Определение понятий: нейропсихологический фактор и синдромальный анализ План Введение……………………………………………………………………...…………3 1. Определение понятий: нейропсихологический фактор и синдромальный анализ……………………………………………………………….……………5 2. Методы исследования акалькулии……………………………………………..8 3. Нейропсихологические синдромы спазмов сосудов головного мозга…….11 4. Методы восстановления письма при афферентной эфферентной моторной афазии………………………………………………………………...…………17 Выводы………………………………………………………………………...……....19 Список литературы………………………………………………….………………...21 Введение Нейропсихология представляет собой междисциплинарное научное направление, лежащее на стыке психологии и нейро науки, нацелена на понимание связи структуры и функционирования головного мозга с психическими процессами и поведением живых существ. Нейропсихология применяется как к исследованиям с повреждениями у животных, так и работам, базирующимся на изучении электрической активности отдельных клеток (или групп клеток) у высших приматов (в том числе, существуют исследования человека в данном контексте). Нейропсихология является обширной научной дисциплиной, которая занимается исследованием роли мозга и центральной нервной системы в психических процессах, затрагивающих вопросы как психиатрии и неврологии, так и философии сознания, когнитивной науки и искусственных нейрональных сетей. Школа нейропсихологии занималась в основном исследованием причинно следственных отношений между поражениями мозга, их локализацией и изменениями со стороны психических процессов. В задачи входило изучение нарушенных психических функций в результате повреждения головного мозга, исследование локализации очага поражения и вопросов восстановления нарушенных психических функций, а также разработка теоретических и методологических проблем общей и клинической психологии. Ведущую роль в создании нейропсихологии как самостоятельной дисциплины сыграли советские учёные А. Р. Лурия и Л. С. Выготский, чьи исследования получили мировое признание. Нейропсихология применяет научный метод и рассматривает отдельные психические процессы, существующие в разуме, как процессы обработки информации. Данная концепция пришла из когнитивной психологии и когнитивной науки. Это одна из самых эклектичных дисциплин психологии, пересекающаяся с исследованиями в области нейронауки, философии (особенно философии разума), нейрологии, психиатрии и информатики (особенно, в создании и изучении искусственный нейронных сетей). На практике нейропсихологии в основном работают в научных исследовательских организациях и в организациях, занятых клиническими исследованиями, специализированных клиниках (направление клиническая нейропсихология), судебных и следственных учреждениях (часто занимаются судебной экспертизой в судебных процессах) или индустрии (часто как консультанты в организациях, где нейропсихологические знания важны и применяются при разработке продукции). Нейропсихология является одновременно отраслью экспериментальной психологии и клинической неврологии. Психология сформировалась как наука к концу 19 в., когда было признано, что психические процессы можно исследовать, наблюдая за поведением человека. Выделяют два типа поведения: инструментальное, представляющее собой определенные действия и манипуляцию предметами, и вербальное (речевое), связанное с образованием символов, например при построении высказывания. Еще одну свойственную нашей культуре форму коммуникации музыку не так легко отнести к какого-либо типу, но и она может использоваться для изучения психических процессов. Определение понятий: нейропсихологический фактор и синдромальный анализ Нейропсихологический фактор - движущая сила совершающегося процесса или одно из его необходимых условий. С одной стороны, нейропсихологический фактор является результатом активности определенных функциональных органов мозга, а с другой играет объединительную роль для психических процессов в их системной функции реализации какого либо специфического звена. Поражение той или иной мозговой структуры (одного из компонентов функциональной системы) может проявляться в полном или частичном выпадении ее функции, либо в патологическом изменении режима ее деятельности (угнетении, раздражении, смены принципа работы). Инструментом выделения нейропсихологических факторов является синдромный анализ, включающий три этапа осмысления регистрируемых изменений психической деятельности. 1. Качественная квалификация нарушений психических функций с объяснением причин возникших изменений [6]. 2. Анализ и сопоставление первичных и вторичных расстройств, то есть установление причинно следственных связей между непосредственным источником патологии и возникающих по закону системной организации функций производных расстройствах. В частных случаях таким последствием может быть полный распад соответствующей психической функции. К числу третичных нарушений иногда относят компенсаторные перестройки той или иной функциональной системы в ответ на возникшее поражение с целью замещения пораженного звена [4]. 3. Изучение состава сохранных внешних психических функций, облегчающее дифференциальную топическую диагностику Перечислим основные нейропсихологические факторы: 1) модально неспецифический (энергетический) фактор; 2) кинетический фактор; 3) модально специфический фактор; 4) кинестетический фактор (частный случай модально-специфического фактора); 5) фактор произвольной непроизвольной регуляции психической деятельности; 6) фактор осознанности неосознанности психических функций и состояний; 7) фактор сукцессивности (последовательности) организации высших психических функций; 8) фактор симультанности (одновременности) организации высших психических функций; 9) фактор межполушарного взаимодействия; 10) обще мозговой фактор; 11) фактор работы глубоких подкорковых структур [2]. В отношении детского возраста психологическая оценка нарушений развития или локальных поражений мозга не может быть полной, если она не учитывает также и отклонений от среднего возрастного развития, на котором находится ребенок, или особенностей дизонтогенеза (расстройства индивидуального развития), вызванного болезненным процессом или его последствиями. Различные виды психического дизонтогенеза ребенка могут обусловливаться как автономным влиянием биологических или социальных факторов, так и их сложной комбинацией, отличающейся по механизмам воздействия на различных этапах развития организма [1]. Синдромный анализвведенный в нейропсихологию А. Р. Лурия метод изучения различных нарушений высших психических функций (или нейропсихологических симптомов) при локальных поражениях мозга в целях тонической диагностики. Это анализ первичного дефекта и его вторичных (системных) последствий, поэтому синонимом синдромного анализа является также системный анализ. Так, поражение коры височной области мозга (у правшей) приводит к первичному дефекту нарушению звукового анализа и синтеза слов и вторичным дефектам нарушениям произношения слов, письма и чтения; к целостному височному синдрому. Введение синдромного анализа в нейропсихологические исследования позволило создать новую клиническую нейропсихологию, не имеющую аналогов за рубежом, и обосновать новую факторную классификацию нарушений высших психических функций (афазий, апраксий, амнезий). Для синдромного анализа используются клинические нейропсихологические методы исследования, позволяющие дифференцировать общемозговые и локальные поражения мозга. Синдромный анализ в нейропсихологической практике опирается на следующие положения: 1. Необходимость качественной квалификации возникших нарушений психических функций. Качественный анализ предполагает определение формы нарушения психической функции, какой характер носит дефект и почему он появился; 2. Необходимость анализа и сопоставления первичных дефектов, непосредственно связанных с нарушенным фактором, и вторичных расстройств, которые возникают по законам системной организации функций. Это сопоставление позволяет уяснить структуру нейропсихологического синдрома в целом и поставить топический диагноз; 3. Необходимость изучения состава не только нарушенных, но и сохранных высших психических функций, поскольку, согласно принципу двойной диссоциации Тэйбера, при любом органическом корковом очаге поражения одни функции нарушаются, а другие остаются сохранными. |