ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной 
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | Описание первичных факторов теста Кеттелла В факторе B совпадение с ключом равно 1 баллу. В остальных факторах совпадение с «b» равно 1 баллу, а совпадение с буквами «а» и «c» по ключу равно 2 баллам. Фактор | Номера вопросов, типы ответов | A | 3 | a | 26 | c | 27 | c | 51 | c | 52 | a | 76 | c | 101 | a | b | b | b | b | b | b | b | 126 | a | 151 | c | 176 | a | | | | | | | | | b | b | b | | | | | B | 28 | | 53 | | 54 | | 77 | c | 78 | | 102 | c | 103 | | b | b | b | | b | | b | 127 | c | 128 | | 152 | a | 153 | c | 177 | a | 178 | a | | | | b | | | | | | C | 4 | a | 5 | c | 29 | c | 30 | a | 55 | a | 79 | c | 80 | c | b | b | b | b | b | b | b | 104 | a | 105 | a | 129 | c | 130 | a | 154 | c | 179 | a | | | b | b | b | b | b | b | | E | 6 | c | 7 | a | 31 | c | 32 | c | 56 | a | 57 | c | 81 | c | b | b | b | b | b | b | b | 106 | c | 131 | a | 155 | a | 156 | a | 180 | a | 181 | a | | | b | b | b | b | b | b | | F | 8 | c | 33 | a | 58 | a | 82 | c | 83 | a | 107 | c | 108 | c | b | b | b | b | b | b | b | 132 | a | 133 | a | 157 | c | 158 | c | 182 | a | 183 | a | | | b | b | b | b | b | b | | G | 9 | c | 34 | c | 59 | c | 84 | c | 109 | a | 134 | a | 159 | c | b | b | b | b | b | b | b | 160 | a | 184 | a | 185 | a | | | | | | | | | b | b | b | | | | | H | 10 | a | 35 | c | 36 | a | 60 | c | 61 | c | 85 | c | 86 | c | b | b | b | b | b | b | b | 110 | a | 111 | a | 135 | a | 136 | a | 161 | c | 186 | a | | | b | b | b | b | b | b | | I | 11 | c | 12 | a | 37 | a | 62 | c | 87 | c | 112 | a | 137 | c | b | b | b | b | b | b | b | 138 | a | 162 | c | 163 | a | | | | | | | | | b | b | b | | | | | L | 13 | c | 38 | a | 63 | c | 64 | c | 88 | a | 89 | c | 113 | a | b | b | b | b | b | b | b | 114 | a | 139 | c | 164 | a | | | | | | | | | b | b | b | | | | | M | 14 | c | 15 | c | 39 | a | 40 | a | 65 | a | 90 | c | 91 | a | b | b | b | b | b | b | b | 115 | a | 116 | a | 140 | a | 141 | c | 165 | c | 166 | c | | | b | b | b | b | b | b | | N | 16 | c | 17 | a | 41 | c | 42 | a | 66 | c | 67 | c | 92 | c | b | b | b | b | b | b | b | 117 | a | 142 | c | 167 | a | | | | | | | | | b | b | b | | | | | O | 18 | a | 19 | c | 43 | a | 44 | c | 68 | c | 69 | a | 93 | c | b | b | b | b | b | b | b | 94 | a | 118 | a | 119 | a | 143 | a | 144 | c | 168 | c | | | b | b | b | b | b | b | | Q1 | 20 | a | 21 | a | 45 | c | 46 | a | 70 | a | 95 | c | 120 | c | b | b | b | b | b | b | b | 145 | a | 169 | a | 170 | c | | | | | | | | | b | b | b | | | | | Q2 | 22 | c | 47 | a | 71 | a | 72 | a | 96 | c | 97 | c | 121 | c | b | b | b | b | b | b | b | 122 | c | 146 | a | 171 | a | | | | | | | | | b | b | b | | | | | Q3 | 23 | c | 24 | c | 48 | a | 73 | a | 98 | a | 123 | c | 147 | c | b | b | b | b | b | b | b | 148 | a | 172 | c | 173 | a | | | | | | | | | b | b | b | | | | | Q4 | 25 | c | 49 | a | 50 | a | 74 | a | 75 | c | 99 | a | 100 | c | b | b | b | b | b | b | b | 124 | a | 125 | c | 149 | a | 150 | c | 174 | a | 175 | c | | | b | b | b | b | b | b | | В факторе B совпадение с ключом равно 1 баллу. В остальных факторах совпадение с «b» равно 1 баллу, а совпадение с буквами «а» и «c» по ключу равно 2 баллам. Формулы расчета вторичных факторов теста Кеттелла F1 = [(38 + 2L + 3O + 4Q4) - (2C +2 H + 2Q3)] / 10; F2 = [(2A + 3E + 4F +5H) - (2Q2 +11)] / 10; F3 = [(77 + 2C + 2E + 2F + 2N) - (4A + 6I +2M)] / 10; F3 = [(4E + 3M +4Q1 + 4Q2) - (3A + 2C)] / 10; Перевод первичных «сырых» оценок в стандартные баллы (стены) Женщины 16-18 лет Фактор | Стены | | | | | | | | | | | | А | 0-6 | 7-8 | 7-8 | 9-10 | | 12-13 | 14-15 | | 17-18 | 19-20 | В | 0-1 | | | | | | | 8-9 | | 11-12 | С | 0-6 | 7-8 | 9-10 | 11-12 | 13-14 | 15-16 | 17-18 | 19-20 | | 22-26 | Е | 0-3 | | 5-6 | 7-8 | 9-10 | 11-12 | 13-15 | 16-17 | 18-19 | 20-26 | F | 0-6 | 7-8 | 9-11 | 12-14 | 15-16 | 17-18 | 19-20 | 21-22 | | 24-26 | G | 0-5 | 6-7 | 8-9 | 10-11 | 12-13 | | 15-16 | | | 19-20 | Н | 0-2 | 3-4 | 5-7 | 8-9 | 10-12 | 13-14 | 15-17 | 18-20 | 21-22 | 23-26 | I | 0-5 | 6-7 | | 9-10 | | 12-13 | | | 16-17 | 18-20 | L | 0-2 | | 4-5 | | 7-8 | | 10-11 | 12-13 | | 15-16 | М | 0-6 | | 8-9 | | 11-12 | 13-14 | 15-16 | | 18-19 | 20-28 | N | 0-5 | | | | 9-10 | | 12-13 | | | 16-20 | О | 0-4 | | 6-7 | 8-9 | 10-11 | 12-13 | 14-15 | 16-17 | 18-19 | 20-26 | Q1 | 0-3 | | | | 7-8 | | 10-11 | | 13-14 | 15-20 | Q2 | 0-3 | | 5-6 | | 8-9 | 10-11 | 12-13 | 14-15 | 16-17 | 18-20 | Q3 | 0-4 | 5-6 | | 8-9 | | 11-12 | | | 15-16 | 17-20 | Q4 | 0-3 | 4-5 | 6-8 | 9-11 | 12-13 | 14-16 | 17-19 | 20-21 | 22-23 | 24-26 | Мужчины 16-18 лет Фактор | Стены | | | | | | | | | | | | А | 0-3 | | 5-6 | | 8-9 | 10-11 | | 13-14 | 15-16 | 17-20 | В | 0-1 | | | | | | | 8-9 | | 11-12 | С | 0-7 | 8-9 | 10-11 | 12-13 | 14-15 | 16-17 | 18-19 | | 21-22 | 23-26 | Е | 0-6 | 7-8 | | 10-11 | 12-13 | 14-15 | 16-17 | 18-19 | 20-21 | 22-26 | F | 0-5 | 6-8 | 9-11 | 12-14 | 15-16 | 17-18 | 19-20 | 21-22 | | 24-26 | G | 0-4 | 5-6 | 7-8 | 9-10 | 11-12 | 13-14 | 15-16 | | | 19-20 | Н | 0-2 | 3-4 | 5-7 | 8-10 | 11-13 | 14-16 | 17-18 | 19-20 | 21-22 | 23-26 | I | 0-2 | | | 5-6 | 7-8 | | 10-11 | 12-13 | 14-15 | 16-20 | L | 0-3 | | 5-6 | 7-8 | | 10-11 | 12-13 | | 15-16 | 17-20 | М | 0-4 | 5-6 | | 8-9 | 10-11 | 12-13 | | 15-16 | 17-18 | 19-26 | N | 0-5 | 6-7 | | | | 11-12 | | 14-15 | | 17-20 | О | 0-3 | | 5-6 | 7-8 | 9-10 | | 12-13 | 14-15 | 16-17 | 18-26 | Q1 | 0-4 | | | 7-8 | | 10-11 | | | 14-15 | 16-20 | Q2 | 0-3 | | 5-6 | 7-8 | | 10-11 | 12-13 | 14-15 | 16-17 | 18-20 | Q3 | 0-3 | 4-5 | | 7-8 | 9-10 | | 12-13 | | 15-18 | 17-20 | Q4 | 0-2 | 3-4 | 5-6 | 7-8 | 10-12 | 13-15 | 16-17 | 18-19 | 2-21 | 22-26 | Женщины 19-28 лет Фактор | Стены | | | | | | | | | | | | А | 0-4 | 5-6 | | 8-9 | 10-12 | | 14-15 | | 17 18 | 19-20 | В | 0-4 | | - | | | | | | | 12-13 | С | 0-6 | 7-8 | 9-10 | 11-12 | 13-14 | 15-16 | 17-18 | 19-20 | 21-22 | 23-26 | Е | 0-3 | | 5-6 | 7-8 | 9-10 | 11-12 | 13-14 | 15-16 | 17-18 | 19-26 | F | 0-5 | 6-7 | 8-10 | 11-12 | 13-15 | 16-17 | 18-19 | 20-21 | | 23-26 | G | 0-4 | 5-6 | 7-8 | 9-10 | 11-12 | | 14-15 | 16-17 | | 19-20 | Н | 0-2 | 3-4 | 5-7 | 8-9 | 10-12 | 13-15 | 10-17 | 18-20 | 21-22 | 23-26 | I | 0-5 | | 7-8 | 9-10 | 11-12 | | | | 16-17 | 18-20 | L | 0-1 | 2-3 | | | 6-7 | 8-9 | | 11-12 | 13-14 | 15-20 | М | 0-5 | 6-7 | | 9-10 | 11-12 | 13-14 | 15-16 | | 18-19 | 20-26 | N | 0-5 | | | | 9-10 | | 12-13 | | 15-16 | 17-20 | О | 0-3 | | 5-6 | | 8-9 | 10-12 | 13-14 | 15-16 | 17-18 | 19-26 | Q1 | 0-3 | | | 6-7 | | | 10-11 | 12-13 | | 15-20 | Q2 | 0-3 | | 5-6 | | 8-9 | 10-11 | 12-13 | 14-15 | 16-17 | 18-20 | Q3 | 0-4 | | 6-7 | 8-9 | | 11-12 | | | 15-16 | 17-20 | Q4 | 0-3 | 4-5 | 6-7 | 8-10 | 11-12 | 13-15 | 16-18 | 19-20 | 21-22 | 23-26 | Мужчины 19-28 лет Фактор | Стены | | | | | | | | | | | | А | 0-3 | | 5 6 | | 8-9 | 10-11 | 12-13 | | 15-16 | 17-20 | В | 0-4 | | - | | | | | | | 12-13 | С | 0-7 | 8-9 | 10-11 | | 14-15 | 16-17 | 18-19 | 20-21 | | 23 26 | Е | 0-6 | 7-8 | | 10-11 | 12-13 | 14-16 | 17-18 | | 20-21 | 22-26 | F | 0-5 | 6-8 | 9-10 | 11-13 | 14-15 | 16-17 | 18-19 | 20-21 | 22-23 | 24-46 | G | 0-4 | 5-8 | 7-9 | 10-11 | | 13-14 | 15-16 | | 18-19 | | Н | 0-2 | 3-4 | 5-7 | 8-10 | 11-18 | 14-16 | 17-18 | 19-20 | 21-22 | 23-26 | I | 0-2 | | 4-5 | | 7-8 | 9-10 | 11-12 | 13-14 | | 16-20 | L | 0-3 | | 5-6 | | 8-9 | 10-11 | | 13-14 | | 16-20 | М | 0-5 | | 7-8 | | 10-11 | 12-13 | 14-15 | 16-17 | | 19-20 | N | 0-5 | 6-7 | | | | 11-12 | | 14-15 | | 17-20 | О | 0-3 | | 5-6 | 7-8 | | 10-11 | 12-13 | 14-15 | 16-17 | 18-26 | Q1 | 0-4 | | | 7-8 | | | 11-12 | | 14-15 | 16-20 | Q2 | 0-3 | | 5-6 | | 8-9 | 10-11 | 12-13 | 14-15 | 16-17 | 18-20 | Q3 | 0-3 | 4-5 | | 7-8 | 9-10 | | 12-13 | | 15-16 | 17-20 | Q4 | 0-3 | | 5-7 | 8-9 | 10-12 | 13-14 | 15-17 | 18-19 | 20-21 | 22-26 | Женщины 29-70 лет Фактор | Стены | | | | | | | | | | | | А | 0-4 | 5-6 | 7-8 | 9-10 | | 12-13 | 14-15 | | 17-18 | 19-20 | В | 0-1 | | | | | | | 8-9 | | 11-13 | С | 0-7 | 8-9 | 10-11 | 12-13 | 14-15 | 18-17 | 18-20 | 21-22 | 23-24 | 25-26 | Е | 0-2 | | 4-5 | 6-7 | 8-9 | 10-11 | 12-14 | 15-18 | 17-18 | 19-26 | F | 0-4 | 5-6 | 7-8 | 9-10 | 11-13 | 14-15 | 16-17 | 18-19 | 20-21 | 22-26 | G | 0-6 | | 8-9 | 10 11 | 12-13 | 14-15 | | | 18-19 | | Н | 0-2 | 3-4 | 5-7 | 8-9 | 10-12 | 13-14 | 15-17 | 18-20 | 21-22 | 23-26 | I | 0-5 | 6-7 | | 9-10 | | 12-13 | | 15-18 | | 18-20 | L | 0-1 | | 3-4 | | 6-7 | | 9-10 | | 12-13 | 14-20 | М | 0-6 | | 8-9 | 10-11 | | 13-14 | 15-16 | | 18-19 | 20-26 | N | 0-5 | | | 8-9 | | | 12-13 | | | 16-20 | О | 0-3 | | 5-6 | 7-8 | 9-10 | 11-12 | 13-14 | 15-18 | 17-18 | 19-26 | Q1 | 0-3 | | | 6-7 | | | 10-11 | 12-13 | | 15-20 | Q2 | 0-3 | | 5-6 | 7-8 | | 10-11 | 12-13 | 14-15 | 16-17 | 18-20 | Q3 | 0-5 | 6-7 | | 9-10 | | 12-13 | | 15-16 | | 18-20 | Q4 | 0-2 | 3-4 | 5-7 | 8-10 | 11-12 | 13-15 | 18-17 | 18-20 | 21-22 | 23-26 | Мужчины 29-70 лет Фактор | Стены | | | | | | | | | | | | А | 0-3 | | 5-6 | | 8-9 | 10-11 | 12-13 | | 15-16 | 17-20 | В | 0-1 | | | | | | | 8-9 | | 11-13 | С | 0-7 | 8-10 | 11-12 | 13-14 | 15-16 | | 18-19 | 20-21 | 22-23 | 24-26 | Е | 0-5 | 6-7 | 8-9 | 10-11 | 12-13 | 14-15 | 16-17 | 18-19 | 20-21 | 22-26 | F | 0-3 | 4-5 | 6-8 | 9-10 | 11-13 | 14-15 | 16-17 | 18-19 | | 21-26 | G | 0-4 | 5-7 | 8-10 | 11-12 | | 14-15 | 16-17 | | | | Н | 0-3 | 4-5 | 6-8 | 9-11 | 12-14 | 15-16 | 17-19 | 20-21 | 22-23 | 24-26 | I | 0-2 | | | 5-6 | 7-8 | 9-10 | 11-12 | 13-14 | | 16-20 | L | 0-2 | | 4-5 | 6-7 | | 9-10 | 11-12 | | 14-15 | 16-20 | М | 0-5 | 6-7 | | 9-10 | | 12-13 | 14-15 | 16-17 | 18-19 | 20-26 | N | 0-6 | | 8-9 | | | 12-13 | | | 16-17 | 18-20 | О | 0-2 | | 4-5 | 6-7 | 8-9 | 10-11 | | 13-15 | 16-17 | 18-26 | Q1 | 0-4 | 5-6 | | | 9-10 | | 12-13 | | 15-16 | 17-20 | Q2 | 0-3 | | 5-6 | 7-8 | 9-10 | | 12-13 | 14-15 | 16-17 | 18-20 | Q3 | 0-4 | 5-6 | 7-8 | | 10-11 | | 13-14 | | 16-17 | 18-20 | Q4 | | 1-2 | 3-5 | 6-7 | 8-10 | 11-12 | 13-15 | 16-17 | 18-19 | 20-26 | Описание факторов теста Кеттелла Описание первичных факторов теста Кеттелла 1. Фактор А: «замкнутость – общительность» | А- / 0-6 баллов | А+ / 7-12 баллов | Скрытность, обособленность, отчужденность, недоверчивость, необщительность, замкнутость, критичность, склонность к объективности, ригидности, к излишней строгости в оценке людей. Трудности в установлении межличностных, непосредственных контактов | Общительность, открытость, естественность, непринужденность, готовность к сотрудничеству, приспособляемость, внимание к людям, готовность к совместной работе, активность в устранении конфликтов в группе, готовность идти на поводу. Легкость в установлении непосредственных, межличностных контактов | Полюс А- в техническом названии именуется sizothymia (от латинского слова sizo, что означает скучный, унылый). Полюс А+ именуется affectothymia, и он характеризует интенсивное выражение аффектов (чувств). Эмоционально «вялая», «сухая» личность имеет склонность к осторожности при выражении чувств, она мало экспрессивна. Наиболее яркой особенностью аффектотимии является добродушие, веселость, интерес к людям, эмоциональная восприимчивость. В целом фактор А ориентирован на измерение общительности человека в малых группах и способности к установлению непосредственных, межличностных контактов. В ответах вопросника личность с А+ предпочитает работу с людьми, социальное одобрение, любит идти в ногу со временем. Личность с полюсом А- любит идеи, предпочитает работать одна. Существуют доказательства того, что личности с А+ общительны, могут быть лидерами в малых группах и часто выбирают работу с людьми; личности с полюсом А- могут быть художниками, учеными-исследователями и предпочитают работать самостоятельно, изолированно от группы. · 1-3 стена – склонен к ригидности, холодности, скептицизму и отчужденности. Вещи его привлекают больше, чем люди. Предпочитает работать сам, избегая компромиссов. Склонен к точности, ригидности в деятельности, личных установках. Во многих профессиях это желательно. Иногда он склонен быть критически настроенным, несгибаемым, твердым, жестким. · 4 стена – сдержанный, обособленный, критический, холодный (шизотимия). · 7 стенов – обращенный вовне, легкий в общении, участвующий аффективно (циклотимия). · 8-10 стенов – склонность к добродушию, легкости в общении, эмоциональному выражению; готов к сотрудничеству, внимателен к людям, мягкосердечен, добр, приспособляем. Предпочитает ту деятельность, где есть занятия с людьми, ситуации с социальным значением. Этот человек легко включается в активные группы. Он щедр в личных отношениях, не боится критики. Хорошо запоминает события, фамилии, имена и отчества. 2. Фактор В: интеллект | B- / 0-3 балла | B+ / 4-8 баллов | Конкретность и некоторая ригидность мышления, затруднения в решении абстрактных задач, сниженная оперативность мышления, недостаточный уровень общей вербальной культуры. | Развитое абстрактное мышление, оперативность, сообразительность, быстрая обучаемость. Достаточно высокий уровень общей культуры, особенно вербальной. | Фактор В не определяет уровень интеллекта, он ориентирован на измерение оперативности мышления и общего уровня вербальной культуры и эрудиции. Следует отметить, что низкие оценки по этому фактору могут зависеть от других характеристик личности: тревожности, фрустрированности, низкого образовательного ценза. И главное, фактор В, пожалуй, единственный фактор методики, который не является строго валидизированным. Поэтому результаты по этому фактору являются ориентировочными. · 1-3 стена – склонен медленнее понимать материал при обучении. «Туповат», предпочитает конкретную, буквальную интерпретацию. Его «тупость» или отражает низкий интеллект, или является следствием снижения функций в результате психопатологии. · 4 стена – менее интеллектуально развит, конкретно мыслит (меньшая способность к обучению). · 7 стенов – более интеллектуально развит, абстрактно мыслящий, разумный (высокая способность к обучению). · 8-10 стенов – быстро воспринимает и усваивает новый учебный материал. Имеется некоторая корреляция с культурным уровнем, а также с реактивностью. Высокие баллы указывают на отсутствие снижения функций интеллекта в патологических состояниях. 3. Фактор С: «эмоциональная нестабильность -эмоциональная стабильность» | C- / 0-6 баллов | C+ / 7-12 баллов | Эмоциональная неустойчивость, импульсивность; человек находится под влиянием чувств, переменчив в настроениях, легко расстраивается, неустойчив в интересах. Низкая толерантность по отношению к фрустрации, раздражительность, утомляемость. | Эмоциональная устойчивость, выдержанность; человек эмоционально зрелый, спокойный, устойчив в интересах, работоспособный, может быть ригидным, ориентирован на реальность. | Этот фактор характеризует динамическое обобщение и зрелость эмоций в противоположность нерегулируемой эмоциональности. Психоаналитики пытались описать этот фактор как эго-силу и эго-слабость. Согласно методике Кеттелла, личность с полюсом C- легко раздражается из-за тех или иных событий или людей, не удовлетворена жизненными ситуациями, собственным здоровьем, кроме того, это личность безвольная. Однако такая интерпретация достаточно ортодоксальна, поскольку здесь не учитывается пластичность эмоциональной сферы. Люди с высокой оценкой по фактору C+ чаще являются лидерами, чем те, чьи показатели по этому фактору ближе к полюсу C-. С другой стороны, у руководящего состава диапазон показателей по фактору С широк; некоторым из них присущи низкие значения по этому фактору (возможно, здесь сказывается реакция усталости и озабоченность при стрессе). Установлено, что людям с высокой и средней оценкой по фактору С свойственны и более высокие моральные качества. В целом фактор имеет генетическое происхождение и направлен на измерение эмоциональной стабильности; он в большой степени соотносится с понятиями слабой и сильной нервной системы (по И.П.Павлову). Профессиями, требующими преодоления стрессовых ситуаций (руководители, летчики, спасатели и т. д.), должны владеть индивидуумы с высокими оценками по фактору С. В то же время в профессиях, где не требуется быстрого принятия решений, эмоциональной стабильности и где можно решать вопрос самому (художники, почтальоны и т. д.), можно иметь и низкие оценки по этому фактору. · 1-3 стена – имеется низкий порог в отношении фрустрации, изменчивый и пластичный, избегающий требований действительности, невротически утомляемый, раздражительный, эмоционально возбудимый, имеющий невротическую симптоматику (фобии, нарушения сна, психосоматические расстройства). Низкий порог свойствен всем формам невротических и некоторым психическим расстройствам. · 4 стена – чувствительный, эмоционально менее устойчивый, легко расстраивается. · 7 стенов – эмоционально устойчивый, трезво оценивающий действительность, активный, зрелый. · 8-10 стенов – эмоционально зрелый, устойчивый, невозмутимый. Высокая способность к соблюдению общественных моральных норм. Иногда смиренная покорность перед нерешенными эмоциональными проблемами. Хороший уровень «С» позволяет адаптироваться даже при психических расстройствах. 4. Фактор Е: «подчиненность-доминантность» | E- / 0-5 баллов | E+ / 6-12 баллов | Мягкость, уступчивость, тактичность, кроткость, любезность, зависимость, безропотность, услужливость, почтительность, застенчивость, готовность брать вину на себя, скромность, экспрессивность, склонность легко выходить из равновесия. | Самостоятельность, независимость, настойчивость, упрямство, напористость, своенравие, иногда конфликтность, агрессивность, отказ от признания внешней власти, склонность к авторитарному поведению, жажда восхищения, бунтарь. | Фактор Е не очень существенно коррелирует с достижениями лидерства, однако связан с социальным статусом и выше у лидеров, чем у последователей. Существует предположение, что оценки по этому фактору с возрастом меняются и зависят от пола испытуемого. В своем поведении люди с высокими оценками (по этому фактору) испытывают потребность в автономии. · 1-3 стена – уступающий другим, покорный. Часто зависим, признает свою вину. Стремится к навязчивому соблюдению корректности, правил. Эта пассивность является частью многих невротических синдромов. · 4 стена – скромный, покорный, мягкий, уступчивый, податливый, конформный, приспособляющийся. · 7 стенов – самоутверждающийся, независимый, агрессивный, упрямый (доминантный). · 8-10 стенов – утверждающий себя, свое «Я», самоуверенный, независимо мыслящий. Склонен к аскетизму, руководствуется собственными правилами поведения, враждебный и экстрапунитивный (авторитарный), командует другими, не признает авторитетов. 5. Фактор F: «сдержанность – экспрессивность» | F- / 0-5 баллов | F+ / 6-12 баллов | Благоразумие, осторожность, рассудительность в выборе партнера по общению. Склонность к озабоченности, беспокойству о будущем, пессимистичность в восприятии действительности, сдержанность в проявлении эмоций. | Жизнерадостность, импульсивность, восторженность, беспечность, безрассудность в выборе партнеров по общению, эмоциональная значимость социальных контактов, экспрессивность, экспансивность, эмоциональная яркость в отношениях между людьми, динамичность общения, которая предполагает эмоциональное лидерство в группах | Данный фактор представляет собой компонент факторов второго порядка различных свойств личности. Интересен тот факт, что с годами проявление импульсивности и беспечности постепенно снижается, что можно рассматривать как свидетельство определенной эмоциональной зрелости. В целом фактор F ориентирован на измерение эмоциональной окрашенности и динамичности в процессах общения. Пример: актеры, эффективные лидеры имеют более высокие оценки, художники, последователи – более низкие. · 1-3 стена – неторопливый, сдержанный. Иногда мрачен, пессимистичен, осмотрителен. Считается очень точным, трезвым, надежным человеком. · 4 стена – трезвый, осторожный, серьезный, молчаливый; · 7 стенов – безалаберный, импульсивно-живой, веселый, полный энтузиазма. · 8-10 стенов – веселый, активный, разговорчивый, беззаботный, может быть импульсивен. 6. Фактор G: «низкая нормативность поведения – высокая нормативность поведения» | G- / 0-6 баллов | G+ / 7-12 баллов | Склонность к непостоянству, подверженность влиянию чувств, случая и обстоятельств. Потворствует своим желаниям, не делает усилий по выполнению групповых требований и норм. Неорганизованность, безответственность, импульсивность, отсутствие согласия с общепринятыми моральными правилами и стандартами, гибкость по отношению к социальным нормам, свобода от их влияния, иногда беспринципность и склонность к асоциальному поведению. | Добросовестность, ответственность, стабильность, уравновешенность, настойчивость, склонность к морализированию, разумность, совестливость. Развитое чувство долга и ответственности, осознанное соблюдение общепринятых моральных правил и норм, настойчивость в достижении цели, деловая направленность. | Этот фактор напоминает фактор С, особенно в том, что касается роли саморегуляции поведения и отношения к другим людям. Данный фактор характеризует особенности эмоционально-волевой сферы (настойчивость, организованность – безответственность, неорганизованность) и особенности регуляции социального поведения (принятие или игнорирование общепринятых моральных правил и норм). Психоаналитики интерпретируют этот фактор как высокое супер-эго и как низкое супер-эго. Исследователю следует быть особо внимательным в анализе низких оценок по данному фактору (G-) так как нет прямолинейной зависимости низких оценок от выраженного асоциального поведения (например, с преступниками). Напротив, известно, что многие люди, не воспринимающие «мораль среднего класса», «интеллектуалы», «эмансипированные личности», лица, выражающие гуманистические идеалы и гибко относящиеся к социальным и культурным традициям, могут иметь низкие оценки по этому фактору. Высокие оценки часто могут характеризовать не только выраженные волевые черты личности, но и склонность к сотрудничеству и конформизму. · 1-3 стена – тенденция к непостоянству цели, непринужденный в поведении, не прилагает усилий к выполнению групповых задач, выполнению социально-культурных требований. Его свобода от влияния группы может вести к асоциальным поступкам, но временами делает его деятельность более эффективной. Отказ от подчинения правилам уменьшает соматические расстройства при стрессе. · 4 стена – пользующийся моментом, ищущий выгоду в ситуации. Избегает правил, чувствует себя малообязательным. · 7 стенов – сознательный, настойчивый, на него можно положиться, степенный, обязательный. · 8-10 стенов– требователен к себе, руководствуется чувством долга, настойчив, берет на себя ответственность, добросовестен, склонен к морализированию, предпочитает работящих людей, остроумный. 7. Фактор Н: «робость – смелость» | H- / 0-5 баллов | H+ / 6-12 баллов | Робость, застенчивость, эмоциональная сдержанность, осторожность, социальная пассивность, деликатность, внимательность к другим, повышенная чувствительность к угрозе, предпочтение индивидуального стиля деятельности и общения в малой группе (2-3 человека). | Смелость, предприимчивость, активность; человек имеет эмоциональные интересы, готовность к риску и сотрудничеству с незнакомыми людьми в незнакомых обстоятельствах, способность принимать самостоятельные, неординарные решения, склонность к авантюризму и проявлению лидерских качеств. | Фактор H – четко определенный фактор, который характеризует степень активности в социальных контактах. При этом надо учитывать, что этот фактор имеет генетическое происхождение и отражает активность организма и особенности темперамента. Люди с высокими оценками этого фактора имеют склонность к профессиям риска (летчики-испытатели), упорны, социабельны, умеют выдерживать эмоциональные нагрузки, что часто делает их лидерами. Низкие оценки этого фактора характеризуют людей застенчивых, робких, не социабельных, трудно принимающих самостоятельные решения. · 1-3 стена – застенчивый, уклончивый, держится в стороне, «тушуется». Обычно испытывает чувство собственной недостаточности. Речь замедленна, затруднена, высказывается трудно. Избегает профессий, связанных с личными контактами. Предпочитает иметь 1-2 близких друзей, не склонен вникать во все, что происходит вокруг него. · 4 стена – застенчивый, сдержанный, неуверенный, боязливый, робкий. · 7 стенов – авантюрный, социально-смелый, незаторможенный, спонтанный. · 8-10 стенов – общительный, смелый, испытывает новые вещи; спонтанный и живой в эмоциональной сфере. Его «толстокожесть» позволяет ему переносить жалобы и слезы, трудности в общении с людьми в эмоционально напряженных ситуациях. Может небрежно относиться к деталям, не реагировать на сигналы об опасности. 8. Фактор I: «жесткость – чувствительность» | I- / 0-5 баллов для мужчин, 0-6 баллов для женщин | I+ / 6-12 баллов для мужчин, 7-12 баллов для женщин | Несентиментальность, самоуверенность, суровость, рассудочность, гибкость в суждениях, практичность, иногда некоторая жесткость и черствость по отношению к окружающим, рациональность, логичность. | Чувствительность, впечатлительность, богатство эмоциональных переживаний, склонность к романтизму, художественное восприятие мира, развитые эстетические интересы, артистичность, женственность, склонность к эмпатии, сочувствию, сопереживанию и пониманию других людей, утонченная эмоциональность. | Согласно ряду исследований, люди с высокими показателями по этому фактору обычно настроены романтически, любят путешествия и новые переживания. Они обладают развитым воображением, для них важна эстетика. Этот фактор отражает различия в культурном уровне и эстетической восприимчивости личности. Интересен тот факт, что люди с низкими показателями по этому фактору меньше болеют, более агрессивны, чаще занимаются спортом, атлетичны. Характеристики этого фактора ближе к фактору второго порядка «низкая эмоциональность – высокая эмоциональность»; данный фактор является там главенствующим. Личность с высокими показателями по этому фактору характеризуется как физически и умственно утонченная, склонная к рефлексии, задумывающаяся над своими ошибками и путями избежания таковых. Отметим, что оценки по данному фактору у женщин выше, чем у мужчин, при этом они зависят от окружающих условий и культурного уровня. Кеттелл определяет данную черту личности как «запрограммированную эмоциональную чувствительность», подчеркивая тем самым прерогативу генетического происхождения этого свойства личности. Следует отметить, что мужчины, имеющие высокие оценки, чаще всего относятся к художественному типу личности. По роду занятий высокие оценки по этому фактору объединяют художников, артистов, музыкантов, писателей врачей-диагностов и психиатров, адвокатов. Лица с I-больше склонны к невротическим рассогласованиям (при исследовании по тесту Айзенка эти люди имеют высокие показатели по такой характеристике, как нейротизм). В целом этот фактор определяет степень эмоциональной утонченности личности. · 1-3 стена – практичный, реалистичный, мужественный, независимый, имеет чувство ответственности, но скептически относится к субъективным и культурным аспектам жизни. Иногда безжалостный, жестокий, самодовольный. Руководя группой, заставляет ее работать на практической и реалистической основе. · 4 стена – сильный, независимый, полагается на себя, реалистичный, не терпит бессмысленности. · 7 стенов – слабый, зависимый, недостаточно самостоятельный, беспомощный, сензитивный. · 8-10 стенов – слабый, мечтательный, разборчивый, капризный, женственный, иногда требовательный к вниманию, помощи, зависимый, непрактичный. Не любит грубых людей и грубых профессий. Склонен замедлять деятельность группы и нарушать ее моральное состояние нереалистическим копанием в мелочах, деталях. 9. Фактор L: «доверчивость – подозрительность» | L- / 0-5 баллов | L+ / 6-12 баллов | Открытость, уживчивость, терпимость, покладистость; свобода от зависти, уступчивость. Может быть чувство собственной незначительности. | Осторожность, эгоцентричность, настороженность по отношению к людям; склонность к ревности, стремление возложить ответственность за ошибки на окружа-юих, раздражительность. Иногда автономность, самостоятельность и независимость в социальном поведении. | Кеттелл назвал этот фактор alaxia (L-) – protensia (L+). Термин protensia означает «защита» и «внутренняя напряженность»; высокие показатели по этому фактору могут коррелировать с невротическими характеристиками. В то же время высокие оценки по этому фактору часто встречаются у людей независимого поведения, у тех, кто по роду деятельности связан с созиданием чего-либо, например, в области религии и науки. Ряд черт характера, которые относят к доминированию (факторЕ), в действительности следует связывать именно с этим фактором. Полюс L-характеризует личность добродушную, открытую и, возможно, без амбиций и стремления к победе. В целом фактор L отражает эмоциональное отношение к людям. Очень высокие оценки по этому фактору говорят об излишней защите и эмоциональной напряженности, фрустрированности личности. Низкий полюс (L-) характеризует личность добродушную, но склонную к конформизму. · 1-3 стена – склонен к свободе от тенденции ревности, приспособляемый, веселый, не стремится к конкуренции, заботится о других. Хорошо работает в группе. · 4 стена – доверчивый, адаптирующийся, неревнивый, уживчивый. · 7 стенов – подозрительный, имеющий собственное мнение, не поддается обману. · 8-10 стенов – недоверчивый, сомневающийся, часто погружен в свое «Я», упрямый, заинтересован во внутренней психической жизни. Осмотрителен в действиях, мало заботится о других людях, плохо работает в группе. Этот фактор не обязательно свидетельствует о паранойе. 10. Фактор М: «практичность – мечтательность» | M- / 0-5 баллов | M+ / 6-12 баллов | Высокая скорость решения практических задач, прозаичность, ориентация на внешнюю реальность, развитое конкретное воображение, практичность, реалистичность. | Богатое воображение, поглощенность своими идеями, внутренними иллюзиями («витает в облаках»), легкость отказа от практических суждений, умение оперировать абстрактными понятиями, ориентированность на свой внутренний мир; мечтательность. | Картина этого фактора достаточно сложна. В основном личности с M+ имеют яркую внутреннюю интеллектуальную жизнь, с интенсивным проживанием идей и чувств. В поведении могут быть «богемны», нонконформны. Высокие оценки по этому фактору имеют художники, поэты, исследователи, экспериментаторы, руководители высокого ранга, редакторы и т. д. Низкие оценки имеют лица, занятые механическими расчетами, где необходимо внимание, сосредоточенность. Замечено также, что лица с низкими оценками по этому фактору реже попадают в автомобильные катастрофы. Их характеризует уравновешенность и здравомыслие. Однако, в неожиданных ситуациях им часто не хватает воображения и находчивости. В целом фактор ориентирован на измерение особенностей воображения, отражающихся в реальном поведении личности, таких, как практичность, приземленность или, наоборот, некоторое «витание в облаках», романтическое отношение к жизни. · 1-3 стена – беспокоится о том, чтобы поступать правильно, практично, руководствуется возможным, заботится о деталях, сохраняет присутствие духа в экстремальных ситуациях, но иногда сохраняет воображение. · 4 стена – практичный, тщательный, конвенциальный. Управляем внешними реальными обстоятельствами. · 7 стенов – человек с развитым воображением, погруженный во внутренние потребности, заботится о практических вопросах. Богемный. · 8-10 стенов – склонен к неприятному для окружающих поведению (не каждодневному), неконвенциальный, не беспокоится о повседневных вещах, самомотивированный, обладает творческим воображением. Обращает внимание на «основное» и забывает о конкретных людях и реальностях. Изнутри направленные интересы иногда ведут к нереалистическим ситуациям, сопровождающимся экспрессивными взрывами. Индивидуальность ведет к отвержению его в групповой деятельности. 11. Фактор N: «прямолинейность -дипломатичность» | N- / 0-5 баллов | N+ / 6-12 баллов | Откровенность, простота, наивность, прямолинейность, бестактность, естественность, непосредственность, эмоциональность, недисциплинированность, неумение анализировать мотивы партнера, отсутствие проницательности, простота вкусов, довольствие имеющимся. | Изысканность, умение вести себя в обществе, в общении дипломатичность, эмоциональная выдержанность, проницательность, осторожность, хитрость, эстетическая изощренность, иногда ненадежность, умение находить выход из сложных ситуаций, расчетливость. | Фактор ориентирован на измерение отношений личности к людям и окружающей действительности. Пока этот фактор недостаточно исследован. Однако можно говорить о том, что фактор характеризует некоторую форму тактического мастерства личности (фактор положительно коррелирует с умственными способностями и доминантностью и с определенной неуверенностью личности в себе). Высокие оценки по этому фактору характеризуют дипломатов в противоположность «естественному и прямолинейному» человеку с наивной эмоциональной искренностью, прямотой и непринужденностью. Кеттеллохарактеризовал людей с высокими оценками по фактору N так: «Они могут быть либо Сократом, либо ловким мальчишкой, а люди с низким полюсом отличаются экспрессивностью, теплотой и добротой». Существуют данные о том, что люди с низкими оценками по этому фактору вызывают больше доверия и симпатии, особенно у детей. Людей с высокими оценками можно охарактеризовать как интеллектуальных, независимых, со сложной натурой. В субкультурных исследованиях была выявлена связь высоких показателей по этому фактору со способностью к выживанию и определенной изощренностью. По динамическим характеристикам люди с высокими показателями являются лидерами в аналитической, целенаправленной дискуссии и в формировании функциональных групповых решений (у театральных режиссеров, кинорежиссеров, дипломатов как правило высокие оценки по этому фактору). Люди с низкой оценкой по фактору N медлительны, консервативны, препятствуют принятию решения группой. Положительный полюс Кеттелл образно назвал полюсом Маккиавелли, а отрицательный – полюсом Руссо. · 1-3 стена – склонен к отсутствию утонченности, к сентиментальности и простоте. Иногда грубоват и резок, обычно естественен и спонтанен. · 4 стена – прямой, естественный, бесхитростный, сентиментальный. · 7 стенов – хитрый, нерасчетливый, светский, проницательный (утонченный). · 8-10 стенов – утонченный, опытный, светский, хитрый. Склонен к анализу. Интеллектуальный подход к оценке ситуации, близкий к цинизму. 12. Фактор О: «спокойствие – тревожность» | O- / 0-6 баллов | O+ / 7-12 баллов | Беспечность, самонадеянность, жизнерадостность, уверенность в себе и в своих силах, безмятежность, небоязливость, хладнокровие, спокойствие, отсутствие раскаяния и чувства вины. | Беспокойство, озабоченность, ранимость, ипохондричность, подверженность настроению, страх, неуверенность в себе, склонность к предчувствиям, самобичеванию, к депрессиям, чувствительность к одобрению окружающих, чувство вины и недовольство собой. | Ранее при интерпретации этого фактора употреблялись такие термины как «депрессивная тенденция», «плохое настроение», «самоуничижение» и даже «невротическое состояние». Низкие оценки характерны для людей, которые «управляют своими неудачами». Личность с высокими оценками по этому фактору чувствует свою неустойчивость, напряженность в трудных жизненных ситуациях, легко теряет присутствие духа, полна сожалений и сострадания; для нее характерна комбинация симптомов ипохондрии и неврастении с преобладанием страхов. Этот фактор шире, чем чувство вины в общепринятом смысле. В этом факторе важен и компонент устойчивости; люди с высокими показателями часто застенчивы, им трудно вступить в контакт с другими людьми. Низкие оценки по этому фактору характеризуют тех людей, которые могут справляться со своими неудачами, в отличие от тех, кто переживает неудачи как внутренний конфликт. Существуют данные, свидетельствующие о том, что антиобщественные личности не страдают от чувства вины. По роду занятий высокую оценку по этому фактору имеют религиозные лица, художники, артисты, литераторы. Высокие оценки во многом определяют успешное лидерство в сложных ситуациях и стремление личности к самоактуализации. В то же время эти оценки свойственны невротикам, алкоголикам и людям с некоторыми видами психопатии. Кеттелл считает, что этот фактор можно в определенных пределах назвать фактором Гамлета и он может иметь социально-моральное значение, которое туитивно чувствуют почитатели Достоевского. Следует учитвать, что высокие оценки по этому фактору могут иметь ситуативное происхождение. · 1-3 стена – безмятежный, со спокойным настроением, его трудно вывести из себя, невозмутимый. Уверенный в себе и своих способностях. Гибкий, не чувствует угрозы, иногда до такой степени, что не чувствителен к тому, что группа идет другим путем и что он может вызвать неприязнь. · 4 стена – безмятежный, доверчивый, спокойный. · 7 стенов – тревожный, депрессивный, обеспокоенный (тенденция аутопунитивности), чувство вины. · 8-10 стенов – д |