителя и родители открыто участвуют в создании норм и правила совместной жизни как системы договоров между ними (в школе имеется школьная Конституция и сообща придуманные школьные законы и положения). Управление школой носит демократический характер: каждый участник образовательного процесса может влиять на принимаемые решения как лично, так и через систему существующих в школе объединений и организаций. Важной чертой школьного уклада является система ключевых дел (школьные праздники, избирательные компании в органы самоуправления, зимние и летние лагеря, деловые игры, проекты, важные для сохранения школьных традиций и для создания атмосферы общего дома). Ежегодно в качестве ключевых дел проводятся: «Лицей», «Новый год», «День рождения школы», «Деловая игра», «Фестиваль творчества». Разновозрастные учебные группы, лаборатории, клубы, кружки, школьные научные и коммерческие общества работают в рамках «школы полного дня». Учебно-воспитательный процесс организуется в виде «погружений», когда в течение нескольких дней изучается только один предмет, причем тема, виды работ, критерии оценки продвижения и форма зачета вырабатываются детьми вместе с учителем. Другой формой учебного процесса является мастерская или студия, которой руководит учитель или приглашенный специалист. В них преимущественно осуществляется передача способов научной, трудовой, художественно-творческой и другой деятельности от мастера к ученику. В начальной школе (трех-, четырех-, пяти- или шестилетней) идет освоение общекультурных навыков чтения, письма, счета в индивидуальном для каждого ребенка темпе, при этом особое внимание уделяется средствам самовыражения своего опыта, чувств, интересов. Создаются условия для развития процессов понимания и рефлексии, умения выстраивать собственную деятельность: Учебный процесс строится на основе целостной жизнедеятельности учащихся, при этом основной формой становятся коллективные детско-взрослые игровые образовательные проекты. В основной школе применяются такие формы обучения и воспитания, которые обеспечивают максимально возможное разнообразие проб ребенка в самых разных видах деятельности на основе индивидуальных и коллективных образовательных проектов и пространственной организации школы. Например, один день в неделю посвящается трудовой подготовке — учащиеся сами определяют виды деятельности, которыми хотят овладеть (изделия из дерева и металла, шитье и конструирование одежды, кулинария, художественные ремесла, программирование, библиотечное дело, воспитание дошкольников и т. п.). Через два месяца мастерскую можно сменить. Таким образом, в течение нескольких лет подросток может попробовать себя в разных видах труда. В старшей школе (10-е и 11-е классы) реализуется профильное обучение, организованное не на основе профильных классов, а на основе индивидуальных образовательных программ каждого учащегося. Лучшим ученикам педсовет предоставляет возможность свободного посещения уроков. В старших классах введена зачетная система: все пройденные темы должны быть сданы в конце четверти. Для желающих сдать учебный материал экстерном введены так называемые «интенсивы», где за короткое время можно освоить государственный минимум. Новации в школе внедряются и в настоящее время. Школа-парк (М.А. Балабан) ^ Школа-парк (парк-школа) — образовательная система, автором российского варианта которой стал известный российский педагог, координатор международной программы EPOS (educational park of open studios) M.А. Балабан (1927—2005). Ее экспериментальная апробация была проведена двумя экспериментальными площадками: «Школой самоопределения» (в 1995—2007 гг.; А.Н. Тубельский), а также школами № 95 и № 19 г. Екатеринбурга (в 1993—2003 гг.; А.М. Гольдин). ^ Целевые ориентации технологии «школы-парка» заключаются: в развитии личности на уровне ее наивысшего индивидуального потенциала; увеличение членораздельности, или «фрактальности» (О.М. Леонтьева) индивидуальной картины мира каждого учащегося. Раскроем концептуальные основы «школы-парка».' В основу образовательной системы положена модель «знание-орган» — развитие знания индивида происходит в ходе его сложного взаимодействия с культурной, информационной и предметной средой. Интеллектуальное развитие осуществляется не как усвоение «готовых» (чужих) знаний, а как естественная модернизация своего собственного опыта. Содержанием образования является совокупность способов деятельности индивида, приводящая к развитию его «знания-органа», к усложнению его индивидуальной картины мира и наружной сферы деятельности | Вместо традиционных классов школа-парк предлагает учащимся набор (парк) открытых разновозрастных студий. Студия — свободное объединение учеников вокруг учителя-мастера для совместного обучения. Состав студий в школе-парке определяется возможностями имеющегося состава учителей и образовательными потребностями учащихся. Состав студий может меняться, подчиняясь закону спроса и предложения на рынке образовательных услуг | Учащиеся добровольно распределяются по студиям в качестве постоянного члена только одной студии (ученик может изменить свой выбор в любое время), в качестве клиента или гостя любых других студий без ограничений. Каждая студия в течение недели или дня работает либо в закрытом режиме — только со своими постоянными членами, либо в открытом режиме — для клиентов и гостей. Клиент — это тот, кто активно участвует в работе студии; гость - тот, кто только наблюдает за ее работой. Каждый учитель «выращивает» из постоянных членов студии «подмастерьев»—учеников, активно помогающих ему в работе с другими постоянными членами или клиентами. Статус по отношению к мастерской может быть сменен учеником в любое время: из посетителя он может стать клиентом, затем постоянным членом и по взаимному согласию с учителем—подмастерьем; возможно и обратное | Парк-школа работает 5 или 6 дней в неделю, занятия проводятся блоками по два-три академических часа (три или два блока в день). В учебном плане школы недельный бюджет времени, обеспеченный финансами, распределяется между студиями. При этом учебный план не определяет «обязательные» недельные объемы посещения студий учащимися. Составляется график работы студий, определяющий время и место работы каждой студии в течение недели в закрытом и открытом режимах. Копия графика работы студий выдается каждому ученику парка-школы для того, чтобы он выбрал студии, в которых будет работать, при этом его выбор не регламентируется ни планом, ни расписанием занятий. Если же студия работает в закрытом режиме, то все ее постоянные члены обязательно участвуют в ее работе | Отличительной особенностью образовательного процесса в парк-школе является переменный и разновозрастный состав учащихся на занятии в студии, который заранее известен учителю только в случае, если студия будет работать в закрытом режиме. Поэтому в студии применяются методы обучения, которые можно реализовать в условиях разновозрастного состава и свободы входа в студию и выхода из нее. В парк-школе перспективное планирование традиционной школы заменяется ретроспективным анализом, так как учитель не может написать заранее «план урока», а итоги работы учащихся, их личные учебные достижения фиксируются учителем после занятия. В парк-школе все виды контроля знаний заменяются резюме личных достижений учащегося в студиях, которые не являются отметками и оценками в традиционном понимании. Итоговая аттестация проводится традиционно в соответствии с законодательством. Результаты экспериментальной апробации образовательной системы «школа-парк» О.М. Леонтьевой и А.М. Гольдиным показали, что ее выпускники успешно проходят стандартные процедуры итоговой аттестации и продолжают свое образование в вузах. Поэтому школа-парк имеет право на существование и развитие наряду с классно-урочной системой. ^ Агрошкола (А.А. Католиков) В последние десятилетия наблюдалось снижение внимания к проблеме трудового и политехнического воспитания в общеобразовательной школе. Тем ценнее опыт школ, осуществляющих в современных условиях технологии трудового и политехнического образования, соединения обучения с производительным трудом. Эти школы выступают на общем фоне как альтернативные, авторские. К таким образовательным учреждениям относится агрошкола-интернат (первоначально школа-интернат для детей-сирот) в г. Сыктывкаре (Республика Коми, Россия), которую с 1973 по 1996 год возглавлял талантливый педагог-новатор, народный учитель СССР А.А. Католиков. С 1993 года агрошкола является экспериментальной площадкой Института профессионального самоопределения РАО. Цель научно-экспериментальной работы — поиск наиболее эффективных средств развития воспитанников интернатов, их психологической реабилитации, социальной адаптации, совершенствование методов подготовки воспитанников к сельскохозяйственному труду. Еще в 1966 году при интернате было создано учебно-опытное хозяйство «Межадорское», расположенное в 70 километрах от города в живописном сосновом лесу, на берегу реки. Здесь дети отдыхали во время каникул и выращивали овощи, цветы, проводили сельскохозяйственные опыты. Со временем «Межадорское» превратилось в современное многопрофильное сельскохозяйственное предприятие, располагающее более 200 гектарами земли, большим парком многопрофильной сельскохозяйственной техники, животноводческими фермами, теплыми корпусами для круглогодичного проживания детей, комплексом спортивных сооружений. В настоящее время помимо учебно-опытного фермерского хозяйства агрошкола располагает комплексом городских зданий. Это жилые корпуса, учебный корпус, зоосад для сельскохозяйственных животных, оранжерея, плавательный бассейн, сауна, зал тренажеров, медицинское отделение с физиотерапевтическим кабинетом и водолечебницей. В структуре агрошколы имеются дошкольное отделение, начальная школа, средняя школа. В ней живут и учатся дети от трех до восемнадцати лет. ^ Цель агрошколы: обеспечить разностороннее развитие детей и подготовить их к активной самостоятельной жизни. Для достижения этой цели агрошкола решает комплекс задач: создание оптимальных условий для интеллектуального, нравственного, физического развития всех учащихся и для самореализации каждого из них; воспитание основ национального и гражданского самосознания; развитие потребности в здоровом образе жизни, забота о своем здоровье; профессиональная ориентация учащихся на сельскохозяйственные и другие специальности; начальное профессиональное обучение по профессиям «мастер-животновод», «мастер-растениевод», «тракторист», «водитель»; социальная защита учащихся при их трудоустройстве и поступлении в высшие и средние учебные заведения. В соответствии с целями и задачами агрошколы определялись основные направления и формы ее инновационной деятельности: управление развитием учащихся средствами интегрированного обучения и профессионального определения; система интегрированных уроков и учебных курсов; трудовая (сельскохозяйственный труд в учебно-опытном хозяйстве) и исследовательская работа как условие допрофессиональной подготовки воспитанников; внеурочная (эстетическая) направленность; система дополнительного образования (программы «Открытие мира», «Путешествие к истокам» и т. д.); система работы по укреплению здоровья детей и воспитанию у них потребности в здоровом образе жизни; разработка системы профессиональной подготовки по сельскохозяйственным специальностям в условиях агрошколы-интерната; использование возможностей образовательной области «Технология» в подготовке воспитанников к самостоятельной жизни. Основным элементом воспитательной системы агрошколы, стержнем всего учебно-воспитательного процесса является сельскохозяйственный труд. Ежегодно составляется план проведения весенне-летних работ и уборочной кампании, планируются и основные показатели: урожайность, продуктивность животных. За группами детей закрепляются участки работ и распределяются конкретные обязанности. В хозяйстве работают и взрослые сотрудники (агроном, зоотехник и др.), которые решают проблемы, требующие специальных знаний. Однако воспитанники являются полноправными хозяевами в своем учебно-опытном хозяйстве. В основе организации труда лежит система ученического самоуправления. Первичные детские коллективы организованы по принципу разновозрастных бригад (отрядов), действующих на основе общих дел и забот. Бригадир избирается на собрании бригады и входит в совет бригадиров (командиров). В разновозрастной бригаде каждый ребенок — член какой-либо общешкольной комиссии, представляет в ней бригаду. Каждый проходит школу руководства и управления. Например, совет бригадиров распределяет трудовые задания, подводит итоги работы за день, начисляет зарплату с учетом объема и качества выполненной работы. На базе своего учебно-опытного хозяйства под руководством ученых-биологов Республики Коми научного центра РАН воспитанники агрошколы проводят исследовательскую работу, результаты которой внедряются в практику сельского хозяйствам республики. Воспитательная система на основе совместного сельскохозяйственного труда позволяет включать учащихся в экологическую деятельность (охрана природы в лесном заказнике, высадка саженцев кедра и т. п.). Важнейшим элементом воспитательной системы А.А. Католикова является целенаправленное экономическое воспитание детей, основная цель которого — вовлечение учащихся в реальные экономические взаимоотношения, воспитать в них бережливость, подготовить к самостоятельной жизни. В 1993 году в агрошколе была введена система экономического стимулирования труда и учения воспитанников. При совете агрошколы был создан школьный банк в составе расчетной группы, экономического бюро и контрольной комиссии, которые укомплектованы воспитанниками. Была разработана документация банковского учета: лицевые счета и чековые книжки для каждого воспитанника, начиная с пятого класса. Установлены формы оплата труда учащихся на различных работах, а также те статьи, по которым премируются воспитанники (учение без двоек, успехи в конкурсах, спортивных мероприятиях)» и статьи вычетов. Доход каждого учащегося складывается прежде всего из заработков в летний период, а также от работы на различных объектах в городе, за счет стипендий, назначаемых за хорошее учение, и премий. Вычеты производятся за порчу и утрату имущества, недобросовестное отношение к учению, нарушение дисциплины. Здесь есть элемент игры: большую часть заработанного воспитанники получают в условных денежных единицах — деньгах агрошколы, которые они могутпотратить на школьных ярмарках, приобретая сладости, дополнительную модную одежду и обувь. Определенную часть заработанного учащиеся получают в реальных деньгах, которые они тратят во время экскурсий или сохраняют на своих счетах до окончания школы. Сам А.А. Католиков рассматривал деньги как средство воспитания, требующее умного применения. В тематические планы учителей агрошколы входят уроки, на которых содержание общеобразовательных предметов интегрируется с сельскохозяйственными спецкурсами. Еще одна особенность организации учебно-воспитательного процесса: в агрошколе — обучение по схеме «урок-самоподготовка»: 45 минут — урок, 5 минут—перемена, 20 минут — самоподготовка под руководством учителя. Ежедневно бывает четыре таких урока, соединенных с самоподготовкой. У старшеклассников предусмотрена часовая самоподготовка по одному предмету вечером. За счет такой организации учебного процесса появились дополнительные возможности для эстетической деятельности. В агрошколе действуют многочисленные кружки, клубы, студии, детские художественные коллективы. Не менее важной задачей, чем обучение, А.А. Католиков считал формирование навыков здорового образа жизни, физическое воспитание. Ослабленное здоровье - неизбежный спутник сиротства. В интернате организована собственная мини-поликлиника с физиотерапевтическим кабинетом, ингаляторием, лечебными ваннами. Оздоровлению детей способствуют посильный физический труд в экологически чистом районе; многочисленные спортивные мероприятия, проводимые в летний период (регулярные купания, игры и состязания, лодочные походы, русская баня). Зимой дети регулярно посещают сауну, плавательный бассейн, зал тренажеров. Таким образом, агрошколу-интернат имени А.С. Католикова можно охарактеризовать как технологию агротерапии, социальной и медицинской реабилитации, социализации и интеграции в общество детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. ^ Школа «Экология и диалектика» (Л.В. Тарасов) Модель школы (технология) «Экология и диалектика», разработанная ученым-педагогом Л.В. Тарасовым, прошла успешную апробацию в ряде школ России, Украины, Казахстана в 1989—1999 годах. С 2000-го года в школах Украины отрабатывается технология «Экология и развитие», имеющая экологоестественноматематическую направленность. В ее основе лежат апробированные десятилетней практикой в рамках технологии «Экология и диалектика» новые подходы к содержанию и методам обучения с использованием учебников принципиально нового типа. Целевые ориентации и концептуальные основы школы «Экология и диалектика» определяются ее названием Цели и концептуальные основы школы «Экология и диалектика» ^ Термин «экология» в названии школы | Подчеркивает ориентацию учебно-воспитательного процесса на проблемы, которые предстоит решать человечеству. Все содержание образования в школе перестраивается с точки зрения экологического императива: человек—часть природы; он должен бережно относиться ко всему живому и неживому окружающему миру (к людям, животным, растительному миру, к планете в целом). Экологический императив предполагает императив нравственный: выдвижение на передний план моральных ценностей, духовное развитие личности, гуманизацию общества и т. п. Все это реализуется в школе через единство естественнонаучного, гуманитарного и эстетического образования | ^ Термин «диалектика» в названии школы | Подчеркивает ориентацию школы на развивающее обучение, на раскрытие диалектики реальных взаимосвязей в природе и обществе. При этом задачами развития выступают развитие восприятия, воображения, разных форм мышления, памяти. Особое внимание уделяется развитию диалектического и, в частности, вероятностного мышления, эмоциональной сферы учащихся, развитию творческой личности. Ученик движется от овладения формальной логикой к умению оценивать и выбирать варианты, а затем к умению искать и находить самостоятельные решения, просчитывать вероятности. Этим он подготавливается к жизни в реальном мире, построенном на вероятности. В школе решается задача формирования разнообразных умений детей: художественных (рисование, лепка, игра на музыкальных инструментах, пение, танец и т. д.); трудовых (работа в саду, на огороде, несложный ремонт мебели, одежды, электроприборов, приготовление пищи и т. п.); умений работы с компьютером | Новизна рассматриваемой модели школы заключается в последовательном использовании в учебном процессе интегративно-гуманитарного подхода, суть которого в проецировании знания на личность ученика, в разрушении барьеров между предметами, обеспечении экологизации всех предметов и учебно-воспитательного процесса в целом. Данный подход реализуется при соблюдении принципов школы «Экология и диалектика». Принцип интеграции — содержание и форма учебного материала должны формировать целостное видение мира, в котором все взаимосвязано. Каждый учебный предмет рассматривается как обладающее своими особенностями «окно» в реальный мир, включающий и самого учащегося. Принципиально важную роль играют интегративные предметы, или предметы-комплексы, каждый из которых охватывает несколько научных областей. Принцип интеграции предписывает учителю содействовать тому, чтобы ученик осознавал мир как совокупность великого множества диалектически взаимосвязанных процессов, развивающихся и затухающих по вероятностным законам | Принцип гуманитаризации — содержание и форма учебного материала должны формировать у учащегося позицию активной и ответственной личности, которая осознает себя частью природного и социального мира и с заинтересованностью изучает этот мир «изнутри». Важно, чтобы получаемая учащимся информация становилась для него личностно-значимой и способствовала как экологизации («сейчас» может откликнуться «потом»), так и планетаризации («здесь» может откликнуться «там») его сознания. Принцип гуманитаризации подчеркивает необходимость гуманитарного воспитания учащихся при изучении всех школьных предметов, в том числе естественно-математического цикла, обращает внимание на важность эмоциональной сферы учащегося (удивление, любопытство, сопереживание и др.) | Принцип нелинейности — процесс изучения тех или иных paзделов программы является также процессом предварительного; ознакомления с последующими разделами и процессом более глубокого усвоения предшествовавших разделов. При изучении того или иного круга представлений (понятий) следует в порядке далекой пропедевтики выходить «вперед» (на представления, подлежащие изучению позднее) и одновременно необходимо возвращаться «назад» к рассматривавшимся ранее представлениям, чтобы усвоить их на более глубоком уровне | Принцип разведения уровней — предписывает в учебном процессе разводить уровень представления учебного материала учащимся и уровень воспроизведения материала учащимися. Уровень представления материала должен превосходить уровень его воспроизведения. Уровень представления должен быть одинаковым для всех, а уровень воспроизведения, по возможности, дифференцированным (с учетом индивидуальных особенностей личностного и интеллектуального развития учащегося). Реализация принципа разведения уровней возможна лишь при условии, что используются учебники нового типа и осуществлен переход к личностному оцениванию, при котором производится сравнение каждого учащегося с самим собой для разных моментов времени | В данной модели школы были радикально перестроены содержание и методы образования. В частности, в учебном плане школы была реализована новая концепция естественно-математического образования. Содержание образования в школе «Экология и диалектика» Начальная ступень | 1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс | Моя первая математика | Я—человек: | Человек красивый | Сотвори себя (анатомия и физиология) | Сотвори себя (психология) | Все остается людям | Окружающий мир: | Красота и симметрия | Времена года | Родной край | Родная планета | Базовая ступень | Профильная ступень | 5 класс | 6 класс | 7 класс | 8 класс | 9 класс | 10—12 классы | Геометрия окружающего мира | Геометрия | Профилирование | Число и функция в окружающем мире | Алгебра | Природоведение (естествознание) | Физика | Микромир и Вселенная | Природа Земли: прошлое, настоящее, будущее | Химия | Биология | География и экология | Закономерности окружающего мира: | Случайность, необходимость, вероятность | Вероятность в современном обществе | Эволюция естесственно-научного знания | | | | | | | | | | | | Многопрофильный лицей на старшей ступени школы вырастает естественным путем из начальной и средней ступеней, а не создается за счет конкурсного отбора. В школе Л.В. Тарасова широко применяются методы развивающего, проблемного обучения, а также игра, драматизация, визуализация, синектика, юмор, инсайт, творчество и другие методы, позволяющие обучать школьников в поисковом режиме. Технология «Экология и диалектика» предлагает принципиально новую концепцию школьных учебников и, как следствие, модернизацию роли учителя в учебном процессе. Традиционные учебники нацелены на то, чтобы стать своеобразными «сценариями» уроков, проводимых учителем в классе, они пишутся «под учителя» и в его отсутствие фактически не работают. Новые же учебники, по убеждению Л.В. Тарасова, должны быть в значительной мере «самоучителем» для учащихся, должны писаться «под ученика», быть для него личностно-значимыми. Учитель в этом случае приходит к ученику со своим поурочным планированием и систематизирует информацию, почерпнутую учеником из учебника и, возможно, других источников. |