Проблема личности и коллектива в наследии А.С.Макаренко Лекция 1. Зарождение образования. Система образования И воспитания в античном мире (2 часа) 1. Древневосточная цивилизация как прародина образования. Шумерская школа. 2. Система воспитания и образования в рабовладельческих государствах Древней Греции (Спарта и Афины). Литература: Очерки истории школы и педагогической мысли Древнего и средневекового Востока. - М., 1988 Жураковский Г.Е. Очерки истории античной педагогики. - М., 1963 Зейлигер-Рубинштейн Е.И. Очерки по истории воспитания и педагогической мысли.- Л., 1978, с.8-16 Марру А.-И. История воспитания в античности (Греция) /Пер. с фр. М., 1998 Йегер В. Пайдейя: Воспитание античного грека (Эпоха великих воспитателей и воспитательных систем) /Пер с нем. М., 1997 Корнетов Г.Б. Педагогика античного общества //От глиняной таблички к университету: Образовательные системы Востока и Запада в эпоху древности и Средневековья. – М., 1998 Лекция 2. Воспитание и школа в странах Западной Европы В эпоху Средневековья (2 часа) 1. Возникновение и развитие средневекового образования. Становление христианского образования. 2. Церковные школы: содержание, формы и методы обучения. 3. Рыцарское воспитание. 4. Зарождение и развитие светского образования. 5. Схоластика. Фома Аквинский. 6. Создание ученых школ и университетов. Средневековые университеты как центры европейской культуры. 7. Педагогика эпохи Возрождения Литература: Антология педагогической мысли христианского средневековья: Пособие для учащихся педагогических колледжей и студентов вузов. В 2-х т. – М., 1994 Западноевропейская средневековая школа и педагогическая мысль. Вып.1. Ч.1-2 /Под ред.К.И.Салимовой, В.Г.Безрогова. – М., 1989-1990 Зейлигер-Рубинштейн Е.И. Очерки по истории воспитания и педагогической мысли.- Л., 1978, с.16-20 Российская педагогическая энциклопедия. – М., 1993.- Т.1.- С.149; 159-162; Т.2.- С.180-184 Хрестоматия по истории зарубежной педагогики /Сост. А.И.Пискунов. – М., 1971. – С.53-58 Лекция 3. Основные направления развития зарубежной гуманистической педагогики ХХ в. Педагогическая система Я.Корчака (2 часа) 1. Основные тенденции развития зарубежной гуманистической педагогики ХХ в. 2. Педагогическая деятельность педагога-гуманиста Януша Корчака 3. Педагогические принципы Януша Корчака и их реализация в в воспитательной практике Литература: Корчак Я. Избранные педагогические произведения. М.: Просвещение,1966 Корчак Я. Избранные педагогические произведения. М.: Педагогика,1979 Корчак Иоанн. Как любить детей. (Интернат). Предисл.Н.Крупской. М.:Госиздат, 1922 Корчак Я. Когда я снова стану маленьким. (Лето в Михалувке. - Слава). М.: Детская литература,1964 Валеева Р.А. Гуманистическое воспитание: опыт реформаторских школ Европы первой половины ХХ века.- Казань: КГПУ, 1996 Валеева Р.А. Гуманистическая педагогика Януша Корчака. - Казань: КГПИ, 1994 Валеева Р.А., Ханбиков Я.И. Педагог-гуманист //Сов.педагогика.- 1988.- №7 Кочнев В.Ф. Януш Корчак. М., 1991 Неверли И.Живая связь.(Отрывки из книги).-Иностранная литература,1978, №3 Неверли И.О Януше Корчаке.-В кн.:Корчак Я. Избранные педагогические произведения. М., 1966 Шабаева М.Ф. Корчак и его педагогическая теория //Народное образование.- 1978.- №11 Семинар №1. Становление педагогики как гуманистической науки О воспитании и обучении. Я.А.Коменский - основоположник педагогической науки (2 часа) 1. Выделение педагогики в самостоятельную отрасль знания. 2. Жизнь и педагогическая деятельность Я.А.Коменского. 3. Природосообразность воспитания как основополагающий принцип педагогической теории Коменского 4. Дидактическая система Я.А.Коменского. Литература: Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения. В 2-х т.- М., 1982 Красновский А. А. Ян Амос Коменский.- М., 1953 Кратохвил М.В. Жизнь Яна Амоса Коменского.- М., 1991 Пискунов А.И. Гуманизм и пансофия - фундаментальные идеи педагогической теории Яна Амоса Коменского// Советская педагогика.- 1971.- №2 Равкин З.И. Великий реформатор школы //Педагогика.- 1992.- №5-6 Смоляницкий С. Три века Яна Амоса Коменского.- М., 1987 Семинар №2. Проблема личности и коллектива в наследии А.С.Макаренко 1. Жизнь и педагогическая деятельность А.С.Макаренко 2. Сущность и основные признаки коллектива.. 3. Стадии развития коллектива 4. Основные законы и принципы жизни коллектива (Принцип параллельного педагогического действия. Перспективные линии и методика их организации. Традиции и их роль в воспитании коллектива). 5. Пути воспитания детского коллектива( коллективный труд - основа воспитания; создание актива и его роль на разных стадиях развития коллектива; самоуправление в учреждениях Макаренко) Литература: 1. Макаренко А.С. Проблемы школьного советского воспитания. Педагогика индивидуального действия: Цикл лекций. Лекция №3.- Соч. В 7 т.- Т.5.- С.163-190. 2. Макаренко А.С. Методика организации воспитательного процесса / Гл. Организационное строение коллектива. Самоуправление в отряде. Органы самоуправления. Общее собрание. Совет коллектива. Актив. Перспектива; Стиль работы с коллективом.- Соч. В 7 т.- Т.5.- С.9-35; 74-87. 3. Гриценко Л.И. А.С.Макаренко: мифы и реальность //Советская педагогика.- 1990.- №8.- с.136-140. 4. Малинин В.И. К дискуссии о наследии А.С.Макаренко //Педагогика.- 1994.- №2.- С.86-92 Задание Сегодня мы наблюдаем усиливающуюся критику идей Макаренко внутри страны. Вместе с тем, во всем мире отмечается рост интереса к его наследию. Многие западные исследователи Макаренко уверены, что его опыт содержит бесценные идеи для организации воспитания детей в современных условиях. Попытайтесь объяснить причины сложившейся ситуации. Семинар №3 |