МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Волшебные легенды Борового





Окжетпес и Жумбактас

Раньше всякое диковинное явление природы у людей объяснялось мифами и легендами. И у каждого народа - своими.

По дороге от озера Щучье на Боровое мой знакомый педагог-организатор Республиканского учебно-оздоровительного центра "Балдаурен" Арман Омаров рассказал несколько легенд, связанных с горными вершинами этих мест. В 18 веке здесь кочевал средний жуз казахов, которым управлял хан Абылай. Мы остановились у памятника правителю, который был установлен летом 2004 года чуть в стороне от дороги. Здесь находилась ставка хана. В таком окруженном горными кряжами и лесными массивами районе тактически очень удобно было держать оборону в частых боях за эту обетованную землю.

- Когда Абылай-хан, совершив набег на калмыков, вернулся с битвы, и его войска начали делить завоеванное, среди трофеев была обнаружена неописуемой красоты семнадцатилетняя девушка-калмычка. Каждый из воинов хотел взять ее себе в жены. Хан позволил красавице самой выбрать жениха. Но у нее на родине остался любимый человек, поэтому красавица не желала выходить замуж ни за одного из них. На вершине скалы она закрепила платок и сказала: "Чья стрела попадет в него, за того я и выйду замуж". Но никто так и не попал: ни одна стрела просто не смогла достичь высоты, на которой стояла красавица. С тех пор скала, где, согласно этой легенде, стояла с платком в руках безымянная калмыцкая красавица, носит название Окжетпес - не долетит стрела.

Скала (каменный остров) Жумбактас находится в западной части озера Аулиеколь (Боровое), в голубом заливе. Озеро Аулиеколь - одно из красивейших озер урочища. В своей поэме "Кокшетау" Сакен Сейфуллин это озеро описывает так:

Вода в Бурабае прозрачнее рос,
А берег его добрым лесом оброс.
Вкруг озера стала густая стена
Из сосен высоких и стройных берез …
Вершину Окжетпес сегодня за внешнюю схожесть с животным называют еще Слоником.

Скала Окжетпес имеет пирамидальную форму, сложенную как бы из отдельных гигантских плит с закругленными краями, напоминающих громадные матрацы и подушки, как в нашем Баянауле. Ее высота от подножия до вершины составляет около 300 метров.

Уш-Кыз и Жеке-Батыр

С горой Окжетпес связано поразительно большое количество легенд. Знаменитый путешественник, исследователь Чокан Валиханов собрал 15. Согласно одной из них, у трех сестер Уш-кыз был единственный брат, батыр Жеке-батыр, который в битве защищал их от врагов. Но врагов было очень много, они плотной стеной окружили трех сестер и батыра. И чтобы не попасть в плен, три сестры и брат встали друг за другом стеной и окаменели, преградив тем самым доступ в родной край.

Арман указал рукой на цепь горных вершин Три Сестры (Уш-Кыз) - три скалы: большую, среднюю и малую. Все горы Борового фигурируют в легендах.

Кстати, от Ч. Валиханова нам достался очередной миф о том самом Жеке-батыре (одиноком батыре), который защищал трех своих сестер от джунгар.

"…Жил-был в бедном ауле батыр необыкновенной силы и большой мечты. Он был молод, песни пел, не знал заботы. Вырос - увидел вокруг нищету, горе народное и опечалился. С востока и юга аул тревожили набеги джунгар, с запада - волжских калмыков. Враги разоряли аулы, угоняли скот и людей. Враждовали между собой и казахи: дрались из-за невесты, пастбищ, мстили друг другу за мелкие обиды. Молодой воин обиделся на жизнь, махнул на все рукой и решил про себя: уйду из аула, добуду счастье и богатство на воле, при удаче одарю сородичей добром. Может, тогда они утихомирятся, перестанут обескровливать себя междоусобицами, обретут силу, - думал он. Выковал он себе меч, шлем и кольчугу, сел на коня и отправился за счастьем на край света. В пути батыр встретил чужих воинов; каждый из них в одиночку шел добывать счастье для своего рода, что лежало за вражеским кордоном, под охраной несметной рати. Один из тех батыров уговаривал остальных, мол, не надо ходить за счастьем в одиночку, за счастьем надо идти всем вместе. Будто дорога к счастью трудна, и, чтобы достичь цели, рядом с тобой должен быть друг и товарищ, попутчик-жолдас. Но каждый воин думал только о себе, о своем счастье. Помолчали они и разъехались. Каждый пошел своей дорогой. Первым столкнулся с врагами казах-батыр необыкновенной силы. Злые силы преградили ему путь. Долго бился батыр с врагами, но они взяли его количеством. Враги как саранча насели на него, ослеп и оглох могучий батыр. И тут он понял: за счастьем нельзя ходить в одиночку, каким бы сильным и бесстрашным ты ни был. Одолеваемый врагами, потерявший силы, побежденный воин упал посреди степи и окаменел, уснув вечным сном. Лежит камнем одинокий батыр Жеке-батыр посреди ковыльной степи, ветер торопится к краю земли, дорога стремится туда же, годы бегут в вечность. А в сердце народном осталось горе, горькое как полынь".




 

Скала АЮТАС (Пахомовка)

Летом 1856 года на этой скале часто проводил время Чокан Валиханов с другом С.Ф.Дуровым учителем, бывшим политкаторжанином. Вот как об этом написано у В.А.Терещук: После выхода из Омской военно-каторжной тюрьмы С.Ф.Дуров выглядел в свои сорок лет шестидесятилетним стариком и был очень больным, как впоследствии писал Ф.М.Достоевский. После возвращения из Кокчетава в Омск Сергей Федорович познакомился с молодым офицером, личным адъютантом губернатора, двадцатилетним казахом Ч.Ч.Валихановым. Чокан оказался близким Дурову по духу. Знакомство их состоялось в доме Капустиных, хозяйкой которого была родная сестра Д.И.Менделеева. Несмотря на большую разницу в возрасте они вскоре подружились. Ч.Валиханов летом 1856 года пригласил Дурова в аул своего отца с тайной мыслью подлечить больного учителя здоровой пищей, чистым воздухом, кумысом и охотничьими развлечениями. Не без труда оформил Валиханов отпуск Дурову и добыл разрешение на поездку в степь. На пятые сутки они прибыли в укрепление Кокчетава, но аулы уже переселились на летние пастбища ближе к Боровому. По пути до аула отца Чокана Дуров и Вали-ханов остановились на ночёвку в небольшом ауле ке-реев, после утомительной дороги уснули. Дурова разбудили звуки песни. Увлечённый песней, он вышел из юрты: увидел толпу людей. Подошел ближе, ему уступили место, и он сел рядом с Валихановым, который, указав на певца, шепнул на ухо: "Биржан-сал!". Джигит пел непринуждённо, красиво подыгрывая себе на домбре. Дурова песни взволновали. Чокан объяснил ему, что этот певец - композитор-самородок из рода аргынов, сын Кожагула. После трёхдневного гостевания в ауле Чокан предложил Дурову поставить юрту у озера Бурабай. Недалеко от этого места, за сопками, стоял аул, в котором жил Кожагул, подаривший казахскому народу Биржана. Чокан и Дуров любовались гладью летней озерной воды, за небольшим заливчиком которой возвышалась скала-башня с камнем-медведем. За небольшой промежуток времени Дуров поправился, и, казалось, даже помолодел. Как-то Чокан предложил Дурову подняться на площадку скалы. Сначала Сергей Федорович не решался, так как давали о себе знать разбитые ревматизмом ноги и ослабленное сердце, но потом согласился. Со скалы перед их взором открылось Боровое - ещё сказочней, ещё загадочней. Теперь они почти каждый день поднимались сюда, любовались природой, читали стихи, много говорили, спорили о жизни народа, его будущем. Так, беседуя, Дуров передавал своему молодому другу Чокану сокровенное чувство любви к Родине и народу. Вскоре, поправившись, С.Ф.Дуров уехал в Омск и оттуда - на родину, а Ч.Валиханов отправился в путешествие по Средней Азии. В 50-60 г. г. прошлого века это было самым оживлённым местом среди курортников, да и самих жителей поселка. Здесь размещался летний ресторан, танцплощадка, играл духовой оркестр, лодочная станция, спортивные площадки для игры в волейбол, городки, кегельбан, серсо. Прямо у воды размещались три двухэтажных здания - соляриев для принятия воздушных ванн. Старая казахская легенда, которая передаётся из поколения в поколение, о возникновении урочища Боровое гласит так: ...Аллах, создавая мир, дал казаху только степи. Несправедливый дар Аллаха - решил казах и потребовал у создателя в дополнение горы и леса. Но всемогущий был скуп, он не захотел расставаться с тем, что осталось у него в корджуне. Тогда на помощь народу поспешил сказочный герой, весельчак и балагур, безбородый пересмешник - Алдар-Косе. Он быстро втерся в доверие к Аллаху и предложил ему сыграть в прятки и перетяжку. Чтобы было, где прятаться в голой степи, Алдар-Косе попросил у Аллаха маленькую горку. Всемогущий внял его просьбе и, шутя, насыпал среди степи холм, который и поныне называется Букпа, что в переводе на русский язык значит "прятаться". Во время игры сметливый Алдар-Косе незаметно проделал в корджуне Аллаха дырку. И, когда всемогущий и балагур затеяли в небесах возню в "перетяжку" и "догонялки", на степь просыпались из дырки земные красоты: остатки скал, леса, озера, родники... Существует другой вариант этой легенды: ...После сотворения мира летит Аллах над землёй и разбрасывает из своего хурджуна родники, реки и озёра, горы и леса. Вот и степи Казахстана показались, а мешок-то пуст, только в одном уголке осталось чуть-чуть - горы невысокие, но лесистые, озёра - неглубокие, но голубые, прозрачные... И зачерпнула всё это щедрая рука в одну горсть и бросила на север, чтобы разбавить степи ковыльные да бескрайние... Вот что рассказывает другая легенда этого края. Уже много веков прошло с той поры, как Всевышний сотворил всё, что есть на Земле, и на всякий случай решил вернуться, чтобы проверить, так ли всё живут, как было задумано. Оказалось, что многие жители желали для себя большего и пришли к Нему со всех сторон света в середину Евразийского материка, в степи Сарыарки с жалобами. Слон жаловался на жару, таёжный медведь - на долгую зиму, пустынная антилопа страдала от пыли и жажды. Пришел и человек и сказал, что слишком загадочна жизнь и томиться он разными желаниями, которые сам не в силах исполнить. Не понимали живущие на Земле, что довольному всем нет нужды что-либо делать, даже незачем вставать после сна, и, получив всё, камнем застынет он в своём блаженстве. Не понимали и продолжали просить и настаивать. И тогда Он обещая им, что не будет ни холодно, ни жарко, ни слишком влажно, ни слишком сухо, и сделал всех такими довольными, что они уснули в миг и окаменели на век.




©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.