ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной 
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | Этические постулаты гуманистической психологии 1. В жизни человек несет ответственность за свои поступки. 2. Человеческие отношения должны строиться на признании внутреннего субъективного мира друг друга и признании того факта, что каждый человек – творец своей жизни. 3. Каждый человек живет только в настоящий момент “здесь и сейчас” и именно он существенен для бытия. Для людей, усвоивших гуманистическую этику, характерен поиск опыта, который приводит к развитию личности. Поэтому в практическом плане основная тема гуманистической психологии – использование внутреннего опыта организма для изучения и изменения его личности. Это положение приводит к переосмыслению всей исследовательской парадигмы. Исследовательская парадигма вытекает из противопоставления научного (scientific) и основанного на опыте (experiental) подходов к изучению человека. Гуманистическая психология (прежде всего, Карл Роджерс) опирается на второй подход. Согласно этому подходу, наука существует только в человеке, это то, что субъективно принимается членами научного сообщества. Научное знание зарождается (творческий период), развивается, передается и используется людьми, и, следовательно, на основе их субъективного опыта. Принятие или непринятие нового знания, выбор темы, метода исследования и т.д. всегда зависит от конкретных людей. Поэтому наука так же, как и психотерапия, как и другие аспекты жизнедеятельности, берет начало во внутренних организмических переживаниях, которые могут быть переданы лишь частично и относительно неполно. Использование научного результата также является делом субъективного выбора. Наука сама по себе никогда не манипулирует, не контролирует и не деперсонализирует. Это делают только люди. Чем сильнее человек закрывается от своего субъективного опыта защитными реакциями, тем больше вероятность антисоциального использования науки. Чем больше человек открыт своим переживаниям, тем выше вероятность того, что он использует результаты научных исследований в созидательных целях. Таким образом, наука – это не что-то безличное, а только человек, который строит образ окружающего мира, опираясь на некоторые общепринятые правила и свой жизненный опыт. 46. Гуманистическая психология: способ существования человека как личности. Категория личности является центральной категорией гуманистической психологии. Она выражается при помощи системы понятий, включающих в себя : а) понятия, определяющие способ существования человека как личности; б) понятия, выражающие представления о целях существования человека как личности; в) понятия, определяющие условия и средства достижения этих целей. Рассмотрим понятия, определяющие способ существования человека как личности. Личность как открытая система. Термин заимствован из общей теории систем. Он подразумевает наличие у человека способности к изменению и развитию во взаимодействии с окружающей средой. Это изменение есть способ адаптации открытой личности к окружающей ее среде, в то время как стремление к стабильности – отличительная черта “закрытой личности”. Личность “открыта” и в том смысле, что она не существует вне системы своих выборов, она ими создается. Личность – это проект, укорененный в биологической природе человека, некоторая возможность, которая не всегда бывает реализована. Степень реализации данного “проекта” - мера ответственности человека за свою собственную судьбу. Личность – это одновременно и активное, и потенциальное. Существует разрыв между тем, чем человек является, и тем, чем он хочет и может стать. Выявление потенциалов личности гуманистическая психология считает одной из важнейших своих задач, стремясь не только описать способ приобретения человеком опыта, но и решить вопросы его расширения, обогащения и осмысления. Гуманистическая психология выделяет три потенциала, без реализации которых нельзя говорить о собственно личностном способе существования. а) Творческий потенциал человека. Это одно из важнейших представлений о человеке в гуманистической психологии. Креативность присуща каждому человеку и проявляется не только в том, что принято считать творчеством, но во всех формах самовыражения личности. б) Способность к аутентичному существованию. Аутентичное существование – это существование, в котором человек достигает идентичности своей собственной природе. В основе аутентичного существования лежат три момента: 1) осознание ситуации, в которой совершатся выбор; 2) осуществление выбора, ведущего к росту личности; 3) принятие ответственности за сделанный выбор. в) Способность к росту личности. Наличие такой способность отражает стремление личности к аутентичному существованию и поиск путей его достижения. Роль среды (и психологической науки, в конечном счете) состоит в том, чтобы помочь человеку актуализировать свой собственный потенциал. Мотивация как структурное и иерархическое образование составляет самую значительную сторону способа существования человека как личности. Согласно Маслоу, человеческие мотивы являются врожденными и могут быть систематизированы в виде восходящей иерархии: 1) основные физиологические потребности; 2) потребность в безопасности; 3) потребность в любви и принадлежности; 4) потребность в самоуважении; 5) потребность в самоактуализации личности. Данная схема основана на предположении, что доминирующие потребности более низкого уровня должны быть удовлетворены прежде, чем индивид сможет осознать свои потребности более высокого порядка: когда одна потребность удовлетворяется, другая, более высокого порядка, возникает, осознается и становится реальной. Для Маслоу эта схема являлась основным принципом, определяющим мотивацию человека. Маслоу утверждал, что иерархия потребностей достаточно широка, и чем выше личность способна подняться в этой иерархии, тем больше в ней индивидуальности, тем ближе она к собственно человеческом способу существования и психологическому здоровью. Маслоу признавал, что возможны отклонения от данной иерархии мотивов. Он отмечал, что творческие личности могут развивать и выражать свой талант, несмотря на серьезные трудности и социальные проблемы. Некоторые люди могут создавать собственную иерархию потребностей благодаря особенностям своей биографии, например, отдавать приоритет потребностям уважения и самоуважения перед потребностью любви и т.д. Однако, как правило, чем ниже стоит потребность в иерархии, тем больше ее сила и приоритет. Маслоу указывал, что потребность никогда не бывает удовлетворена полностью. Потребности частично совпадают, и человек может быть одновременно мотивирован на нескольких уровнях потребностей. Маслоу сделал предположение, что средний человек удовлетворяет свои потребности примерно в следующей степени: 85% - физиологические, 70% - безопасность и защита, 50% - любовь и принадлежность, 40% - уважение и самоуважение, 10% - самоактуализация. В отличие от Маслоу, рассматривавшего мотивационную сферу личности в виде сложной иерархической структуры, Карл Роджерс постулировал существование единого мотива, определяющего поведение человека. Согласно Роджерсу, все поведение человека побуждается и регулируется объединяющим мотивом, который он назвал тенденцией к актуализации. Тенденция актуализации, согласно Роджерсу, является универсальной для всех форм жизни – она присуща всему живому. На различных уровнях организации жизни (растения, животные, человек) она принимает различные формы. На низших уровнях она выражается в стремлении сохранения своего организма, а также в его (организма) росте, развитии и постоянном обновлении. На уровне личности тенденция актуализации выражается в стремлении человека реализовать свой потенциал и стать полноценно функционирующей личностью. Таковы понятия, в которых отразилось представление о личностном способе существования, разработанное в рамках гуманистической психологии. Необходимо отметить, что понятие самоактуализации занимает центральное место в представлениях о целях существования человека как личности. Cогласно Маслоу, человечество страдает от отсутствия ценностей (или недостаточной их осознанности). По его мнению, в настоящее время потерпели крах все внешне заданные ценностные системы (политические, экономические, религиозные и т.д.), то есть, сложилась такая ситуация, когда для человека “нет того, за что стоит умереть”. Крах различных социальных ценностей на уровне индивидуального сознания порождает стремление к принятию любых убеждений и любых систем ценностей. Основная задача гуманистической психотерапии и состоит, согласно А.Маслоу, Ш.Бюллер и др., в том, чтобы помочь человеку в поисках ценностей (а, следовательно, и в поисках смысла), в том, чтобы побуждать его к этому поиску. Поэтому представление о системе ценностей должно существовать хотя бы в теории гуманистической психологии. 47. Гуманистическая психология: цели существования человека как личности Одной из основных целей и ценностей личностного способа существования является самоактуализация. Понятие самоактуализации не только формирует представление о способе существования, но и может быть рассмотрено как представление о конечных целях здоровой личности. Cамоактуализация - это не только конечное состояние, но и процесс реализации человеком своих возможностей, причем всегда - выбор из множества возможностей роста личности (непрерывный процесс, подразумевающий многократные отдельные шаги между продвижением вперед и отступлением). Маслоу описывает следующие восемь путей самоактуализации: 1. Полное, живое переживание с полной сосредоточенностью и погруженностью. Момент, когда “Я” реализует самое себя. 2. Выбор между продвижением вперед, развитием, или отступлением. Выбор из возможностей дальнейшего развития. 3. Возможность слушать (и действовать согласно) голос своего “Я”, отличая его от голосов родителей, общества и т.п. 4. Честность, прежде всего по отношению к самому себе, принятие на себя ответственности за свою жизнь. 5. Независимость, неконформность, смелость быть самим собой. 6. Процесс реализации своих потенциальных способностей. Труд ради того, чтобы сделать хорошо то, что человек хочет сделать. 7. Высшие переживания - моменты самоактуализации. 8. Разоблачения собственной психопатологии. Выяснение своих защит и преодоление их (А. Маслоу, 1982). Познать сущность самоактуализации возможно двумя путями. Во-первых, во время “высших переживаний” (peak-experiences). Во-вторых, самоактуализация может быть познана путем изучения особого типа людей, которых Маслоу назвал “самоактуализирующиеся личности”. Такие личности отличаются более выраженной социальной направленностью на общечеловеческие ценности, демократической структурой характера (не авторитарны), ярко выраженной индивидуальностью, реальным “Я”, совершенной идентификацией, автономией, большой открытостью опыту, спонтанностью, экспрессивностью, гибкостью, способностью к эмпатии, объективностью, беспристрастностью, способностью любить, наличием большого творческого потенциала и т.д. К.Роджерс постулирует, что в результате самоактуализации возникает “полноценно функционирующий человек”. Данный термин использовался Роджерсом для обозначения людей, которые реализуют свой потенциал, развивают свои способности и адекватно воспринимают себя и окружающий мир. Роджерс определил основные черты, присущие полноценно функционирующим личностям. Открытость к переживанию - это способность слушать себя, ощущать все переживания, не испытывая при этом вины или угрозы. Полноценно функционирующий человек движется к полному знанию себя и своего внутреннего опыта. Он открыт этому опыту, то есть, способен воспринимать его без защитных реакций. Его представления о себе соответствуют его опыту. Экзистенциальный образ жизни - это тенденция жить полно и насыщенно в каждый момент своего существования. Согласно Роджерсу, “то, чем человек является или каким он будет в следующий момент, проистекает из данного момента, независимо от прежних ожиданий”. Третьей отличительной чертой полноценно функционирующего человека является организмическое доверие. Данное понятие в концепции Роджерса означает способность человека принимать во внимание свои внутренние ощущения и рассматривать их как основу для выбора поведения. Иначе говоря, внешние воздействия оказывают на процесс принятия решения влияние значительно меньшее, чем внутренние ощущения. Эмпирическая свобода представляет собой чувство личной власти над своими поступками, способность делать выбор и руководить собой. Полноценно функционирующий человек свободен в выборе жизненного пути, но и ответственен за последствия своего выбора. Последняя характеристика полноценно функционирующей личности - креативность. Она является признаком психологической зрелости личности. Творческие люди стремятся жить полноценно и адаптивно в своей культуре, гибко приспосабливаться к изменяющимся условиям окружения. Однако Роджерс считает, что такие люди не обязательно полностью приспособлены к культуре и, почти несомненно, не являются конформистами. Они члены общества и его продукты, но не его пленники. Изучение самоактуализации личности позволило обнаружить еще одну ценность существования человека: становление личности на пути к аутентичному существованию. Именно ценности самоактуализирующейся личности легли в основу представлений о ценности бытия. Маслоу определяет их как истину, добро, красоту, целостность, жизненность, уникальность, совершенство, необходимость, простоту, богатство, легкость, игру, самодостаточность. 48. Гуманистическая психология: условия и средства достижения целей личностного существования.Условием становления, самоактуализации и достижения аутентичного бытия являются благоприятные воздействия окружающей среды, но главное - развитие, расширение сферы самосознания. С одной стороны, расширение этой сферы связано с осознанием человеком самого себя, что формирует более полный опыт личности, увеличивает возможность выбора и повышает степень свободы личности. С другой стороны, развитие самосознания - это открытие себя как реальности. Исследование представления человека о себе и его роли в развитии личности было начато работами К.Роджерса. Он полагал, что “Я” - это сложная система представлений человека. Оно включает Я-концепцию (представления человека о себе), в формировании которой определяющую роль играют межличностные отношения, а также “Идеальное “Я” - систему ценностей, ту Я-концепцию, какую “Я” хотело бы иметь. Оно также формируется в результате взаимодействия человека с социальным окружением. Именно “Идеальное “Я” приводит к согласованию или рассогласованию Я-концепции и опыта. Степень расхождения “Идеального “Я” и Я-концепции и определяет позитивное или негативное отношение человека к самому себе. Для того чтобы личность имела возможности роста, необходимо, чтобы “опыт” (т.е. представления о мире, своем месте в нем, о своих действиях) был согласован с Я-концепцией. Способность к подлинному согласованию Я-концепции и “опыта” зависит именно от степени расхождения Я-концепции и “Идеального “Я”. Для того чтобы открыть человека опыту, необходимо интегрировать в единую систему Я-концепцию и “Идеальное “Я”. Эта интеграция является условием “полноценного функционирования личности”, условием становления и роста личности: рост личности - это развитие у нее способности и желания быть самим собой (К.Роджерс). 49. К. Роджерс: препятствия личностному росту. Карл Роджерс разработал оригинальную концепцию нарушений (деформаций) психического развития личности. Согласно Роджерсу, препятствия личностному росту возникают в детстве и являются нормальным моментом развития. Он рассматривал несколько наиболее распространенных препятствий личностному росту. Потребность в любви и позитивном признании - универсальная и постоянная потребность, присущая каждому человеческому существу. Любовь настолько важна для ребенка, что он изменяет свое поведение, чтобы получить родительскую любовь. В результате может возникать состояние несоответствия между “Я” и опытом, поскольку ребенок может действовать против собственных интересов, или отрицать некоторую часть себя. Поведение или отношение, которое отрицает некоторую часть самости Роджерс называет условием ценности. Родители поощряют детей за поведение, которое от них, детей, ожидается. Очевидно, что при этом другие поведенческие модели не поощряются. Получается, что родители как бы показывают ребенку: мы любим тебя за то-то и то-то; чтобы мы тебя любили, тебе надо отказаться от того-то и того-то. Роджерс считал, что условие ценности по отношению к ребенку причиняет ущерб его становлению как личности, так как в результате ребенок пытается соответствовать чужим стандартам, а не определяет, кем он в действительности хочет быть и добиваться этого. Данный процесс приводит к формированию “Я”-концепции, находящейся в несоответствии с опытом человека. Переживания, находящиеся в несоответствии с “Я” концепцией создают угрозу “Я”-концепции, они не допускаются в сознание. Для того чтобы сохранить целостность “Я”-концепции и не допустить осознания противоречащего ей опыта, человек формирует механизмы защиты. Роджерс выделял два основных защитных механизма – отрицание и искажение восприятия. В случае если между “Я”-концепцией и опытом существуют значительные несоответствия, защиты могут стать неэффективными. Новые “Я”-представления проникают в сознание и старая “Я”-концепция разрушается. Поведение человека в этот момент становится странным, нелогичным, “безумным”. Для работы с людьми, страдающими такими расстройствами, Роджерс разработал свою недирективную терапию. 50. Недирективная терапия К. Роджерса. Подход Роджерса основывался на его убеждении в том, что человек обладает способностью к самонаправленному изменению личности, поэтому терапевт может быть менее директивным во взаимоотношениях с пациентом, чем это принято в других формах терапии. Терапевт, например, не дает советов, не задает вопросов и не отвечает на вопросы клиента. Вместо этого терапевт пытается отразить то. Что сказал клиент и пояснить его чувства. Позднее Роджерс перенес основной акцент своей терапии на понимание самовосприятия клиента. Роджерс полагал, что для осуществления позитивных личностных изменений необходимо и достаточно наличие шести терапевтических условий. Они создают основу того, что происходит на сеансах недирективной терапии. Терапевт и клиент находятся в психологическом контакте. Не может быть никакого позитивного изменения личности вне взаимоотношений. Клиент находится в состоянии несоответствия между своими переживаниями и “Я”-концепцией. Психотерапевт является гармоничной личностью. Это значит, что терапевт должен находиться в гармонии с собой, своими переживаниями и мыслями; он также должен быть искренним в своих взаимоотношениях с клиентом. Терапевт испытывает безусловное позитивное внимание к клиенту. Терапевт относится к клиенту с теплом, хвалит его как человека, находящегося в процессе становления и не дает оценок его чувствам и переживаниям. Выполнение этого условия позволяет клиенту погрузиться в себя, выразить свои чувства, не боясь упрека, и, в конце концов, интегрировать эти чувства с измененной “Я”-концепцией. Терапевт чувствует, переживает и понимает внутренний мир переживаний клиента. Выполнение этого условия способствует тому, что клиент также поймет и примет свои переживания, интегрировав их в свою “Я”-концепцию. Передача клиенту эмпатийного понимания и безусловного позитивного внимания терапевта. Только когда клиент чувствует, что его принимают, у него появляется возможность достичь позитивного изменения личности. Роджерс утверждал, что именно клиент, не терапевт, ответственен за любой личностный рост во время терапии. Психотерапевт создает для изменения необходимые условия, но только клиент является действующим фактором изменения своей личности. Полагая, что при наличии правильных условий люди будут естественно двигаться к росту, актуализации и здоровью, Роджерс на своих сеансах терапии просто создавал эти условия. В этом смысле психотерапевты, придерживающиеся теории Роджерса, скорее “способствуют росту”, а не “лечат больных” (как в психоанализе) или “модифицируют поведение” (как в бихевиоральной терапии). Недирективная психотерапия предназначена для того, чтобы устранить несоответствие между переживанием и самостью. Когда человек действует в соответствии с организмическим оценочным процессом, а не с условиями ценности, про него можно сказать, что он является полноценно функционирующим человеком. Никто, за исключением Фрейда, не оказал такого влияния на практику психотерапии, как Роджерс. Его подход успешно применяется при консультировании и терапии в таких разных областях, как образование, расовые отношения, семейные отношения и т.д. Утверждение целостности и уникальности человека, связанное с акцентом на важность “Я”-концепции, также имело огромное влияние на современную теорию и практику психотерапии. 51. 52. Генетическая эпистемология Ж. Пиаже. Генетическая психология Ж. Пиаже. Генетическая эпистемология – в самом широком и общем смысле это исследование механизмов, с помощью которых вырастает совокупность наших знаний (теория познания в общем плане). Пиаже рассматривает генетическую эпистемологию как прикладную генетическую психологию. Его собственные практические данные по генетической психологии он применяет не к проблемам воспитания детей, а к вопросам получения научных знаний. Генетическая эпистемология конструируется, таким образом, как междисциплинарная область исследований, обобщающая данные: а) психологии формирования интеллектуальных структур и понятий у ребенка; б) логического анализа современной структуры научного знания; в) истории развития основных научных понятий. Основываясь на результатах собственных исследований, Пиаже сформулировал теорию формирования интеллектуальных структур и понятий у ребенка. С его точки зрения этот процесс подразделяется на стадии, качественное сходство и различие которых служат ориентирами при изучении всего процесса развития. Основные критерии этих стадий: 1. реальность – интеллектуальное развитие действительно обнаруживает достаточную качественную разнородность, которая позволяет выделить отдельные стадии; 2. неизменная последовательность стадий – стадии возникают в ходе интеллектуального развития в неизменном и постоянном порядке или последовательности. Хотя эта последовательность неизменна, возраст, в котором каждая стадия проявляется, может очень значительно варьировать. Не каждый человек достигает конечной стадии развития. Более того, взрослый человек обнаруживает зрелое мышление в области только того содержания, в котором он был социализирован. 3. Иерархичность стадий – структуры, свойственные ранним стадиям, вливаются, или включаются, в структуры, свойственный последующим стадиям. Поэтому формирование первых необходимо для складывания последних. 4. Целостность – свойства структуры, определяющей данную стадию развития, должны составлять единое целое. 5. Подготовка и реализация – каждая стадия имеет период первоначальной подготовки и период реализации. В подготовительном периоде структуры, которые определяют данную стадию, находятся в процессе формирования и организации. Во время периода реализации эти структуры образуют организованное и устойчивое целое. Таким образом, процесс развития оказался совсем не однородным во всех своих пунктах. Некоторые периоды развития индивида в отношении своих структурных качеств являются более устойчивыми и целостными, чем другие. Важнейшая черта стадиального развития интеллекта, описанная Пиаже, связана с явлениями горизонтального и вертикального декаляжа. Горизонтальный декаляж – это повторение явления на одной и той же стадии развития.; но так как стадия представляет собой неоднородный поток, то повторение не может быть тождественным самому себе в разные моменты времени, оно будет содержать новые элементы, не исключающие и не искажающие прежних. По сути, горизонтальный декаляж – это перенос освоенной структуры интеллекта для решения большого число разнообразных задач. Данное понятие связано с наличием в жизни интеллекта устойчивых образований, сохраняющих и уточняющих картину мира человека на протяжении его индивидуальной истории. Вертикальный декаляж – это повторение интеллектуальных структур на различных стадиях развития. Данные структуры обладают формальным сходством, похожи и содержания, к которым они применяются, но уровень функционирования совершенно различный. Вертикальный декаляж позволяет находить единство во всех стадиях развития интеллекта, несмотря на видимые различия между ними. Эти два процесса – горизонтальный и вертикальный декаляж являются взаимно дополняющими друг друга во времени жизни человека с точки зрения эффективности решения ими разных задач. Пиаже пытается связать между собой не только различные периоды развития интеллекта, но и различные области знания, показать, как данная дисциплина опирается на другие, и, в свою очередь, поддерживает их. Основное положение теории Пиаже насчет отношений между главными науками состоит в том, что они образуют в совокупности не ту или иную иерархию линейной формы, но круговую структуру. Линия взаимоотношений начинается с математики и логики, продолжается к физике и химии, затем к биологии, психологии и социологии, а затем вновь к математике. Подобно тому, как при переходе с одной стадии развития интеллекта на другую, более высокую, структуры, сформировавшиеся на первой стадии, включаются в состав второй; научные положения, возникающие в ходе развития любой из наук цикла Пиаже, ложатся в основу развития следующих наук и так далее. При анализе формирования основных научных понятий “прикладной генетический аспект” выступает особенно ярко. Пиаже берет из данной научной области некоторые понятия, например, силу из физики, и анализирует, как научное значение этого понятия изменялось с ходом истории. Затем он пытается провести существенные параллели между исторической и онтогенетической эволюцией этого понятия; например, в обоих случаях происходит освобождение от эгоцентрических связей, уходящих корнями в субъективное переживание телесного усилия и приходящие взамен концепции, независимые от личности познающего индивида. 53. Ж. Пиаже: теория интеллекта. Пиаже считал, что каждая теория интеллекта должна исходить из некоторого основного понимания его сущности. Что такое интеллект, который мы изучаем? Поиски определения понятия интеллект должны начинаться с поисков еще более фундаментальных процессов, на основе которых возникает интеллект, и сходство с которыми он всегда сохраняет. По мнению Пиаже, эти фундаментальные основы интеллекта являются биологическими. Функционирование интеллекта представляет собой особую форму биологической деятельности и вследствие этого обладает свойствами, общими с той исходной деятельностью, из которой оно возникло. Интеллект имеет биологическое происхождение, и это происхождение определяет его существенные черты. Эти черты следующие: 1. Интеллект связан с биологией, потому что унаследованные организмом биологические структуры определяют, какое содержание мы можем воспринять непосредственно. Подобные биологические ограничения влияют на построение основных логических понятий. Можно утверждать поэтому, что между основными особенностями физиологических и анатомических структур и интеллектом имеется внутренняя связь. Но человек способен преодолевать это ограничения. 2. Человек “получает по наследству” способ функционирования интеллекта, то способ, которым мы осуществляем наши взаимодействия с окружающей средой. Данный способ функционирования интеллекта: · порождает познавательные структуры; · остается неизменным на протяжении всей жизни человека. Основные качества, являющиеся неизменными на протяжении всей жизни человека, это организация и адаптация. Организация как инварианта проявляется как нечто целое, как система взаимоотношений между элементами. Это же относится и к развитию, которое представляет собой нечто целое, имеющее свою цель, и средства, которые ему подчинены, то есть организация познавательной деятельности подчиняется развитию. Адаптация – это процесс, при котором взаимный обмен между организмом и средой приводит к изменению организма. Причем это изменение усиливает дальнейшие акты обмена и благоприятствует сохранению организма. Вся живая материя приспосабливается к окружающей среде и обладает организационными свойствами, позволяющими осуществить адаптацию. Любая форма адаптации включает в себя два различных компонента: ассимиляцию (изменение элементов внешней среды для последующего включения их в структуру организма) и аккомодацию (приспособление организма к особенностям элементов внешней среды). Функционирование интеллекта можно охарактеризовать через те же инварианты, которые свойственны и более элементарным биологическим процессам. Что отличает познавательную адаптацию от биологической? Познавательная ассимиляция предполагает, что каждая встреча познания с внешним объектом обязательно предполагает некоторое познавательное структурирование(или воссоздание структуры) этого объекта в соответствии с характером наличной интеллектуальной организации индивида. Каждое действие интеллекта предполагает наличие толкования какой-то части реального мира, уподобление ее некоторой системе значений, входящей в познавательную организацию субъекта. И в случае биологической, и в случае познавательной ассимиляции основное содержание процесса сводится к “подтягиванию” реального процесса к шаблону структуры, имеющейся у индивида на данный момент. Аккомодация в познавательном процессе заключается в способности индивида схватывать основные свойства познаваемого объекта, приспособление “интеллектуальных рецепторов” к противостоящим им реальным формам. Никогда в познавательном процессе не встречается ни “чистая” ассимиляция, ни “чистая” аккомодация. Интеллектуальные акты всегда предполагают наличие обоих компонентов процесса адаптации. Функциональные характеристики механизмов ассимиляции и аккомодации обеспечивают возможность познавательных изменений по целому ряду причин. Акты аккомодации постоянно распространяются на новые объекты окружающей среды. Это ведет к ассимиляции новых объектов. Этот процесс постоянного внутреннего обновления, по Пиаже, является важным источником познавательного прогресса. Познавательный прогресс осуществляется медленно и постепенно. Организм способен ассимилировать только те объекты, которые могли быть усвоены на основе, подготовленной прошлыми ассимиляциями. Должна иметься в наличии уже готовая система значений, достаточно развитая, чтобы воспринять новые объекты. Для младенца существует недифференцированность ассимиляции и адаптации; объект и его деятельность неразделимы в переживании, он не различает свои действия, реальные события и реальные объекты. Это исходное состояние недифференцированности и одновременно антагонизма между функциональными инвариантами Пиаже назвал эгоцентризмом. Более широкую известность оно получило как эгоцентрическая позиция, которая предполагает наличие только одной точки зрения и не включает в сферу осознания человека даже возможности существования других точек зрения. Познание возникает в этой точке недифференцированности на стыке “Я” и объекта и распространяется из нее на собственное “Я” и на объекты. Другими словами, интеллект начинает свое существование с познания взаимодействия человека и вещи через распространение к полюсам этого взаимодействия – человеку и предмету, организуя при этом самого себя и организуя мир. В процессе развития эгоцентризм снова и снова появляется в разных формах, хотя одновременно происходит и противоположное явление – реалистическое познание самого себя и объективация внешней действительности. Этот двойственный процесс на всех стадиях развития представляет неразрывное целое. Для Пиаже идеалом, к которому стремится интеллект, является та или иная форма равновесия между парными инвариантами ассимиляции и аккомодации. Познающий организм на любом уровне развития – это чрезвычайно активное действующее лицо, которое всегда встречает воздействия окружающей среды и конструирует свой мир, ассимилируя его на основе имеющихся у него схем и аккомодируя эти схемы к его требованиям. 54. Предпосылки возникновения когнитивной психологии. Начиная с конца 40-х гг. в западной психологии, прежде всего, в американской, намечается возрастание интереса к проблематике сознания. Это выражается в изменении характера публикаций, в росте числа исследовательских работ по данному направлению и связанном с этим росте концепций; а также в популярности данной тематики среди студентов психологических факультетов. Одновременно внутри психологической науки складываются предпосылки возникновения нового направления, ориентированного на изучение познавательных процессов. Внутри бихевиоризма Э. Толмен способствовал отказу от жесткой схемы S – R и вводит в психологию понятие познания как важной детерминанты поведения. Гештальт-психология также вносит значительные изменения в методологический и концептуальный аспекты психологической науки. Современные когнитивные теории тесно связаны с гештальт-теориями и в терминологической, и в методологическом плане. Наконец, работы Ж. Пиаже способствовали росту исследовательского интереса к проблемам интеллекта и познания. У когнитивного направления в психологии нет “отца-основателя”, как, например, у психоанализа. Однако мы можем назвать имена ученых, которые заложили своими работами фундамент когнитивной психологии. Джордж Миллер и Джером Брунер в 1960 г. организовали Центр когнитивных исследований, где разрабатывали широкий круг проблем: язык, память, перцептивные процессы и процессы образования понятий, мышление и познание. Ульрик Найссер в 1967 г. опубликовал книгу “Когнитивная психология”, в которой попытался конституировать новое направление в психологии. 55. Основные положения когнитивной психологии. Современный когнитивизм трудно определить как единую школу. Широкий спектр концепций, относимых к данной ориентации, объединяет известная общность теоретических источников и единство концептуального аппарата, посредством которого описывается достаточно четко определенный круг феноменов. Основная цель этих концепций – объяснить поведение при помощи описания преимущественно познавательных процессов, характерных для человека. Главный акцент в исследованиях делается на процессы познания (cognition - познание), “внутренние” характеристики человеческого поведения. Основные направления исследований: а) изучение процессов перцепции, в том числе, социальной; б) изучение атрибутивных процессов; в) изучение процессов памяти; г) изучение построения когнитивной картины мира; д) изучение бессознательного познания и восприятия; е) изучение познания у животных и т.д. Основным методом для данного научного направления является лабораторный эксперимент. Основные методологические установки исследователей следующие: 1. источник данных – ментальные образования; 2. познание определяет поведение; 3. поведение как молярный (целостный) феномен; Главная посылка: впечатления индивида о мире организуются в некоторые связные интерпретации, в результате чего образуются определенные связные идеи, верования, ожидания, гипотезы, которые регулируют поведение, в том числе, социальное. Таким образом, это поведение полностью находится в контексте ментальных образований. Основные понятия направления: когнитивная организация – процесс организации когнитивной структуры, осуществляющийся под воздействием внешнего стимула (или воспринятого внешнего стимула); frame of reference - “понятийная рамка”, масштаб сравнения (рассмотрения) воспринятых объектов; понятие образа (целого), понятие изоморфизма (структурного подобия между материальными и психическими процессами), идея господства “хороших” фигур (простых, уравновешенных, симметричных и т.д.), идея поля – взаимодействия организма и среды. Основная идея направления: когнитивная структура человека не может находиться в несбалансированном, дисгармоничном состоянии, а если это все же имеет место, у человека немедленно возникает стремление изменить это состояние. Человек ведет себя таким образом, чтобы максимизировать внутреннее соответствие его когнитивной структуры. Эта идея связана с концептами “логического человека”, “рационального человека” или “экономического человека”. 56. Когнитивная психология: теория Ф. Хайдера. Теория структурного баланса Фрица Хайдера. Основное положение этой теории гласит: люди склонны развивать упорядоченный и связный взгляд на мир; в этом процессе они строят некую “наивную психологию”, стремясь понять мотивы и установки другой личности. Наивная психология стремится к внутреннему балансу воспринимаемых человеком объектов, внутренней непротиворечивости. Дисбаланс вызывает напряжение и силы, которые ведут к восстановлению баланса. Баланс, согласно Хайдеру, это не состояние, которое характеризует реальные отношения между объектами, но только восприятие человеком этих отношений. Основная схема теории Хайдера: Р – О – Х, где Р – воспринимающий субъект, О – другой (воспринимающий субъект), Х – объект, воспринимаемый и Р и О. Взаимодействие этих трех элементов составляет некоторое когнитивное поле, и задача психолога заключается в том, чтобы выявить, какой тип отношений между этими тремя элементами является устойчивым, сбалансированным, и какой тип отношений вызывает чувство дискомфорта у субъекта (Р) и его стремление изменить ситуацию. Теория коммуникативных актов Теодора Ньюкома распространяет теоретические положения Хайдера на область межличностных отношений. Ньюком полагал, что тенденция к балансу характеризует не только интраперсональную, но и интерперсональную системы отношений. Основное положение этой теории выглядит следующим образом: если два человека позитивно воспринимают друг друга, и строят какие либо отношения к третьему (лицу или объекту), у них возникает тенденция развивать сходные ориентации относительно этого третьего. Развитие этих сходных ориентаций может быть усилено за счет развития межличностных отношений. Консонантное (сбалансированное, непротиворечивое) состояние системы возникает, как и в предыдущем случае, когда все три отношения позитивны, либо одно отношение позитивно и два негативны; диссонанс возникает там, где два отношения позитивны и одно негативно. 57. Когнитивная психология: теория Л. Фестингера. Теория когнитивного диссонанса Леона Фестингера является, пожалуй, наиболее известной широкому кругу людей когнитивной теорией. В ней автор развивает идеи Хайдера, касающиеся отношений баланса и дисбаланса между элементами когнитивной карты мира субъекта. Основное положение этой теории следующее: люди стремятся к некоторой внутренней согласованности как к желаемому внутреннему состоянию. В случае возникновения противоречия между тем, что человек знает, или между тем, что он знает и тем, что он делает, у человека возникает состояние когнитивного диссонанса, субъективно переживаемое как дискомфорт. Это состояние дискомфорта вызывает поведение, направленное на его изменение – человек стремится вновь достичь внутреннего непротиворечия. Диссонанс может возникать: из логической непоследовательности (Все люди смертны, но А будет жить вечно.); из несоответствия когнитивных элементов культурным образцам (Родитель кричит на ребенка, зная, что это нехорошо.); из несоответствия данного когнитивного элемента какой-то более широкой системе представлений (Коммунист на выборах президента голосует за Путина (или Жириновского); из несоответствия данного когнитивного элемента прошлому опыту (всегда нарушал правила дорожного движения – и ничего; а сейчас оштрафовали!). Выход из состояния когнитивного диссонанса возможен следующим образом: через изменение поведенческих элементов когнитивной структуры (Человек престает покупать продукт, который, по его мнению, слишком дорогой (некачественный, немодный и т.д.); через изменение когнитивных элементов, относящихся к среде (Человек продолжает покупать некоторый продукт, убеждая окружающих, что это – то что надо.); через расширение когнитивной структуры таким образом, чтобы в нее вошли ранее исключавшиеся элементы (Подбирает факты, свидетельствующие о том, что вот В, С и Д покупают такой же продукт – и все отлично!). 58. Когнитивная психология: теории Т. Ньюкома, Ч. Осгуда и П. Танненбаума. Теория конгруэнтности Ч. Осгуда и П. Танненбаума описывает дополнительные возможности выхода из ситуации когнитивного диссонанса. Согласно этой теории, возможны другие варианты выхода из состояния диссонанса, например, через одновременное изменение отношения субъекта и к другому субъекту, и к воспринимаемому объекту. Делается попытка предсказания изменений отношений (аттитюдов), которые произойдут у субъекта под влиянием стремления восстановить консонанс внутри когнитивной структуры. Основные положения теории: а) дисбаланс в когнитивной структуре субъекта зависит не только от общего знака отношений, но и от их интенсивности; б) восстановление консонанса может быть достигнуто не толь за счет изменения знака отношения субъекта к одному из элементов триады “Р,О,Х”, но и путем одновременного изменения и интенсивности и знака этих отношений, причем – одновременно к обоим членам триады. Общая стратегия состоит в применении конструкций генетической теории к историческому процессу, причем этот процесс принимает форму эволюции, происходящей в умах ряда взрослых исследователей и принимающей ту же форму, что и эволюция внутри одного детского ума. Следовательно, онтогенез повторят историю. Каждая эволюция начинается с относительного эгоцентризма и феноменологизма. Затем на смену феноменологизму приходит конструктивизм, а на смену эгоцентризму – размышление (рефлексия). 59. Развитие советской психотехники в 20-30 гг. Одним из направлений прикладной психологии, переживавшем в 20-30-е гг. в России бурное развитие, была психотехника. Авторитет и влияние ее в тот момент были столь велики, что есть все основания определить ее не как обычную научно-прикладную дисциплину, но как масштабное общественное движение, включавшее в себя наряду со специалистами-психологами, как ученых из других отраслей знания, так и практических работников. Начал реализовывать идеи психотехники в России Шпильрейн. Под его началом в 1922 г. на базе Центрального института труда создается первая психотехническая лаборатория. В 1927 г. образуется Всероссийское общество психотехники и прикладной психофизиологии. Журнал “Советская психотехника” выходит с 1928 по 1934 гг. и освещает вопросы профориентации. Профподбора и профконсультирования, подготовки к труду, психогигиены и психотерапевтического воздействия. По сути, речь шла о широком участии психологов в становлении и развитии культуры труда и хозяйствования в новых социально-экономических условиях. Основными чертами советской психотехники являлись: 1. Серьезный интерес к дифференциальной психологии. В ней ученые искали ответы на вопросы о критериях устойчивости признака, о критериях различий между людьми и т.д. 2. Впервые рассматривались такие характеристики человека, как профессиональное мастерство, профессиональные способности. Оригинальную трактовку получил метод анализа профессий. 3. Непосредственная практическая ориентированность исследований, согласно которой критерием истинности знания является практика в форме научных предсказаний и конструктивных изменений изучаемого объекта. Данная стратегия являлась новаторской для своего времени и порывала с антипрагматической традицией русской науки и менталитета в целом. 4. Идея независимости техники, методик и феноменологии научного исследования от его философских объяснительных основ. Не бесспорная в теоретическом смысле, эта идея открывала возможности развития психологических исследований и взаимодействия с зарубежными психологами. Таким образом, в результате развития психотехнического движения был накоплен опыт взаимодействия психологической науки с практикой; оформилась прикладная психология; осуществилась попытка осмысления и использования достижений западной психотехники для решения задач Советского строительства. 60. Советская педология.Другим важным научно-практическим направлением, определившим картину развития психологии в послереволюционный период, была педология. Ее возникновение связано с деятельностью известных ученых С. Холла, Э. Меймана, Д. Болдуина и др. В России истоки педологического движения восходят к началу ХХ в. и представлены работами А.П. Нечаева, А.Ф. Лазурского, В.П. Кащенко и др. В центре их внимания был ребенок в его индивидуальном своеобразии. Отсюда вытекают принципы глубинного изучения ребенка, выявления его склонностей и интересов, гуманистические принципы заботы о ребенке, индивидуального подхода в выборе средств и методов воздействия. После революции педология получила благоприятную почву для развития: новому обществу требовался “новый человек”. Педология была призвана разработать научно обоснованные методы формирования. Обучения и воспитания ребенка. Среди авторитетных ученых, занимавшихся разработкой проблем педологии, были П.П. Блонский, М.Я. Басов, А.С. Залужный, А.Б. Залкинд, Л.С. Выготский и др. Возникает сеть педологических центров и учреждений; в педологическое движение включаются специалисты разных профилей, занимающиеся изучением ребенка. Педология приобретает характер комплексного знания о человеке. В теоретическом смысле педология не была однородным движением. В нем было представлено несколько направлений: психоаналитическое, рефлексологическое, биогенетическое (П.П. Блонский) и социогенетическое (Залкинд, Залужный). Автор биогенетической концепции Блонский утверждал, что в своем развитии ребенок воспроизводит основные этапы биологической и исторической эволюции человечества. Несмотря на спорность основных утверждений, этот подход утверждал идею развития, ставшую одним из методологических оснований всей современной отечественной психологической науки. Социогенетический подход обогатил психологию идеей обусловленности внутреннего психического мира человека внешними социальными факторами. В силу ряда причин, и, прежде всего – идеологических, границы применения второго подхода все более расширялись. Это привело на определенном этапе развития советской психологии к недооценке природных основ психики, игнорированию проблем индивидуально-психических различий и бессознательного, а также к умалению значения принципа индивидуального подхода к человеку и утверждения примата коллективного над индивидуальным. Таким образом, в результате широкомасштабных прикладных исследований, проводившихся в российской психологии в 20-е гг., наука, во-первых, накопила богатый эмпирический материал, необходимый для ее дальнейшего развития; во-вторых, обрела опыт взаимодействия с практикой. Укрепление эмпирической основы психологии вновь поставило вопрос о теоретико-методологических основах ее развития. 61. Поведенчество.В теоретическом плане основной тенденцией развития психологической науки в России в послереволюционный период стала борьба с интроспекцией и утверждение объективного пути исследования психики. В то же время, ученые опирались на упрощенную механистическую модель функционирования психики, сводя ее исследование к выявлению нервно-физиологических механизмов. Так в психологию вводилось новое понимание предмета науки – поведения (или внешней реакции – рефлекса человека в ответ на внешний раздражитель). Отсюда возникло название направления – поведенчество. Суть нового подхода выражалась в следующих основных принципах: 1. Объективный способ изучения всех проявлений человеческой деятельности. 2. Антропологическая ориентация: точкой отсчета являлся человек в его взаимодействии с окружающей средой. 3. Материалистическая трактовка психики как производной от деятельности организма; умаление отражательной природы психики. 4. Игнорирование психики как предмета исследования. Главным представителем этого направления был Бехтерев. Необходимо отметить комплексный и системный характер его подхода. Человек, согласно Бехтереву, это полиструктурное многоуровневое образование (представитель биологического вида, продукт среды и т.д.). Следовательно, необходимо расширить границы изучения человека. Бехтерев вводил в науку новые отрасли: генетическую рефлексологию, рефлексологию труда, коллективную рефлексологию. Труд “Коллективная рефлексология” (1921) содержал в себе определение понятия коллектив, типологию групп, описание механизма возникновения общностей, теоретический анализ общения, изучение влияния сообщества на деятельность входящего в него индивида и т.д. Для этой книги были характеры эклектичность, опора на житейский, а не научный опыт, но все же ее (книги) выход стал событием для Российской психологии. Другим видным представителем поведенчества был Константин Николаевич Корнилов. Он считал, что главный предмет изучения – реакции организма, поскольку в них объединяются объективные основы психики и субъективные переживания индивида. Таким образом, считал Корнилов, достигается возможность слияния эмпирической психологии сознания и объективной психологии поведения. Несмотря на значительный научный потенциал, поведенчество не смогло стать интегрирующим основанием, которое объединило бы различные подходы в понимании природы психики. 62. Психоанализ в России 20-30х гг.В послереволюционной России стремительно развивалось еще одно научное направление – психоанализ. Он привлек к себе внимание русских ученых еще до революции; после нее психоаналитическое движение в России начинает развиваться так стремительно, как нигде в мире. Издаются и переиздаются труды З.Фрейда и его коллег. Психоанализ включается в решение общегосударственных задач воспитания ребенка. В мае 1918 г. был учрежден “Институт ребенка”, в работе которого важное место отводилось психоаналитической работе. В Петрограде психоаналитическая проблематика разрабатывалась в Институте изучения мозга под руководством Бехтерева. В лаборатории психотерапии и гипноза при институте проводились сеансы психоанализа, а также использовался катарсический метод В. Франкла.Работы по изучению ребенка велись и в московском психоневрологическом институте, где отделом психологии с 1920 г. заведовал Иван Дмитриевич Ермаков – активный пропагандист идей Фрейда. Ермаков использовал метод свободных ассоциаций для исследования детей, причем особое внимание обращал на эмоциональную сферу испытуемых. В качестве главной задачи работы отдела рассматривалась задача “выработки методов изучения и воспитания полноценных в социальном смысле детей”. Психоанализ при этом понимался Ермаковым как “метод освобождения ущербного человека от его социальной ограниченности”.Психоаналитическое движение приобретало все больший размах. Психоаналитические группы возникали в Петрограде, Москве, Киеве, Одессе и т.д. методы психоанализа использовались в психиатрической практике, при воспитании детей в детских садах и школах, проводились психоаналитические интерпретации произведений художественного творчества. В 1923 г. возникает Психоаналитический институт в Москве, который возглавил Ермаков. Среди его сотрудников был и А.Р. Лурия. В 20-е гг. психоанализ так же, как и другие направления психологии, подвергается критическому пересмотру с позиций марксистской философии. Лурия и Б.Фридман отстаивают точку зрения на психоанализ как на научный метод, методологический близкий к марксизму, основанный на фундаменте материалистического монизма. В то же время ряд ученых предпринимают попытки “исправить” идеологически “неправильные” части психоанализа. Например, Залкинд предлагает “убрать” из психоанализа теорию сексуального влечения, перевести фрейдистские термины в рефлексологические, получая, таким образом, вместо “желание”, “удовлетворение”, “вытеснение” и т.д. – “рефлекс”, “очаг оптимального возбуждения”, “торможение” и т.п. В 30-е гг. оценки психоанализа становятся однозначно негативными. Психоанализу “инкриминируется” различные “грехи” и ошибки. Отчасти это совпадает по времени с началом преследований Л. Троцкого, который часто одобрительно отзывался о психоанализе. Указанная кампания завершилась изгнанием психоанализа из отечественной психологической теории и практики. Каждое обращение к идеям психоанализа в 30-е гг. воспринимается как опасное, политически преследуемое. Эта тенденция сохранится в отечественной психологии на многие годы. 63. Трагедия прикладной психологии в России в 30-е гг.К середине 30-х гг. были разгромлены также прикладные области психологии, прежде всего, психотехника и педология. Нападки на психотехнику началось в конце 20-х гг. В начале 30-х гг. они еще более усилились. Руководителям психотехнических обществ вменяется в вину “идеологическое мировоззрение”, различные “уклоны” в исследовательской и практической работе, связи с Троцким. В 1935 г. арестован и впоследствии расстрелян лидер направления И.А. Шпильрейн, на его учеников и коллег начинаются широкомасштабные гонения. Психотехническое движение в России сворачивает свою деятельность. Одновременно проводится кампания против педологии. Моральное и физическое уничтожение большевиков “старой гвардии” (Н.К. Крупская, Н.Н. Бухарин, Луначарский) отразилось на отношении к научному направлению, с которым их имена ассоциировались. Также педология не выполнила ожидавшейся от нее задачи научной поддержки советской идеологии. Многочисленные исследования давали “идеологически неправильные” результаты, например, в сравнительном исследовании коэффициента интеллектуальности советских и американских школьников последние продемонстрировали более высокие показатели, сравнительное исследование детей разного социального происхождения показало, что дети из рабочих семей отстают в умственном и физическом развитии от сверстников из семей интеллигенции и т.п. Определенную роль в судьбе педологии сыграл тот факт, что огромное число педологов практиков было слабо подготовлено и зачастую компрометировало науку в глазах общественности. В 1936 г. выходит постановление ЦК ВКП(б) “О педологических извращениях в системе Наркомпроса”, которое характеризует педологию как классово-враждебную лженауку. Последовавшие за этим научные и административные санкции в отношении ряда ведущих психологов и педологов привели к исчезновению педологии. Запрещение педологии и психотехники сказалось на развитии различных отраслей психологической науки в СССР – детской и педагогической психологии, психологии труда и социальной психологии. В заключение укажем важнейшие теоретические достижения советской психологии в 20-30-е гг.: 1. Рассмотрение психики как функции, свойства человеческого мозга. (Начато в работах Сеченова, Павлова, Бехтерева, Ухтомского, продолжено трудами Корнилова.) 2. Признание эволюционно-стадиального характера развития психики (Блонский). 3. Рассмотрение человека в качестве активного деятеля в окружающей его среде (М.Я. Басов). 4. Признание культурно-исторической обусловленности процесса развития психики (Выготский). 64. Л.С. Выготский: мышление и речь.Дальнейшие исследования Выготского касались изучения явлений опосредования на примере функции мышления, и в частности, отношений мышления и речи. Известно, что мышление тесно связано с речью. Некоторые психологи (например, Дж. Уотсон) делали вывод, что мышление просто сводится к внутренней речи. При этом онтогенез можно представить следующим образом: громкая речь – шепот – внутренняя речь. Однако исследования вюрцбургской школы в начале ХХ в. показали, что мышление и речь далеко не всегда совпадают.В соответствии с логикой своей концепции Выготский предполагает, что речь является психическим орудием, опосредующим мышление на его ранних стадиях. В своей книге “Психология подростка” (1931) Выготский так резюмирует свою исходную позицию: речь как система знаков становится основным средством мышления и всех высших психических функций, основным средством построения личности. Таким образом, речевые знаки (социальные по своей природе) лежат в основе личности, ее мышления, воли и т.д. Нечто похожее должно существовать и в онтогенезе. В 28 – 30 гг. Выготский исследовал мышление и речь у детей. В своих трудах он много полемизировал с Ж. Пиаже. Пиаже истолковывал эгоцентрическую речь как проявление якобы изначально присущей ребенку асоциальности. В дальнейшем, по мере социализации ребенка, эгоцентрическая речь постепенно отмирает.Выготский в своих исследованиях показывал, что дело обстоит как раз наоборот. Эгоцентрическая речь изначально социальна. Она является важнейшим средством мышления, рождающегося во внешней, предметной деятельности ребенка. Вербальное мышление складывается по мере интериоризации деятельности; эгоцентрическая речь при этом не отмирает, а становится внутренней речью. 65. Л.С. Выготский: формирование понятий.Дальнейшие исследования мышления и речи в онтогенезе приводят Выготского к проблеме формирования понятий у детей. Опыты в этой области позволили ему выдвинуть ряд этапов в развитии понятия (а вместе с ним – и значения слова) у ребенка. Первый этап (младший дошкольный возраст) – этап синкретических образований. На этом этапе слово не имеет существенного значения. Фигуры объединяются по случайным признакам (пространственная близость и т.п.). Второй этап – этап комплексов. Ребенок объединяет предметы на основе непосредственного чувственного опыта, но сообразно фактическим связям. В процессе возникновения комплекса эти связи как основания группировки постоянно меняются, как бы “скользят”. На этой стадии дети еще не могут рассматривать какой-либо признак или зависимость предметов вне конкретной ситуации. В образовании комплексов важную роль играет словесный знак. Особая форма комплексов – псевдопонятия. По внешним особенностям обобщения это понятия, но по типу процесса, приводящего к обобщению это комплексы.Третий этап – собственно понятия. Они образуются на основе отбора группы предметов, объединенных по единому признаку, путем его абстрагирования, а затем, последующего синтеза выделенных признаков. Решающую роль в образовании понятия играет слово как средство направления внимания на соответствующий признак, как средство абстрагирования.Выготский разводил два вида понятий – житейские и научные. Житейские понятия – общие представления, построение которых происходит от конкретного к абстрактному. Научные понятия – “обобщения мысли”, при образовании которых устанавливаются зависимости между понятиями. Путь образования научного понятия противоположен пути образования житейского понятия – это путь от абстрактного к конкретному, когда ребенок с самого начала лучше сознает само понятие, чем его предмет. Столь резкое разделение житейских и научных понятий объясняется тем, что в нем (разделении) отражается общая для творчества Выготского идея о принципиальном различии у детей низших (натуральных) и высших (культурных) психических функций. 66. Л.С. Выготский: развитие и обучение.В ходе исследований Выготский обнаружил, что развитие научных понятий происходит быстрее, чем житейских, поскольку в первом случае мышление развивается не спонтанно, а с помощью взрослых. Анализ этого факта привел его к выводу, что степень овладения ребенком житейскими понятиями показывает уровень актуального развития, а степень овладения научными понятиями – зону ближайшего развития. Введение понятия “зоны ближайшего развития” составляет крупнейшую заслугу Выготского перед педагогикой. Зона ближайшего развития характеризует разницу между тем, на что ребенок способен самостоятельно, и тем, на что он становится способен с помощью учителя. Тем самым Выготский показывает не только статику, но и динамику психического развития ребенка. Житейские понятия формируются спонтанно. Научные понятия привносятся в сознание ребенка в ходе обучения. Таким образом, обучение способствует дальнейшему умственному развитию ребенка. Обучение, если оно идет впереди развития, вызывает к жизни целый ряд функций, находящихся в стадии созревания, лежащих в зоне ближайшего развития. Из этого следует, что каждая новая стадия умственного развития ребенка основывается на его взаимодействии со взрослыми; лишь позднее ребенок начинает самостоятельно решать новые задачи без помощи взрослых. Данное положение явилось революционным в науке, в той ее области, где рассматривались вопросы обучения и развития. До Выготского эти два процесса рассматривались по отдельности, причем главенствующая роль отдавалась то одному, то другому процессу. Выготский был первым, кто в своей концепции не противопоставлял эти два процесса, а рассматривал их во взаимосвязи и взаимодействии, показал реальные возможности влиять на развитие ребенка при помощи обучения. В связи с исследованиями обучения Выготский обратился к более узкой области психологической науки – дефектологии. Наблюдая за развитием и обучением детей с врожденными дефектами (глухота, слепота, врожденное слабоумие), он приходит к выводу, что понятие дефекта есть понятие социальное. Действительно, первоначально ребенок не знает о своей “неправильности”, о наличии у него дефекта. Ребенок узнает о наличии у себя дефекта лишь из общения с взрослыми или сверстниками. Вот почему дефект “социален”. Из этого делается логический вывод: все обучение детей с врожденными дефектами должно быть построено таким образом, чтобы, учитывая особенности ребенка, формировать у него те же функции, что и у его сверстников. При этом должны создаваться “обходные пути” культурного развития психических функций. После того, как гипотеза опосредования психических процессов была проверена, Выготский возвращается к проблеме сознания. Он утверждает, что сознание нельзя рассматривать как простую сумму различных психических функций, но только как систему межфункциональных связей, межфункциональную структуру. Но развернуть такой анализ Выготский не успел. Есть основания полагать, что по логике своей теории в центр сознания он собирался поставить значение, над проблемой которого он усиленно работал последние годы своей жизни. 67. Московская психологическая школа: разработка проблемы культурно-исторического развития психики.В середине 20-х гг. ХХ в. вокруг Л.С. Выготского начинает складываться кружек единомышленников. Оценив фундаментальное значение идей Выготского о социальном происхождении специфических человеческих функций, молодые московские ученые (А.Р. Лурия, А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, Л.И. Божович и др.) активно включаются в разработку культурно-исторической теории. Александр Романович Лурия сыграл большую роль в разработке теории культурно-исторического развития психики и экспериментального обоснования ее основных положений. В 1930-32 гг. он проводит сравнительное исследование специфических психологических особенностей людей, живущих в различных социально-экономических и культурных условиях. Цель этих исследований – подтвердить положение о социальной обусловленности содержания и внутреннего строения высших психических функций человека. Проведенные исследования позволили подтвердить данную гипотезу, в частности, выявив специфические особенности мышления и восприятия у людей – членов обществ, стоящих на разных ступенях социально-экономического развития. Изучая формирование сознания человека в ходе исторического развития, Лурия создавал общественно-историческую психологию, науку, которая опиралась бы на принцип единства онтогенеза и исторического развития сознания.Проблемы развития психики в рамках детской психологии изучал Алексей Николаевич Леонтьев. Один из основоположников отечественной психологии развития, он сформулировал положение о том, что психическое развитие человека качественным образом отличается от развития психики животного.Наследственная организация поведения не имеет определяющего значения в развитии человека, поскольку реша |