ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной 
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | Шкала личностной тревожности (А.М.Прихожан) Шкала явной тревожности CMAS (адаптация А.М.Прихожан) Назначение теста Шкала явной тревожности для детей (The Children’s Form of Manifest Anxiety Scale – CMAS) предназначена для выявлениятревожности как относительно устойчивого образования у детей 8-12 лет. Описание теста Шкала была разработана американскими психологамиA.Castaneda, В.R.McCandless,D.S.Palermo в 1956 году на основе шкалы явной тревожности (Manifest Anxiety Scale) Дж.Тейлор ( J.A.Taylor, 1953), предназначенной для взрослых. Для детского варианта шкалы было отобрано 42 пункта, оцененных как наиболее показательные с точки зрения проявления хронических тревожных реакций у детей. Специфика детского варианта также в том, что о наличии симптома свидетельствуют только утвердительные варианты ответов. Кроме того, детский вариант дополнен 11 пунктами контрольной шкалы, выявляющей тенденцию испытуемого давать социально одобряемые ответы. Показатели этой тенденции выявляются с помощью как позитивных, так и негативных ответов. Таким образом, методика содержит 53 вопроса. В России адаптация детского варианта шкалы проведена и опубликованаА.М.Прихожан. Поданным авторов и пользователей, детский вариант шкалы доказывает достаточно высокую клиническую валидность и продуктивность ее применения для широкого круга профессиональных задач. Шкала прошла стандартную психометрическую проверку, в которой участвовали около 1600 школьников 7-12 лет из различных регионов страны. Инструкция к тесту На следующих страницах напечатаны предложения. Около каждого из них два варианта ответа: верно и неверно. В предложениях описаны события, случаи, переживания. Внимательно прочти каждое предложение и реши, можешь ли ты отнести его к себе, правильно ли оно описывает тебя, твое поведение, качества. Если да, поставь галочку в колонке Верно, если нет – в колонке Неверно. Не думай над ответом долго. Если не можешь решить, верно или неверно то, о чем говорится в предложении, выбирай то, что бывает, как тебе кажется, чаще. Нельзя давать на одно предложение сразу два ответа (т. е. подчеркивать оба варианта). Не пропускай предложения, отвечай на все подряд. Давай потренируемся: Утверждения | Верно | Неверно | 1. Ты мальчик. | | | 2. Тебе нравится играть на улице, а не дома. | | | 3. Твой любимый урок – математика. | | | Примечание - Методика может проводиться как индивидуально, так и в группах, с соблюдением стандартных правил группового обследования. Для детей 7-8 лет предпочтительней индивидуальное проведение. При этом если ребенок испытывает трудности в чтении, возможен устный способ предъявления: психолог зачитывает каждый пункт и фиксирует ответ школьника. При групповом проведении такой вариант предъявления теста, естественно, исключен.
- Примерное время выполнения теста – 15-25 мин.
Ключ к тесту Ключ к субшкале «социальной желательности» (номера пунктов CMAS) · Ответ «Верно»: 5, 17, 21, 30, 34, 36. · Ответ «Неверно»: 10, 41, 47, 49, 52. Критическое значение по данной субшкале – 9. Этот и более высокий результат свидетельствуют о том, что ответы испытуемого могут быть недостоверны, могут искажаться под влиянием фактора социальной желательности. Ключ к субшкале тревожности · Ответы «Верно»: 1, 2, 3, 4, 6, 7, 8, 9, 11, 12,13, 14, 15, 16, 18, 19, 20, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 31, 32, 33, 35, 37, 38, 39, 40, 42, 43, 44, 45, 46, 48, 50, 51, 53. Полученная сумма баллов представляет собой первичную, или «сырую», оценку. Обработка и интерпретация результатов теста Предварительный этап 1. Просмотреть бланки и отобрать те, на которых все ответы одинаковы (только «верно» или только «неверно»). Как уже отмечалось, в CMAS диагностика всех симптомов тревожности подразумевает только утвердительный ответ («верно»), что создает при обработке трудности, связанные с возможным смешением показателей тревожности и склонности к стереотипии, которая встречается у младших школьников. Для проверки следует использовать контрольную шкалу «социальной желательности», предполагающую оба варианта ответа. В случае выявления левосторонней (все ответы «верно») или правосторонней (все ответы «неверно») тенденции полученный результат следует рассматривать как сомнительный. Его следует тщательно проконтролировать с помощью независимых методов. 2. Обратить внимание на наличие ошибок в заполнении бланков: двойные ответы (т. е. подчеркивание одновременно и «верно», и «неверно»), пропуски, исправления, комментарии и т. п. В тех случаях, когда у испытуемого ошибочно заполнено не более трех пунктов субшкалы тревожности (вне зависимости от характера ошибки), его данные могут обрабатываться на общих основаниях. Если же ошибок больше, то обработку проводить нецелесообразно. Следует обратить особое внимание на детей, которые пропускают или дают двойной ответ на пять или более пунктов CMAS . В значительной части случаев это свидетельствует о затрудненности выбора, трудностях в принятии решения, попытке уйти от ответа, т. е. является показателем скрытой тревожности. Основной этап 1. Подсчитываются данные по контрольной шкале – субшкале «социальной желательности». 2. Подсчитываются баллы по субшкале тревожности. 3. Первичная оценка переводится в шкальную. В качестве шкальной оценки используется стандартная десятка (стены). Для этого данные испытуемого сопоставляются с нормативными показателями группы детей соответствующего возраста и пола. Тревожность. Таблица перевода «сырых» баллов в стены Стены | Половозрастные группы (результаты в баллах) | 7 лет | 8-9 лет | 10-11 лет | 12 лет | д | м | д | м | д | м | д | м | | 0-2 | 0-3 | | 0-1 | 0-3 | 0-2 | 0-6 | 0-5 | | 3-4 | 4-6 | 1-3 | 2-4 | 4-7 | 3-6 | 7-9 | 6-8 | | 5-7 | 7-9 | 4-7 | 5-7 | 8-10 | 7-9 | 10-13 | 9-11 | | 8-10 | 10-12 | 8-11 | 8-11 | 11-14 | 10-13 | 14-16 | 12-14 | | 11-14 | 13-15 | 12-15 | 12-14 | 15-18 | 14-16 | 17-20 | 15-17 | | 15-18 | 16-18 | 16-19 | 15-17 | 19-21 | 17-20 | 21-23 | 18-20 | | 19-21 | 19-21 | 20-22 | 18-20 | 22-25 | 21-23 | 24-27 | 21-22 | | 22-25 | 22-24 | 23-26 | 21-23 | 26-28 | 24-27 | 28-30 | 23-25 | | 26-29 | 24-26 | 27-30 | 24-26 | 29-32 | 28-30 | 31-33 | 26-28 | | 29 и более | 27 и более | 31 и более | 27 и более | 33 и более | 31 и более | 34 и более | 29 и более | Примечание к таблице норм: · д – нормы для девочек, · м – нормы для мальчиков. 4. На основании полученной шкальной оценки делается вывод об уровне тревожности испытуемого. Характеристика уровней тревожности Стены | Характеристика | Примечание | 1-2 | Состояние тревожности испытуемому не свойственно | Подобное «чрезмерное спокойствие» может иметь и не иметь защитного характера | 3-6 | Нормальный уровень тревожности | Необходим для адаптации и продуктивной деятельности | 7-8 | Несколько повышенная тревожность | Часто бывает связана с ограниченным кругом ситуаций, определенной сферой жизни | | Явно повышенная тревожность | Обычно носит «разлитой», генерализованный характер | | Очень высокая тревожность | Группа риска | Источники · Шкала явной тревожности CMAS (адаптация А.М.Прихожан) / Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. и сост. И.Б.Дерманова. – СПб., 2002. С.60-64. Шкала личностной тревожности (А.М.Прихожан) Назначение теста Определение уровняличностной тревожности. Описание теста Настоящая шкала тревожности была разработана А.М.Прихожанв 1980-1983 гг. по принципу «Шкалы социально-ситуационного страха, тревоги»О.Кондаша. Особенность шкал такого типа в том, что в них тревожность определяется по оценке человеком тревогогенности тех или иных ситуаций обыденной жизни. Достоинствами шкал такого типа является то, что, во-первых, они позволяют выделить области действительности, вызывающие тревогу, и, во-вторых, в меньшей степени зависят от умения школьников распознавать свои переживания, чувства, т.е. от развитости интроспекции и наличия определенного словаря переживаний. Методика относится к числу бланковых, что позволяет проводить ее коллективно. Бланк содержит необходимые сведения об испытуемом, инструкцию и содержание методики. Методика разработана в двух формах. Форма А предназначена для школьников 10-12 лет, Форма Б – для учащихся 13-16 лет. Инструкция к обеим формам одинакова. Инструкция к тесту (На первой странице бланка). На следующих страницах перечислены ситуации, обстоятельства, с которыми ты встречаешься в жизни. Некоторые из них могут быть для тебя неприятными, так как могут вызвать тревогу, беспокойство или страх. Внимательно прочти каждое предложение, представь себя в этих обстоятельствах и обведи кружком одну из цифр справа – 0, 1, 2, 3 или 4, – в зависимости от того, насколько эта ситуация для тебя неприятна, насколько она может вызвать у тебя беспокойство, опасения или страх. · Если ситуация совершенно не кажется тебе неприятной, в столбик "Ответ" поставь цифру 0. · Если она немного тревожит, беспокоит тебя, в столбик "Ответ" поставь цифру 1. · Если беспокойство и страх достаточно сильны и тебе хотелось бы не попадать в такую ситуацию, в столбик "Ответ" поставь цифру 2. · Если ситуация очень неприятна и с ней связаны сильные беспокойство, тревога, страх, в столбик "Ответ" поставь цифру 3. · При очень сильном беспокойстве, очень сильном страхе в столбик "Ответ" поставь цифру 4. Переверни страницу. (На второй странице инструкция продолжается) Твоя задача – представить себе каждую ситуацию (себя в этой ситуации), определить, насколько она может вызвать у тебя тревогу, беспокойство, страх, опасения, и обвести одну из цифр, определяющих, насколько она для тебя неприятна. Что означает каждая цифра, написано вверху страницы (Далее следует текст методики). Тестовый материал Варианты ответов: Нет | Немного | Достаточно | Значительно | Очень | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | Ключ к тесту Ключ является общим для обеих форм. · Школьная тревожность: 1, 5, 7, 11, 12, 16, 19, 28, 30, 34 · Самооценочная тревожность: 3, 6, 8, 13, 17, 20, 25, 29, 33, 39 · Межличностная тревожность: 2, 9, 15, 18, 22, 24, 26, 32, 36, 38 · Магическая тревожность: 4, 10, 14, 21, 23, 27, 31, 35, 37, 40 Обработка и интерпретация результатов теста Выделение субшкал во многом условно. Например, предложенные в ней ситуации общения можно рассматривать с позиции актуализации представлений о себе, некоторые школьные ситуации – как ситуации общения со взрослыми и т. п. Однако представленный вариант, как показывает практика, продуктивен с точки зрения задачи преодоления тревожности: он позволяет локализовать зону наибольшего напряжения и построить индивидуализированную программу работы. При обработке ответ на каждый из пунктов шкалы оценивается количеством баллов, соответствующим округленной при ответе на него цифре. Подсчитывается общая сумма баллов по шкале в целом и отдельно по каждой субшкале. Полученная сумма баллов представляет собой первичную, или «сырую», оценку. Первичная оценка переводится в шкальную. В качестве шкальной оценки используется стандартная десятка. Для этого данные испытуемого сопоставляются с нормативными показателями группы учащихся соответствующего возраста и пола. Результат, полученный по всей шкале, интерпретируется как показатель общего уровня тревожности, по отдельным субшкалам – отдельных видов тревожности. Общая тревожность Стены | Половозрастные группы (результаты в баллах) | 10-11 лет | 12 лет | 13-14 лет | 15-16 лет | дев. | мал. | дев. | мал. | дев. | мал. | дев. | мал. | | 0-33 | 0-26 | 0-34 | 0-26 | 0-34 | 0-37 | 0-33 | 0-27 | | 34-40 | 27-32 | 35-43 | 27-32 | 35-43 | 38-45 | 34-39 | 28-34 | | 41-48 | 33-39 | 44-50 | 33-38 | 44-52 | 46-53 | 40-46 | 35-41 | | 49-55 | 40-45 | 51-58 | 39-44 | 53-61 | 54-61 | 47-53 | 42-47 | | 56-62 | 46-52 | 59-66 | 45-50 | 62-70 | 62-69 | 54-60 | 48-54 | | 63-70 | 53-58 | 67-74 | 51-56 | 71-80 | 70-77 | 61-67 | 55-61 | | 71-77 | 59-65 | 75-81 | 57-62 | 81-88 | 78-85 | 86-74 | 62-68 | | 78-84 | 66-71 | 82-89 | 63-67 | 89-98 | 86-93 | 75-80 | 69-75 | | 85-92 | 72-77 | 90-97 | 68-73 | 99-107 | 94-101 | 81-87 | 76-82 | | 93 и более | 78 и более | 98 и более | 74 и более | 108 и более | 102 и более | 88 и более | 83 и более | Школьная тревожность Стены | Половозрастные группы (результаты в баллах) | 10-11 лет | 12 лет | 13-14 лет | 15-16 лет | дев. | мал. | дев. | мал. | дев. | мал. | дев. | мал. | | 0-8 | 0-7 | 0-2 | 0-7 | 0-8 | 0-7 | 0-7 | 0-6 | | 9-11 | 8-10 | 3-5 | 8-9 | 9-10 | 8-9 | 8-9 | | | 12-13 | 11-12 | 6-7 | 9-10 | 11-13 | 10-12 | 10-11 | | | 14-16 | 13-14 | 8-10 | 11-12 | 14-15 | 13-15 | 12-13 | | | 17-18 | 15-16 | 11-12 | | 16-18 | 16-17 | | | | 19-20 | 17-18 | 13-15 | 14-15 | 19-20 | 18-20 | 15-16 | | | 21-22 | 19-20 | 16-17 | | 21-22 | 21-22 | 17-18 | 12-13 | | 23-25 | 21-22 | 18-20 | 17-18 | 23-25 | 23-25 | 19-20 | | | 26-27 | 23-24 | 21-22 | 19-20 | 26-27 | 26-28 | 21-22 | | | 28 и более | 25 и более | 23 и более | 21 и более | 28 и более | 29 и более | 23 и боле | 16 и более | Самооценочная тревожность Стены | Половозрастные группы (результаты в баллах) | 10-11 лет | 12 лет | 13-14 лет | 15-16 лет | дев. | мал. | дев. | мал. | дев. | мал. | дев. | мал. | | 0-10 | 0-7 | 0-9 | 0-5 | 0-8 | 0-7 | 0-6 | 0-7 | | | 8-9 | 10-11 | 6-7 | 9-10 | 8-10 | 7-8 | 8-9 | | 12-13 | | 12-13 | | 11-13 | 11-13 | 9-11 | 10-12 | | | 11-12 | 14-16 | 9-10 | 14-16 | 14-16 | 12-13 | 13-15 | | 15-16 | | 17-18 | 11-12 | 17-18 | 17-19 | 14-16 | 16-17 | | 17-18 | 14-15 | 19-20 | 10-11 | 19-21 | 20-22 | 17-18 | 18-20 | | | 16-17 | 21-22 | 13-14 | 22-24 | 23-25 | 19-21 | 21-23 | | 20-21 | | 23-24 | | 25-26 | 26-28 | 22-23 | 24-25 | | 22-23 | 19-20 | 25-27 | 16-17 | 27-29 | 29-31 | 24-26 | 26-28 | | 24 и более | 21 и более | 28 и более | 18 и более | 30 и более | 32 и более | 27 и боле | 29 и более | Межличностная тревожность Стены | Половозрастные группы (результаты в баллах) | 10-11 лет | 12 лет | 13-14 лет | 15-16 лет | дев. | мал. | дев. | мал. | дев. | мал. | дев. | мал. | | 0-8 | 0-7 | 0-8 | 0-8 | 0-6 | 0-8 | 0-6 | 0-7 | | | | 9-10 | | 7-9 | 9-11 | 7-8 | 8-9 | | | | 11-12 | | 10-12 | 12-14 | 9-11 | 10-12 | | | | 13-14 | 11-12 | 13-15 | 15-17 | 12-13 | 13-15 | | 12-13 | 11-12 | | | 16-17 | 18-20 | 14-15 | 16-17 | | | | 16-17 | 14-15 | 18-20 | 21-23 | 16-18 | 18-20 | | | | 18-19 | | 21-23 | 24-26 | 19-20 | 21-23 | | 16-17 | | 20-21 | 17-18 | 24-26 | 27-29 | 21-23 | 24-26 | | | | 22-23 | | 27-29 | 30-32 | 24-25 | 27-28 | | 19 и более | 17 и более | 24 и более | 20 и более | 30 и более | 33 и более | 26 и боле | 29 и более | Магическая тревожность Стены | Половозрастные группы (результаты в баллах) | 10-11 лет | 12 лет | 13-14 лет | 15-16 лет | дев. | мал. | дев. | мал. | дев. | мал. | дев. | мал. | | 0-7 | 0-6 | 0-7 | 0-4 | 0-5 | 0-6 | 0-6 | 0-5 | | | | 8-9 | 5-6 | 6-7 | 7-8 | 7-9 | 6-7 | | 9-10 | 8-9 | 10-11 | 8-10 | 9-10 | 10-11 | 8-9 | | | 11-12 | | 12-13 | 8-9 | 11-13 | 11-12 | 12-14 | | | 13-14 | 11-12 | 14-15 | | 14-15 | 13-14 | 15-16 | 11-12 | | 15-16 | | 16-17 | 11-12 | 16-18 | 15-16 | 17-19 | | | 17-18 | | 18-20 | | 19-21 | 17-18 | 20-22 | 14-15 | | 19-20 | 15-16 | 21-22 | 14-15 | 22-23 | 19-20 | 23-24 | 16-17 | | 21-22 | | 23-24 | | 24-26 | 21-23 | 25-27 | | | 23 и более | 18 и более | 25 и более | 17 и более | 27 и более | 24 и более | 28 и более | 19 и более | Источники · Шкала личностной тревожности (А.М.Прихожан) / Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. и сост. И.Б.Дерманова. – СПб., 2002. С.64-71. |